С горными выходами соответствует 3 к.сл.
Инта-р. Народа-Голубое озеро-р. Народа-Саранпауль

Заметки "Народа 2014"

«Народа 2014»

Приполярный Урал, Ханты-мансийский автономный округ. Водный туризм

В Память товарища нашего - Андрея Петровича Михеева.

Короткие проводы, объятия друзей, стук колёс, поезд «Киев – Санкт-Петербург» уносит нас от притихших коренных киевлян и зигующих, в масках, будто маска может скрыть печать Каина, бандеровцев; Санкт-Петербург, друзья встречают нас, мирная жизнь с её обычными хлопотами и заботами… До выезда на маршрут неделя, четыре дня на прогулки по городу остальное – сборы. В этот приезд мы обнаружили подворье Киево-Печерской Лавры, фото №01 и №02,

1. Подворье
2. Подворье Киево-Печерской Лавры
маловато открытий, но для Северной столицы – четыре дня - ничто. Ревизия и ремонт снаряжения - только с помощью кота Кеши
3. Кеша
 удалось обнаружить место утечки воздуха из левой гондолы, фото №03 ,слух у него не чета моему; упаковка, погрузка в поезд «Санкт-Петербург – Воркута», закупка картофеля в Котласе и утром 02.08.14  - Инта. Вахтовка ждёт нас у вокзала, груз вяжем на багажник, сами в салон, поехали!

02.08.14 Вахтовка, на базе авто «Урал», резво бежит от Инты; тормозит, мы на возвышенности.

044.Виден Кожим
- Здесь ещё есть мобильная связь, а далее - нет, звоните! предлагает водитель.

Да, есть, но дозвониться удаётся не всем, сигнал слабый. Любуемся видами Восточных и Западных Салед, их вершины в снежниках, ныне, при всеобщем потеплении, явление редкое. Синяя полоса Кожима, разрезая кадр по диагонали, оживляет картину, фото №04.

Нас восьмеро: четверо Киевлян, не считая пса Алтая и четверо Санкт петербуржцев. Двое выпали: у нас (Киевлян) Володя, выезд в отпуск к «оккупантам» привёл бы к его увольнению, из Санкт петербуржцев, по финансовым причинам, сын Андрея; жаль, поход был задуман в память отца его, Андрея Петровича Михеева, оставшегося на погосте в селе Саранпауль.

Имя, фамилия

Урал, 3 р.

Вика Енина

Владимир Котляр

В. Саян, Алтай, СЗ Забайкалье, Приморье 5 р.

Ира Федотова.

Алтай, В. Саян 4 у.

Наташа Ларина

В. Саян, Алтай, СЗ Забайкалье, Приморье 5 у.

Леонид Зайцев

Урал, 3 у.

Станислав Сафин

Брод через Кожим, на его левом берегу стоит пост национального парка «Югыдва», никого, обходят владения. Укатанная дорога, мчим без остановок до каньона Кожима, фото №05,

5. Каньон Кожима

пейзаж портят лишь следы работы золотопромышленников, т.н. полигоны их, ржавыми пятнами там и сям, и трава на них не растёт. Насмотрелись, поехали, иногда машина бродит с одного берега Кожима на другой, скалы то слева, то справа, но вот, по широкой пойме Кожима, начинаем забирать вправо, на ЮВ и втягиваемся в ручей Николай-Шор, по нему и пойдём вверх. Урал, загребает карьерными шинами, летят брызги, ветки, камни; вцепившись в ручки мягких кресел, вспоминаем поездки «на броне», в салоне Урала заметно комфортнее, но жарче. Прогалина, заводь, привал: водитель – всем купаться! - мы с удовольствием, прохладная вода бодрит, отлично! И опять ложатся под колёса кусты, выбираемся из ручья и, по укатанной дороге, медленно карабкаемся к перевалу, остановка, приходим в себя, осматриваемся. Горы, снежники, долина Народы, спуск к ней, фото №06.

6. Спуск к Народе

- До конца спуска прогуляетесь пешком, сообщает водитель, - опасно.

Урал медленно ползёт вниз, бредём, рассматривая горы и цветы, догоняем, усаживаемся, спуск и далее крут, но идёт лесом, ещё полтора часа тряски и вот, миновав зимнее стойбище, мы на прибрежной поляне Народы. Разгрузка, расчёт, прощание с водителем, лагерь, костёр, ужин и сон. Время в пути 14 часов. Координаты стоянки 64, 55' 39.102" N; 60, 23' 45.054" E.

03.08.14  После завтрака мужская часть команды, вооружившись топориками и пилой, уходит в отдалённую берёзовую рощу в поисках, относительно ровных, пятиметровых, диаметром около 7 см, берёзок для «стрингеров» и диагоналей. На «шпангоуты» сгодятся и неказистые. К обеду всё «дерево» уже ошкурено, гондолы накачаны. После обеда сборы в горы, продукты, снаряжение, советы остающихся в лагере товарищей, ужин.

04.08.14. Ясное утро, в горы идут пятеро: Вадим, Наташа, Стас, Леонид и я. Дорога уводит на Восток, к стойбищу, от него на Север, идём мимо лесочка, в нём мы вчера добыли несколько берёз для рам катамаранов, небольшой подъём, спуск и брод через ручей, фото №07.

7. Брод

После брода уходим влево, сворачивая с накатанной дороги на менее набитую вездеходку и, через 01:23 после старта, мы у начала уходящей вправо «конной тропы». Фото №08;

8. Начало "Конной тропы"

координаты: 64056’38,77”N; 60024’14,68”Е. Кустарник, в её начале, постепенно сменяется лесом, тропа, с набором высоты, ведёт нас Западным склоном хр. Панэчаиз. Местами путь преграждают поваленные, для удобства нашего отдыха, деревья, фото №09.

9. На "Конной тропе"

Иду под рюкзаком по тропе, думаю всякую всячину: ничто не отвлекает, тропа знакома, голова свободна…

Почти «Валерик» - Лермонтова.

«И жизнь всечасно кочевая, Труды, заботы ночь и днем, Все, размышлению мешая, Приводит в первобытный вид Больную душу: сердце спит, Простора нет воображенью... И нет работы голове...».

Удаляется и рассеивается чёрный дым костров «Ёмайдана», скачки укропитеков и их вопли. Жаль, по малости лет, не всё запомнил из рассказов дедушки своего – Отрохова Петра Петровича, фото №10;

10. Отрохов П.П

вернулся он в Киев с фронтов 1-ой Мировой как раз в самую заваруху: белые, зёлёные, петлюровцы, красные, и повидал и поучаствовал… Жаль, вернёмся, просто некуда деться, в оккупированный бандерлогами Киев, а впрочем, не оккупированный, не менее 70% киевлян, среди коренных – процент возможно ниже, поддержали приход бандерлогов; и ряды моих друзей-товарищей сократились соответственно.

Как хорошо, что первый переворот 1991, ГКЧП, прошуршал над головами нашей группы в каньонах реки Талаи, радио мы не включали, и он не отвлёк нас от порогов, прижимов, скал, водопадов, хариусов и медведей; ни чем не смутил душу. И уж только парясь в бане верхнего кордона Витимского заповедника, слушали, относительно спокойно, рассказы егерей о произошедшем…Они же поволновались изрядно, но зря, зря проверяли карабины и боекомплект, всё сникло; видать это была хорошо организованная провокация.

Тропа, меж тем, плавно сбежала с лесистого отрога хребта Панэчаиз, распахнулась долина реки Народа, открылся вид до слияния Народы и Северной Народы и синеющих отрогов Большого Чендыра; недаром саранпаульцы это место называют «светлица». Пару бродов через небольшие ручейки, Народа шумит слева; тропа врезается в старую вездеходку, далее шагаем по ней. Светлица постепенно сужается; роща, на её краю, развалины избы слева, дивная пила лежит на том же месте. Фото №11,

11. Никита и пила

Никита с пилой в 2012. Пока друзья осматривают развалины, догоняю их; фотографируешь, время уходит на GPS привязку, несколько фото и спины товарищей уж маячат вдалеке и догнать можно только рысью.

Брод через Северную Народу – выше колена; время пути от базового лагеря 02:40.

Чуть поодаль, слева, кострище, вправо и вверх уходит заросшая дорога к бывшему пос. Северная Народа, мы же идём прямо, след свежий, недавно прошёл гусеничный вездеход, по обочинам – фантики карамелек; как далече он шёл, кто послал, да и зачем?

Гора Большой Чендыр постепенно приближается, каменные зубья на её склоне видны всё отчётливее. Слева заметили замшелую треногу опоры навесной переправы через Народу, что переправляли к подножью Б. Чендыра? Координаты 64059’15,99”N; 60021’11,19”Е. Шагаем, долина Народы всё уже, и ближе горы, за отрогами Б. Чендыра, над Народой, видны снежники г. Мансинер, фото №12.

12. Долина Народы у Б. Чендыра

Вдруг, справа от дороги, всё более походящей на тропу, свежеструганные рамы; это и вёз вездеход, но зачем?! Опорная база для нынешних нуворишей будет возведена здесь, а может быть откроют трактир?! Фото №13, координаты 64059’19,62”N; 60019’51,52”Е.

13. ???

Развилка, слабая тропка уходит вправо – предположительно к отрогам горы Малый Чендыр, идём левой, более набитой; постепенно она теряется в кочках болотца, но, по левую руку, мы уж видим стрелку Народы и Карпин-Шора, вот и устье, обедаем, вид на гребень Большого Чендыра не портит аппетит. Фото №14, координаты 64059’21,23”N; 60019’22,35”Е. Время от базового лагеря 04:55.

14. У устья Карпин-Шор

Идём по террасе, возвышающейся над левым берегом Карпин-Шора; тропа звериная. Точно по Штюрмеру – «Если ветки бьют в грудь и лицо – уйди с тропы – она звериная!». Но уйти, несмотря на свежий медвежий помёт, некуда, справа нас теснит курумник, слева – река Карпин-Шор; по её руслу не пройти, бродов пока нет, да и правый берег – крутой курумник. Но вот, замечаем, на правом берегу Карпин-Шора, высоковато, однако, – терраса, и брод рядом. Перебредаем, поднимаемся – отличная поляна, живописна и своевременна. Координаты 65, 0' 4.41"N; 60, 16' 51.456"Е, время от базового лагеря 09:00. Костёр разводим на плоском валуне, фото №15, опасаясь ухода огня в щели курумника; было дело: Тянь-Шань, урочище Сюту-Булак; в правом борту долины реки Чилик на границе Киргизии и Казахстана, еле загасили такой костерок, а уж волнений и суеты было…

15. У кострового камня

Ужин, сон; как погода будет завтра?

05.08.14. Выступили, лесная тропа петляет меж валунами, ведёт по склону с небольшим набором высоты, лес редеет, всё яснее видна его граница. Ручей, водопадик, делаем привал, пьём, набираем запас воды и, отдышавшись, шагаем далее. Фото №16, координаты 6500’29,56”N; 60016’39,93”Е. Время в пути от стоянки 00:20.

16. Ручей

От ручья взяли чуть выше, но, как выяснилось позже, надо было брать ещё круче и выходить на гребень… За ручьём, на взгорке слева, отлично видны две лиственницы – вот на них и надо держать! Мы же пошли чуть ниже, обходя россыпи курумников и заросли карликовой берёзки; балансируя на «живых» камнях, тратим на это далеко не лишние силы. Местами, меж курумниками, снежники; где-то здесь я и «спёкся», одет был излишне, товарищи разгрузили, но прыти уж никакой. Как не вспомнить Ибн Сину:

«Быть самоуверенным в поздние годы опасно:

Себе самому ты ошибкой грозишь ежечасно».

Да и друзей нагружаешь, в прямом и переносном смысле слова.

Постепенно перемычка меж Народой и Карпинского всё ближе, а привалы всё чаще, погода же всё хуже, и озеро мы, скорее всего, увидим не голубым, а серым. Попадаются снежники, твёрдый наст позволяет прибавить шагу. Широкая долина Карпин-Шора вся усеяна камнями и островками карликовой берёзки; однообразный ландшафт оживляют лишь пятна цветущего багульника, фото №17, да лишайник на камнях.

17. Багульник цветёт

Картина прията глазу настоящего любителя горной тундры, вечный покой, вот в этом саду камней можно медитировать без помех. Меж тем долина сузилась, фото №18, и встречный ветер стал трепать нас сильнее и злее.

18. Всё ближе и ближе Народа

Громадный валун, фото №19, координаты 6502’23,33”N; 60011’31,87”Е; время от стоянки 07:10, тур на его спине, в ветровой тени есть место для пары палаток; на валуне одиноко лежит пустой, но исправный, термос и пакетики с сухофруктами; трофеи забираем.

19. Тур перед Голубым озером

За валуном, Карпин-Шор теряется в камнях, и только под каменное журчание напоминает о нём; переходим по каменным плитам на левый берег, зелёная поляна, берег, фото №20; ветер гонит волну; серая вода сливается со склонами подножья Народы – выше склоны уходят в бегущие тучи и мысль о восхождении даже не возникает.

20. Голубое озеро

С трудом ставим палатки; в тени камня разжигаем примус и, ёжась от ветра и дождя, готовим ужин, едим, любуясь суровой природой, валимся по палаткам. Ночь, ветер сурово треплет палатки, тщетно, они добротно привалены камнями и, под звон оттяжек и щёлканье тентов засыпаем. Координаты 65, 2' 35.766" N; 60, 10' 42.228"Е; время от стоянки 07:40.

06.08.14.  Утро, ветер злее, дождь сильнее, фото №21, Народа нас явно не ждёт!

21. Утро у Народы

В прошлые годы дважды, по пути к Манараге, обходили Народу по Западному склону, планов взойти не имели, встреченные у подножья группы ждали погоду уж неделю, таков уж характер. Завтракаем, затем, навалившись всей командой, поочерёдно снимаем палатки, норовящие взлететь и утащить с собой. Подгоняемые ветром, выметающим нас от подножья, отступаем по знакомым, но не ставшими более приветливыми, курумникам, фото №22 и №23; но чем дальше от озера, тем веселее погода.

22. Непогода под Народой
23. Привал

Курумники, курумники, никогда мне не нравились, до сих пор помню курумники пешей части к Левому Белину, при выходе к перевалу Монгол-Дабан; привалились с завхозом Володей (Воки) меж камнями, спрашиваю, перед тем как подняться – Воки, как ты идёшь?

- На характере!

Да, у него рюкзак 52, у меня 51, только на нём и идти.

Вот уж виден склон Малого Чендыра, фото №24, на нём солнечные пятна, погода явно говорит нам: верным путём идёте товарищи. Ещё немного и мы у нашего кострового камня, он, слава богу, на месте. Ходовое время от озера 10:20.

24. М. Чендыр

07.08.14. Немного пасмурно, но небо местами в разрывах, проглядывают синие лоскутки. Идём, не сбрасывая высоту, по террасе, тропа только угадывается, а где не угадать - помогают интуиция и опыт. Через минут тридцать упираемся в неприступный вал курумника, отступив метров 100, спускаемся по ложбинке к Карпин-Шору вот и брод, фото №25.

25. У брода Карпин-Шор
 Бродим, за ним хорошая тропа выводит нас к знакомой развилке; идём не спеша, вдруг, на растяжке меж лиственниц – банер! Координаты 64, 59' 20.55" N; 60, 19' 49.752"Е, время от стоянки до баннера, фото №26, 03:00.

26. Слёт

Чуть поодаль, левее тропы, по кромке леса, знакомые нам «рамы» но уже в виде умывальников и WC. Прямо под баннером дюжина горных велосипедов, катамараны в чехлах, квадроциклы, вездеходы, ангары, мобильные генераторы, палатки и, судя по размеру, крытый банкетный зал. Неподалеку – вертолётная площадка, электрическое освещение её дублировано факелами. Да вот и вертолёт, закружил над нами, появились люди; в беседе прояснилось - это четвёртый туристский слёт Ханты-Мансийского округа, ждут губернатора, вернее губернаторшу. Размах, и в годы «застоя» не припомню такого. Прощаемся, взаимные пожелания удачи, уходим.

Прошли немного, стрёкот моторов, нас догнали квадроциклы, фото №27, остановились, беседуем, спрашиваем - не подвезут ли меня, охромевшего, в базовый лагерь? Рюкзак на один, я, вцепившись в поручни багажника, на второй – помчались.

27. Квадроциклы слёта

Местами, по правилам ТБ, трушу рядом, вот и брод через С. Народу, за ним большая группа детей среднего и старшего школьного возраста, это местный путешественник Елисей ведёт саранпаульцев и берёзовцев на слёт. Встречались ранее в районе Манараги. Советует ехать «конной» тропой, я её знаю, буду проводником. Понеслись, однако, квадроциклы – не кони и «конная» тропа, для них, имеет сильный крен в долину Народы, местами приходится вести под «узду», удерживая от переворота. С конём, у квадроцикла, есть и общее – брыкается, держаться надо крепко и ноги из стремян не убирать. Вот и стойбище, полно народу, стоят вездеходы, мы к лагерю, нас уж ждут, рация донесла. Пьём чай, квадроциклисты из Ханты-Мансийска и Екатеринбурга рассказывают о своих путешествиях, вот и ныне, пока одна группа осваивает Восточный склон - вторая идёт по Западному склону к Манараге. Не прошло и двух часов, как подошла вся «горная» группа, собрались за столом, обедаем под стрёкот снующих вертолётов и рёв вездеходов. Пообедав пошли посмотреть стойбище, узнать, что за народ собрался, подходим, несколько групп палаток и группок людей. Знакомимся, это, в основном, депутаты Ханты-Мансийского округа, чиновники и научные консультанты, всё относительно молодые люди спортивного вида, кадры под стать губернатору, к её чести. Рассказывают о памятниках, новостройках и грандиозных планах на будущее; планку подняли высоко. Судя по всему Ханты-Мансийск, из зелёного уютного городка 80-х, мы после завершения похода совершали познавательную экскурсию по краю, превратился в настоящую столицу.

