Финляндия / Спортивный туризм | Водный туризм | Самостоятельная поездка | Рыбалка
 

Финляндия. Взгляд с катера. Лето 2007, рук. Россихин А.

13 - 20 августа 2007 г.
Озерный регион Финляндии, Сайменская водная система. Знакомство с красивейшими озерами Европы.
Нитка маршрута
Савонлинна-Варкаус-Куопио-Хейнявеси-Савонлинна
Новая глава 

Когда в 2001 году восторженные впечатления от первого зарубежного похода обрели некоторую литературную форму, они получили название «Финляндия. Взгляд с велосипеда». Но в «Вольный ветер» рукопись отправлять не стал, поскольку в газете публиковались более пристальные взгляды. К тому же, моё обращение к велотуризму было интересом водника заглянуть по другую сторону берега. С него [берега] родная стихия в лице озера Саймаа показалась очень привлекательной. И тогда зародилась Мечта…

Примерно в то же время узнал, что за рубежом возможен и очень популярен чартер – прокат катеров и яхт, как с командой, так и без неё. Последнее особенно привлекало, тем более что опыт водно-моторных походов и права на управление маломерным судном имелись. А именно это обстоятельство было условием получения нами катера в свободное пользование. С целью минимизации расходов решено войти в контакт с чартерной фирмой без посредников. Переписка была довольно длительной и лишь в июне этого года закончилась получением контракта. Тем не менее, пока 13 августа не ступили на палубу выбранного нами судна, оставались сомнения по поводу успешного осуществления задуманного. К счастью, они были совершенно напрасны. Также в русле этих сомнений резервировалось плавсредство, поэтому выбрали почти самое маленькое из предлагаемых фирмой. «Bella-7000» имеет длину 7 метров, ширину – 2,5. Дизель Volvo Penta, мощностью 43 л.с., обеспечивает судну крейсерскую скорость порядка 7 узлов (около 13 км/час). Катер полностью укомплектован необходимым спасательным и швартовным снаряжением и имеет прекрасное навигационное обеспечение. Особый восторг вызвала подробнейшая лоция масштаба 1:40000 (сложные участки показаны еще крупнее) и сопроводительная книга с указанием точных координат всех стоянок, начиная от самых простейших, где можно только бросить якорь и выбросить мусор, кончая полностью упакованными – с заправкой, сауной, кафешкой и прочими бытовыми удобствами на берегу. Впрочем, кое-какие удобства есть и на катере – гальюн (туалет), холодильник, кухонная плита с посудным шкафчиком, мойка и обеденный стол, на ночь превращающийся в ещё одно спальное место. Более-менее комфортно заночевать в каюте могут четыре человека – именно это обстоятельство определило количественный состав группы (дурацкие сомнения по поводу комплектования команды тоже оказались лишними – желающих оказалось больше паспортной пассажировместимости). Заканчивая тему удобств, замечу, что слив из унитаза осуществляется в отдельную ёмкость, которую можно бесплатно(!) опорожнить вакуумным отсосом, имеющемся во многих маринах (стоянках).

Теперь собственно о маршруте. Естественно, хотелось, чтобы он был кольцевым, притом, что катер следовало вернуть туда, где получали. И Сайменская озёрная система такие варианты предполагает, в частности: Савонлинна – Куопио – Савонлинна. Вперед через Варкаус, обратно через Хейнявеси. Впрочем, порядок может быть и обратным. В нашем случае мы сначала шли фарватером, где ходят большие суда (всего их встретили 7 единиц). На пути до Куопио два довольно крупных (по финским меркам) населённых пункта и два шлюза. О прохождении шлюзов хочется сказать особо. Не успели мы подойти к первому из них – Taipaleen (в городе Варкаус) как диспетчер, заметив нас, начал спуск воды – в камере шлюза был уровень верхнего бьефа. Вскоре ворота распахнулись, и мы в одиночестве начали подъем на шесть метров. Это был шок – в советское время никто одно маломерное судно шлюзовать бы не стал. Требовалось дождаться подходящего попутного судна, чтобы можно было выйти на его борт, так как далеко не во всех шлюзах во время процесса команде разрешалось оставаться в лодке. Второй, по ходу движения шлюз был меньше, а перепад уровней вовсе смешным – менее одного метра. Но, обойдя территорию и, заглянув в диспетчерскую, мы не обнаружили ни одного человека. Вскоре, группа молодых людей, отправлявшихся на рыбалку, на хорошем английском объяснили нам правила пользования – self-service, то есть самообслуживание. В прямом смысле, как в сказке – дерни за верёвочку, дверь то и откроется. Верёвка привязана к обыкновенному конечному выключателю, замыкание которого и запускает полностью автоматизированный процесс шлюзования. Денег за это чудо никто не требует, хотя, скорее всего перед началом навигации владелец судна платит какой-то налог, и часть его была заложена в арендную плату.

В промежутке между шлюзами посетили коммуну (село) Леппявирта, где можно не только заглянуть в храм и взять русскоязычную брошюру о его истории, но и за умеренные деньги попасть в современный спортивный комплекс, включающий в себя аквапарк с различными водными процедурами, подземную двухсотметровую лыжню и ещё много чего. Непонятно за счёт чего существуют подобные центры, ибо в будний день, по нашим меркам, народу там практически нет (те же недоумения по поводу окупаемости городского транспорта).

К полудню третьих ходовых суток, оставив за кормой 84 мили (155 км), пришли в город Куопио. Это самая северная точка нашего путешествия. Зачалившись в великолепной марине, осмотрели город – рыночную площадь, квартал ремесленников.… А вот аквапарки находятся в стороне от центра и при желании их посетить, надо или идти на катере, или воспользоваться городским автобусом.

Вечером этого дня вновь пересекли озеро Каллавеси, но уже в другом направлении и на ночь бросили якорь в марине Ritoniemi, с целью посетить сауну. На причале встретили соотечественников из Санкт-Петербурга, приехавших на машине на рыбалку и, уже успешно ловивших окуней прямо с пирса. К слову, рыбалка удочкой с берега в Финляндии бесплатна (только червей придётся покупать в магазине). Неделя ловли на спиннинг обойдётся в 6 евро, если будете рыбачить в одном регионе. Мы бороздили воды двух, поэтому сумма удвоилась. Питерцы проявили неподдельный интерес к нашему путешествию, что послужило одним из побудительных мотивов к написанию этой статьи.

Сайменская озёрная система очень хороша собой. Узкие протоки и искусственные каналы чередуются с открытыми водными пространствами, ширину которых скрадывают многочисленные острова, поросшие соснами. В такое озерцо Сувасвеси мы и выкатились наутро после банного вечера. Людям, находящимся на борту судна свойственно преувеличивать высоту волн, поэтому называть её не буду, но скорость пришлось убавить, после того как одна из них, перекатившись через рубку, попала в кокпит. Благо он самоотливной. И, вообще катер не дал повода усомниться в его надёжности. Наградой за пятикилометровый штормовой переход стала красивейшая протока со скалистыми берегами. Высаживаемся поесть ягод и искупаться. Умный прибор, находящийся на борту, кроме глубины водоёма и скорости движения может показывать температуру забортной воды. Она в нашем случае + 21°С. Далее решаем сделать небольшой крюк на озеро Юоярви, где расположен Валаамский православный монастырь, основанный монахами, ушедшими с Ладоги во время советско-финляндской "зимней" войны, когда шла борьба за Карельский перешеек и водные пути. Монастырь бомбили и, братия, принявшая к тому времени финское подданство, покинула Валаам. Монахи увезли с собой все самое ценное — иконы, церковную утварь, облачения, книги и колокола. Спустя несколько лет они приобрели усадьбу Папиниеми в местечке Хейнявеси. Там возник монастырь, получивший название "Новый Валаам", ставший центром православного монашества в Финляндии. В 1945 г. этот монастырь был присоединён к московской епархии, но экономически остался подчинён финской православной церкви. Путь к нему идёт через очень интересный в техническом плане шлюз Varistaipaleen, состоящий из четырёх камер, пройдя которые поднимаемся на 14 метров. В нашей стране подобные объекты считаются режимными и фото-видеосъёмка запрещена, а тут, пожалуйста – снимай, что хочешь. Около шлюза есть музей канала – сюда возят экскурсии на автобусах.

Следующие четыре шлюза построены параллельно порожистым протокам для обеспечения судоходства. Нам, жителям России, удивительно, что прекрасно обставленный фарватер, которым мы следовали обратно в Савонлинна, предназначен лишь для маломерных судов. Вообще, вся водная инфраструктура способствует безопасному и беспроблемному отдыху на воде. Может поэтому у финских судоводителей принято приветствовать друг друга? Кстати, уже дома, рассматривая фотографии, меня осенило, что на катере не было никакого номера, а мы байдарки маркируем (по крайней мере, должны это делать)… Заканчивая невыигрышную для нас тему сравнений, замечу, что цены на продукты, топливо, транспорт у финнов заметно выше среднероссийских. Правда, судя по количеству катеров на душу населения у наших северных соседей (стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч евро) 90 центов за литр дизтоплива - такая мелочь.

Ночевали, как правило, на небольших необитаемых островах. Рельеф острова не имел решающего значения – палатку нам ставить было не нужно. С утра рыбалка, сбор ягод, водные процедуры. Затем, запустив двигатель, совмещали приготовление завтрака с продвижением по маршруту. Ежедневное ходовое время, в среднем не превысило пяти часов. Обратный путь был несколько длиннее и, в итоге за неделю мы прошли 185 миль. Конечно, в спортивном плане это не расстояние. Но в данном случае гораздо важнее сумма полученных впечатлений и положительных эмоций.


Комментарии
Я давно мечтал посетить Финляндию, 
Еще когда жена показала мне фотки с http://travelask.ru/finland , но даже не подозревал что можно совершить такое интересное водное путешествие!!
Показал ваше путешествие жене, она сначала сомневалась, но потом увидела все места которые сможет увидеть собственными глазами, и согласилась!!
Уже в интернете нашли не дорогой катер в аренду, так что надеюсь мы вернемся с не меньшими впечатлениями!!
Действительно очень заманчивое путишествие, а во сколько вам обошлась его аренда? 
?
Интересное путешествие. Надо будет запланировать покатушки на катере. 
Думаю, для открытия визы выберемся на поезде Аллегро в финку.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: