К читателю.
В июне-июле 2010 года состоялось церковное мероприятие, именуемое крестным ходом. Кому интересен именно этот аспект, могут коротко и исчерпывающе получить информацию на церковных сайтах или посмотреть видеоролик на http://www.tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at8340. То, что ниже - выписки из судового журнала яхты «Селена» (тип Алькор 1976 года), с фотографиями и кой какими лирическими отступлениями. Капитан.
Поход на Сахалин. (Судовой журнал). Переход до Невельска.
20.06.2010
Гавань «Бригантина». На борту Лапин В Я – капитан, Борисов Л П –ст пом., Ангелов Е С – матрос, Фахурдинов Марат – матрос, представитель церкви и участник всех морских крестных ходов.
12.00 Получили «Добро» на маршрут Находка – Владивосток – Находка – Невельск.
Выбрали становой якорь, под мотором – на выход.
12.05 Машина стоп. Полная парусность. КК 230о , ветер W 1-2 м/с.
12.20 Подошли к «резинке», подарок на дорожку от Юры Осипова – рыбки на уху.
Первые неприятности: перегрев двигателя (выдавливание тосола в расширительный бачек), задымление кормового трюма через свищи в соединениях выхлопной трубы. Но вся затея с переделкой МИШа и установкой понижающего редуктора дала свои плоды: реверс стал надежным, движок более уверенно держит обороты при больших оборотах. Эта конструкция МИШа проработала без поломок и претензий весь сезон.
21.06.2010
13.00 Ошвартовались в яхтклубе «Семь Футов».
Успели точно к началу «парад-оле»: Владыка Приморский на причале, корреспонденты «на товсь». Все проходит «по заранее утвержденному плану»: пиар – церкви, нам – продукты и иконы. Успеваем закупить оргстекло для иллюминаторов – «…и это главное».
Как и предполагалось, необходим заход в Находку для устранения замечаний по двигателю.
«Выход в море – дубль один!..»
22.06.2010
08.15 «Дорбро» от оперативного на переход Владивосток – Находка. По тихому, «трамбуем» снабжение и продукты.
09.05 Отшвартовка. Полная парусность. Ветер N5-6 м/с, море 0,5м.
09.35 43 04,8/131 50,2 На мыс Токаревский, для прохода через Пролив Босфор Восточный. Ветер стихает.
Периодически «толкаемся» машиной.
11.00 43 03,35/131 53,39 Следуя под парусами на скорости 1,5 узла садимся на прибрежную отмель. Снялись работая двигателем.
«Мы тут все мели знаем…». Открыли рты на грандиозную стройку мостов…
12.25 43 02,2/131 58,8 Прошли мыс Басаргина – курс на пролив Аскольд. Ветер SE 3-4 м/с, море 1-2 б. ГенК 130
14.45 43 01,3/132 02,4 Безветрие. Звонок от МЧС Сахалина (???) : «Где Вы?». Договорились о связи и звонках при подходе в их район ответственности.
Намного позже, в Невельске, стало ясно о таком «беспокойстве»: на Сахалине нет ФПС, все яхты регистрирует ГИМС…
19.40 42 58,1/132 11,8 В середине Уссурийского залива. Ветер N-NW 3-5 м/с. На фордаке, 3-4 узла, ГенК 160
22.00 42 50,4/132 19,0 В проливе Аскольд. ГенК 125, V=5 узл. Раздувает.
23.30 42 47,6/132 27,7 У кекур Пять Пальцев, под одним стакселем. Веете W 5-7 м/с, море 2-3 б.
23.06.2010
03.00 Ошвартовались в я/к «Бригантина». До рассвета – отдыхать.
С рассветом удивили одноклубников: «Вы же еще позавчера на Сахалин рванули, по ящику конкретно показали!»
За светлое время изготовили и заменили шкив на помпе – меньшего диаметра. Участок гофрированной выхлопной трубы заменили на дюрит – ошибочное решение: в будущем он прогарал на изгибе неоднократно.
24.06.2010
00.00 Получили «Добро» на выход.
00.30 Вышли из гавани «Бригантина». На борту трое: Лапин В Я – капитан, Борисов Л П – ст пом., Фахурдинов Марат – матрос. Ветер слабый, переменный.
06.17 42 42,6/132 53,6 Подхватило ветром из залива Находка – летим до 7 узлов, курс на мыс Поворотный.
09.55 42 40,4/133 03,8 Болтанка за мысом Поворотный.
12.30 42 42,7/133 15,5 Ветер W 3-4 м/с. Ясно и тепло.
16.40 42 48,1/133 41,5 SW 4-6 м/с Ясно.
18.25 42 50,9/133 50,3 Свернули закрутку. Толбой и полный грот – на ночь. Диспетчер портпункта Преображение на ночь обещает слабый ветер от юго-запада.
23.00 42 57,5/134 04,8 Неслабо получили «по мордасам»: NE порывы до 15 м/с. Поломали несколько ползунов на гроте по гику, потеряли латы.
Хорошая встряска была нужна: расслабуха «домашнего» плавания кончилась.
И прогнозам вера стала избирательная.
В течении всего похода так и было: слушай прогноз наоборот.
23.30 42 58,2/134 03,0 Встали на большой якорь, с цепью, в безымянной бухточке под самым берегом – «утро вечера мудренее».
25.06.2010
Зализали первые раны: грот по гику завели в ликпаз, вооружили простую систему взятия рифов на вторую полку, зашили выходы лат из латкарманов.
08.00 «Виро якорь!». Погода отличная, слабый попутный ветер. Пошли по маршруту.
26.06.2010
07.20 43 26,9/135 05,2 Подходим к мысу Низменный.
14.45 43 51,3/135 31,2 Прошли мыс Четырех Скал – попутняк 8 – 10м/с, на зарифленном гроте.
18.20 44 10,4/135 44,4 Прем 5-7 узлов.
21.10 44 19,6/135 51,5 На траверзе бухты Рудная. Ветер слабеет. Правим на мыс Грозный.
23.30 4425,0/136 04,1 Решили следовать прямо на Невельск – 278 миль.
27.06.2010
12.00 44 38,4/136 36,6 Переменный, южных направлений.
15.25 44 47,0/136 59,8 Ветер S 5-10 м/с, V до 7,5 узл.
16.40 44 50,2/137 10,2 Ветер S 5 м/с. Ясно. Виден материк.
21.37 44 57,8/137 44,2 Разошлись с т/х «Комсомолия Калининграда». ГенК 70, V=5 узл.
24.00 45 02,0/138 00,2 До Невельска 191 миля
28.06.2010
08.15 45 11,1/138 26,1 Ветер NNE 3-6 м\с. Лавируем по ГенКурсу, до Невельска 171 миля.
15.32 45 17,0/139 08,0 Ну очень слабый ветер.
17.00 45 18,0/139 13,2 ГенКурс 80, V=3 узл.
29.06.2010
13.30 45 43,4/140 00,7 Ветер E 5-8 м/с, ГенКурс 70, V=5 узл. До Невельска 99 миль.
18.55 45 59,1/140 21,5 Встретили т/х «Бухта Новик». До о. Монерон 38 миль, до Невельска – 77 миль.
Ветер слабеет.
24.00 46 11,2/140 30,7 Штиль, дымка.
30.06.2010
08.00 46 18,2/140 33,3 Провалялись восемь часов – прошли по генкурсу 5 миль.
09.05 46 18,2/140 45,3 Увидели Монерон! – 19 миль, но в дымке, и только северный мыс. До Невельска 50 миль. Почти штиль.
Первые встречающие – значит мы на севере. Этот малыш резвился рядом несколько часов:
21.20 46 35,4/141 20,0 От нетерпения толкаемся движком. До Невельска 20 миль.
Заходить в порт ночью или утром? Лучше утром, но хочется быстрее: ведь нас ждут!
1.07.2010
07.30 Первая связь с портовыми властями: нас тут не ждали.
Вот так: стоять и ждать – лежать отжаться! Минут через двадцать – «Добро пожаловать!»
08.20 Ошвартовались в малом ковше Невельска.
После землетрясения 2007 года акватория порта обмелела в среднем почти на метр. Осыхающая отмель с полуразрушенным молом превратилась в длинный остров. Самые большие глубины в гавани – 4 метра. Плавание возможно только вдоль берегового причала. Портовые постройки вызывают жалкое зрелище, как после бомбежки… Практически, рыбный порт прекратил существование.
Город пострадал: были разобраны панельные пятиэтажки – в них попадали лестничные пролеты. Строительство идет, не шатко – не валко. Идет слух: южнокорейцы хотят восстанавливать порт! Вопрос – зачем? Только потому, что нынешний мер города из местных корейцев?
Уродливая достопримечательность в центре города; пятиметровый каменный забор с колючкой! Подумали – тюрьма! (А что, во Владивостоке – именно так.) А нет! Это ж знаменитая Невельская мореходка!
На второй день, к вечеру прибыли «массовики – затейники» с приморья. Запомнилась радостная реплика: «Ой мужики! Какие вы молодцы! А я думал – вы не придёте…»
Панорама города.
На этом месте была танцплощадка, а задолго до того – буддийский храм…
Природа Сахалина – отдельная тема
Подошли товарищи по мероприятию: яхта «Нарвал» под управлением Олеси Ильиной.
4.07.2010 Кому что, а затейникам – пиар, пресса ждать не хочет: отыгрываем «Выход в море – дубль два!»
7.07.2010
09.00 «Добро» на выход из порта. Назначение – Холмск (28 миль).
Поход продолжается!