Маршрут на третью по высоте вершину украинских Карпат, гору Поп Иван или, как ее называют поляки, Черногора или Белый слон. Высота 2028 м.
Снятын - Заболотов - Косов - Верховина - Ильцы - Дземброня
Вершина Поп Иван
Восхождение на третью по высоте вершину украинских Карпат гору Поп Иван (2028м)
Как мы одолевали гору Поп Иван

P_I (35) P_I (35)
Лагерь Лагерь
Восхождение на третью по высоте вершину украинских Карпат, гору Поп Иван или как ее еще называют Белый слон или Черная гора мы планировали несколько раз, но поднялись на нее только с третьей и четвертой попытки.Главная достопримечательность этой горы это развалины заброшенной польской обсерватории, которая проработала всего-то около двух лет до 1939 года, а потом эта территория перешла Украине и обсерваторию бросили на растерзание местному населению. Об этом можно почитать в интернете. С тех пор это огромное здание так и стоит на вершине, "превращаясь" зимой в белого слона из-за обледенения его стен.
    Первый раз мы пришли к подножью горы Смотрич, с которой уже видно гору Поп Иван, около 12 часов дня и местные гуцулы сказали, что мы просто не успеем вернуться к темноте, а так как с нами были дети, то мы решили организовать пикник прямо здесь внизу, а на гору подняться в следующий раз.Через пару месяцев мы опять приехали в село Дземброня, которое у подножья Смотрича, только теперь уже раненько, около 8.00. Вообще-то подняться на Поп Иван можно и с другой стороны, из села Шибэнэ, с которого начинается, построенная еще в 1936-37 году дорога до обсерватории, но сама дорога почти не сохранилась, да и маршрут по ней менее интересный и красочный (как нам сказали), и к тому же более продолжительный, хотя и легче чем через г. Смотрич.
  Так вот. На улице сентябрь и еще очень тепло, но как потом оказалось тепло было только внизу, у подножья горы. Мы взяли с собой парня. который уже не раз был на этой горе в качестве проводника. Короче слегка позавтракали и в путь.Всего нас было 8 взрослых и трое детей 11 лет. Гору Смотрич, которую предстояло преодолеть первой очень хорошо видно снизу из этого села Дземброня, куда мы доехали на машине и поэтому мы хорошо представляли куда нужно дойти в первой части маршрута, хотя и не догадывались сколько еще идти после этого. А наш проводник говорил, что это не так далеко. Как мы потом поняли "недалеко" в его понятии это километров 10, а может итого больше. Маршрут из Села Дземброня вначале идет по каменистой дороге, по которой может проехать разве что военный Урал или танк, хотя видели мы там и "Ниву", и доходит до так называемой кошары, где в теплое время года пасут коров и овец.Там у гуцулов можно купить разные кисломолочные продукты, что мы и сделали. Далее есть два варианта подъема на гору Смотрич,- один это взятие ее прямо "в лоб", что мы и делали, а второй, о котором мы узнали позже это обход горы справа по более легкому но и более продолжительному маршруту. Так ка мы шли в первый раз то не знали где вообще этот Поп Иван и сколько до него идти. Проводник говорил, что около 5 километров. Короче прем мы как танки в гору. Там после кошары есть хорошо утоптанная тропинка прямо в направлении вершины Смотрича, сначала идем через большую поляну, а потом через лес. И все это с достаточно крутым подъемом. В лесу попадались очень красивые белые грибы, а еще больше было симпатичных огромных мухоморов. среди которых мы фоткались. Тропинка виляя между камнями и кустами выводит нас из леса.Здесь уже наблюдается туман, и совсем не тепло. Далее идем по каменистой тропе между фрагментами красивых скал, иногда даже стремно смотреть вниз, особенно когда с тобой дети.Вот так продираясь, иногда на четвереньках, мы взбираемся на этот самый Смотрич, который, пока мы взбирались, весь окутался сплошным туманом. Так ладно туман, так еще и ужасно холодный ветер, который сбивает с ног и обмораживает тебя с ног до головы. Мы ведь не предполагали, что здесь так холодно, соответственно и одежда у нас была, скажем так, не зимняя. Снизу все казалось как-то радужнее. К тому же наш "проводник" заявил. что не знает куда идти дальше, ведь горы Поп Иван из-за тумана не видно, да и тропа на камнях как то не просматривается. Видимость была около 5 метров. Короче дальше мы не пошли и как потом выяснилось правильно сделали, ведь с этого места до горы Поп Иван надо было пилять еще километров 5-7.
Учитывая неимоверно холодный ветер, незнание маршрута и наличие детей мы вернулись вниз в село Дземброня и остаток дня провели у речки, жаря шашлык.
  Третий раз мы прибыли в то же село Дземброня в конце июня. В это время у нас в Черновцах (откуда мы собственно и отправлялись) была ужасная дождливая погода, но невзирая на это мы все таки поехали, и к нашему счастью в горах все было намного веселее, в плане погоды. Мы теперь взяли с собой палатки и все необходимое для комфортного отдыха на природе. Не доходя до кошар мы разбили на поляне лагерь из 4-х палаток и провели там первый день, наслаждаясь природой, вином и шашлыком.
Лагерь
Периодически мимо нашего лагеря проходили группы других туристов, поднимающихся к обсерватории с которыми мы общались и узнавали дополнительные детали маршрута. На следующий день часиков в 9 утра группой из 8 взрослых и двоих детей мы начали движение к заветной цели.
Начало маршрута из села Дземброня
Такая дорога идет от Дзембронии до кошар
Впереди гора Смотрич
Утренний туман
P_I (7)
Смотрич в облаках.
Кошара
Подножье Смотрича
Только теперь мы не пошли "в лоб" на Смотрич, а обошли его правее. Там тоже идет хорошо выраженная тропа от кошары направо, а потом она заходит просто в сказочный лес. По дороге попадаются родники. Можно смело пить и козленочком не станешь.
Водопой
Вход в сказочный лес
Лесная тропа
Склоны Смотрича
Живая вода
P_I (16)
С погодой нам повезло и было достаточно тепло, хотя теперь одежды мы набрали аж замного. Тем не менее на самом Попе Иване она нам очень пригодилась, а пока мы обливались потом преодолевая земное притяжение и поднимаясь медленно в гору.Выйдя из леса мы красовались красивым водопадиком, а некоторые из нас даже искупнулись. По дороге встречаются красивые фрагменты скал, да и вообще виды гор отсюда просто обалденные, поэтому именно этот маршрут считается самым живописным. Мы ребята городские и по горам лазить не привыкли, но тем не менее идти достаточно легко, намного легче, чем мы продирались в прошлый раз, а дети так вообще бегают взад-вперед. Есть небольшой участок с более крутым подъемом непосредственно на хребет г.Смотрич, но это всего каких-то 500м.
Ну очень красивые камни
Напоминает морду собаки-робота
P_I (19)
Еще чуть чуть...
Скалы на Смотриче
Просто горы...
Последний рывок
Снизу кажется что не очень круто
И вот мы на хребте Смотрича, приблизительно в том месте, куда дошли в прошлый раз только с другой стороны, и глаза наши округляются от увиденного.
Хребет Смотрича далеко впереди видно гору Поп Иван. Нам туда.
Здесь прохладно а внизу лето
Во первых мы еще раз убеждаемся в правильности принятого в прошлый раз решения не идти дальше и еще понимаем, что когда гуцулы говорят "тут рядом", то это значит не менее 5км. Да, от сюда действительно видно вершину Поп Иван и даже можно разглядеть (в хорошую погоду) само здание обсерватории, но идти нужно еще километров 5-7, а это еще примерно столько же сколько мы уже прошли за 2 с половиной часа. Но теперь цель видно и возвращаться мы не намерены, так что вперед. Кстати здесь работает мобильный оператор Киев-Стар и мы смогли пообщаться с оставшимися в лагере.
Впереди обсерватория
Черногорский хребет прямо по кусу. Говерла направо.
Последние сотни метров даются нелегко
Пограничные столбы. И еще колючая проволока.

Часика через два мы подошли к обсерватории. Последние 300-400 метров уклон более крутой, но думаю, что можно было бы подняться даже на горном велосипеде.По этому пути когда-то лошадьми возили камни для строительства, хотя, повторюсь, с другой стороны горы есть более пологий спуск, где местами обнаруживается дорога по которой тоже возили строй-материалы и оборудование, а также персонал. По ней пару лет назад к обсерватории даже поднялась "Нива" и какой-то джипп, а недавно грузовиком был доставлен строй-материал и построена капличка возле обсерватории.
Польская обсерватория. Белый слон.
Указатель высоты вершины.
Вид черногорского хребта с Попа Ивана
Обсерватория на горе Поп Иван со стороны парадного вьезда
P_I (36)
Башня телескопа

Конечно время и толпы туристов сделали свое дело. От обсерватории остались одни стены и кучи мусора, но тем не менее выглядит она очень величественно, особенно когда понимаешь как все это сюда доставлялось в 36-37гг.На некоторых окнах сохранились решетки, в котельной стоит котел. Видимо из-за его веса его не смогли утащить на металлолом. Валяется блок от двухцилиндрового дизеля, тоже очень тяжелый, а также куча труб от коммуникаций.
  Ветер здесь, наверное, постоянный и поэтому нам очень пригодилась наша теплая одежда. Выпили шампанского, сфотографировались и назад в низ.
Чугунный блок двигателя в кадре
P_I (40)
Поп Иван до свидания
Кстати кроме нас было еще несколько групп туристов, но они в основном поднимались с другой стороны горы по дороге из села Шибэнэ.
   Спуск вниз занял около трех часов и к восьми вечера мы были в лагере уставшие но довольные.А тут нас уже ждал праздничный ужин с шашлычком и пивко. На следующий день мы уехали домой с чувством победы и уставшими ногами. Думаю километров 25 по горам мы намотали, но это мелочь по сравнению с полученным удовольствием. И чтоб укрепить это чувство через три месяца мы опять повторили этот путь, прихватив новых желающих с пятилетним ребенком, который сам прошел всю дорогу. Кстати летом поедем опять, чего и другим желаю. Едьте,не пожалеете.