Дневник
похода.
Заброска на маршрут (30.07-02.08),
время уральское.
30 июля, суббота, 1й день пути .
Магнитогорск. К 16.00 основной состав группы с вещами
собрался на квартире Лоскутниковых, куда к 17.00 подошел наемный автомобиль
Газель. После погрузки по пути заехали еще за одним участником –Кузьменковым М.
Из
Магнитогорска выехали в 18.15. Всего надо было преодолеть 1150 км. Погода
хорошая.
Через 4 часа были на месте встречи с тремя уфимцами
(Хотеновы В. и М., Падалко Д.) – они ждали на заправке после развязки Уфа –
Казань.
После пополнения и
недолгой переукладки вещей, поехали дальше. Вскоре потемнело.
31 июля, воскресенье, 2й день пути.
Ночь. Кратковременый дождь.
В салоне газели спали, несмотря на тесноту. Передние
«пассажиры» развлекали шофера, опасаясь что и он может заснуть. Шофер же,
Владимир, только посмеивался: уверял, что за рулем уже 25 лет – опыт не
проспишь. После
Набережных Челнов началась плохая дорога: в темноте казалось, что едем по
грунтовке, но это был асфальт. Пару раз влетали в огромные ямы, чудом не
оставив там колеса. Раза три останавливались на перекур. Дальше дорога лучше не
стала, практически до самого Кирова. Утром, недалеко от Кирова, планировали позавтракать в
придорожном кафе, но оказалось, что найти его не так просто – придорожный
сервис тут развит слабо. Кафешку искали часа два. Час ушел на завтрак (на
будущее для себя вынесли – никогда не заказывать в кафешках пельмени).
В 12.30 были в Кирове. Перетаскали вещи на вокзал.
В 13.00 к нам присоединился последний участник похода-
питерец Лысов Андрей, который прибыл в Киров на поезде №094Е
«С-Петербург-Екатеринбург».
До отправления поезда до ст. Инта было около 10-ти часов (на
газели, не зная заранее шофера и состояние его автомобиля, выехали с большим
запасом). За это время купили продукты в поезд, погуляли по городу; обедали в
кафе «Березка», прямо напротив вокзала (хорошая кухня, приемлемые цены);
попробывали местное разливное пиво «Вятич».
В 23.18 сели в поезд №310 «Адлер-Воркута». Багажные билеты
не брали, но наш багаж проводников и не заинтересовал.
1 августа, понедельник, 3й день пути.
Весь день в поезде. Связались
по телефону с нашим забросчиком Геннадием: выяснилось, что не взяли бензин для
бензопилы и лопнули струны у гитары. Попросили купить. Реплика по
громкоговорителю в поезде, которую каждый истолковал по своему: « Проводники
последнего вагона, проверьте хвосты! Хвосты не горят!».
2 августа, вторник, 4й день пути, 1й
х.д (радиальный выход).
На ст. Инта прибыли в 1.08 мск (ДАЛЕЕ ПО ОТЧЕТУ: ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ).
Погода пасмурная, сильно похолодало. Дождь. Ночь, но
достататочно светло (еще белые ночи). Здесь
уже ждал шофер «Урала» Алексей и Коковкин, с которым мы за несколько месяцев
договаривались о заброске. Стоимость заброски была озвучена заранее – 16 000
руб. с учетом того, что с нами забрасывали еще одну группу из пяти человек
(общая стоимость за машину составляла 24 000 руб). Были опасения, что в
последний момент цена может измениться -
но этого не произошло. Коковкин передал нам купленный им бензин, струны,
расчитались с ним за заброску и распрощались.
Красавец – урал синего цвета подогнали к вокзалу (фото №1). Нас уже ждали наши попутчики – пять
сумрачных мужиков пенсионного возраста, которые за весь путь так и не пошли с
нами на контакт (единственно, что про них знали: едут до Желанного). На
погрузку ушло около часа. Часть вещей вязали на крыше. Уточнили у шофера про
уровень воды в Кожиме: во многих отчетах читали, что при переправе заливает
кунг, для защиты рюкзаков от намокания брали большие полиэтиленовые мешки. Алексей
сообщил, что воды совсем мало. Успели пробежаться по привокзальным магазинам и
закупили хлеб на маршрут – есть круглосуточные, ассортимент товаров большой,
можно купить все, цены приемлемые.
В 2.00 выехали со станции. Заметно посветлело.
Участок пути « ст.
Инта – кордон национального парка – переправа через р. Кожим - база Санавож, ЛБ р. Балбанью»,
100 км пути.
От станции Инта до базы Санавож (и далее до пос. Желанное)
идет так называемый Тумановский тракт общей протяженностью 130 км., проложен
золотодобытчиком Тумановым. Дорога более менее сносная - несмотря на то, что за
несколько дней до нас уже шли дожди. Со слов шофера дорога никем не
ремонтируется (фото
№2). Мы же со станции первые десять километров ехали по старой
объездной дороге, которая находится в более плачевном состоянии: изуродованная колея
высотой сантиметров 50, в кузове тряска (фото №3) - Тумановский тракт перекрыли из-за строительства
магистрального газопровода «Бованенково— Ухта» (в недалеком будущем, видимо,
можно расчитывать на улудшение состояния дорог, строительство газопровода должно
завершиться к концу 2012 г). Через час въехали на Тумановский
тракт, дорога заметно улучшилась. Навстречу попадались местные грибники и
рыбаки на легковушках. Со слов шофера, на легковушках можно доехать вплоть до
переправы. Сначало дорога идет по лесу, который затем переходит в редколесье, а
потом – в тундру. На 45-м километре, после
перевала, находится кордон национального парка Югыд-Ва: одинокий вагончик на
плато среди карликовых березок и металлический шлагбаум, рядом яркий информационный
стенд – напутствия посетителям (фото №4). Напрашивается наличие карты-схемы
заповедника, но ее нет. Из вагончика вышел лысый мужик, больше напоминающий
уголовника, нежели сотрудника национального парка. Машина остановилась для
проверки докуменов. Но, как ни странно, в кузов никто не заглянул, людей
пересчитывать не стали, вся проверка ограничилась тем, что шофер, взяв наше
разрешение, прошел в вагончик, через несколько минут вышел и отдал нам документ.
Поехали
дальше. Как потом заметили, разрешение было заполнено с ошибками: руководителем
вписали несовершеннолетнего Лоскутникова С., в составе группы отсутствовал
Лоскутников В.! Шофер с усмешкой посоветовал нам спрятать разрешение подальше,
якобы оно нам больше не понадобится. От Алексея узнали, что сотрудники
национального парка «воюют» с любыми другими забросчиками, что егеря ходят без
удостоверений (один из поводов ставить их на место), к тому же их количество
сокращено до минимума, поэтому нам врятли посчастливится встретить их на своем
пути; что сейчас пустует кордон на р. Кожим около скалы Каюк-нырт (при
подготовке к маршруту планировали взять мотор на участок реки после впадения
правого притока Бетью, но наличие на выходе кордона остановило). От него же
узнали, что с 1-го августа отменен утренний рабочий поезд и что на выходе
сейчас дежурят местные мотоциклисты – предлагают туристам свои услуги по
перевозке вещей до станции. Километров
через 20 подъехали к броду через р. Кожим – это место называется «переправа» (фото №5).
Воды совсем мало, едва закрывало колеса
«Урала». После
переправы дорога находится в практически таком же состоянии, как и до переправы
(вполне проедет уазик). Кругом сиреневые заросли Иван-чая. Красота.
База
Санавож.
В 7.00 приехали на базу Санавож (фото №6).
Разгружались под противный мелкий дождь.
Горы наполовины спрятаны в тумане
(фото №7).
База
расположена на ЛБ р. Балбанью, в 6 км ниже руч. Пеленгечей, между горных
хребтов Росомаха и Малдынырд, на широкой террасе долины реки Балбанью; наполовину
принадлежит национальному парку, наполовину – какому-то сургутскому предприятию.
Несколько отапливаемых домиков, летняя
кухня, баня, волейбольная площадка, дизельный электрогенератор, есть рация. Очень
удобна в плане «базового лагеря» в случае планирования горных радиальных
выходов.
База Санавож. С
базы Санавож можно пройти интересные радиальные маршруты на вершины Санаиз
(1423 м), Колокол (1407 м), Варсанофьевой (1539 м) и даже на высшую точку
Уральских гор – вершину Народную (1896 м). Для восхождения на вв. Санаиз и
Колокол неоходимо около 7 часов на каждую (р. Балбанью в районе базы мелкая –
ее можно перейти вброд), на в. Ворсанофьевой - около 14 часов; для того, чтобы
совершить восхождение на в. Народную понадобится около 4-5 дней. Также можно
осмотреть священную вершину для местного народа манси – г. Еркусей. Построена
база была в конце 70-х годов золотопромышленной старательской артелью геологов,
разрабатывавших рассыпное золото по рекам Балбанью и Кожим. В 2000 году назад
она была база передана Национальному парку «Югыд ва». В планах парка - создание
на базе стационарного круглогодичного экологического лагеря для детей и
молодежи.
Нашли сотрудницу национального парка:
предоставлять разрешение на посещение не потребовала, видимо была
проинформирована о прибытии нашей группы. Первый ее вопрос – «Есть ли у вас
бензопила? У нас проблема с дровами» обрадовал нас, потому как бензопила была,
но мы не знали, можно ли ее легально использовать на территории парка. Как и не знали про проблему с дровами на территории
парка, по-хорошему, их надо было заготовить по пути. Неожиданно
для нас, нам предложили разместиться в одном из отапливаемых домиков, причем
без дополнительной оплаты. Удивились и согласились. Домик довольно просторный,
легко поместится человек 20. Большой стол, печка, двухэтажные нары, подведено
электричество, но пользоваться им почему-то нельзя. Пока таскали вещи и
заселялись, к нам нагрянул гость – «местный» шофер Виктор, добродушный балабол,
работает на автомобиле, принадлежащем национальному парку и возит биологов,
которые живут в домике по соседству (как позже узнали, биологи изучают редкие и
исчезающие растения на территории парка, на маршруты ездят наУрале, который
принадлежит парку, ежедневная такса – 5000 руб). Выяснилось
одно печальное обстоятельство – вместо бензина, который покупал для нас
Коковкин, в полторашках оказалась жидкость для примусов! Как предположил шофер Алексей,
путаница могла произойти из-за того, что еще какая-то группа просила купить
именно жидость для примусов – видимо наш бензин оказался у них....На помощь пришел шофер Виктор –
нашел откуда слить, отблагодарили его спиртом.
Попрощались с нашим шофером Алексеем –
ему еще ехать 30 км до Желанного, а потом сразу обратно до Инты.
Обед готовили на костре («в специально
отведенном месте»). Костер общий для всех постояльцев базы. Из-за нехватки дров
чай делали на примусе, прямо в домике. На территории базы протекает ручей,
спускающийся с гор – вода «питьевая».
После
пятичасовой тряски решили поспать. После обеда дождь кончился, но
теплее не стало. Появилась назойливая мошка. Показались горы. Начали
стапелиться, на поляне около домиков. C базы р. Балбанью не проглядывается, до нее по тропинке через
лес метром 500. Рыбаки, замаскировав удочки, пошли на Балбанью в надежде
поймать хариуса. Попытка результатов не дала.
Активная часть
Завтра по графику дневка и радиальный
выход на ледник Малды и горные озера. Вечером решили прогуляться по
окрестностям. Одна группа (Пиманов, Кузьменков, Харченко) планировала сделать
вылазку к горе высотой 1282 м, с целью рассмотрения этого маршрута как подход к
леднику Малды (изначально планировалось к леднику идти по дороге). Вторая
группа (Лоскутников В, Лоскутникова Н, Хотенов М., Лысов А.) решила пройтись
вверх по ручью (тот, что находится на терртории базы, ручей безымянный, течет с
вершины 1282 м) с целью найти золотой корень. Остальные остались в домике. С
собой взяли рации и навигатор. В 18.00 все вместе вышли с базы. От базы вдоль ПБ безымянного ручья
уходит тропа. Сначало первый километр тропа идет по густому лесу (фото №8), затем
выходит на плато, сплош покрытое зарослями морошки (фото №9). Вдоволь наелись ягод.
Дальше группы разделились. Погода на глазах стала ухудшаться.
Группа
Пиманова пошла дальше, вверх по ручью. Вторая группа, не обнаружив корня,
решила пройти до следующего ручья (течет параллельно этому, южнее, метров через
600). Между ручьями – курум из кварца, очень скользкий, особенно во время
дождя. Рельеф неровный, осложнен ямами и дебрями карликовой березки. Не обнаружив корня и там, через
час вернулись в лагерь под моросящий дождь, изрядно промокнув. Группа
Пиманова вернулась через 4 часа, покорив вершину без названия 1282 м. До высоты
600 м продвигались вдоль ПБ ручья, затем, перейдя небольшой снежник, перешли на
ЛБ ручья и по восточному склону горы траверсом, с постепенным набором высоты,
поднимались к вершине под углом 30-45°.
Набор высоты 797 м. Курум сложный: острые, скользкие (даже без дождя) кварцевые
глыбы. Очень трудно передвигаться без палок - отметили, что на Южном и Среднем
Урале такого курума нет. Много родников,
снежников. Вершина небольшая, наклонный пласт стреди крупного курума (фото №10). На
вершине – деревянный тур (фото №11). Спускалиль также по восточному склону,
вдоль ПБ другого ручья, под дождем. Гор не видно, ориентировались по GPS-навигатору. Вариант
подхода к леднику вдоль хребта отпал. Дождь
не прекращался. Лег плотный туман, гор не видно. В такую погоду радиалка на
ледник теряет смысл, да и ходить по мокрому куруму не безопасно. Решили
окончательное решение оставить на утро – в зависимости о того, какая будет
погода. Куча мокрых вещей. Часов
в одинадцать вечера пришла представитель НП и сообщила, что мы утром до обеда должны
освободить домик (боится, что начальству станет известно о нашем бесплатном
заселении).
Стапель к
вечеру закончили.
3 августа, вторник, 5й день пути, 2й
ходовой день.
м.н. 03.08-05.08, ЛБ р. Кожим, устье р. Балбанью
|
нитка пути за х.д.: стапельная поляна(база
Санавож) – пороги №6-12 – устье р. Балбанью
|
общий километраж за х.д
|
6.5
|
ЧХВ за день
|
2.00
|
время начала маршрута
|
13.00
|
время остановки
|
17.30
|
Общий подъем в 7.00. Погода
лучше не стала. Горы в тумане. Поэтому радиальный выход отменили. Часть вещей
так и не досохла (из-за проблемы с дровами, печка работала не в полную силу).
Быстрый завтрак. Первые долгие сборы с тщательным инструктажем для новичков по
укладке рюкзаков и их герметизации. Перетащили
катамараны и вещи к реке. На берегу - небольшой полуразваленный навес, туалет,
костровище. Здесь вполне при необходимости можно разместить палаточный лагерь. Левый
берег подперт скалой с названием «Бегемот», сразу за которой река делает
поворот. (фото №12). Очередной
инструктаж по вязке вещей.
Определили
порядок движения катамаранов: К4/1 идет
первым, за ним – К4/2. На каждом судне по рации. Договорились идти с небольшим
интервалом друг от друга, так как впереди практически сразу начинается участок
с порогами. В
13.00 первый старт (фото
участников №13).
0-й км. – база
Санавож
Генеральное направление р. Балбанью до устья
– СВ. Уровень воды – малый.
Река не дала времени на сработку экипажей. Через 150 м после
впадения р. Санавож (ПБ) началось первое препятствие – пор. №1:
300-метровая шивера, осложненная надводными камнями, требующими быстрого
маневра. Практически сразу (метров через 200), началось следующее препятствие –
пор. №2: очередная шивера с надводными и подводными камнями, на выходе –
зубья. Дебют был не совсем удачным: и первый, и второй катамараны пару раз не
смогли уйти от камней и зацепились об них рамой. После прохождения экстренно зачалились
на ЛБ для просмотра очередного препятствия, так как русло реки перегораживал
огромный камень (фото
14). Предположительно, это был пор. №3,
хотя имеющееся в лоции описание не соответсвовало действительности. Как показал
просмотр, правая протока по габаритам непроходима для катамарана-четверки.
Левая протока тоже довольно узкая и основная струя бьет в скалу ЛБ (фото 15). Ориентир – огромный камень посередине
русла, просматривается с воды, ЛБ – скальная стенка, обрывающаяся в воду, ПБ –
галечная отмель. Учитывая недостаточную маневренность судна, решели катамараны
провести (фото 16).
Дальше
река, вплоть до устья, представляла череду однотипных препятствий (пор. № 4-7):
по нашей воде плохо разделяемые между собой и представляющие серию порогов с
камнями в русле - надводными и подводными, прижимами – в основном, к скалам ЛБ,
требующемого от экипажа постоянного и быстрого маневра. Проходили без
просмотра. К4/1 по рации корректировал траекторию движения К4/2. Перед пор. №5
на К4/2 произошла смена экипажа.
В 17.30, после прохождения последнего
препятствие, пор. №7, зачалились на ЛБ, увидев следы стоянки (каменку с бочкой).
Отсюда уже просматривается устье Балбанью (фото 17).
6,5-й км. –
устье р. Балбанью
Состав экипажа К4/1 при прохождении порогов №1-6:
Лоскутников В., Пиманов А., Лоскутников С., Хотенов М.
(Лоскутникова Н. – пассажир);
Состав экипажа К4/2 при прохождении порогов №1,2,4:
Кузьменков М., Харченко С., Айтуганов В., Лысов А. (Хотенова
В., Падалко Д.– пассажиры);
Состав экипажа К4/2 при прохождении порогов №5,6,7:
Кузьменков М., Харченко С., Айтуганов В., Падалко Д. (Хотенова
В., Лысов А. – пассажиры).
Первый день
получился насыщен слаломом.
За
день прошли 6,5 км. Разбили
лагерь на небольшой поляне, прижатой к реке. Места под палатки совсем мало. Над
стоянкой – заросшая колючим кустарником терраса (бывший полигон золотодобычи),
на которой обнаружили тропу. Тропа переходит в проселочную дорогу (эта дорога идет
вдоль ЛБ р. Балбанью от базы Санавож, обозначена на карте). В поисках дров вышли
к навесу НП, который расположен сразу после устья, на ЛБ р. Кожим и с нашей
стоянки не просматривался. Так как планировалась дневка, решили переместить
лагерь, на что ушло около 2 часов. Место очень красивое, даже несмотря на то,
что это бывший полигон: на фоне гор стоит скала-останец, на карте обозначенная
под №7, археологический памятник «Кожим-1», место поселения людей эпохи бронзы (фото 18); берег - песчаный пляж, уходящий в
воду (фото 19); просматривается
и порог Манюка. Рядом с навесом – баки под мусор, правда видно, что мусор давно
никто не вывозил. Есть наколотые дрова.
Место под лагерь есть и на ПБ р. Балбанью, прямо в устье. Погода
начала радовать – небо практически полностью прояснилось. За вечер мимо
нас прошло три группы.
Спать ложиться не торопились, достали гитару. Во времени из-за белых ночей
потерялись…
4 августа, среда, 6й день пути, 3й ходовой день - дневка.
Общий подъем в 9.00. Погода ясная, тепло! Появилась мошка –
ее много, но укусов не оставляет. Просушили все вещи. Затевалась
баня. С дровами на устье проблема (как, видимо, и на всем протяжении от базы
Санавож, так как берега Балбанью испоганены золотодобытчиками, нормального леса
нет, в основном – молодая поросль) – ходили за километр в лесную зону. Прямо
около лагеря, в молодом ельнике, нашли очень много маслят – получилось отличное
дополнение к обеду
(фото №20). Рыбаки, взяв разгруженный К4/1,
переправились на ПБ р. Балбанью, дальше пешком вверх по течению р. Кожим (ЛБ) в
надежде хорошего улова. Вернулись часа через четыре: рыбу не поймали, но нашли
небольшие кристаллы горного хрусталя в месте, где у берега реки обнажается
кварцевая жила. Сделали
просмотр пор. Манюка – к нему от навеса идет тропа (фото №21). Порог расположен в 0,5 км ниже устья р.
Балбанъю и считается самым серьёзным препятствием на р. Кожим. Просмотр
показал:
пор. Манюка , III к.т.,
уровень воды малый (фото
№22,23).
