Франция своими глазами

Шпиль Руанского кафедрального собора Шпиль Руанского кафедрального собора
Вид на башню со стороны дворца Шайо Вид на башню со стороны дворца Шайо
Вид со второго уровня Эйфелевой башни на Иенский мост Вид со второго уровня Эйфелевой башни на Иенский мост
Елисейские поля Елисейские поля
Мэрия Руана Мэрия Руана
Нотр-Дам де Пари Нотр-Дам де Пари
Один из соборов Руана Один из соборов Руана
Пейзаж Верхней Нормандии Пейзаж Верхней Нормандии
Сорбонна. Памятник Виктору Гюго Сорбонна. Памятник Виктору Гюго
Типичный испанец слева, типичный немец справа Типичный испанец слева, типичный немец справа
Триумфальная арка Триумфальная арка
Центр Жоржа Помпиду - вид сбоку Центр Жоржа Помпиду - вид сбоку
Церковь святой Жанны Д Церковь святой Жанны Д'Арк на месте ее казни

Мне посчастливилось побы­вать на двухнедельных язы­ковых курсах во Франции. Эта была награда за 1 место на олимпиаде по французско­му языку, проводившейся в Белорусской государственной политехнической академии весной 1997 года. Поездка в Руан, крупный город в Верх­ней Нормандии, была органи­зована Управлением между­народного сотрудничества БГПА.

Мои занятия проходили в языковой школе, расположен­ной в Пти Кёвиль, одном из пригородов Руана. Проживал я во французской семье в Уассэле, пригороде Руана. Учебные группы были неболь­шие, по 3–4 человека, мы занимались с понедельника по пятницу по четыре акаде­мических часа. Это вполне нормальная нагрузка, если учесть, что общаться мне при­ходилось исключительно по-французски. Методика препо­давания языка заключалась в следующем: диалоги, тематические рассказы, изучение граммати­ки, просмотр видеофильмов. Но сам факт полного погру­жения в языковую среду наиболее сильно способство­вал развитию разговорной речи. Вместе со мной в одной группе обучались немец Ральф Симон и испанец Рауль Васало.

Что касается достоприме­чательностей, то Руан более всего знаменит крупнейшим во Франции кафедральным собором, а также как место сожжения в 1431 году легендарной Жанны Д'Арк. Позднее на этом месте, уже после канонизации Жанны католической церковью, воздвигли храм в очень оригинальном и нетипичном для католиков архитектурном стиле. Конструкция храма символизирует стремление человеческой души к Богу. При­рода в окрестностях Руана очень красива. Сам город, на­ходящийся на берегах Сены в нижнем ее течении, окру­жен высокими лесистыми холмами, образующими края крупной котловины. Вообще для этого района Франции характерно обилие лесов. Ближе к бельгийской границе больше полей.

Нельзя не упомянуть о Париже, о моем пребывании в нем. Был я во французской столице трижды. В первый и третий раз - проездом, когда, соответственно, ехал в Руан и возвращался обратно в Минск. Больше всего запомнилось второе посещение - 27 августа 1997 года. Оно заняло почти весь день, но все равно было коротким. Тем не менее, удалось пройтись по Елисейским Полям, постоять под Триумфальной аркой, побы­вать на Эйфелевой башне, увидеть воочию Собор Па­рижской Богоматери, центр Жоржа Помпиду, площадь Согласия, Сорбонну, побро­дить по узким улочкам Латинского квартала, поез­дить в парижском метро... Впечатление осталось своеобразное. Старый Париж отличается скученной, тесной застройкой, узкими улицами, порой неприглядным, обшарпанным видом зданий и монументов, множеством постоянно живущих здесь африкан­цев, арабов и прочих мигрантов. Улицы по чистоте намного уступают минским, особенно на окра­инах и вблизи вокзалов.

После экскурсии по Парижу наступил день 29 августа 1997 года, памятный тем, что на него предрекали Судный день человечества в "Терминаторе-2". Однако, обошлось...

А вот 31 августа 1997 года не обошлось - после возвращения с продолжительной велосипедной прогулки в окрестностях Руана узнал печальную новость о гибели принцессы Дианы...

Что же можно сказать о французах, если не о всех, то по крайней мере, о жителях Нормандии? Люди вежливые, улыбчивые, достаточно прият­ные в общении, но – себе на уме, не склонные к чрезмерному многословию и излиянию эмоций. Хозяева дома, где я жил, немало говорили о том, что за внешним благо­получием скрывается очень жесткая и напряженная жизнь, требующая большого труда и упорства. Поэ­тому для французов, наряду с вежливостью и простотой в общении, характерны осто­рожность и скептицизм, боль­шая разборчивость во всем и экономность. Эти качества закалены веками безумного расточительства Людовиков, бесчисленных революций, пе­реворотов, смут, происходив­ших во Франции чаще, чем где-либо еще в Европе. Но эти беды не уничтожили во французах извечно прису­щих им любви к жизни, уважения к таланту и вели­чию другого народа, стремле­ния к свободе и справедли­вости.