Я стандартово въезжаю в Румынию через Сирет (то есть Черновцы-Сучава). Прежде всего потому что мне так удобнее. Удобнее было где-то в Одесской области пролезть, но я встретил поляков, которые пробовали пробраться в районе дельты Дуная на Украину, но в них ничего с того не вышло. У меня пробовать как-то желание нет.. Один раз въезжал в Румынию из Венгрии.
гео-теги: Европа Румыния
Родна 
РОДНА

ДОБИРАНИЕ


Я стандартово въезжаю в Румынию через Сірет (то есть Чернівці-Сучава). Прежде всего потому что мне так удобнее. Удобнее было где-то в Одесской области пролізти, но я встретил поляков, которые пробовали пробраться в районе дельты Дуная на Украину, но в них ничего с того не вышло. У меня пробовать как-то желание нет.. Один раз въезжал в Румынию из Венгрии. Подозревал, что проблемы будут, они и были - тупо нас не хотели впускать. Спасло только то что в 2-х из нас были густо проштампованы пашпорти с разными там Европейскими визами и то, что мы постоянно намекали, что у нас есть деньги. В конечном итоге таки взятку пришлось дать. Поэтому не советую экспериментировать, и ехать протореним путем, то есть Чернівці-Сучава. Относительно переходов на Закарпатье свежей інфо у меня нет. Полторы года тому назад я пытался из Сігет-Мармацеу прорваться в керунку Деловое, Солотвина. Как результат нагулялся по Сігет-Мармацеу и потерял время времени. В расписании на зал. станции в С. -Мармацеу есть 3 электрички на наше Закарпатье, к Деловому, Рахова и Солотвини. Но физически их нет, потому что мост через Тиссу снесло поводдю и как-то никто не спешит его возобновлять. Но этой информации уже полторы года.


Теперь о трассе Чернівці-Сучава. В расписании на автовокзале автобусов Чернівці-Сучава к холере (как с Львова до Перемишля). Но нет ни одной гарантии что рейс будет. Есть еще маршрутки, что возят контрабандистов (но они курсируют крайне нерегулярно). Вывод: оптимально есть приехать в Черновцы поездом Перемишль-Черновцы которым приезжает много поляков (ежедневно до 10 польских групп в Румынию транзитом через Черновцы переезжает) и на которых ожидают маршрутки (чаще всего водители делают так: довозят до Автовокзала, а там уже их друзья везут дальше, хотя есть и такие что сразу из Железнодорожного на Румынию везут). Договариваться с водителем маршрутки надо самому, потому что из поляков берут 1,5-2 раза больше. Для украинцев стандартова цена переезда представляет 25 гривен (по состоянию на август 2002 года). Чистого времени там 2 часа, но 2 часа еще можно на границе постоять. Автобус, то вероятно, для "порядка" пару часов подержат, из маршрутками лучше, потому что "все свои" на границе(ах).

ДОеЗД СУЧАВА-БОРША


Сучава и Борша находятся в разных административных областях, и хотя на карте есть "совсем близко", путешествие может растянуться на целый день. Ни автобусов, ни поездов нет. Единственный вариант, автобусом, который курсирует к Vatra Dornei доехать к месту где отходит дорога к Борши (это где-то 2,5-3 часа езды), а дальше автостопом. Я, например, был сам и упаковался к грузовику по 2 часам ожидания. Автобусы из Vatra Dornei утром курсируют достаточно регулярно, потом в 12 часов, потом в 14.


Если из каких-то поводьев остается свободное время в Сучаві, то кроме древних церквей, там можно посмотреть крепость. В Румынии необыкновенно дешевым является интернет-кафе. Не знаю, есть ли интернет кафе у Борші, но в Сучаві есть в 5 минутах от автостанции. Наибольшая цену, которую я видел на услуги интернета была 4 грв./год. Но часто это стоит 2 раза дешевле.

БОРША


Где-то 11 км перед центром Борші находится "Complex turistic Borsa" - место которое очень напоминает околице турбазы "Гуцульщина" в Яремчі. Так же много больших многоэтажных турбаз (что остались со времен социализма) половина из которых не работает.. Цены не космические, но и не низкие, и персонал, который разговаривает только по румынскую. Я целый час пытался у них выяснить, что надо выкрутить на телефоне, чтобы выйти на міжнародку.. Лично я останавливался в частной минигостинице, которая расположена на расстоянии 3 км от "Complex turistic Borsa", если двигаться основной дорогой у керунку центра Борші. Это 2-этажный небольшой дом, который находится просто при дороге (трассе). Как называется точно не помню, или "Non - stop hotel", что-то ли такое, там еще табличка была, что есть туристическая информация (в действительности информации нет). Хозяин имеет имя Василий (он себя еще называл Crazy Vasyl') и владеет английской (это чрезвычайно важный момент!!!). Он написал мне такие телефони:090 039454 и 344221. Подозреваю, что один из них мобилка, а другой то стаціонарник. У меня еще его фото есть, но фото будет в пределах моей досягаемости лишь в первые дни августа. Платил я за ночь 15 Грв (деньги в Сучаві разменял). Это представляло где-то 70% от первотної цены. Вообще у меня такое впечатление, что в Румынии все цены можно уторговать. Потом, как мои приятели подъехали то цена спала до 10 грв. Оставили мы у него свой новенький Citroen на 8 дней, он категорически отказался брать из нас деньги за парковку и хранение авто. Условия очень добре. Прекрасные комнаты, телевизор, радио, дымоход, кухня, ванна (на добром Европейском уровне). Я еще как приехал первого в тот вечер голодный и замученный из Сучави (а так на доброе дело, то из Запорожья), то в презенте ужин получил. Потом Василий на своей грузовиком еще в поприще подбросил (за доплату). Под перевал Pasul Rotunda - добрый исходный пункт, чтобы оттуда просто и на хребет.


В центре Борші кроме очень интересного из архитектурной точки зрения ресторации ничего интересного нет. С местами где можно что-то минимально перекусить там тоже проблема.. Если кто-то хочет начать свое ознакомление из Роднянськими Альпами сразу из наивысшей их вершины (и в то же время наивысшей вершины всех Восточных Карпат) - Петросом (Pietrosul - 2303m), то путь на него начинается в Борші круг больницы (многоэтажный дом). Уже подальше от центра практически на склонах, начинается наиболее интересная часть Борші. Фактически Борша выглядит там как музей народной архитектуры, с той лишь разницей что в этих пресимпатичніших хатиночках (что вероятно имеют за собой уже больше 100 лет) нормально проживают люди, некоторые из них даже были частично вобраны в национальную одежду. Теоретически рано утром из Борші есть автобус на Сучаву, но это непроверенная информация.

РОДНЯНСЬКІ АЛЬПЫ КАК ПРИРОДООХРАННОЕ ПОПРИЩЕ


Как я уже вспоминал, мы начинали наш маршрут из Pasul Rotunda. Никаких остережений (шлагбаумов, плакатов), которые входят на природоохранное поприще мы не видели. Как немного набрали мы высоты, погода крайне зіпсулася, видимости практически не было. Первую ночевку мы имели в долине Ляли (Lala) круг нижнего озера. Это фактически под самими Інеулом (Ineul). Когда проснулись, сразу не отправились, а решили подождать аж хоть немного что-то будет видно. Это были напрасные ожидания вплоть до следующего утра, когда мы все же пошли дальше, не сворачивая внимания на погоду. Погода появилась лишь за 7 дней в Борші. Во время вынужденной днівки на какое-то время видимость увеличилась мэров до 100-150 и мы увидели на другом конце озера плакат, на котором было написано, что это заказник, что ставить здесь палатки запрещено и за такие вещи штраф что-то круг 60 грв. Но информация на плакате касалась только околиц этих 2 озер, а не всего массива. Дальше целое время вплоть до самого Петроса мы шли самим хребтом, минимально сбрасывая высоту лишь на ночевке. Ни одной информации природоохранного характера мы не видели. Но из поводу нехватки видимости мы вообще ничего не видели. За все время людей мы встретили только на вершине Петроса. То были 2 румынских туриста без рюкзаков. Целый хребет достаточно прекрасно ознакований. Периодически его перпендикулярно пересекали ознаковані тропы. Скажу здесь пару слов на тему знакування в Румынии. Оно на нормальном Европейском уровне. Правило что от каждого знака должен быть видно следующий, генеральный выполняется. В каждом разе нашим горам еще по-видимому долго такого знакування не видеть. Теперь замечание, если в Польше, например, поданный на дроговсказах время рассчитан на бабушек-инвалидов и нормально расстояние поконується по меньшей мере полторы раза быстрее, то в Румынии время подано на дроговсказах рассчитанный на хорошо подготовленную группу, которая двигается добрым спортивным темпом. Второе замечание, знакування на картах может не отвечать знакуванню на местности. Но, факт фактом, что целый Роднянський массив ознакований. Ну и так мы шли хребтом, ставили палатки, рубили жереп на очаг и тому подобное. И в конечном итоге на вершине Петроса увидели плакат на котором было написано, что все что мы здесь делали, здесь делать нельзя (ходить, вещь ясная, можно), потому что здесь есть Национальный парк. Так что воспринимайте эту информацию как хотите.. Ни одного работника лесной охраны мы не видели..

КАБАНЫ (CABANA)


Существенным отличием организации туристического движения в румынских Карпатах (в отличие от Украинских) является густая сеть тур.приютов/турбаз, что в Румынии называются кабанами. С того что я знаю и вижу на картах то находятся они на практически всех знакованих путях. Как и кое-где, генеральный действует правило, расстояние от кабаны к кабаны не больше дневного перехода. Есть кабаны и в Роднянських Альпах. Относительно стандарта. Это далеко не той стандарт что скажем в польских Татрах. Приведу пример из жизни (сразу скажу, это было не в Родни, но близко). Спрашиваю у поляков в Сучаві, есть ли потребность тянуть продукты к кабаны, можно ли перекусить там. Они сказали, что достаточно разный бывает в тіх кабанах, но генеральный все там будет стоить 3-4 раза дороже, чем в долине. Следовательно зашли в магазин и сделали минимальный закуп продуктов. После дневного перехода в тумане и под дождем (как всегда) дошли мы к Кабаны. Коротко говоря: керосинку для освещения мы получили после 23.00, когда уже она нам и не нужна была, температура в комнате не отличалась от температуры наружу (а это было на горной долине на высоте 1700, так что тепло не было), что-то купить из продуктов там нереально, нереально было и вещи высушить, потому что электричества не было, а огня нельзя было разжечь как в печи так и наружу из поводу давления воздуха той ночи. Следовательно даже чаю невозможно было сделать. И за этот весь сервис платится 18 грв. Плюсом было только то, что мы имели крышу над головой и прекрасное международное общество. Благодаря газовую водку французов и поляков, чай мы таки имели. Кое-что в худшей ситуации оказались поляки. Они рассчитывали, что в кабане можно будет найти что зїсти и потому продукты с собой не тянули. Как результат, пошла к лесу хотя бы черника насобирать, ну и мы им помогли чем смогли взамін за чай. Поляки пришли к этой кабаны из другой, где сервис был на приблизительно таком же уровне, с разницей, что обслуга там была крайне невежлива и из поводу резервации мест через неизвестно кого, кто туда так и не пришел, они едва втискались к той кабаны. Не исключено, что Роднянських Альпах ситуация в кабанах намного лучше, но я бы на это не рассчитывал при планировании маршруту. В Румынии, в отличие от Польши можно останавливаться на ночь не только на территории турприютів, а где угодно, так что имеете широкий выбор.
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО КОМУНІКАЦІІ В РУМУНІІ


1. Автобусное соединение. Цены на автобус сравнительны с украинскими. На небольшие расстояния я бы без лишних размышлений посоветовал собственное автобусное соединение. Потому что это выходит дешевле (даже в сравнению из 2 класою поездов) и нет такого дискомфорта как в поездах. Хотя количество мусора в автобусах сверх всех ожиданий и рюкзаков на пол я бы не советовал ставить. В Украине тоже не везде уровень Автолюксу, но после Румынии, даже к нашим "душегубцам" Лазов можно с уважением относиться. Еще один момент, автобус которым мы ехали из Брашова в керунку Тімішоари выехал из автовокзала в Брашові 5 минут раньше, чем должен был выехать. На счастье мы пришли раньше. С Сучави соединения до Черновцов такое же хаотическое, как с Черновцов до Сучави.


О Маршруте
Ссылка: