К полудню третьих ходовых суток, оставив за кормой 84 мили (155 км), пришли в город Куопио. Это самая северная точка нашего путешествия. Зачалившись в великолепной марине, осмотрели город – рыночную площадь, квартал ремесленников.… А вот аквапарки находятся в стороне от центра и при желании их посетить, надо или идти на катере, или воспользоваться городским автобусом.
Вечером этого дня вновь пересекли озеро Каллавеси, но уже в другом направлении и на ночь бросили якорь в марине Ritoniemi, с целью посетить сауну. На причале встретили соотечественников из Санкт-Петербурга, приехавших на машине на рыбалку и, уже успешно ловивших окуней прямо с пирса. К слову, рыбалка удочкой с берега в Финляндии бесплатна (только червей придётся покупать в магазине). Неделя ловли на спиннинг обойдётся в 6 евро, если будете рыбачить в одном регионе. Мы бороздили воды двух, поэтому сумма удвоилась. Питерцы проявили неподдельный интерес к нашему путешествию, что послужило одним из побудительных мотивов к написанию этой статьи.
Сайменская озёрная система очень хороша собой. Узкие протоки и искусственные каналы чередуются с открытыми водными пространствами, ширину которых скрадывают многочисленные острова, поросшие соснами. В такое озерцо Сувасвеси мы и выкатились наутро после банного вечера. Людям, находящимся на борту судна свойственно преувеличивать высоту волн, поэтому называть её не буду, но скорость пришлось убавить, после того как одна из них, перекатившись через рубку, попала в кокпит. Благо он самоотливной. И, вообще катер не дал повода усомниться в его надёжности. Наградой за пятикилометровый штормовой переход стала красивейшая протока со скалистыми берегами. Высаживаемся поесть ягод и искупаться. Умный прибор, находящийся на борту, кроме глубины водоёма и скорости движения может показывать температуру забортной воды. Она в нашем случае + 21°С. Далее решаем сделать небольшой крюк на озеро Юоярви, где расположен Валаамский православный монастырь, основанный монахами, ушедшими с Ладоги во время советско-финляндской "зимней" войны, когда шла борьба за Карельский перешеек и водные пути. Монастырь бомбили и, братия, принявшая к тому времени финское подданство, покинула Валаам. Монахи увезли с собой все самое ценное — иконы, церковную утварь, облачения, книги и колокола. Спустя несколько лет они приобрели усадьбу Папиниеми в местечке Хейнявеси. Там возник монастырь, получивший название "Новый Валаам", ставший центром православного монашества в Финляндии. В 1945 г. этот монастырь был присоединён к московской епархии, но экономически остался подчинён финской православной церкви. Путь к нему идёт через очень интересный в техническом плане шлюз Varistaipaleen, состоящий из четырёх камер, пройдя которые поднимаемся на 14 метров. В нашей стране подобные объекты считаются режимными и фото-видеосъёмка запрещена, а тут, пожалуйста – снимай, что хочешь. Около шлюза есть музей канала – сюда возят экскурсии на автобусах.
Следующие четыре шлюза построены параллельно порожистым протокам для обеспечения судоходства. Нам, жителям России, удивительно, что прекрасно обставленный фарватер, которым мы следовали обратно в Савонлинна, предназначен лишь для маломерных судов. Вообще, вся водная инфраструктура способствует безопасному и беспроблемному отдыху на воде. Может поэтому у финских судоводителей принято приветствовать друг друга? Кстати, уже дома, рассматривая фотографии, меня осенило, что на катере не было никакого номера, а мы байдарки маркируем (по крайней мере, должны это делать)… Заканчивая невыигрышную для нас тему сравнений, замечу, что цены на продукты, топливо, транспорт у финнов заметно выше среднероссийских. Правда, судя по количеству катеров на душу населения у наших северных соседей (стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч евро) 90 центов за литр дизтоплива - такая мелочь.
Ночевали, как правило, на небольших необитаемых островах. Рельеф острова не имел решающего значения – палатку нам ставить было не нужно. С утра рыбалка, сбор ягод, водные процедуры. Затем, запустив двигатель, совмещали приготовление завтрака с продвижением по маршруту. Ежедневное ходовое время, в среднем не превысило пяти часов. Обратный путь был несколько длиннее и, в итоге за неделю мы прошли 185 миль. Конечно, в спортивном плане это не расстояние. Но в данном случае гораздо важнее сумма полученных впечатлений и положительных эмоций.