Но время позднее, нам завтра собираться, а делегатам и депутатам предстоит пеший переход к месту слёта, встреча губернатора и восхождение на Народу. Прощаясь, спрашиваю о погоде.

-Погода ведь в горах, мягко говоря «нелётная», как восходить?

- Шаманов уже привезли, обещали наколдовать.

08.08.14.  Утро, вяжем каркасы катамаранов, к вечеру суда готовы. Из опустевшего стойбища периодически захаживают Пермяки, рыбачат, мы стоим у рыбного места, перекат и омут за ним. Сюда шли они пешком от прииска Желанный, четверо с катамараном, тяжёлый переход, сегодня у них отдых и баня. Весь званый на слёт народ убыл согласно расписанию, то-то вездеходы и вертолёты весь день ревели и жужжали.

09.08.14. Первые сборы, они всегда занимательны, но ныне, глядя на гору вещей и продуктовую палатку берёт оторопь, как это уместится на катамаранах. В следующий раз обязательно возьмём вместо палатки складной амбар и кладовщика; Вадим и Наташа маркируют продукты, спорят: что класть в бочку с хлебом – салфетки смоченные спиртом или йодом? Решают - и то и другое. Наконец берег опустел, всё увязано, мой катамаран, водоизмещением 2,6 т, похож на баржу, с трудом находим место для Алтая. Катамаран Вадика, водоизмещением в два раза меньше, похож на под всплывшую подводную лодку. Хорошо, что уровень воды в Народе выше ординара, повезло…

Полноводная Народа, через шиверы и перекаты, бежит меж хребтов Обеиз на Западе и Маньсарань на Востоке и к цели нашего дневного перехода – р. Маньсарошор мы выскакиваем прямо из порожка, фото №28.

28. У ручья Маньсарошор

Проскочили бы, несмотря на постоянную сверку координат, но Наташа заметила на левом берегу, чуть ниже невзрачного ручья, стоянку. Сверяемся с картой, компасом и GPS, да этот ручей и есть Маньсарошор. Координаты 64, 50' 41.64" N; 60, 26' 37.14"Е, время в пути 01:50.Стоянка хорошая, в сём году на ней не стояли, на кедре висит ухватистая подсака для хариуса, очаг окружён камнями, уложены брёвна для сидений. Отсюда планируется выход на отроги хр. Маньсарань, вверх по одноимённому ручью, далее по ручью Свободненский к одноимённому брошенному посёлку. Располагаемся, рыбалка и здесь никакая, грибов нет, немного ягод, но еды у нас…

10.08.14.  Утром туман и морось, все в сборах: ботфорты, накидки, карты, GPSы, перекус, ружьё, спиннинги; я остаюсь в лагере, ещё не пришёл в себя от предыдущей пробежки. Ушли, тихий шелест дождя изредка прерывается писком рации; всё нормально, но дороги, твёрдо обозначенной на карте – нет, идут по GPS прямо на посёлок, но есть ли он на местности? Разминаюсь колкой дров, иногда выхожу к устью ручья, делаю несколько забросов – пусто, да и бегать на вызов рации от ручья надоело. У ребят без перемен: идут, держа на высоту 873,6, красиво, особенно в редколесье, судя по всему здесь, в недалёком прошлом, был сильный пожар, бурелом, погорелый лес сгнил и упал, выросли молодые деревца. Дичи нет, одни кедровки оживляют лес, грибов нет, но ягоды – в изобилии. Наверно дорога, да и посёлок, пропали в огне перестроечного передела; отлично погуляв, ребята радостно сообщают – возвращаемся! Не спеша разогреваю первое, второе и десерт. Пришли, отряхнулись, рассказы, вопросы, где посёлок, почему никаких следов? Я и в Интернете, когда готовил планы, о посёлке и руднике не нашёл ни единого слова. Под лёгкий шум дождя и невероятные соображения о судьбе посёлка – засыпаем.

11.08.14  Сборы, погрузка, вязка, хорошо, что взяли достаточно верёвок, иначе бы никак не увязать наш скарб. Пока вязали узлы, увязывая рюкзаки, баулы и …, сверху идёт катамаран – Пермяки. Чалятся; рыбалка и у них никакая. Согласовываем ходовые планы; дабы не тесниться на стоянках. Они станут в начале каньона, мы же планируем стоянку на левом берегу, ≈ в 10 минутах хода от устья р. Салеяха; запримечена и записана в ходовой журнал «Народа 2012» ещё в 2012, согласно заповеди старых штурманов «все, что не записано – не наблюдалось!». Прощаемся, договорившись пересечься непременно. Отвязаны уж чалки, но в порожке – катамаран, над ним знамя, что за цвета и чей это герб?! Подходят, фото №29, да это группа села Саранпауль под руководством товарища Вокуева Ивана Николаевича, а знамя – Ханты-Мансийского округа, герб - стилизованные скрещённые оленьи рога.

29. Идут Саранпаульцы

Обещает взять нас на буксир с низовий Народы или с Маньи, в зависимости от уровня воды 21-го, в этом случае мы успеем на юбилей (основано в 1842) села Саранпауль, праздник, однако! Рассказывает об удачном групповом восхождении на Народу, шаманы таки наколдовали погоду, взошли и, что особенно важно, спустились, сто пятьдесят человек, на спуске, однако, шаманы дали слабину и погода скуксилась. Он же и заметил, что нам надо было от «водопадика» выходить на гребень, там и курумник мельче и карликовая берёзка пониже.

Наконец отчалили, солнечные блики, отражаясь от водной ряби, слепят, не дают просмотреть линию движения в шиверах, но крики носовых гребцов: камень слева на 11, справа на 13, помогают в «манёврах последнего момента» - МПМ. Шарю взглядом по правому берегу, высматриваю скалу на входе в каньон, фото №30; на весле редко удаётся просто оглядеться вокруг, пейзажи, виды, всё проносится мимо, выискиваешь сливы, проходы, прижимы и места чалок. Справа – терраса, на ней обедают, это Саранпаульцы, узнали по знакомому знамени, чуть ниже рыбачат Пермяки, притом весьма успешно, чалимся, показывают улов, мушки, блёсны. Но нам уж пора обедать, и подтвердив договорённость о стоянках в каньоне – отваливаем.

30. Вход в каньон

Огибаем скалу, ныряем в каньон, справа, на траверсе скалы, фото №31, мелькнула неплохая стоянка, прижимы, пороги, шиверы, при такой воде всё «спортивно» идётся сходу, фото №32, скальная стенка слева, проскакиваем устье Салеяхи, ниже порожек под скалой правого берега и слева распахивается искомая стоянка.

31. Скала

32. В каньоне

Координаты 64, 46' 8.808" N; 60, 36' 28.068"Е, время в пути 4:20, фото №33.

33. Стоянка

Просторная поляна на мысу левого берега, за ней берег вначале повышается понемногу, а далее, по ягодникам, – резвее уходит в гору. Сухостой находим чуть поодаль, видать стоянка нравилась не только мне, выбрали всё. На берегу, у омута с противотоком, каменка, сложена прочно, выдержит, после косметического ремонта, ещё топку, будем делать баню.

12.08.14  Топим баню, собираем ягоды, место стоянки освещается солнцем ближе к 10 местного времени, поэтому ягодники расположены выше лагерной поляны, по обрезу тени от скал правого берега. Пока топится баня, вяжем веники, рыбачим, в омуте за порожком клёва нет и рыболовы – Вадик, Леонид и Стас, переправляются на правый берег, искать «клёвое» место, находят его в шивере за поворотом, и как раз, к окончанию топки бани возвращаются с уловом. Наташа, к бане, замесила Бородинский хлеб, концентрат которого был куплен для пробы. Жар из топки удалён, поставлена банная палатка, в топку помещён котелок с Бородинским. Первая смена парится! Запах печёного хлеба - поспел! Шипенье камней, свист веников, прыжки в омут, смена сменяет смену, вот расслабленные и просветлённые собрались у стола, аромат свежевыпеченного хлеба, такой ароматный и вкусный у нас в походе впервые, рыба, – её могло быть и больше. В сумерках расходимся по палаткам.

13.08.14  Свежее утро; поздний завтрак прерывается лаем Алтая, к стоянке подходит капитан пермяков - Александр Чернов, осматривает порог. Подтягиваются и остальные, чай, скромное угощение, обещаем подстраховать, уходят вверх, к катамарану. Мы приступаем к сборам, они, у нас затяжные; вот преодолев порожек, фото №34, лихо швартуется катамаран пермяков, фото №35, идут они, не спеша, ловят хариуса.

34. Порожек

Договорились провести совместный вечер на стоянке «22.08.12», до неё около 45 минут сплава по ходовому журналу «Народа 2012».

35. Встретились

Но всё рано или поздно заканчивается, и сборы наши закончились, отвалили; шиверы, прижимы, знакомый правый поворот, фото №36, это вход в порог перед стоянкой «22.08.12», чалимся под скалу правого берега, заход в порог отсюда сложнее, но просмотр и страховка удобнее.

36. Вход в порг

Перегребаем струю, заходим в порог от левого берега, обходим «зуб», фото №37 и, скользя вдоль валунов правого берега, вылетаем в улово, в нём и чалимся к правому берегу заводи, фото №38. Координаты 64, 46' 54.072"N; 60, 38' 50.376"Е, время в пути 01:20.

37. В пороге
38. Заводь

Второй экипаж проходит порог в два приёма, пройдя «зуб» чалятся к правому берегу, отдышавшись, уменьшают экипаж до двух гребцов и идут вторую часть, чалятся рядом, фото №39.

39. Выход из порога

Стоянка, фото №40 - обширная поляна стала, по сравнению с 2012 годом, более ухоженной, выбираем места для палаток, натягиваем тент, лай Алтая – подходят пермяки, предлагаем стать рядом – стесняются, мол не хотим мешать, стали на левом берегу перед входом в порог, к вечеру будем в гости; напрасно не стали рядом, но это стало ясно позже. Порыбачив под скалой правого берега, практически на траверсе лагеря пермяков, и добыв несколько хариусов, готовим ужин, никак гостевой вечер.

40. Стоянка "22.08.12"

Чуть солнце снизилось – пошёл гость, тащит противень жареного, в сухарях, хариуса, корытце солёного и фирменный напиток, у нас тоже есть, что поесть, чем запить и закусить. Киев, Питер, Пермь и Лысьва, тосты, песни, время летит незаметно, к тому же Владимир, из Перми, – отличный певун и рассказчик, сочетание геологического и музыкального образований плюс талант; только глухой ночью вспомнили, что гостям то надо переправляться. Слава богу, Наташа всех образумила – куда?! Ночью, хмельные, на входе в порог! Все разместились по нашим палаткам и спокойно проспали до утра.

14.08.14.  Чуть рассвело, Александр из палатки испарился, выждал я минут тридцать и пошёл искать, у катамарана – нет, сам катамаран хоть есть, надёжно привязан и вытащен на берег, поодаль – Александр - фотографирует рассвет сквозь паутину. Постепенно собрались все, лёгкий завтрак и, обсудив совместные планы на будущее – разошлись отсыпаться.

15.08.14.  Днёвка. План дальнейшего, уже совместного, плавания прост – сегодня отдыхаем, завтра уходим, и впредь будем становиться на одном берегу. Отдохнув, я прогулялся по курумнику над лагерем. Подъём не сложен, но щели меж камней замаскированы порослью, ловушки. Взгляд на долину реки, фото №41, тайга сбегает к реке, внизу, на отмели палатка пермяков – у них мёртвый час. Наши рыбаки ушли вниз по реке, Александр и Вадим оборудуют часовенку в память об Андрее, фото №42.

41. Долина Народы
42. Помним "22.08.12"

Лай Алтая, двое проводят надувную байдарку, знакомимся, Астрахань.

- Становитесь рядом, стоянка просторная, да и время позднее.

- Пожалуй, отвечают и не спеша ставят палатку.

Вечером, расширенным составом, собрались у стола для закрепления знакомства. Мы завтра уходим, а они отдохнут здесь денёк.

16.08.14.  Не спеша позавтракали и вязаться! Пока возимся подходит катамаран пермяков, идут осторожно, в начале порога, в точке захода на ключевой элемент порога «зуб» - проводка, за «зубом» - сплав, чалятся, перекур и они уходят, фото №43, ещё пересечёмся!

43. Идут Пермяки

Жарко, вязаться в жару вообще тяжко, но время, хоть и нехотя, идёт, вот уж набежали тучки и перед отчаливанием – заморосил дождик. Порожки (координаты 64, 47' 7.83"N; 60, 39' 15.618"Е, время в пути 00:40) и пороги, в 2012 – ом часть из них проводили на руках, сегодня вода выше, но в одном месте, после долгого осмотра, мне показалось, что лучше провести, однако экипаж, Наташа и Саша, воспротивились – пройдём, и не такое проходили. Основания для сомнений были: катамаран перегружен, маневрирует, при полной отдаче экипажа вяло, а на заходе надо пару раз пересекать поток. Но и проводка опасна травмами, дождь, камни мокрые и скользкие, экипаж уверен – идём! Проходим, фото №44, чалка вправо, на прибрежном кусте висит разбитый фотоаппарат – безнадёжен, не всем видать удалось пройти порог без потерь.

44. Порог в дождик

Пару поворотов и мы входим в шиверу перед Большой и Малой Яптояхами, сквозь морось виден дымок костра, это греется экипаж пермяков, чалимся, греемся, перекуриваем. Где будете становиться? – Спрашивают. – Обед у избы Балашевской, ночёвка – где-то ниже. Где? - Пойдём, увидим, отвечаю. Пошли, слева, сквозь мелководные шиверы, впадают Яптояхи; продираемся сквозь камни шивер за ними, и вот, на левом берегу Балашевская изба. От порожков до избы 02:00 ходу. Подход, вернее проводка, к ней через длиннющее каменное мелководье, дождь припустил, обеденный костёр разгорается неохотно, но в избе сухо и относительно опрятно, пригрелись, наелись; суровый быт зимовья неказист, но переждать непогоду иль коротать зимние дни на охоте – вполне годится, нехотя уходим, фото №45.

45. Балашевская изба
 Постепенно энтузиазм гасится дождём, и, заметив костёр, это обогнавшие нас пермяки становятся на ночёвку, чалимся, отогреваемся под поставленным тентом, места для палаток вдоволь, но кочки, кочки…уходим. Мест пригодных для стоянки нет, как ни пялься, но вот, справа - откос, наверху, похоже, площадка, чалимся, разгружаемся, ставим палатки. Костёр, ужин, всё под дождём. Место сносное: есть всё, кочки, камни и сухостй, чуть поодаль угадывается, сквозь пелену дождя, большая лужайка. Дрожа расползаемся по палаткам. Координаты 64, 44' 53.724"N; 60, 51' 3.054"Е, время от избы 04:50, фото №46.

46. Уютная поляна

17.08.14.  Утром, ясно, солнце, над огромной поляной густой туман. Пока достал фотоаппарат - туман быстро сполз к реке, за поляной показались горы, солнце всё выше и вот уж река и горы - всё проявилось: костёр, завтрак, сушка. Диспут: в дождь лучше стоять или идти? Однозначного ответа нет, да и нужен ли он? Был у нас поход, из 20–и ходовых дней – 15-ть с дождём, и веселее путешествия не припомню!

Пока сушились, прошли пермяки, найдут стоянку и перехватят нас. Сборы, обед, выход. Идём, облавливаем все «рыбные» места, что-то добыто. Перекус – чай бутерброды, пока закипает чай поймано пару хариусов, и вперёд. Координаты перекуса 64, 41' 51.294"N 60, 54' 27.684"Е; время от стоянки до перекуса 01:55. Не спеша скользим по глади почти равнинной реки, фото №47, по берегам, однако, ещё попадаются скальные выходы.

47. Почти плёс

Справа дым: костёр, поляна, нас уж заждались, становимся, тем более, что второй катамаран беспощадно «травит», экипаж уж плещется в воде. Разгрузка, чистка рыбы, ставим лагерь, готовим, общий стол, взаимное угощение – вечер опять удался. Координаты 64, 38' 12.864"N; 60, 55' 19.632"Е; время от перекуса 03:40.

18.08.14.  Пока исследовали повреждённую камеру катамарана, пермяки уж готовы отвалить, пойдут тихо, но не далее 15:00, найдут место, подходящее для бани, разобьют лагерь и дождутся нас. Повреждёние в камере найти вновь не удалось, пакуемся, грузимся, вяжемся и уходим. Несколько остановок для рыбалки; фото №48, наибольший успех у Наташи – точный бросок в противоток и очередной хариус, я же, едва успеваю взять пару хариусов из-за камня, как пора снимать с крючка очередного добытого Наташей.

48. Рыбалка

Песчаная коса слева, на ней знакомый пермяцкий катамаран и лагерь, место отличное: омут для рыбалки и банной купели, сухостой рядом, каменка сложена и уж дымится, фото №49. Координаты 64, 34' 39.144"N; 60, 51' 42.114"Е, время от стоянки 03:40. Рыбы, выловленной нами и пермскими друзьями, достаточно для после банных расстегаев. Бивачные хлопоты: тент, палатки, очаг, баня, фото №50, сдвигаем столы, ужин. Отлично, однако, второй смене досталось меньше пару.

49. Каменка топится
50. Ставим баню

- Завтра повторим, говорит Володя, общее одобрение и крики ура.

19.08.14  Ревёт бензопила, стучат топоры, каменка бани опирается на универсальный таганок пермяков, это избавляет от самой трудной задачи – найти достойный камень на свод топки, сама же каменка, по пермской традиции (Володя - геофизик, даёт научное пояснение сей традиции) сложена из кварца. Тесто для расстегаев и начинка из хариуса, после банная традиция нашей команды, готовы, веники связаны, каменка пышет жаром, ставим тент и первая очередь пошла, вторая – жарит расстегаи, на смену им заступают выплывшие из купели, передышка и все за стол! Фото №51. Претензий к пару более нет, все довольны, расстегаи – выше всяческих похвал, да и аппетит отменный!

51. За расстегаями

20.08.14   Завтрак был подан и съеден вовремя, сборы; вязка груза на катамаран давно уж набили всем оскомину. Прошли те времена, когда мы руководствовались негласным правилом – брать не то, что может понадобиться, а то без чего нельзя обойтись. Ныне, судя по количеству «барахла», взято было и то, что, по здравому размышлению, не должно понадобится в походе никогда. Да и продуктов был излишек, что, однако, позволило нам делиться ими с товарищами по увлечению. Мой катамаран, после погрузки, всё ещё напоминает перегруженную баржу, на управляющие гребки реагирует вяло, разгоняется лениво, и тормозит с неохотой. Отвалили: река, выходя из предгорий, постепенно приобретала равнинный характер, иногда спотыкаясь на отдельных валунах, идём, пытаясь ловить рыбу во всех подходящих местах – пусто.

Писк рации – предупреждают: на левом берегу медведица и два медвежонка, крадёмся, держась правого берега, никого – ушли. Догнали, расспрашиваем, как выглядели, - красиво, боялись не только пошевелиться, но и щёлкать фотоаппаратами; у очередной старицы тормозятся, мы тихо сплавляемся ниже, отыскивая следующую.

Опять рация, второй катамаран, затормозив на очередной рыбалке, сообщил, что Вадим забыл на стоянке фотоаппарат, относительно дорогой, и он, со Стасом, уже убежали вверх по реке. Мы же, выбрав удобное место на правом берегу Народы, стали коротать время за сбором морошки, брусники и кедровых орешков. Рыбалка и здесь не задалась, но это уж привычно. На крошечной терраске – старое кострище, здесь, согласно знаку опорной геодезической сети №0209, в 2008 году стояли геодезисты. Фото №52. Координаты 64, 31' 36.492"N; 60, 54' 36.678"Е; время хода от стоянки 02:17.

52. Да здравствуют РЖД!
 Вскоре, лениво шевеля вёслами, подошёл второй катамаран, неторопливо стали готовить перекус; от старта до обнаружения пропажи прошло около двух часов сплава, скорого прибытия наших друзей не ждём, делаем ставки на время прихода. Лёжа под кедрами, слышу предположения о том, что место для ночёвки подходящее, увы, место для вынужденной ночёвки - не более. Чувствуется то ли раздражение, то ли тоска, в чем причина? Ничего нового, очередное путешествие заканчивается, настроение портится, скоро мы разбредёмся по своим городам, а по нашему Киев городу прогнозы разнятся лишь степенью негативизма, и как нас будут нагибать, сумеем ли не загнуться, не смотря на скрытые в ножнах…

Ещё утром я договорился с капитаном команды Пермяков Александром Черновым о встрече, если не в обед то в ужин. Вероятно, это будет наша «крайняя» совместная стоянка в этом сезоне. До неё, названой мною в 2012 году «рыбный омут», согласно моему ходовому журналу «Народа 2012», 02:07 ходу, стоянка настолько явная и привлекательная, что её пропустить никак невозможно.

Рация, Вадим и Стас в часе хода, разогреваем чай, готовим бутерброды; прошу готовить катамараны к выходу, возражения о позднем выходе игнорирую, чую, не догоним пермяков – тоска будет смертная. А с ними, наследниками просветителя Пермской земли св. Стефана, одного из присноблаженной триады XIV в., мы, особенно Киевляне, воспрянем и укрепимся духом. Это и погнало меня вперёд, на ночь глядя, вопреки доброму правилу морской практики – «плавание ночью полно неожиданностей но, как правило, неприятных». Согласно ходовому времени 2012 года, на место должны прибыть до 23 часов, если темп гребли будет близок к 2012. Вечер, тихо, закат, фото №53, идём, иногда блесним, но, увы…

53. Закат

Тени, меж тем, всё глубже, отсвет от неба ещё чуть подсвечивает реку, немного клонит в сон после сытного перекуса, вёсла еле морщат воду. Поём, вспомнилась старая ходовая - «Ходили мы с товарищем вдвоём в одном и том краю». Тихо наплывает остров, в его «голове» торчит шест с коробкой – почтовый ящик. Вскрыли, нам записка: пойдут правой протокой, остановятся рано и будут ждать. Копия записки, фото №54.

54. Привет друзей

Пошли, идём заметно тише, чем в 2012 году, вот и смерклось совсем, невольно запеваем «Взвейтесь кострами синие ночи», Леонид пару раз даёт дуплет в зенит, всё веселее. 23:40 - глухую тьму прорезает луч с левого берега, слышим: - Киевляне идут! Выдёргивают катамараны на отмель, помогают поставить палатки и кличут к столу, дошли-таки до стоянки «рыбный омут», фото №55, но почти на час ниже расчётного. Дружеский ужин, поздний отбой.

55. У омута

21.08.14  Сквозь сон слышен стрёкот моторки, медленно поднимается вверх по перекатам Народы, выходим, лагерь оживает. Друзья, ожидая нас, наловили окуней и щук, окуней будем коптить, не зря ж возим коптильню, щук жарить. К завтраку подходит моторка, Вокуев Иван Николаевич, как и обещал, прибыл для нашей буксировки в Саранпауль, чуть задержался, зашёл глянуть на своё зимовье, а оно разворошено медведем, теперь успеть бы восстановить к зиме. После завтрака все желающие отправляются на рыбалку, лов, чистка и готовка рыбы, блины; обед плавно переходит в ужин. В перерывах встречаем и провожаем группы из Ханты-Мансийска, Екатеринбурга да разбираем питерский катамаран, на буксире пойдут киевский и пермский, остальные в «горной» моторке.

22.08.14.  Лагерь свёрнут, катамараны загружены, вяжем буксировочную узду на моторку и второй катамаран, пойдём цугом, фото №56 и №57; на катамаранах семеро и Алтай - остальные в «горную» моторку.

56. Буксир
57. На буксире

Несколько перекатов прошли с проводкой руками, далее, дрёма под стрёкот мотора, иногда взгляд находит что-то занимательное на берегах, но желания причалить не возникает; так тихо и куняем под осенним солнцем. Вот и устье Народы, Манья чуть шире, на одной из её отмелей быстро перекусили и, не торопясь, добежали до Ясунта. По Ляпину снуют моторки, нашего лодочника все приветствуют, заметная фигура; стало прохладнее, вечереет, да и ветерок разошёлся, но Саранпауль уж на горизонте, фото №58, чалимся, частная гостиница в шаговой доступности, лодочник, ещё от Ясунта, заказал номера для нас и хозяин её встречает нас на авто.

58. Саранпауль

Рамы долой, гондолы ополаскиваем и, не сдувая, тащим во двор гостиницы; с 2012 она мало изменилась, однако новый корпус, фото №59, практически достроен, остались мелкие внутренние работы. Сутки – 500 руб, баня 150 руб. Кровати, диваны, постельное бельё, удобства в корпусе и во дворе, по выбору постояльца. Газовая плита, тёплая вода, кухонная утварь, всё без изыска, но в пределах нормы. В магазины: молоко, масло, яйца, пиво, майонез, конфеты, свежий хлеб.

59. Гостиница

Баня, ужин, отбой.

23.08.14

Утро, яичница, упаковка снаряжения и раздача продуктовых излишков. Посещение места упокоения Андрея, всё, как и сообщали нам Саранпаульцы, ухожено и содержится в должном порядке. Во дворце культуры - праздник «День села Саранпауль» фото №60, неожиданная оказия в четыре авиабилета до Берёзово, проводы Питерцев - улетели. Нам обещают оказию катером до Игрима, но завтра. Осмотр в свободном режиме Саранпауля, до упаковка снаряжения, баня, ужин, телевизор, сон.

60. День села Саранпауль

24.08.14

Магазин, продукты в дорогу, пермяки вернулись с рыбалки, жарим свежую рыбу, завтрак. К полудню машина от гостиницы подвозит к катеру, фото №61, погрузка и в 13:20 отваливаем. На бору, кроме нас группы из Ханты-Мансийска и Екатеринбурга, пересекались на маршруте; прощальный взгляд на Саранпауль, фото №62, его грузовой порт, фото №63 и обустройство в трюме, фото №64.

61. У катера
62. Пока Саранпауль
63. Порт Саранпауля
64. Дружеская беседа

Идём медленно, матросы футштоками промеряют глубину по носу, мелко на Ляпине осенью. Постепенно возникает желание перекусить, собираем общий стол, далее как водится, знакомство, рассказы, тосты. Наташа встретила земляка Алика Манапова, из Казани, он с сыном Артуром путешествует с группой Екатеринбуржцев. Он и предложил нам переночевать в своём СТО, уход судов на Приобье производится из Нижних Нарыкар. Автобус придёт за нами к СТО утром, время в пути около часа. Перемежая обзор берегов с чаепитием, на катере оказался отличный камбуз, досидели до полуночи и расползлись по спальникам.

25.08.14

Прохладно, рассвет, не спеша все встали, умылись, позавтракали и выползли на палубу. Но как ни всматривайся в просторы Северной Сосьвы, фото №65, до Игрима ещё далеко.

65. Северная Сосьва

Движение по реке весьма оживлённое, баржи, катера и моторки, нас просят в трюм, инспекция бдит. 16:50, выгрузка в Игриме, нас встречают, везут в гости, СТО, фото №66 – на первом этаже мастерская и кают-компания, на втором – офис и комната отдыха. Не успели разместиться, жена Алика - Антонина, приносит угощение, фото №67, давно не едали домашней пищи, вот спасибо!

66. СТО
67. От души

Магазин, продукты в дорогу, ужин, размещение в комнате отдыха, отбой.

26.08.14

Ранний подъём, пакуемся в дорогу, только позавтракали – автобус, пора! Прощаемся с хозяевами и по асфальтовому шоссе мчим к Нижним Нарыкарам. Причал, небольшая очередь, рюкзаки сносим к входу, фото №68, занимаем ударные позиции.

68. Нижние Нарыкары

Метеор, он ночевал здесь, начинает подавать признаки жизни, вот и капитан, объявляет – неисправен двигатель, автоматика не позволяет запустить его на полную мощность, пойдёт медленно, не выходя на крылья и к поездам опоздает, ждите т/х «Заря», на нём успеете и, с сим, тихо отваливает. Подходит «Заря», спокойно грузимся, размещаем рюкзаки и чаёвничаем, благо буфет работает. От пристани «Приобье», до одноимённого вокзала, фото №69, по прямой, метров 500, но через составы на путях. Можно на такси – такса 500 руб. Отправляем гонцов за билетами, сами тащимся через пути. Повезло, за час до отхода поезда «Приобье – Москва» сняли бронь, гонцы успели, и вскоре стук колёс, прощай Приобье.

69. Приобье

В Перми расстались с друзьями, стало скучнее, но до Москвы уж рукой подать, а до Киева – язык доведёт.

70. Наша Компания!

Маршрут с горными выходами соответствует 3 к. сл.

Справочная информация

Карты:

1:200000 – Q-41-31-32

1:100000 – Q-41-109-110; Q-41-97-98

Расходы на участника, пёс – не в счёт, однако, перевозить его ныне можно только в купейном вагоне.

Статья расхода

Цена на участника, руб.

Плацкарт «Киев – Санкт-Петербург»

3200,00

150,00

Т/Х «Заря» Нижние Нарымкары - Приобье

502,00

Плацкарт «Приобье – Москва»