Аргентина / Альпинизм | Спортивный туризм

Аконкагуа, горный спецназ, 5-дневный труп и буйный австрияк

11 - 21 января 2009 г.
Идея взойти на Аконкагуа появилась у меня в марте 2008 года, когда я в первый попал в Аргентину, оказался в Мендосе, а потом и в нац. парке Аконкагуа у подножия горы. Имея к тому времени некоторый опыт горных выходов (в основном Эльбрус), почитал про Аконкагуа и подумал, что неплохо бы сходить и туда. Сама гора в техническом плане не представляет серьезных трудностей, однако пользуется большой популярностью как знаковое место.

Первым на Аконкагуа  взошел один швейцарец в конце 19 века. Маршрут, по которому он шел, сейчас наиболее популярен среди восходителей и называется «нормальным путем» (normal route). Восхождение по нему состоит из 4 частей:

1. Подход к горе. От селения Пуэнтэ дель Инка (Мост Инков) на высоте 2700 метров через границу нац.парка и пост Хорконес, где нужно отметиться у администрации национального парка к базовому лагерю (Base Camp) на высоте 4300 метров через промежуточный лагерь Конфлюэнсия (Camp Confluencia). Обычно этот этап занимает 2 дня – первый день переход до Конфлюэнсии (4-6 часов), второй – до базового лагеря (7-10 часов). На этом этапе более 90% восходителей пользуются услугами различных фирм и перевозят свои вещи (в среднем вес рюкзака с полной загрузкой – 25-30 кг) на мулах, а сами идут налегке. Протяженность перехода – около 30 км.

2. Переход от базового лагеря (4300 м) к штурмовому (5900-6000 м). Наиболее популярен лагерь Берлин (Camp Berlin) на высоте 5950 метров. Переход от базового к нему занимает с учетом акклиматизации, заброски снаряжения и ночевок в промежуточных лагерях Канада (Camp Canada) и Гнездо Кондора (Nedo de Condores) 7-10 дней, хотя, если идти напрямую, от базового до штурмового лагеря всего 3 перехода по 3-4 часа каждый. Абсолютные расстояния не велики, не более нескольких км между лагерями.

3. Выход на вершину. Он занимает 7-10 часов от штурмового лагеря и еще 2-3 часа на возвращение, т.е. теоретически все укладывается в 1 день, но на практике под этот этап планируют 2-3 дня с учетом возможной плохой погоды, недостаточной акклиматизации или других трудностей.

4. Спуск вниз. Обычно происходит в 2 этапа и 2 дня соответственно. В первый день спускаются от штурмового лагеря к базовому, во второй день от базового к Пуэнтэ дель Инка, откуда все и начиналось.

Технически, как уже упоминалось, этот маршрут не представляет большой сложности. Однако серьезную опасность представляет погода. Даже в летние месяца наверху может быть температура около -30 с сильными ветрами. Также из-за больших высот необходима долгосрочная и правильная акклиматизация, чтобы справится с гипоксией, обезвоживанием и прочими прелестями высокогорья. Таким образом восхождение в среднем длится около 15 дней. В зависимости от обстоятельств этот срок может измениться на несколько дней в ту или другую сторону.
Позже было проложено несколько других маршрутов, более сложных, требующих большего времени, специальной подготовки и снаряжения.
Итак, идея появилась, а окончательно ей созреть помогло появление попутчиков, начала формироваться группа желающих сходить на эту вершину. Предварительный план был такой – сначала дней десять в соседней с Аргентиной Боливии, поездки и пара несложных восхождений на высоты 5-6 тысяч метров для предварительной акклиматизации, затем переезд в Аргентину и выход на Аконкагуа. В июне взял билеты на 31 декабря до Санта-Круз (Боливия), обратно на 1 февраля из Буэнос-Айреса. С этого момента начал целенаправленно готовиться к восхождению: наращивать физподготовку (бег и другие аэробные нагрузки), подбирать и тестировать недостающее снаряжение, совершенствовать навыки восхождения в горах попроще (Балканы, Исландия, Эльбрус, Пиринеи, Тейде, снова Эльбрус), набирая при этом предварительную акклиматизацию на высотах 3500-5600 м
Группа попутчиков тем временем трансформировалась, определялась и переопределялась. В итоге, в Боливии 2 января нас встретилось 4 человека (из них одна девушка).
Путешествие по Боливии здесь описывать не буду, это отдельная тема. Коротко о результатах: больше недели находились на высотах 3-4,5 тысячи метров. Сделали (не все, правда) тренировочное восхождение на вулкан Линканкабур (5950 метров). По ходу путешествия выяснился неоднородный состав группы, разные цели, задачи и уровень подготовки у отдельных участников.
Далее хронология восхождения по дням. Многое писалось непосредственно в дни событий и под текущими впечатлениями. Править сейчас не буду, пусть остается как есть. Возможна ненормативная лексика, тургеневским барышням читать не рекомендуется!