республика Алтай / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Поход, прошедший не совсем так, как задумывался.

5 - 19 августа 2009 г.
Березовка-Бийск-Майма-У.Сема-Чемал-Ороктой-Онгудай-Иня-Инегень-Тюнгур-Мульта-Мультинские озера-В.Уймон-У.Кокса-У.Кан-Ябоган-Туекта-У.Сема-Майма
 

Инегень-Тюнгур Инегень-Тюнгур
Идея велосипедного похода появилась зимой этого года. Опыта таких походов конечно же нет. Просто на велике прокатал все детство, потом не до этого было, а вот теперь опять загорелось. Осенью покатался по случаю на Стелсе и загорелось-- хочу свой велосипед. И уехать куда-нибудь надолго-надолго. А пока надо потренироваться, поближе где-нибудь, куда отпуск позволяет съездить. Поэтому прикупил пока Стелсик Навигатор 750(на что денег хватило весной) и стал кататься потихоньку перед летом, тренироваться. Ну а в отпуск решил сгонять в Горный – вроде не далеко, можно в любой момент уехать на транспорте домой, если что.
Куда ехать тоже долго не думал, конечно по Чуйскому до Ини и переход на Тюнгур, а то все так красочно описывают этот маршрут. Хотелось бы конечно полную кругосветку, но одному как-то накладно нанимать катер на Телецком, а пароход в конец озера не знаю как ходит, да и не ездил так далеко никогда на велике, сил своих не знаю, поэтому решил полкольца сделать. Хотя потом уже по дороге маршрут немного скорректировался и получилось путешествие ничуть не хуже кругосветки, и по категорийности(если б ее кто-нибудь считал) скорее всего не меньше.
Пришлось к велику докупать рюкзак-штаны и палатку одноместку(то и другое приобрел по случаю в Новосибирске, где был проездом, а то в Барнауле искал-искал, да не нашел, бедновато как-то в наших магазинах).
Ну вроде все собрано.В путь.

Запланированный маршрут: Березовка(где я собственно живу, это на новосибирской трассе недалеко от поворота на Бийск)—Бийск—Майма—Иня—Инегень—Тюнгур—У-Кокса—У-Кан—Ябоган—Туэкта—У-Сема—Майма—Бийск.

Фактический маршрут: Березовка—Бийск—Майма—У-Сема—Чемал—Ороктой—Курота—Онгудай—Иня—Инегень—Тюнгур—Мульта—Мультинские озера—Верх.Уймон—У-Кокса—У-Кан—Ябоган—Туэкта—У-Сема—Майма.

15 дней из которых 1 дневка, 1 полудневка
Пройденное расстояние 1135,5 км, 5 перевалов
 

День1. 05.08.2009 Березовка—пов. на Плешково

Тм 6:45
Dst 115.85km
MaxSp 47.2km/h
AvSp 17.1km/h

Постоянный сильный ветер, периодически дождь. Пару раз прятался под полиэтилен.
Выехал с утра пораньше, около 6 часов, чтоб хотя бы первое время проехать по полупустой трассе. Дорога до Бийска скучная и неинтересная. Много подъемов. Спуски конечно тоже есть, но как-то не влияют на движение, а вот подъемы крутые, в итоге не доехал до Бийска около 30 км. Устал. Да еще видимо с непривычки.
Каждые 15-20 км отдых 5 мин. Часовой отдых на 65 км и двухчасовой с обедом на 92км.(или на 86, не помню) За день съел 3 каши бп.и пачку лапши, полбулки хлеба, почти 2 полторашки воды, считая приготовление обеда. В Полковниково еще 2 беляша. За ужином кроме 2 каш пакетик изюма весь съел—жрать хочу. Ночую в лесополосе рядом с местом гибели Евдокимова. Тут выкошен пятачок травы, так что палатку поставить можно. Комаров немного, со всех сторон закрыт деревьями-кустами—лепота. Спать, спать, скорее спать. Устал сильно.


День2 05.08.2009 пов.Плешково – Соузга

Тм 7:40
Dst 146.28
MaxSp 58.9
Avs 19.1


Погода хорошая, ветер не чувствуется из-за лесополосы до Бийска, а за ним из-за леса
С утра решил сильно не гнать, ехать как едется. В Бийске заехал в банкомат доснял денег на дорогу(как раз перечислили зарплату). Максимальная скорость за день тоже в городе получилась на спуске в центр, горочка хорошая.
За городом дорога неплохая, только раздражают бугры прям по краю, как раз там глее едешь, приходится лавировать. Как въехал в Красногорский район – дорога пошла гравий, залитый битумом, ехать не совсем приятно. Решил пройти Майму и вставать на ночлег где-нибудь. Где-нибудь не получилось – все застроено турбазами. Дошел до Соузги. Время девятый час. Решил переночевать в деревне, если недорого. Деньги же пока есть. На выезде из Соузги невзрачная табличка «Сдаю домик», телефон 8-903-919-0577. Летняя комната, 200р. Баня 100р. Баня хорошая, комната тоже: две кровати, холодильник, плита, чайник, вода – все как надо. Если кому-то понадобится – советую обращаться. Хозяин Женя. Тоже велосипедист – любитель, пообщались. Его личный рекорд, говорит, 200 км. 18ч. пути неспеша, с остановками на обозрение пейзажей. Причем на Урале(велик, а не горы). Давно правда это было, 9лет назад. А теперь семья, дети.
Завтра по плану Камлак, ок.100км., но посмотрим, как получится. За день перекусил в Сростках шашлык и мороженку. Шашлык стоит 150р. но плохой, лучше б не брал. В Долине свободы на выезде магазинчик, где взял пиццу и банку Bullit’а, продавщица все удивлялась, что я один поехал, мол даже поговорить не с кем. Рассказывала были у нее покупатели – корейцы, которые ехали из Алматы в горный. И когда они у нее затоваривались был у них уже 21 день пути.



День3 06.08.09 Соузга – км.20 за Чемалом

Tm 5:35
Dst 101.29
MaxSp 44.9
Avs 18.1

Утром, когда уезжал из Соузги, Жека посоветовал пройти через Ороктойский перевал, решил так и сделать. Перед Манжероком пришлось остановиться, перепаковать рюкзак. Вот тут-то меня и догнал Игорь – велобайкер из Саратова, который стал моим попутчиком на весь оставшийся путь. Он вообще-то собирался идти через Акташ до Телецкого. Но так как вдвоем веселее и безопаснее, да и на Телецком непонятно, сможет уехать до Артыбаша или надо было заранее катер нанимать, то решил пойти со мной.
Перекус перед Баранголом: консервы, сало, хлеб. Обед в Чемале: супчик с тушенкой, по кружке пива. Пиво холодное, в жару такой кайф. Ужин на стоянке.
Дорога хорошая. За Чемалом пейзажи не хуже Чуйского тракта. Весь Берег за Чемалом платный 100-150р. с палатки. Здесь(20км от Чемала) вроде бесплатно, по крайней мере пока никто не объявлялся.





День 4 08.08.09 25км за Чемалом – Ороктойский перевал – р.Урсул м-ду Куротой и Шашикманом

Tm 6:13
Dst 67.1 + 3km велопешком + ~6км на тракторе
MaxSp 44.9
Avs 10.8

Прошли Ороктойски перевал и вышли на Чуйский тракт. День начался с того,что отъехав немного от места ночевки у Игоря ни с того, ни с сего лопнула спица на заднем колесе. Груз он везет на спине, вроде нагрузки такой нет на колесо, однако ж лопнула. Откусил пассатижами под корень и поехали дальше. Перед Еландой асфальт заканчивается и начинается укатанная щебенка. Хотя укатанность относительная, т.е. все равно кочки-ямки. В Еланде покупаем хлеб (2 булки), т.к. не знаем будет магазин в Ороктое или нет. Через 17км. от Еланды мост через Катунь. Перекинут в узком месте. Очень красиво. Река зажата скалами. Это надо увидеть самому, описать я не сумею.
За мостом такая же дорога до д.Ороктой 12км. Где-то на восьмом километре развилка. Одна дорога через р.Ороктой налево, другая направо. Нам направо.пошел постепенный постоянный подъем. Проехав деревню встаем на перекус тут же на обочине. Сало, консерва, хлеб. Только все подъели едет мимо трактор(Беларус) с прицепом. Останавливается и предлагает подкинуть до мраморной каменоломни, мол туда за лесом едет и денег не возьмет, а своим ходом говорит полдня залазить будем. «Делать нечего» -- соглашаемся. И вот где-то 6км в тракторном прицепе. Дорога никакая, сплошная грязь, велики точно пришлось бы на себе тащить. А так с сыном его пообщались(он тоже в прицепе ехал), про велики, про маршрут ну и так и далее, как узнал что я практически из Барнаула своим ходом шел аж сматерился от удивления(Них…я себе, и обратно также поедешь? Конечно!)
По дороге есть развилка, как потом оказалось многие на ней ошибаются и не туда сворачивают. Одна дорога, получше уходит направо между гор, вторая чуть левее по покосам, похуже. Так вот на перевал надо идти по покосам. А направо – маральник. Это все мы узнали пока ехали в прицепе. За покосами подъем все круче и круче. Дорога разбита, размешана тракторами и недавними дождями. Лужи на всю ширину и глубину.
В общем подняли нас до каменоломни. Отсюда говорят мрамор шел на отделку московского метро. Сейчас правда она заброшена, мраморные глыбы валяются вокруг.
Посидели поговорили с трактористом Юрой за жизнь, как говорится. Обращайтесь, говорит если что. В Ороктое спросить Юру, у него Беларус с телегой, все знают он один такой. Сфотографировались и в путь.
До вершины километра три. Но каких! Мало того, что пешим, так еще и велики толкать. А у меня рюкзак на багажнике, так еще хлеще. Забирались часа два с передыхами. На вершине пару снимков, все равно все деревьями закрыто панорамы никакой, и вниз.
Спуск с перевала не лучше, чем подъем. Дорога размешана коровами, тракторами и все это месиво засохшее. Я спускался потихоньку, т.к. как боялся за багажник, он у меня простенький недорогой и если лопнет, придется заканчивать путешествие, а на такой дороге это по-моему реально. Это Игорь более-менее разгонялся и все же в одном месте через руль перелетел. Несколько километров этого месива и начался маральник. За оградой дорога не в пример лучше. Тут-то мы и «полетели». Хотя, конечно я и здесь сильно не разгонялся – не асфальт. Время около 17ч. Ищем место вставать на ночь. Места нет. Маральник, потом еще маральник, потом покосы. Таким Макаром и спустилисьм в Ниж. Талду в 18:00. За 2 часа с вершины перевала прошли 18км. Там тоже до Чуйского встать негде. Вышли в Куроту. В магазинчике у дороги по 0.5 пива и 1.5 на вечер.
Подъехал мужик с номерами 04(местный). Андрей. Поговорили. Сам питерский, приехал на 3 месяца а живет вот уже 4 года – понравилось. Приспросились где можно в Онгудае велозапчасти купить, конкретно спицы нужны были. Оказывается завтра воскресенье, все закрыто, это же не город. Взял номер моего телефона, мол попробует поискать если сегодня найдет, то отзвонится мне. Посоветовал встать между Куротой и Шашикманом на Урсуле в деревьях. Так и сделали. В дебрях с дороги не видать, только комаров много. Поужинали, посмотрели как местные пацаны хариуса ловят. Перед сном пиво за результативный день и спать. Завтра надо доехать до слияния Чуи и Катуни.



День 5 09.08.09 Курота – слияние Чуи-Катуни


Tm 6:19
Dst 95.7
MaxSp 58.9
Avs 15.2

Погода отличная, солнечно. Подъем как обычно в 7:00. Выдвинулись чуть позже обычного в 9:30, т.к. Игорь еще помыл и промазал велик. Заехали в Онгудай в отделение милиции отдать сумочку с документами, которую вчера нашли в месте ночлега. Поискали магазин запчастей, нашли один открытый, но спиц там нет. Ну чтож, придется ему так ехать.
За Онгудаем встретили группу велобайкеров из Питера, они поджидали двоих своих, у кого-то там прокол был и второй остался помочь. Спросили у них пару спиц, они дали 4шт.
Сами шли с Телецкого через Улаган, потом на Шавлинские озера, теперь в Бийск и домой. И охота вам гитару с собой таскать, спрашиваю. У нас еще и саксофон с собой есть, отвечают. Вот что значит культурная столица. Групповой снимок и едем дальше.
На подходе к Чикету чувствую – устаю. Передохнули немного перед самым подъемом, перекусили и на перевал. Пошли легко сначала, но ближе к вершине я все-таки шланганул, метров 30 пешим прошел, а Игорь весь подъем крутил, вот что значит тренированный человек. На вершине дежурные снимки, по бутылочке Хольстена по 65р. и по пирожку с картошкой по 20р., мин 10 посидели, отдышались и полетели вниз. Тут Max скорость сегодняшнего дня 58.9 и то пришлось притормаживать, а то на крутых поворотах меня с моим рюкзаком на багажнике выносило на обочину, а там гравий на котором так хорошо съезжаешь еще дальше в сторону, а я жить еще хочу, «в мире столько мест где я еще ни разу не был». Купчегень пролетели. Перед Яломаном пофотали курганы, балбалы.
Яломан и Иня. Докупили консервов, тушенки, соку выпили, по мороженке съели. Только хлеба не было. Придется последнюю буханку на три дня делить до Тюнгура.
Понравился Инегеньский мост, вернее спуск к нему на тормозах и подъем, часть которого опять же пешком, т.к. ноги уже протестуют крутить педали.
Встали на пляжике под полочкой, которая есть дорога на Инегень. До этого встретили группу пешиков, которые сообщили, что перед нами прошла группа на великах, человек 8. Ну не знаю, может и догоним еще.
На пляжике кроме нас машина с 42-м номером. Женщина, Мужчина и парень 26 лет. Лена, Витя и Гриша. Пригласили нас к себе на чаек. Поговорили о том, о сем, в основном о Горном, какие у кого приключения. Они с рыбалки ехали с Башкауса, заехали отогреться сюда, т.к. там промерзли. Хорошо половили хариуса. Приятные люди.
Сейчас 22:30 ложимся спать. Ремонт отложили на завтра: мне смазаться надо, Игорю спицу все-таки вставить.
Луна большая, правда уже начала убывать. Звезд, как всегда в Горном, много и Катунь шумит. Еще и место довольно красивое. Только мусора, конечно, много, ну хоть в кучу свален в стороне. Неужели сложно сжечь или закопать или с собой забрать да где нибудь выкинуть.


День 6 10.08.09 Слияние Чуи-Катуни – р.Чеба

Tm 4:21
Dst 34.96
MaxSp 37.3
Avs 8.0

Погода как всегда солнечная, хотя с утра было ощущение, что может пойти дождь, были облака, но быстро рассеялись.
Вышли позже обычного, в 10:00, т.к. с утра вставляли спицу Игорю в колесо, я смазывался. Обнаружил, что хрустит в задней втулке, подшипник рассыпался, придется ехать так. Впечатляющая дорога по полочке на Инегень в самом начале по верху того утеса, под которым ночевали. Потом подьем на перевальчик и спуск вниз на тормозах, т.к.все таки боюсь за багажник(мания у меня такая) и дорога щебень.
В деревне спросили про магазин. Магазина нет и хлеба купить негде. Придется все таки экономить. Тут же в деревне догнали велосипедистов, про которых нам говорили вчера. 8 человек – 3 парня и 5 девчонок из Питера. Потом весь день шли одним маршрутом, то они впереди, то мы обгоним. За Сок-Ярыком действительно мощный спуск на тормозах, после которого немного отъехав перекус на берегу Катуни. Сало и консерва, по кусочку хлеба. Питерцы вроде спускались за нами, но что-то долго их нет. Мы уже поели, а их нет. Я сгонял посмотреть, может помощь нужна, мож кто упал, а падение там могло закончиться серьезно. Действительно, одной девушке бинтовали ногу. Упала. Помощь не потребовалась – свой медик был.
Потом немного отъехав на каменистой тропе у меня пробило заднее колесо камешком. Поставил камеру запасную, клеить не стал, отложил на вечер. Заодно и колодки тормозные задние поменял, старые до металла протерлись – этот спуск их добил. На все про все потратили около получаса.
Дальше тропа по полочке. Устье Аргута. Красотища неописуемая.
Это просто надо увидеть и ощутить самому
Перед Казнахтой догнали опять Питерцев, которые устроили совещание в какую сторону идти, т.к. дорога раздваивалась. Подробной карты ни у кого нет. Одна тропа уходила прямо вниз и была похуже, чем вторая. Вторая же забирала вправо вверх на горку серпантином. Пошли по той, что получше, но вверх. Пешком. Я попробовал проехать но на серпантине все равно не смог зарулить куда надо, пришлось спешиваться. Заползли из последних сил на эту горочку. Там еще знак геодезический стоит, не помню правда какую высоту он там обозначает. Затем резкий свал к речке по которому слетели в поисках адреналина.
Брод. По бревнам не пошли, через поток надежнее, вода не высокая. На броде встретили отдыхающего дедушку. Шел из Тюнгура и сейчас туда возвращается. На ночлеге потом он мимо нас проходил опять. Ходит человек один и никого не надо в попутчики. После брода мы с Игорем ушли вперед. Решили идти до р.Чебы еще 6 км. Перед Чебой опять подъем. Теперь уже по лесу, вдалеке от Катуни, через кусты по разбитой конской тропе. Жесть.

На Чебе встретили велосипедиста из Новосибирска. Сказал, что дальше будет жесткий спуск. Он получается поднимался оттуда, причем, сначала заносил рюкзак, а потом возвращался за великом. И мы туда просто так не съедем. Ладно, решили сегодня уже туда не соваться, оставили назавтра, время уже к вечеру. Стали устраиваться на ночь. Прям на тропе, потому что места больше нет. Пока готовили ужин прошел дед, которого встретили на Казнахте, потом подтянулись Питерцы. Встали с нами. Заварганили королевский ужин. Первое: суп концентрат с растворимой лапшой. Второе: гречка с тушенкой. Третье: Чай. Потом наши попутчики пригласили к себе на чай. Посидели, поговорили про Алтай, про Питер. Пиво наше, Андреич зеленый им понравилось очень, хотят даже упаковку с собой прихватить в качестве сувенира, такого пива говорят еще не пили, не умеют мол в Питере пиво делать. В 22:05 пошли с Игорем в свою «половину лагеря» спать, а они еще сидели, Акунина вслух читали, прикол у них такой.
Кстати, в их компании тоже некоторые на Стелсах гоняют, так что некоторый комплекс неполноценности у меня окончательно прошел, и на таких великах можно отлично путешествовать.



День 7 11.08.09 р.Чеба – Мульта

Tm 5.57
Dst 65.13
MaxSp 44.2
Avs 10.9


Подъем как обычно в 7:00. Утром решили, что зайдем на Мультинские озера, время позволяет. Доели вчерашнюю гречку с тушенкой, смазали велы после вчерашних бродов и поехали. Питерцев ждать не стали, они неспеша передвигаются, а у нас график. Спустились хорошо, вопреки вчерашним уверениям, что спуск будет жестким. Тропа идет траверсом вдоль Катуни на приличной высоте. Тропа узкая, склон крутой под 45 °, того и смотри соскользнешь по камешкам вниз. Иногда даже становится страшно, когда вниз посмотришь, возникает желание спешиться, но гоню от себя такие мысли, адреналин все таки интереснее.
В одном месте от основной тропы налево вниз пошла тропка чуть похуже, мы поехали по основной. Я остановился сделать снимок(см.чуть выше), смотрю, Игорь возвращается и вниз показывает. А там избушка – летник, который на карте указан, и через который, опять же если судить по карте, проходит нужный нам путь. Может быть и эта тропа, по которой сейчас идем выводит куда надо, а если нет? Принимаем решение спускаться вниз и следовать карте. Пошли по склону, по траве. Игорь пошел практически по прямой, ему велик легче вести, весь груз на спине. Мне пришлось спускаться серпантином, т.к. мой алюминиевый конь все время пытался вырваться из рук и продолжить путь вниз самостоятельно. Вот так вот с зажатыми тормозами, кое-где соскальзывая по камешкам, ободрав все ноги какой-то жесткой травой и чуть не наступив на гадюку, которая грелась на солнышке(увидел в последний момент, успел ногу чуть дальше пронести, не наступить) кое-как спустились к летнику. Очистили обувь и носки от колючек и поехали. Почти сразу за летником тропа постепенно превращается в автомобильную дорогу.
Табличку о въезде в погранзону погранцы поменяли. Теперь она синяя, не простреленная и есть упоминание о необходимости наличия пропуска.
Пршли устье Аккема, форсировали Тургунду, где уже начали встречаться Автотуристы.
Теперь уже идет нормальная грунтовка с подъемами и спусками, частью по лесу.

В Тюнгуре кроме памятника красногвардейцам и Сухову есть еще достопримечательность – ручной журавль Жура, которого подобрали птенцом(не летал) и выкормили, теперь он тусуется в центре возле магазина и выпрашивает у прохожих поесть
В магазине взяли 1.5л кваса, т.к. пива не было, и сигарет не было, каши растворимой и тушенки тоже не было, как и хлеба. Из того, что нужно, только сгущенка и изюм. А магазин в котором все это есть закрыт на обед, и откроется только через 20 мин, и то если откроется вовремя, не надо забывать, что здесь не город и люди живут по другим понятиям. В общем не стали ждать 14:00, заявленного времени открытия магазина, а решили закупиться в Катанде, там же и пообедать. Там тоже не оказалось ни хлеба, ни каш. Зато взяли по бутылочке пива, сухарей, сушек, супа, лапши и, самое главное, пару пакетиков Юпи. Давно таких порошков не встречал. А вот где оказывается их продают. Кстати, так ни разу и не развели их за все оставшееся время, так они, наверное и уехали с Игорем в Саратов. Тут же за магазином заехали в лесочек, на берегу ручья пообедали. И тут же нас накрыл дождь, от которого прятались под полиэтиленом. Решили переждать, но он все шел и шел. И когда маленько утих рванули до Мульты, еще км.15. Только выехали из Катанды и тут дождь накрыл окончательно и конкретно. Лил всю дорогу. Насквозь промокли. По грязи ехать трудно, дорога-то нифига не асфальт, скорость низкая. Уже в 7-мом часу подъезжаем к повороту на Мульту. Указатель: У-Кокса 26км
Мульта 18 км
И еще чего-то
Быть не может, говорю. Смотрим карту, до мульты 4 км. Ничего не понимаю. Игорь посмотрел указатель с другой стороны перекрестка. Совсем другие цифры и, главное: Мульта 4км. Понятно. Висят эти указатели здесь всю жизнь и никому до них дела нет, вводят в заблуждение бедных велотуристов. Свернули налево(дождь все идет не преставая ни на минуту). Проехав мост через Катунь свернули налево, перебрели речку и встали на хорошей полянке (на островке) на берегу Катуни между двумя рукавами дельты р.Мульта.
Быстрее разводить костер, греться, переодеваться в сухое. Сушить одежду. Дождик в это время как по заказу кончился. Забодяжили как обычно суп с лапшой и тушенкой. Опять пошел дождь, да сильный с…ка. Быстро выпиваем чай и по палаткам. Спать. Вещи них…я не высохли. Завтра посмотрим по погоде пойдем на озера или нет.



День 8 12.08.09 д.Мульта – Ниж. Мультинское озеро

Tm 5:48
Dst 30.98 из них 2 км лишних
MaxSp 35.2
Avs 5.48


С утра солнце, решено сделать полудневку, просушиться, привести в порядок велики.

Вышли в 12:30. До Мульты дорога – щебенка с песком укатанная. В Мульте дозакупились хлебом, тушенкой, кашей и растворимой картошкой. Продавщица сказала, что от их магазина(а это центр деревни) 25 км до озера, мол специально замеряли. В деревне сдаются домики, есть своя пекарня, где горячий свежий хлеб.
Первые км 12 до д.Маральник идет все такая же нормальная дорога, только постоянно в горку, всего пара-тройка спусков. Перед Маральником раздваивается: влево на турбазу, от которой начинается конная тропа на озера, вправо через деревню и сразу за магазином налево и в маральник. Дорога превращается в разбитую грунтовку, хотя в сухую погоду она может быть и нормальная. Сейчас же после дождя ехать трудно, постоянно в гору.
Проехав часть пути, перед особо крутым подъемом спешились, да так и пошли пешком дальше. За маральником в лесу вообще не дорога, а некое подобие, просто месиво грязи на котором даже Уазики иной раз застревают. Газ-66 и тот мостами скребет.
Глубина колеи с полметра. Шли по кромочке, часто обходили особо трудные места по лесу. Количество бродов даже не считал, много, штук 6-7 если не больше. Проходятся все в основном легко, только в паре мест снимал рюкзак с багажника, чтоб не замочить. После одного из бродов от дороги уходит тропа хорошая правее. Игорь-то вперед ушел по дороге, а я смотрю тропа вроде параллельно дороге пошла, думал там на конях грязь обходят. Пошел по ней. Иду, иду, начало закрадываться сомнение, а туда ли иду? Где-то через километр уперся в ограду с закрытыми воротами. Маральник. Дальше виднеется избушка – летник обозначенный на карте в стороне от нужной дороги. Пришлось возвращаться. В итоге 2 лишних километра и накрутил. Вышел на дорогу, еще один бродик который взял сходу не останавливаясь(тут получилось немного проехать). Еще через полкилометра встретил Игоря, он обратно возвращался, мол меня давно нет, мож что случилось. Время уже 6-й час. Решили все равно во что бы то ни стало добраться сегодня. В лесу ночевать неохота, а до озера километров 7 еще.
Вот и вершина перевала за которым озеро. А вот и оно немного завиднелось меж деревьев и скрылось опять. Ну вроде бы рядом. Идем, идем, да где же оно черт возьми. Спуск к озеру конечно покороче, чем подъем, но соответственно и покруче, так что возвращение, думаю, будет ненамного легче. А если еще и дождь пойдет, то вообще будет задница, мягко выражаясь. Предпоследний брод, широкий, течение сильное. Снял рюкзак. Пустой велик сносит течением. Помаленечку перешел. Сразу же за ним последний брод, полегче. Еще чуть-чуть и вот оно – озеро.
Чуть повыше на берегу на поляне оборудованная стоянка или база какая-то, по-моему даже банька есть. Но нам этого не надо, мы на берег. Наконец-то. На берегу тоже оборудованы места под стоянки: кострища, столы, скамейки, площадки под палатки. На одной из таких площадок и встали. Когда пришли было уже почти темно. Пока палатки расставили, совсем стемнело. Быстро приготовили на горелке ужин и спать.
Тут холодно, холодный ветер. Мы с мокрыми ногами, грязные. Игорь-то еще помылся в озере, а я спать забурился. В двойной одежде, сухие носки и все равно прохладно в спальнике – он у меня легкий. Отрубился сразу. Завтра дневка, не спускаться же сразу не посмотрев озеро.



День 9 13.08.09

Дневка. Отсып. Встал в 8:00. Игорь еще спит. Сходил с фотоаппаратом до Шумов(перелив из Среднего Мультинского в Нижнее)
Потом вернулся к истоку Мульты. Там наткнулся на комплекс сооружений – всякие хижины из веток, бревен, веревок, тряпок. Подумал лагерь какой-то, а оказалось, что проходил международный фестиваль архитекторов «Зеленый город», вот и понастроили. Всего что-то около 700 человек было. Прикинул, если в 66 влазит где-то 10 человек, то это не меньше 70 ходок в 1 конец, да еще материалы завезти, да еды на 700 чел. Теперь понятно, почему дорога такая убитая. Это ж сколько бабла местные срубили, ели заброска на 66-м стоит 600 р. а на Уазике 800р. с человека. Последнюю партию архитекторов увезли вчера, когда мы поднимались сюда.
Надо обязательно сюда вернуться, теперь уже пешим, попробовать добраться до верхнего озера. До него говорят км.7 по левому берегу. Но это планы на будущее, а завтра пока возвращение. Программа-минимум – до Мульты, программа-максимум – дл У-Коксы.
Грибов здесь полно, собирали, варили.


День 10 14.08.09 Ниж. Мультинское озеро – д. Мульта

Tm 3:40
Dst 30.02
MaxS 45.3
AvS 8.2

Когда легли вчера спать, пошел дождь и шел, по-моему, всю ночь или вроде того. Как ни проснусь барабанит по палатке. Еще ночью было очень холодно. Одел две футболки, теплую водолазку и среди ночи в спальнике так замерз, что одел еще и куртку, и все равно к утру промерз насквозь. Утром туман. Гор не видно.
Кое-где, чуть повыше выпал снег, это мы узнали, когда возвращались и вершины, которые позавчера были зелеными, теперь стали белыми.
Дрова утром после ночного дождя сырющие. С одного брикета не получилось разжечь, потратил 3 штуки и приходилось раздувать постоянно, чтоб завтрак приготовить. Брикеты, к слову сказать, полезная вещь – стоят недорого, 50 рублей пачка, размером с 200-граммовую шоколадку, брикетики 3*3 см. горят достаточно долго чтоб не заморачиваясь с растопкой разжечь костер. Раньше я ими не пользовался, а в этот раз решил взять попробовать и не пожалел. Со всех окрестных палаток только у нас получился костер и люди к нам приходили, чтоб приготовить себе завтрак. А газ приходится экономить, т.к. осталось 1.5 баллона, что-то быстро кончается.
Пока поели, посушили вещи(уже выглянуло солнце), вышли в 11:00. Подъем преодолели быстро, правда в одном месте слишком увлеклись конской тропой и уклонились от основной дороги, да так, что пришлось подниматься по склону в 45° прилично. После вершины перевальчика вниз идти намного веселее, чем наверх корячиться. Я еще рюкзак сделал в походный режим – лямки, пояс прицепил и на спине нес. Теперь намного легче велик вести через деревья поваленные, через грязь и колеи глубокие. Красота. Не заметили, как вышли к маральникам, по которым уже можно ехать. Позавчера эта дорога намного длиннее показалась. Но как обычно обратный путь всегда короче.
В первом маральнике от озера еще один микроперевальчик и вниз, вниз с остановками только перед грязью, которую ни пройти ни обойти. На обед встали около моста через р.Мульту. Тут случилось пренеприятнейшее происшествие – у меня спиздили велоперчатки. А дело было так:
Когда встали на обед, вспомнили, что хлеба нет. Я налегке съездил в д.Маральник. Там хлеба в магазине не оказалось. Его туда не возят – местные сами пекут. Вообще выбор очень и очень невелик, продукты закупать нужно в Мульте. Возвращаюсь к стоянке. Обедаем. Собираемся. Все уже собрано, собираюсь надевать перчатки, а их нет. Поискал там, сям, в рюкзаке – нет. Помню точно, что в Маральник ездил без них, еще подумал, что пусть кисти рук хоть немного загорят, а то сам коричневый а кисти белые. Нет перчаток. А когда подъезжали на это место, немного в стороне, за дорогой двое пацанят – алтайцев шарились. Ну, наверное, пока Игорь к речке за водой спускался, они по быстрому и схватили самое интересное и маленькое, что смогли. Козлы, бл. Ну ладно, черт с ними, маленькие не ведают, что творят, хотя, конечно воспитание бы им не помешало. Поехали дальше.
Дорога – один сплошной спуск с парой маленьких подъемчиков – укатанный щебень. А ведь когда туда ехали, был один сплошной подъем с парой маленьких спусков. Вот что делает с дорогой направление движения ?. Солнце светит вовсю, но холодно – ветер холодный, особенно когда заезжаешь в тень. От Маральника до Мульты 13,5 км пролетели незаметно. В деревне закупаем продукты на завтра и бутылочку Каберне за Мультинские озера. Подошел мужичок, поинтересоваться нашим походом. Сам из Бийска. Завтра тоже в Уймон поедет с семьей, говорит там есть музей старообрядцев интересный, это кроме музея Рериха. Только надо заранее по телефону договариваться со смотрителем музея, а то ее может не быть на месте – покос да и другие домашние дела, это же ведь не город. Обменялись номерами телефонов, чтоб он вечером сообщил о результатах.
Один местный водила рассказал, что погранцов в Сугаше можно объехать. В Сугаше у местных надо спросить дорогу, а что она есть это точно. Посмотрим, а то 500р штрафа неохота платить за въезд в погранзону без пропуска.
Заночевали там же, где и перед подъемом на озера в слиянии Мульты и Катуни на острове.


День 11 15.08.09 Мульта – 1км за Краснояркой

Tm 4:26
Dst 74.55
MaxS 47.9
AvS 16.8


Солнце. Вчера вечером Бийчане скинули SMS что в В-Уймоне надо быть в 11:00 на ул.Набережная 14 и нам проведут экскурсию. Встали в 6:30, т.к. надо было провести полную промывку, чистку, смазку велосипедов после мультинской грязищи. Вышли в 9:00. Вернулись в Мульту 2,5 км и там по главной дороге за магазином «Сибирь» поворот направо на Верх-Уймон. Дорога – хорошо укатанная щебенка. Проехали Тихонькую и вот Верх-Уймон. Перед самой деревней нас обогнали Бийчане, их оказывается много, на 3-х машинах. Подъезжаем к музею, нас уже ждут. Начинается экскурсия. Экскурсовод Кучуганова Раиса Павловна начала рассказывать еще на улице. Потом прошли в избу, расселись по лавкам. Подъехали еще люди из Уфы, из Москвы. Прослушали лекцию о быте, обычаях старообрядцев. Очень интересно, хорошая рассказчица. Недаром в школе отработала 37 лет учителем. Книги пишет. Купил после лекции ее книжку «Пословицы и поговорки староверов Уймонской долины».
Сам музей представляет собой староверскую избу с настоящей русской печью. Дому больше 150 лет.
Чуть дальше по улице еще два музея, но те уже рериховские. В них заходить не стали – времени нет. Докупили в магазине хавчика и в Усть-Коксу. Решили заехать к погранцам, не рисковать по объездным дорогам, не терять на них время. Оштрафуют, так оштрафуют. Погранзаставу нашли быстро, ее видно с дороги справа на горке зеленый забор с вышкой. Вышел прапор, посмотрел документы, пораспрашивал как проехали, сколько времени уже в погранзоне, почему нас не остановили на Тургунде. Говорим как есть, что никого не видели, никто нас не останавливал, поэтому как добропорядочные граждане пришли сами получить пропуска. Он созвонился с кем-то выдавать нам их или нет, т.к. суббота, выходной(а мы счет времени потеряли, думали пятница), видимо на том конце разрешили, т.к. он дал нам бланки заявлений, которые мы заполнили и через 30 мин. Получили пропуска. От погранцов уехали в 14:45. Перекусили в кафешке «Элегия», что в центре. Борщ, пельмени, 2 хлеба, чай 115 руб, что в принципе не очень дорого, учитывая, что борща хорошая тарелка, большая, как дома. Прикупил сувенирчиков коллегам на работу и попилили. Сразу за Усть-Коксой асфальт превращается в щебенку. Вползаем на перевал Громотуха, по дороге фотаем саму р.Б.Громотуху. Ее оказывается сделали памятником природы, о чем гласит соответствующая табличка.
Что-то слишком много памятников природы в Республике развелось. Наверное выгодно. Точно не знаю, но предполагаю, что на эти памятники деньги наверное выделяют из бюджета на содержание. Но это мое предположение, иначе как объяснить, что сразу столько много памятников природы там появилось в последнее время.
Спуск. Дорога была бы ничего, если б не встречные грузовики. Один за другим штук 5-6 пронеслись. Знак 40 висит – им пофиг, запылили так, что пришлось остановиться, отвернуться, чтоб не задохнуться пылью. За Тюгурюком начался Асфальт. Ветер – сильный вмордувинд, ехать трудно. Дорога то вверх 10-12% подъемы, то вниз. Встали за Краснояркой (1 км) на берегу Коксы. Хороший пятачок, от дороги метров 200, прикрыт леском.
Ужин, записи, чай, беседа и спать. Позвонил на работу, отпросился еще на 2 дня, чтоб до 1000 км догнать пробег. Разрешили задержаться.

День 12 16.08.09 Красноярка – р.Ябоган, 4км за д.Ябоган

Tm 7:14
Dst 121.76
MaxS 49.3
AvS 16.8

Ночью был заморозок. Палатки в инее. Опять замерз в полном комплекте одежды вместе с курткой. Все-таки спальник у меня легковат для такой погоды, надо что-то посерьезней. С утра вроде бы солнце жарит, на небе ни облачка, а поедешь – ветер ледяной, холодно. Так и ехал до обеда в куртке. В Сугаше перекус прям в деревне в рощице лиственниц. Почти сразу за Сугашем погранзастава, где немного посидели, передохнули перед Кырлыкским перевалом, который начинается сразу от заставы. Спуск с перевала написан 2км. на самом деле под горку шли все 10 км.
В Усть-Кане заехали в магазин на центральной площади прикупить продуктов. Там же случился единственный за всю поездку инцидент с местными. Толи потому, что там народ такой, толи потому что воскресенье и все пьяные шатаются. В общем об Усть-Кане остались неприятные впечатления. А дело было так:
Зашел Игорь в магазин, велосипеды естественно на улице. Я остался караулить их и Игорев рюкзак, хотя в небольших деревнях частенько оставляли их и в магазины заходили вдвоем. Подходит пьяный местный алтаец. Начинается обычное бла-бла-бла, мол, откуда и куда, да тяжело, наверное ехать, да велики, наверное со скоростями, да сколько уже едете, дай 6 рублей. Подходит еще один. Я сегодня сына обмываю, родился, а сам откуда? С Барнаула? Дай 10 руб. Потом в процессе разговора поднял планку до 1,5-шки пива. Я, говорит, в 2007г. дочку обмывал, да барнаульских велосипедистов встретил, так они мне пива купили, мы с ними всю ночь пили. Утром они говорят: нам пора ехать. Я им: ну езжайте. Купи мне 1,5л пива, вместе выпьем. Не пьем, говорю. Все равно купи. Денег с собой нет. Товарищу своему в магазине скажи, пусть купит. Товарищ, говорю, не купит. Почему? Принципиальный он. А сам в магаз захожу, Игорь уже на кассе рассчитывается. Складывай все в пакет, говорю ему, выходи, сразу рюкзак надевай и поехали. А то этот, с 1,5 пива уже недобро смотрит, а сам-то не маленький такой. Выходим, эти двое только к Игорю сунулись попрошайничать, а он не обращая внимания демонстративно надевает рюкзак, берем велики и поехали. За мост переехали, остановились продукты сложить в рюкзаки, подходит еще один бухой алтаец. Но этот добрый, не попрошайничал, так, поболтать подошел. А на центральной площади, кроме тех двоих, еще бабку-алтайку бухую видали, там у них похоже тусовка. Проезжие наверное часто останавливаются в магазин, а эти чайки тут как тут. Так что лучше закупаться в небольших магазинчиках не в центре Усть-Кана, где концентрация неблагонадежных элементов поменьше. Да это, наверное, относится ко всем крупным деревням.
По у-Канской степи шли ротив сильного вмордувинда. Ветер такой сильный, что когда сбоку порыв дунул пришлось велосипед по трассе ловить, неожиданно так сдул в сторону.
Ехали по степи и высматривали, где воду найти, чтоб на ночлег вставать. Поблизости нигде нет. Так до Ябогана доехали, а там еще 4 км до р.Ябоган, где и встали, в прибрежных зарослях налево от дороги. Пусть трава высокая и кусты, зато с дороги не видать.
Завтра сразу Ябоганский перевал, в конце дня планируем взять Семинский. Но, как получится.


День 13 17.08.09

Tm 7:05
Dst 115.55
MaxS 53.2
AvS 16.3


Опять дубак с утра. Уже начал к этому привыкать. Выходить приходится в куртке. От р.Ябоган начинается постепенный подъем в перевал, резко переходящий в настоящий перевал. Куртку на нем снял т.к. было яркое солнце, как оказалось, зря. Когда летели с перевала, околел, а останавливаться неохота, на спуске же. До Туэкты практически сплошной спуск. 65км проехали без перекуса, т.к. нечем было, и купить до Кара-Кобы негде. А там уже вроде Чуйский тракт недалеко, где и решили пообедать. По дороге пофотали курганы, каменные бабы, их там много по долине.
На Чуйском пообедали в кафешке «Ажан», кажется. Прям на перекрестке на У-Кан. Недорого. Сразу от этого перекрестка ехать стало заметно труднее – постепенный набор высоты перед Семинским перевалом. Два раза начинался дождик, один раз с градом, пришлось надевать плащ. Заползли на Семинский. Пофотались, съели по беляшу за 30р., отдохнули. Игорь купил шишек на сувениры, я пакетик бадана, а то собирать самому или некогда, или обламывает.
Посмотрели, там, откуда только что приехали полоскает реальный дождина, туча хорошая повисла. Поскорее сваливаем, чтоб нас не накрыло. Дорогу могли бы сделать и получше, хотя работы и ведутся, но с другой стороны перевала. До д.Топучая слетели махом, начали искать место для ночлега. Встать негде – то болотина, то речка прям рядом с дорогой проходит. А нам надо, чтоб нас по возможности никто не видел, и чтоб вода рядом была. Так проехали еще км.10, благо, под горку дорога идет. Повстречался платный кемпинг «Арчын». Заехали цену узнать, если недорого, так и встанем. Хозяина не было, но автотуристы из Новосибирска говорят, что с машины берут 200р., а нам бесплатно, т.к.мы не на машине. Не думаю, конечно, что бесплатно, но р. за 100 попробуем хозяина уболтать утром. Здесь удобно: беседки, где можно пообедать и от дождя спрятаться, трава выкошена, дрова. Видно, что кемпинг новый, т.к. дрова – обрезки досок из которых беседки и туалеты. На том берегу Семы домики, баня.
Приготовили макароны с тушенкой. Подошла какая-то местная собака, покормили и ее(специально ходит, выпрашивает). Велики поставили в беседку на случай дождя. Спать.







День14 18.08.09

Tm 5:23
Dst 116.01
MaxS 50.0
AvS 21.6

Утром расслабились – солнце, сразу возникло непреодолимое желание посушить вещи, поэтому вышли чуть позже обычного, в 11:00. Хозяин кемпинга так и не объявился.
Продолжается спуск. Решили пилить до Соузги, а там, за Айским мостом встать, где Игорь первую ночь ночевал, когда из Бийска шел. Спускаемся. Р.Чергушка, кафе Ирбис, перекус. Света нет, поэтому выбор ограничен: пара беляшейпо 23р., полстакана сметаны за 15р., чай за 10р. Едем дальше. Черга, Камлак, Усть-Сема. В У-Семе зашли в кафешку – тоже света нет, тоже выбор ограниченный. Плов, котлета, два хлеба, чай – 80р. Посидели, передохнули, как-никак 70 км уже прошли.
Спускаемся до Соузги. В магазине «Березка» докупаем как обычно тушенку, кашу на утро, хлеб, Пива 2.5 Андреича, отметить окончание похода. За Айским мостом через 1.5 км, встаем. Место красивое – острова на Катуни, утесы. Ужинаем, пьем пиво и спать.





День 15, заключительный 19.08.09

Tm 0:44
Dst 14.38
MaxS 45.9
AvS 19.6

Едем до Маймы. Жарко уже с утра. Здесь нет такого ледяного ветра, даже ночью не замерз, спал уже без куртки. В Майме покупаем местной медовушки, Игорь как сувенир, я в дорогу, вместо лимонада.
Выходим за объезную Г-Алтайскую дорогу, упаковываем мой велик, стопим автобус. И вот я уже еду в Бийск, потом в Барнаул. Игорь до Бийска пошел своим ходом, у него поезд только завтра.
Все. Увлекательное двухнедельное путешествие закончено. Жаль. Но теперь на будущее лето отпуск будет в два раза длиннее, а поэтому нужно планировать что-то посерьезнее, чем и займусь зимой.

PS. Особых проблем с велосипедом не было, если не считать хруст в задней втулке с которым я прошел полпути, да пробой камеры, да замену тормозных колодок. Случались глюки с переключением передач под конец похода, скорее из-за грязных тросов.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте