Здесь находятся самые красивые хребты Южного Урала, но попасть сюда может не каждый: дабы не подпустить потенциальных шпионов к запрятанному среди гор Объекту, заповедник усиленно охраняется. Нашей группе, состоявшей из двух человек (точнее, "лосей") удалось посетить хребет Нары (ударение на втором слоге), скальный город Кашкатуру, Сычинское болото и бывшую Белорецкую узкоколейную железную дорогу.

Как это обычно бывает, состав участников определился меньше чем за день до старта, а разработку маршрута отложили на более поздний срок. Пойдём куда компас покажет и будем идти, пока не сдохнем, а сдохнув, будем пытаться выбраться из этой Ж…живописной местности.

Идём вдвоём: я и Макс. Оба настроены решительно: рыть копытами землю с утра до ночи, и главное – попасть на болото. Макс мечтает там фотографировать, у меня же цели более приземлённые: наесться клюквы и если повезёт – морошки. Красивейшие хребты нас интересуют меньше, хотя проходить мимо мы не собираемся.

На самом деле, маршрут у нас примерный был. Я озвучил его в автобусе: Нары от трассы до Кашкатуры, Машак, Сычинское болото, урочище Юрюзань, Александровка, Тюлюк. Все конечно же посмеялись, мол, мечтать не вредно. Забегая вперёд, скажу, что именно так оно и вышло, несмотря на то, что до самого последнего дня мы не очень верили в успех.

У второй команды маршрут более матрасный, точнее, более реальный. Женя, Камиль и Эмиль собирались также дойти до Кашкатуры, и оттуда выйти в Ассы.

Встречаемся в вечернем автобусе. За окном льёт дождь. Настроение у всех весёлое, ибо есть над кем посмеяться. Смеёмся над пятью чудаками, которым предстоит посереди ночи оказаться посереди леса, когда автобус сделает остановку посреди трассы.

- Лёха, Макс, вы GPS-то взяли?

- GPS – лишний вес.

- А палатка у вас какая?

- Ну, у меня тент и полиэтилен есть.

Автобус несётся по белорецкой трассе, неумолимо приближая час Х. Приняв хитрые позы на сиденьях, пытаемся спать. Наслаждаемся последней возможностью побыть в сухости и тепле.

Наконец с радостью сообщаем водителю: вот точно, это место, здесь выходим! Вышли. Всё как есть: лес, дождь, темнота, шлагбаум с надписью «Заповедник. Сюда низя!!!» и натоптанная тропинка в обход его.

«Матрасники» решили остановиться прямо здесь, очень уж им хотелось наслаждаться ночью шумом трассы. Ну, а мы, как и положено истинным «лосям», направились по дороге в гору.

Мокрая философия. Есть такое мазохистское учение в туризме, которое призывает не бороться с окружающей водой, а смириться с ней как с неизбежным злом. Макс идёт в сапогах, а я в кедах. Наступив в первую же лужу, оглашаю окрестности каким-то непристойным звуком. Зато теперь можно не заморачиваться с выбором пути.

Подъём дался удивительно легко, будто и не шли. Погода преподнесла сюрприз: дождик кончился в первые же минуты, а тут и звёзды на небе появились. Выходим на поляны и теряем дорогу. Решаемся подняться чуть выше и встать на ночёвку. Долго не можем найти в темноте хорошего места, пока не выбираемся к самой к вершинке. Вот здесь – самое то. Разводим костёр и любуемся окрестностями. Силуэты качающихся берёз, звёздное небо, далёкие огоньки закрытого города и море тумана где-то под нами. Нет, эту красоту нельзя упускать! Буду спать под открытым небом. Макс сначала смотрит на меня как на психа, а потом решает присоединиться.

Пятый час ночи. Китайская лапша съедена, чай без заварки выпит, «постели» готовы. Но что-то не даёт лечь в спальник и отключиться. Сидим у костра, наслаждаемся красотой ночи, слушаем песни ветра…

Ночь выдалась холодной. Ну да, нефиг было брать летний спальник! Проснулся с рассветом. Макс был уже на курумнике с фотоаппаратом. Как же ему повезло проснуться чуть раньше!

Наша вершинка, словно корабль, плыла через золотисто-розовые облака. За бортом открывался вид на белое море тумана, над которым, словно острова, возвышались верхушки окрестных гор. Где-то на дне был затоплен целый город. С каждой минутой горизонт становился всё ярче и ярче. И только лишь над горой загорелась полоска солнца, нас укутал беспросветный розовый туман. Засверкали капельки росы на траве, и серый мрачный лес наполнился восхитительными пастельными красками. В них ещё теплилось последнее дыхание уходящей осени…

Наскоро поев и собравшись, покидаем стоянку и уходим в туман. Впереди нас ждут скалы и непростой выбор: обойти или лезть наверх. Если идти поверху, вряд ли получиться успеть к вечеру до Кашкатуры, а успеть туда очень надо. С другой стороны, внизу ничего кроме леса не увидишь. Значит, лезем!

Добравшись до середины скальника, понимаем, что дальше никак. Но если очень хочется, то попробовать можно. Лезу на высокую едва наклонную стену, практически лишённую нормальных зацепов. Тут любая ошибка может закончиться плохо. Обдумываю каждое движение. Несколько минут напряжённой борьбы, и скала покорена. Ругаю себя за излишнюю самоуверенность: ведь опыта особого нет, на скалодроме так вообще ни разу не был. Зачем попёрся, дурак!

Так или иначе, всё позади. Меня уже зовёт Макс, который благополучно обошёл сложный участок. Иду на его голос, но никого не вижу. Кричу – не отзывается. Кричу во весь голос – ответ слышу с противоположной стороны. Так вот хитро здесь звуки отражаются. Не поверил бы сам, но это было именно так.

Идём по гребню вдоль каменной стенки. Продвигаться тяжело: то скользкие заросшие мхом курумники, то поваленные деревья. Зато какие чудесные открываются виды! Туман постепенно оседает, но до последнего пытается скрыть от посторонних глаз секретный город. От яркого осеннего солнышка становится заметно теплее. На небе не осталось ни единого облачка. Вот так подарок погоды!

Хребту Нары невероятно повезло с тем, что рядом построили Объект, который пришлось окружить заповедником. Про охрану территории сложено не мало легенд, которые передаются из уст в уста. Мол, по всему лесу ходят автоматчики, и если поймают, то посадят на несколько дней за решётку, будут с пристрастием допрашивать. Так или иначе, несведущие люди ходить сюда бояться, а потому на хребте почти нет ни натоптанных троп, ни стоянок, ни мусора. Природа восстановилась практически до первозданного состояния. Порою кажется, что здесь никогда не ступала нога человека.

Тем не менее, иногда всё же попадаются находки антропогенного происхождения. Одна из них нас даже порадовала: забытый кем-то алюминиевый чайник. Должно быть, он простоял здесь не один десяток лет, и уже наполовину зарос мхом. Все эти годы вода то набиралась до краёв, то высыхала, то замерзала, а вся попавшая грязь оседала на дно. Наверняка в жаркую пору из него пьют птицы и звери, ведь, нигде в округе нет другого такого «источника»! Ну и мы решили попробовать глотнуть из горлышка. Водица была холодной и чистой, как из родника.

Не буду описывать все вершинки и скалки, которые попадались по пути. На какие-то залезали, какие-то обходили. Так прошёл весь день, а до Кашкатуры оставалось идти не мало. Забравшись на красивейшее плато около вершинки Салавата Юлаева, мы увидели палатку. Как вы думаете, чью?

Камиль, Женя и Эмиль мирно доедали чечевицу, когда услышали голоса: «Ага, туристы, документы с собой есть?» Но даже когда увидели знакомые лица, не сразу поверили, что это розыгрыш, ведь они-то думали, что мы ушли намного дальше!

Конечно, наш путь был гораздо труднее, но чтобы настолько отстать! Стало стыдно перед собой. Чтобы окончательно не потерять свой авторитет, решили продолжить путь, несмотря на соблазн остаться в этом чудесном месте. Досмотрели красивейший закат, распрощались, и тронулись дальше. Остатка светового дня почти хватило, чтобы спустится со скал. Впереди было 8 км труднопроходимого леса.

Почти бессонная ночь и трудный дневной переход дали о себе знать. У Макса разболелись ноги, каждый шаг давался ему с трудом (всё же, сапоги – не идеальная обувь для длительного похода). Уверенность того, что дойдём, жила в нас до последней минуты. До того момента, как остановившись чуточку передохнуть, Макс сказал, что дальше идти не сможет. Моё состояние было немногим лучше, но возражать не стал. Что ж, и «лоси» тоже иногда огребают.

Разводим костёр и на автомате готовим еду. Помню, как «отключался» с котелком в руке, боялся уронить его в костёр. Известно, что вечерняя еда после трудного походного дня действует как снотворное. Ударная доза макарон с тушёнкой начала действовать до того, как была доедена. Каждое движение давалось с трудом, голова не работала. Уже не помню, как смог переодеться и лечь в спальник. Над головой среди силуэтов огромных елей качался кусочек звёздного неба. Как же здесь всё-таки здорово!

POWER OFF

На свежем воздухе (даже слишком свежем) спалось отлично. Среди ночи, открыв глаза, увидел двух сов, которые перелетали с дерева на дерево и не без интереса разглядывали двух непонятных существ, храпящих на всю округу. Просыпаемся от чьего-то крика, который мы приняли за лай собаки. Кто это был - непонятно.

Костёр, еда, торопливые сборы. С помощью скотча и сухой травы Макс изготавливает ортопедические стельки. По замыслу, ноги не должны болтаться в сапогах, а значит, не должны болеть.

Трогаемся. Снова буреломы, камни и ручьи. Мои ноги снова мокрые, а ноги Макса снова почему-то болят.

Компас выводит на большую поляну. Рассуждаем о том, что здесь наверняка когда-то жили люди: отличное пастбище, ручей рядом. Как бы в подтверждение наших мыслей встречаем ровную берёзовую аллею. Конечно, здесь была дорога, от которой не осталось ничего кроме этой лесополосы.
Выходим на курумник, преодолеваем подъём, и оказываемся на плато Кашкатуры. Сказать, что здесь чудесно – не сказать ничего. Огромная ровная зелёная площадка, окружённая скалами и останцами. Под ногами моховой ковёр, усыпанный сладкой переспелой брусникой. Такой мягкий, что хочется лечь и валяться как на постели. Кое-где виднеются островки камня, кустики можжевельника и редкие невысокие ёлочки, которым непонятно как посчастливилось выжить в этих суровых условиях. Человек здесь – редкий гость, настоящий хозяин этих мест – Ветер. В его потоках, словно на волнах, купаются большие птицы.
Но самое интересное ожидает нас дальше. За краем плато открывается вид на Скальный город. Здесь, как и в любом городе, целые улицы домов, только построены они из огромных каменных глыб. Будто бы великаны в городки играли. В городе никто не живёт. Многие дома разрушились, а улицы заросли лесом. Давно ли его покинули последние жители, и что с ними стало – неизвестно. Кто-то, конечно, скажет, что это останцы, и здесь никогда и никто не жил. Но разве может создать такую красоту ветер и дождь? Не верится… Драконы, башни, причудливые звери, печка с трубой… - что только не угадывается в каменных исполинах!
Одна из улиц скального города

Нам надо торопиться, поэтому не задерживаемся здесь надолго. Обходим городок почти стороной. С тоской смотрим на карту и на часы. Карта говорит, что сегодня надо пройти 8 км по хребту, затем с него спуститься, перейти реку, подняться на соседний хребет и дойти до болот. Часы говорят, что это нереально. У Макса болят ноги. По уму, ему надо остаться здесь, дождаться отставшую группу, и идти с ними до Ассов. Но подумав, он находит в себе силы отключить голову и принять смелое решение – идти дальше. Каким образом? Да как-нибудь. Дуракам-то везёт.

С больными ногами надо что-то делать. Что – понятно, обрезать мешающие ногти. Чем? У нас два ножа: у Макса тупой, у меня ещё тупее. Приступаем! Пять напряжённых минут, и суровый уральский педикюр удаётся. Осталось надеть десяток носков, впихнуть ноги в сапоги, и скорее трогаться в путь, пока не передумалось.

Городок остаётся позади. Идём лабиринтами полянок, разбросанных среди труднопроходимого ельника. Дальше «дорога» становиться лучше. Спустились на заросшую лесом седловину. Местность здесь почти что ровная, но даже на этой равнине попадаются огромные останцы-одиночки.

Спускаемся до Наринских полян, на несколько километров растянувшихся вдоль хребта. Летом идти здесь не очень-то просто из-за высокой некошеной травы, но сейчас она почти не мешает. Можно расслабиться и поболтать за жизнь.

Дошли до конца полян. Закат. Берём азимут и направляемся в лес. То что ждало нас дальше лучше всего назвать одним ёмким словом, которое я приводить здесь не буду. Скажу лишь то, что Она была полная.

В глубокой темноте доходим до реки. Не сразу сообразив, переходим её три раза. И снова азимут, азимут, азимут.
Брод через Инзер

Переход ручья Верхний Кувыш не предвещал ничего плохого. Оказалось, что это вовсе не ручей, а мощная горная река. Грохот такой, что приходится кричать. Перекаты, водопадики. Сложно представить, что творится здесь весной.  Кое-как находим переход по глыбам камней. К счастью, успешно.

Поднимаемся по курумнику из конгломератной породы. В темноте замечаем тень чего-то очень большого. Дерево? Не похоже. Подходим ближе, оказалось, это такой здоровенный камень. Не скала, а именно камень. Камень-исполин. Видно, что, как и другие камни, он когда-то скатился со склона. Рядом с ним чувствуешь себя букашкой.

Как-то незаметно получилось, что мы хорошо приблизились к цели. Но сил уже совсем мало. Будет отлично, если сможем покорить гору Весёлую (1185) и заночевать на вершине. От неё до болот –  рукой подать.

Подъём пологий, лес редкий и отлично проходимый. Неожиданно натыкаемся на скальную ступеньку. Кое-как  залезаем в надежде, что это вершина, но за ним снова такой же пологий подъём. И так - три раза. Лес, скальник, лес, скальник, лес, скальник, лес, лес, лес. Подъём плавно перешёл в спуск, что означает, что вершина уже позади. Вот так Весёлая!

Можно остановиться и здесь, но хочется встретить рассвет на открытом месте. Пошли до болот? Пошли!

Невероятно, но план выполнен. Несмотря на вчерашнее отставание, нагнали график. Вот это был денёк! В награду нас ждала уютная полянка, окружённая замшелыми елями-великанами. Утром отсюда будет прекрасный вид на одну из вершин Машака.

Макс пытается снять сапоги, но у него ничего не получается. Прихожу на помощь, и тоже без результата. Сапоги скользкие и без зацепов. Прогресс намечается только когда в ход пошли две руки, коленки и подбородок. Дело осложняется приступами смеха. Гора Весёлая своё название полностью оправдала!

Сегодня впервые спим под тентом – слишком сильный ветер. От ветра тент громко трепыхается, но это никак мешает крепкому сну.

Утренняя фотосессия открыла нам страшную тайну: оказалось, мы встали в 20 метрах от натоптанной тропинки. Хорошо, что сегодня никто по ней не ходил. Вот бы он обрадовался такой халявной поимке туристов!

Направляемся к болоту. Берём с собой крепкие палки – мало ли что. Но где же болото? Это что ли? Земля, хоть и мягкая, но воды под ней не чувствуется. Кочки и даже редкие деревья. Может, дальше начнётся Оно? Доходим до участка открытой воды – что-то вроде озерца. Рядом с ним наконец-то земля начинает проваливаться под ногами. Вернее, это уже не земля, а толстый слой мха и травы, скрывающий под собой трясину. Наступаешь – немного проваливается, но держит прекрасно. Вот этого я и ждал. Думаю, дальше будет интереснее. Однако дальше всё снова вернулось на свои места. Так прошли с километр. В самый последний момент мне удаётся-таки найти несколько заветных ягодок клюквы. Вкусная, но мало!
Сычинское болото

Всё, болото позади. То, ради чего мы проделали наш долгий путь, нас совсем не впечатлило. Уже позже, когда в городе изучал карту, оказалось, что надо было проходить выше по течению.

Выходим на дорогу. Видно, что по ней изредка ездят. Нежданной встречи конечно боимся, но идти параллельно лесом – никакого желания. А лезть на хребет – ни времени, ни сил.

Дальше всё было, как обычно. От хорошей дороги свернули на натоптанную тропинку. Через какое-то время тропинка стала хуже, потом и вовсе потерялась. Придумываем азимут. Почему придумывам? Потому что мы почти на ровном месте и не можем точно определить своё положение. До Юрюзанки осталось не так далеко. Об этом говорит хотя бы очень старая вырубка. Самого посёлка нет уже давно, дороги заросли, но замшелые пни ещё долго будут напоминать о деятельности человека. Здесь совсем другие деревья – в основном тонкие берёзки. Пройдёт не один десяток лет, прежде чем появятся такие же большие ели, как и в округе. И лишь через 100-200 лет вырастут огромные, два-три обхвата, лиственницы.

Попадаем на просеку. К нашему удивлению, она не только существует, но и совсем недавно расчищена. Уже после заката наконец-то выходим по ней на огромную поляну.
Юрюзанка

Когда-то здесь был старинный посёлок Юрюзань и одноимённая станция Белорецкой узкоколейной железной дороги. По обе стороны от станции начинались затяжные подъёмы. Паровозы заправлялись углём и водой, возможно, подолгу ожидали скрещения с встречными составами и отправлялись в сложнейший путь. Чётным предстояло штурмовать хребет Бакты, нечётным Машак. Движение осуществлялось круглогодично. Сегодня сложно представить многие моменты из жизни дороги. Например, то, как осуществлялась расчистка пути после метелей, ведь из инструментов были только лопаты. Но несмотря ни на что, дорога должна была действовать, ведь она была единственной ниточкой, связывающей с большой землёй Белорецкий металлургический завод. В годы войны по узкоколейке ехали на фронт солдаты. Кому-то из них больше никогда не довелось увидеть посёлок и станцию на реке Юрюзань.

Ликвидация этого участка дороги началась в 60-е годы. Посёлок постепенно пришёл в упадок. Возможно, он сохранился бы и по сей день, и сейчас бы здесь даже строились бы новые дома, но при основании заповедника оставшихся жителей расселили.

О тех временах напоминает лишь здание бывшего депо, построенного 100 лет назад, насыпь с остатками шпал, да отдельные предметы, вроде вбитого в землю куска рельса дореволюционного производства. От деревянных домов сегодня  почти ничего не осталось. (Интересующимся историей узкоколейки советую посмотреть фильм «Белорецкая нить» http://www.youtube.com/watch?v=0a4KwEU65AQ&feature=youtu.be)
Паравозное депо

Место располагает к тому, чтобы остаться здесь на ночлег, но нам необходимо дойти до Александровки. Гуляя по поляне, натыкаемся на запрятанную у реки будку егерей. Вытоптанная земля и свежие наколотые дрова говорят о том, что наведываются сюда если не постоянно, то часто. Был там кто-то или нет, выяснять не стали. Вдруг лесник отдыхает после трудного дня! Не будем тревожить его сон.

Но что такое, отмеченной на карте дороги вдоль реки нет! Вернее, есть, но дорогой это назвать нельзя. Остаётся идти по узкоколейке, по логике оттуда просто обязана быть нужная нам отворотка!

Насыпь неспеша набирает высоту. До перевала через Машак по прямой 3 км, набор высоты 260 м. Для того, чтобы преодолеть подъём, дорога делалат две петли, и путь получается 15 км. Поражают насыпи и выемки. Не вериться, что их строили люди без применения техники, а в качестве тяговой силы использовали лошадей.

Вот и развилка, дороги расходятся сразу в четырёх направлениях. Выбираем одну из них, идём по ней километр. В этом месте узкоколейка делала поворот почти на 180°. Можно взять азимут отсюда, но я убеждаю Макса, что лучше вернуться назад и пойти по другой дороге. Возвращаемся, пробуем. Кажется, что дорога идёт совсем не туда. Что остаётся? В третий раз пройти этот километр и брать азимут. Бешеной собаке и сто верст не крюк! Дома при просмотре карт оказалось, что та дорога всё-таки шла на Александровку. Более того, была ещё одна дорога, до которой мы не дошли метров 20.

Снова жуткий бурелом. В темноте не так-то просто держать направление по компасу. У Макса это дело получается лучше, поэтому он всегда идёт первым. Пересекаем просеку, которая, как вы уже поняли, тоже вывела бы нас в Александровку, но дороги видимо не для нас, наш путь – самый короткий!

В таких переходах очень сложно оценивать рассотояние и время. Мне кажется, что мы вот-вот должны выйти к цели. Макс почти уверен, что прошли намного больше, видимо идём не туда. Оказалось, что ещё не дошли.

И вот, наконец, показывается старая заросшая дорога. Направление нам нравится, идём по ней. Местами старые колеи стали руслом для ручейков, и их размыло на глубину человеческого роста. Передвигаться очень тяжело, местами проще обойти по лесу.

К счастью, вскоре выходим на отличную гравийку, и после пары километров слышим лай собак в Александровке. Дошли!

Встаём лагерем в уютном сосновом лесу. Теперь можно не беспокоиться, что нас найдут, заповедник остался позади. Небо звёздное, ничто не предвещает плохой погоды. Тент, конечно же, не ставим, тем более что на сон остаётся 4 часа.

Первый раз встаём в темноте по будильнику. Сегодня предстоит пройти всего 18 км по хорошей дороге до Тюлюка. Надеемся, что успеем на автобус до Уфы. Автобус не рейсовый, принадлежит турприюту «Роза ветров», поэтому нет гарантии, что он будет. Так или иначе, есть надёжный и многократно проверенный вариант выброски под названием «как нибудь».

Александровка. Последний раз, здесь был здесь 7 лет назад. Тогда обитаемыми были всего два дома. Электричества здесь не было никогда, если не считать генератора, который последний раз включали, наверное, ещё при Брежневе. Собственно, это не только спасло посёлок от смерти, но и подарило ему новое рождение. Анастасийцы, экопоселенцы, шаманы, отшельники и простые дауншифтеры – кто только здесь сейчас не живёт. В добротных избах, юртах и каких-то теплицах. В каждом дворе солнечная батарея и велосипед класса «ашанбайк».
Фотографируем рассвет. Из двора, огороженного плетнем с колючей проволокой, выходит мужик, и объясняет, что фотографировать тут запрещено. Приходится ретироваться. Мало ли, соберутся местные, да посадят на кол, который зачем-то вкопан в землю у входа в гостеприимный посёлок. Нормально смогли пообщаться только с дедом, который прожил тут всю жизнь. Поначалу он назвал нас бездельниками, однако, когда узнал, что мы прошли через весь заповедник, и не попались, похоже, даже немного зауважал. А может, просто вспоминал былые годы, когда он, так же как и мы, ходил по этим же запретным лесам.

Ну вот и всё, финишная прямая. Дорога, можно сказать, отличная, только под конец началась грязюка. Между тем, на чистом небе появилась чёрная полоса, которая вскоре закрыла солнце. Дождик почему-то не начинался. Видимо он решил подождать, пока два туриста дойдут до Тюлюка, посидят на берегу реки у костра, и сядут на автобус, в котором конечно же для них останутся последние два из трёх свободных мест. Лишь после этого зарядил холодный и долгий осенний дождь.

P.S. Какое же счастье, что окутанной легендой священной горой и местом силы назвали не Нары, а Иремель! Теперь в некогда глухом Тюлюке есть магазины и сувенирная лавка, на каждом доме вывеска, что жильё сдаётся либо продаётся. Туристов и отдыхающих скоро будет больше чем местных жителей. Как хорошо, что большинство из них никогда не слышали слово Кашкатура, и поэтому там по-прежнему господствует один лишь ветер. Лишь единицам выпадает счастье побродить по скальному городку или полакомиться клюквой на горном болоте. Да, мы поступили незаконно, но ведь после нас мусора в лесу стало не больше, а меньше. Так какой же от нас вред? И ещё один момент. Наша группа была хорошо подготовлена, и выбранный маршрут к тому обязывает. Ведь случись что – помощи ждать неоткуда, можно надеяться только на себя. Так что по мне так и хорошо, что сюда не пускают мало опытных туристов и тем более – новичков. А такие как мы, пройдут и так, ни у кого не спрашивая.

Менее чем за четверо суток пройдено 97 км, если не считать плутания в поисках дороги. Почётное звание «лосей» оправдали.

На сайте выложены только мои фотографии. Фотографии Макса доступны по ссылке http://vk.com/album14458812_163853699 А также, его вариант отчёта http://makcnmka.livejournal.com/65227.html