Всё начиналось с поиска информации. Большинство сообщений о пеших путешествиях по Абхазии относятся к 70-м 80-м годам, эпохе "расцвета" Всесоюзного туризма.
Нитка маршрута
Оз. Рица - пер. Анчхо - с.Псху -х.Решава - с.Псху - пер. Анчхо - оз. Рица
 

Въезд в национальный парк "Рица" Въезд в национальный парк "Рица"
DSC_8028 DSC_8028
Вековые пихты Вековые пихты
Подъём к Багри-Яште Подъём к Багри-Яште
DSC_8069 DSC_8069
DSC_8071 DSC_8071
Каменистая поляна Каменистая поляна
DSC_8090 DSC_8090
DSC_8094 DSC_8094
DSC_8099 DSC_8099
Переправа на нижнем броде Переправа на нижнем броде
Брод Брод
DSC_8119 DSC_8119
Пограничный пост с.Псху Пограничный пост с.Псху
DSC_8037 DSC_8037
DSC_8097 DSC_8097
DSC_8119 DSC_8119
С.Псху С.Псху
DSC_8136 DSC_8136
DSC_8144 DSC_8144
DSC_8173 DSC_8173
Попытка переправы Попытка переправы
DSC_8190 DSC_8190
DSC_8194 DSC_8194
DSC_8195 DSC_8195
DSC_8199 DSC_8199
DSC_8213 DSC_8213
DSC_8233 DSC_8233
P1030423 P1030423
P1030468 P1030468
Разрушенный мост Разрушенный мост
P1030525 P1030525
P1030527 P1030527
Начиналось всё, как и всегда, со сбора информации о районе предстоящего путешествия. Большинство сведений о пеших маршрутах в Абхазии относится к 70-м 80-м годам, эпохе расцвета Всесоюзного туризма. Кое-в чём помог материал Дмитрия Славина о его странствиях через большую часть Абхазии в 2009-м году. Но основным руководством была статья Юрия Гранильщикова «С детьми в страну души», опубликованная в «Альманахе путешествий» в 1985-м. Но — Гранильщиков был Гуру семейных походов с детьми! Его перу принадлежат несколько руководств по семейному туризму. Мы же таким опытом похвастаться не можем, поэтом у своих детей оставляем дома и едем в мае в Абхазию вдвоём. В праздничный день 2 мая на берегу Рицы наблюдается явный избыток людей. Поэтому мы не задерживаемся здесь, а торопимся окунуться в тишину лесов. Однако на дороге, ведущей от Рицы к Авадхаре, тоже далеко не безлюдно. Сюрпризы начинаются с того, что найти тропу подъёма на Багри-Яшту в обозначенном на всех картах месте мы не можем. Местные говорят, что она начинается дальше на дороге. Хотя — они даже и не слышали таких названий, как Ачибах и Багри-Яшта, а пользуются какими-то своими терминами — видимо, названиями пастбищ. Начало дороги на хребет мы находим в точке^ N 43.29'708
EO40.36'101
 
Ошибка на карте

Уже на следующий день предпринимаем попытку подняться по этой дороге на хребет. Вначале это — настоящая лесная дорога, но постепенно она превращается в тропу с сохранившимися кое-где метками на деревьях. По мере подъёма появляются участки нерастаявшего снега, скрывающие тропу. И — после очередной метки на дерева тропа «растворяется» в лесу. Всё-таки май — не сезон для пеших путешествий в Абхазских лесах! Возвращаемся на дорогу и движемся по ней в сторону перевала Анчхо. Снега даже на асфальте становится больше, и в нём буксуют джипы с экскурсиями. Уже под вечер мы поднимаемся до 1900м, в урочище Каменистая поляна под перевалом Анчхо. Ночуем, а с утра преодолеваем перевал. Дорога под самым перевалом скрыта снежником, и для движения по нему оказываются нелишними серьёзная трекинговая обувь и трекинговые палки. На самом перевале стоит дощатая хижина с рыжей крышей и громадными щелями в стенах. Внутри — лавка, железная печка и 2 топора. Непонятно, зачем печка при таких щелях в стенах? Разве только для экзотики...

 

DSC_8099

Когда во время наших лыжных походов по Северу мы встречали подобные строения, предпочитали им ночлег в неотапливаемой палатке в снегу. С перевала хорошо видны Главный Кавказских хребет и верхняя часть котловины Псху. Спускаемся в лес по «серпантину» На высоте 1500м снег на дороге исчезает. Зато — мы подходим к бродам через Агурипсту. Глубина-то и небольшая - чуть выше колена, и низкая температура воды нас не пугает. Но — скорость течения представляет серьёзную проблему. Такие броды правильно переходить в ботинках, с рюкзаком, расстегнув его пояс, используя одну палку максимальной длины, держа е1ё в 2-х руках. А ещё лучше вместо палки использовать шест из сырого дерева длиной не меньше 2- метров и диаметром 7-8см, упираясь им в дно как можно дальше от себя вниз по течению. Кроме того, мы связываемся верёвкой и по очереди страхуем друг друга, как положено, с берега.

 

DSC_8194

То, что к преодолению таких бродов нужно относиться со всей серьёзностью, подтвердилось уже в селе Псху, где нам рассказали, что 2 года назад на этом самом броде из группы в 3 человека погибли двое. После 3-х бродов дорога становится «веселее». На деревьях уже — полноценная листва; начинают появляться огороженные поляны со старыми строениями. На некоторых из них пасётся скот с колокольчиками. Все признаки близкого жилья. На ответвлении дороги к Санчарскому перевалу стоит пограничный пост. Само село — единственная улица, протянувшаяся километра на 2. Побеленные дома, как в Кубанских станицах. Магазин (закрытый, впрочем) и пекарня. Новая, недостроенная ещё, церковь.

 

DSC_8136

Взлётная полоса, которую пытаются рыхлить свиньи. Есть школа и медпункт.

Электричество — от собственной мини-ГЭС. В домах стоят холодильники, телевизоры и стиральные машины. Но - с октября и до середины - конца июня село отрезано от внешнего мира из-за глубокого снега на перевале. Иногда прилетает самолёт, но регулярного авиасообщения нет.

В селе никто точно не знает, в каком состоянии мост через Бзыбь возле устья Решавы. Похоже, через перевалы на побережье или никто из них вообще не ходит, или давно не ходил. Только пограничники из местных кое-что нам подсказывают по предстоящему маршруту. Продолжаем путь уже по тропе вдоль Бзыби. Она вьётся над обрывами, и трудно представить, как по этой тропе осенью 1942-го могла пройти Санчарская группировка наших войск с тяжёлым вооружением! Впрочем, коровы по этой тропе успешно «путешествуют», значит, пройдёт и лошадь с вьюком.

 

DSC_8173

Дойдя до моста, обнаруживаем его в плачевном состоянии. Дощатый настил частично обрушен, а на последних метрах 20 у противоположного берега и вовсе отсутствует. Для переправы же по тросам у нас не хватает ни снаряжения, ни альпинистской подготовки.

Разрушенный мост
 

Приходится принимать непростое решение о возвращении своим маршрутом к Рице через заснеженный перевал Анчхо. Дойдя до села, устраиваемся на ночлег у пожилой пары: тётя Клава и дядя Боря. Хозяин рассказывает, как во время войны 1992 года в село проникла грузинская разведгруппа из 8 человек, но была здесь задержана. На этом война для Псху закончилась.

Ночью затихший было дождь переходит в ливень, и к утру вода в реках поднимается ещё больше. Возникают проблемы даже при переходе притоков Агурипсты, которые позавчера мы «перемахнули» ,не заметив. Хорошо, что пограничники подсказали нам, как избежать 2-х верхних бродов, пройдя слабой тропой по правому берегу. Но — нижний брод в месте впадения Грибсты, где нужно форсировать 3 рукава, встаёт перед нами непреодолимой преградой. Да, есть навесная тросовая переправа, но её тележка находится на противоположном берегу.

 

Несостоявшаяся переправа

Переходить по узкому наклонному бревну без ветвей и перил тоже не решаемся. Досрочно останавливаемся на ночлег в надежде, что к утру вода спадёт. Но - утро встречает нас моросящим дождём и таким же мощным течением на бродах. Ещё раз взвешиваем шансы на переправу по тонкому тросу. И в это время замечаем ещё ниже по течению громадное дерево, упавшее поперёк реки. По нему в итоге и удаётся переправиться.

 

Схема бродов

В итоге- к 3-м часам дня мы вновь на перевале Анчхо. Снега, конечно, за прошедшие 3 дня стало намного меньше. Из-под снега показался памятник защитникам Кавказа в ВОВ, которого мы не видели по пути в Псху.

DSC_8197
 

До вечера успеваем даже спуститься почти до асфальтовой дороги. К 10-ти утра следующего дня - мы снова у озера Рица.

 
P1030423

Комментарии
Бакше А. ев21.05.14, 18:20
Мост, в принципе, проходим при владении альпинистским минимумом 
и соответствующим снаряжением - последние метров 20 нужно проходить по тросам. В нашем случае - была слишком большая вода и непогода.
https://drive.google.com/file/d/0ByCXctnHTeL1ZmV6NVFSLTdhVU0/edit?usp=sharing
Нарисовал грубо линию к вашему маршруту... выходит что всё? мост капут? 
! жаль. там даже летом бродом не перейти нигде. очень классные маршруты через перевалы Доу и Гудаута пропадают (( надеюсь сами пастухи что-то придумают-починят, все-таки там пытаются коров пасти. они правда на лошадях переправляются. а туристам видимо придется осваивать навыки навесной переправы с веревками
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте