Сплав по реке Ерачимо (Герасимова)
п.Туруханск - р .Ерачимо (Герасимова) - р.Нижняя Тунгуска - п.Туруханск

Ерачимо в фарватере экстрима.

Предыстория к рассказу

Наступил сложный период во взаимоотношениях в команде утомленной длительными и затратными вояжами по земле сибирской. Скитальцы, робща и раболепствуя перед невзгодами, затребовали на следующий походный год короткий и малобюджетный вариант похода. Сказано – сделано! Головоломка построена, но как её решать ни кто из команды точно не знал.

На выручку, как и всегда в таких запутанных случаях пришёл наработанный опыт, информационные технологии и контакты с мастерами сплавного дела - умудрёнными старцами, прокладывавшими туристические путики во времена далёкого социалистического застоя. В конце исследовательского пути забрезжило светом возгорающейся надежды имя неприметной с виду реки Ерачимо, или как её ещё величают Герасимова.

Дабы не возникло в головах сметливых читателей путаницы, ввожу в курс дела - река Ерачимо (Герасимова) вливается в Нижнюю Тунгуску на 125 километре от устья то бишь до впадения оной в батюшку Енисей. Длина Ерачимо составляет 218 километров, самый большой приток Неконгдокон. В 2 километрах от устья расположен порог Большой герасимовский. Истоки находятся в южной части плато Путорано.

Прекрасно…, просто превосходно! Из Красноярска в Туруханск существует авиационное сообщение, билеты не дорогие. Туристическое снаряжение, как вариант, можно отправить по Енисею кораблём. От Туруханска до Ерачимо один полётный час вертолёта. Выход обратно к Туруханску по Нижней Тунгуске не составит труда, всего-то на всего 125 километров. Не маршрут, а просто бесценный подарок для походного люда.

Осталось определиться по времени заброски. В таком важном деле, не последнюю роль сыграло брезгливое отношение отдельных членов команды к кровососущим гадам, обитающим в таёжных дебрях. Так как осенью их количество значительно уменьшается, то было решено заказывать вертолёт на 6 сентября. Обратно, билеты из Туруханска в Красноярск купить на 19 сентября. На этом трудный подготовительный этап и закончился. Всё! Полетели!

Привет Ерачимо!!!

Без сожаления, покинув комфортабельный самолёт ATR-42, мы вступили на землю обетованную преисполненные радостными ожиданиями грядущего. И как-то сразу почуяли неудобство и дискомфорт. Холодный выстуживающий ветер. Температура окружающего воздуха +6 С. Пасмурное небо. Свинцовые серые тучи, срывающиеся вниз ледяными иголками дождя. По ощущениям настоящая поздняя осень.

«Местные», в лице спешащих прохожих и сотрудников аэропорта, убеждали в том, что нам несказанно повезло, нынешняя осень необыкновенно тёплая, обычно в это время выпадет снег. К сожалению, ни каким из известных в теле «мест», мы не ощутили эту погодную удачу, свалившуюся на нас. Откровенно горя было холодно. Заглядывая на семь дней вперёд, хочется сказать – то, что мы наблюдали в первый день прилёта, были только цветочки, ягодки, оказались на пробу куда непривлекательнее.

Старое здание аэропорта в Туруханске

По предварительной договоренности вертолёт подали через три часа после прилёта – это самый приятный в походе момент. Обычно, малая авиация не точна в расписаниях и в собственных возможностях. Настроенный навигатор показывал 183 километра до искомой цели. Вертолёт взмыл вверх и помчался в даль, прикрытую хмурой и пасмурной облачностью.

Особой восторженности, увы, не удалось вкусить. Панорамные виды не сочетаемы с мрачной погодой, жуть как не хватало солнечней активности. Сгустки серости, прилипшие к небесам, не позволили зажечься осенней тайге, смыли с петляющей реки глубинную синь, стёрли с галечных пляжей песочную позолоту и растворили в паутине мглы далёкие отроги гор.

Река Нижняя Тунгуска в грозовых объятиях неприветливых небес

Коричневой стеной встала над таёжной низиной возвышенность Северный камень. Плоская вершина гор лишена растительности. Склоны покрыты осыпями курумника. Редкие каменные столбы возвышаются над каменными лавинами, стекающими к подошве гор. Лиственничная тайга  тянется по кручам вверх, до определенной границы, покуда устойчивые породы ещё способны удержать корни деревьев.

Возвышенность Северный камень

Проплешины ягеля и зелёные водоросли мха взошли раздробленными островками на плоской вершине гор. Такие возвышенности в здешних местах принято называть Столовыми горами. Кстати и плато Путорано узнаваемо именно по этой плосковершинной конструкции. Местность, над которой пролегал маршрут, неоднородна, происходило чередование болотистых низин, сопочных холмов и открытых зон высокогорья.

Плоская вершина Столовых гор

Будем справедливы и неподкупны в оценках. В каком бы ракурсе непогожего дня не рассматривались пейзажи с вертолёта, всё равно это неизгладимые впечатления. Сам полёт это уже испытания нервным клеткам возбуждения и безмерное вливание в артерии эндорфина - гормона радости. Гул и вибрация свистящих турбин, запах керосина, шаткая опора под ногами, рысканье вертолёта в трёх степенях свободы, выхолаживающий ветер, врывающийся в нагретую кабину, и конечно, вид необъятных таёжных просторов с высоты поднебесья. Полнейший восторг!!!

Хватит лирики, а то у обывателя, погрязшего в злободневной рутине разболится голова. Как говориться «вернёмся к нашим овцам». Малая, но ответственная часть команды, отвечающая за организацию похода, потребовала от вертолётчиков выложиться полностью и забросить группу в самые истоки Ерачимо. Пребывая «во хмельном торжестве свободы» (перевод дословный), они предъявили ультимативную петицию – отработайте наши деньги на что вертолётчики конечно согласились.

Поверьте на слово, бывает такое стечение обстоятельств, когда удача не отлынивает от своих дел и собирает авантюрные намеренья в единую гамму везения и фарта. Поясню, во время полёта ни кто не проконтролировал уровень воды в реке, мы полностью доверились лётчикам.

Нам не сказано повезло, атмосферные явления происходившие до нашего посещения Ерачимо, наполнили бассейн реки до краёв. Уровень воды колебался выше среднего значения. Залиты песчано-галечные косы. Граница травяной растительности преодолена стремительным течением.  Белокопытник, торчащий на одной ножке, в большинстве своём захлебнулся в воде. Ура! Нам повезло, тащиться по мелякам и бурлачить мы не будем. Следующая составляющая удачи была в клёвой рыбалке, но…, эта радостная новость должна выйти в свет в следующем эпизоде, а пока...

Храбрые лётчики сумели занести нас в самые истоки реки, это левый приток  Тальниковая. До устья Ерачимо 191 километров, напомню длина Ерачимо 218 километров. Ну как, уловили разницу, «это вам не хухры мухры» – как бы заметил один из великих русских классиков.

Река Ерачимо (Герасимова)

Место посадки вертолёта, о нём отдельно. Формирование Ерачимо происходит в тесной сопочной долине. Тальниковые джунгли вплотную подтянулись к реке. Зарождающийся речной поток не способен углубить фарватер и вычистить прибрежную растительность, оголить пляжи и косы. Так что проблема со взлётно-посадочной площадкой существовала реально. И на сей раз нам тоже повезло, летчики отыскали подходящую точку приземления.

Продолжая описывать местность, стоит упомянуть об одной детали, деревья отстояли поодаль от реки.  Очевидно, тут сыграло роль  строение почвы и затапливаемая зона в паводковый сезон.

Место высадки у притока Тальниковая

В лучших традициях походного триллера даю краткое описание реки, от истоков до устья. Для этой немаловажной цели необходимо разделить Ерачимо на четыре участка.

1-й от истоков до левого притока Холукан (141 км от устья). Река быстра, перекатна, неширока и мала, ширина до 30 метров. Сильный перепад высотных значений. От истоков до притока Асиктама (177 км до устья) на реке встречаются валунно-каменные поля. При малом уровне воды на больших судах пройти эту зону крайне трудно.

2-й от притока Холукан до левого притока Неконгдокон (73км от устья).  Река чрезмерно петляет, дно углубляется, ширина реки колеблется от 30 до 50 метров. Течение на речных затишках минимальное. В ветряную погоду пройти на вёслах этот участок сложно, но преодолимо.  Рядом с рекой множество озёр. В большую воду река подтапливает закрытые водоёмы. По залитым протокам можно выйти прямо на озёрную гладь.

3-й участок от Неконгдокона до левого притока Аягли (10 км до устья). Река спускается вниз по перекатам и шиверам, появляются скалистые берега. Ширина реки доходит до 90 метров. На участке от притока Озёрная до правого притока Холукан (26 км до устья) существуют красивые скальные формирования. Порогов нет, вместо них разлившиеся шиверы, мелкие и каменистые.

4-й участок от притока Аягли (10 км от устья) до Нижней Тунгуски. Пороги и крупные шиверы, к этому участку стоит приглядеться внимательнее с точки зрения его прохождения. На нём расположен Большой герасимовский порог.

Перевожу «стрелки назад» к точке высадки. Не успела команда раскупорить рюкзаки с тёплой одеждой и поставить палаточные жилища как Андрей Балабанов высмыкнул спиннинг из тубуса, наскоро собрал его и помчался к реке.

Затаив дыхание команда следила за опытными пробросами в неизведанной среде Ерачимо. Ведь что там говорить близость Ерачимо к Туруханску наводила на угнетающую мысль, что тут проходной двор. Таких как мы команд забрасывается предостаточно и вся рыба в реке хорошенько проряжена и просеяна через сито рыболовных снастей.

С десяток полётов блёсен в жерло перекатного «изобилия» были напрасны. Канат не отзывался натянутым звоном струны вещающей о победе. Баста! - подумали мы, будем теперь в течение двух недель поедать говяжью тушёнку и лопать манные и овсяные кашки.

Братцы!!!  Вот именно с этого момента всё самое удачное и началось. Андрей прошёл выше по реке и на плёсе вытащил сходу ВОСЕМЬ крупных хариусов.

Андрей Балабанов поймал первого хариуса на 1.240

Братцы!!! Можете не верить…, но лично я тому свидетель если и существовал где-то или существует рыбный рай, то уж точно неподалёку от Ерачимо. Крупного хариуса было несказанно много. К примеру, за тридцать минут лова на пятидесяти метровом участке удалось поймать 40 хариусов от 800 грамм до 1100 грамм, мельче просто выпускались.

Глубина реки врядле достигала восьмидесяти сантиметров. Быстрое течение и каменистое дно. Поэтому использовались лёгкие блёсенки преимущественно колебалки медно-золотистого окраса в чёрную точку.

Хариус вертелся на плёсах под берегом в травянистой бороде. Кружил перед перекатом и у формирования сливной струи, на самих перекатах не брал. Если под травянистым берегом наблюдался водяной затишек и яма - там точно обитал хариус, одиночный или парный, а вот на плёсах он барражировал косяками.

Хариус ерачиминский.

Естественно возникал вопрос, почему так всё хорошо складывается с рыбалкой. Ответ был найден и подан к общему столу обсуждения восторженной команды. Нашлось две причины. Место, откуда мы стартовали, является зоной редкого проникновения, так высоко к истокам реки мало кто забрасывается. Проверено на личном опыте в основном  туркоманды исследуют среднюю и нижнюю часть реки. Второй причиной считался высокий уровень воды в реке. Рыба в такой ситуации подымается в самые верха. Здесь слабее течение, чище вода и открываются новые кормовые площадки.

Специально не буду разбивать рассказ на дневниковое сочинение описывая каждый день. Считаю лучше всего разделить повествование на темы, и так поговорим о рыбалке.

Крупный хариус в массе своём ловился до притока Асиктама, то есть на участке 14 километров от места высадки. Далее хариус гонялся за приманками в единственном числе. Максиму с хорошего плёса удавалось снять от трёх до шести рыб. После левого притока Холукан (на Ерачимо отмечено два притока с одним названием Холукан, один левый, 141 километр до устья и правый приток Холукан, 26 километр до устья), проблески его активности сместились к именным притокам, большим и многоводным. В самой Ерачимо его стало на порядок меньше, а после правого притока Холукан (26 километр до устья) практически и не было.

Как  известно на речных просторах постоянно ведётся борьба или так скажем соперничество между двумя видами рыб - хариусом и ленком. Первое знакомство с ленком произошло на притоке Амнундакан (69 километров до устья). В самом устье притока ленок отказывался хватать наживку. Вадим Саликов хлестким взмахом спиннинга разрубил «гордиев узел». Вопреки ожиданиям прошёлся по ручью на пару сотен метров. Приток Амнундакан не отличался полноводностью и глубиной, но в каждой ямке или за обливным валуном Вадима поджидал ленок, не большой от 1 до 1.5 кг. С притока было снято семь ленков.

Надо признаться ленка в Ерачимо на порядок меньше чем хариуса, и держится он больших притоков от устья и выше по притоку. Самым «ёмким» ленковым обиталищем стал правый приток Холукан (26 километр до устья).  В течение двух дней удалось подцепить 19 ленков, самый большой оценивался в 2.300 кг.

Изучив проблему соперничества хариуса и ленка сам собой напрашивался вывод - верхний ярус речного бассейна занимает шустрый хариус в нижнем довлеет более габаритный ленок.

Александр Кинёв –«Спасибо боже!»,  Ленок 2.300

В среднем течении Ерачимо охватывают разорванным поясом таёжные озёра. Большая вода позволила расширить исследовательскую миссию. По залитым проточкам мы нередко заходили прямиком в озёра. Озёра!! Ещё один сюрприз, дарованный Ерачимо это рыбалка на озёрах. Щука…, да именно она до предела изголодавшаяся и жадная набросилась на беззащитные блёсенки. Итог превзошел самые нетерпимые ожидания, с десяток щук было снято с озеркового места. Они концентрировались у залитого лужка, в обычное водостояние этот луг обсыхает. Это было видно по утонувшему белокопытнику и осоковой растительности. Самым крупным озерковым экспонатом оказалось щука весом около 5 кг. К сожалению фото не удалось сделать. Щука соскользнула с кукана и был такова, помахав на прощание хвостом.

Зубастая гостья из озера в руках Андрея Балабанова

Слышу, слышу…, ваши протестные речи уважаемый читатель. А где же окуньки-горбочи? – спросите вы. Отвечаю – конечно, ловились достойные окуня. Окунёвая база находилась в противоположной части озера напротив негативно настроенных щук. Вес пойманных окуней колебался в пределах килограмма плюс минус сто грамм. В целом характеризуя озерную рыбалку, выскажусь несколькими словами восторга это был просто отпад! Натиск окуней и щук был нахрапистый, стремительный и агрессивный. Хватило и получаса, чтобы самые пессимистичные рыбаки утолили адреналиновую жажду. Озёрная рыбалка приносила сочные плоды удовольствия, а вот Ерачимо не смогло порадовать сорной рыбой то бишь щуками и окунями.

Вадим Саликов и его окунь-горбач

Кажись и всё..., да…а…,  совсем забыл, а может специально приберёг интригу на потом. Таймень! Откровенно говоря, мы не рассчитывали в Ерачимо на тайменную рыбалку. Всё те же проблемы с «проходным двором». Где дёшево там и народу полным-полно.

Несмотря на реальные сомнения тайменная рыбалка происходила. Изначально в точке высадки под закатный час был выловлен таймень весом 5.800. Поверьте, в тот миг, когда навалилось хариусёвое счастье, пойманный таймень показался избытком фортуны. Согласен таймень с таким весом не дотягивал до зачётного, но мы были рады и такому. Таймень в Ерачимо существует это доказано…

Игорь Якушев первый таймень на Ерачимо 5.800

Теперь о дальнейшей судьбе тайменя в реке. Ерачимо одарила нас  шестью тайменями. К сожалению не крупными, рыбины не могли соревноваться с зачётными, не та весовая категория. В оправдание неудачи скажу у притока Озерная с блесны сошёл крупный таймень, по визуальным оценкам его вес мог доходить до десяти килограмм. Увы, проверить предположения невозможно таймень соскочил с тройника и исчез в пучине сомкнувшихся вод! Обрыбившиеся таймени отстаивались в тиховодных затишках, либо в прибрежных карманах вблизи притоков. На перекатах, порогах, шеверах или за отдельно стоящими валунами они не наблюдались. Первопричиной, по-видимому, можно считать высокий паводок и возросшее течение реки. На быстротоке долго не простоишь. Последнего тайменя Андрей Балабанов подцепил на левом притоке Аягли  (10 км от устья). За сим на эпизоде о тайменях смело пропечатываю точку.

Точки экстрима!!!

Откровенно вызывающее название статьи «Ерачимо, в фарватере экстрима» вызовет у читателей недоумение. Причем тут экстрим? Согласен, будем разбираться. Если кто-то ожидал рассказа о преодолении опасных порогов шестой категории или нападение диких лосей и оголодавших медведей, для такой категории читателей ни чего не припасено, увы. И всё же кое-что есть.

Первое  «каменная ловушка»

В верховьях Ерачимо команда столкнулась с валунными заслонами. От притока Тальниковая на двадцати километровом отрезке попадаются огромные камни. Река стремительно теряет высотную планку, сбегая шиверами и перекатами вниз. Поток воды, не смотря на паводковый уровень, не расчистил проходной фарватер, не смёл камни к берегам. Русло раздроблено на ручейки. Тяжёлые камни в половину человеческого роста расселись по всей ширине реки. Маневрировать, подруливая вёслами бесполезно  катамаран похож на бильярдный шар. Его по инерции носит от борта к борту и ударяет о другие стоячие «шары».  Пробиться на катамаране по узким закоулочкам проблематично. Если баллон сел на горб валуна, то приходиться вставать и стаскивать судно на течение. Опять же не так всё легко и просто. Уровень воды в районе больших камней более метра. Быстрое течение размывает грунт у основания таких исполинов. Если ты в болотниках, а не в вейдерсах, то считай заранее, ты уже промочил ноги.

Валунные засады

Бывали моменты, когда кат приходилось в наглую перетаскивать через пятиметровую каменную пробку. Валуны сходились плотными рядами перекатных клыков. Скользкие водоросли и убыстрившийся речной поток не добавляли оптимизма в прохождении препятствий, на шаткой опоре сложно удержаться.

Были случаи, когда участника команды вышвыривало с ката. Разогнавшееся на перекатной горке судно, в горловине слива, несло на торчащий загривок валуна. На полной скорости неуправляемое судно  налетало на огромный камень. Кат стопорился и по инерции, зазевавшегося гребца выкидывало с места. Не сложно предсказать, человек по шею оказывался в ледяной воде. Приходилось чалиться, наспех выжимать промокшую одежду, растирать человека спиртосодержащим продуктом. Производить внутреннее возлияние согревающего препарата. В худшем случае разжигать костёр и доставать сухую одежду.

Надо отдать должное – валунные поля чередовались водно-галечными прямотоками с донными углублениями. Мы насчитали девять валунных засад, через которые пришлось продираться. Надо учесть и тот факт, что мы попали на Ерачимо в большую воду. При меньшем уровне воды проблем у сплавщиков прибавиться. В принципе успешное преодоление таких препятствий зависит только от силы воли человека. Напомню некоторым моим читателям, на Большой Куонамке впадающей в реку Анабар мы тащились с верховьев СОРОК КИЛОМЕТРОВ, пока не нашли убежавший водяной поток.

Второе «снежная буря»

Сентябрь для средней полосы России идеально комфортный месяц: бабье лето, теплое солнышко, редкие осадки – просто страда погодного милосердия. Для ерачиминских широт сентябрь  - самая настоящая проверка южан на вшивость: ночные заморозки под -6 градусов цельсия, выстуживающий ветер в 5-10 метров в секунду, низкая облачность, моросящие дожди продолжительностью трое суток и наконец, снегопад по колено. Это ли не испытание!

После снежной бури

Первые четыре дня «погодных страданий» пришлись по вкусу. Мы охотно мерились с дневной температурой в 8-11 градусов и ночными заморозками. Переменчивая облачность тешила солнечными прогалами. Солнечные лучи особо не грели, но зато отлично подсвечивали пейзажи.

Случился и такой случай. Как-то ночью ребята восторженно указывали в небо, крича от радости, что горят небеса. Они то бедные ни разу не видели северное сияние. Подумали что наступил судный день, да же те которые не в ладах с богом запричитали молитвой, ни сколько не смысля в этом. Иные достали фотоаппараты и принялись стрелять в небо вспышками, надеясь, что зеленое свечение ответит им. Опытные полярники как рассудительные учителя растолковывали несведущим зевакам, что это природное явление - магнитные возмущения на полюсах планеты, вызванные солнечным ветром.  Погода воспринималась на радостях, но на пятый день случилось нечто.

К вечеру засвистел сильный ветер. В двенадцать ночи забубнил дождь о натянутую палаточную ткань. Ближе к утру седьмого дня все насторожено прислушивались к интригующим звукам. Вместо привычного барабанного боя дождевых капель послышался мелодичный шелест падающей листвы. Ни кто не придал значения, мирно посапывая в тёплых пуховых спальниках,  команда уснула. Когда пришла пора подъёма, все ахнули, берега, деревья, кустарник, каты и палатки завалил снег высотою около 20 сантиметров. Впору было играть в снежки и лепить снежную бабу.

После полудня небо слегка отчистилось от облачности. На землю пролились солнечные засветы, снег растаял. В течение последующих дней снегопад более не наблюдался. Но погода не улучшилась, нас преследовали моросящие дожди с градом. Подводя промежуточные итоги, относящиеся к погоде, предупреждаю - сентябрь не самый комфортный месяц для похода. Приходиться выбирать либо хорошая рыбалка под морозец, либо спиннингование под зудение кровососущих насекомых. Бытует мнение - под ледостав рыба активизируется. Бесспорно, против этого я не возражаю, но сравнивая два похода проходившие по Ерачимо в сентябре и притоку Тутончана в конце августа, отмечу - принципиальной разницы в рыбалке не вижу. Рыба клевала активно в обоих случаях. Так что выбор за вами. Я бы рекомендовал идти на правые притоки Нижней Тунгуски в конце или середине августа.

Третье «Большой герасимовский порог»

Упущу моменты, когда стоило бы воспеть силу и доблесть храбрых сплавщиков преодолевающих пучину опасных испытаний на тропе смерти. Большой порог на Ерачимо расположен в 2 км от впадения реки в Нижнюю Тунгуску. Условно разделим на три ступени или так скажем на три отдельных порога. На карте они обозначены синими чёрточками на «S» образном повороте реки.

Честно говоря, думали про него  -  эдакая мощная шивера. Обманулись.  На последнем, четвёртом участке от притока Аягли, река стремительно несётся вниз. Крупные, разлившиеся шиверы, каменистые сливы, быстротоки и скальные ступени, венцом последнего рубежа является большой порог.

Итак, первый порог не представляет ничего особо устрашающего -  круто-свальная шивера, под конец она заужается, большого вала нет. Вторая ступень самая мощная  это порог протяженностью 300 метров.  На всём протяжении стоит вал. Наблюдаются не сформировавшиеся бочки. Высокие  остроносые стоячие волны. Существуют скальные гряды высотой до двух метров. Прижимов нет. По руслу раскиданы отдельные обливные камни. Водоток стремителен, крутизна реки большая. Проход по левому берегу. Он более мелок, меньше вал и течение как бы замедляется. Хочу заметить мы проходили его в большую воду. Разведка порога обязательна. Не поленитесь, причальте к берегу и пройдитесь пешочком. Поглядите что и как. Для четырех местного катамарана это препятствие вполне по силам. Запас прочности и мореходных качеств, для такого судна в избытке.

Для иных судов как говориться - надо посмотреть… ибо..

Большой герасимовский порог (вторя ступень)

Вот это «ибо» нам и не давало покоя. На левом берегу среди огромных камней мы обнаружили памятную табличку. То, что мы прочитали, насторожило и расстроило.

Памятная табличка

В прошлом году на пороге погиб человек. Позднее в Туруханске мы узнали, тело так и не нашли. Выходит, что порог порогу рознь, не знаешь, где поджидает смертельная ловушка.

О третьей ступени (пороге) скажу несколькими словами: большой слив длиною 200 метров с большими валами, но без подводных сюрпризов. Волна  идёт косым отбоем от левого берега к центру реки. Больших камней и скальных гряд не обнаружили. Проходить следует у правого берега. Преодолевается без осложнений и чем-то похож на водный аттракцион, впрочем,… отнеситесь к нему серьёзно…

Вот и всё, как говорится, каждому верблюду в пустыне имеется свой оазис - выход в Нижнюю Тунгуску состоялся.

Устье реки Ерачимо (Герасимова)

В дальнейшие планы входила переброска по Нижней Тунгуске в Туруханск. 120 километров пути рассчитывали протии за три дня. Однако злой рок вмешался в намеченное и смешал карты. В целях экономии средств, в поход был взят один подвесной мотор. Упор делался на то, что один кат будет тащить второй.

Первый раз применили двигатель на участке, где Ерачимо петляет в «озёрных затишках». Как только каты попали в зону действия шивер и перекатов, походную стратегию разрушил подводный камень. Мотор ударился винтом о твёрдый предмет и редуктор заклинил. Если по Ерачимо удалось сплавиться без осложнений, то вёсельный вариант на Тунгуске не прокатывал. За три дня на вёслах не преодолеть 120 км пути. Пришлось по спутниковому телефону вызывать катер. Благо такая возможность имелась.  Береговые пейзажи Нижней Тунгуски рассматривали из тёплого кокпита через иллюминатор. Впрочем, мы не расстроились, хотелось поскорее окунуться в тёплую гавань домашнего очага.

Команда ерачиминцев, слева на право: Игорь Якушев, Стас Мартынов, Вадим Саликов, Александр Кинёв, Андрей Балабанов, Александр Тумашев, Владимир Коваленко + Я (Олег Дегтярёв, за кадром)

P.S.

Теперь о самом интересном, подсчитаем дивиденды и траты. Как я ранее упоминал самолет Красноярск-Туруханск если не дорог по билетам, то переправить груз по средством небесных крыльев дороговато. Туристическое снаряжение лучше отправить по реке, кораблем, благо такая возможность существует. Как вы догадались самая затратная часть это вертолётная,  заброска в истоки реки обошлась 280 т. Вариант самостоятельного выхода до Туруханска вполне реалистичен, за три дня, под подвесным мотором это расстояние преодолеть по силам. Учтите несколько факторов, берега Тунгуски каменисты, круты и в большинстве непригодны под лагерь. Придётся долго искать удобное местечко, к этому необходимо добавить встречные ветра и штормовая непогода. Катер от устья Ерачимо до Туруханска стоит 80т. В нашем случае пришёл 12 местный катер на воздушной подушке и две моторки для перевоза груза. Вот как бы и всё.

Удачи вам на плодородной ниве исследования Руси сибирской. Дерзайте, не сидите на месте, ибо как говориться в одной мудрой пословице   - так и досидишь зрячим до старости, не ведая, что творится вокруг.