На Северный Кавказ по российским дорогам в высокий сезон. Как показывает практика, можно написать, в сезон ремонта дорог/
Нитка маршрута
Воронеж - Ставрополь - Владикавказ - Цей - Терскол - Домбай - Архыз - Лабинск - Джубга
 
Plan B. Caucasian Voyage

Когда сижу ровно и на одном месте, это очень утомляет.

Перемены и динамика создают иллюзию реальной (вероятно) жизни.

Подготовка и старт

Планы на путешествие "Лето 2016" как всегда начинали строиться оч-ч-чень заблаговременно. Впрочем, как обычно, на финише текущего на тот момент путешествия. Первичный вариант назывался "Крым-2016". Но совсем недолго. Плюсы и минусы маршрута как-то быстро ушли в сторону, так как свежая идея звучала так: "Едем в Грузию"!

Единственной ожидаемой особенностью была необходимость возвращаться из поездки в разные сроки. Отпуска не совсем совпадали.

Увы. В днях до старта сель повредил значительный участок Военно-Грузинской дороги. С прогнозом восстановления "ждите, но не меньше пары недель".

Экстренное совещание участников металось в идеях от Кольского полуострова до забытого ещё в начале планирования Крыма.

Было решено. Северный Кавказ. Вдоль и поперёк. Без особой детализации машрута, больше на уровне идей, мол надо бы посетить... Грозный. Владикавказ. Цейский ледник. Эльбрус дважды, близко с востока и немного с запада, Терскол и Домбай. Архыз. Что-нибудь в горах Краснодарского края. На обратном пути хотел заглянуть к родне в Лабинск.

Реальный маршрут по итогам отличался не особо. Добавились Ставрополь и Черное море.

Участники путешествия в большей части остались прежними. Семь человек. Двое, ещё двое, да мы втроём! Те же три машины. В стартовом составе минус девушка, да один сын был заменён вторым. Настроение позитивное, хотя на старте немного подпорченное внезапной сменой маршрута.

На склоне Эльбруса

Стартовали в субботу утром. Идея порочная, как показала практика. Не надо летом ехать из столицы в субботу! Сутками позже ехал друг, так половины пробок, "отстоянных" нами, просто не было.

В первый день ближе к полудню передохнули под Воронежем, поплавали, покушали. Вытащили кого-то из песка.

Главной ожидаемой проблемой маршрута дня была перманентная пробка в Лосево. Решили объехать стороной, поэтому после Воронежа ушли сразу направо, в сторону Украины. Дорога через Острогожск-Россошь от М-4, конечно, сильно отличается, зато без пробок!

Остановились ночевать, не доезжая километров двадцать до возвращения на основную трассу под Богучаром.

Сначала нашли в стороне от трассы речку, но, подъехав, поняли, что всё вокруг заросло осокой, да и места не безлюдные, а сплошные поселки. В одном из них за околицей и встали. 

Первая ночевка

Второй день пути начинался с очень нудной пробки. Ремонт дороги в высокий сезон, это так "мудро"! Следующая пробка была на въезде в Ростов-на-Дону. Откуда мы свернули на Ставрополь. Ибо по направлению на Краснодар и Армавир в Цукеровой балке аналогично присутствовало "великое стояние" вместо нормального движения.

Ставрополье
Собственно, Ставрополь, к огромному удивлению, стал изюминкой начала пути.

История прекрасна!

В процессе изучения вопросов траффика в сезон, вспомнил, что мой, на тот момент виртуальный по FB, друг из Ставрополя днями раньше выкладывал фото с трассы Ростов-Ставрополь. Написал пару вопросов по реальному состоянию дороги и в ответ получил приглашение посетить Ставрополь с ночевкой. Рассказ, что "меня" в реальности - это три машины и семь человек, не испугал, а даже, напротив, обрадовал визави!

Так мы познакомились уже в реальной жизни не только с человеком, но и заново с городом Ставрополь. Олег Ведерников настолько искренне и восторженно влюблён в свой город, что подача через призму его отношения и восприятия показала милейший и чудеснейший город, который до этого воспринимался совсем иначе, бесцветным, проездным и "тусклым". Так судьба подарила и друга, и высочайшей степени позитив от Ставрополя. Провели в городе два дня, две ночи, Олег устроил нам множество экскурсий, море шашлыка, пития и прочих радостей!

Природный парк. Ставрополь.
Ставрополь. В гостях у Олега

Ставрополь с огромным природным парком в центре города, очень уютным и чистым центром, включая городской сад, с огромными озёрами городского водозабора рядом с городом бесподобен! Спасибо, Олег!

Сенгилеевское водохранилище.

Дальше наш путь лежал в первой половине дня вместе и уже перед Владикавказом на сутки разошёлся. Две машины поехали с ночевкой в Грозный. А мы свернули в сторону гор. Посещать родной город детства не стали. Я был год и три назад. Красивый, даже помпезный в центральной части, но совсем чужой. Не захотели бередить и травмировать (ся).

Грозный. Снимок 2013 года.

А мы поехали в Цейское ущелье. Место радостных моментов детства. Место, которое последний раз около сорока лет назад я покидал, ничего не видя, от чего сильно не в духе, в середине ночи, на машине "Скорой помощи". Тогда именно на Цейском леднике я "заработал" УФ ожог сетчатки. С тех пор значительную часть жизни от рассвета до заката проходил в очень темных солнцезащитных очках. Впрочем, в душе никакого негатива по этому поводу не осталось. А вот море добрых воспоминаний, часто больше на уровне позитивных эмоций оставалось.

Проехали Алагир. Небольшой город, в котором родился дедушка, Валентин Евграфович Лозин.

На трассе Владикавказ - Рокский тоннель

Цей

Этот фрагмент рассказа о путешествии можно назвать "сорок лет спустя".

Цейский ледник. 1976 год

Продемонстрировали на блок-посту сразу перед поворотом на Цей отсутствие противоправных намерений и начали подъём по серпантину. Пост не Цейскому ущелью "посвящён", а достаточному близкому от этого места Рокскому тоннелю.

Сразу многое, что казалось напрочь забытым, очень отчётливо всплыло из глубин памяти.

Далее всё пребывание в Цей далее сопровождалось синтезом двух плохо уживающихся особенностей. С одной стороны, можно сказать, что изменения минимальны, с другой, почти полное отсутствие людей, что с воспоминаниями совершенно не совпадало.

Дорога в Цей. Абсолютно та же. На крутых участках грунтовка, на пологих с достаточно приличным асфальтом. При этом узкая, сложная для разъездов со встречными, машинами, которые могут внезапно появляться из-за множества поворотов. Но! Разъезжаться было не с кем! Пара машин не в счёт. Где оживление? Где множество автобусов с туристами? Где? Почти никого...

Турбазы. Запущены или заброшены. "Старый замок" Цея почти в руинах. Всё осталось почти без изменений за столько прошедших лет. Кроме людей. Люди, которые массово посещали это место, исчезли.

Что добавилось? Канатные дороги. Вот их в те годы не было.

Остановились в альплагере "Цей". Перемены очень незначительны. Всё в достаточно запущенном состоянии. Ощущение использования машины времени. Раз, и в советские времена. Только люди пропали.

Альплагерь Цей.

Некоторую локальную массовость создавали остановившиеся в палаточном лагере дети 12-14 лет, какая-то школа юных разведчиков из подмосковного Дзержинского. Несколько спартанские условия, трое воспитателей-тренеров. На мой вкус, отличное летнее времяпровождение для мальчиков!

Погода не баловала, моросил дождик и было достаточно прохладно. Около 15оС, ночью и еще меньше.
Второй день прошел в два этапа. Сходили на Цейский ледник. Маршрут теперь называется "экологическая тропа". Даже оплату начали брать за посещение.

