Россия / Автотуризм

Фотоэкспедиция на плато Укок. Разноцветный Алтай.

5 - 19 июля 2008 г.
Россия, Алтай, Плато Укок. На границе четырех государств – России, Монголии, Китая и Казахстана, на высоте 2500 метров над уровнем моря раскинулось удивительное по своей красоте плато Укок. Сотни тысяч лет назад гигантский ледник прошел по территории, где сейчас находится Республика Алтай, оставил уникальный рельеф и разнообразные валуны. А вечная мерзлота не раз помогала археологам открывать и читать страницы тысячелетней истории гуннов, скифов и тюрков. Вот в эти живописные и богатые древней культурой места в начале июля отправилась необычная фотоэкспедиция, чтобы запечатлеть обитателей тундры и степи, мистические, не имеющие сравнения рассветы и закаты, величественные горные хребты и священные вершины.

Команда экспедиции "Запад-Восток" Команда экспедиции "Запад-Восток"
Фотоэкспедиция на плато Укок стартовала 5 июля 2008 из Барнаула. Специальный проект экспедиции «Запад-Восток» при поддержке журнала ФотоTravel привлек фотографов и видеооператоров из Москвы, Санкт-Петербурга, Владикавказа, Екатеринбурга, Воронежа, Новосибирска и Барнаула. В отличие от других приключенческих и фото проектов, участники которых путешествуют в поисках интересных мест и кадров, эта экспедиция ставила перед собой социальные цели. Показать как можно большему числу любопытствующих великолепие ландшафта, многообразие животного и природного мира этого уголка и защитить природный парк от проведения по его территории газопровода в Китай.

Каждый из участников экспедиции выполнял определенную работу, которая помогала в достижении общей цели. Кто-то снимал для журналов National Geographic Россия и National Geographic Traveler, кто-то для собственной фотовыставки, кто-то для экологического центра.

реди участников были и профессионалы, имеющие на своем счету персональные фотовыставки, и любители, интуитивно чувствующие интересный кадр, и начинающие фотографы, которые хотели совершенствовать свое мастерство, и настоящие фотоохотники, не пропускающие ни одной птицы, ни одного цветка.

Две недели в Горном Алтае – настоящий рай даже для самого искушенного фотографа.

А в условиях настоящей фотоэкспедиции, где маршрут проложен не только с учетом интересных объектов, но и времени суток, уровня света, времени, наиболее подходящего для съемки, происходит профессиональное развитие, и есть возможность сконцентрироваться для самого удачного кадра. И за кадрами далеко ходить не надо. Местная атмосфера располагает к творчеству, а природное разнообразие предлагает сотни увлекательных сюжетов. Чего только стоит «цивилизация» сурков – настоящие города в степи, по берегам озер, широкие дороги от одной норки до другой и конечно же сами любопытные, но очень внимательные и осторожные их обитатели. По всей степи из-за пучков травы, из-за камней виднеются рыжие мордочки. А рядом бежит пушистый хвост соседа суслика или ямуранга – так их зовут местные жители.

В бескрайних долинах, между гор, кормятся стаи черных журавлей. Объектив позволяет их запечатлеть, не тревожа величавых птиц. По зову вожака стая поднимается на крыло. Журавли разбегаются и взлетают, раскинув широкие черные крылья. Курлы-курлы-курлы…

Руководитель экспедиции фотограф и путешественник Александр Пермяков проводил мастер-классы для всех желающих. Рассказывал об основах фотографии, устройствах современных фотокамер, их возможностях. Учил правильно создавать композицию и пользоваться настройками в зависимости от фотографируемого объекта – будь это одинокий журавль, зеркально гладкая поверхность озера или горный хребет, засыпанный снегом.

Плато испещрено множеством рек и речушек, а поднимаешься на вершину очередного холма, и тебе открывается озеро. Озера здесь разноцветные. Есть прозрачные, даже на середине легко увидеть каменное дно, есть озера синие с теплой водой, есть бирюзовые, а есть почти белые - от большого содержания известковых пород в воде. И названия у них красивые – темное озеро, гусиное озеро, озеро горных духов. Не у каждого озера есть свое оригинальное имя, но у каждого есть свой дух, который его и охраняет. Потому многие озера зовутся Озеро горных духов. Все они несравненно прекрасные, каждое с уникальной береговой линией и своей фауной, преимущественно османом и хариусом.

Утро путешественников начиналось неизменно с раннего подъема и дальнего похода за первыми лучами солнца. А вечером все ждали, когда же на ясном солнечном небе появятся облака, и в закатном солнце они заиграют всеми возможными красками – лиловыми, розовыми, багровыми… Радостные и поистине волшебные фотографии получались именно в утренние и вечерние часы. Большая высота над уровнем моря, низкие облака, горы – все это рисовало неповторимые пейзажи. У каждого участника экспедиции собралась хорошая подборка таких снимков.

Петроглифы Петроглифы
Каждый день экспедиция разбивала лагерь в новом месте, чтобы запечатлеть как можно больше уникальной фауны, неповторимого ландшафта и снять с разных ракурсов Пять священных вершин, за которыми уже начинаются Монголия и Китай. Здесь, в природном парке «Зона покоя Укок», рукой подать до соседних цивилизаций. Государственная граница проходит по горному узлу Табын-Богдо-Ола, а нейтральная территория начинается уже в нескольких десятках метров от экспедиционного лагеря.

Но для местных обитателей границ не существует. Чайки, больше похожие на альбатросов, и беркуты парят то над российской территорией, то над нейтральной полосой. Им ничего не стоит долететь до соседнего государства. Собственно как и участникам экспедиции переместиться на 2,5 тысячи лет назад, когда на плато процветала Пазырыкская культура.

Озеро Караколь-Нуур Озеро Караколь-Нуур
Ак-Алаха Ак-Алаха
Вершины Лед и Пламень Вершины Лед и Пламень
На Укоке На Укоке
Перевал Кату-Ярык Перевал Кату-Ярык
Дождь над Северо-Чуйским хребтом Дождь над Северо-Чуйским хребтом
Озеро Караколь-Нуур ночью Озеро Караколь-Нуур ночью
Наиболее известными памятниками той культуры стали каменные курганы, почти на границе с Монголией. В одном из них в 1993 году в ледяной капсуле была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины. Новосибирские археологи, которые её нашли, по предметам быта, найденным в срубе, определили, что женщина принадлежала к состоятельному роду. Очень хорошо сохранилась её одежда: трехцветная юбка из тонкой шерсти, шелковая рубашка с красным кантом и войлочные расшитые чулки. Юбка была окрашена природной краской, которая ранее не встречалась в этой местности, а рубашка была выткана из шелка дикого шелкопряда – самого дорого и ценного. Сама мумия хранится в Новосибирском институте археологии и этнографии РАН.

Пазырыкские курганы начали раскапывать в начале прошлого века археологи Эрмитажа. Китайская деревянная колесница, сделанная без единого гвоздя, мумии лошадей в парадной сбруе, множественные украшения из ракушек каури, предметы быта – хранятся в музеях России. Но еще многие курганы хранят свои тайны. За тысячелетия их занесло песком, землей, и они стали практически незаметны. Только опытный глаз может определить, что здесь находятся предки алтайцев.
Алтайцы свято чтут своих предков и это еще один ответ на вопрос, почему многие курганы сохранились нераскопанными. Нельзя нарушать вечный покой, иначе предки могут разгневаться. Не зря же парк зовется «Зона покоя Укок».

Но экспедиция не ограничилась только плато Укок. Мы спустились вниз, в поисках алтайского разнотравья, скальных ущелий, бурных, глубоких рек и достояний культуры каменного века – галерей наскальных рисунков, петроглифов.

Стоило нам только въехать в Чуйскую долину, как облака сгустились и со всех сторон с гор начали спускаться дождевые струи. Погода моментально переменилась, сильный, почти штормовой ветер гнал нашу сторону низкие мохнатые тучи, а молнии без устали били в горные хребты, пытаясь пронзить их насквозь. Алтай решил нам показать свой характер. Не только приветливым он бывает. От ветра путешественников спасали штормовые штаны и куртки BASK, а от прямого попадания молний – удача.

А вид с перевала Кату-Ярык заставлял просто замереть, долго-долго стоять, вглядываясь в долину реки Чулышман, где гибкой змейкой зеленеет бурная река – одна из старейших горных рек Алтая. Почти километр составляет высота перевала, а спуск по его склону крут и витиеват. Восемь петель, три с половиной километра по узкой дороге, где каждый день осыпаются камни. Наши машины - оранжевый вездеход и быстрый джип черепашьим шагом спускаются с перевала, пока все участники фотографируют.

Во время экспедиции, каждый участник специализировался на чем-то одном. Все, конечно, снимали пейзажи Северо и Южно-Чуйских хребтов, виды с перевалов Теплый ключ, Чике-Таман. Но одного больше привлекали птицы, и он был готов сидеть часами и ждать, когда удод вернется с добычей к гнезду покормить птенцов. Другой открыл для себя богатый и красочный мир насекомых и даже запечатлел несколько свадебных игр кузнечиков и бабочек. А кто-то собирал коллекцию наскальной живописи.

Но у каждого были свои смешные и интересные кадры, которые отражали местный колорит. Коровы-спринтеры, бегущие впереди нашего ГАЗ66 по Чуйскому тракту, собаки в Калбакташе, не хуже альпиниста передвигающиеся по кромкам скал. И маленький трехлетний Анчи, чье имя по-алтайский значит «охотник», покоривший всех нас не по годам взрослым и серьезным взглядом. Взглядом настоящего добытчика.

Анчи – дитя гор вырастет и будет воспринимать окружающую природу как единственно возможную и естественную. А участники фотоэкспедиции еще долго будут восхищаться разнообразием Горного Алтая, плато Укок, волшебными и живыми фотографиями которые у них получились. Фотографы и путешественники расскажут через фотографии об этом удивительном месте своим близким, друзьям, знакомым, а мы отправимся в новое путешествие - может быть, уже вместе с вами.

До новых фотоэкспедиций в интересные уголки нашей планеты!

Ближайшая {фотоэкспедиция на Шавлинские озера} состоится 8-20 июля 2009 г.