Отличный загон по тундре, сдобренный сплавом по уральской речке
ст. Елецкий - р.Кечпель - оз. Хойлаты - р. Лагорта - р. Пага - р. Северая-Чигим-Харута - р. Мокрая Сыня - оз. Колокольная - г. Грубеиз - р. Хулга (сплав) - пос. Саранпауль

Хулга 20:14

Р. Елец Р. Елец
Полярный урал Полярный урал
Прерии Прерии
Очередной привал Очередной привал
Перекат Перекат
Причал в Ясунте Причал в Ясунте
Перед Саранпаулем Перед Саранпаулем

Пеше-водный маршрут по Полярному уралу, совершенный с 12 июля по 1 августа 2014 г.

Нитка маршрута: ст. Елецкий - р.Кечпель - оз. Хойлаты - р. Лагорта  - р. Пага - р. Северая-Чигим-Харута - р. Мокрая Сыня - оз. Колокольная - г. Грубеиз - р. Хулга (сплав) - пос. Саранпауль

«Скоро придут комары. Кожа пойдет пятнами,

будет больно, вскочат пузыри — у-у, какие!

Будут болеть — у, как! Много комаров, много пузырей»

Джек Лондон

Пешком от Елецкой до истоков Хулги

Дорога на север плавно уносила от скучной действительности, приближала к неведомому. Зелень удмуртских лесов лесов сменилась редколесьем севера. Прессинг вахтовиков чувствовался еще в Глазове. Поигрывая накачанной мышцой на перонах, и запивая соком разноцветные морожки, пытались купить мы чучело лесного зверя в Микуни, но не нашли.Чего скрывать, запертые на верхних полках плацкарта мы чусвствовали себя как бычки в консервной банке. Лишь на 20 минут освободилась нижняя полка, а дальше опять лежка.

Утром 12 июля погода радовала ярким солнцем и голубым небом. Уральские горы сверкали нерастаявшими снежниками.

Короткая пересадка в Сейде, последний перекус и вот мы высадились в Елецкой, быстро сориентировались и устремились на встречу горам.

Высадились

Брод босиком могучей реки сильно намял мне ноги, да еще и подмок рюкзак, но ничего, погода отличная – высохнет.

Брод через Елец

А дорога взбиралась с горки на горку и не думала поворачивать к горам.

Пайер

Меся жижу в низинах и стаптывая ноги в подъемах ждали мы долгожданного ручья, ночевки, но её все не было. А тем временем с запада наползал мощный фронт – муссон. К 10-ти  вечера мы все же достигли нужного ручья вконец убив ноги и пройдя 25,3 км, так что спать легли в час.

Кечпель - "камп"

13.07. Вчера на последнем переходе потянул ногу, когда доставал сапог из грязи, сегодня она ноет при каждом шаге, да еще Санек натер кучу мозолей.

Птенцы

Ввиду отсутствия видимости в горах выдвинулись по болотной дороге дальше и пройдя несколько переходов решили заобедать ввиду общей усталости.

Дорога

А дорога взбиралась с холма на холм подрезая многочисленные ручейки и образуя лужи с топкой жижей.Под конец дня Санек в одном таком ручейке черпанул «мутненькой» в болотник. Рюкзак же все тяжелее надевался на больную спину. Уже второй день подряд ужасно свирепствуют москиты и даже в лагере от них можно укрыться только в дыму костра. Сегодня прошли 17,3 км.

река

14.07. Наконец тундра пришла в движение.  Едва покинув лагерь на Юньяхе и чуть поднявшись в горы комары были сдуты холодным северо-западным ветром. Дорога по которой мы шли представляла из себя отличный грейдер.

Грейдер
На вершине холма обнаружилась безымянная могила, судя по всему 4 креста. А еще на дороге появился бульдозер, видимо он выехал с карьера но уйти ему далеко не удалось.

Сам карьер был заброшен, а к балкам мы не поднимались. И тут пришлось  волей-неволей  уйти  с грейдера и отправиться в горы к треку Коли Рундквиста(экспедиция 100 дней по Уралу).

Тяжек был путь через мореные валы древнего ледника  к озеру Хойлаты, а также брод через одноименную реку.

р.Хойла
На другой стороне озера обнаружились балки но идти туда было поздно, поэтому пришлось ночевать по холодному без костра. Ветер треплет палатку, на улице холодно. Прошли 16 км.
Ночевка на Хойлатах

15.07. Дико окоченев при сборах палатки на холодном ветру устремляемся вверх по буеракам, оставленных ледником.

