Опять в путь дорогу зовет меня моя жизнь спортсмена ориентировщика. На этот раз в планах Македония.Билеты куплены на турецкие авиалинии, поэтому еще два дня будут посвящены Стамбулу.
Стамбул-Белград-Прилеп-Битола-Охрид-Скопье-Белград-Стамбул
Стамбул. Дворец Топ Капы
В этот день времени было достаточно для осмотра только дворца. Перед отлетом заглянул ненадолго на площадь Султанахмет
Дворец ТопКапы

Желание осмотреть дворец Топкапы возникло у меня еще в момент нашей первой поездки в Стамбул. Тогда уже не помню почему, но не сложилось. И вот в этот раз будучи проездом в Стамбуле не отказал себе и реализовал свою мечту. Дворец поразил своей роскошью и наличием таких артефактов, о которых я даже и не подозревал. Можно сказать он закрыл еще одно белое пятно истории в моем сознании.
Как выяснилось строительство целого города внутри Стамбула для султанов было начато еще в 1473 году. А до этого на этом месте находился Византийский акрополь. Строительство дворца велось поэтапно. Каждый правитель считал своим долгом внести определенные дополнение в комплекс дворца.
Сам дворец окружен мощными стенами и делится на внешний и внутренний дворы. Внешний двор это сегодня подготовка туриста для посещения комплекса. Здесь находятся кассы, в которых каждый приезжающий составляет себе план посещения и соответственно платит определенную сумму. Я взял билет на посещение комплекса вместе с гаремом, так как нельзя полностью понять жизнь султанов без осмотра их женской половины.
Что же здесь было ранее? Здесь в тени все еще растущих платанов жил и работал спецназ того времени — янычары. Это был народ не турецкого происхождения , но обращенных в ислам. Их основной задачей было охранять покой султана, подавлять мятежи в зародыше. Главная достопримечательность этого двора — церковь Святой Ирины.Ее главное отличие от остальных церквей города, что она за все время своего существования не была превращена в мечеть.
Купив билеты, отправляемся во внутренний двор Дворца, который разделен еще на три части. В первый из них ведут ворота Приветствия.
Ворота Преветствия
Нам как простым смертным придется пройти через эти ворота пешком. Только один человек, надстроивший над воротами восьмиугольные башни и стрельчатые окна, мог въезжать в них верхом. Это был султан Сулейман I Великолепный.
Первый внутренний двор. Его официальное название Дипломатический. Перед Приветственными воротами денно и ночно дежурили послы, чтобы добиться аудиенции главы государства. Сам двор разнообразен своими постройками и их предназначением. Справа находились кухни и готовилась еда. Дворцовые кухни огромны и тянутся по правой стороне всего двора. Оно и понятно каждый день в этих комнатах готовилась еда на 5000 тысяч душ.
Для такого мощного производства были построены широкие трубы на крыше . Сейчас в этих помещениях выставка фарфора и кухонной утвари. Фарфор был завезен по Великому шелковому пути из Китая и Японии. Самый знаменитый экспонат выставки — сервиз, цвета морской волны, который, как уверяют дворцовые летописи, имел необыкновенно полезное свойство менять цвет при контакте с отравленной пищей. Этот предмет как никакой кстати был необходим для султанов, так как борьба за власть была постоянной и противоборствующие силы не чурались никакими методами. Слева помещения совершенно другой направленности — это вход в гарем и имперский совет Диван. Это место для сбора по нынешним меркам Госдумы. В то время это были визири в количестве 10 человек. Все они избирались лично султаном и были его рупором власти.
Великий визирь и его 9 замов четыре раза в неделю собирались в этом куполообразном зале и принимали важные решения. Над местом, где сидел Главный визирь находится золоченная решетка, через которую султан мог слушать беседы визирей. Самое главное что при этом он оставался невидимым и это очень стимулировало подчиненных.

Сам зал украшен восхитительной изникскимской плиткой, а в центре комнаты находится фонтан. Под его журчание обсуждались вещи, которые должны были остаться абсолютной тайной. Над заднием Дивана возвышается Башня Правосудия. Она служила для контроля территории, особенно в дни заседаний совета.
К Дивану примыкает здание бывшего Казначейства, сейчас там Музей оружия, где представлена огромная выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много впечатляющей военной одежды и доспехов.
Из этого двора в следующий ведут ворота Счастья. Сам двор называется Эндерун. И именно здесь находятся самые главные достопримечательности Дворца, начиная от Светских, заканчивая духовными.
Ворота Счастья
Перед тем как пройти к комнатам, где их можно созерцать обратим внимание на Тронный зал или зал Аудиенций. Именно здесь сразу за порогом ворот счастья султан на своем золотом троне выслушивал доклад великого визиря о работе Дивана. Здесь же султан принимал иностранных послов, каждого из которых сопровождали два евнуха. Их цель была держать за руки послов, чтобы ничего не случилось.
Сразу за залом аудиенций находится библиотека Ахмета3. Ранее здесь хранилось более 3500 тысяч рукописей по теологии и исламскому праву на турецком, арабском и персидском языках.
И сейчас стоит перейти к осмотру самого главного — сокровищниц дворца. Где они находятся догадаться будет нетрудно. Ведь именно сюда выстраиваются самые длинные очереди.
 Самое обидное при осмотре этих достопримечательностей фотографировать строго запрещено. Только из недр интернета удалось добыть фотографии уникальных предметов таких как :
Кинжал Топкапы — шикарный кинжал с золотой рукоятью с большим количеством алмазов. Предназначался в подарок персидскому шаху, но так и не доехал до него, так как шах был убит По такому случаю кинжал вернулся обратно во дворец. Самый качественный экспонат сокровищницы — 86-каратный Алмаз Кашикчи – так называемый алмаз Ложечника, окруженный 49 бриллиантами. Свое название получил по легенде. Нашел этот камень в кучи мусора бедняк и так как он не знал его истинной стоимости, то обменял на 3 деревянных ложки. Кроме этого здесь можно увидеть позолоченный трон с изумрудами и желтыми рубинами; отделанный жемчугом трон из черного дерева, золотые подсвечники с бриллиантами; меч Сулеймана Великолепного.
Из интересных моментов посещения сокровищницы является бонус в виде балкона с видом на Босфор и шикарный мост — визитная карточка Стамбула.
 Из Сокровищницы перейдем на другую сторону двора, чтобы увидеть священные реликвии. Причем принадлежат они не только исламу. В этом зале можно увидеть оловянную кастрюлю Авраама, волосы, стрелы, одно из писем пророка Мухаммеда, мечи четырех его халифов. Из исламских рекливий здесь находятся один из зубов пророка Мухаммеда, волос из его бороды, меч, знамя, самое священное сокровище – мантия пророка.
Из всех реликвий на меня наибольшее впечатление произвел посох Моисея, с помощью которого он творил чудеса. Вот он лежит за стеклом и кажется возьми его в руки и ты сможешь повторить все что делал Моисей.
Еще одна реликвия христианства никого не должна оставить равнодушной. Это мумифицированная правая рука Иоанна Крестителя в дорогом окладе. Этой рукой Иоанн крестил Иисуса.
После такого воздействия на внутренний мир стоит немного отвлечься и подумать о женщинах. Для этого вернемся в первый внутренний двор и зайдем в Гарем. Оказывается попасть туда султану было гораздо труднее, чем сейчас нам. Перед тем как сюда прийти, он был обязан сообщить о своем о своем намерении и его визит был обставлен определенным протоколом. В плане любовных утех все так же было не очень просто. Соблюдались значительные ограничения в сексуальной сфере .
Для нас во время экскурсии двери гарема открылись без всяких ограничений, всего лишь за 15 лир. Осмотреть за эту сумму придется достаточно много. Весь гарем состоял из трех тысяч помещений разного назначения, в нем 2 мечети, 8 бань, 46 туалетов. В гареме султана проживало около 700 женщин.
Чтобы не устать от всего этого многообразия открыта лишь самая интересная часть. Все помещения можно для удобства разделить на 4 секции: первая — для сотен евнухов, проживающих в гареме, они были ответственны за безопасность в гареме. Вторая секция гарема была посвящена наложницам. Третья секция гарема принадлежала матери султана (Валиде), эти покои находились между покоями султана и секцией наложниц. Это была самая властная женщина в гареме. Четвертая секция гарема состояла из помещений султана и хамама.
Вход от куда мы попадаем в гарем является самой старой его частью. Здесь начинался Золотой путь — обряд входа султана в гарем. Шествие сопровождалась двумя шеренгами , в которые выстраивались служащие. Султан со щедрот своего плеча раздавал им золотые монеты.
Первые помещения на нашем пути это комнаты черных евнухов. Очень хитро придуманная идея султаном держать именно черных евнухов. Уж если кто из них и сотворит какую пакость, то черный цвет младенца сразу выдаст огрех.
В отличии от богатых комнат дворцов европейской знати, комнаты гарема просты и не содержат больших украшений. Из увиденного стоит заострить свое внимание на зеркала в коридоре. Оказывается это стоит здесь не для любования себя любимым, а это прообраз систем слежения. Система слежения
 Самая красивая комната в гареме это имперский холл. Центр Селамика (помещений только для мужчин). В этом зале проводились церемонии, приемы послов, банкеты.Имперский холл.
Стоит обратить внимание и на двор фавориток. Эта великолепная терраса была построена в 15 веке. Его главная особенность заключалась, что отсюда видно море, а со стороны моря не видно ничего!
Терраса
Члены династической семьи могли спускаться прямо к бассейну, который располагался рядом с залами Мурада III.
 После Гарема осталось совсем немного времени на осмотр четвертого двора. К сожалению он мне ничем не запомнился, кроме шикарных видов на мост и Босфор.