Входной сифон

Особенностью этой экспедиции было то, что мы почти полностью перешли на ребризеры.

Сначала Леша Важинский нырнул в Яму Входного сифона.  Нырял он туда дважды- первый раз привел в порядок ходовики, второй раз на первопрохождение  после -80м. При этом взял с собой видеокамеру и снял фильм! Правда для этого ему пришлось отказаться от ходовика. Что ж, смелое решение, хотя и не совсем безрассудное. Низкий ход с сильным течением создает иллюзию полного ориентирования. К сожелению, это течение не дало возможности в этот раз пройти глубже 84м.
  Остальные таскали вещи через ВХС и автобану. Костя в один из первых подземных дней подскользнулся и здорово рассек себе голень. Чтобы остановить кровь Любе пришлось зашить рану нитками из ремнабора и даже не хирургической иголкой.  Причем так мастерски, что Костя тут же одел гидрокостюм и через Входной сифон вышел на поверхность. К сожалению один из главных идеологов автобана временно выбыл из работы.
Чорный Лабиринт

Необходимость исследовать Лабиринт сформировалась после того, как Олег Григорьев в экспедиции прошлого года проплыл от ВХС по Зап.реке. Он обнаружил, что Река имеет несколько притоков(рукавов?)
На вохдушное пространство за сифоном ему выйти так и не удалось.
Леша Шелепин в начале 2011года сделал топосъемку Канализации (взамен утраченной) и обнаружил, что Олег не дошел до выхода несколько десятков метров.
  И так Люба с Ниной отправились исследовать Чорный Лабиринт. Люба ныряла, Нина ассистировала. Два погружения показали, что лабиринт в надводной части продолжается лабиринтом и под водой. Отснято 90м, соединение с Григорьевским ходовиком не установлено.
 Кстати это были единственные погружения на ОЦ
  В это же время Олег пытался найти проход из ВХС в Западную реку. Ему это никак не удавалось.  Дело в том что устье Западной реки представляет сабой лабиринт узких щелей. То что он нашел проход в прошлом году с первого раза было большой удачей. В этом году удача отвернулась, а прошлогодний ходовик снесло начисто.
Сифон Петра Великого

Пока шла заброска к ПВ Мише Цыбизову пришла идея организоватьпогружение Важинского в Петра Великого. Изначально Леша только хотел походить по пещере, снять кино, присмотреться к сифону.  Но похоже Миша был очень красноречив, а может быть просто перетащил снаряжение Важинского от Входного к ПВ.
  Надо сказать, что Леша под землей ночевал впервые и ночь это была не из лучших в его жизни. После тяжелого рабочего дня, где было много лазаний и видеосъемок спать ему пришлось в красноярском лагере, т.е. без палатки в облегченном спальнике. К концу ночевки он надел на себя всё что у него было, ну может быть исключаю гидрокостюм и ребризер, и тогда только немного согрелся. И вот после такой ночи он нашел в себе силы начать исследования в ПВ, да еще видеодокументировать.
  Быстро доплыв до конца ходовика, оставленный Мишей и Димой в прошлом году, он обследовал все возможные закоулки сифона,  и решил что пещера закончилась. На обратном путинашел большой ход влево, очень этому обрадовался, но вскоре ивидел красный ходовик. После этого решил вернуться.
  Его рассказ несколько обескуражил Колю и Мишу. Настолько, что Миша решил не тащить свой аппарат к ПВ. Тем более, что тот весил 40 кг, времени у Миши оставалось 2 дня и к тому же страшно разболелась требуха. Болезнь эту в экспедицию занес Коля, вкусив на границе  отравленной солянки.

На следующий день в Лагерь ПВ пришли Марта, Петр и Евгений. Группа Тани-Маши подтащила ребризеры и исследования продолжились.
  Снетков сплавал до конца ходовика и вернулся. Марта сделала топосъемку первых 100м, Петр сделал регонсценировочное погружение. Евгений второй раз сплавал более осмысленно, на середине пути нашел отвилок вверх, который на глубине 19м закончился тупиком. Возвращаясь из отвилка сильно запутал катушку. Пройдя до конца ходовика 2010г пошел искать продолжение. Метров через 20, устав бороться с запутанной катушкой, повернул обратно, хотя ход явно шел дальше.
   Вернулся в лагерь, объяснил ситуацию, снарядил Марту для дальнейшей топосъемки.(плавали на одном мегаладоне по очереди).
   Марта отсняла еще 110м хода.
Петр поплыл искать проход, взяв с собой 100м ходовика. Пройдя перегиб, увидел тупик, где остановился Важинский. Напротив этого места чернело жерло главного хода. Поплыв по нему, петр поднялся до глубины 19м. Дальше ход пошел субгоризонтально. Петр повернул обратно, когда кончился ходовик.
 На следующий день Марта ушла на поверхность, Евгений и Петр договорились идти в сифон вместе. Евгений раскладывает бэлаут(3 баллона-кислород на 6, тримикс на 25 и перегибе). На обратном пути уточняет топосъемку. Петр идет как можно дальше, согасно длине ходовика-140м(больше на катушку не входит).
 Все сделали по плану. К сожалению ход не пошел вверх, так все 140 метров шел на глубине 20-23м.
 С поверхности никто на смену Марте не пришел, зато сообщили, что второй день идет дождь
Выброска

Кислород еще оставался, но настроение на подвиги закончилось. Да и отсутствия интереса у Димы с Колей несколько расхолаживало. Надо было бы сходить еще посмотреть яму, но обескураживала мысль мысль, что дождь на поверхности может закрыть озера. Тогда либо придется еще неделю сидеть в Лагере ПВ, либо морочиться с сифонами Долгих озер. Решили не рисковать, и сразу после выхода из ПВ собрали лагерь и перебросили все за озера. Смена затянулась до 3 ночи.
  На помощь с поверхности пришли Костя и Дима. Нина, Женя, Петр, Коля -вшестером за 2 смены поднесли к Входному сифону, все снаряжение, что забрасывали в течение недели.  Наверно организация при выброске была лучше чем на заброске