Утро, холодно

С вершины гряды открывается необыкновенный вид на «прерии», как вдруг один из камней в 500-ах метрах от нас зашевелился и превратился в огромную медведицу с 2-мя медвежатами. Пришлось их обходить стороной. К счастью увидев нас медведица убежала на гору.

На заднем плане перевал на Лагорту

А еще сегодняшний день примечателен тем что мы прошли северный полярный круг, и сделали на нем отличные рагульки в ивнячке.

Сев. Полярный кург

Дальше и сказать нечего, вышли на вездеходку, идущую параллельно горам и жали по ней пока не нашли воду с приличными дровами, а с запада тем временем шла стена дождя. Плалатку установил прямо на дороге, среди стены зарослей березы.

Бивуак на вездеходной колее

Кстати в палатке обнаружилась дырка, и оставалось только догадываться, как она появилась, а дело было на Каларе ( дело в том , что эту палатку год назад брали наши товарищи по походам для сплава в забайкалье) : «Как то вечером Жирный ( кличка), не захотел чистить зубы  и нащупал в кармане пластинку «орбита». Нужно ли говорить что вместо того чтобы выбросить  её на улице, он харкнул ей напрополую . Жвачка просвистела – Шеф (кличка) и глазом не успел маргнуть, в итоге палатка пробита.»

Сегодня прошли 22 км. Осталось еще 2/3 расстояния до реки.

Сухая дорога

16.07.  Вчера впопыхах при установке лагеря забивал рагульки и заехал топором по руке, большой палец ободрал – болит. А день выдался холодным – сильный северный ветер, комаров нет.

С севера идет стена дождя. Так и шли периодически под ледяным дождем  и ветром. Согреваешься только под рюкзаком, на привалах замерзаешь. Тракторка частенько уходит в болотины, в одном месте чуть не оставил сапог. Обедали на Грубею в каньоне, правда холодно.

Грубею

К вечеру прошли столько же, сколько Коля Рундквист, хотя у него 30 км, а у нас 22 по навигатору, странно. Заночевали на Паге.

Пага

17.07.  Весь день прошел под ледяным дождем с ветром. Лишь заряды дождя сменялись по своей силе. Продолжили трекинг по дороге, местами сильно заболоченной.

Болотина

Брали один подъем за другим, спускались в каньоны рек. На Погурее видели чумы.

Погурей

Обедали: я держал одной рукой миску, другой кол от тента, сильно продрог, проклятый ветер.

Обед

А еще мы заболели, но не горняшкой, а простудой. Один рукав дождевика промок – рука заледенела. К вечеру с большим надрывом дотягиваем до Кокпелы, повторили ходовой день Рундквиста, правда дров здесь нет. Пытаемся что-то высушить у чахлого костерка – но с неба летит мосрось, а на востоке видно голубое небо. Хоть в спальнике согреваюсь. Прошли 29, 3 км.

Ночевка

18.07. Сегодня ветер усилился. Такое ощущение, что если бы не шапка с капюшоном, выдуло бы мозги.

Продолжаем путь по болотине из оврага в овраг. На спуске к Тумбяловой налетает дождь.

Распадок Тумбяловой

Обедали с костром, забазившись в ивнячок, хоть немного согрелся. Ближе к вечеру ветер стал стихать, но туту же появилсиь москиты.

Дотянули до Северной Чигим-Харуты, хотя можно было встать и раньше в палатке, но Саньку нужны дрова.Без ветра намного теплее, такое ощущение, что впервые согрелся за предидущие два дня. Вечером по палатке опять брабанил дождь. По навигатору прошли 27, 3 км.

Сев. Чигим-Харута

19.07. Север полон контрастов, еще вчера я продрог от дикого, сегодня с утра жара. Москиты взъелись.

Сборы

Провозились со сборами до 11 и пошли на подъем. Вездеход пробил дорогу по ивнячку, оставив колеи с жижей, кочкарник, кривые ветки.

Вот такой подъем, да еще москиты вылетели и прессуют. Лишь  на вершине гряды ветер сдул комаров совсем.

Пообедать удалось с комфортом на реке Харуте, тепло и комаров нет, солнечная погода. В долинах рек появилось больше растительности – идем на юг.

Сегодня хотели пройти перевал на Мокрую Сыню, но не задалось. Свернули по старой вездеходке к перевалу, а она идет по болотистому подъему. Ноги чавкают, идем медленно и тут появились тысячи комаров и мошки, как будто произошел массовый вылет. Вся эта масса вьется перед лицом стараясь укусить в любое свободное место. Санек идет в футболке – лицо и руки почернели от убитых насекомых, это невозможно терпеть.

Мириады тонн москитов

Москиты не позволяют пройти перевал, приходится укрыться в палатке. Как только легли спать задул ветер с перевала – треплет палатку.

Все пространство заполненно комарами

Прошли 19,2 км.

20.07.  К счастью ветер теперь дует в лицо, сдувая рой комаров назад. Это позволило выдвинуться на перевал. Состояние доходятское. Упал на снежнике, подскользнулся на броде.

По снежнику

В долине Мокрой Сыни видны чумы оленеводов. Обедали в глубоком каньене одного из притоков мокрой Сыни.

Когда кончились дрова подкинули пластиковую бутылку из под гречки, символически под коптились в её дыму от москитов. А дальше начался крутой и длинный подьем, шли  его наверно часа два, ноги деревенеют. Зато с перевала открылся вид на «восточный коридор».

На одном из привалов, заметили оленей – они образовали огромный круг и топчутся по снежнику, спасаясь от москитов. Подошел пастух в малице.

Олени сбились в круг

Пасет оленей сутки через 5-ро, ходят из чумов на Мокрой Сыне, оттуда 3 часа ходу, скоро появляется его сменщик. Говорит: вылет москитов произошел недавно, до этого стояли холода. Бедные собаки ложатся и смахивают комаров с носа и глаз, бедняжки. По болотине доходим до озера Колокольня, но дров здесь нет увы, а так хорошее место.

оз. Колокольня

За день прошли 22 км.

21. 07.  Дождь барабанит по тенту палатки с самого утра. К счастью он стихает. Завтрак готовим на горелке. Перевал на Пайдывож пологий, на самом перевале холодно, ветродуй, зато нет москитов.

ручей Пайдывож

Последний подъем и далеко внизу показывается долина Хулги, но спуск крутой, по каньону со снежником, овраги.

Долина Хулги

Тучи с западной стороны цепляются за вершины гор и стоят, незря Ненцы говорили, что дожди обходят это район стороной.

Истоки Хулги

Позади 200 км болот и комаров, глубоких оврагов, ужасных москитов. Остаток дня уходит на деревянные работы по катамарану, хоть и едим а сил мало, чувствуется голод.

Снежник

Над долиной вся в снежниках высится гора Грубеиз, если будет погода, попробуем завтра взойти.

Прошли 9,5 км.

Дошли до Хулги
вершина Грубеиз

22.07.  Погода ясная, ни облачка. Набиваем штурмовой рюкзак и на Грубеиз. Еше на подходе завязли в зарослях карликовой березки, москиты прессуют, жара.

Выходим на ледопад «Кхумбу», здесь идти легче, и мало москитов.

Ледопад "Кхумбу"

Далеко на склоне горы по снежнику пробегают олени. А дальше подъем по снежнику до восточной стены и выход к вершинному взлету.

Что интересно, на запад гора обрывается отвесным обрывом. Нашли записку 11-летней давности, хотя я мечтал найти, что ни будь от группы Рундквиста, не удалось.

Записка

Спуск проходил легче подъема, мы съехали по всем длинным и крутющим снежникам, было здорово. Солнце сильно припекало днем, на снегу нужны черные очки. К вечеру катамаран был собран, завтра поплывем.

Хулга
Сплав от истоков Хулги до Саранпауля

23.07. Через горы пытаются перевалить мощные облака, к счастью их разрывает. Дует холодный ветер, котел закипает еле-еле. Выплывать приходится в свитерах и шапках, стоит ли говорить что вся эта амуниция промокает на первых перекатах.

Верховья Хулги

На одном из них увлекшись видео сьемкой, теряем весло – оно летит в воду, его тащит по реке, изредка видна ручка.  Ладно хоть удалось подобрать, иначе крышка, запасного нет.

А что делала река, пройдя мимо первых скал, она нырнула в лес и разлилась на протоки среди сухих кедров.

Река ушла в лес

Завалов было хоть и немного, но были все они неудобные,

Завал

сперва при обносе нас закусали москиты и Санек черпанул водички в глубокой протоке. А потом мы кожилили катамаран через березу на сильной струе, и когда он встал на воду, тут же решил уплыть от нас. Тут уже все попрыгали кто во что горазд, мне повезло, я приземлился на гондолу, а Санек не успел и стукнувшись коленкой о жердь, ушел по пояс в воду.

Да и весла из ивнячка не выдерживают никакой критики – они гнулись при силовых приемах в завалах, а потом и вовсе одно весло сломалось. Пришлось встать на обед, подсушиться.

Обед

Несмотря на все усилия в рыбной ловле, река была пуста – великолепные после порожные омута просматривались до дна, но в них было пусто.

Омута

Только что впала Хаймаю

А река Хулга из небольшой речушки к вечеру превратилась в 50 метровую могучую реку.

Вечер

24.07.  Второй сплавной день начался с солнечной погоды. Правда с гор дует сильный западный ветер.

Река выходит из гор

Река почти сплошной перекат. Прошли несколько хороших порожков, пока река не вышла совсем на равнину.

Порожки

Обед был знатный – много топлячка, наломанного рекой так, что бери и подбрасывай в костер.

А вот дальше ветер только усиливался а течение слабло, в конце концов река разделилась, одна её часть исчезла где то в лесной чащобе из нанесенных бревен, мы же поплыли по строму руслу, течения в котором практически не было, да еще встречный ветер, приходилось даже бурлачить.

Солнце исчезло и шквальный ветер нес  с гор серые тучи. Изрядно накожилившись против ветра дошли до избы в устье Тыкотловой, рыбы нет, сварили немного грибочков с рисом. Баня в которой мы хотели мыться – сгорела.

Сгорела баня...

В избе грязно, много москитов. На улице +10 С, сильный ветер.

Хулга напротив Базы

25.07. Температура утром +6 С, По прежнему шквальный ветер с гор. Сегодня у нас дневка. Занимаемся дровяными работами. С неба летит дождь. Попытка порыбачить тоже не дала результаты, да холодно на улице, хорошо что в избе тепло. Хочется нажраться химикалий ( под химикалиями понимается различные печенья, пряники на маргарине, продукты на растительном жиру и т.п.), но их нет. Насобирали подберезовиков. Вечером была знатная грибовница с перчиком и рисом. К вечеру чуть теплеет, москиты налетели в избу, не дают писать дневник.

26.07. Термометр показывает +4 С. На улице ветер, по крыше барабанит дождь. За завтраком решили отплыть.

Хулга приняла справа речку Тыкотлова, а затем и пропавшую речную протоку. Тащит как на Бий-хеме. Начался дождь, кое где со встречным ветром, так и гребем. А места хорошие – высокие берега, галечники на поворотах, но холодно, мерзнут ноги. Заобедали на последней галечной косе, отогрели ноги. Небо стало с просветами.

В 6 вечера на противоположном берегу обнаружилась тропинка, которая вела к избе.

В ней было чисто и уютно. Накочегарили печь, аж комары дохнут, в общем отдыхаем.

Закат

27.07. Матрасный сплав в Панаме и рубашке – так я себе представлял сплав по Хулге. В действительности повседневная одежда сплавщика – это свитер, шапка, тужурка и непромокаемый костюм поверх болотников.

И моросящий по полдня дождь уже не вызывает удивления. Разлившаяся река иной раз напоминает гребной канал, лишь к вечеру берега повысились и мы заночевали на S – образной петле, среди крутояров.

Еще из-за пасмурной погоды сильно донимают москиты, север опредленно не для расслабленных походов. На ночевке поднимается сильный ветер, палатку поставили в наклон, да еще с кочками, как туту поспать. Недалеко есть изба, но она на замке.

28.07.  Первый день сплава с по-настоящему хорошей погодой. Можно плыть в рубашке. Ярко, светит солнце.

К полудню река начала прорезать каменистые гряды, камушки, хорошие перекаты, издали на противоположном берегу пробежал медведь. Все рыбацкие места обловлены, люди здесь бывают.

А потом пошли длинные прогоны с ивнячком по берегам, для стоянки мест нет. На руке уже мозоли от весла.

Боле менее приличный берег нашли уже в 7 вечера. Вверх по реке прошла моторка. Еще я сегодня впервые искупался, но как только попал в воду, сразу захотелось выбраться на берег – ледяная.

Хулга в лучах заходящего Солнца

29.07. Сегодняшний день начался с крепкого чифирка. А вот крепкий встречный ветер не дает расслабиться ни на минуту. Места пошли обловленные. Все каменистые косы уходящие в реку, оборудованы палками для сетей, а тем временем гребля продолжалась.

На высоком правом берегу обнаружилась изба, с отличным столиком на улице и скамьями.

В варево бухнули риса, рожков, б/п «внук», в банке без каких либо надписей обнаружился паштет, и тут же был отправлен в котел – «знатно крошево».

Солнце разжарило, москитов нет. Но пора в путь.  Проплыв пару поворотов, доплыли до устья реки Ния-ю, где наботали щучку, да пару окушков.

Ния-ю

И тут по завершению рыбалки пошел дождь, а небо заволокло серой массой. Забазились рядом на крутющем обрыве.

Зажарили щучку в оливковом масле, насобирали голубики. Правда москиты взъелись из-за пасмурной погоды.

30.07. Ночью я проснулся от дождя, барабанящего по тенту палатки, похоже, он шел до утра и стих. Каша сдобренная голубикой по вкусу больше походила на варенье.

р. Халмерью

Погода пасмурная, ветра нет, поэтому плывем в рое мошки. Особенно плохо Саньку, у него нет капюшона на тужурке и его уши и шею жрет мошка.

А потом пошел дождь из серой тучи и мы плыли пока одежда не отсырела. К счастью показался просвет, и мы встали на обед.

Обед

Едва покончив с кашей, мы вынуждены были отплыть без традиционного чая, т.к. с верховий реки налетел шквал с крупным дождем, благо ветер был попутный. Река стала прорезать возвышенности, делая резкие повороты с каменистыми перекатами.

Хоть дождь закончился, а то у меня уже отсырели плечи и рукав. Снизу причалил катер  - местный рыбак с женой, едут вверх рыбачить. А мы еще долго плыли вниз, чтобы завтра дойти до Саранпауля. Затаборились в чащобе.  Мимо проплыл катер с местными – говорят на той стороне реки медведица с медвежатами. Растопили ремнабор , да мокроступы.

30.07. Экипировались с утра во все непромокайки из-за сильного ветра, но солнце разжарило. А Хулга несла свои воды дальше по перекатам, да и вообще  последние два дня в реке появилось течение.

Гребли сегодня мало, в основном тащились на попутном ветерке вниз по течению.

У Ясунта причалили к старичку манси Тихонову, сказал по хулге по осени идет сырок, и туда все прут на моторках.

Еще тут колчак повоевал. В Ясунте выяснилось, что вода нынче большая, а лето холодное, чебак и Нельма еще не поднялись.

Ясунт

Чем ближе к Саранпаулю, тем меньше гребем, просто лежим на катамаране, мимо шныряют моторки, идет сенокос, даже трактор Беларусь возят на покос на барже.

Наконец зашли в устье Щекурьи и выбросились в лес, разборка катамарана и топка б/у  вещей идет до поздна.

01.08. Выброска. Впервые спальник пингвин подвел меня, я стал замерзать. И немудрено, с утра в котелке был лед.  Все облепленные комарами вышли мы к Саранпаулю, а сзади на ярком костре догорал походный тент.  Брод через размешенный конями ручеек и мы на окраине поселка. Путь в аэропорт был долог, казалось мы дали огромный крюк по поселку.

В ожидании рейса куковали мы здесь до 3 часов дня. А съёмочная группа, летящая с нами, решила отметить вылет и напилась, мешала заснять прилет самолета.

АН-2

Наконец мы загружаемся в самолет.

АН-2 сделав короткий, но мощный разбег взымает в небо над поселком, и тут начинаются первые воздушные ямы. Это еще тот аттракцион. Я пытался терпеть, но все равно вырвало, а съёмочная группа тем временем отмечает отлет пивом. Полет длиною в час превратился в ад, пришлось заткнуть уши пальцами, голова гудит. Даже когда мы приземлились в Березово, это состояние не прошло.

Цены здесь конечно зверские. Долго искали место для ночевки, ведь на пристани развернули стройку, а косу где мы ночевали 5 лет назад отделило от стройки глубокой протокой. Пришлось идти на окраину и забазиться в сосновый бор, здесь было все для костра и мы заварили отменный чай.

А дальше было плавание на метеоре до Приобъя, где мы и сели на поезд "Северный Урал".