Общая смысловая идея похода
Сплав был запланирован в рамках
обучения туристов многоборцев. Летний
модуль проходит ежегодно, но в этом году целью слета было собрать ребят Ачинска
и в рамках сплава проверить у них такие
лидерские качества как: умение работать в команде, принимать решение,
развивать самоорганизацию, ответственность, мыслить не стандартно.
Предварительно в ЦДОД Ачинска были
проведены организационные собрания, в ходе которых мы распределили должностные
обязанности на сплаве, а так же прошли инструктаж по технике безопасности и
познакомились с правилами поведения на воде, в лесу, в автобусе, разработали
правила поведения в команде, получили знания по основам туристской подготовки,
теоретические знания по работе с катамараном на воде. Особенность программы
смены – это совмещение направлений спортивного туризма и формирование социальной
активности подростков в условиях сплава.
Основной целью было прохождение
не сложного, но увлекательного водного маршрута, освоение навыков управления
спортивным судном (катамаран) и формирование лидерских качеств, а так же
знакомство с рекой Чулым ее растительным и животным миром, историей поселений
вдоль побережий.
Необычность и новизна
заключается в том, что 95% участников команды впервые принимали участие в
водном походе, до смены не имели спортивно-туристской подготовки и опыта
прохождения водных маршрутов, навыков жизни в туристско-полевых условиях.
В походе проведены и зафиксированы
метеорологические и экологические явления и наблюдения. Проведены экологические десанты.
Туристская характеристика
Маршрут по р. Чулым от с. Малая Косуль до г. Ачинска, является
популярным маршрутом жителей города Ачиска и Ачиского района и освоен туристами
достаточно давно. По словам опытных туристов (Шишкина А. А., Нюренберг Т. В.,
Лобанова М.В.) с 1683 году через сплавы по Чулыму происходило заселение г. Ачинска, а
так же остальных близ лежащих деревень. Из Москвы поступил Сибирский Приказ
томскому воеводе Кольцову-Масальскому о необходимости восстановления острога на
берегах Чулыма. Выполняя распоряжение из столицы, сибирское воеводство решило
поставить его севернее, вниз по Чулыму, поближе к другим укрепленным пунктам.
Таким местом оказался берег, где р. Ачинска сливается с Чулымом. Заселение
происходило по реке на бревенчатых плотах. Река была судоходной. Так же по реке
сплавляли лес и другие товары.
Маршрут нельзя назвать автономным. Но места стоянок и
ночёвок были в достаточной удалённости от населённых пунктах.
Из препятствий на маршруте были мели и понтонный мост,
местами топляки.
Познавательная ценность
Краеведческие, исторические и др. объекты на маршруте:
1. История Боготольского района
начинается с образования Боготольского поселения (село Боготол).
Предположительно, это год 1703. С древних времён небольшая пойма реки Чулым
привлекала людей своей красотой и обилием своих богатств. В XVII веке на территории
Боготольской и Краснореченской волостях (Аргинское Причулымье) проживали
тюркские племена, которых называли чулымскими татарами. Русские люди поселились
здесь в конце XVII века. Но благоприятные условия для развития русских
поселений в причулымьи сложились только к 1703 году, когда прекратились
постоянные набеги киргизов на поселения. Крестьяне Причулымья занимались
земледелием, скотоводством.
2.
Урочище Аржакова отличается живописной местностью. Скалы останцы на
берегу на левом берегу сочетаются со смешанной сибирской растительностью.
Особенностью данного мета является наличие большого количества змей.
3.
п. Орга Боготольского района расположен на правом берегу р. Чулым.
4.
Заказник «Арга»
организован в 1963 г. с целью охраны и воспроизводства охотничьих видов
животных, сохранения и восстановления численности редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов зверей и птиц, ценных в хозяйственном, научном и
эстетическом отношениях, а также охраны мест их обитания. Площадь заказника –
89,88 тыс. га. Заказник
расположен на территории
Ачинского, Боготольского и Назаровского районов, включает в себя горный массив
хребта Арга и участок поймы р. Чулым, в границах Боготольского лесничества. Границы: южная часть Боготольского района в
петле р. Чулым от железной дороги Ачинск-Ададым, огибающий хребет Арга.
5. Село Красный Завод расположено по берегам Чулыма в Боготольском районе.
Село большое, но уже в последнее время не процветающее. Большая часть жителей
села – это пенсионеры, молодежи становится все меньше и меньше с каждым годом. Село
Красный Завод территориально принадлежит Боготольскому району, образованному в
1825 году. Площадь района 2952 квадратных километра, районный центр в г.
Боготол. Село разделено Чулымом на две части, которые соединяются ледовой
переправой в зимнее время, подвесным мостом в распутицу и понтонным мостом в
летнее время. В 5 километрах от Чулыма проходит автомобильная магистраль Москва
– Владивосток, а в 8 километрах железнодорожная магистраль со станцией Критово.
Московский тракт прошел 1735-1741 гг. через Ачинск. В середине 80-х годов в
Ачинске построили с помощью архангельских корабелов морские средние парусные
суда для купца Лобанова (посыльная и разведывательная служба). В 1762 году была
произведена Ясачная перепись. Ясак – дань, а позже подать с нерусского
населения Сибири (пушниной). При Петре 1 в 1782 году Ачинский уезд был
присоединен к Тобольской губернии, но в 1797 году Ачинский уезд и Тобольская
губерния были присоединены к Енисейской губернии, а в 1804 году и Томскую
губернию. Боготол был за пределами на западе.
Леса
и горы, поросшие лесом, окружают Красный Завод с трех сторон, а с четвертой –
река Чулым. Во время Отечественной войны село стало расширяться: начали строить
дома на противолежащем берегу для переселенцев из России и Перьми. Дорога до
Критово была грунтовая. В отсыпке дороги принимали местные жители кто на
подводах, кто на своих тачках, а кто и с лопатой. Лес разделен на территории
(приложение противопожарная карта) обозначен и тщательно охраняется лесохозяйственным
предприятием.
За годы Советской власти сильно изменился посёлок Спиртзавод.
Через реку Чулым ходили два парома. В протоке Чулыма на левобережье построили
мост сначала деревянный, позднее на железной основе, следы от железной основы
есть и сейчас.
Лес
жителей Красного завода – заказник «Арга».
6. д. Красная Речка — деревня в Боготольском районе
Красноярского края России. Входит в состав Краснозаводского сельсовета.
Находится на левом берегу реки Чулым, примерно в 30 км к востоку-северо-востоку
от районного центра, города Боготол, на высоте 212 метров над уровнем моря.
7. ст. Зерцалы – станция в Ачинском районе Красноярского края
России входит в состав Белоярского сельсовета. Это
место примечательно одним фактом. Здесь проживал святой Даниил Ачинский. В Сибирь Даниил
пришёл вместе с преступниками в кандалах. Но сначала, по прибытии, назначили
его на пожизненную работу в Боготольский винокуренный завод, что находился
тогда в Томской губернии (ныне
г. Боготол относится
к Красноярскому краю). Местный пристав возненавидел
смиренного каторжанина и
стал возлагать на него самые тяжкие работы. Но Даниил крепился в Боге и не
ослабевал. Протрудившись весь день, ночью он стоял на молитве. Пристав же
издевался над ним всё более. Однажды зимой, дойдя до исступления, он приказал
раздеть Даниила, посадить его на крышу и там поливать водой. При этом он кричал
снизу, насмехаясь: «Спасайся! Ты же святой!». Но заболел после этого случая не
Даниил, а его мучитель. Да так сильно, что вразумился он и понял, как тяжко
согрешал перед Богом. Искренне раскаявшись в своих неблаговидных делах, стал он
просить Даниила помолиться о нём Господу. Многое может молитва праведного,
вскоре пристав совершенно выздоровел, а затем подал рапорт губернатору об
освобождении Делие от каторги как неспособного к тяжёлым работам. Получив
свободу, водворился Даниил в Ачинске в
маленькой келье одного боголюбивого купца. Жестокое житие избрал себе тут
отшельник: постоянный труд, аскетизм и
непрестанную молитву. Вскоре переехал он в деревню Зерцалы.
Там келья его была размером с гроб, окно в келье размером в
медный гривенник. По целым неделям пребывал он в этом заключении
безвылазно. Иногда в сенях занимался рукоделием. Но денег за труды не брал,
принимал только хлеб для пропитания. По ночам тайно выходил, чтобы поработать у
бедняков, возделывал им землю, жал, косил, работал на огородах