Битола и Охрид
В этот день удалось посмотреть два города Битолу и Охрид. Жаль только поверхностно
Гераклея Линкестис. Античный город на окраине Битолы

Этот день был посвящен поездки на озеро Охрид. На середине пути между Прилепом и Охридом находится второй по величине город Македонии - Битола. Самый известная здесь достопримечательность развалины античного города Гераклея Линкестис. Именно сюда направляются туристы, чтобы начать знакомство с городом.
Для самостоятельных путешественников GPS координаты - 41.010903, 21.342489
Основан город в в четвертом веке македонским царем Филиппом II. По поводу основания города существует красивая легенда. Все произошло как обычно из за женщины. Филиппу было немного за 20, когда он вместе со своим войском потерпел поражение от иллирийцев на Битольком поле. Во время битвы невиданная белая птица напала на царя и ослепила его. Это и стало причиной поражения. Эта птица была никто иная как ведьма Левкиппа, которая питала неодолимую слабость к красивым мужам. По рассказам старейшин, обладая вечной молодостью, она приносила победу тем, кто рискнул добиваться ее благосклонности. Попасть к ней было не так то просто, так как ее пещера находилась на вершине горы и не каждому удавалось даже просто до нее добраться.
Но Филипп был не из таких. Недоступная женщина, пусть и ведьма надолго осталась в его памяти. Не даром в народе он имел прозвище Жеребец. Он решил добиться любви неприступной Левкиппы и с ее помощью разгромить иллирийцев.
С большим трудом он смог достичь своей цели и стал возлюбленным колдуньи. Одна победа привела за собой другую. Колдунья вдохновила его на новую войну с иллирийцами, в которой он стал победителем.
В честь победы в этом месте и была заложена Гераклея Линкестис. А в доказательство легенды спустя тысячу лет на горе нашли пещеру, а в ней истлевший труп женщины с рукояткой кинжала, на котором проступала горделивая надпись: «Се — Филиппово».
Еще спустя одну тысячу лет на место, где когда расцветал этот город прибыл никому неизвестный Ваш покорный слуга и благодаря своей фантазии увидел этот город таким.
Каким таким спросите Вы?
Если судить по результатам раскопок , то в этом городе весь честной народ придавался служению богу, развлечением и банно прачечным процедурам.
Такой вывод можно сделать глядя на карту города. Что мы видим на ней : театр, термы ( то есть бани) две базилики ( большую и малую) да резиденцию епископа. По моему доказательства моей теории налицо.
Да и что судить на эту тему нужно просто прогуляться по улице этого городка и с помощью фантазии представить как все было на самом деле.
Начинался город с портика - крытой галереи, где свободные граждане могли прогуливаться, прятаясь от лучей палящего солнца. Для эстетического удовольствия в галерее стояли скульптуры, часть из которых дошла до нашего времени.
Через дорогу от портика находились термы. Удобное соседство поговорил с уважаемыми людьми о том, о сем и если процесс завершения сделки начал обретать очертания, то тогда прямиком в термы. Закрепить так сказать начатое.
По этой же стороне сразу за баней - малая базилика. В ней уже сохранились не только остатки стен и одинокие колонны, но и фрагменты мозаики. Правда в этой базилике мозаика не так интересна, как в большой.
Большая базилика  находится сразу в конце улицы по которой мы шествовали. Самого здания , конечно же нет. Только мозаика и может рассказать о богатстве этого храма. Ее множество элементов и сюжетов не дают возможности показать ее целиком. Многие фрагменты сохранились полностью. На панно присутствует животный и водный мир. Каждый рисунок символизирует что либо. Например этот красный пес - рай.
Многие сцены связаны с противоборством животного мира.
Перед тем как пройти к отлично сохранившемуся амфитеатру стоит остановиться у фонтана Юстиниана, датируемого 6 веком.
Фонтан

И напоследок закончим экскурсию посещением древнего амфитеатра. Зал, рассчитанный на 3000 мест и сейчас не потерял своих свойств. Акустика в театре сохранилась что надо. Кстати театр появился здесь раньше самого города. Уже в 1 веке здесь проходили гладиаторские бои. Ради поднятия собственного интереса присмотритесь на сиденья нижнего ряда. Многие из них имеют надписи. В те времена это было обычной практикой, когда богатые граждане выкупали лучшие места.
Театр

Закончить осмотр руин можно в местном музее, где выставлены интересные экспонаты.
Охрид в тумане

Путешествие в Охрид было непростым. Началось все еще на трассе в горах. Погода была к нам не очень благосклонна. Поэтому дождь практически не прекращался, а на перевале к нему еще добавился туман. Под его аккомпанемент я и въехал в город. Вот мои первые кадры с набережной.
Все в тумане и ничего не видно. Интересное начало, подумал я. Мои мысли оказались материальны и туман потихоньку рассеялся. Для этого надо было просто пообедать в рыбном ресторане на набережной города. Отдать так сказать дань.
Хотя впоследствии дождик периодически продолжался удалось кое что увидеть. Совсем немного из того что предлагают путеводители.
Начал я с набережной. Здесь с причала в летнее время отходят прогулочные катера. Сейчас они стоят на приколе. Для жителей Македонии озеро Охрид практически как море. Это единственное место в стране, где есть большой водоем.[
И история здесь соответствующая. На этом небольшом кусочке земли за 2300 лет кто только не побывал. Началось все с Филиппа 5, который основал здесь колонию Лихнидос. Потом ту побывали попеременно римляне, славянские племена, болгары, византийцы и наконец на 500 лет здесь обосновались турки.
Каждый народ оставил здесь свой след. По местам так сказать боевой славы и удалось мне пройтись. Набережная с причалом отмечена памятниками Святому Клименту и Святому Науму - ученикам Святых Кирилла и Мефодия. Здесь в Охриде Святой Климент создал кириллицу, перевел на славянский язык Священное писание. Городской Университет и библиотека так же его рук дело.
С набережной по вымощенной мрамором улице Святого Климента Охридского входим в город. Повсюду сувенирные магазины, кафе и рестораны. Оно и понятно город живет туризмом. Слева узкие кривые улочки устремляются в гору. Чувствуется турецкое наследие. Первый объект из туристического маршрута - дерево, которому немного нимало 900 лет с хвостиком.Стоит оно на площади Старый Базар. Его ствол настолько огромен, что внутрь поместиться не один человек.
Дерево 900 лет
]На этой же площади мечеть Халвети Хајати Теќе.
От турецкого наследия перейдем к античным временам и найдем в этом городе театр. Для этого надо подняться в гору по одной из улиц. Я прошел через лесной массив по улице Святых Кирилла и Мифодия и перед тем как увидеть театр уперся в крепостную стену. Благо именно в этом месте находились одни из пропускных ворот.
Античный театр находится сразу за крепостными воротами. Указатели не дадут вам сбится с пути. Театр небольшой и откопан совсем недавно в 1960 году. Возраст театра датируется 2-3 веком до н.э. Сейчас здесь периодически проходят концерты.
Небольшая улочка Кузман Капидана выведет Вас как раз к еще одному периоду жизни города, точнее к двум. Улочка заканчивается комплексом в которую входит раннехристианская базилика и церковь Святого Пантелеймона.

Развалины базилики находятся справа от входа и накрыты навесом. Для удобства осмотра сделаны специальные мостки. Так удобнее всего рассмотреть остатки древней мозаики и крестильное место.
Развалины базилики
Между базиликой и церковью раскопки продолжаются. Как удалось прочитать позднее именно здесь был центр древнего города Лихнидос. Основная задача археологов на этом месте с подлинной достоверностью воссоздать разрушенный квартал в «старинном» виде, как во времена святого Климента.
Первый шаг на этом пути постройка церкви Святого Пантелеймона. При строительстве принципиально не использовалась техника, чтобы не навредить духовности храма. Здесь все сделано так как во времена святого Климента, когда он для своей просветительской миссии приказал построить этот храм.
Экскурс в историю Охрида оказался очень коротким и неполным. Не хватило времени и погода внесла коррективы.