Ориентиры:
|
Сразу после устья р. Балбанью – скала по ЛБ хорошо проматривается с воды
|
описание порога
|
Посередине русла реки – галечный остров, справа от которого –огромный валун (справа от валуна – в малую воду негабаритный проход). Основная струя бьет в скалу ЛБ, которая поворачивает реку под углом 90°, образуя мощный прижим. Сразу после прижима – участок со спокойной водой.
|
характеристика линии движения
|
Уход от прижима к ПБ
|
Разведка:
Страховка
|
ЛБ, по тропе от устья р. Балбанью; по ПБ – чалка перед порогом
Страховка с ПБ после прижима
|
|
|
Вечером была отличная баня. С валунами
проблем нет – от бани на берегу осталась красоваться высокая каменка – прямо
пирамида. Ночью
разбудил лай собаки и звук двигателя: выяснилось, что из базы Санавож на
квадрацикле приехали рыбаки – поставили палатки, а заодно – и сети.
5 августа, четверг, 7й день пути, 4й
ходовой день.
м.н.03.08-05.08 –р. Тэлашор (ЛБ) (м.н. 05.08-06.08)
|
нитка пути за х.д. устье р. Балбанью –р. Кожим: пор. Манюка –порор
в устье р. Бадьяшор-база Орлиная – устье р. Тэлашор
|
общий километраж за х.д
|
16
|
ЧХВ за день
|
2.30
|
время начала маршрута
|
11.00
|
время остановки
|
15.00
|
Подъем дежурных – в 7.00, общий – в 7.30. Ночью
шел дождь, не прекратившийся и утром. Хотя
вчера были все признаки установления хорошей погоды. Стартовали в 11.00.
Генеральное
направление реки Кожим от устья р. Балбанью – СЗ.
0-й км. – для
удобства: р. Кожим от устье р. Балбанью
Через 500 м
зачалились на ПБ перед пор. Манюка. Еще раз просмотрели порог. Уровень воды за
ночь упал сантиметров на 20. Мощь прижима немного ослабла. Для новичков были
разъяснены принципы организации страховки; в месте страховки, на берегу
потренировались кидать морковку. Порог
проходили без пассажиров. Страховщика с морковкой ставили на ПБ за валуном,
после прижима.
Состав экипажа К4/1 при прохождении пор. Манюка:
Лоскутников В., Пиманов А., Лоскутников С., Хотенов М.
Состав экипажа К4/2 при прохождении пор. Манюка:
Кузьменков
М., Харченко С., Айтуганов В., Лысов А.
Прохождение:
оба катамарана заходили впритирку к ПБ с уходом от прижима к скале ЛБ (фото №24,25,26,27).
Уже
в районе порога просматривается культовый памятник «Каменная баба» высотой 10
м., скала-останец №26, расположенный на ЛБ через 700 м после порога (фото №28,
29). Напротив,
по ПБ, также красивые номерные скалы - останцы. После
пор. Манюка на К4/2 произошла смена экипажа (Кузьменков М., Харченко С.,
Падалко Д., Хотенова В., пассажиры: Айтуганов В., Лысов А.). Дальше смена
экипажей на К4/1 и К4/2 происходила каждый час.
По
имеющейся у нас лоции в устье р. Бадьяшор (ПБ) ждал порог из пяти ступеней, мы смогли четко выделить только
две – одну перед устьем, вторую – сразу после устья. Русло осложнено обливными
и полуобливными камнями. Прошли сходу (фото №30). В
14.00 зачалились на ЛБ, увидев строения базы Орлиной. Расчитывали здесь купить
хлеб (он уходил у нас больше, чем было заложено по норме). Но база пустовала,
хозяина не было. База достаточно большая - около 10 домиков разного калибра. На
территории в качестве декора лежит огромный кристалл горного хрусталя. Сделали
перекус. Подвесной мост (единственный на маршруте).
16-й км. – устье
р. Тэлашор (ЛБ)
Через километра полтора прошли хорошо заметный левый приток
Тэлашор, сразу за ним по ЛБ увидели стол. Так как весь день шли под дождем и
основательно замерзли, решили чалиться и ставить лагерь. Стоянка находится на
высоком берегу в еловом лесу, ПБ – скальная стенка. Стол полуразвалившийся, без
навеса. Рядом – гора мусора. Но места
под палатки есть (фото №31).
С дровами проблем нет. За
день прошли 16 км. В
18.00 кончился дождь, но не потеплело. К устью р. Тэлашор
выходит проселочная дорога, по которой можно дойти до базы Орлиная и далее
вернуться к базе Санавож. Вечером
около нас зачалилась группа байдарочников из Москвы: оглушили новостью: отменен
рабочий поезд (и утренниний, и дневной, и вечерний!). Группы, идущие следом за
ними (а их не мало) – в панике – что делать…Не получив от нас дельных советов
(мы были сами в неведении) пошли дальше искать стоянку – эта стоянка не в
состоянии вместить две группы. Часов в
девять Лоскутников В. ушел рыбачить к устью ручья. Вернулся к часу ночи с
рыбой! Те, кто к этому времени еще не спал, афигели: размер нескольких хариусов
был просто огромным в сравнении с тем, что приходилось ранее видеть на речках Саян. Это подтвердили
взятые с собой весы: самый крупный хариус весил 940 г! (фото №32,33). Тут же одну рыбину
зажарили на решетке. Остальную выпотрошили и оставили на утро для копчения.
6 августа, пятница, 8й день пути, 5й
ходовой день.
м.н. 05.08-06.08 –р. Яренейшор (м.н. ЛБ 06.08-07.08)
|
нитка пути за х.д.:устье р. Тэлашор – переправа-р. Лимбекою-р. Яренейшор.
|
общий километраж за х.д
|
19.5
|
ЧХВ за день
|
3.30
|
время начала маршрута
|
12.00
|
время остановки
|
19.30
|
Подъем дежурных в 7.00, общий в 8.00. Утром
коптили рыбу, поэтому стоянку покинули в 12.00, забрав с собой остатки дров. Пасмурно,
холодно. Ниже
устья р.Тэлашор река более многоводная, в
русле меньше камней – но все также река требует внимание.
28-й км. –
переправа (р. Кожим пересекает Тумановский тракт)
В районе переправы на ПБ – навесы НП, по информации с сайта парка, есть
хорошая изба на группу из 15 человек. Сплав с этой точки советуют для семейного
туризма. После переправы препятствий
нет, река становится шире, течение слабеет, чаще появляются острова. В районе переправы начинается группа островов,
при малой воде на этом участке мель – каты проводили с километр. Через
2 км после переправа впадает мощный левый приток - Лимбекою. В его устье можно
разбить лагерь. Генеральное направление реки после
впадения р. Лимбекою – северное. По берегам лиственный лес, часто видим местных рыбаков на
моторках. К берегам реки спускаются проселочные дороги, не обозначенные на
карте – видимо, ответвления Кожимского тракта. Во
время перекуса наловили хариуса.
35-й км. – устье
р. Яренейшор (ПБ)
В 19.00 достигли устья р. Яренейшор. На ПБ притока по описанию хорошая стоянка и геологический
природный памятник «Яренейшорский». Но место занято, и как показалось, стоянка
неудачная (небольшой закуток прямо около воды, подпертый скалами). В устье
притока к его ЛБ подходит грунтовка, судя по карте, идущая к Тумановскому
тракту. Но каково ее состояние, не знаем. Судя по рельефу карты,
впереди ждут скальные берега. Кроме этого, рыбаков манила скала напротив – как
перспективное место для рыбалки. Поэтому встали напротив ручья, на очередном
полигоне – место неудобное: голая террасоподобная площадка чуть в удалении от
берега, леса рядом нет, с дровами проблема (хорошо, что взяли остатки дров с
предыдущей стоянки) - фото №34, но открывается красивый вид на хр.
Западный и Восточный Саледы, хр. Яктикнырд (фото №35). За
день прошли 19,5 км. Вечером
сильно похолодало – так, что хотелось одеть перчатки, которых не было. Желание
порыбачить пропало. Вот такое паршивое лето….
7 августа, суббота, 9й день пути, 6й
ходовой день.
м.н. 06.08-07.08 – навес Бетью ЛБ (м.н. 07.08-09.08)
|
нитка пути за х.д.:р. Яренейшор – урочище Последняя Тоня -р.
Бетью (навес НП «Бетью»).
|
общий километраж за х.д
|
26.0
|
ЧХВ за день
|
5.0
|
время начала маршрута
|
10.40
|
время остановки
|
17.00
|
Подъем дежурных в 7.00, общий в 7.30. Утром
пасмурно, холодно. Пока собирались, пошел дождь, который в течении дня то
прекращался, то начинался вновь, то переходил в паршивую морось. В
10.40 стартовали. Через 8 км прошли хорошую стоянку на
ПБ (других стоянок до р. Бетью не
обнаружили, по берегам – или густой лес, или скалы). Появились настоящие березы
(не карликовые). В плесах (Гурьева, Чернявского) – интенсивная гребля,
но река все-таки течет со скоростью 5 км/ч. Быть пассажиром стало за счастье,
так как река перестала представлять спортивного интереса.
55-й км. –
урочище Последняя Тоня (ЛБ)
На перекус остановильсь в 14.00, на ЛБ,
в месте, обозначенном на карте как урочище Последняя Тоня, напротив скального
амфитеатра высотой 40 м. В удалении от берега в лесу небольшая поляна и
костровище, тесновато – вместится не более двух палоток. Кругом черника. Много
назойливой мошки. Пока обедали, начался дождь; к берегу подощла лодка с мотором – рыбаки, никого не стесняясь,
поставили сети. Наши тоже пошли рыбачить, но по спортивному, с удочкой. С берега было видно, как хариус кормится
мошкой. На
перекус ушло больше часа. Неплохой улов. Перед впадением р. Бетью (ПБ) –
серия из островов, один именной – о. Голодный, проходили левыми протоками,
местами совсем мелко, баллоны так и скрябают дно реки.
61-й км. – р.
Бетью (ПБ), навес Бетью (ЛБ)
В
17.00 встали на стоянку – навес НП «Бетью» (ЛБ), фото №36 – напротив впадения правого
притока Бетью. Навес полуразваленный, стол перекособоченный. Метрах в 200 в
лесу выкопана яма, переполненная мусором. Мест для палаток мало. Ставили их
прямо на заросли черники. Достает мошка. Позже нашли много белых грибов. За
день прошли 26 км. Вечером
начала ловиться рыба, но крупная попалась только одна.
8 августа, воскресенье, 10й день пути, 7й
ходовой день - дневка
Спим ненормировано. Дождь, но относительно
тепло. Мимо
прошло несколько групп, у всех был один вопрос- «как выбираться». Очередная баня. Ближе
к вечеру Лоскутников В. и Лысов А. ушли рыбачить, вернулись поздно, часов в 11
с богатым уловом: очередные огромные хариусы! На чистку рыбы всем, кто к этому
времени не успел уснуть, был выписан наряд вне очереди. На утро решили пустить
их в уху.
9 августа, понедельник, 11й день пути, 8й
ходовой день
м.н. 07.08- 09.08 – навес Дурная ПБ (м.н. 09.08-10.08)
|
нитка пути за х.д.:р. Бетью-р. Лолошар-р. Джагальябтишор-р.
Джагалшор – р. Дурная -навес НП Дурная
|
общий километраж за х.д
|
25.5
|
ЧХВ за день
|
5.0
|
время начала маршрута
|
11.30
|
время остановки
|
18.30
|
Подъем дежурных – в 7.30, общий – в 8.00. С утра в
дополнение к завтраку сделали двойную уху. В
11.00 пошел дождь, который подгонял сборы. В 11.30 стартовали. После
притока Бетью река поворачивает на ЮЗ.
70-й км. – р.
Лолошар (ЛБ)
В 13.00 прошли приток Лолошар (ЛБ). Дождь перешел в морось. В
1-1,5 км ниже ручья Лолашор находится геологический природный памятник
«Лолашорский» - по ПБ скальная стенка
длиной около 500 м. Нас
догнали рыбаки на моторе (те, что стояли
с нами в урочище). Спросили у них (на
ходу) о том, как они планируют выходить. С их слов, километров через 30 после
ж/д моста есть место, которое они назвали «Водовозка» - там их будет ждать
машина: в этом месте проходит какая-то дорога. (Наша бумажная карта
заканчивалась через шесть километров
после моста. Продолжение пути просмотрели на карте в навигаторе. Нашли
единственное место, где к реке подходит дорога: километров через 15 после ж/д
моста, в районе н.п. Кожимвом, р. Кожим
впадает в р. Косью. Дальше, километров через 40 к
ПБ р. Косью приходит короткая дорога из г. Инта. До г. Инта по этой дороге - километов 10). По ПБ –
красивые скальные выходы. Четко прослеживается складчатость. Большой
и бесконечно-длинный остров Смородиновый проходили по левой протоке: правая,
судя по карте, перекрыта еще одним островом и показалась непроходимой. В конце
острова по ЛБ впадает приток с невыговариваемым названием Джагальябтикшор.
75-й км. – р.
Джагальябтикшор(ЛБ)
В
0,2-0,3 км ниже его устья на высоком ЛБ должен быть навес НП «Джагалшор» -
метились там на стоянку, но навес так и не обнаружили – ЛБ высокий, заросший
лесом, с воды видимых троп нет.
78-й км. – р.
Джагалшор(ЛБ)
В
15.00 встали на перекус на ЛБ около красивых скал, сразу после впадения притока
Джагалшор. Пытались рыбачить, но рыба не клевала. После
притока река заметно расширилась, стала напоминать водохранилище! В очередной раз пожалели, что не взяли мотор.
Впереди шахматка из трех островов. ЛБ на протяжении двух километров – скальная
стенка (фото
№.37). Неожиданно
начал дуть сильный встречный ветер – такой, что груженая четверка при гребле
стояла на месте! После получасового выгребания, а вернее – стояния на месте, решили
каты провести. На преодоление этого километра из островов ушло больше часа:
катамараны на чалке тащили вдоль ЛБ, один человек оставался на судне и
подруливал. Тащили, пока путь по берегу не преградили скалы – обрывом стали
уходить в воду. Пришлось продолжать греблю с черепашьей скоростью. Небо темнело
на глазах, впереди грозные тучи (фото №.38).
Чалиться и деваться некуда, цель - добраться до навеса Дурной. Очень хочется
этот отрезок пути тоже окрестить Дурным ( плес Дурной). В
17.00 начался дождь, сопровождаемый раскатами грома.
85,5-й км. – р.
Дурная(ЛБ)
В 17.50 - р. Дурная,
впадает несколькими рукавами, приток явно выраженный, хорошо просматривается с
воды. Пойма реки сильно заболочена, заросли густого смешанного леса. Якобы
много лосей. В устье р. Дурная на противоположном берегу обнаружено поселение
древних людей эпохи бронзы. После впадения притока река делает
очередной поворот, генеральным становится СЗ направление.
87-й км. – навес
НП Дурная(ПБ)
В
18.30, увидив навес на высоком ПБ и не
обнаружив присутствия людей, зачалились,
подгоняемые ливнем. Берега нет, сразу начинается подъем по тропе в лес. Катамараны
оставили, привязав их на чалке (для новичков – очередной инструктаж). Забились
под навес, и вовремя – посыпал град. Минут
через 30 дождь немного утих и перешел в
моросящий. Разбили лагерь. Палатки ставили вплотную друг к другу – места совсем
мало. Навес полуразваленный и тесный для
группы из 11 человек, как и все предыдущие, но расположен очень эффектно: на
краю высокого берега; из него, как через окно, просматривается горная панорама
и широкое русло Кожима (фото №39). Навес подпирает скальный выход, обрывающийся
в воду, по нему сверху идет тропа – отличная смотровая площадка. Но нашему
обзору мешает погода (фото №40). За
день прошли 25.5 км. Не дождавшись ужина,
Лоскутников В. и Лысов А. на разгруженном катамаране пошли рыбачить, встав на
якорь под прибрежными скалами метрах в 300-х от стоянки. Дождь так и шел,
периодически переходя в ливень. Остальная группа, то ли с сочувствием, то ли с
непониманием, глядела на темные силуэты вдали, сидя под навесом…. Рыбу поймали,
но мелкую – а точнее, рыбаки уже «зажрались»: мелкой у них считалась любая рыба
меньше 900 г.
10 августа, вторник, 12й день пути, 9й
ходовой день.
м.н. 09.08-10.08 –навес Малиновый ЛБ (м.н.10.08-11.08)
|
нитка пути за х.д.:навес НП Дурная-р. Пальникшор-скала Каюк-нырт-навес
Малиновый
|
общий километраж за х.д
|
19.0
|
ЧХВ за день
|
3.20
|
время начала маршрута
|
10.30
|
время остановки
|
15.30
|
Подъем дежурных в 7.00, общий - в
7.30. С утра пасмурно, но дождя нет, хотя бы это радует. В 10.30 старт. Мошка продолжает
преследовать даже на катамаране. Ее стало заметно больше. По
ходу пытались рыбачить с ката, прощупывая попадающиеся омуты –клюет одна
мелочь, отпускаем.
Перекат «Длинный» проходим с
хорошей скорость, глубина достаточная. Сразу за ним, напротив скальной стенки
по ПБ (высокие крутопадающие пласты), впадает приток Пальникшор (ЛБ).
93-й км- навес
Пальникшоп (ЛБ)
94-й км. – р.
Пальникшор (ЛБ)
После притока на ЛБ находится навес НП «Пальникшор» (виден
с воды). Отсюда есть возможность совершить радиальный 3-хдневный выход на
высшую точку хребта Малдыиз - г. Красный камень (1107 м). По интернет-информации:
«Выход на маршрут лучше начинать с устья
ручья Пальникшор от одноимённой стоянки (навеса). Движение начинают вверх по
правому берегу ручья. Двигаться необходимо не по руслу ручья, а по высокому
коренному берегу, первые 3-3,5 км туристы двигаются вдоль красивого
каньонообразного ущелья, прорезанного ручьём в горных породах. После 5-6 км
перехода туристы выходят на Кожимский тракт. Далее лучше перейти на левый берег
и двигаться вдоль русла ручья по заросшей тропе. В 6 км от тракта на правом
берегу руч. Пальникшор есть прекрасные места для стоянки и оборудованные
кострища. В этом месте разворачивается базовый лагерь. От лагеря по хорошо
набитой тропе туристы выходят в верховья ручья Пальникшор. Наиболее безопасный
вариант восхождения нужно начинать с перевала, разделяющего истоки р.
Пальникшор и долину р. Дурная. Подъём на перевал крутизной 25° - по
среднеобломочной осыпи, далее по снежнику, сходящему с северного гребня крутизна
25°. Потом по плато до вершины (2,5 км).». Русло
реки глубокое, омутообразное. Средняя скорость течения 5.6 км/ч. На поворотах
перекаты. Встречного ветра практически нет, только на поворотах реки, поэтому
гребля, в сравнении с прошедшим днем, не такая
утомительная. Впереди – кордон НП «Каюк-нырт». По информации, взятой с
сайта парка, кордон «находится на ПБ р.
Кожим рядом с одноименной скалой (Каюк-нырт); на кордоне постоянно находится
сотрудник парка; есть изба, баня». Прочитав в одном из отчетов, что в
районе кордона «ПБ обрывается 20-метровой
известняковой скалой Каюк-ныр ("нос лодки"); река здесь разливается
широким озером; от ЛБ дно круто опускается вниз к скале; под скалой глубокая
яма, изобилующая хариусом и кумжей; у скалы
река превращается в озеро...» и уже зная, что на сегоднишний день на
кордоне никого нет, целимся встать там, отслеживая траекторию движения по
навигатору. Острова идем правыми протаками. Течение слабое, огромной обещанной
глубины нет. Около притока, в устье которого начинаются скалы, на берегу стояла
одинокая лодка. Устье притока залесенное
(дебреобразный лес, подходящий вплотную к воде), никаких намеков на избу и
баню. Не обнаружив ни омута, ни кордона, идем дальше, предположив, что кордон
где-то в лесу, в том месте где видели лодку на берегу. Ниже Каюк-нырт Кожим обнажает
древние слои известняков и доломитов, образующих местами красивые причудливые
скалы. Попадаются подписанные (пронумерованные) скалы: р. Кожим – открытая
книга для геологов, во времена СССР здесь
проводились всесоюзные геологические семинары.
100-й км. –
скала Каюк-нырт (ПБ)
В
15.30 зачалились на ЛБ, увидев навес.
106-й км. – р.
Ошьель, навес НП Малиновый (ЛБ)
Навес был занят (одна байдарка) – но как выяснилось, байдарочники собирались уходить.
От них услышали очередную байку про отмену рабочего поезда: турье перегородило
ж/д пути и остановило пассажирский поезд. Разгрузились.
Навес более менее приличный, места много, к воде идет хорошая тропинка, берег
тоже удобный (фото 41). Но с дровами проблема –
после того, как прошарили лес вокруг, решили съездить за ними на
противоположный берег на катамаране, так как затевалась очередная баня – тепла
катастрофически не хватало. Надо отметить, что леса стали глухими,
дебреобразными, в них очень трудно ориентироваться. Лоскутников С. и Хотенов
М., помогая в поисках дров, заплутали в 300 м от лагеря (аукались и нашлись). Куча черники и мошки. Позже нашли
много белых грибов. В лесу растет красная смородина. Вокруг навеса летали
какие-то красивые птички с красными животами – предположили, что это малиновки
– может, отсюда и название ручья ? Другая появившаяся версия по поводу названия
ручья – по берегам ручья, а также и по
ЛБ Кожима в районе ручья лежат красные
валуны. Рыбалка
немного порадовала – среди мелкого хариуса попалась кумжа (правда, такая же
мелкая). Так как маршрут подходил к концу, рыбакам было запрещено отпускать
«мелкую» рыбу. За
день прошли 19 км
11 августа, среда, 13й день пути, 10й
ходовой день.
м.н. 10.08-11.08 – ж/д мост (м.н. ЛБ 11.08-13.08)
|
нитка пути за х.д.:навес ПН Малиновый-1,5км не доходя ж/д моста
|
общий километраж за х.д
|
17.0
|
ЧХВ за день
|
3.20
|
время начала маршрута
|
10.30
|
время остановки
|
14.00
|
Подъем дежурных в
7.00, общий - в 7.30. В 10.30 старт.
Приток Сывью с воды не видели, так как группу островов
Рыбацкие проходили по центральным протокам.
р.Сывью ("теплая река"): зимой она
местами не замерзает, течет в ущелье среди живописных известняковых скал, в
которых можно найти различные окаменелости силурийского возраста; невдалеке от
устья находятся небольшие пещеры. В устье находится геологический памятник
«Сывъюский» - это скалы по ЛБ р. Кожим на протяжении 1 км.
Скорость течения небольшая – 4 км/ч, отмели все реже и
реже.
114-км. – р. Нертничаёль
(ЛБ)
Перед впадением левого притока руч. Нертничаёль по ЛБ р.
Кожим расположена живописная скала «Монах» и геологический памятник
«Кожимский».
После о. Малый видно опоры ЛЭП, которая
пересекает реку в районе левого притока М. Седьель (фото 42). Уже
не доходя ЛЭП, просматривается ж/д мост
– конечная точка маршрута. За километр до ж/д моста – уже не территория парка. По
сведениям, взятым из разных отчетов, чалятся у моста (как на левом, так и на
правом берегу, хотя про ЛБ пишут, что нет лесенки к путям), или метрах в 50
после моста на ПБ (в березовом лесу). Отсюда, по ж/д путям пешком добираются до
ост. пл. 1952 км. Под мостом на ПБ -
домики, поэтому целились туда. К тому же, ЛБ выглядит непригодным - около моста
он подперт скальной стенкой. Но
на ЛБ увидели группу – по судну опознали в них «знакомых» байдарочников. В
голове забродили сомнения: по интенсивным сборам байдарочников было понятно,
что они собираются покидать стоянку, а значит уже что-то знают о поездах; в
районе моста других групп нет. Удаляясь от байдарочников, заметили на берегу
мотоцикл - сомнения прекратились. В
14.00 зачалились на ЛБ, метрах в 200 от того
места, где стояли байдарочники. К ним по берегу отправили двух гонцов. Гонцы
принесли хорошие новости: вчера пустили рабочий поезд; к поляне подходит
дорога, ведущая в п. Кожим-рудник и сюда приезжают мотоциклисты. Пришлось
катамараны против течения подтаскивать по берегу. Берег галечный, видимо в
большую воду частично залит водой. (фото 43). За
день прошли 17 км.
123-км. – поляна
на ЛБ после впадения р
М. Седьель (ЛБ),
антистапель
Как
оказалось, место достаточно удобное для антистапеля: небольшая, но хорошо
обдуваемая ровная поляна, которую
пересекает проселочная дорога. Вокруг лес. Ни дорога, ни поляна с воды не
просматриваются (закрыты кустарником, который расчет по краю) и при отсутствии
людей на берегу это место легко не заметить. Чтобы его не проскочить, надо
сразу после того, как реку пересекла ЛЭП, целиться на ЛБ. Появилась какая-то
другая мошка, злючая и более мелкая - от ее укусов остаются следы и опухоль,
предположили, что это уже гнус. Репеленты у всех заканчивались. Байдарочники,
а также группа из питера, тоже стоявшая на этой поляне, еще какое-то время собирались. Поэтому нам
удалось договориться с мотоциклистами о нашем вывозе. За рейс берут по 500 руб,
но при этом грузят под завязку. Мы решили, что погрузим только самое тяжелое, в
один мотоцикл, остальное донесем сами.Узнали расписание поезда (10.20,15.40,
20.20). Рабочий
поезд в очередной раз отредактировал наши планы: мы вышли раньше
запланированного на целый день. Билеты из Инты до Кирова куплены на 13 августа.
Торчать все это время на станции? Большинством голосов решили остаться здесь. К
тому же, тепло, ясное голубое небо. В связи с этим обстоятельством, у некоторых
членов группы созрела авантюрная идея: на 4-х часовом поезде «сгонять» в Инту,
на вечернем вернуться обратно; быстро нарисовался целый список, трещавший от «деликатесов». Взвесив
все, двух, особо рвущихся, решено было отпустить, снабдив их дальнобойной
рацией (Харченко С., Айтуганов В.). Лысов А. тоже решил уехать сразу, вечерним
поездом – на ст. Инта поменять билеты, чтобы оказаться в Питере на день раньше
(проблемы с работой – не хватало отгула). Антистапель.
Солнце и теплый ветер позволили все хорошо просушить. Натянули тент - несмотря на отсутствие облаков, погоде не
верим, зная уже ее резкие припадки. Народ
расслабился. Но все же заготовили дрова на завтрашнюю очередную баню. После
диких мест слышать периодеческий грохот от проходящих по мосту поездов было
как-то дико. В лагерь пришел гость –
черный пес с ошейником, бродил по берегу и выл, а потом так и поселился рядом с
нами, поняв, что его будут кормить. Пса решили забрать с собой в Инту – дать
ему шанс найти дом. В 17.00
попрощались с питерцем. Уехавшие
в Инту объявились уже ночью, часа в 2, после того, как никто уже не надеялся,
что они вернуться сегодня (предположили, что приедут завтра утренним поездом) –
вышли на связь по рации, связь быстро пропала, но успели понять, что они
приехали. По договоренности мы должны были их на обратной дороге встетить –
пошла группа из трех человек (Лоскутниковы В. и Н., Пиманов А.). Чуть позже опять
появилась связь и смогли договориться о месте встречи. Вскоре в ночи увидели
горящие фонари. На обраной дороге стало совсем светло. Из «отчета»
вернувшихся: -
приехав на станцию, решили на рейсовом автобусе ехать в г. Инта, думая что там
дешевле (фактически – цены такие же, дешевле только пиво, на 15 руб); - в
Инте не смогли купить репеленты – их нет в магазинах, сами продавцы стреляли их
у туристов; -
по дороге, в вагоне, пообщались с туристами - услышали практически из первых
уст историю про остановку поезда: оказывается, отмена рабочего поезда собрала
на станции около 120 человек; ждали неделю, потом закидали пути рюкзаками и экстренно
остановили пассажирский поезд – только после этого железнодорожники начали
принимать меры;
- со слов туристов, побывавших в Краеведческом музее г.
Инты, место нашего антистапеля – захоронение зеков;
-группа из питера,
которая вчера уехала с нашей поляны, с мотоциклистом рассчиталась 1,5 литрами
спирт…..
- также прояснилась история с собакой – оказывается, при
посадке в рабочий поезд на ост. пл. 1952 км, в суматохе, собака в последний
момент выскочила из вагона, хозяин, не заметив этого, уехал и вышел на какой-то
промежуточной до Инты станции;
- так как они не успевали на обратный вечерний рабочий
поезд (по приходу в Инту поезд отправляется обратно минут через 30), то им
пришлось возвращаться на пассажирском поезде №375, заплатив за один билет 320
руб. (цена билета в рабочем – 60 руб); пассажирский поезд останавливается
только на ст. Кожим, от которой им пришлось добираться пешком.
12
августа, четверг, 14й день пути, 11й ходовой день - дневка.
Подъем произвольный. Некоторые товарищи
умудрились проспать до обеда. Соорудили
баню. Ближе к вечеру на берег зачалилась большая шумная группа. Разместились
чуть дальше от нас, вдоль дороги. В
районе моста в течении всего дня и до самого вечера на лодках рыбачили местные
– видимо, клевало. Вечером,
во время бани, откуда-то приползли грозные тучи, небо в считанные минуты
затянуло, слышались раскаты грома. Примерно через час появился порывистый
ураганный ветер, не обошлось без последствий: ветер сорвал тент бани – его
успели поймать те, кто оставался еще на берегу. Остальные в это время находились
на поляне и спасали другой тент – тот,
что закрывал высушенные вещи: порыв ветра вырвал колышки тента. Тент удерживали
вчетвером, в какой-то момент не выдержала стойка - сорвалась и спружинила на
Кузьменкова М., поранив ему губу. Кровь смогли быстро остановить. Побушевав с
пол часа, дождь утих.
Выход
с маршрута. 13 августа, пятница, 15й день пути.
Общий подъем в 6.00. Пасмурно. Быстрые
сборы. Уезжать планировали на утреннем поезде, который идет в 10.20. До 8.30 ждали мотоцикл – не
приехал; уже с вечера были предположения, что 1,5 литра спирта могут оказаться
убойными для двух деревенских пацанов. Решили больше не ждать и отправить
первую ходку с легкими рюкзаками. (Как вариант, часть вещей можно перетаскать
на станцию с вечера и там спрятать,
чтобы с утра все перенести за одну ходку). Два
человека остались в лагере (Лоскутниковы Н.и В.). Пока ждали, сдали собаку в
надежные руки – объявился человек, который по просьбе хозяина искал ее по
берегу (сам же хозяин прочесывал местность в районе станции)! Дорога
до станции сразу с поляны уходит в лес с постепенным подъемом , местами упираемся
в глубокие ямы, залитые дождем. Приблизительно через километр пересекается с
другой дорогой. Налево - ст. 1952 км, направо – ж/д мост и ст. Кожим. Вскоре
эту дорогу строго перпендикулярно пересекает хорошая бетонка. Здесь повернули
направо. В конце бетонки справа становится видно ж/д ветку - далее весь путь
идет вдоль нее. Отсюда уже недалеко до станции. Поворот на станцию при первой
ходке умудрились проскочить. Ориентир поворота – с правой стороны дороги одиночное нежилое полуразрушенное здание
(видимо, бывшая станция), в этом месте с бетонки идет сворот направо (фото 44). На перетаскивание вещей в две ходки
ушло около полутора часов. На станции, кроме двух скамеек, ничего нет. В
10.40, с опозданием на 20 минут, прибыл рабочий поезд – три платцкартных вагона
(фото 45).
Время стоянки, видимо не ограничено – с погрузкой не торопили. В вагоне
проводник. Много шахтеров, грибников и всякого другого люда. Вдоль ж/д ветки
справа (по ходу в Инту) идет грунтовая дорога – до ст. Черная, дальше дорог нет
– только зимники. В
поезде трещетка- проводница рассказывала ужасы про медведей (в этом году на
приполярье очень много случаев нападения
медведей на людей, особенно в районе Косью); причитала про «поганое» лето (такой
холод в этот период -второй год, и это аномалия, так как обычно – жара, местные с удовольствием загарают и
купаются в реках). В 11.20 приехали на ст. Инта.
Разгрузились. Вещи перетаскали на вокзал. Впереди уйма времени. Хотели сдать
вещи в камеру хранения, но показалось
дороговато: 80 руб/место (учитывая наши рюкзаки, катамараны, рамы, весла у нас
набиралось 16 мест – большинство склонилось к тому, что целесообразнее
деньги истратить на пиво). Поэтому
несколько человек остались на вокзале, желающие уехали в г.Инта. Посетили краеведческий
музей. Культурную программу завершили в кафешке местными изысками
–«шахтерскими» котлетами (внутри котлеты - сало). Пережитки
прошлого – на вокзале ст. Инта бесплатный и приличный туалет. В буфета (тоже
бесплатно) налили кипяток. Пообщались с коренным населением – коми: очень
маленького роста, необычный говор, создают впечатление очень добродушных и
наивных людей. Поезд №309 «Воркута-Адлер» опоздал
на 10 минут, но зато прибыл на первый путь (Общее фото – №46). В
18.40 – отправляемся.
14 августа, суббота.
Разложение в поезде.
В 20.40 прибыли в Киров. Здесь
уже ждала наемная газель. На погрузку ушло около часа. Всю ночь ехали.
15 августа, воскресенье (далее по отчету –время уральское).
В 11.00 попрощались с уфимцами -
на трассе в 15 км от Уфы, около кафе «Отдых».
В 16.00 приехали в Магнитогорск.