Казахстан / Автотуризм
 

На запуск Союз-ТМА17 на Байконур через Бекпак-Далу и Моинкумы

13 - 19 июня 2010 г.
Поездка на Космодром Байконур на 4-х джипах компанией в 12 человек по маршруту Караганда - Джезказган - Кзыл-Орда - Байконур (Ленинск). Маршрут в одну сторону составил 1400 км.
 
Первая часть. Караганда - Жезказган (Джезказган)

Старт в Караганде Старт в Караганде
Привал Привал
IMG_7070 IMG_7070
Старые мазары Старые мазары
DSC00399 - DSC00399 -
Джезказган Джезказган
Монумент в Просторном. Почему мужик с шестеренкой, но в фартуке? Монумент в Просторном. Почему мужик с шестеренкой, но в фартуке?
Джезказганский пейзаж Джезказганский пейзаж
DSC00386 - 1 DSC00386 - 1
Джезказганское водохранилище Джезказганское водохранилище
Трасса Караганда - Джезказган Трасса Караганда - Джезказган
Итак, сбылась мечта идиота, вернее двенадцати идиотов - мы едем в Байконур, мы будем наблюдать настоящий запуск настоящего корабля, с настоящими космонавтвми. Многие знакомые не понимают этого нашего желания - мы давно вышли из романтического возраста, мы готовы потратить отпуск не на пляжи Турции, а на пески Моинкумов и Бетпак-Далы, мы готовы проехать 2700 км в сорокоградусную жару... Короче, полные идиотыУтро. 13 июня 2010 года. Команда в сборе! 

Последняя проверка содержимого багажников, последняя судорожная мысль: "Ой забыл... А, все равно!". 
Нас ждет первый участок пробега - Караганда - Жезказган. Протяженность около 540 километров. Планируем быть в Жезказгане примерно в 16-00. Участвуют 4 машины: Mitsubishi Pajero, Land Cruiser, Mitsubishi Outlander, Delica.

Первая неожиданность - монумент в селе Просторном. Видно навеяно незабвенными "Рабочим и колхозницей" на местном материале. Совершенно не понятно чем занимается этот мужик в фартуке... Судя по костюму - шеф-повар. Тогда зачем ему шестеренка в правой руке? Почему у бабы на животе сумка кенгуру и что за розовая кучка у ее ног? Зачем им умывальник имени Мойдодыра?

Но временами пейзаж меняется. Гиганские отвалы, нагромождение труб, разноцветные дымы... Это Жезказган!

Итак, первый участок пройден. Участок Караганда - Жесказган вполне проезжий для машин любого класса. Не автобан, но ям нет, заплатки лежат неровно, но ехать не мешают. Достопримечательностей нет, дорога довольно скучная и однообразная. На этом участке очень часто водители засыпают, о чем напоминают многочисленные могильные памятники по обеим сторонам трассы.

Вторая часть. Жесказган - Байконур

Чинары на краю Бетпак-Далы Чинары на краю Бетпак-Далы
DSC00444 - 1 DSC00444 - 1
Мост через Сыр-Дарью Мост через Сыр-Дарью
Мазары новых казахов Мазары новых казахов
IMG_1787 IMG_1787
Дорога через Бетпак-Далу Дорога через Бетпак-Далу
Чинары в песках Чинары в песках
Кызылорда Кызылорда
Чинары в песках Чинары в песках
IMG_6390 IMG_6390
Кызылорда Кызылорда
IMG_6417 IMG_6417
IMG_6428 IMG_6428
Бетпак-Дала Бетпак-Дала
Пески Моинкум Пески Моинкум
Бетпак-Дала Бетпак-Дала
Следующий этап – Жезказган – Кзылорда. Сразу за Жесказганом дорога разбита вконец. Примерно 150 км сплошных ям с остатками асфальта. Проще съехать с трассы и идти рядом по степной дороге. Правда там пыль такая, что дистанцию между машинами приходится держать метров в 300.
Где-то посередине участка наблюдается чудо – прямой как стрела широкий участок дороги с абсолютно гладким и беззвучным покрытием. Понятно, что это взлетная полоса, только не понятно, новая или из советских времен. Жалко, что быстро закончилась.
Делаем привал на реке Сары-Су. Наблюдаем купание одинокой коровы при полном осуждении со стороны семьи-стада - и вправду, чего выделываться - лежи в пыли как все, почесывайся. 

А вот и первая поломка. Некритичная для авто, но досадная - незакрывающаяся дверь багажника, это как дырка в кармане. 
Нет такого мужика, который бы не считал себя разбирающимся в авторемонте. На деле же высокое собрание, консилиум, по научному, так и не смогло ответить на вопрос - чем же оно там прикручено и как его разобрать. Все, что успели открутить, прикрутили обратно, слава богу ничего лишнего не осталось, и успокоились. Идей было много, закончилось как всегда - привязали веревкой и поехали дальше!

Температура за бортом - +40 градусов. Очень красиво смотрятся на фоне голубого неба и желтого песка чинары в песках Моинкум.

Въехали в Кзыл-Орду. Единственное место, достойное чтобы его сфотографировать по нашему маршруту в Кзыл-Орде – это чудо архитектуры: толи арка, толи дворец...

Между Кзылордой и Байконуром мазары современные. Не мазары - мавзолеи. Куда там ханам и баям - у нынешних все солиднее...

Подъезжаем к Байконуру. Все ближе сбыча мечт! На въезде памятник. Символизирует, видно, стремление ввысь и немного налево.

Дорога Кзыл-орда - Байконур. Плато Тюратам - одно из самых солнечных мест мира. Потому и космодром здесь. Дорогу ремонтируют, вернее строят заново. Нетронутые строителями участки вполне проходимые. Ям нет, можно держать приличную скорость. Там, где работают строители, устроены объезды. Объездная дорога в некоторых местах засыпана такими булыжниками, что машина подпрыгивает как мустанг и страшно за резину (это наблюдение 2-х летней давности!).


Третья часть. Город и одноименный космодром Байконур

Очередь на КПП. Наш пропуск позволял объехать слева Очередь на КПП. Наш пропуск позволял объехать слева
Офицер безопасности Людмила Офицер безопасности Людмила
ГИБДД на космодроме ГИБДД на космодроме
Музей космонавтики Музей космонавтики
Мемориальные домики Гагарина и Королева Мемориальные домики Гагарина и Королева
Мемориальные домики Гагарина и Королева Мемориальные домики Гагарина и Королева
Мемориальные домики Гагарина и Королева Мемориальные домики Гагарина и Королева
Напряженное ожидание перед пуском на гостевой трибуне Напряженное ожидание перед пуском на гостевой трибуне
IMG_6691 IMG_6691
IMG_6703 IMG_6703
Площадка 250 Площадка 250
Площадка 250 Площадка 250
Врач американской команды (слева) и космонавт следующего экипажа Врач американской команды (слева) и космонавт следующего экипажа
Сырдарья Сырдарья
Пропуск на Космодром Пропуск на Космодром
Разрешение ездить по космодрому. Проверяют на всех КПП Разрешение ездить по космодрому. Проверяют на всех КПП
ЗДесь даже паровозы - Космо... ЗДесь даже паровозы - Космо...
Космический челнок Буран Космический челнок Буран
Грузовой отсек Бурана. Не думал, что он такой огромный Грузовой отсек Бурана. Не думал, что он такой огромный
В кабине В кабине
Каждый постучал по обшивке сегментов ракеты - жестянка! Каждый постучал по обшивке сегментов ракеты - жестянка!
Площадка 250 Площадка 250
Площадка 1 - Гагаринский старт. Дальше нельзя, там уже экипаж Площадка 1 - Гагаринский старт. Дальше нельзя, там уже экипаж
Дерево Гагарина Дерево Гагарина
Греческие священники Греческие священники
Шашлык после старта Шашлык после старта
На Сыр-Дарье На Сыр-Дарье
На пропускном пункте очередь. Но мы в ней не стоим. Наши бумаги позволяют объехать очередь слева. Мелочь, а приятно! Вот справа та самая бумага (для интересующихся), которая позволяет въезжать и выезжать из закрытого города Байконур без очереди и проезжать через отдельные ворота. 

Мы в городе Байконур. Здесь даже старый паровоз, и тот - КОСМО!
Мы едем на космодром! Утром вместе с нашим менеджером Самал мы отправляемся на площадку космодрома. По пути заезжаем в отдел обеспечения безопасности, где к нам присоединяется наш сопровождающий - офицер службы безопасности Людмила. Людмила раздает в каждую машину пропуска. Этот пропуск открывает перед нами дороги космодрома. Основные объекты посещения - музей космонавтики, монтажно-испытательный комплекс, Гагаринский старт с наблюдательной площадкой и стартовый комплекс "Площадка 250"

Как ни странно, первый встретившийся нам сотрудник космодрома - инспектор ГИБДД, остановивший Валеру за езду без включенных фар ближнего света. Само по себе, это событие уже удивительное - кто знал, что на дорогах между площадками космодрома, где ездят только со специальными пропусками неслучайные люди, надо точно соблюдать правила дорожного движения. Что действуют российские ПДД и что на страже их соблюдения стоят наряды ГИБДД, а не "Жол полициясы". Остановили за то, что за городом не включили ближний свет! Вопросов возникает великое множество: в какой валюте платить штраф? А в какой давать взятки? А если отберут права, забирать в Москве? Слава богу, Людмила на отбила!

Наше знакомство с космодромом начинается с Музея истории космодрома Байконур. Это место называется "Площадка №2". На самом деле это поселок из нескольких десятков зданий, в которых располагаются кроме музея лаборатории и филиалы крупнейших российских конструкторских, технологических и научных учреждений, гостиницы и общежития для специалистов космодрома, несколько жилых домов для обслуживающего персонала.
В музее просторные кондиционируемые помещения, много уникальных экспонатов. В центральном зале на центральном месте макет, на котором показаны все площадки и объекты космодрома. Территория космодрома - окружность диаметром примерно 80 километров. Не буду выставлять фото экспонатов музея – это сотни снимков и отдельный репортаж, но «Буран» обойти не могу.

Космический корабль многоразового испрользования Буран - памятник разгильдяйству, и надгробный монумент проекту Энергия-Буран, одному из самых амбициозных, самых технически удачных и самых ненужных проектов на свете. Он стоил Советскому союзу трех годовых бюджетов, а кончил на свалке. Обидно, да?!

Как выяснилось, тот Буран, что летал, раздавлен обрушившимся ангаром, в котором он стоял. Этот – номер 2. Он был полностью готов к полету, но его просто бросили в степи на разграбление местным вандалам в 90-е годы. Теперь его отреставрировали. Корабль имеет огромный грузовой отсек и не менее вместительную герметичную зону, в которой даже поместился небольшой кинозал

Домики Королева и Гагарина на площадке №2. Домики непритязательные и почти без удобств. Но если вспомнить, как жила в это время вся страна, то теплый туалет и паровое отопление это уже комфорт. 
Слева кровать и китель Гагарина, справа его дублера и второго космонавта Титова. Здесь они провели и последнюю ночь перед полетом. Вещи в домиках как из детства: настольная лампа и телефонный аппарат из черного эбонита, холодильник ЗИЛ-Москва, красная с лампасами дорожка на полу, радиоприемник, чешский полированный стол... А вот пиалы на столе для меня как что-то инородное - не пользовались тогда пиалами русские в Казахстане. В лучшем случае - стакан в подстаканнике

Следующий объект – испытательная стартовая площадка «Энергия». Лоток и стартовый стол. На стартовом столе шесть упоров, на которые устанавливается ракета. Конфигурация стола меняется, устройство похоже на конструктор "Лего". По краям площадки самые высокие мачты - это громоотводы, которые предотвращают попадание молнии в стол в момент заправки. Но это надо видеть…

Следующий объект – сборочный цех ЦКБ Прогресс. Так выглядят привезенные поездом и не собранные ракеты. Можно потрогать и постучать по корпусу.

Гагаринский старт. Именно запуск этого установленного на стартовом столе корабля мы будем наблюдать ночью. А пока там идут последние приготовления. Космонавты уже на старте. Ближе нас не пустили

Вечером мы своим ходом приехали на смотровую площадку Гагаринского старта. Пока из динамиков были слышны команды, отчеты служб руководителям полетов, а это продолжалось не менее часа, народ на смотровой площадке занимался своими делами - ел, пил, разговаривал, настраивал фотоаппараты... Но все равно в воздухе висела какая-то атмосфера напряженности и тревоги. Экипаж давно занял свои места в корабле, и глядя на головную часть ракеты, поневоле мы представляли себе как они там сейчас напряжены и одиноки. За 15 минут до старта все специалисты покинули площадку и ушли в убежище на расстояние около километра. Наша наблюдательная трибуна расположена на расстоянии 1300 метров от стартового стола. После объявления пятиминутной готовности абсолютная, нереальная тишина: все слушали голоса из динамика и напряженно ждали.

Командир корабля Федор Юрчихин - выходец из греков. Очень дружная греческая диаспора из Москвы и группа из Греции приехала проводить его в полет. Греческие священники молились об успешном запуске и привезли специально для этого икону.

Старт. Ночной старт, это очень красиво. Передать словами не могу - над там быть, видеть и слышать. Не представлял себе, что означают слова из старой песни "рокот космодрома..." Вообще ни разу в жизни (а живу довольно давно) не видел явления, сравнимого по мощи, энергии со стартом большой ракеты. Любые фотографии, это конечно убогая породия на то, что происходит на самом деле, но все же...

Раньше я этого не слышал, но оказывается есть на Байконуре такая традиция, после успешного запуска выпивать прямо на трибунах. Там даже кафешка есть и, когда корабль ушел и поступило под общие аплодисменты сообщение, что он выведен на орбиту, оказалось, что народ успел накрыть столы с закуской и наполнить емкости. Об этой традиции офицер Люда нам рассказала еще до старта, но мы решили, что будем отмечать это дело не на площадке, а на берегу Сыр-Дарьи. Заранее, еще с вечера был заказан шашлык, заготовлены аксессуары и все, что нужно для хорошей компании. Рассвет мы встречали уже во всеоружии.

Перед отъездом посещаем гостиницу, где космонавты проводят ночь перед полетом. В сквере вокруг гостиницы располагается знаменитая аллея космонавтов, где они перед полетом по традиции сажают деревья

Ну, вот и пора домой. Выехали за КПП Байконура, наш путь обратно на Кзыл-Орду, Джезказган через Бетпак-Далу


Четвертая часть. Возвращение домой

Варанчик как кошка поджидает туристов и выпрашивает корм Варанчик как кошка поджидает туристов и выпрашивает корм
Мемориал Коркыт - музей Кобыза (муз. инструмент) в степи Мемориал Коркыт - музей Кобыза (муз. инструмент) в степи
Кобыз Кобыз
Пирамида желаний Пирамида желаний
Древний истукан Древний истукан
Пыльная буря в Кзылорде Пыльная буря в Кзылорде
Кзылорда Кзылорда
Аборигены пустыни Аборигены пустыни
Пески Моинкум Пески Моинкум
Через пустыню Через пустыню
IMG_1966 IMG_1966
В Моинкумах В Моинкумах
Токыр Токыр
Через огромные барханы Через огромные барханы
DSC00844 - 1 DSC00844 - 1
Баран Баран
На обратном пути мы посетили архитектурный мемориал Коркыт. Это музей, посвященный казахскому народному инструменты. Там и настоящий музей и странный комплекс, состоящий из настоящего огромного амфитеатра, где можно устраивать концерты, ритуального баран, пирамидой желаний и поющей беседкой.

В беседке в кровлю вделаны настоящие органные трубы, которые ловят ветер (а он там всегда) и очень красиво и громкр звучат.

На обратном пути мы больше и дольше задерживались в песках, ночевали и ловили рыбу на реке Ачи-Су, которая прорезает гигантские барханы высотой с девятиэтажку и длиной в полкилометра.

Пройдите кан-нибудь этим маршрутом, не пожалеете. Если нужны рекомендации по маршруту - обращайтесь. 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте