Незапланированный Памир 
День 14 - 07.08.2010

Долина Вахша Долина Вахша
Памирский тракт Памирский тракт
Гармская трасса Гармская трасса
Походные будни Походные будни
Обед Обед
Предгорья Зеравшанского хребта Предгорья Зеравшанского хребта
Чорсада - Комсомолабад - Либаджар - Навабад - Джинсон, дистанция 92 км, средняя скорость 16 км/ч, высота ночевки 1330м, набор высоты за день 1100м, температура +35С, облачно.

        Продолжаем путь по Памирскому тракту. До Комсомолобада вчерашняя разбитая грунтовка, а дальше появляется выбор - ехать по новой асфальтовой трассе 50 км до Навабада или сократить путь наполовину дорогой через горы. Естественно, нарезать круг асфальтом желания никакого, но здравый смысл и опыт посказывают, что короткая дорога по горам зачастую не самая быстрая, а совсем наоборот. Решаем в этот раз не ввязываться в авантюры и ехать асфальтом.
        В посёлке Либаджар дорога раздваивается, делая ответвление на Памир. У развилки пост милиции, нас тормозят и записывают в специальный журнал. За разговором поведали о своём дальнейшем маршруте, который ментов сильно озадачил. Нет, велотуристы здесь не редкость, проезжают почти каждый день. 99% едет на Памир, изредка кто-то дальше трассой в Алайскую долину Киргизии, но таких как мы, планирующих уйти в горы на север они ещё не видели. Ситуацию усугублял ещё факт того, что рашский район, куда держим путь, в гражданскую войну 15-летней давности был центром проигравшей исламской опозиции и самых непримиримых её сторонников ещё долго отлавливали по горам после окончания боевых действий. Сейчас конечно уже всё спокойно, но плохое долго держится в людской памяти. На нас смотрят с подозрением, просят задержаться, звонят начальству, советуясь что делать. Слава богу, на исламских экстремистов мы мало похожи, показываю им маршрутную книжку похода - смотрите, маршрут утверждён, вот печать, вот подпись. Это и решило ситуацию, нас отпускают, пожелав счастливого пути. Вообще, в Средней Азии очень уважительно относятся ко всякого рода сопроводительным документам и письмам. Решать возникающие вопросы с лесниками, милиционерами и другими представителями местных властей с их помощью намного проще. Обязательно оформляйте что-нибудь подобное, если туда поедете. Хотя бы и как я в фотошопе :)
        Тут уместно сказать пару слов о маршруте похода. Условно говоря он представляет незамкнутое кольцо, пересекаемое как хордой в двух местах Зеравшанским хребтом. Один раз мы его уже преодолели - в направлении север-юг превалом Анзоб, теперь надо проделать тоже самое в обратно, но примерно на 200 километров восточнее. Указанный район очень сложен технически и труднодоступен в виду полного отсутствия автодорог, даже горными туристами посещается крайне редко, а сведений о велопрохождений перевалов восточной части Зеравшанского хребта и вовсе нет. На картах обозначено несколько пешеходных перевалов в районе 4000м, самым простым из которых является Пакшиф(3730м), по сложности примерно равный 1А. Но перевал это ещё пол беды, ромитский опыт показывал, что до перевала надо ещё суметь дойти и в данном случае нас ждали почти 40 км тропы непонятно какого качества. При планировании маршрута мне удалость найти отрывочные сведения о конской тропе на перевал, но в каком она состянии на текущий момент?
        К моменту ухода в горы начинаем интересоваться у местных жителей состоянием троп через хребет. Информация как всегда противоречивая - от "эээ, нормальный дорога, асфальт почти", до "да вы что! там лавины и камнепады, никак не пройти".
        Сворачиваем от Навабада на дорогу вдоль реки Сарбог, идущую к местному курорту - ущелью Комароб, где по слухам просто нереальная рыбалка, туда нам неоднократно советовали ехать отдыхать вместо всех этих гор, перевалов и тп.
        Проезжаем несколько кишлаков, в одном из них нашли пастуха, который в этом году ходил два раза к перевалу. Картина получается безрадостная - перевал есть, вполне проходим, но тропа до него в разрушенном состоянии - завалы, промоины. Человек налегке пройдёт за пару дней, с грузом и велосипедами нет. По низкой воде можно обходить все сложные места по реке, но не сейчас - вода высокая, спадёт только к октябрю.
        Встаём на ночёвку за кишлаком Джнинсон, дорога заканчивается, дальше идти тропой. Оставляем решение о  перевале на утро, необходимо время обдумать ситуацию.
День 15 - 08.08.2010

Река Сарбог Река Сарбог
Зеравшанский хребет Зеравшанский хребет
Привал Привал
Зеравшанский хребет Зеравшанский хребет
Сломанный багажник Сломанный багажник
Джинсон - Гарм - Аскалон - Саришхон, дистанция 54 км, средняя скорость 14 км/ч, высота ночевки 1660м, набор высоты за день 800м, температура +32С, ясно.

        Утром состоялся совет. Голоса команды разделились - Антон не смотря ни на что хотел идти на перевал, Виталий был за возвращение.  Решение оставалось за мной. Душа рвалась вперёд, но разумом я понимал, что в запланированный срок до перевала не дойти. Расчёт был на хорошую конскую тропу, а на деле оказалось повторение Ромита, где за день удалось уйти вперёд всего на 6км, здесь больше 30км и только два дня времени. Рискнуть? Однозначно да, если бы было начало похода, но сейчас даже один день задерки приведёт к неминуемуму опозданию в конечную точку маршрута, а следовательно и на обратный рейс домой. Нет ребята, похоже в этот раз не судьба...
        Собираемся и едем обратно. Что делать дальше? Хорошим вариантом было бы уйти дальше трассой в Киргизию, по пути увидев семитысячники Заалайского хребта, перейти границу с Узбекистаном в Оше и машиной доехать до Ташкента, откуда у нас были обратные билеты. Но Виталию без загранпаспорта путь в Узбекистан заказан, ему вылетать из таджикского города Худжанда, куда добираться из Оша попутками история не меньше чем неделю. Остаётся один вариант - возвращаться пройденной дорогой через Душанбе, часть пути пробросившись на машине. Настроение ниже нуля, первый раз в жизни приходится отступать, не пройдя запланированный маршрут.
        Молча обедаем а Гарме, не глядя друг на друга. Надо идти и искать машину до Душанбе, но просто физически не могу заставить себя это сделать. Всё-таки должен быть вариант продолжения маршрута. Достаём карту и целый час обсуждаем разные варианты. Долина реки Сурхоб, где мы сейчас находимся с одной стороны ограничена Зеравшанским, а с другой памирским хребтом Петра Первого. Чтож, если не получилось с Памиро-Алаем, то попробуем пересечь кусочек Памира. В данной части хребта горы ещё не такие высокие, не выше 4000м, но всего на 50 км восточнее раскинулась зона вечных ледников с высшей точкой - пиком Москва 6785м. Настоящие, серьёзные горы, с места привала их прекрасно видно. На карте нашёлся и подходящий перевал высотой 3307м. Подъём почти до вершины грунтовой дорогой, спуск по тропе вдоль реки Сурхсу. Отлично, туда и едем. По велосипедам и снова в путь.
        Дорога от реки почти сразу уходит крутыми серпантинами в гору. Где-то едем, где-то идём. Проезжаем первый из кишлаков - Аскалон, за которым встаём на ночёвку. Раскладываем вещи и тут Виталий сообщает о поломке своего консольного багажника - не выдержал злоключений похода и отломался в месте крепления к подседельнику. Пока удаётся закрепить его проволкой, пешком можно аккуратно катить велосипед, но на первой же серьёзной кочке отвалится. Только выкинуть.
        Ночью с места ночёвки завораживающий вид на расцвеченный внизу огненными точками Гарм.
День 16 - 09.08.2010

Хребет Петра Первого Хребет Петра Первого
Подъём к перевалу Подъём к перевалу
Ущелье Ущелье
Горы Горы
Трубка мира Трубка мира
Закат Закат
Саришхон-Куль-под пер. Дошихахор, дистанция 14 км, средняя скорость 3 км/ч, высота ночевки 2550м, набор высоты за день 1010м, температура +33С, ясно.

        Проснулся утром от неторопливого разговора рядом. Вылезаю из спальника - стоят три мужика подозрительно на нас глядя. Разговорились, оказалось мы буквально пару сотен метров не доехали до следующего кишлака, Саришхона. С вечера были видны лучи наших фонариков и сейчас они собрали делегацию проверить кто это у них тут по ночам шляется. Все недоразумения быстро разрешились и разговор закончился приглашением на чай к местному старосте.
        За чаем нас больше всего интересовала тема перевала, очередного белого пятна в нашем походе. В этот раз наконец повезло - перевал проходим, более того в гражданскую войну, о которой я уже упоминал, местные жители во время блокады Памирского тракта таскали через него голодающим соседям мешки с мукой. На душе сразу стало легче, если человек с 50кг мешком проходил, значит и мы как нибудь.
        Обнадеженные, едем дальше. Неумалимо надвигается стена хребта Петра Первого, вершинами почти полностью укатанная снегом. Странно, по карте тут нет областей с вечными снегами, август месяц на календаре, давным-давно уже всё должно было растаять, но глаза говорят об обратном.
        На высоте 2300м дорога заканчивается у последнего из кишлаков - Куля, дальше еле заметная тропа. По ней взбираемся на гряду невысоких холмов, закрывавших вид на хребет, теперь ничего не мешает насладиться красотой открывшихся гор. Вот и перевал впереди, выглядит вполне проходимым, у его подножия разбиваем лагерь. До заката ещё часа четыре, но сегодня на дальше не пойдём - на перевал не успеем, поэтому просто отдыхаем, набираясь сил перед предстоящим подъемом.
День 17 - 10.08.2010

Перевал Дошихахор Перевал Дошихахор
Подъём на перевал Подъём на перевал
Вершина перевала Вершина перевала
Перевальное плато Перевальное плато
У перевального тура У перевального тура
Начало спуска Начало спуска
Снежный мост Снежный мост
Привал Привал
пер. Дошихахор(нк, 3307м) - спуск с пер. Дошихахор, дистанция 8 км, средняя скорость - км/ч, высота ночевки 2620м, набор высоты за день 700м, температура +25С, ясно.

        Утром на нас набрели местные охотники. С их слов горы, на первый взгляд кажущиеся безжизненными, довольно обжиты разными животными - встречаются змеи, грызуны, горные козлы, волки. Мне правда за всё время посчастливилось увидеть только что-то вроде лисы, неожиданно выскочившей под колёса и тут же юркнувшей в нору у дороги, не дав времени толком себя разглядеть.
        Выходим к перевалу. Подъём на него очень похож на пройденный вначале похода Алаудинский - крутой слабо осыпной склон. Идти тяжело, но технически ничего сложного. В верхней части появляются снежники и воронки правильной формы дивметром до 10м, заставившие нас поломать голову о их происхождении. Позже нам объяснили, что в таджикскую гражданскую войну перевал минировали и потом мины просто подрывали. Эхо войны.
        Наверху относительно ровное плато, слабо уходящее ущельем вниз. Перевального тура нет, сооружаем свой, укаладывая записку в предусмотрительно захваченную снизу консервную банку. Долго не задерживаемся, так как дует хоть и не сильный, но довольно холодный ветер.
        Спуск вначале совсем неплохой, местами можно даже ехать, но через километр ущелье круто уходит вниз, становясь руслом горной реки Сурхсу. Интересно было увидеть её зарождение из небольшого потока, вырывающегося прямо из скалы. Сначала это просто ручей, но сливаясь с себе подобными, набирает силу, заняв почти всю ширину ущелья. С рекой приходится считаться, жмёмся к склонам, уступая дорогу стихии.
        Собственно говоря, тут прошёл самый сложный участок похода. Узкое ущелье, тропы как таковой нет, неоднократно приходилось бродить реку, выбирая доступный для прохождения склон. Скальные прижимы, заросли травы и колючего кустарника в рост человека, завалы камней. Участок самой высокой категории сложности, повторение Ромита, только ещё хуже, на грани возможностей. С велосипедом в руках идти очень тяжело - колёса постоянно норовят закатиться в трещины между камнями и там застрять, тросы намертво зацепиться в зарослях, переднее колесо с рулём болтается из стороны в сторону, нарушая баланс при прохождении рискованных участков, педали до крови бьют по ногам. Была бы возможность на время спуска обменять велик на гирю 16 кг, сделал бы не задумываясь, честное слово. А может даже и на 24 кг :).
        Смеркается, а конца спуска даже не видно. Чуть отстаю на участке большого завала, идти приходится очень медленно и осторожно, так как стальные шипы контактных педалей отлично скользят по каменным глыбам. Собираемся вместе, ребята в растерянности - где будем ночевать? Да прямо здесь и будем, какой у нас выбор. Место правда мягко говоря неудачное - крутой склон градусов тридцать, заваленный камнями с голову. Но, насколько видно, ничего лучшего рядом нет, а идти дальше в темноте полное безрассудство. Палатку поставить нереально, для неё просто нет места. Придется спать без неё, на наше счастье небо чистое и дождя не предвидится.
День 18 - 11.08.2010

Место ночевки Место ночевки
Сложный спуск Сложный спуск
Наконец-то дорога Наконец-то дорога
Мост Мост
Снова по Памирскому тракту Снова по Памирскому тракту
спуск с пер. Дошихахор - Шахоб - Чильдара - Кофпаргузар, дистанция 47 км, средняя скорость 12 км/ч, высота ночевки 1430м, набор высоты за день 400м, температура +30С, ясно.

        Спалось плохо, постоянно сползал вниз, из-за чего несколько раз просыпался. Зато ночью примерно в десяти километрах внизу отчётливо виделись огни кишлака Шахоб. Что обнадёживало, так как от него начинается дорога по которой уже можно ехать.
        Продолжаем спуск, ущелье несколько расширилось и идти стало чуть легче. На упомянутые десять километров ушла вся первая половина дня и к кишлаку вышли только после обеда. Здесь устроили привал и осмотр велосипедов, которым досталось за эти дни. На раме моего прибавилось никак не меньше десятка новых царапин и сколов, кроме того умудрился погнуть петух и порвать провод велокомпьютера. Но в-общем ничего критичного - покушали, отремонтировались и погнали вниз.
        Дорога не очень хорошая, с крупной галькой и песком, но после пеших дней ускорение передвижения до 20-30км/ч казалось настояшим полётом. От переизбытка скорости и энергии Виталий пробивает на камнях свои бескамерные Rocket Ron'ы. Сильный порез, герметик не помог, но удалось успешно наложить заплатку изнутри.
        На памирский тракт в районе кишлака Чильдара выехали уже под вечер и направились ... конечно в магазин! Поправлять изрядно поредевшие запасы продовольствия. Там правда ничего кроме ролтонов и печенья купить не удалось, но мы и этому были очень рады.
        Оставшиеся до темноты два часа ехали памирским трактом - как и прежде разбитый до состояния грунтовки асфальт, спуски-подъёмы вдоль реки Обиньхоу. Очень красиво и почти без траффика, лишь редкие джипы нарушали безмолвную тишину надвигающегося заката.
        Многие велотуристы собирающиеся на Памир предпочитают пробрасываться на машине от Душанбе до пер. Хабуработа, считая этот участок тракта малоинтересным. На мой взгляд зря, он достоин быть включенным в маршрут. Более того, наш поход показал, что всего чуть в стороне от основной трассы есть интересные и сложные места(Ромит, хребты Каратегинский и Петра Первого), проносящиеся незаметно для многих за стеклом автомобиля.

Комментарии
invin26.01.12, 15:51
Конечно вернулась 
Она дожидалась нас у наших друзей в Ташкенте, улетали домой все вместе.
Guest26.01.12, 14:40
А где же Оля? 
Ребята! Всё очень интересно и захватывающе, но почему нет информации об Оле. Она вернулась? И как она провела своё путешествие?
Guest11.01.11, 20:21
впечатления 
Впечатление от Вашего путешествия выше крыши,будто сам побывал вместе с Вами и перенес все тяготы маршрута.Виртуально был с Вами на всем пути ,не могу повторить Ваш подвиг ,за давностью моих преклонных лет.Оччень понравился Ваш рассказ!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5
Опубликовал Дмитрий Чумало