Таджикистан. От Фан до Памира

Идет загрузка карты ...
Велопоход по Фанским горам и Памиро-Алаю.
Предисловие 

        Таджикистан. У рядового обывателя при упоминании этой стран до сих возникают ассоциации с войной,  моджахедами, наркотраффиком и прочими ужасами. На деле всё совсем не так - война закончилась более десяти лет назад и текущая ситуация в республике очень спокойная. Давно ушли в прошлое и национальные настроения начала 90-х, местные жители очень доброжелатьльны и гостеприимны и в любой ситуации готовы бескорыстно придти на помощь. Ну и конечно главное, что притягивает в первый раз и заставляет вернуться снова - это неповторимые горы.. нет ГОРЫ, красоту и величие которых невозможно описать словами и лишь на 10% оценить по фотографиям...

Нитка маршрута:
Ташкент -жд- Самарканд - Пенджикент - Шурча - альплагерь Артуч - Куликалоновские озера - пер. Алаутдинский(1А. 3750м) - альплагерь Алаутдин-Вертикаль - Сарвада - п. Комсомольский(авто, 2370м) - озеро Искандеркуль - перевал Анзоб(авто/тоннель, 2600м) - Душанбе - Вахдат - Ромит - Вистон - пер Ушрут(нк, до высоты 2650м) - Вистон - Ромит - пер. Рангинов(авто, 2050м) - пер - Гулини(авто, 2250м) - Обигарм - Комсомолабад - Либаджар - Навабад - р. Сарбог - Навабад - Гарм - Аскалон - пер. Душохахор(нк, 3303м) - Чильдара - Либаджар - авто - Душанбе - авто - перевал Анзоб - Айни - пер. Шахристан(авто, 3378м) - Истарафшан - Худжанд - авто - Ташкент

Всего за поход:
- пройденно 1072км
- набор высоты 17502м
- 19 ходовых дней, 1 дневка
Фанские горы 
День 0 - 24.07.2010

Сборы в аэропорту Сборы в аэропорту
Москва(м.Волжская) - Москва(аэропорт Внуково), дистанция 42 км, средняя скорость 23,4 км/ч, температура +34С, ясно

        Вот и наступил долгожданный час Х - выезжаю из дома и еду к точке встречи с остальными учасниками  - площади Гагарина на Ленинском проспекте. Катится легко - идеальный асфальт, мало машин.
        Встретились и доехали до аэропорта без проблем, немного напрягала нереальная московская жара в тот день, но нам ли её бояться если едем в Среднюю Азию?
        А вот в аэропорту чуть не случился прокол - я уже летал а/к "Атлант-Союз" и в прошлый раз они смотрели сквозь пальцы на превышение суммы габаритов велосипеда, так как мы снимали только переднее колесо, но в этот раз на стойке регистрации багажа нас ждало небольшое разочарование - достался метр, обмеряны габариты - 230 см вместо максимально разрешённых 210, платите ребята по полному весу, 1700р с носа как за негабарит. Естественно, такие траты не входили в наши планы, поэтому даю команду тут же снимать и заднее колесо, чтобы уложиться в установленные нормы. В-общем, меряли мы велосипеды раз пять, снимали не только задние колёса, но и багажники. В конце концов на нас махнули рукой - оставляйте свои велики и побыстрее проваливайте с глаз долой, забыв про сданные ранее рюкзаки, таким образом не взяв с нас ни копейки, хотя вместе с ними перевес был у каждого килограммов пять минимум. Нет худа без добра, как говорится 
        Дальше мы временно разделяемся - я, Антон и Ольга летим в Ташкент, а Виталий ввиду отсутствия загранпаспорта в Душанбе, воссоединение команды по плану через день в таджикском городе Пенджикенте на границе с Убекистаном.
День 1 - 25.07.2010

В гостях у Вадима В гостях у Вадима
Прогулка по Ташкенту Прогулка по Ташкенту
Ташкент Ташкент
Фото на память Фото на память
Ташкент - жд - Самарканд, дистанция 8 км, средняя скорость 17,6 км/ч, высота ночевки 840м, набор высоты за день 20м, температура +32С, ясно

        Четыре часа полёта и мы на узбекской земле. Пока ждали свой багаж на таможенный досмотр уже образовалась нереальная очередь с двух рейсов и чтобы попусту не терять в ней время, решаем прямо тут собирать велосипеды. Этот процесс несколько затянулся и через полчаса, когда основной поток пассажиров прошёл досмотр, вокруг нас собралась почти вся дежурная смена таможенников, проявляя живой интерес к предстоящему маршруту и устройству велосипедов. Естественно, после такого дружеского общения и речи не могло быть о каких-то придирках с их строны, чему нас пугали - все таможенные процедуры превратились в формальность.
        А на выходе с аэропорта нас ждали ташкенские байкеры Вадим(ak630) и Ярослав(Zannuda-1) с которыми я общался через сайт velomania.ru по вопросу организационных вопросов похода в Узбекистане. Ребята специально ради нас приехали в аэропорт в 3(!) часа ночи и ещё час ждали пока мы пройдём таможню, а затем отвезли к Вадиму домой, где мы разместились отдыхать после перелёта.
        Днём была экскурсия по Ташкенту, но перед её началом нас ждал шикарный стол, ради нас даже открыли шампанского, от чего мы просто офигели. Вообще, оказанный нам приём превзошёл все ожидания, у Вадима оказалось своё кафе("Дуэт" в самом центре, рядом с жд вокзалом), которое всем рекомендую.
        Вечером сели в поезд до Самарканда, куда и прибыли спустя три часа. Заночевали на альпбазе "Артуч"(8$ c человека), для туристов это лучшее место по соотношению цена/качества.
        Пока искали "Артуч" произошёл забавный случай - подъехал на улице мужикам узнать дорогу, а уехать так просто не получилось - усадили за стол, налили пива.  Оказалось водилы-дальнобои исколесившие всю Россию, вспоминали с ними родные уральские края. После один из них завёл меня в находившиёся рядом магазин -
- Это мой магазин, бери что хочешь!
- Да нет, спасибо. Ничего не надо.
- Нет, бери. Пока не возбьмёшь всё, что надо не отпустим.
Пришлось взять зубную пасту, плюс вручили палку колбасы. Такое вот гостеприимство :)
День 2 - 26.07.2010

Самарканд Самарканд
Регистан Регистан
Корабли пустыни Корабли пустыни
Начало пути Начало пути
Долина Зеравшана Долина Зеравшана
Горы на горизонте Горы на горизонте
Самарканд - Пенджикент - Суджина, дистанция 102 км, средняя скорость 16,9 км/ч, высота ночёвки 1140м, набор высоты за день 400м, температура +35С, ясно

        Утро прошло за осмотром достопримечательностей Самарканда и ближе к обеду выезжаем на трассу ведущую в Таджикистан. На горизонте ясно просматриваются предгорья Зеравшанского хребта, от чего становится радостно на душе - наконец-то снова возвращаемся в горы.
        Дорога до границы ничем особым не запомнилась - ровный асфальт разного качества, разве что шикарным обедом в абсолютно не примечательной с виду ошхоне. Принесли каждому огромные порции салата, лагмана и самсы. И по деньгам вышло сосем мало - рублей 150 за троих - однозначно лучшее место общепита за весь поход.
        Проходим границу, вызваниваю Виталия, договариваемся о встрече перед въездом в Пенджикент. Однако, доехав, Виталия не обнаруживаем, звоню снова и он огорашивает новостью, что потерял палатку - она была привязана сверху к рюкзаку и судя по всему выскочила на расколбасе, сейчас ездит по Пенджикенту в её поисках. Естественно найти ничего не удалось и теперь у нас всего одна двухместная палатка на четверых. Ну ничего не поделаешь, пока мы внизу ночи тёплые и можно спать без палатки, а дальше по пути будет два альплагеря, там будем искать замену.
        До заката ещё пара часов, поэтому едем дальше, начинаются небольшие подъёмы, длиной метров по 300-500 и тут обнаруживается неприятная вещь - Ольга на них заметно отстаёт, что же будет дальше, когда нам придётся штурмовать многокилометровые перевалы?
        На ночёвку встаём в яблоневом саду за кишлаком Суджина, мы с Ольгой ложимся в палатке, ребята спят под открытым небом.
День 3 - 27.07.2010

Первое походное утро Первое походное утро
Въезжаем в горы Въезжаем в горы
Дорога на Айни Дорога на Айни
Чей ишак круче? Чей ишак круче?
"Тимуровцы" "Тимуровцы"
Виталий Виталий
Подъём на плато Куликалоновских озёр Подъём на плато Куликалоновских озёр
Фаны Фаны
Суджина - Шурча - Альплагерь Артуч, дистанция 40 км, средняя скорость 11,3 км/ч, высота ночёвки 2200м, набор высоты за день 1200м, температура +33С, малооблачно.
 
        Южное солнце не даёт долго спать, поднимаемся в 8 утра, дальше это время подъёма станет для нас стандартным.
 После кишлака Шурча уходим с основной дороги направо в горы.  Ехать уже не так просто, приходится скидываться на самые лёгкие передачи, чтобы заезжать в увеличивающиеся длинной и градиентом подъёмы. Ольга продолжает отставать, прошу Виталия ехать с ней вместе, чтобы не бросать одну на дороге. 20 минут едем, 15 минут ждём. Плохо. В конце концов ловим попутку и грузим её с велосипедом до кишлака Артуч.
        От Артуча до одноименного альплагеря дорога ещё более крутая чем раньше, временами приходится даже спешиваться, чтобы затащить велосипед на руках.
        Заехали. Наверху что-то вроде водохранилища, вокруг первые снежные пики. Отдышавшись, иду помагать Оле, но ей моя помощь не нужна - местные пацаны погрузили на одного ишака Олю, на другого её рюкзак, а впереди один из пацанов гордо катит велик. Молодцы!
        Обедаем у ворот альплагеря, затем проходим пару километров вперёд, где встаём на ночёвку в красивейшем месте на лужайке, окружённой бушующим потоком.
        Завтра мы уходим от цивилизации и надо решать вопрос с Олей. Тут следует сказать, что Виталия с Антоном я знал до похода и мог оценить их физическую форму, а Ольгу взял заочно по рекомендации уважаемого мною человека, готовилась она самостоятельно и встретились мы только за два дня до старта. К сожалению, первые же дни показали её неготовность к уровню предстоящего похода, идти всем дальше в горы это не только ставить под срыв весь график движения, но и рисковать её здоровьем - ишаков и машин дальше не будет, а наших сил будет едва хватать на себя без возможности тащить ещё одного человека. Таджикистан это не Крым или Абхазия. Состоялся непростой разговор, в ходе которого я попытался донести до неё эти факты. Сейчас ещё есть возможность остаться в альплагере и дождавшись попутной машины до Самарканда вернуться в Ташкент, дальше такой возможности до Душанбе не будет. В сложившийся ситуации вина полностью на мне как на руководителе и я её признаю, надо более тщательно подходить к подбору участников в серьёзные походы.

День 4 - 28.07.2010

Подъём на плато Подъём на плато
Привал Привал
За полшага до вершины За полшага до вершины
Куликалоновские озера Куликалоновские озера
Высокогорная флора Высокогорная флора
Куликалоновские озера Куликалоновские озера
Мы на фоне Мы на фоне
Альплагерь Артуч - Куликалоновские озера, дистанция 7 км, средняя скорость - км/ч, высота ночёвки 2850м, набор высоты за день 700м, температура +25С, облачно, вечером дождь
 
        Утром сходили с Ольгой в альплагерь и заселили  её до попутки в Самарканд. К счастью, на территории лагеря есть сотовая связь, позвонил Вадиму в Ташкент и договорился, что Ольга поживёт у них какое-то время, пока не решит вопрос с возвратом в Москву.
        Сегодня  нас ждёт четырёхкилометровый подъём на плато Куликалоновских озёр с набором 700м высоты, собираем вещи и в путь. Оля идёт с нами налегке. Дорога заканчивается, переходя в каменистую тропу, уклон увеличивается до 20-30%. О том, чтобы ехать и речи быть не может, зачастую с трудом закатываешь велосипед вперёд. Сильно помогает возможность снять рюкзак с велосипеда и перевесить его на спину. Путь состоит из двух крутых участков, между ними относительно ровное плато, где делаем привал.
        Долго не засиживаемся, последний рывок вверх и мы на плато. Что вам сказать о том, что мы увидели? Пытаюсь найти, но не нахожу слов, чтобы передать все чувства. Сказка. Пожалуй ничего более красивого я в своей жизни не видел, а видеть довелось уже многое. Смотрите фото, хотя разве могут они хоть чуть-чуть передать всю красоту открывшихся видов... И никакого мусора под ногами, пьяных криков и прочих владимирских централов - первозданная природа. Ради таких мест мы и ходим в горы.
        Прошли вдоль озёр и встали у подъёма на перевал Алаудин(3773, 1А), который предстоит брать завтра. Погода портится, периодически начинает накрапывать неприятный холодный дождь, но это не портит общего настроения. Да, палатку в Артуче найти не удалось, придётся спать втроём в моей полутораместной Salewa Micra.
День 5 - 29.07.2010

Утренние сборы Утренние сборы
Подьём на алаудинский перевал Подьём на алаудинский перевал
На перевале На перевале
Алаудинские озера Алаудинские озера
У озера У озера
Ни капли фотошопа Ни капли фотошопа
Алаудинские озера Алаудинские озера
Куликалоновские озера - перевал Алаудин(1A, 3773м) - альплагерь Алаудин-Вертикаль, дистанция 11 км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 2630м, набор высоты за день 1000м, температура +18С, пасмурно, временами дождь.

        Ночью и с утра идёт дождь, заставляя отложить подъём на полчаса. Как только небо проясняется встаём, завтракаем и в путь. Ольга пришла снизу из лагеря, чтобы подняться с нами на перевал. Могу только восхититься её стремлению к горам, добавить бы ещё к нему соответствующую физическую подготовку.
        Между Куликалоновскими и Алаудинскими озёрами в паре километров друг от друга есть два проходимых с велосипедами перевала - Лаудан и Алаудин, Лаудвн ниже и чуть проще, но Алаудин красивее видами, посовещавшись, естественно решаем идти на более сложный и интересный.
        На перевал идёт читаемая тропа, петляя кольцами серпантинов по склонам, уклоны возрастают до 30-40 градусов, кроме того высота превышает 3000м, что начинает ошущаться снижением КПД организма. Виталий отстаёт, его груз распределён между заплечным и рюкзаком на багажнике, с которым закатывать велосипед в подъёмы почти нереально, приходится челночить - отдельно рюкзаки, отдельно велосипед. Чтобы не затягивать подъём, забираем с Антоном большую часть его вещей, с ними вес рюкзака перевалил за 20кг, что сильно сказалось в финальной части подъёма, умотался по полной. На перевальном фото видно - я даже не в состоянии полностью поднять над головой велосипед, а вот Антону всё ни по чём - мало того, что зашёл самым первым, так ещё стоит рядом и прикалывается. Биоробот.
        Перевал очень красивый - ярковыраженная седловина между пиками Алаудин (4237 м) и Северный (4200 м) c крутыми спусками в обе стороны. Пока были на верху буквально на глазах ветром натащило тумана, незабываемое зрелище. Из тура снимаем записку ярославских горников, оставляем свою, фоткаемся и начинаем спуск вниз. А спуск совсем не простой - крутая осыпь, преходящая в каменный лабиринт ниже. Если кто-то пойдёт нашим маршрутом, в последней трети спуска забирайте вправо в хвойный лес, там идти проще, так как нет камней.
        Тропа с перевала приводит к Большому Алаудинскому Озеру, у которого почти цивилизация - палатки местных и туристов и даже чайхона. Дальше по тропе уже можно ехать и через пару километров она привела нас в альплагерь Алаудин-Вертикаль, где останавливаемся на ночевку.
        Вечером идём гулять вдоль гряды озёр. Ещё вчера казалось, что вряд ли что может перекрыть по красоте Куликалоновские озёра, оказывается может - озёра Алаудинские.
День 6 - 30.07.2010

Спуск от альплагеря Алаудин-Вертикаль Спуск от альплагеря Алаудин-Вертикаль
Дорога на Искандеркуль Дорога на Искандеркуль
Искандеркуль с пер Комсомольский Искандеркуль с пер Комсомольский
Польские велотуристы Польские велотуристы
Искандеркуль Искандеркуль
Искандеркуль Искандеркуль
Фото на память Фото на память
альплагерь Алаудин-Вертикаль - Сарвада - Зеравшан 2 - перевал Комсомольский(авто, 2370м) - озеро Искандеркуль, дистанция 60 км, средняя скорость 15 км/ч, высота ночевки 2200м, набор высоты за день 880м, температура +22С, пасмурно, временами дождь.

        Спали почти двенадцать часов, организм требовал отдыха после пройденного перевала.
        От альплагеря в сторону трассы идёт укатанная грунтовка длинной 26 километров со сбросом километра высоты. Спускаемся наперегонки, местами разгоняясь до 40км/ч. Дорогу часто пересекают мелкие речушки и ручейки, которые проходятся почти не тормозя, взметая при этом тучи брызг. Настроение отличное, приятно сесть на велосипед после двух дней беспросветной пешки.
        Выезжаем на шоссе Душанбе-Худжанд, сюда мы ещё вернёмся, а сейчас спустя 4 км уходим в 30-километровую радиалку на крупнейшее озеро Фанских гор Искандеркуль. Встречаем польских велотуристов - парня и девушку, сегодня нам по пути, но общий их маршрут не чета нашему Станбул-Катманду, расчитывают доехать к концу года.
        Дорога местами грунт, местами разбитый асфальт, вначале почти ровная, через десяток километров начинает круто забирать в 700 метровый подъём на перевал Комсомольский, погода портится, начинается дождь. С перевала открывается великолепный вид на озеро, но погода не даёт времени на любование, спускаемся изрядно промокнув.
        На озере заселяемся в действующую ещё с советских времён турбазу. Ремонт похоже тоже ещё советский, но нам в тот момент многого не надо - на голову не льёт и ладно. Ужинаем в столовой и идём гулять. Место для Средней Азии совершенно не типичное, ливственная роща - берёзы, тополя. И довольно большое количесво комаров, не припомню где бы ещё в Таджикистане их было столько. Пятничный вечер, на территории турбазы много отдыхающих. Одна из компаний таджиков зовёт к себе, немного посидели-приняли, поговорили за жизнь.
День 7 - 31.07.2010

Отдых Отдых
Закат над Искандеркулем Закат над Искандеркулем
Дневка на Искандеркуле, дистанция - км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 2200м, набор высоты за день - м, температура +34С, ясно.

        Сегодня по плану днёвка. Погода наладилась, на небе ни облачка, день обещает быть ясным и жарким. Проезжаем пару километров от турбазы и встаём на берегу озера. Отдыхаем, делаем ТО велосипедам, готовимся к последующим дням похода.
День 8 - 01.08.2010

Дорога на перевал Анзоб Дорога на перевал Анзоб
Анзобский туннель Анзобский туннель
Зеравшанский хребет Зеравшанский хребет
На спуске с перевала На спуске с перевала
Спуск Спуск
Антон Антон
озеро Искандеркуль - Зеравшан 2 - перевал Анзоб(авто/тоннель, 2600м) - Гусхарф, дистанция 115 км, средняя скорость 13,4 км/ч, высота ночевки 1420м, набор высоты за день 1650м, температура +30С, малооблачно.

        Днёвка явно пошла на пользу - моральное и физическое состояние команды отличное, что не может не радовать, так как в планах на сегодня сложный и затяжной перевал Анзоб через Зеравшанский хребет.
        Почти не заметив, заезжаем обратно в пер. Комсомольский, а затем длинным спуском мчимся к трассе Душанбе-Худжанд, где почти сразу упираемся в подъём на Анзоб. Мимо, обдавая жаром выхлопов, натужно ползут фуры, проходя как и мы серьёзную проверку на прочность. Солнце заметно припекает, но несмотря ни на что еду почти в удовольствие, всё-таки неравнодушен я к горам в асфальте.
        Но всё когда-нибудь заканчивается и вот мы стоим перед 5-километровым анзобским тонелем, известным, увы, не с лучшей стороны - льющейсяся сверху на дорогу водой, ямами в асфальте, сильной загазованностью и почти полным отсутствием освещения. В-общем, даже простая поездка на машине оставит незабываемые впечатления, а на велосипеде и подавно, почти экстрим. Была мысль проехать перевал своим ходом, наверх уходила неплохая грунтовка, но дорожные рабочие отсоветовали - с той стороны почти отвесный обрыв, с велосипедом не пройти. Делать нечего, включаем фонарики и катим колонной в тоннель, прощаясь на всякий случай с белым светом.
        Проехали удачно, не считая того, что я, идя сразу за Антоном, и не видя дороги, не успел среагировать на установленные непонятно за чем бетонные столбики на всю ширину полосы и влетел в один из них. Благо скорость была не большая, только чуть поцарапал ладонь при падении.
        А дальше начались серпантины спуска, приводящего в долину реки Варзоб. Проехали президентскую резиденцию, за которой пошла бесконечная череда ресторанов, развлекательных центров, жилой застройки и тп. Нам это оказалось совсем некстати - время близится к закату, а встать негде - с одной стороны горы стеной, с другой сплошная населёнка. Единственный вариант ехать до ближайшего притока  и уходить вверх. Так и сделали, но не тут то было - едем и едем вглубь, заметно набирая высоту, а дома не кончаются, даже в шутку мелькнула мысль, что сейчас обратно заедем в перевал. В итоге проехали пять километров и набрали не меньше 300м высоты, зато встали в шикарном месте - грот в скале рядом с рекой.
        Спали без палатки, ночь тёплая и безветренная.

Комментарии
invin26.01.12, 15:51
Конечно вернулась 
Она дожидалась нас у наших друзей в Ташкенте, улетали домой все вместе.
Guest26.01.12, 14:40
А где же Оля? 
Ребята! Всё очень интересно и захватывающе, но почему нет информации об Оле. Она вернулась? И как она провела своё путешествие?
Guest11.01.11, 20:21
впечатления 
Впечатление от Вашего путешествия выше крыши,будто сам побывал вместе с Вами и перенес все тяготы маршрута.Виртуально был с Вами на всем пути ,не могу повторить Ваш подвиг ,за давностью моих преклонных лет.Оччень понравился Ваш рассказ!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Таджикистан
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало