Певек - прииск Южный - прииск Комсомольский - прииск Промежуточный - р. Паляваам - гмс Глубокая - р. Пустынная - р. Уттыкин - исток р. Большой Пыкарваам - исток р. Большая Осиновая - р. Талягрыткин (Куульвегыргын) - дорбаза Осиновская - радиалы на место падения Ту-16, пер. Солдатский, вниз по Талягрыткину, восхождение на гору Блохина, возвращение по тому же маршруту, суммарно около 1000 км.

"Нормальные герои всегда идут в обход и чем нормальнее герой, тем обход забористей." - такой ответ я придумал на первую часть маршрута. Говорил: "В Певек!", а двигался в противоположную. По времени за которое вопрошающий соображал это обстоятельство, легко определялось его состояние. Правда, сторонников принципа "Трезвый в тундре не водитель!", заготовкой не возьмёшь, но они компенсируют потерю времени щедростью предложений.
В день отъезда (7 августа) мой дом усыпали промышленные альпинисты и крышекройщики, вскрывшие её аккурат перед прогнозным дождём и порядком задержавшие выезд.
В час отъезда (6 вечера) промальп мне сделал ручкой, собаки оценив загруженность от эскорт-услуг отказались. Вероятно их испугала байдарка на багажнике (поход изначально задумывался как полуводный).
Встречных было мало, да и ветер дул в нужном направлении, избавляя от глотания пыли и манёвров по полотну, а оно близ города осыпано вовсе не щебнем, а глыбнем: Чаунские дорожники вступили в преступный сговор с производителями покрышек.
Погода комаров не радовала ни ветром ни температурой, то есть для первого (доразгрузочного) дня была идеальной. На 16км трассы известном также как "21-й" ибо когда-то их считали прямо от причала, а не границы города, не стал тормозить ввиду излишне цивилизованно выглядящей базы псевдоканадской золотогребущей компании: от работы на иностранцев у туземцев такой снобизм заводится!(по всему шарику и я не про чукчей).
Дотянул до "26-го" и зашёл к артельскому сторожу выпить чайку. Последующие полтора часа слушал монолог о приключениях его нездоровья. Обычно такие разговоры легко прерываются вопросом:
"-Так где ты хочешь, что бы мы тебя похоронили?"- но ему тут ещё одному и долго сидеть. Подъём вернул мне сосредоточение на пути, а открытая гостиница энергетиков на Южном и вовсе порадовала напоминанием о временах незакрывающихся дверей. Впрочем, выяснилось, что тут был сторож с участка Умкрыннет, которого почти достал белый медведь (70км от берега!) и ему пришлось спалить свой балок. На огонь зверь смотреть любил( а кто не любит?) и под огонь попало ещё три. Чукча спасся на металлической будке, а WWF и прочим артель про этот случай не сообщила - наедут, знаете ли, нарушения какие-нибудь найдут
Ночью у меня спустила камера, пока менял пошёл дождь и день мы провели в обсуждении самой что ни на есть околооружейной тематики и способах самообороны от белых медведей. Сошлись на том, что страшнее группа подростков медвежьего вида, когда один в дверь, другой в окно, третий уже на крыше, то и два промысловика могут растеряться.
"-Ну, может они бражничали..."- внушаюсь на дальнейший путь.

Старт с прииска Южного имеет то несомненное преимущество, что виден Журавлиный перевал и вся дорога до него. Первые два километра под гору пробуждают встречным ветерком, подъём полог и если бы не два ручья, можно было бы и вытянуть. Как всегда на перевале облизываюсь на поперечные пути, один из них идёт по осевой отрога Ичувеемского хребта на прииск Юбилейный, другой на старую дорогу, до сих пор на большинстве карт именно она и отрисована.
Когда на руле шестидесятилитровый велорюкзак, а на багажнике девяностолитровый с байдаркой спуск заметно удлиняется и ручки устают жечь тормозные колодки. Не дотянув до Быстрого, съезжаю в русло, кругом августовская ягодная тундра, а я сижу, пью зелёный чай, закусываю финиками и ножки сложил аки бедуинец - КрАз аж прибавляет ходу. И это он ещё не видел, что у меня голова обрита!
Комсомольский ! В артели как и положено в конце сезона народ как сваренный, море узбеков, которых срочно сокращают по велению федеральной митрационной.
"- Рахи сафед!"( Белого, т.е. счастливого, пути)- двусмысленно приветствую их по афгански (фарси), отыскиваю двух столичных геологов ревизующих старые данные на предмет обнаружения в них крупного рудного месторождения. Чудны дела твои демократия! Коммунисты когда переводили их на другой объект инженера до техника понижали на три месяца, пока не разберётся.
"-Может у вас теория новая или хотя бы методка?"- интересуюсь я, но они отнекиваются: просто заказ. К сожалению выясняется, что уезжают слишком рано и свои пробы отправить не удастся.
Поскольку старатели встают паталогически рано, перезжаю Ичувеем и горожу палатку болтая головой из стороны в сторону на предложения подвезти-подбросить. Почему-то никому не приходит в голову, что это может быть болгарское "Да!"- полжизни работаешь на крутизну репутации, полжизни она тебя как сивку об горку.