Полярный Урал / Водный туризм | Рыбалка | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Большая Хадата, Полярный - рыболовный сплав с косячной заброской

1 - 21 августа 2015 г.
Р. Хадата (Хадыта), Полярный, рыболовный сплав с косячной заброской
р. Большая Хадыта от истока – р. Щучья – мост через р. Щучья (110-й км Бованенковской трассы).

Общие данные

Авто-водно-рыболовный поход по р. Большая Хадыта – р. Щучья.

01.08.15 – 21.08.1

Основным организатором мероприятия был Дмитрий Гулин, к которому мы присоединились, т.к. у нас не собралась команда на этот же маршрут.

Нитка маршрута:

Заброска (01.08.15 -05.08.15):

1.       Авто (личный микроавтобус): г. Магнитогорск – г. Уфа – г. Набережные Челны – г. Мензелинск - г. Киров – г. Ухта – г. Сосногорск (1830 км);

2.       Поезд: г. Сосногорск –  ст. Сейда; пересадка; поезд: ст. Сейда – ост. пл. 110 км.;

3.       Авто (наемный ГАЗ-66): ост. пл. 110 км. -50-й км пути, пересадка на вездеход –  оз. Бол. Хадытаёганлор (105 км);

(Заброска проходила через несколько  областей:  Челябинская обл. – Республика Башкортостан – Республика Татарстан – Кировская обл. – Республика Коми – Ямало-ненецкий округ).

Активная часть (06.08.15 – 17.08.15):

1.       Радиальный выход на ледник ИГАН (11.5 км); радиальный выход на перешеек между  оз. Большой и Малый Хадытаёганлор (10 км);

2.       Сплав: р. Большая Хадыта от истока – р. Щучья – мост через р. Щучья (110-й км Бованенсковской трассы (123км);

(Активная часть маршрута проходила в Ямало-Ненецком округе).

Выход с маршрута (18.08.15 – 21.08.15):

1.       Авто (наемный УАЗ): мост через р. Щучья (110-й км Бованенсковской трассы) – г. Лабытнанги (117 км);

2.       Поезд: г.Лабытнанги – г. Сосногорск;

3.       Авто (личный микроавтобус): г. Сосногорск-г. Ухта – г. Киров – г. Набережные челны – г. Мензелинск - г. Уфа – г. Магнитогорск (1830 км);

Участники:

Обзорная схема:

Обзорная
Примечания к маршрту

Основная часть заброски осуществлялась на личном микроавтобусе Гулина Д. (8-ми местный Фиат Дукато): Магнитогорск – Ухта.  Далее – ж/д поезд и вездеходный транспорт.

В качестве станции отправления, до которой можно было доехать на автомобиле, остановились на г. Сосногорске (пригород г. Ухта): поезд на этой станции стоит 25 мин (в Ухте – всего 2 мин).  После Ухты автомобильных дорог нет: только ж/д и зимники.

В качестве станции прибытия  остановились на ост. пл. 110 км (он же 106 км, он же пос. Полярный), т.к. только отсюда можно было заброситься к истокам р. Большая Хадыта более бюджетным способом – на ГАЗ-66 (цены на вездеходы подскочили: 80 тыс. за вездеход, берут не больше 6 чел, если группа 8 человек – нужно 2 вездехода 160 тыс, , либо один большой за 150. Тогда, как на ГАЗ-66 обещали довезти за 80 тыс). Есть возможность забрасываться и ч-з Воркуту, но этот вариант до похода проработан не был (информацию узнали от квадрациклистов, которых встретили на озере).

Билеты на поезд (туда/обратно) покупались за 45 дней.

На ост. пл. 110 км. не останавливаются московские поезда – только местные Воркутинские. Поэтому добираться пришлось с пересадкой  (скорый поезд  «Москва – Лабытнанги»  от г. Сосногорск  до ст. Сейда; местный поезд «Воркута – Лабытнанги»  от ст. Сейда до ост. пл. 110 км.).

В городах Ухта, Сосногорск время московское; на ост. пл. 110 км, в районе маршрута, а также  в г. Лабытнанги,  время уральское (т.е совпадает с магнитогорским).

Контакты забросчиков нашли через интернет (сайт «Вездеходы Урала»).

Также нашли контакты людей (с большим трудом), которые вывозят с конечной точки маршрута – надеяться на авось не хотелось (как потом выяснилось – заранее договорились не зря).

Маршрут практически полностью проходит  в Горно-хадатинском заказнике (начиная от начальной точки маршрута – озер; границы заказника кончаются после впадения в р. Щучья р. Малая Хадыта). При планировании маршрута начиталась «ужасов» про ужесточение пропускного режима и штрафы, поэтому разрешение на посещение сделали, тем более денег за это не берут (как потом оказалось – наличие разрешения егерей не интересовало, но с разрешением все-таки спокойнее).

Незадолго перед выходом перетусовался состав группы – в итоге нас  8 человек (2 катамарана-четверки).

Часть сплава предполагалось пройти на моторе. С собой было взято 8 л. бензина.

С собой везли 2 газовые горелки.

Часть группы этот маршрут проходила в 2011 г. (Гулин, Иванов).

Накануне поход, в течении 2-х месяцев, в районе путешествия шли дожди, поэтому уровень воды по приезду был высоким.  Но, так как дожди, практически,  прекратились (как раз с нашим приездом – несмотря на прогноз Гисметео), уровень воды начал интенсивно падать и падал на протяжении всего сплава.

Заброска, или как мы вляпались

1.     Заброска на маршрут – или урок на будущее «на чем нельзя экономить».

01.08.15. ( авто Магнитогорск – Сосногорск).

(время местное -уральское)

Вещи грузили накануне вечером.

Сборы были объявлены на 6.30.

Дима  с утра всех собрал по городу. Орлова забирали из Смеловска.

В 7.00 выезжаем из Смеловска.

Едем более – менее в комфорте. В багажном отсеке на вещях намяли спальное место: по ходу движения меняемся: два рулевых впереди, пересменка спит сзади, остальные сидят. Каждые 3-5 часов смена водителей (рулили по очереди 4 человека).

Погода замечательная: тепло, солнце, а там, на Полярном Урале, Гисметео ничего хорошего не обещает…

Не доезжая Уфы, ушли по развязке на Самару, потом – на Казань. Время 12.30. К этому часу народ оголодал, съехали с трассы к полю подсолнечников и остановились на обед (Лена дома зажарила курицу).

Я воспользовалась остановкой и нафотографировала подсолнухов.

Едем по М-7 «Волга» по  указателям на Казань («рулит» навигатор). Трасса в идеальном состоянии. Одностороннее движение, ровный асфальт, груженый Фиат «летит» 110 - 120.

В районе 16.00, не доезжая до Мензелинска, останавливаемся на перекур:  открывается вид на Нижнекамское водохранилище.

Потом встреваем в пробку  – ремонтируют участок пути от моста ч-з р. Мензеля и, практически, до д. Кузембетьево:  светофоры, километровые хвосты машин в оба конца. Двигаемся как черепахи, практически до Мензелинска (на протяжении 40 км 5 или 7 кусков ремонтных работ – на эти 40 км. ушло 2 ч.!).  Более подробно о трассе – на обратной дороге.

На ужин остановились в 19. 00 – на трассе, кафе «Ошма» (перекресток « Мамадыш – Тюлячи – Кукмор»). С удовольствием навернули соляночки.  Неплохое кафе с приемлемыми ценами.

Потом полил дождь, под дождем потеряли один дворник. Потерю пережили.

02.08.15.

( авто Магнитогорск – Сосногорск, поезд  Сосногорск - ст. Сейда).

В 10.00 остановились на завтрак в закусочной «Маяк», в 60 км от Ухты. Завтракаем плотненько – всех тянет на жиденькое и горячее.

Едем всю ночь, останавливаемся на отдых, кофе, замену водителей.

Ночью, после Сыктывкара, пролетели без стояний (едем практически одни) еще один кусок ремонтных работ – мост через р. Ропча.

В 11. 30  приезжаем в Ухту – с огромным запасом времени!   (поезд только в 21.26 мск.)

На дорогу протяжённостью 1830 км. закладывали 36 часов, в результате доехали за 27.30 часов.

(Далее время местное  - московское).

Сначала поехали на ж/д вокзал г. Сосногорска  (7 км от Ухты): надо было найти место, где бросить машину. Подсказали местные таксеры: прямо рядом с ж/д – теплый ангар, 130 р/сутки – для нас цена приемлемая. Потом вернулись в Ухту закупить продукты (с собой везли только сублиматы – все остальное планировалось купить в Ухте). Льет дождь. Пока искали магазины, через окно наблюдали за шествием: колонна из машин и людей с флагами – день ВДВ, дождь не помеха.