Экологическая тропа к Цейскому леднику

Начали со Святилища Реком. Осетины, хотя официально и придерживаются христианства, по сути язычники. Святилище построили заново, что сильно на любителя. И явный новодел не так впечатляет, как раньше. Потрескавшиеся и рассохшиеся бревна в окружении белоснежных черепов горных туров и "представителей КРС", увенчанных разномастными и разнокалиберными рогами, смотрелись куда эпичнее идеально ровного домика из унифицированного кругляка.

В очередной раз очень поразило полное отсутствие людей на тропе. Только мы втроем и шли. Дети-"разведчики" ушли получасом раньше нас. Но более никого, ни по пути туда, ни обратно.

Цейский ледник 2016. Четвёртый выход, считая с первого в 1976 го

Пока шли, в курумах немного поплутали, уйдя в сторону от нужного маршрута. Не сильно далеко, метров на пятьдесят-сто, но на куруме с набором высоты и это расстояние, помноженное на два, даётся иначе, чем на равнине. Параллельно вспоминал и рассказывал о прошлых выходах к леднику а на него. Грустную историю опускаю, ибо суть передал выше, а вот относительно весёлую опишу.

Как-то с утра и до обеда, т.е. за часа четыре с небольшим, сходили к леднику и обратно вдвоем с сестрой. Мне было семь лет и, соответственно, четыре сестре. По шапке за тот минипоход я получил тогда же. Но здесь я о другом. Маленькие дети тогда управились почти в два раза быстрее, чем мы в этот радиальный выход! Тогда же был и смешной (спустя годы) эпизод. В горах над нами приключился камнепад. По звуку как гром при ясном небе, камни летели очень далеко от нас, но, с целью профилактики, мы укрылись за каким-то валуном приличного размера, обождали, потом лишь двинулись дальше. Это мы так от схода камней спрятались!

Мне интересно было посмотреть на грот Цейского ледника. Из него и берёт начало горная река Цейдон. В первый визит он был низким и небольшим. К следующему визиту своды обвалились и он стал выглядеть огромной аркой высотой не меньше шести метров. Но, как оказалось, что поразил в этот визит не грот, а цвет ледника! Когда-то белоснежный, с небольшим налётом камней, теперь ледник стал грязно-серым! От этого не только тусклый, но и не выразительный! Умеренно опечалился таким изменениям.

Обратная дорога отметилась вновь умеренным петлянием по куруму. После возращения в лагерь встретили и прибывших после краткосрочного посещения Грозного друзей.

Разгрузка прибывших и постановка новых палаток были отмечены инцидентом. Не буду описывать в деталях, негатива же хватило. Суть коротко. Мысль, что отдыхающим должно быть удобно, доступна пока не всем. Да и ещё в резкой форме рассказали, что этой мысли не должно быть в принципе. Дурь. Не говоря о законах бизнеса, должно было хватить знаменитого кавказского гостеприимства. Не в этот раз.

Главным событием момента воссоединения группы стал пир. Осетинские пироги из Владикавказа! Огромные и вкуснейшие! Ещё друзья привезли и огромный торт. Зачем?! Лично я не понял глубинного смысла этого блюда в горах!

На следующий день погода радовала! А мы отправились на ледник Сказка, источник короткой реки Сказдон, которая уже через километра три после выхода из ледника вливается в Цейдон. Да и сам ледник, спускающийся со Сказского перевала, в ряде источников называют не самостоятельным ледником, а я зыком Цейского. Может это так, может иначе, но ледник, который находится в другом ущелье, проще, да и комфортнее, принимать как вполне самостоятельный!

Ледник Сказка.

Посещение ледника в современные времена выглядит совсем иначе. Подъем на канатной дороге два с половиной километра вдоль ущелья и лишь затем небольшой пеший поход протяженностью менее километра. Когда-то эти незначительные по протяженности три километра, но непрерывного и достаточно крутого набора высоты, давались с серьёзным трудом! Аналогично Цейскому, Сказка того же грязно-серого цвета и так же значительно отступившая. Так же пронзительно холодно у самого ледника, и... Все ледники когда-то сходят... Поэтому такая мысль держит в некотором постоянном напряжении.

К вечеру уже полным составом снова посетили Реком.

Утро нового дня (а точнее, ещё с ночи) отметилось достаточно интенсивным дождиком, который, по всем признакам, униматься не планировал. Прогноз погоды подтверждал то, что виделось совершенно однозначным: шансов на просветление в ближайшие сутки-двое ноль. Поэтому, собрав свою часть палаточного лагеря, мы выдвинулись в сторону Владикавказа. Уже ближе к городу интенсивный дождик стал очень сильным ливнем. Мы даже начали серьёзно опасаться возможного града. Но, повезло и пронесло!

Интересно было увидеть Терек. Достаточно мелководный и спокойный в виде умеренно широкого русла и пары незначительных рукавов днями назад, теперь бурлил и нёсся ревущим потом во всю ширину! Впечатляет!

Откушав осетинских пирогов, закупив немного провизии, поехали дальше.

Осетинские пироги

Планы на маршрут менялись с утра. Терскол. Да? Нет! Кавминводы (Ессентуки или Кисловодск на пару дней)? А может сразу в Домбай? И чем сильнее шёл дождь, тем более проблемным виделось решение. Но сразу после выезда из Осетии погода стала налаживаться, а с нею и настроение. Закономерно вернулись к первоначальному плану. Мы отправились в Терскол.

Терскол
Сначала, при самом въезде в посёлок, посетили кемпинг, ранее найденный на просторах интернета. Огромная веранда, горячая вода и душ круглосуточно. Но микроскопическая по площади территория, густо заставленная палатками и машинами. Как объяснили, накануне из-за обильного снегопада с восхождения вернулись от пятисот до девятисот человек. Хозяин подсказал, что на другом конце посёлка есть большой по площади бивуак, правда, без благ цивилизации. Туда мы и отправились.

Бивуак Терскол.

Место нам понравилось сразу! Отличный вид! Простор! Всё было хорошо. А блага? Блага у нас в душе постоянно! Ко всему был великолепный закат, когда небо показало все варианты и оттенки неба и обрамляющих ущелье гор!

Закат. Бивуак Терскол.

Поутру, мы отправились на юго-восточный склон Эльбруса. Три яруса канатной дороги. Набор высоты в итоге до 3850 метров. Опьяняющий недостаток кислорода. Солнце! Открытый горизонт на Большой Кавказ! Великолепно!

После спуска мы посетили поляну Чегет. Время было ближе к вечеру и местный подъемник уже не работал. Посему ограничиться пришлось видом на восточную вершину Эльбруса (с бивуака главный стратовулкан Кавказа, да и всей Европы, не виден) и продолжением начатой у подножия закупкой сувениров.

Восточная вершина Эльбруса. Вид с поляны Чегет.

Планы на следующий день решили строить по погоде, которая опять начала смещаться в сторону умеренного ненастья. Будет погода - остаёмся и идем в горы, не будет - едем дальше.

И следующим пасмурным утром мы стартовали в сторону Домбая.

По пути пообедали в совершенно невзрачном придорожном семейном кафе. Зато очень вкусно!

Главным же событием дня стал проезд перевала Гум-Баши. Дождь. Ветер. Лохматые рваные облака вперемежку с тучами. Редкие просветы, через которые Солнце подсвечивало фрагменты несущихся снизу вверх облаков! Впечатлились, насытили жажду всех типов, поехали дальше.

 Домбай

К сожалению, дождик не отставал от нас и в Домбай мы прибыли практически в сумерках. Где после непродолжительного поиска остановились в замечательном семейном отеле "Лотос". По совокупности, место, территория, обустройство, стоимость, мои рекомендации!

В Домбае я был как-то в детстве с родителями, но воспоминания, в отличие от Цейского ущелья, почти нулевые. Более всего запомнилась огромная шахматная доска с фигурами в рост человека. Пускай и с поправкой, что человеком я себя считал уже тогда, а фигуры были моего роста.

Летающая тарелка. Домбай.

План нового дня посмотреть на окружающие горы с высоты был реализован частично. Солнечное утро с редкими облаками быстро перешло в облачность ощутимую. А к моменту пересадки на последний подъемник облачность стала совершенно плотной, и ловить в прямом и переносном смыслах было уже нечего. Впрочем, в разрывах удалось сделать вполне эффектный кадр.

Люди на вершине в разрыве облаков.

Подзамёрзнув наверху, отогревались форелью на гриле под легкие напитки с пузырьками! В общем, активно отдыхали от отдыха!

"Форелевая вечеринка".

Следующий маршрут был не понятен до моменты выхода. Куда отправимся? Озёра? Водопады? Конная прогулка? В итоге пошли в сторону Чёртовой мельницы. Достаточно смутно представляя, что это собственно такое?

По итогам могу советовать всем! Отличный маршрут, достойное место!

Чёртова мельница.

Горная река прорезала скальную породу на глубину до 15-20 метров. Чисто визуально, не замерял. Ревущий узкий и стремительный поток, который явно способен перемолоть всё живое, раз смог справиться со скалами!

Маршрут на "Чёртову мельницу".

После обеда поехали на озера по Военно-Сухумской дороге. Пост. Оплата. Петляющая дорога. Красивые пейзажи. Сначала озеро со множеством оборудованных площадок для пикника. Полукилометром дальше водопад и шлагбаум. Заповедник. Проход и проезд запрещены. Как сказал бравый воитель на посту, "А чего там смотреть? Дальше заповедник. Ничего интересного!" Сильно озадаченные глубиной мысли, мы устроили фотосет у водопада и поехали обратно на базу.

Привал (много таких там) на озере.
Военно-сухумская дорога.

Вечером этого дня составили и дальнейший маршрут. Пути участников, согласно уточнённому плану, с утра расходились.

Один экипаж был ограничен коротким отпуском, мы же безграничны в желании ехать дальше. Аня предпочла возвращаться вместе с Медведем. Моя версия простая, она в девичестве Медведева. Это определило выбор! ??

С этого момента два автомобиля и четыре человека решили провести ещё день в Домбае, сходить в горы на озёра и отправиться домой.

Мы втроем поехали в Архыз. В общих чертах было известно, что Архыз является точкой старта многих горных пеших маршрутов, включая переходы в Абхазию. Этого в планах не было. Сам в Архызе не бывал. Что там смотреть и чем заняться, мы не знали. Решили, как обычно, на месте.

Архыз
Ожидал я подобия Домбая. Т.е. конечную точку дороги, откуда только пешком и вверх. Когда же проехали посёлок насквозь и дорога продолжалась, я сильно удивился и продолжил ехать. Куда и сколько ехать? Ответ нашелся очень быстро. Мы прочитали на указателе "к Софийскому леднику и водопадам". Ледники, похоже, стали нормой этого путешествия, а Софийский ледник мне знаком по Горному Алтаю. Пускай здесь и другой, но название привычное. Значит, поворачиваем!

Хороший асфальт сразу за съездом по указателю стал грунтовкой среднего качества. Ещё дальше деревянный мостик сомнительной прочности. Но ещё издалека увидел, что по нему проехали два УАЗика. Значит, и мы проедем без проблем. Впрочем, большинство машин стояло как раз до мостика, а не после. Ещё едем. Тупик. Турбаза из небольших "скворечников". Остановились. Нашёл местного управляющего. Оказалось, что к леднику надо было свернуть метров за пятьсот до турбазы. Спросил, как дорога? После критичного взгляда на машину, прозвучал ответ: "На этой должен проехать. В прошлом году дважды даже на легковых проезжали. Но туда на УАЗиках или на конях обычно добираются". Подумав, что попробовать по-любому можно, поехали.

Это была ДОРОГА! Очень много камней разного калибра. Местами глубокие колеи. Метров пятьсот просто по руслу реки. 15 километров мы проехали примерно за час. Более всего в итоге опасался обратного пути. Потому как в гору хорошо видишь путь перед собой, а вот вниз капот серьёзно закрывает ближайшие метры перед машиной. Интересно, что вопреки теории, раза три чиркнул днищем именно на подъёме и ни разу по пути назад. Не считая участка по реке. Камни под водой видно, мягко говоря, плохо. В воде умеренно шуршал днищем в обоих направлениях.

На финише пути обнаружили кемпинг. Не меньше десятка внедорожников и кроссоверов, не считая 66-х и УАЗиков всех мастей. В общем, проезжают там чаще, чем по состоянию дороги можно предположить.

Там же было и кафе на базе армейских палаток, где откушав, получили и совет, где удобнее встать. На полянке, у берез. И вода рядом, метрах в десяти. В минусах большой уклон. Но почти горизонтальное место, достаточное для палатки, нашли без проблем. Это была самая высокая стоянка с машиной в эту поездку. 2100 метров.

У Софийских водопадов

Солнечный день. Водопады видно и без использования оптики. Время послеобеденное, поэтому решили сходить к ним, не будучи уверенными в погоде следующего дня. Идти пару километров. В гору. Местами круто, но в основном достаточно пологий подъём.

Пошли в обход, чтобы сначала попасть на самый дальний водопад, а затем, уже спускаясь пройти вдоль всех, включая самый большой, широким веером стекающий с ледника.

Водопады Софийского ледника. Фрагмент.

В общих чертах всё так и получилось. Немного жаль, что Солнце шало за гору незадолго до выхода именно к финишному и самому эффектному. В тени он не так играет, как другие, которые мы застали именно в лучах уходящего светила.

На обратном пути с водопадов случилась неприятность, которая внесла коррективы в дальнейший маршрут. У меня отвалился от треккингового ботинка наружной слой подошвы. А мы планировали на следующий день подняться на сам ледник... Увы. Ходить по горам без адекватной обуви неправильно. В результате, вместо запланированных двух ночей, мы поехали поутру обратно.

Лабинск
Идея посетить родню стала реальностью. Начали с посещения погоста, продолжили застольем.
Снова, повторив ставропольские гурманства, готовили нутрию, а после баранину!

В Лабинске

Чёрное море
Далее маршрут был задуман в сторону песчаной косы севернее Анапы, но дядька разубедил. Мол, Анапа далеко, ехать неудобно, море с обилием водорослей, и разные-прочие минусы и неудобства. Активно советовал Джубгу. Рассказал, что и рядом, и море совсем другое, и вообще, только туда и надо.

Как мы ехали! "Эта песнь у нас стоном зовётся". До Горячего Ключа реально "долетели". А вот дальше... Новый антирекорд поставлен. 28 километров за 7,5 часов. Перевал перед Дефановкой, в которой ремонт дороги... (кстати, Дефановка от парижского Дефанса? Кто в курсе?). По бортовому компьютеру 35-37оС. Никакой тени. Двигатель работал, по сути, только на обслуживание климат-контроля и показывал рекордный расход, 36 литров на 100 км. Это при минимальной скорости. В этой стоячей пробке особую оторопь вызывали старенькие отечественные машины, почти все с маленькими детьми. Открытые окна, постоянное махание дверками, чтобы создать хоть какое-то движение воздуха. В общем, жуть!

Проехали очень насыщенную туристами Джубгу, сразу за ней Лермонтово. Сразу на поселком кемпинг "Аризона". Планировали приехать часа в два дня, реально остановились лишь на закате. В тот момент кемпинг показался нам очень своеобразным. Расположен вдоль дороги, хотя чуть ниже и отделен очень плотной полосой кустарника с деревьями. Трассу не видно, но слышно, как будто на обочине стоишь. Спуск к морю метров на десять вниз по достаточно крутой лестнице. Море чистое и теплое. Людей не мало, но и немного. В тот вечер сходил поплавать и сразу после установки палатки, и уже в ночи.

