По Черногории

На сборы купальника, полотенца, сандалий и панамки ушел час, а вот поиск билета и путеводителя занял почти неделю.

Наше путешествие получилось абсолютно спонтанным. В понедельник я позвонила Ярославе, а в субботу мы уже стояли в аэропорту с билетами и думали, что же мы будем делать в стране Черногории-Монтенегро.

В аэропрту таможенники просто отказались досматривать наши рюкзаки и мы выкатились на просторы новой страны буквально с трапа самолета.

Автостоп не пошел. Первый автолюбитель, который остановился, довез нас только до автобусной остановки. Но как же он был рад тому, что мы русские! Как оказалось потом, все очень радуются и первым делом просят привезти им ракету. Так, на Новый Год запускать.

Херцег-Нова

Первым нашим пунктом был город Херцег-Нова. Здесь отдыхают преимущественно свои, иностранцев практически нет. Пока искали кемпинг, все перепутали, перелезли через забор к первым же увиденным палаткам и так нашли приют на 2 ночи в лагере боснийских скаутов, которых охраняли сербские охранники, а вожатые беспробудно пили и тоже были рады тому, что мы русские :)

Море здесь ОЧЕНЬ соленое. Глаза режет. И не тонется.

На острове Мамула

Утром Ярослава, как главная по связям с общественностью, раздобыла нам путешествие на катере к острову Мамула, на котором находится крепость-тюрьма, а в прошлом - оборонительное укрепление на входе в бухту. Хозяин катера - Дэн - отлично говорит по русски, без акцента.

Остров - маленький, мы обошли его за 20 минут. Рельеф - разнообразный, от галечных пляжей до острых промытых скальных участков. Еще там растут растения, похожие на Алоэ. Сначала я подумала, что на острове растут молоденькие сосенки, а оказалось - это цветет Это растение.

Крепость - интересная. И чистая! Доступно все, и подвалы и чердаки. А с последнего этажа на крышу главного сооружения растут инжирные деревья, с которых можно собрать хороший урожай. Инжир был хорошим бонусом к нашей прогулке.

Еще Дэн тут же распознал в нас альпинистов-туристов и т.п., после чего общение стало ну совсем задушевным. Дэн выдал нам маски, ласты, удочки и мы остаток дня проводили в этом инвентаре, иногда бегая на крышу за инжиром :)

От Розе до Будве

А после этого мы заехали в маааленький городок Розе, что напротив Херцег-Новы. Итальянская миниатюра. 4 дома и отель с соломенными хижинами с соломенными крышами, правильной музыкой, правильным баром и исессно, серфингистами.

Дальше мы поняли, что соломенные крыши - это признак хорошего.

А потом мы сели на обычный рейсовый автобус и куда-то поехали. Решили вылезти там, где больше понравится. Автобус похож на те икарусы, которые ездят у нас по глубинке. Водитель был счастлив, что везет русских.

Путеводитель мы потеряли. И дальше ориентировались по обложке от путеводителя по Хорватии. Вполне хватило.

Проезжали городки, островки, автобазу, наслаждались типичными фрагментами европейского побережья - черепичными крышами, каменными домиками, зеленью, церквушками, Которским заливом, ну и бытовой стороной жизни черногорцев. Бензин у них стоит около 1 евро. И дизель тоже. Поэтому автотранспорт тоже стоит денег приличных.

Следующей нашей базой стал кемпинг в самом турситическом городе страны - Будве. Кемпинг стол 2 евро с человека в день плюс сколько-то за палатку. Но мы решили потратить эти деньги на персики и пару дней жили в кемпинге нелегально, после чего уехали.

Будва и прилегающие городки - типичные курортные городки с пляжами, заваленными телами туристов, сладкой ватой и пончиками.
От этих видов становилось тошно и мы забирались на самые окраины береговой линии, где находили самые классные места для купания и ныряния. Опять же, соломенные крыши нас не подвели :)

В Будве есть лебедка, на которой можно кататься на водных лыжах и вейкборде. Стоит 6 евро в час. Я в шоке, я поеду туда еще раз чтоб накататься до упаду.

Еще в Будве потрясающий Старый Город. Он тоже очень типичный для этих краев. Каменный, окна со ставнями, узкие лабиринты улочек, черепичные крыши, пальмы, волны, бющиеся о стену... Это стоит смотреть и прочувствать.

В Старом Городе есть музей и библиотека. Тоже старые, где собрано много книг про историю Черногории. А так как язык славянский и алфавит-кириллицей, то мы даже пытались читать эти пожелтевшие книги. Очень интересно!

Остров - отель Свет Стефан

Свети Стефан - или остров-отель Святой Стефан. Чаще всего встречается на проспектах о Черногории. Остров с выстроенным на нем городком соединяет с берегом насыпная дамба. Вход в отель стоит 2 евро. Мы протиснулись как-то так, очаровав билетеров Ярославиным международным преподавательским билетом, который (как и ISIC) в Черногории никому не известен.
Узкие крутые тенистые улочки, зреющие гранаты, сосны, пальмы. Исессно, типичная церковь с колокольчиками. Крутые скалистые берега, о которые бьются и пенятся волны. И бассейн отеля :) В который я занырнула даже не подумав, что он наверное для проживающих в отеле :)Кормили рыб булкой. Пили пиво и были счастливы :)
Горная Столица Цетинье

Дальше мы двинули в горы, подальше от тюленей. В Черногории 2 столицы. Одна - историческая - Цетинье - там сейчас остались одни музеи, монастырь и бабушки, вяжущие кружева. Вторая столица - административная и большая - Подгорица. Очень похожа на наш Туапсе. Всем.

В Цетинье было жарко, очень. В Монастыре выдают смешные белые одежды, а еще в нем очень тихо, спокойно и хорошо. В роднике охлаждались, как могли.
Еще в Цетинье есть огромный рельефный макет страны. 15 на 15 метров, если не больше. Выглядит впечатляюще. В кафешке на автостанции нам стали наливать ракию, как только прознали, что мы ..... :) Ракия была хороша :) даже в жару! А вообще, местным там делать нечего, дома топятся дровами, машины остались из далекого прошлого, а карта города нарисована на стене одного из домов.

Зарисовка из жизни местных жителей: с 11 до 12утра все мужское население города сидит по кафешка, выпивая чашечку кофе, выкуривая сигарету и просматривая Спорт-Экспресс. Женщины - работают по кафешкам, магазинам или просто сидят дома. Кофе с сигаретами по утрам в кафе - это не женский удел в этогороде, да и в большинстве городов, где мы были.
Национальный парк Дурмитор

Подгорица - пыльный город. Туда ходят поезда. Ничего особенного.

Национальный парк Дурмитор. Название этой страны не зря связано с горами. Они там необычные! Очень крутые, с резкими перепадами и глубокими каньонами. В горах нам было хорошо и очень понравилось. Горы похожи на Крымские (Байдары, Ай-Петри и другие). Много ягод.

Скальные участки для крутых альпинистов, маршруты для горных туристов разной сложности, горнолыжный комплекс - все там есть.

Я впервые поняла, что такое Национальный Парк, когда мы зашли в парк "Черное Озеро". Вокруг озера грунтовая лесная дорога, бегают спортсмены, стоят скамейки, пасутся коровы, лодка на причале, чистота и красота. И ощущение нетронутой природы!!! Раньше думала, что облагораживание природы - попсятина, теперь мне нравится такая идея.

Отдельный абзац посвящу Мишо - хозяину кемпинга в Жабляке, городке, откуда начинаются маршруты по Дурмитору. Мишо отлавливает своих постояльцев прям на автобусной станции, загребает в охапку и отвозит к себе...А там - ставь палатку, живи, общайся - у Мишо хорошо. Жутко предприимчивый. Мы застали у него 3 автобуса с Чехами и микроавтобус с Поляками, которые только вернулись со скального маршрута жуткой категорийности. Пили все вместе. В горах люди - свои, родные. Дружно, с кострами, с утренним похмельем и отсутствием языковых барьеров.
Наутро Мишо скупил все палатки у Чехов и все были очень довольны.

Поехали на рафтинг. Плевались. Река спокойная, чуть не уснула, держась за весло. 45 евро было крайне жаль. Лучше сходить на перевал.
Эпилог

Потом снова Будва, море, дискотека, вино, гамбургеры.
Из вина у них 2 вида - красное и белое. Вранач и ...(названия не помню).
Из еды - гамбургеры, пицца.... А остальное надо поискать. Но если найдете - то порции будут большие. Какой-то необычной или экзотической пищи не сыскать. А вот в выборе вина ошибить сложно - либо красное, либо белое :)

Цены - да не выше московских. Персики, вино, гамбургеры, пицца, суп - все по 1 евро. Кофе - 1,5 :) Вобщем, приятная страна, вполне доступная для вольных путешесвтий по ней.

Можно ли туда ездить с велосипедами? Можно. Правда, будьте готовы, что между городами расстояния приличные, а по побережью идет всего одна дорога с хорошим движением.