Итак, я снова нырял в пещерах. Двадцать лет спустя...

Мексика. Канкун. Курортная зона. Это довольно далеко от Ривьера Майя - километров двести.

Пляжи. Пляжи. Пляжи. Лучше видел только в Рио-Де-Жанейро и на Бали. Теплое и насыщенное, как рыбный суп, Карибское море. Конечно, я знал, что в Мексике есть пещеры. Чего только стоили красочные рассказы некоторых "не очень почетных" членов "Барьера" о 300-метровом входном колодце в "Пещере Ласточек"!

Мексика большая. Посмотрев на карту, я понял что до "Пещеры Ласточек" не доберусь. Далеко. И нужна машина. И снаряжение. И время. И команда...
Однако, пока я изучал вопрос, на краю поля зрения все время вертелась информация о подводных системах. Во время перелета до Канкуна, эта информация кристаллизовалась в отчетливое: "Буду нырять"!

С Хуаном Карлосом Геррейро я познакомился почти случайно - увидел его объявление с адресом на какой-то рекламке. Именно он и стал моим проводником по подводным пещерам полуострова Юкотан. Вот сайт его дайв-центра:
www.cancunscubacenter.com

К слову сказать, он не очень дружен с компьютером и сайт у него так себе. Если кому будет нужно - пишите в личку, дам его e-mail.
Хуану Карлосу явно за 50. Он не мексиканец - уроженец одной из стран Латинской Америки. Кайт-серфер. Яхтсмен. И большой знаток и любитель пещерного дайвинга. Спелеоподводник старой школы.

Сеноты Ривьера Майя - словами это передать сложно. Представьте себе, что вы попали в систему Кап-Котан (это, кто знает, огромная и местами очень красивая горизонтальная система на плато Кугитанг в Туркмении), но не волочите свое бренное тело по земле, а парите в толще кристально-чистой теплой воды между сталактитами и сталагмитами ...  Ходовой конец действительно очень нужен - ощущения настолько нереальные, что забываешь обо всем. К слову, на плато Кугитанг тоже есть смертельно  красивая подводная система, и тоже с кристально-чистой теплой водой  - мы в свое время прикоснулись к ней чуть-чуть (см. маршрут "Забытая экспедиция"), но в Туркмении она очень глубокая, а здесь комфортная глубина 10-15 метров.

Кто в Туркмении не был - есть отличная книга Стива Геррарда (У него как раз и учился в свое время Хуан Карлос) с потрясающими фотографиями: http://cenotesoftherivieramaya.com/home.htm
Именно из нее взята заглавная фотография в альбом к маршруту.
У Стива Геррарда тоже есть свой дайв-центр:

Должен сказать, что погружения в Карибском море после сенот казались пресными и невыразительными ... Очень рекомендую понырять в сенотах всем, у кого будет такая возможность. И с удовольствием присоединюсь к экспедиции в эти края, если ее кто-либо организует :)