Пешеходная прогулка от села Лопьял (Кировская обл. Уржумский район) до с. Мари-Билямор в Марий Эл, с фотографированием местности.

великий русский художник Васнецов В.М. великий русский художник Васнецов В.М.
гравюра Троицкой церкви в Лопьяле гравюра Троицкой церкви в Лопьяле
Лопьяльская церковь вид с места стоянки Лопьяльская церковь вид с места стоянки
Троицкая церковь в Лопъяле-современное состояние. Троицкая церковь в Лопъяле-современное состояние.
Троицкая церковь в Лопъяле вид всего комплекса. Троицкая церковь в Лопъяле вид всего комплекса.
Под ветвями черемухи Под ветвями черемухи
Я и палатка Я и палатка
поле за лесом на правом берегу поле за лесом на правом берегу
белая гора- вид вблизи белая гора- вид вблизи
хмельник-заросли черемухи, яблонь, кстов малины и ХМЕЛЯ! хмельник-заросли черемухи, яблонь, кстов малины и ХМЕЛЯ!
Река Уржумка Река Уржумка
Хмель обвивает каждый ствол, стоящий в лесу Хмель обвивает каждый ствол, стоящий в лесу
   Здравствуйте все кто будет читать это краткое описание, пешей прогулки от села Лопьял, что в Кировской области, Уржумского района, до села Мари-Билямор расположенного на территории республики Марий Эл.
    Начну сие описание с краткой исторической справки. Вообще же, история Вятской земли и Уржумского района в частности, так богатых на различные события-полна пробелов. К сожалению подробных сведений о времени становления села Лопьял в наличии нет. Так, что выкладываю, ту информацию, которая имеется. Само село Лопьял, раскинулось на левом берегу реки Уржумка. Оно уже отмечено на карте 1796 года в составе Вятского наместничества, Уржумского уезда, в атласе Российской Империи.
    Архитектурной достопримечательностью села Лопьял без сомнения является Троицкая церковь. Которая построена по проекту архитектора Рослякова Ф.М. в стиле так называемого "вятского барокко".  В настоящее время церковь находится в плачевном состоянии, хотя и делаются потуги к её восстановлению.
   Также село Лопьял связанно с именем   великого русского художника Васнецова Виктора Михайловича 1848 г.р. который родился в данном селе. И где открыт музей его имени.
    На этом краткий экскурс в историю села закончу и перейду непосредственно к описанию места куда прибыл.
   ...Я не правильно рассчитал время для начала своего прибытия, и в связи с этим, долго добирался до села Лопьял. От Мари-Билямора, до конечного пункта, я добирался уже на такси, т.к. если бы пошел пешком, то пришел бы уже ночью..А погода вроде как обещала дождь. Водитель авто, провез меня чуть дальше Лопьяла, практически до пруда. Там я увидел, находящийся недалеко от дороги лесок и попросил его остановится.  Сойдя с дороги, по которой авто едут в Уржум и другие села и деревни, я двинулся в сторону увиденного мной леса, небольшой массив которого находится примерно в ста метрах от дороги. Обойдя лесок кругом, я выбрал место, для стоянки, близкое к берегу реки. В наступающих сумерках нашел и приготовил  место для ночевки, используя тесак, в качестве серп-скосил траву под палатку, которую поставил под раскидистыми ветвями черемухи, образовавшими нечто вроде арки.
    Уже затемно, не разжигая костра я залез в палатку, бухнулся в спальник и почти сразу уснул. Поздно ночью проснувшись от шума падающих капель дождя, на листья черемухи и полог палатки я с удовольствием и удовлетворением завернулся в теплый спальный мешок и проспал уже не просыпаясь до девяти утра...
   Утро следующего дня, встретило меня прохладным ветром и быстро бегущими по небу облаками. Половина наступившего дня была посвящена поиску сухого топлива для костра (предыдущим вечером из-за усталости и темноты не обеспокоился заготовкой сухостоя), и последующей готовке пищи. Во второй половине дня, я позволил себе сходить в село Лопъял, в магазин. В центре села, у Троицкой церкви, заканчивается асфальтированная дорога, которая соединяет, Лопьял, близ лежащее село Ашлань а также другие мелкие и большие населенные пункты с районным центром Уржумского района-городом Уржум. Эта единственная, асфальтированная дорога, проложена поверху дамбы пруда, живописно разлившегося между селами Лопьял и Ашлань. Из Лопьяла, асфальтированной дороги не проложено ни в один населенный пункт окружающий село. После визита в село, мной была предпринята прогулка по окрестностям с фотоаппаратом.
    Замечательна и неповторима красота места где расположилось село. Если подняться на правый-высокий, берег реки Уржумки, то с высоты откроется восхитительный вид на окрестности села. Практически до горизонта тянутся поля, окружающие Лопьял. От широты простора и его необъятности захватывает дух! Крупных лесных массивов по близости нет. Лесом порос только склон правого берега, на всем его протяжении. С данного склона, на плоскую часть, правого берега спускается грунтовая дорога,которая пересекает Уржумку по деревянному мосту с дощатым настилом.  Другое замечательное и обращающее на себя место (где я разбил стоянку), находится в 2-2,5 км. от Лопьяла, между дамбой пруда и рекой Уржумка. Это относительно небольшой (точных данных о размерах у меня нет) по своим размерам, лесок густо заросший: орешником, черемухой яблонями и кустами малины. Все это соединено между собой в единую, непроходимую зеленую стену...зарослями хмеля. Вьющиеся стебли которого, обвивают каждый ствол, каждый куст произрастающий в этом лесочке.  Со слов местных жителей, в селе Ашлань (расположенном  примерно в пяти км от Лопъяла), до революции 1917 года, проживал помещик который занимался пивоварением. В указанном селе у помещика было пивоваренное производство. И эти "плантации" хмеля соответственно давали ему необходимое для варки пива сырье. В последствии, после революции производство пива прекратилось. Помещения пивоваренного завода отдали под психиатрическую больницу. Посадки хмеля были заброшены, но не погибли а невероятно разрослись...
   В месте разбивки лагеря, русло реки изгибается, в сторону лесочка где расположился я со своим снаряжением. Берег практически по всей длине реки в пределах видимости и вплоть до Лопьяла, осыпавшийся. Целые пласты земли сползли в реку подмывающую берега, в связи с этим они обрывисты и круты. Для подхода к воде пологих спусков почти невозможно найти.  Течение реки относительно быстрое. На протяжении всего времени моего нахождения в данном живописном месте, можно было видеть занимающихся ловлей рыбы деревенских мужичков и подростков. Воду для готовки и  гигиенических  нужд я брал из реки. Кипятил в котелке и заваривал чай. Также использовал, для мытья кухонно-походных принадлежностей.
    К сожалению, у меня был ограниченный лимит времени и я не посетил место под названием "Белая гора". Конечно в прямом смысле это не гора, а местность на  правом берегу Уржумки в котором, по словам старожилов, был выход, на поверхность то ли известняка, то ли белой глины. Также хотелось произвести осмотр и фотографирование зданий психиатрической больницы (бывший помещичий пивзавод) в селе Ашлань. Но неотложные дела звали меня вернутся в Йошкар-Олу....
   Вторая ночь под сенью гостеприимного леса, прошла также под шум легкого дождика. Проснувшись в 6-ть, утра я не стал ни чего готовить, соорудил из пустой консервной банки "печурку" и на плитках сухого горючего вскипятил воду и заварил чай. Наступивший день вообще не порадовал-шел мелкий, нудный дождь. Все кругом было мокро. Согревшись и взбодрившись крепким, горячим чаем я стал готовится в обратный путь. Быстро свернул палатку собрал экипировку и отправился к остановке рейсового автобуса, на развилке дороги, расходящейся от развилки в Лопъял и в сторону дер. Унур. В 7ч. в Лопьял должен был приехать рейсовый автобус, на котором я рассчитывал добраться до дер.Унур, от куда у меня начинался пеший переход до села Мари-Билямор. Там я должен сесть на автобус и двигаться в сторону Мари-Турека. Все эти пункты плана были мной исполнены. И в 7ч. 30 мин. я уже двигался по раскисшей от дождя грунтовке, по околице дер. Унур, стремясь удержать равновесие и закончить свой спуск с возвышенности, где расположилась деревня, в вертикальном положении, а не в горизонтальном т.е. на "седалище". Из Унура, грунтовка буквально ныряет в овраг позади деревни и пересекая небольшую и не глубокую речку поднимается на противоположный, такой же крутой  склон оврага. Далее она тянется по полям до деревни Витля. Причем накатанные грунтовки в поле расходятся в разные стороны, и не видя из-за возвышенности местности саму деревню Витля, можно ошибочно пойти не в правильном направлении. Что со мной и произошло. На "перекрестке" полевых дорог я выбрал не то направление движения и практически стал оставлять Витлю по левую сторону. Хотя точно знал и помнил, что по "правильной" дороге я должен выйти к середине деревни, и к речке на берегу которой она стоит. Пришлось возвращаться к "перекрестку" и пойти другой дорогой. Как оказалось верной. Двигаясь по ней я вышел к Витле, пересек речку у деревенского пруда вброд, т.к. по дамбе пройти не было ни какой возможности, из-за сплошного месива из глины и камней.
    Выйдя за Витлю, я спросил дальнейшее направление у местных мужиков сидящих у большого ангара. Один из них махнул рукой в сторону поля, куда я и так направлялся, пояснив, что двигаясь в указанную сторону я попаду в М.Билямор.
    Но т.к. в указанную мужчиной сторону вели примерно две или три дороги, а точнее накатанных по лету направления, я пошел по  тому где были свежие следы автошин, полагая, что автомобиль приехал из М.Билямора, и следовал через Витлю. Двигаясь полем, я несколько раз встречал "полевые перекрестки" этих накатанных направлений. Всякий раз старался идти по следам шин, а также в сторону Билямора, крыши домов которого виднелись вдалеке...Но двигаться в сторону населенного пункта, даже и по накатанной дороге, это еще не значит идти по той дороге которая приведет в населенный пункт кратчайшим путем. Выяснил я это, упершись в лесок по среди поля, а наблюдаемые мной крыши М.Билямора остались от меня по правую руку. Таким образом я, двигаясь по следам от покрышек, отклонился от намеченного и нужного  направления, постепенно забирая на восток и сделал крюк примерно в три км. и вышел к уже несуществующей в настоящее время деревне Казанцево. Посмеявшись над собой, я опять повернулся лицом к Мари-Билямору  и  оставив Казанцево за спиной,  решительно пошагал  в ту сторону. Отметив про себя, что и следы неведомого авто, также тянутся по выбранной мной дороге...
   В итоге я вышел к М.Билямору в живописнейшем (по моему мнению) месте. Накатка огибала небольшой лесок который поднимался со дна оврага, и выводила на склон  высотки господствующей над речкой, и Мари-Биляморским прудом. Сама вершина высотки практически голая, не заросшая не то, что деревьями но и даже высокой травой. Что за растительность покрывает высотку и её вершину я не знаю и не выяснял. Привлек её красноватый окрас. Под ногами сквозь верхний слой земли, повсеместно проступали крупные и мелкие обломки известняка. Я сделал несколько фотоснимков, при чем заметил и сфотографировал машину застрявшую в колее на дороге идущей через пруд по дамбе.  Предвкушая дать скорый отдых своим натруженным ногам и возможность скинуть себя семнадцати килограммовый рюкзак я потопал вниз по склону...
   Преодолевая расстояние до Мари-Билямора по дамбе, я вволю помесил грязь уже и так насквозь промокшими "берцами". Потом, дошел до крайних домов и там уже сошел с грязного месива на более менее сухую тропку. По сторонам потянулись разрушенные временем и бесхозностью (а возможно и безалаберностью) помещения свинарников и коровников от некоторых остались только остовы-все это признаки современности в нашем сельхоз-хозяйстве...к сожалению.
   Мой путь по улицам Мари-Билямора закончился перед крепко накрепко заколоченными окнами и висячим замком на местной авто-станции. Рядом на асфальтированной площадке, возвышался штабель бревен, где я и расположился, в ожидании рейсового автобуса до Мари-Турека, сбросив рюкзак и  с удовольствием вытянув ноги.
   Подводя итог этой прогулки я могу сказать, что все пункты которые я наметил, для себя к исполнению в этом мини походе, я выполнил. Попутно был проведен тест рюкзака, который брал с собой, вывод-в следующий раз его в дальнюю поездку брать не буду. Пока, что мой старый армейский вещмешок (привезенный с срочной службы) держит пальму первенства, по соотношению удобства и качества в походе рассчитанном на несколько дней, с ограниченным снаряжением. Тут же на бревнах, решил, что вернусь в эти края обязательно...И начну свой пеший маршрут с Казанцево. До встречи уважаемые читатели! Желаю всем легкой дороги!