Главная цель - исследование и топосъемка пещеры Физтеховская.
Черкесск – Курджиново - Заркан - Загедан - пер.Кырт-Хуа - пещ.Физтеховская - Уруп - Лабинск
Карачаево-Черкессия Физтеховская
Заброска на Загедан

Смотрите фотографии из походов на Загедан здесь

Отчет команды с/к «Барьер» (МФТИ) о спелеопоходе на Загедан

Ростовский спелеорайон, Урупское карстовое плато)

с 7.08.06 по 22.08.06

Москва - Заркан

5.08. суббота 19:50 Москва вкз – 6.08. вскр 23:30 Армавир – 7.08. понед 7:20 Черкесск

«Организм беспокоится, хотя этого не нужно» (слова командира)

На вокзал нашу команду пришли провожать друзья: Юра Коршунов и Андрей Закиров (кто-то еще?) К 10 часам наш кружок у 18 вагона стал постепенно разрастаться, пока не достиг 15 человек в окружности. Все на месте. Можно отправляться.

В поезде Москва-Нальчик нас встретил колоритный проводник, пьяный в зюзю длинновязый мужчина, который, дыша в сторону при проверке билетов, проговорился: «Быстренько, быстренько. У меня там еще документация осталась». Ага, бутылочка, бутылочка документации.

В нашем отцепном вагоне №9 (завтра нас прицепят к электричке до Черкесска) многие знали, что такое тикка и пенозад, и что спальник нужен, для того, чтобы съэкономить 60 рэ. Было как-то по-домашнему.

…Чтоб дяденька проводник не приставал к нам с бельем, я с командиром сбежала к нашим на «базу» в 18 вагон. Состоялся поздний ужин и вечерний сеанс игры в мафию. Мы пили чай из кружек и уплетали ксюхины вкусные котлеты. А еще мы беседовали на темы: «Сколько гигабайт едет с нами в Карачаево-Черкессию?», «Хватит ли нам там еды?», «Чабаны и бараны» и решали многие другие организационные вопросы. Всё это происходило под прицелом фотографов, которыми оказались многие в нашей команде (Катя, Никита, Антон, Зеленый, Серега, Леши). Рома, ко всему прочему, снимал на видеокамеру.

…Следующий день прошел, также как и предыдущий, только с большей частотой повторяемости действий. Почти на каждой остановке мы выползали из духоты вагона подышать и подвигаться. А в Ростове некоторые по собственному желанию приняли душ из ж/д брансбойта.

По проверенной по телефону информации в Черкесске +50 градусов в тени.

…К 10 часам вечера народ зашевелился. За 2 минуты стоянки в Армавире высадиться успели все, а Рома даже познакомился с организующим подъезд к заставе Лантратовым, а команда - с Лешей, Леной и Тимой.

…Невосполнимая потеря за поезд: бидончик с поварежкой.

7.08. понед Черкесск – Курджиново - погранцы на Заркане.

Дурдом с погранзоной

«Здесь прикалёбываются к каждой мелочи», - заметил кто-то из очереди.

«Что делать, если даже на дверях не написано, что нужно для оформления пропуска?» - риторический вопрос из толпы.

…Ранним утром в понедельник мы вылезли из поезда в Черкесске. Начинался новый день, новая неделя, и нам предстояли совершенно новые заботы и дела. Мы должны были оформить пропуска в тоже новую (недавно кем-то придуманную) погранзону, куда вошел и наш спелеологический район.

…Таксист с золотыми зубами, увиденными мной при словах: «Сейчас время такое – кто кого обманет», взял с нас по 100 рублей за езду до КСС (ПСС).

На калитке, ведущей во двор к КССникам, значилось: «На территории злая собака». Мы поежились, но навстречу нам вприпрыжку уже несся, радостно виляя хвостом, щенок немецкой овчарки. Работающие в КСС ребята позавидовали нашим планам: «Эх, везет же вам!», но маршрутный лист все же оформили

Тот же золотозубый и плохоговорящий водила отвез нас до КПП на другой конец города. Никто еще не знал, что там мы пробудем с восьми утра до четырех вечера. Ходайтайство мы отдали и теперь ждали ответа. Все происходило супер медленно, вернее даже сказать, «ничего не происходило». Просто, народ всё скапливался и скапливался на пятачке перед контрольно-пропускным постом. К полудню люди начали знакомиться или казаться друг другу знакомыми. Мы уже изучили все надписи на дверях и заборах, типа «Пользование сотовым телефоном на территории части – должностное преступление» или «За разбрасывание мусора на территории части – час простоя».

Когда открывалась железная дверь КПП, и выходила девушка с жиденькой стопкой листов-разрешений, все вскакивали с пенок и сбегались, но везло лишь единицам. У нас в команде были иностранцы, поэтому для нас оказалось все дольше и раковистей

…Потом с 13 до 14 был перерыв, и мы, прячась в скудную тень, дошли до магазина, где охладились мороженным и водичкой.

Время три часа дня. Кто-то из туристов обнаружил на задворках КПП чахлый конопляный кустик, листья которого сразу же растаскали на «сувениры».

…На всякий случай, Рома на месте сделал третью копию заявления. Но, как выяснилось, в графе «Цель» не стоило писать представительно «исследование и топосъемка пещеры Физтеховская». Погранцам это показалось чересчур дерзко, они перепугались и требовали сдать все наше «оборудование» на заставе, так как никаких несанкционированных действий касательно даже подземной (!) части погранзоны, быть не должно. Лучше писать в этой графе, посоветовали нам, тупо, но безпроблемно «Отдых». Так мы и сделали.

Весь этот дурдом закончился к четырем часам. Нам подсказали, что прямой автобус до Курджиново, где нас ожидала вся команда, ровно в четыре часа отходит от автовокзала. Мы не растерялись и пошли на перехват. Сев на такси, доехали до первой остановки за городом, и прождав около получаса и не дождавшись, влезли в маршрутку до Карачаевска. Вылезаем в Кумыше. Я успеваю купить воду, бананы в перекус в магазине на заправке, как подъезжает наш «долгожданный» прямой рейсовый «Икарус», действительно опоздавший на 35 минут.

Я, сворачиваясь калачиком, сплю, а Рома осваивает видеокамеру. Курджиново.

А вот и наши, как и оговаривалось, около заправки. Наши рюкзачищи быстро грузим в грузовик и по бездорожью трясемся вверх, в горы, вдоль реки Лабы.

Дорожная пыль стоит столбом, но красоту этих мест нельзя пропустить. Народ пытается фотографировать, стукаясь о стенки лбом. Погранзастава.

К шлагбауму мы подъехали в полной темноте. Было около 10 вечера. Дальше полосатого, ограничивающего движение, бруса, на транспорте нас не пустили, так как на водителя не было пропуска. Убодать вояк не получилось, поэтому сделали ночлег в 50 метрах от поста. Утро вечера мудренее.

Потери:

1. моя столовая ложка. Заменена денисовской чайной.

2. время на дурацкие и никому не нужные бумажки.

Черкесск. Оформление пропусков
Тема: Трудности и опасности. Важно знать

Очередь на КПП в Черкесске Очередь на КПП в Черкесске
Народ разлагается у КПП Народ разлагается у КПП
Оформление пропусков в погранзону обязательное требование для проезда/прохода в приграничные районы республики. Ситуация все время меняется. Описываю как было в 2006 году:
Получение пропусков может занять целый день. Основная проблема - ожидание у погранчасти.
Чтобы получить пропуска необходимо сделать следующее:
1. Заранее подготовить и распечатать три заявка и списка участников(информация о маршруте, сроках, целях, ФИО, паспортные данные, прописки участников )
ссылка на документы: http://www.dombai.info/info_propusk.shtml

Приехать в Черкесск в будний день с утра.
Поехать в КСС Черкесска и встать на учет. Они должны поставить печать.
Со списками и печатью КСС стать в очередь у пограничников, подать документы и ждать.

На всех неграждан России необходимо сделать по две ксерокопии паспорта(главная страница и прописка )

В цели путешествия пишите просто "отдых". Другие более умные вещи писать настоятельно не рекомендуется. Мы написали "исследование и топосьемка пещеры Физтеховская" и чуть не поимели большие проблемы. У нас потребовали разрешение на проведение топосъемки пещеры. Так как у нас его естественно не было, то потребовали оставить "оборудование" на посту в погранзону, и пообещали контрольную проверку на местности. К счастью компасы на посту оставлять не пришлось. Зато на посту нас ждала другая засада. Наш местный водитель(из Лабинска) не был вписан в список. И машину не пропустили. Дальше пришлось добираться на лесовозах.
Комментарии к параграфу
  • а какие конкретно места входят в погранзону?

Заркан. Загедан. Начало подъема

лесовоз лесовоз

8.08. Вт. Пост – пос. Загедан –военная часть– чудесная поляна

На «бетоновозе» уехали наши рюкзаки, а мы пешкодралили еще 2 км. Выйдя на дорогу, мы наконец-то увидели горы, разные – со снежниками и с лесами.

В поселке Загедан черные курицы перебегали нам дорогу, а сетка в воротах на футбольном поле, по определению состоящая из множества ромбических дыр, протерлась до трех больших.

Опять колючка, опять вояки проверяют паспорта. «Все в порядке, можете двигаться дальше», - благосклонно заявил нам солдатик, говоривший по рации с начальством, и помог мне и Ксюхе дотащить канчик и пакет до конца части. И вот она - СВОБОДА. Паспорт убран в гермоксивник, ботинки хорошо зашнурованы, начинается проверка на выносливость, смекалку и прочие свойства характера. Решено было идти в две ходки, так как нужных вещей оказалось больше, чем людей.

Мы пробирались по лесу, переходили по бревну через бурную реку. Было тяжело и непривычно столько идти с рюкзаком…Блуждали, нас одолевали мухи, но в конце концов часам к трем мы вышли на чудесную полянку, на которой явно уже кто-то недавно останавливался.

Парни ушли во вторую ходку, а мы, девчонки, отлично искупались и постирали в ледяной Лабе кто что. Елки вдоль реки росли радостные, «лапы» у них смотрели в небо. По ходу нашего маршрута широкая Лаба на наших глазах превращалась в тоненький ручеек. Ночью была гроза и долгий ливень.

Потери: меня покусали осы. Многих из нас покоцала крапива и борщевик, следы от которого остаются на память на целых три года.

9.08. ср

Второй день заброски.

Шли шаг в шаг в основном вдоль реки. Была одна переправа, и пробравшись через бурелом, мы вышли на тропу, проложенную нашими предшественниками. Идти стало значительно легче.

До трех дня преодолели поле и лес. Остановились перед самым серпантином на твердом болоте рядом с водой. Кругом заросли крапивы и мяты и тучи гнуса.

Встретили еще двух туристов, видевших здесь Медведа и Медведёнка.

Привычно поставили палатки, дежурные сварганили ужин. Вечерний костер, никак не хотевший разгораться, по словам командира, был похож на противотанковый еж, обвешанный носками. Не вынеся такого «парфюмерного» сочетания, все мухи разлетелись. Рано разбрелись по палаткам и заснули как убитые.

К перевалу Кырт-Хуа

10.08. чтв

Третий день заброски. Жарко. Берем серпантин.
"Серпантин" - Тяжелый участок пути с большим набором высоты. Потом до перевала плавный набор высоты. Вот они, оказывается, какие - альпийские луга! Какое разнообразие трав и цветов! Желтая бабочка на голубом цветочке, оранжевая бабочка на розовой колючке, полосатый кузнечик на нежно-зеленой травинке.

На одном из привалов, в тени могучих сосен, я любовалась белой лентой горного ручья. А из черных пятен в серых скалах бьют родники. Преодолев серпантин, мы оказались в долине с неспешным ручьем. Отсюда виден наш завтрашний перевал.

На ночлег остановились в клевом местечке, на ровном желтом ковре из цветков «куриной слепоты» прямо перед осыпью, от которой до перевала Кырт-Хуа рукой подать. Неподалеку питьевой «дневной» снежник, а также ручей. Отсюда видно водопады и загеданские озера цвета медного купороса. Наши молодцы ушли во вторую ходку за трансами, а оставшиеся в лагере наблюдали, как пушистое серебристое облачко пытается перевалить через горы в нашу долину. Целиком перелезть у него не получалось, и оно пошло на компромисс: рваными порциями, довольное, оно улеглось на дне долины. Как только солнце спряталось за гору, сразу же похолодало. Спать было очень удобно, и это было здорово, ведь завтра нас ждало восхождение.

Потери: Лена натерла ноги и теперь хромает.

Кырт-Хуа - Лагерь Физтеховская

11.08. Пят

Четвертый и заключительный день заброски. С утреца с Ленкой сбегали на речку помыть голову в реке.

Хорошо выспавшись, мы, полные сил, храбро ринулись вверх по осыпи. Покорение сыпухи прошло удачно. Многие первый раз в жизни карабкались по такому склону да еще с рюкзаком. Мое впечатление от сыпухи – это экстремально, но страшней всего было спустить камень на нижеидущего, точнее ползущего. А к рюкзаку я приноровилась на первых ста метрах, и он больше меня не перевешивал.

До перевала Кырт-Хуа шли по «тропинке» траверсом. На перевале в туре нашли перевальную записку, забрали ее и написали свою. Отдыхая, устроили небольшую фотосессию, прорекламировав солнечные батареи на фоне Афигенного горного пейзажа.

С перевала открылся вид на Поле чудес – карстовое известняковое поле. Попасть туда можно съехав на попе (рюкзаке по выбору) по снежнику. По данным GPS идти в базовый лагерь физтехов нам осталось немного: по Полю и вниз. Место известное и посещаемое, но укреплений из камней для палаток от ветра досталось не всем. Для них настало «время собирать камни», а остальные растянулись на пенках созерцать красоту «дома на ближайшие две недели». Исследуя местность, около кухни, под камнем были обнаружены заначки прошлых лет. Чего там только не было! И комбез, и сапоги, и кирка внушительных размеров, и совковая лопата, и мешок карбида, и транс с веревкой, а еды разнообразной, начиная от гречки с рисом и заканчивая маслом, на несколько лет вперед!!!

Подумать только, народ занес сюда это всё на себе!

В этот вечер я видела свою тень в лунном свете, а черное небо все было усыпано звездами, складывающимися в созвездия.