Однодневная поездка из Петербурга в Шлиссельбург - крепость на Ореховом острове, неофициально именуемую "Русским Алькатрасом" или "Русской Бастилией".

01 правый берег Невы 01 правый берег Невы
13 Государева башня 13 Государева башня
14 вход 14 вход
16 руины казарм 16 руины казарм
Один из дней отпуска разделенного между Петрозаводском и Петербургом мы с женой решили потратить на Шлиссельбург или, как его называли в советское время, Петрокрепость. Со стороны это, вероятно, было похоже на навязчивую идею - посетить за пару недель как можно больше городов, названных в честь Петра Алексеевича.

Крепость Орешек была основана новгородцами в 14 веке на одноименном острове в месте, где Нева вытекает из Ладожского озера. Спустя три века после многочисленных нападений русским форпостом на Северо-западе овладевают шведы, чтобы еще спустя 100 лет в ходе Северной войны сдать крепость войскам Петра I. Во времена шведского владычества крепость называлась Нотебург (Орех-город), Петр переименовывает ее в Шлиссельбург (Ключ-город).

После основания Петербурга и Кронштадта крепость постепенно утрачивает свое военное значение, но приобретает значение тюремное. С 18 по начало 20 века в Шлиссельбурге отбывали наказание самые различные политзаключенные Российской империи: неугодные фавориты, члены царской семьи, декабристы, народовольцы, анархисты. За 3 века в пределах крепости было построено 4 тюремных корпуса: военная тюрьма, Старая (политическая) тюрьма, Новая (народовольческая) тюрьма и самая вместительная - Уголовная тюрьма.

Заключенными Шлиссельбурга в разное время был наследник престола - Иван VI, убитый стражей при попытке его освобождения участниками военного переворота и брат Ленина Александр Ульянов, повешенный за попытку смены режима путем убийства императора Александра III. После революции 1917 года шлиссельбургская тюрьма прекращает свое существование.

Во время Великой отечественной войны древние стены и их защитники выдерживают 500-дневный натиск немецких войск. Эта "Брестская крепость у истоков Невы" не сдается врагу и не позволяет захватчикам замкнуть кольцо окружения вокруг Ленинграда.

Из прочих достопримечательностей Шлиссельбурга (города, а не крепости) можно упомянуть старый и новый Ладожский канал, вырытые вокруг южного побережья озера. Шлюзы Старого канала, строительство которого было начато при Петре, можно видеть в пределах города, недалеко от пристани. Одетые в гранит, неплохо сохранившиеся, но находящиеся ныне в забвении, шлюзы невольно поражают воображение.

Вместо заключения. Шлиссельбург, как это часто у нас бывает, представляет собой соседство вековых руин и постперестроечных развалин. Разруха, тоска, уныние. Крепость, впрочем, вялотекуще реставрируется, точнее, отстраивается заново по современным строительным технологиям "реставраторами" из Средней Азии. Ну, хоть так... Впрочем, побывать в Орешке рекомендую. Несмотря ни на что, это одно из тех мест, где история буквально чувствуется как некая субстанция окружающая предметы и постройки. Подобное чувство у меня было на Соловках...

PS Намеренно не описываю подробно историю крепости. Почитать про это можно, например, здесь: http://www.shlisselburg.com/history_krepost.php.