Следующий день начинался замечательно. Рано поутру пошли на море. Часам к десяти поднялся в кемпинг и залёг плашмя под тентом. Палящее солнце. Сходил раз пять в душ, но ничего не спасало. Жарища. Кранты. Думал, что испарюсь и задохнусь. Но после обеда перебрались на освободившееся место под огромным развесистым деревом. Даже тент уже не ставил, настолько обильную тень давала листва. Жизнь сразу наладилась!

Кемпинг "Аризона". Теперь мы в тени.

Уже после возвращения смотрел фотографии с пляжа в Грузии (мы планировали в версии грузинского маршрута на три-четыре дня съездить на море в Уреки, это немного севернее Батуми, нам советовали тамошний пляж), смотрел и слушал отзывы побывавших в Сочи... Похоже, что мы побывали в идеальном месте. "Людей немного и не мало", написал я о своих впечатлениях в момент прибытия в кемпинг. Как оказалось после сравнения, в нашем случае реально было очень и очень мало! А массовая эпидемия в Сочи? Ничего подобного! Не оценили мы идеальности места размещения во время пребывания в оном!

Чёрное море.

Дорога домой

Прощальный взгляд на Эльбрус

Обратно мы выехали в седьмом часу утра и планировали добраться домой за пару дней с ночевкой по пути. Но как-то поехалось, поехалось... И ближе к двум часам ночи мы приехали домой. Серьёзной помехой был ливень, который начался сразу после Воронежа и преследовал нас непрерывно почти триста километров. Многие машины, когда окончательно стемнело, просто останавливались на обочине, включив "аварийку". Я уже подумывал поступить аналогично, но тут меня обогнала машина с максимальным включением всего света, что возможно. Мне идея понравилась, и я поехал за ней. После ухода этой, была "фура" как в рекламе, с гирляндой по контуру всех граней прицепа, потом ещё кто-то. Так с умеренной скоростью 60-80 км/час и проехал под ливнем.

Опечалило увиденное ДТП  с участием нескольких легковых машин. М-4. Платная трасса. В одной из низин ливень намыл много земли. Вместе с водой на протяжении полутора-двух десятков метров для эффекта "катка" хватило. Кого-то занесло и он собрал остальных. Темень, не считал точно, но 6-7 машин было задействовано. А если бы там ещё и "фура" оказалась (коих на трассе очень много), то дорога была бы блокирована надолго. Не знаю, чем закончился разбор, но сомневаюсь, что ответственность возложат на эксплуатанта трассы, который не смог обеспечить эффективный дренаж в низине.

Еще немного о дорогах. На всем маршруте, а конкретнее, именно в кавказской его части, все три машины остановили по два раза для проверки документов. Пару раз высказали удивление, что тормозят одну, а останавливаются сразу три. Во всех случаях проверка занимала меньше минуты, желали доброй дороги и... всё. Быстро, чётко, дружелюбно. Всех же по разу и оштрафовали за превышение скорости. Двоих по пути туда. Меня на обратной дороге. Но всех троих в Ростовской области. Причём весьма своеобразно. Идёт поток, но "выхватывают" из него только машины с московскими номерами. Может, для своих в Ростове другие правила?..


Резюме. Путешествие по местам детства приносит и щемящую радость и окутывает грустью. Особенности организации дорожного движения и туристического сервиса по-прежнему мало располагают к беззаботному отдыху в нашей богатой своими чудесными природными достопримечательностями стране.

Все фотоснимки здесь

Комментарии
Невероятно крутой маршрут, молодцы)) 
фотки тоже огонь, надо бы тоже Кавказ посетить
Rustik28.09.16, 14:36
Молодцы побольше бы фоток щас сижу смотрю на ваши ледники и дум 
аю как же классно то в горах а не на работе ))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: