республика Адыгея / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Западный Кавказ и побережье Черного моря

26 апреля - 10 мая 2009 г.
 

ОТЧЕТ

о спортивном велопоходе третьей категории сложности по Западному Кавказу и черноморскому побережью, совершенном группой туристов Приволжского федерального округа г. Ижевска в количестве пяти человек.
в период с 26 апреля по 10 мая 2009 года.

по маршруту: Белореченский – Майкоп - Каменомостский – пер. Азишский (1700) – плато Лаганаки – пер.Майкопский (2100) – Водопадный – пер. Чигурсана– пер. Черкесский (1832)– Бабак Аул – Дагомыс – Туапсе – Джубга – Геленджик – Новороссийск – Абрау-Дюрсо – мал. Утриш – Анапа – Витезевская коса – Бугазская коса – Тамань – Темрюк – Краснодар.


книжка № 5/09 рассмотрена в Ижевской туристско-спортивной МКК.
Руководитель группы П.Н.Иванов
г. Ижевск, ул. 9 Января, д. 191, кв. 127, телефон 8(3412) 40-29-32

















Маршрутная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю. Маршрут имеет третью категорию сложности.

Председатель МКК: Радионова Н.А.
Отчет использовать в библиотеке


Содержание

Справочные сведения о походе
Район похода 3
Идея похода 3
Нитка маршрута 3
Подъезд и отъезд 3
Аварийные выходы с маршрута 3
Изменения маршрута 3
Сведения об участниках похода 3
График движения и техническое описание 4
Высотный профиль маршрута 4
График движения 5
Описание прохождения маршрута по дням 6
Определяющие препятствия на маршруте 32
Суммарная оценка категории сложности маршрута 32
Выводы и рекомендации 35
Графическое изображение маршрута 36


Справочные сведения о походе
Район похода:
Южный федеральный округ: республика Адыгея, Краснодарский край.
Идея похода
Плато Лага-Наки одно из красивейших мест Западного Кавказа, данный маршрут не нов, но мы пошли по нему не в традиционное летнее время, когда по нему ходят все, а в межсезонье чем усложнили себе задачу, Так же всегда хотелось проехать на велосипеде все черноморское побережье России, побывать на Таманском полуострове и посмотреть грязевые вулканы.
Нитка маршрута
Белореченский – Майкоп – Каменомостский – пер. Азишский (1700) – плато Лага-Наки (2200) – пер.Майкопский (2100) – Водопадный – пер. Чигурсана – пер. Черкесский (1832) – Бабак Аул – Дагомыс – Туапсе – Джубга – Геленджик – Новороссийск – Абрау-Дюрсо – мал. Утриш – Анапа – Витезевская коса – Бугазская коса – Тамань – Темрюк – Краснодар.
Подъезд и отъезд
К месту начала похода, в Белореченский , группа прибыла поездом. По окончании похода из Краснодара группа так же убыла поездом.
Аварийные выходы с маршрута
Маршрут и график были составлены так, что участники подошли к наиболее сложной части маршрута без спешки и хорошо подготовленными. Это способствовало успешному прохождению сложных участков маршрута. Были предусмотрены изменения в маршруте на случай невозможности продвижения вдоль побережья черного моря на участке Абрау-Дюрсо – Анапа из-за состояния дорог в это время года. Был запасной вариант прохождения участка Витязевской и Бугазской косы, вместо прохождения этих препятствий в случаей его непроходимости из-за сильного отставания от графика можно было бы проехать асфальтовой дорогой вдоль Витязевского и Кизилташского лиманов от Витязево до Тамани. Аварийный вариант выхода был возможен с любой точки маршрута, т. к. преодоление сложных перевалов чередовались со спуском в долины, где везде имелись дороги.
Изменения маршрута
Мы прошли маршрут с 1 изменением. Участок от мал. Утриша до Сукко прошли по грунтовой дороге в обход г. Кобыла вместо того, чтобы идти по гальке вдоль берега моря.
Сведения об участниках похода

№ п. п. Фамилия, имя,
отчество Год рожде-ния Место работы (полное наименование, должность телефон) Домашний адрес, телефон
Туристическая подготовка Обязанности в группе
1 Иванов Павел
Николаевич 1982 ГУПУР
Ижевский Полиграф Комбинат, начальник формного цеха г.Ижевск, 9 января 191-127
89199012173 1-Южный Урал-Р, 1-Средний Урал –У, 2-Алтай –Р, 2-Западнвй кавказ – Р. Руководитель, фотограф,
2 Иванов Александр Николаевич 1978 п. Италмас, Совхоз Восточный, электрик пос. Италмас д.17-13
89199129703 1-Южный Урал-У, 1-Удмуртия-Р, 1-Ужный урал-У, 2-зап. Кавказ - У механик, медик
3 Пониткин Илья Львович 1979 ДООО ИРЗ, начальник планового бюро г.Ижевск ул. Советская 34а-8
89043116804 1-Кавказ (г. Амуко)-У, 1-Удмуртия –У, 2-Зап. Кавказ-У Завхоз,
механик,
4 Рубанов Михаил Иванович 1979 ООО Профиль мастер, зам. Дир. г.Ижевск ул. Петрова 14-115
89127411158 1-Удмуртия - У Механик
5 Кочнев Дмитрий Васильевич 1968 ИП Кочнев Д.В. г.Ижевск ул. Карла-Либкнехта 26-110
89128520680 1-Удмуртия-У, 1-Южный Урал – У. Хронометрист

График движения и техническое описание
Высотный профиль маршрута
контрольная точка дальность, км высота, м
белореченское 0 340
даховская 83 440
перевал азишский 116 1700
плато лаганаки 133,5 2230
перевал майкопский 135,5 2100
после спуска с майкопского 138,5 1270
водопадный 143,5 1400
лунная поляна 152,5 1750
перевал черкесский 154,5 1832
бабак аул 182,5 750
салах аул 212,5 200
дагомыс 270,5 0



График движения

Дни пути Дата Участок пути Протяжё-нность (км) Препятствия Метеоусловия
1 26.04.2009 Белореченское - мост возле п. Даховское 83 ясно +15-20°С
2 27.04.2009 мост возле п. Даховское - пер. Азишский 33 пер. Азишский ясно +15-20°С
3 28.04.2009 пер. Азишский - оз. Псено-Дах 17,5 подьем на плато, пересечение плото До 13-00 ясно, затем облачно, к вечеру метель
4 29.04.2009 оз. Псено-Дах - 2 км. за пер.майкопский 7 спуск с пер. майкопский утром метель, дождь, к вечеру облачно +10-13°С
5 30.04.2009 2 км. за пер.майкопский - лунная поляна 13,5 подьем на лунную поляну (пер. Чугурсана). с утра облачно, после обеда затяжной дождь, вечером метель
6 01.05.2009 лунная поляна - 6 км от Бабак Аула 10 спуск с пер. черкесский, траверс вдоль хребта утром моросящий дождь, туман, после обеда облачно с проблесками солнца
7 02.05.2009 6 км от Бабак Аула - Дагомыс 58 с утра пасмурно, к вечеру облачно, +8-12°С
8 03.05.2009 Дагомыс - Новомихайловское 56 Утром дождь t до + 10°, к вечеру облачно до +15°
9 04.05.2009 Новомихайловское - с. Возрождение 86 переменная облачность +13-18°С
10 05.05.2009 с. Возрождение - база Спутник 83,7 переменная облачность, временами моросящий дождь +10-15°С
11 06.05.2009 база Спутник - Витязево 67 подьем на г. Кобыла, вдоль ур. Казеный бугор переменная облачность, боковой ветер, +7-15°С
12 07.05.2009 Витязево - Приморский 53 песчаная коса 35км утром дождь, к вечеру облачно 10-15°С
13 08.05.2009 Приморский - Славянск-на-кубани 119 утром дождь, к вечеру облачно 10-15°С
14 09.05.2009 Славянск-на-кубани - Елизоветинская 70 солнечно, местами дожди, t +12-17°С
15 10.05.2009 елизоветинская - краснодар 30 солнечно, местами дожди, t +12-17°С
Итого: 786.7 км.

Описание прохождения маршрута по дням

Время везде указанно Московское
Велосипеды (тип тормозов):
Павел – Corratec SO3 (диск. гидр.)
Александр – FORMAT (V-brake)
Илья – GT Avalanche 2.0 (диск. мех.)
Миша – GT Avalanche 2.0 (V-brake)
Дима – Jamis Durango 1 (диск. мех.)

26.04.09 день 1. Воскресение.

Старт Финиш Прошли, км
13-00 23-00 83

Дорога: Отличный асфальт. К вечеру начались короткие горные подъемы/спуски характерные траверсные изгибы дороги.
Погода: Ясно, солнечно
Связь: Любая на выбор. Дима подключился к МТС.
Поломки: "Тормозил" велосипед у Паши.

Описание: Приезд в Туапсе в 6-30. Пересадка на электричку на этом же вокзале до Белореченского. Сборка велосипедов на станции (1,5 часа). Обед в получасе езды от Белоренского на заболоченной речке в 13-40.
Майкоп. Остановились на центральной площади, народ гуляет, южная красота и мода весьма специфичны. На центральной площади отметились на почте. Дальше как втопили, видимо в поезде засиделись. Проехали в сумерках стоянку древнего человека и еще какие-то красивые места. Я сильно отставал: был слегка погнут тормозной диск, который задевал колодки и сильно мешал мне ехать, да и резина стоявшая на велосипеде не предназначена для езды по асфальту.
Отставшие (Илья и Я) догнали передовых только в 23:00 в условленной точке, чуть не проскочили в темноте (мост возле п. Даховское). Молодежь тусуется и гоняет на тачках. Красивая горная ночная трасса, чистый Джеймс Бонд. Ужин у реки.
Выводы:
1) Отстающих не бросать!
2) Да проехали много – хорошо; но мы ведь не в гонках приехали участвовать – хотелось бы и места красивые посмотреть/пофоткать.
3) “Лосей” вперед летящих надо как-то образумливать.

Фото 1 дорога на Майкоп, Фото2 центральная площадь Майкопа
27.04.08. день 2. Понедельник

Старт Финиш Прошли, км
9-00 19-00 33

Дорога: Асфальт, длинные подъемы/спуски.
Погода: Ясно, солнечно
Связь: МТС.
Поломки: Шатается левый шатун у Миши, хоть он и менял всю систему на менее убитую. Фиксатор резьбы и шайба из гвоздя – вроде прижали; но потом еще неоднократно подтягивали (см. выводы).

Описание: Подъем в 7-00. Сегодня нам предстоит пройти около 30 км, поднявшись на перевал Азишский и встать перед плато Лаго-Наки. Позавтракав, посмотрели мой велосипед, немного отрегулировав заднюю втулку и отрегулировав гидр. тормоза мы двинулись в путь. Через 17 километров пути, на высоте 1200 м, у родника, мы устроили легкий обед (салат из черемши, картофельн. пюре, проезжающие мимо местные угостили нас куличами – был родительский день). Далее по дороге встретили местных торговцев, продающих различные орехи, местный сыр, различные кувшины и т.д. Мы купили адыгейский деревенский сыр. Фото с оружием. У Миши разболтался левый шатун. Через каждые 3 км прокат лошадей, продажа меда.
В пяти километрах от перевала Азишский находится Большая Азишская пещера, которую мы и посетили за полцены: 75 руб/чел (все благоустроено: лесенки, освещение). В обшей сложности, мы пробыли у пещеры около 2,5 часов. Пили эвкалиптовый травяной чай с медом там же в кафе. Лавочки для туристов: мед, чай, сувениры.
Проехав перевал, добрались до базы МЧС, где и зарегистрировались. Там же узнали, что сегодня до нас прошла пешая группа с г. Воткинск. Поднялись на высоту 1770м, здесь дорога утонула в снегу. Проехать можно только на буране или пешком. Заночевали на асфальте у обрыва, немного не доходя до вагончика лесников (ездят на снегоходах – попросили подвинуться с дороги), в последнем лесу перед плато. Летом у лесников можно купить пропуск в заповедник, нынче цена 1 человеко-день 100р. В зимне-весеннее время пропуска можно купить только в Майкопе или Сочи. О пропусках стоит позаботится заблаговременно. Если поймают лесники без справок - административный штраф до 2000 тысяч рублей с человека. Ужин: Вместо воды топим снег. Наконец-то долгожданные горы! Завтра предстоит тяжелый день. Общий набор высоты за день 1500 м.

Выводы:
1) Новые или вновь поставленные (типа б/у) запчасти перед походом надо прикатать и проверить на наличие дефектов (см. поломки).
2) Гидравлические дисковые тормоза это конечно круто – но их надо уметь обслуживать/регулировать.


Фото 3 У Большой Азишской пещеры, Фото 4 Гостиница напротив базы МЧС

28.04.09 день 3. Вторник

Старт Финиш Прошли, км
7-45 18-30 17,5

Дорога: Снег до 10-00 еще плотный не проваливающийся, после приходится тропить по таящему снегу; местами проталины с прошлогодней травкой.
Погода: Ясно, солнечно, тепло, вечером погода ухудшилась до сильного ветра
Связь: Нет.
Поломки: 2 падения.

Описание: Сегодня встали в 6-00, чтобы пройти как можно больше по твердому снегу пока он не подтаял. Хотя мы планировали увидеть на плато зеленеющую траву, вышло все не совсем так. В этом году по рассказам местных весна пришла очень поздно, поэтому на плато стоял снег. Позавтракав, мы двинулись в путь. Сегодня мы должны пройти около 15км. до оз. Псено-Дах.
Выход на само плато идет по грунтовой дороге, полузасыпанной снегом, примерно около 2 км. Дальше начинается подъем на пер. Абадзешский (44°01,823’(шир.) 40°00,067’(дол.)). Пытаемся иногда ехать по дороге и твердому насту, иногда приходится идти только пешком. Дорога по плато идет то вверх по вниз. На одном из спусков, по которому мы решили спуститься на велосипедах, упал Миша и “побрил" щеку об снег, отделался легким испугом. В 9-45, пройдя 6,38 км. мы вышли на поляну, справа от нас стояла г. Абадзеш 2369 м. на лево вела тропа на пер. Гузерипльский, а наш путь лежал прямо.
Стояла солнечная погода мы решили остановится и перекусить. Эвкалиптовый чай с настоящим копченым адыгейским сыром и перекусы – это был наш обед. Там же нас догнала пешая группа из г. Воткинск. Они направлялись на г. Фишт, через Фишт-Оштенский перевал. В первых числах мая там проходит “Фиштакиада”. На плато фантастические виды: вереница велосипедистов по снегу, на фоне заснеженных вершин. Стало жарко – разделись. Обтирались снегом, даже в снежки играли. К обеду снег подтаял, приходится тропить тропу. Велосипеды проваливаются в снег сантиметров на десять. После череды пеших подъемов/спусков по снегу под палящим солнцем мы вышли к реке Цица, пройдя уже 15 км. На спуске "верхом" по недавно оттаявшей каменистой тропе Илья упал коленом на спицы переднего колеса: ушиб колено, спицы целы. Перебрались через реку. Начался очень тяжелый подъем по поросшим травой кочкам, тропу потеряли. Перекусы. Очень вымотались, но высоту взяли – заночевали прямо на против Фишт-Оштенского перевала, на траве, на лобном месте (сил идти дальше или спуститься обратно в более удобное место просто НЕТ) высота 2100 м. Озеро Псено-Дах не видно, засыпано снегом. Дальше по маршруту лежат очень неприветливые снега, к вечеру погода испортилась, начался снег и сильный ветер. Кстати, начали стелить под палатки чехлы от велосипедов. А двух толстенных ковриков Миши и Димы отлично хватает одну трехместную палатку, а тонкий коврик Ильи, Дима постоянно подкладывал с боковой стенки – для утепления.
Ужин на примусе в палатке. Димин коньяк. И какой бес дернул штурмана поднять тост за экстрим на завтра!?

Выводы:
4) Тосты за экстрим не поднимать!
5) Велобахилы (Пик-99) для хождения по снегу и камням пешком не пригодны – в носочную часть забивается снег с боков и все мокнет. Носок проскальзывает, сильно истирается и рвется особенно по камням и когда «зарубаешся» в снег. Но если носок подогнуть кверху – то получаются нормальные «фонарики».

Фото 5 выход на плато Лаго-Наки, Фото 6 пер. Абадзешский, Фото 7 Где-то на плато, Фото 8 Вид на гл. Кавказкий хребет

Фото 9 Вид на г. Пшеха-Су, Фото 10 спуск к реке Цица, Фото 11 подъем от реки Цица в направлении г.Оштен, Фото 12 пер. Фишт-Оштенский.
29.04.09 день 4. Среда

Старт Финиш Прошли, км
10-00 17-30 7

Маршрут: оз. Псено-Дах, пер. Майкопский, дорога.
Дорога: Мокрый снег, приходится постоянно тропить, проваливающийся, после спуска с пер. Майкопский тропа выходит на хорошую грунтовую дорогу, ведущую на пр. Водопадный.
Погода: Утром и днем мокрый снег, ветер, дождь, туман. Вечером прояснилось, но иногда небольшой дождь. Прохладно.
Связь: Связь только мегафон, и то только на грунтовке.
Поломки: вмятина на раме у Паши от прилетевшего сверху камня (рама выдержала – отремонтировать невозможно, на ходовые качества никак не влияет – просто радует глаз), и т.д. (см. абзац "Потери").
Описание: Утро выдалось очень неприветливое. Проснулись под звуки падающего на палатку и скатывающегося с нее снега. Подвиг оператора: Саша вылез первым в эту хмурь и заснял на видео трепещущие на ветру палаточки и засыпанные снегом обледенелые велосипеды. Кругом снег и вьюга. Готовим завтрак на примусе, не выходя из палатки. Зря вкопали примус для устойчивости – пока горел, вмерз (пока горит остывает – вот такой принцип действия). Дима на примусе в палатке сушил свои ботинки. И кто-то там вчера хотел экстрима?
Сегодня группа должна дойти до пер. Черкесский, чтобы взять его с утра следующего дня. Маршрут проходит через пр. Водопадный, западному склону Фишта, лунную поляну.
Собрались, закутались по уши и пошли. Снег, тропим гуськом. Находим столбики с разметкой, торчащие из под снега, но видимость плохая – только дойдя до очередного столбика "коллективным зрением" засекаем следующий. Утром видимость 100 метров – к обеду постепенно прояснилось.
К перевалу мы подошли к 11-30. Начался спуск с перевала Майкопский. Метки кончились на седловине перевала (если они и были дальше, то мы их не нашли) – по рельефу нам вроде вниз, спуск нормальный, решаем спускаться. Вид отличный, настроение тоже: внизу лес, видно дорогу – рукой подать! Но плавный снежный спуск (10-15°) перешел в каменисто-снежно-травянистое ущелье – начался настоящий экстрим. Вот чего мы не ждали так вот такого спуска, ни в одном отчете не указан какой спуск на этом перевале, летом с рюкзаком здесь наверно и ходят, но лучше в это время года обходить этот перевал стороной, особенно велосипедистам.
Сначала были предположения, что это и есть «Веселый спуск», через час поняли, что – нет.
Спустившись метров 400 вниз по перевалу по 15-20% склону, назад возвращаться желания не было никакого, но по мере спуска оно увеличивалось с каждым шагом. Было принято решение отцепить велорюкзаки и упаковать их в велочехлы с длинными ухватистыми ручками – очень удобно! Начался уклон 45-60°, с одним вертикальным участком длиной метров 20. Вертикальный спуск преодолевали несколько часов, в три этапа, отдельно на веревке спускали рюкзаки и велосипеды перецепляя на каждом этапе (веревка 1 и оказалась короткой) Ущелье изгибалось: те кто был на первом этапе не видели тех кто на третьем. Потом спустились сами – виртуозно используя скалолазные навыки и свисающие корни кустов, по мокрым то камушкам.
На 4-ом участке, уклон 30-40°, сыпуха тоже не давала расслабиться: спускаешься сначала с велом, потом на 200 метров обратно вверх за рюкзаком. На первых трех этапах то и дело звучала команда "Камни!": пока спускались сами, вещи внизу и те, кто уже спустился, подвергались периодической бомбардировке.
Потери:
• новая рама у Паши вмиг стала боевой - возле рулевой колонки вмятина 3?5см;
• у Паши при спуске вырвали трос блокировки руля (remout lockout) – отремонтировали сразу внизу (решили его велик попробовать спустить на веревке рулем вперед – переднее колесо уперлось и вывернуло руль вместе с этим тросиком.
• прямым попаданием разбиты пластиковая тарелка и термос Димы (выяснилось на ужине – питался он потом из своей же здоровенной кружки, через 3 дня в городе купил тарелку).
• Илье вообще повезло больше всех: велосипед съехал 50 метров по снегу верхом на Диме пока тот судорожно зарубаясь, пытался остановиться – без последствий, а рюкзак кубарем просто укатился на 200м по камням, зацепился за кусты – дыра на боку, но внутри все цело.
Короче подустали парни – все валилось из рук.
Внизу прицепили рюкзаки к велосипедам и продолжили спуск пешком по крутой заброшенной дороге, оставшейся от трелевочника, через лес (мощный ручей зачем-то тоже выбрал её для спуска с гор). У Ильи: щитки были близко расположены к колесу – забивались грязью из ручья через каждые 10 метров, особенно заднее быстро блокировалось (тащить вел с заблокированными колесами, даже под гору, очень тяжело) – вычищал палочкой, ладно спуск был недолгим. С V-брейками наверно плохо: грязь налипает, а если расцепишь то нечем тормозить на спуске даже когда не на велосипеде).
К 17-30 вышли на отличную широкую грунтовую дорогу, ведущую налево к Водопадному. Встали на просушку и ночевку через 400 метров у следующего ручья на высоте 1270м. Отличный ужин. Нормально высушить все не давал периодически накрапывающий дождик. Илья зашил чехол велосипеда.

Выводы:
1) Есть тропа – иди по меткам; потерял метки – ищи пока не найдешь потому что в горах по азимуту даже вертолеты не ходят! И зачастую тропа это не только самый удобный маршрут, но и порой единственно возможный.
2) Если ломает брать с собой полноценную веревку, то должен быть хотя бы хороший репшнур на 4мм (длинный! 30-50 метров, он тонкий, легкий, компактный и дешевый).
3) Должен быть БОЛЬШОЙ зазор между щитками и колесом для налипшей грязи, снега (если нет, то щитки должны легко сниматься).
4) Велики с наклонного обрыва на веревке надо спускать, зацепив за руль, задним колесом вперед (см. абзац "потери").
5) Дисковые тормоза – это самое то! Даже когда спускаешься пешком (особенно если крутой угол и бездорожье).

:
Фото 13, Фото 14 Угрюмое утро 4-го дня

Фото 15,16,17,18,19,20 Спуск с пер. Майкопский

Фото 21 пер. Майкопский вид с низу.
30.04.09 день 5. Четверг

Старт Финиш Прошли, км
9-00 13,5

Маршрут: пр. Водопадный, пер. Чугурсана, лунная поляна
Дорога: Колеи в снегу от трактора (дорога на Водопадный). Потом по целине глубокий снег, выше щиколотки. Местами земля с травой и камнями. Верхом проехали только пару километров с утра.
Погода: Пасмурно, с обеда дождь, град
Связь: Нет. На Лунной поляне есть (скорее всего популярный местный Мегафон).
Поломки: Нет.

Описание: Начиная с этого дня, началась “болезнь”: кто-нибудь обязательно оставлял ботинки на ночь у костра, чтоб досушились – и получал утром замоченные ночным или утренним дождиком сырые ботинки.
Проснувшись в 7-00 и позавтракав, мы отправились дальше по маршруту. Сегодня нам предстояло дойти до Солах-Аула, дорога наша пройдет через приют Водопадный, западный склон Фишта, пер. Черкесский и такой пугающий “Веселый спуск”. Проехавший вчера местный житель сообщил нам, что до Водопадного нам осталось километров пять. Шикарная сухая грунтовка кончилась через пару километров, слегка набрав высоту. Дальше дорога засыпана снегом. Идем пешком по широкой колее в снегу от тракторов и грузовиков. Оставили внизу пару застрявших авто – помогать не стали – какой-то трактор уже был рядом. Остановились пофотографировать на одном живописном повороте – там у дороги даже столы стояли. За нами увязались парни из машины, а затем и обогнали пешком с рюкзачками. Дорога была местами оттаявшая, пару раз съехали с горы (метров по 200). Видны следы тракторов – трасса местами расчищена от снега. Квадроцикл стоял без присмотра у обочины и куча канистр рядом (соляру для трактора так возят что ли?).
К 12-00 вышли к пр. Водопадный. Ни какого приюта здесь уже и в помине нет, стоят только пару домов частных, и ни кого к себе не пускают. Пошел дождь – очень некстати – нам перевал сейчас брать, да и пофоткать водопады толком не удалось. Так как весна сюда еще толком не дошла, знаменитый 200 м водопад выглядел довольно уныло, да и еще и в дождь. Остановившись в догнивающем, наполовину растащенном вагончике, мы разговорились с укрывшимися там молодыми людьми, которые нас обогнали по пути сюда. Они нам объяснили примерную дорогу и посоветовали обойти стороной "дачу В.В.Путина" во избежание неприятностей с охраной.
Перекусив, мы начали штурмовать перевал. Глубокий проваливающийся снег и угол подъема 45°. Я перевесить рюкзак за спину. Пересекли недавний медвежий след, уходящий направо. Вот это был штурм! Забрались! А вот и нет! Добрались до большого камня стоящего особняком, передохнули, выжали сырые носки. Наверху оказалось, что подъем состоит из двух участков, разделенных хребтом поперек (он даже виден на карте) – вторая часть подъема была уже не такая крутая. Первый километр от Водопадного прошли за 2 часа – 0,5 км/ч, это был штурм перевала по снегу.
Обходим Фишт. Гора уходящая на 1 км вертикально вверх производит впечатление! (, высота г.Фишт 2867м). Там наверху нетающие ледники. Фантастика! Сверху находим метки (столбики с горизонтальными полосами "белая красная белая"). По дороге устраиваем перекусы. Метров 500 идем по оттаявшей тропе. Снова начались глубокие снега – тропим. Особо наклонные участки проходим по одному или идем с интервалом 10м. Там где теряем разметку идем траверсом, чтоб не терять высоту (с какими боями мы её набирали). Вдалеке виднеется дача В.В. Путина.
Дошли до сваленных в кучу огромных оцинкованных труб, Похоже - это недоделки или остатки оборудования недавно построенной горнолыжной трассы. Перевалив очередной рисковый гребень (Дима отважный первопроходец, даже фото есть, как он перекидывает ногу туда за снежную кромку и первым видит то, чего еще не видим мы). Видим внизу "Дачу путина". Шикарнейший 4-х этажный отель с 2-мя вертолетными площадками и 3-мя горнолыжными трассами. Кодовое название объекта "Лунная поляна". Начинается пурга. Оставляя его внизу, справа, прёмся через снега, пересекая горнолыжные трассы одну за другой (трассы отлично подготовлены так, что хоть сейчас катайся). Разметка туристической трассы теряется (может быть из-за горнолыжных очень похожих столбиков).
Дальше начинается цирк. Сквозь стремительно усиливающуюся метель видим фигурку, идущую к нам от гостиницы, но не останавливаемся, предчувствуя худшее. На пересечении третьей горнолыжки из пурги на нас выбегает молодой охранник: на спине серой куртки надпись " Милиция ", на ногах летние туфли, а в глазах немое непонимание происходящего – еще бы, их сюда на вертолетах закидывают. Он транслирует нам вопросы босса из рации. Кто? Откуда? Куда? Выкрикивая туда же ответы: это туристы прогуливаются, с Водопадного на Черкесский. Уводи их отсюда! – слышим мы из черной коробочки.
Короче разместили нас в летнем домике конюхов, в 3км от дачи, велики загнали в стойла. Ужин, сушимся, дров море. Метель стихла. Как же нам повезло с ночлегом!!! Дальше пошли визиты. На ротраке подъехал нач. охраны, который там "с кресла упал" когда ему про велосипедистов сказали – сказал, чтоб все путем и дорогу объяснил. Потом пришли начальник пожарной службы с коллегой и заставили всех расписаться в журнале за пожарную безопасность. И под конец пришел разговорчивый МЧСник – обслуживающий подъемник. Сидел у нас пока все спать не улеглись, хотели его уже пинками выгонять, видать совсем тут тоскливо. Ах да! Он не с пустыми руками пришел! Литров 15 всякой воды принес, даже минералку в бутылочках – чтоб нам воду из снега не вытапливать. Взамен выпил остатки нашего спирта, пообещав нам райский спуск с гор назавтра.
Велики все равно закрыли в конюшне на замок (Димино изобретение, дешево и сердито: тросик 3 метра (можно взять любой длинны) с обжатыми петлями на концах и замочек с ключиком; второй ключ на случай утери первого лежал рядом с паспортом). На ночь всегда состегивали велосипеды вместе и к чему-нибудь статичному, если было к чему. Сначала нас было трое, потом под конец похода все остальные тоже стали к нам пристегиваться. Илья творчески переустановил щитки, увеличив зазор между ними и покрышкой. Дима, наоборот, подтянул усы крепления щитков, приблизив заднюю нижнюю часть к колесу, так, что налипающий снег срезало щитком с колеса, как стружку с заготовки на токарном станке. Илья, пока перлись по снегу, снял левую педаль – все завидовали.


Выводы: 1) Велики пристегивать надо даже на "особоохраняемой территории".
2) Если езды на веле в ближайшее время не предвидится, то гораздо удобнее идти со снятой левой педалью. Если надо где-то долго продираться, то лучше снять обе (удобно идти, бережется система и педали при ходьбе между камнями).

Фото 22 вид на пер. Майкопский, фото 23 Наша группа

Фото 24 дорога на Водопадный, Фото 25 Водопад

Фото 26-30 подъем на пер. Чугурсана

Фото31: Вид на Лунную поляну (Дача Путина В.В.)

01.05.09 день 6. Пятница

Старт Финиш Прошли, км Vср, км/час
9-15 19-30 10

Маршрут: спуск с пер. Черкесский, траверс вдоль хребта по тропе, почти до Бабак аула (6км)
Дорога: Глубокий снег, бесконечные крутые овраги, только вечером на тропе плавный спуск, земля и камни (ехать нельзя).
Погода: моросящий дождь, сильный туман, после обеда облачно, местами прояснения.
Связь: Нет.
Поломки: Начал рваться велорюкзак (прошлогодний прототип) у Миши (места крепления лямок при резком закидывании на плечи) – чтоб дальше не рвалось аккуратно одеваем вдвоем.

Описание: "Спуском" с перевала это назвать сложно. По количеству подъемов по оврагам вдоль 2-х рек суммарный набор высоты наверняка превысил спуск.
Подъем в 6-00, завтракаем. Идем по укатанной ротраком снежной дороге. Плохая видимость, но дорогу не потеряешь – только сойдешь, сразу тонешь по колено в снегу. Дошли до конца дороги и вместо того чтобы повернуть направо вдоль другой стороны хребта пошли прямо (разметки не было с самого утра, + снегопад, облачно). Оказывается на этой высоте 2 перевала Чугурсана и Черкесский, только отметки пер. Чугурсана нет, вот мы и решили, что это и был Черкесский перевал. Дошли до балаганов, т.к туда шла почти засыпанная тропа. Балаганы засыпаны снегом – только коньки крыш торчат из-под снега, но залезть в них можно. Сверху видно "внутреннее убранство": бардак как после пьянки, разбросанная посуда, мебель, остатки еды; затхло и влажно. (Если бы нам вчера любезно не предложили конюшни – то спать пришлось бы здесь).
Перекус. Меток нет, видимость плохая, решаем спускаться вдоль привлекательной просеки. Спускаемся по перелеску вдоль истока речки, когда спустились до места, где в реке уже бежит вода, и идти дальше сложно, то поняли, что идем не туда – решили вернуться. Возвращаемся по своим следам, матеря все на свете (пока спускались, очень часто останавливались – "думали" туда ли идем).
Снегу по колено. Вернулись к балаганам. Побросали велосипеды, разделились на 3 группы: 1-я, 2-я и база. Налегке на разведку. 1-я двойка ушла в том же направлении, но левее (по другому берегу речки); 2-я двойка вернулась назад наверх, проверять предыдущий хребет; 1 человек остался с велосипедами. Ура! 2-я двойка чудом нашла маркеры тропы и табличку с картой Черкесского перевала. После таблички с картой табличек и меток нет. И снова спускаемся к истоку уже другой горной речки. Идем вниз по руслу реки, по свежим следам двух человек. Погода проясняется. Прошли четыре километра. Следы наших двух предшественников резко повернув уходят вверх на правый берег. Свято веря, что эти люди знают что делают, вешаем рюкзаки за спину и за ними (подьем 60°) потом возвращаемся за велосипедами. Идем по их следам по правому берегу реки, пересекая впадающие в реку все более глубокие овраги (штук 10 форсировали). С велорюкзаком за плечами гораздо удобнее. Снова медвежьи следы (свежие день-два).
Перед очередным гигантским оврагом, сворачием со следов предшественников (либо наши цели не совпадают, либо это такие же “чайники” как мы, вариант что это охотники отпал сразу – идут прямо не сворачивая и ничего не проверяя). Круто уходим траверсом вверх. Силы на исходе. Перекус. Еще подъем, как вдруг "Ура! Маркер! И откуда только силы взялись. Все еще идем по снегу, но уже по маркерам. (Белая/красная/белая горизонтальная полоса на деревьях – прямо как на табличке с картой на перевале).
Проходим Аленин камень. Снег кончился, Каменистая тропа. Еще через полчаса запели птицы. Из зимы мы за полтора часа спустились в весну! Попалась навстречу пешая группа сочинских человек 15. Что-то поздно они вышли, будут ночевать в снегу. На ночлег встали в 19-30, заночевали у тропы. Ужин. Ночевка в сказочной буковой роще.
Ну вот и кончились "дикие" горные тропы, возвращаемся к цивилизации. Даже грустно.
За день прошли 10км, спустились на высоту 1380м. Преодолели множество оврагов по колено в снегу с рюкзаком за спиной и велосипедом в руках.

Выводы:
1) Высоту не терять! Даже если перевал уже взят – дальше не обязательно будет спуск. Если потеряли тропу, разделиться на группы и искать.
2) Вниз по берегу реки, расположенной между двух хребтов, в горах не ходят – овраги, чем дальше тем больше, надо идти максимально близко к хребту.
3) По тропе всегда удобнее и быстрее ходить, чем по целине. Потраченное на поиски тропы время окупается с лихвой.


Фото 32 Летник, где мы провели ночь, Фото 33 Летники за пер. Чугурсана, Фото 34 Ложный спуск, Фото 35 пер. Черкесский, Фото 36 Спуск с пер. Черкесский, Фото 37 Устали


Фото 38 Вид с “Алениного” камня, Фото 39 Буковый лес
02.05.09 день 7. Суббота

Старт Финиш Прошли, км Vср, км/час
8-00 58




Маршрут: Веселый спуск - Бабак аул - Салах-Аул -Дагомыс.
Дорога: Тропа камни, корни (Веселый спуск – ехать нельзя, пешком и то лучше с палками). Ниже кордона лесничих отличная грунтовка иногда сильно каменистая. Асфальт. Горный серпантин.
Погода: С утра пасмурно, к вечеру облачно, +8+12°С, без осадков.
Связь: Бабак-Аул ловит мегафон. Ниже Бабак аула есть (МТС).
Поломки: Прокол Саша.

Описание: Подъем в 6-00. Решили позавтракать за пределами заповедника, дабы не нарушать лишний раз экологию. Веселый спуск – огромные корни деревьев, большие камни, ветки, уклон 15-20%. Пройдя 6 километров выходим на заставу лесников, как мы поняли это и есть Бабак-Аул (несколько домиков, пасека). Перед заставой – родник. ("Костры не жечь!", "Цветочки не топтать!"). После Бабак-Аул начинается грунтовая дорога. Проехав 1 километр от заставы, нужно свернуть с дороги на право, там стоит указательный столб. Пройдя по топинке метров 50 выходишь к висячему мосту через реку Шахе. Перейдя реку, нужно все время держатся левого берега. Ровная грунтовка. В 11-40 встаем на обед. Светит солнышко - загораем. Всего проходим 3 навесных моста. Лучше их проходить со снятым багажом за два прохода: сначала велосипед потом рюкзак, чтоб заднее колесо не соскочило в щель между досками. Первый мост был в хорошем состоянии – прошли не снимая, но каждый велосипед вели вдвоем – 1 спереди и 1 сзади – держась за багажник направляет заднее колесо; мост то качает еще и самому держаться надо.
Слева на дорогу выходит множество ручьев, водопады, очень красиво. Доезжаем до Солах-Аула. От Бабак-Аула до него 22 км. Перекус. Встречаем еще одну пешую группу из 4-х человек идущих на Фишт. Дальше асфальт. После аула начинается долгий подъем в 9 км, 6-9%. Бесконечные занудные подъемы, идешь на передаче 1-2, скорость 5-7 км/ч, пешком такая же скорость – хоть размяться можно.
Через 9 км пошел длинный спуск до самого Дагомыса, машин нет, скорость у некоторых членов группы достигла 65км/ч (это с грузом то), летим по знакам поворотов и ограничениям скорости (красно-белые стрелки крутого поворота или знак 40 – надо притормаживать иначе в поворот не впишешься или на встречку вылетишь – с грузом реально хуже управляемость – может унести, и это чувствуется). Вот где жалеешь, что нет видеокамеры на шлеме! В общем, за 15-20 минут пролетели 10 км!
В 18-45 на въезде в Дагомыс нас ждала женская группа (Жены у обоих Ивановых, отважная Татьяна Денисова и сын Саши И. – Женька). Девчонки купили нам продуктов на ужин и нашли отличное место для ночевки. Свернули на ночевку в лесу у ручья. Илья с Мишей рванули на море (помыли велы в ручье и налегке…втопили: в горку скорость 40 км/ч – через, что мы прошли, что б дойти до моря!). Как красив южный город ночью! Искупались, полюбовались на закат, купили зефира на ДР Женьке и назад. Заморосил дождик.
Приключение! Ехали с фонарями и как только остановились и зашли с трассы в лес, на трассе остановилась тачка и какой-то бухарик с фонарем увязался за нами. "Вы туристы?" Оказывается он хотел предложить комнату и полный комплекс услуг девушке с ребенком (видимо где-то пересекся с нашей женской группой). Пришлось соврать, что не знаем (наши сидели в 20 метрах дальше в лесу) – отвязался, ушел.
Отметили встречу, поделились впечатлениями. Девушки отметили про себя, что в горах мы научились матом не ругаться, а разговаривать, да мы и сами это поняли, с трудом возвращаясь к нормальному великому и могучему русскому языку.

Выводы:
1) При въезде на территорию заповедника надо обязательно брать пропуска (можно в Майкопе, можно на перевале у МЧС, можно на въезде у лесников). Пропуска берутся на минимальное время необходимое для прохождения территории заповедника (100руб с человека в день). Если из-за погодных или иных условий группа задерживается, то на выезде доплачивается за лишние дни по той же ставке. ГЛАВНОЕ чтоб пропуск был! (Сейчас за этим очень сильно следят, и если проходить кордон, то только ночью или ранним утром).

Фото 40 Веселый спуск, Фото 41 Кордон, Фото 42 Навесной мост через р. Шахе, Фото 43 Водопад


Фото 44 Весенняя капель, Фото 45 Тройка, Фото 46 Солох-Аул
03.05.09 день 8. Воскресение

Старт Финиш Прошли, км Vср, км/час
8-15 56

Маршрут: Дагомыс, Туапсе, Новомихайловское.
Дорога: Асфальт.
Погода: Утром дождь до + 10°, днем солнечно, к вечеру облачно до +15°.
Связь: Есть.
Поломки: Нет.

Описание: Проснулись в 6-40. Идет дождь. Палатка подмокла. Зато у девченок палатка – загляденье, все сухо и комфортно. Попрощались. Так мы сильно отстали от графика (на 2 дня) мной было принято решение проехать часть маршрута до Туапсе на электричке (запас по километражу у нас был приличный). Позавтракать решили в привокзальном кафе. Ждали электричку 2 часа. Это лучше, чем ехать под дождем. Велосипеды в электричке можно не разбирать: 70 руб. по тарифу при дальности до 100км. Кондуктора и инспекторы шныряют – но у нас все оплачено! (Лучше заплатить сразу и ехать потом спокойно). Доехали до Туапсе. Для нас начинается Федеральная трасса! Это вам не Воткинский тракт. Тут реально лучше ехать по обочине. Местами трасса вообще на ремонте, если на скорости, то прямо NFS какой-то (участки дороги огорожены, асфальт местами снят – все едут по гравийке) Заночевали у Новомихайловского на р. Псебе: свернули с трассы, форсировали реку босиком – заночевали красиво и безопасно. Ужин. На велосипедах прошли 56 км. Догнали 1 день отставания.

:
Фото 47 Дагомыс, Фото 48 Побережье Дагомыса
04.05.09 день 9. Понедельник.

Старт Финиш Прошли, км
10-00 17-30 86

Маршрут: Новомихайловское, Архипо-Осиповка, с. Возрождение
Дорога: Асфальт, горный серпантин.
Погода: переменная облачность +13-18°С
Связь: Есть.
Поломки: Нет.

Описание: Сегодня спим до 7-00. Сегодня хотим дойти до с. Возрождение и сходить там на экскурсию к дольменам. Позавтракав отправляемся в путь. Машин не так много. В Архипо-Осиповке заехали на пляж, чтобы позагорать, искупаться, пообедать и высушить вещи. Накупили в магазине всякой всячины на обед. Обед на море. Заснули на пляжу – обгорели. Море предательски усыпляет. Ветер. Сидишь – холодно. Лежишь – отлично! Дельфины играют. Подождали пока они отошли подальше – искупались. На небольшом, но очень дорогом базаре купили овощи к ужину.
После Пшады начинается длинный подъем на пер. Михайловский, но зато спуск с него тоже не маленький, летишь с него на скорости 50-60 км/ч. На ночлег встали в с.Возрождение на правом берегу р.Жане возле дольменов.
Илья устал и обгорел – вырубился на полчаса в палатке. За это время Миша успел постричься – он, оказывается, машинку взял с собой на батарейках.
Ужин. Стемнело. Пошли на дольмены, перешли через речку. Сплошные заборы, таблички "Частная территория", собаки спущены. Дальше пошли самые смелые. Илья, Дима вернулись на стоянку. Смелые были вознаграждены – фото дольменов в загадочном лунном свете украсили наш фотоархив. Их там несколько, на расстоянии 2-3 км. от входа. Мы вернулись так поздно, а Илья с Димой уснули так крепко, что даже не заметили, как мы залезли в палатки!

Выводы:
1) Брать с собой надо не только крем от загара, но и крем после загара (обгореть можно легко).
2) Можно ходить везде платно, но так на все денег не напасешься.

:
Фото 49 Пляж Архипо-Осиповка, Фото 50 Где-то перед Новомихайловским, Фото 51 Дольмен
05.05.09 день 10. Вторник

Старт Финиш Прошли, км
11-00 19-46 83,7

Маршрут: с. Возрождение, Геленджик, Новороссийск. Абрау-дюрсо, база Спутник.
Дорога: Асфальт, горный серпантин.
Погода: Переменная облачность, моросящий дождь +10-15°С
Связь: Есть.
Поломки: Сломалась стойка багажника у меня.

Описание: Сегодня встали поздно, все же 10 дней без дневки довольно тяжело. Завтрак. Выбирались уже не таясь, в наглую, через ворота. Асфальт. Едем под дождиком. Въезжаем в Геленджик. Покатались по набережной. Уютная бухта, яхты. Кафешки. Огромный аквапарк. Различные памятники, монументики. Рядом базар, столовая – нас туда повариха прям с улицы зазывала. Перекусили, кто в столовке, кто на скамеечке под деревьями, моросит дождик. Подзакупились. Гаи на машине подъехали – оказывается нельзя по набережной на великах ездить, даже знак висит. Просто предупредили, штрафовать не стали.
Едем дальше вдоль моря. На подходе к Новороссийску сначала увидели батарею старых орудий "Музей батарея Зубкова", потом далее справа у дороги огромный монумент: коленопреклоненный матрос "Морякам революции". На другой стороне дороги, у моря, изображены и перечислены все корабли черноморского флота, затопленных по приказу В.И.Ленина – типа, чтоб врагу не достались. Черноморский флот затопили. Весь! Сами! Зачем!?
Прямо на въезде в город Новороссийск еще один крупный памятник: гранитный "мост" перекинутый через всю трассу, с торчащими из него руками сжимающими автоматы. Впечатляет!
Остановились у заправки: дождались отставших, чуток передохнули, построились в колонну. Вперед! (в дорожных правилах рекомендуют велосипедистам двигаться колоннами максимум по 10 человек – вписываемся).
Наша колонна пересекала город по крупному шоссе часа за 1,5, проехали километров 15, светофоры, шум, пыль – пожалел, Илья пошутил, что пожалел, что кроме очков еще и респиратор не взял. Вообще Новороссийск очень крупный портовый город, и к тому же там на выезде расположен здоровенный цементный завод, от которого этот цемент растаскивается по всей трассе.
Наконец то, выехали из города. Перекусили у магазина на солнышке. Дальше крутой 3-х километровый подъем, за которым Абрау-Дюрсо! На подъеме у меня сломалась стойка багажника, пришлось одевать рюкзак на спину ехать так, благо впереди был только спуск. Крутой и быстрый спуск к озеру Абрау-Дюрсо. Остановились на площади, там три магазина – один фирменный, там и закупались: вино разливное (10 сортов – 90-120 руб. за литр), коньяки (Шустовский, КВК) ну и конечно шампанское (трехлетнее – 200руб. за бутылку, 7 летнее, выдержанное – 400 руб.). Напробовались. Вино взяли на вечер, а шампанское, коньяк – как сувениры домой. Миша даже 2 бутылки шампанского взял – тяжело наверно ему было. Самое удивительное, что всю эту стеклотару нормально довезли до дома, не разбив и не распив, и шампанское не выстрелило от тряски. Магазины работают до 20:00, но закрываться стали в 19:00 – не сезон. На площади у магазинов сменили стойку. Дима-кудесник взял с собой пару таких стоек.
Объехали озеро Абрау (грязное, плохо пахнущее). Взобрались на перевал, дальше опять спуск идущий до самого моря. Проехали чьи-то фазенды, свернули на проселочную дорожку и через 300 метров встали на реке Дюрсо. Место популярное и загаженное. Пара машин пыталась заехать ночью, но видя костер сдавали назад, а Миша не успокоился пока не убрал весь мусор. Ужин. Спать мешали крики павлинов с фазенды.

Выводы:
1) Отстающих не бросать.
2) Достопримечательности, известные во всем мире фоткать надо! (причем так, чтобы всем потом понятно было, что это Абрау-Дюрсо, а не просто озерцо какое-то с домиками среди гор).
3) У алюминиевых багажников боковины значительно слабее верха, поэтому их надо менять после 1-2 серьезных походов заранее.:
Фото 52 До Геленджика 6 км, Фото 53 Геленджик, Фото 54 Батарея Зубкова, Фото 55 Ночевка на р. Дюрсо
06.05.09 день 11. Среда

Старт Финиш Прошли, км
11-00 19-45 67

Маршрут: база Спутник, мал. Утриш, Сукко, Анапа, Витязево
Дорога: Асфальт, грунтовка, горный серпантин.
Погода: переменная облачность, к 15-00 сильный боковой ветер, +10-15°С
Связь: Есть.
Поломки: Нет.

Описание: Подъем в 6-30, завтрак. Сегодня должны дойти до Витязево, по маршруту мал. Утриш, бол. Утриш, Сукко, Анапа.
Выехали. 5 км. асфальт до последнего пансионата, дальше начинается грунтовая дорога, которая идет до мал. Утриша. Мал. Утриш ни чего хорошего для вело-туристов не представляет, пара домиков, везде кучи мусора, встречаем туристов, занимающихся дайвингом.
После мал. Утриша дорога резко сворачивает в право в направлении г. Кобыла (531,6 м). Нам предстояло сделать выбор: идти по берегу моря, по гальке 6,5-7 км или идти в обход по грунтовой дороге около 15 км. Так как у меня уже был опыт хождения по берегу моря со скальными участками, мы решили не рисковать и поехать в обход по грунтовой дороге. 7 км. дорога идет вверх на перевал (470м), местами уклон 35-40%. На верху есть небольшой пресный лиман, место для остановки, мы едем дальше. С перевала начинается крутой спуск “серпантин” длинной в 10км до Сукко.
Спустившись в Сукко перекусываем в кафешке. Дальше до Анапы начинается асфальт, снова подъемы и спуски. Анапа. Большой красивый, зеленый город, выезжаем на проспект Пионерский и едем по нему до Витязево. На ночлег встаем в 19-45 на песчаном берегу за огородами близ Витязевской косы. Для ужина воду покупаем в магазине. Не смотря на ветреную и облачную погоду, купаемся в море. Вечером красивый закат. За сегодня прошли 67км.
Выводы:
1. Вставать на ночлег лучше у источника пресной воды, дабы не тратить деньги на ее покупку.
2. Дневки придуманы не просто так, и не нужно их игнорировать.

Фото 56,57,58 Дорога на мал. Утриш, Фото 59 мал. Утриш, Фото 60 Сукко, Фото 61 Вид на Анапу

Фото 62 Проспект Пионерский, Фото 63 Афродит, Фото 64 Закат

07.05.09 день 12. Четверг

Старт Финиш Прошли, км
8-00 17-50 53

Маршрут: Витязево, Визязевская коса, Бугазская коса, Тамань
Дорога: Песок, асфальт.
Погода: утром дождь, к вечеру облачно 10-15°С
Связь: Есть.
Поломки: Нет.

Описание: Встаем в 6-00. Готовим завтрак. Сегодня мы должны пройти весь песчаный маршрут и добраться до оз. Соленное в 15 км не доезжая до Тамани. Витязевская коса особой трудности не представляет, до Благовещенска по косе идет песчаная дорога, ехать конечно по ней трудно, и 80% пути мы шли пешком зато – дорога! По длине Витязевская коса чуть больше 15 км по ширине от 500 до 1000 м. К 11-00 мы вышли на ст. Благовещенская, проехав 3км по асфальту и 2 км. по грунтовой дороге выезжаем на кордон, за которым начинается Бугазская коса. От кордона в сторону Тамани тоже идет песчаная дорога, но мы пошли не по ней, т.к дорога до кордона выходит на берег и тут заканчивается. Есть еще другая дорога, проходящая через Благовещенское и идет правее, вдоль Кизилташского лимана. Мы же пошли вдоль прекрасного черноморского побережья. Пройдя около 5-ти километров, доходим до какой то турбазы. Здесь огромное множество кайтеров (это те, кто катается по морю на доске при помощи парашюта). Оказалось, что у них проходят здесь соревнования, а бугуская коса отличное место для их увлечения, потому что глубина Кизилташского лимана около берега очень небольшая и волн здесь нет, а с моря дует хороший ветер. Ширина косы с этого месте не больше 100-150м. Едем дальше по той же дороге, иногда, где проросла трава можно ехать. к 15-30 мы выходим в д.Веселовка, пройдя по косе 20 км. До Тамани остается 16 км пути. Решаем ехать дальше. Проезжаем бесконечные виноградники. Дорога до Тамани прямая-прямая, с совсем небольшими подъемами и спусками. Тамань маленький ни чем не примечательный городок. Проезжаем дом-музей Лермонтова, и катим в сторону Темрюка. Сегодня мы опередили изначальный график. На ночлег остановились около пос. Приморский в 17-50. Устали. За день в общей сложности прошли 53км, из них 35 км - это песок.
Выводы: Витязевскую и Бугазскую косы можно пройти за день.

Фото 65,66, Бугазская коса, Фото 67 Витязевская коса

Фото 68 Тамань

08.05.09, 09.05.09, 10.05.09 день 13,14,15 Пятница, Суббота, Воскресение

Старт Финиш Прошли, км
204

Маршрут: Приморский, Пересыпь, Темрюк, Славянск-на Кубани, Елизаветенская, Краснодар.
Дорога: Асфальт.
Погода: 8.05.09 утром дождь, к вечеру облачно 10-15°С, 9-10.05.09 солнечно, местами дожди, t +12-17°С
Связь: Есть.
Поломки: поломка переключателя.

Описание: Дальше начинается маршрут про который и писать то в принципе нечего. Однообразная скучная дорога. По дороге встречаются множество маленьких городков и поселков, где можно отдохнуть и перекусить. В поселке “ЗА РОДИНУ” можно заехать на грязевой вулкан, в пос. висит рекламный щит. К сожалению, когда мы к нему подъехали, он был на ремонте. Еще один вулкан находится около ст. Ахтанизовская, но мы решили туда уже не заезжать, подумав, что и он может быть еще закрыт, не сезон, да и погода менялась стремительно, то проливной дождь, то сразу светит солнце.
В Темрюке “Военная горка” оказалась не такой интересной как предполагалось, любой музей под открытым небом в Москве гораздо больше и интереснее. Зато асфальт до Краснодара не чета нашему, ехать по нему одно удовольствие, только машин много. Перед Темрюком у Ильи сломался задний переключатель (перестал переключать передачи), но наши умельцы-механики все починили и он стал снова как новый. Только одно приключение случилось на этом участке маршрута. В ст. Елизаветинская 9.05.09, где мы ночевали на правом берегу р. Кубань, ночью Мишу задержала охрана, когда он случайно забрел на частную территорию, обследуя берег реки на наличие достопримечательностей. Все обошлось благополучно. На следующий день проехав 15км, до Краснодара и 15 км по нему мы добрались до ЖД вокзала, где и встретились с нашей женской группой. В общей сложности за эти два с половиной дня прошли 221 км.
Выводы:
1. По возможности прокладывать маршрут в обход унылых, загруженных, федеральных трас.
2. Если есть протяженные асфальтовые участки маршрута, не помещает брать собой пару “сликов”, хорошо бы еще и фолдинговых.
3. Если едешь последним и что-то сломалась, какая то мелочь – не стесняйся и не корчи крутого - сообщи впереди идущим, пока они не уехали далеко, потому что мелочь может на самом деле оказаться крупной поломкой, пока чинишь сильно отстанешь – все будут беспокоится (а возвращаться то лень, особенно в горку), а можешь вообще в одиночку не суметь справиться.
4. Последнего не бросать и сильно не растягиваться.
5. Если куда то уходишь, типа окрестности посмотреть, то сообщи (даже если уже последний день похода) – чтоб знали где искать.
6. Если что то сломалось или порвалось – лучше ремонтировать и зашивать сразу, когда есть время – потом может не быть ни времени ни условий.
7. Ремонтом лучше заниматься сытым, отдохнувшим и в хорошем настроении – все само собой получается за 15 минут, чем голодным и злым в темноте возиться 3 часа.

Фото 69 пос. “За Родину”, Фото 70 Фото 71 Пересыпь, Фото 72 Азовское море, Фото 73 Темрюк

Фото 74 Кубань, Фото 75,76 Краснодар.

Определяющие препятствия на маршруте

ПП в горной местности
№ Препятствие Макс. Высота, м Набор высоты, м Средний Уклон, % Баллы по МКВМ Категория трудности
1 Подьем на плато Лаго-Наки 2230 1830 6 2,94 3
2 Подьем на участке от спуска с пер.Майкопский (1270) до пер. Чугурсана (1830) 1830 560 9 4,34 4
3 Участок маршрута от мал. Утриша до вершины г.Кобыла 470 470 7,5 2,0 2
Спуски
Препятствие Макс. Высота, м Сброс высоты, м Средний Уклон, % Баллы по МКВМ Категория трудности
4 Спуск с пер. Майкопский 2100 1000 33 5,46 4
5 Спуск с пер. Черкесский до Бабак-Аула 1830 1100 11,5 3,27 3
ПП в равнинной местности
Препятствие Дорожное покрытие Протяженность, км Баллы по МКВМ Категория трудности
6 Витязевская и Бугусская косы песчаная дорога (песок более 10 см.) 35 2,6 3

Приложение 1.

Список личного снаряжения
Список группового снаряжения
Ходовые ботинки
Запасная обувь
тапки
Ходовая одежда
термобелье
Тёплые носки
Запасные носки
Дождевик
Велорюкзак
шлем
Коврик
Спальный мешок
Точка
Кружка Миска Ложка Нож
Фонарик
велофляжка
Предметы личной гигиены
Велосипед
Велочехол
Котел (3 литров), котел (5 литров)
Костровая
Палатка 2 шт.
Тент
Компас 2 шт.
Ремнабор
Аптечка
Топор
Цепная пила 3 шт.
Кампус газ
Фотоаппарат
Веревка 30м


Состав ремнабора Состав медаптечки
Плоскогубцы
Скотч
Насос
3 запасные камеры
Набор ключей
Велоаптечка
Набор болтов и гаек
Набор игл с нитками
Проволока
Клей
2 комплекта запасных колодок
Петух
Стойки багажника Бинт стерильный
лейкопластырь
Карвалол
Терафлю
Бинт эластичный
Мазь “спасатель”
Мазь ”финалгон”
Солнцезащитный крем
полифепан
смекта
стрептоцид
аспирин
анальгин
спазмолгон
зеленка
Спирт медицинский


Выводы и рекомендации
1) По этому маршруту лучше ходить в период июль-октябрь, так как снега на плато еще нет, и можно лицезреть всю красоту альпийских лугов.
2) Для тех кто жаждет узреть множество водопадов черноморского побережья, лучше приезжать сюда в конце мая начале июня, пока реки еще не высохли.
3) Купить пропуск в зимне-весеннее время можно только в Майкопе или Сочи, стоимость 1 человеко-день 100р, в другое время пропуска продаются при в ходе в заповедник.
4) Есть выход с плато Лаго-Наки на пр. Водопадный не через пер. Майкопский, а по тропе вдоль северо-западного склона г. Оштен, начинающейся за Фишт-Оштенским перевалом, она выходит прямо на водопад, сокращая тем самым дорогу до водопада на 10-12 км.
5) На снежных участках рекомендуем использовать велобахилы



Графическое изображение маршрута.
---------- Основной путь
1, 2,.. - Места ночёвок

Комментарии
Guest13.10.11, 08:30
Фото 
А где можно фотки увидеть к отчёту?...очень интересно
О Маршруте
Категория сложности: 3