К обеду вернулись в Сосногорск – нашли место недалеко от вокзала на берегу р. Ижма, рядом с мостом: пообедали, запаковали продукты. Потом сдали машину, и на вокзал – ждем поезд, бездельничаем, кормим голубей семечками, играем на гитаре, шатаемся по привокзальным магазинам (каждый ищет свое…).

Пока торчали на вокзале – озаботились багажом: оказалось, у поезда есть свой багажный вагон, в который можно положить «лишний вес» и негабарит. Во избежание скандалов при посадке (которые в последнее время участились), решили взять 3 багажных билета (800 р/за 3 места) – потом об этом пожалели…. Как было указано в багажном билете, 1 место должно быть не больше 60 кг – решили в багаж сдать  бочки (их у нас 4) +  катамараны, мотор.

В 21.00 объявили посадку на поезд (№ 376 ЯА «Москва – Лабытнанги»).

Грузились в 2 вагона – багажный вагон оказался в другом конце поезда.  Погрузив спакойненько вещи в багажный вагон, выясняется, что к нам у дежурного поезда есть претензии: оказывается, один багажный билет – это не 60 допустимых кг., а 1 багажное место! Т.е, они смотрят не на вес, а на количество мест. Решили груз связать – изобразить, например, из 4 бочек одно место, потом плюнули, бочки забрали в основной вагон, вместо них принесли что-то другое. Результат: заплатили как честные человеки за груз, а по итогу просто лохонулись… В нашем вагоне  сидела еще одна группа  водников – без багажных билетов и кучей шмотья, к ним претензий у начальника поезда почему-то не было.

В поезде с удовольствием растягиваемся по полкам  - приятно расправить конечности после суток, проведенных в машине.

Жд ветка

03.08.15.  (поезд  до ост. пл. 110 км.,

заброска на Хадату на ГАЗ-66 – траги-комическая часть нашего похода…). Или, зачем на Хадату лучше забрасываться на вездеходе.

В 10.40 выходим на ст. Сейда: стоянка 2 мин, а нам надо умудриться выкинуть вещи из 2-х  вагоном, поэтому начинаем движения по вагону минут за 40 до остановки, потом делимся на 2 группы.

В Сейде через 2 ч.  пересадка в поезд № 653 «Воркута – Лабытнанги». Вагон общий, в билетах указаны места (у нас 2 соседних купе), в результате же – бардак: сидят как хотят (народ – в основном, местное население). Попытались навести порядок (с разрешения проводницы) и пересадить всех по билетам, но на наших местах сидела тетенька с инвалидной коляской и ребенком. К тому же, проводнице, видимо,  было лениво принимать участия в наведении порядка (она практически не появлялась и при посадке). Поэтому она вдруг вспомнила, что у нас может быть перегруз (а вы тут шумите!) и начала нам грозить разборками. Разборки уже достали – в результате раскидали свои «косметички» по всему вагону, доставляя неудобства остальным пассажирам.

На ост. пл. 110-й км прибыли в 18.00. Поезд стоит всего 2 мин – поэтому проводница нас судорожно выпроваживает.

Льет дождь. Нас уже ждет ГАЗ-66 -  забросчик (Антилогов Александр) встречает у поезда и начинает нас поторапливать – «Надо успеть до темна проехать перевал». Грузимся в какой-то непонятной спешке. В центе 66-го – огромная гора шатающихся  вещей, сами устраиваемся на сидушки по бокам.  В кабине – Александр и шофер.

Не прошло и 20 мин с прибытия поезда – а мы уже едем, на ходу перекладывая поудобнее груз.

(Далее время местное  - уральское).

Дорога поначалу  визуально выглядит неплохо. Едем по лесотундре, постепенно поднимаясь в горную часть. Вокруг горы в тумане, влажно после дождя.

В 20.40 останавливаемся –  выясняется, что на задней оси потекла тормозная жидкость.  Водилы посидели под машиной, поковырялись - едем дальше. Через час – опять встаем: тормозная жидкость, похоже, вытекла окончательно, а в запасе ее нет; выход нашли: дальше едем без тормозов. Впереди – крутой подъем, который с первого раза не смогли преодолеть и заглохли; катимся назад; со второй попытки, разогнавшись, на последнем издыхании заползли..

А как же мы будем спускаться с  перевала, еще и без тормозов?...

Время позднее – но светло (белые ночи).

Через 55 км (примерно пол пути)  из окошек 66-го видим чум – обрадовались, уже мысленно купили и съели оленя – а нас без остановки везут дальше. Макс бурно возмущается, но его никто не слышит...(странно как-то, обычно туристам стараются показать местный колорит).

Проезжаем брод через ручей Перевальный, впадающий в р. Лонготъеган, судя по реву и тряске – едем по колее. Потом 66-й дергается, кряхтит – пыхтит и ….нас выпускают – застряли.

«Слезайте, граждане! Приехали, капец»…

Время 24.00, здравствуй следующий день.

04.08.15.  (заброска, дневка в ГАЗ-66)

Осмотр места происшествия показал, что 66-й действительно шел по дороге – по колее, и, видимо решив ее проскочить, свернул в тундру на траву: в результате  сел мостами на бугор, который скрывала трава, хорошо так сел... Картина «Приехали»: параллельно идут  две дороги, а между ними в плывуне – застрявшая шишига….

А дальше начался аттракцион, причем с нашим активным участием (Зачем?).

Сначала пытались откопать, подкладывая «деревья» (в хозяйстве была совковая лопата с подломанной ручкой  - ручка вскоре успешно сломалась). Потом водилы вспомнили, что у машины должна быть лебедка – лебедку (недолебедку )нашли: у нее тут-же с треском срезало шпонку (реплики: «Эх, машина то не моя, вот в моей – лебедка электрическая..», «Да, я так последний раз застревал в 70-м году»). Потом были испробованы разные варианты: опять копали, домкратили, толкали, привязывали веревке к колесам – кончилось все тем, что сломали полуось… без тяжелой артиллерии теперь не обойтись. А машину все больше засасывало, она ушла уже в жижу на треть колеса.

Шесть утра, мы грязные, злые, голодные. К тому же холодно.

Тут наши забросчики решили, что им надо поспать немного (якобы они не спали сутки - очень много групп забрасывается в этом году); утром они пойдут в чум – в чуме есть квадрацикл; на квадрацикле они вернутся в Полярный, там у них есть еще один 66-й, который сможет вытащить; а еще, завтра им надо встречать другую группу (видимо, на той 2-й машине, которая есть в Полярном), эту группу будет сопровождать вездеход (и вездеход, если что, поможет).  В общем, все, что мы поняли на тот момент, это то, что мы встряли… на неопределенный срок… Постепенно в наши организмы проникают  паника и ужас ситуации …

Спать пошли и мы (мы то тоже не спим уже сутки), если это можно назвать сном – палатки доставать не стали, легли кто-где смог прямо в шишиге на жестких скамейках.

Чум проснулся часов в 10 – оба водилы ушли (почему ушли оба - не понятно), потом видимо уехали в Полярный. Мы остались одни в застрявшей машине ...

Вещи решили не разбирать, палатки не ставить   – почему-то надеялись, что спасут нас очень быстро...Да и вокруг сырость, ногой встаешь - просачивается вода.

Метрах в 500 от нас – истоки  р. Лонготъеган. Дима собрал удочки и пошел на разведку, пробираясь через плотные заросли карликовой березки; через часа полтора вернулся ни с чем. После обеда рыбачить пошел Володя, вернулся через час с  крупным хариусом.

Рыбаки оживились  –  рыба есть! будет, чем заняться, пока ждем спасателей.

Во второй половине дня рыбачили. Дима с Максом сходили в чум  за олениной (на спирт купили кг 5 чистого мяса и целую печень). Лена насобирала грибов. Варим шулюм, жарим грибы, делаем хе  (прямо в кунге, запасное колесо приспособили под стол, готовим на газу) – немного повеселели и подобрели. Баню б еще для полноты картины.

Размышляем… наша ситуация – совсем не уникальная (сколько таких историй бродит в интернете), это просто  мы так встреваем 1-й раз…

В болотине рядом растут цветы, похожие на одуванчики.

Позже узнала, что они называются пушицей.

Вечером в поисках развлечений пошли толпой на экскурсию в чум. Народ оказался гостеприимным (это были коми – зыряне) – с нами вышли пообщаться и женщины, и дети, и старший смотритель чума - колоритный дедок в пончо.  Люди совсем не бедные: в хозяйстве на 2 семьи - генератор, спутниковые антенны, телевизоры, 2 квадрацикла (на них пасут оленей, возят хворост), детишки бегают с ноутбуками. Пригласили внутрь чума (все чистенько, ярко), разрешили погладить оленей.  На территории чума порядок – все на своих местах. Все заняты делом: женщины рубят высушенные заранее карликовые деревья на мелкие веточки, дети их складывают в кучи. Кто варит, кто что-то строгает. В чуме,  в основном, женщины и дети, мужчины уходят пасти оленей. Женщины одеты в пестрые яркие юбки. Дедуле рассказали про нашу беду, он же сказал: «Когда ехал мимо – не остановился: не хорошо это, далеко не уедет». Потом  по доброму так успокоил – «к утру машину совсем засосет, уже не вытащат, кран нужен…».

На обратном пути из чума за нами увязался маленький глупенький олененок (зовут «Пятнышко»)  и  собака Жорик – Жорик, потому что много жрет (этакая «няня» олененка: олененок ходит за ним по пятам) – дошли с нами до машины.

Жорика накормили остатками макарон. После чего выгнать их не смогли (собака улеглась у машины, а олененок грыз неподалеку траву). Позже за ними пришла женщина из чума. Олененка забрала, а собака так и осталась лежать  возле машины (видимо, в надежде еще  на порцию макарон).

День / Ночь  - все смешалось, потерялись в днях, во времени. Уже кажется, что сидим тут целую вечность.  Шишага ушла в грязь уже на пол колеса, из кунга теперь не выпрыгиваем, а выходим.

05.08.15.  (заброска, в ожидании чуда)

Два ночи, мы все еще сидим в кунге, и это не страшный сон – реально сидим и ждем непонятно чего. Никого нет…По нашим расчетам, горе-водилы с другой шишигой должны вернуться ближе к ночи, т.е часов в 12 - час ночи (новая группа едет тем же поездом, что и мы, т.е. ехать им столько же, сколько и нам). Так и засыпаем, скрючившись на жестких сидушках.

Вдруг просыпаемся от явного звука вездехода и света фар. Три ночи. Выскакиваем – точно кто-то едет! Быстро собираемся, все шмотье выносим на улицу (Зачем-?). Подъезжает шишига (за рулем наши водилы) и вездеход.

Ну все, наконец то мы поедем!

Из шишиги вылезла группа – человек 12,  вездеход был тоже явно забит народом…

Один товарищ из прибывшей шишиги бежит к нам с тирадой возмущений:

- «Вы зачем шофера напоили?»,

понять ничего не можем – кто кого напоил, когда поил?

Я буркнула и почему-то спросила - « Никто никого не поил… Вы не из Москвы?...А кто в вездеходе?».

Он: «А кто ж трезвым так заехать может, вон же рядом дорога!?... Из Москвы…  в вездеходе пьяные уфимцы». Без комментариев…

Тем временем наши водилы по - деловому так забегали, из прибывшей шишиги вытащили деревянные брусья, реечный домкрат, полуось на замену.  Зацепили трос спереди и начали тащить другой шишигой – наша  же шишига держится стойко: пыхтит-упирается, колеса прокручивает, но  мостами надежно удерживается в грязи, - с места ни на сантиметр.

Дергали минут 30. Ничего.

Москвичи начали бухтеть на наших шоферов: «бросайте все нафиг и поехали, а потом за ними возвращайтесь»; нам же предложили сменить маршрут и сплавляться по р. Лонготъеган. Александр с мольбами пошел к водиле вездехода   - типа, давай ты зацепи и вездеходом вытащим. Вездеходчик в отказ – «ты тяжелей меня  раза в три, не вытяну».

Психи, нервы, непонятки. Все же вездеходчик уговаривается – цепляют трос и дергают уже вездеходом. Наша шишига стоит как вкопанная… Вездеходчик психует, скидывает трос и уезжат.

Наши водилы метаются, рядом орут москвичи – «поехали уже!». Наши водилы садятся в шишигу  (опять оба), на ходу нам обещая, что  забросят группу, а за нами вернется вездеход….

Ну да, «правильное решение»: начал забрасывать группу – вляпался – бросил группу – поехал забрасывать другую группу, а вы посидите тут – у вас же все равно отпуск, потом может встречу еще одну группу и займусь ремонтом, а потом и вами…Москвичей тоже конечно понять можно, хотя "осадочек остался".

4 утра, тишина, все уехали, мы опять остались одни в полной растерянности…. Пошли досыпать в шишигу.

В течении дня ждем – прислушиваемся к звукам, смотрим вдаль, высказываем различные предположения.

Родились простые - но злые стихи:

Водила мудак,

Все сделал не так,

Лебедку забыл,

Шишигу сгубил.

В порыве злости я накарябала ручкой и внутри шишиги послание горе-водителям…(в следующий поход на всякий случай надо брать с собой маркер!).

И тут у нас появилась гениальная и одновременно бредовая идея: а что, если до озер доехать на оленьих повозках? (накануне в чуме в разговоре дедок сказал, что отсюда до озер по прямой километров 25). Решили еще раз посетить чум и поговорить на полном серьезе о такой возможности. Но, увы, идея родилась с опозданием: оленей вчера угнали  на дальнее пастбище километров за 50 от чума….В «табун» ехать некому – квадрики  вместе со стадом…Эх, а наши больные мозги уже успели все это представить - представили, как мы на оленях приезжаем к озеру...

Продумали и еще один вариант при худшем исходе событий (не по наводке москвичей): начать сплавляться прямо от чума, по р. Лонготъеган….но этот маршрут эмоций не вызывал.

Часа в 2 дня Дима вдали, со стороны перевала, различил двигающуюся машину, позже появился и звук: точно, что-то едет. Еще через час подъезжает шишига с нашими клоунами – забросчиками.  Выходят, грубовато обращаясь к нам: «А что не копаете то!». Ничего себе поворот… (Как мы их «не побили» за такие слова тогда – до сих пор загадка….). Начинают бегать вокруг машины, о чем то рассуждают. Мы уже не вмешиваемся – достали…Нам говорят « сейчас подойдет вездеход и поедете на вездеходе».

Вездеход (ГАЗ-71) подошел через час. Сразу стало понятно, что водитель вездехода Эдуард не намерен заниматься нами, более того – он даже был не в курсе, что должен нас везти! («с чего вы взяли, что я вас повезу?!»), и вообще, у его жены завтра день рождения и ему надо быть дома, и что он уже 2-е суток за рулем.

Наши  клоуны тем временем потихоньку смотались к завязшей шишиге и, игнорируя нас, начали бегать вокруг нее, изображая бурную деятельность.

Эдуард  уходит со словами «Все, я поехал.».

Тут наше терпеливое терпение кончается…

Я понимаю, что спасти ситуацию может только женская истерика....набрасываюсь на Александра – «Оторвитесь от своей колымаги и решайте проблему с вездеходчиком, делайте что-нибудь уже с нами, ремонтировать будете потом!»,

эти клоуны в ответ: «А! (типа – придумали!) Сейчас мы съездим с ним за другой машиной. И надо привезти горючку (оказывается горючки мало!)».

Тут в роль вошла и Лена, завопив: «Стоять! Бояться!  Никто никуда отсюда больше не уедет, пока нас не повезут!», пошли угрозы:  «Шишигу сожгем, в интернете пропиарим и т.п».

Александр поплелся к вездеходу, слышим ругань вездеходчика, идем уже сами его уговаривать («войдите в наше положение, а как же взаимовыручка на дороге и все такое»).

В ответ – «вас много, груза много, вы же сами хотели подешевле, вот и получайте».

Резко садится в вездеход, разгоняется (подумали – все, уезжает…), резко разворачивается около наших вещей и говорит «Быстро грузитесь!»

Погрузились конечно быстро.

Нашим забросчикам -  ни до свидания, ни денег…Трое село наверх (на крышу, рядом с вещами), один – в кабине рядом с шофером, остальные внутри.

Время 16.30.

Наконец поехали!

Едем какое-то время по правому берегу р. Лонготъеган, потом вброд переезжаем реку и едем уже вдоль  ее левого берега. Отсюда уже просматривается дорога на перевал.

Перевал  (через г. Лонготьегантай) находится в 10 км от чума. До перевала ехали час. Подъем крутой (градусов 30-35) и затяжной, по каменистой дороге сверху вниз текут ручьи. Не понятно, как на такой перевал планировали завезти полураздолбанную шишигу  без тормозов….

Высшая точка перевала – высота 508 м. (чум находится на высоте 297 м., т.е поднялись на 211 м.).

Такой же крутой и спуск с перевала. Так же текут ручьи, только теперь уже направление ручьев совпадает с нашим.

Спустившись с перевала, вездеход останавливается перед р. Немиръеган на передых. Рядом валяются брошенные ржавые цистерны, следы прошлой человеческой деятельности.

Далее переезжаем по броду на правый берег р. Немиръеган и поворачиваем на север в сторону гор. Вокруг красоты. Моросит мелкий дождь.  Далее едем по левому берегу р. Сядотляха.

Дождь быстро кончился.

В 19.40 доехали до оз. Бол. Сядатата, объезжаем его по левому крутому краю по болотине – вездеход идет под большим креном (P.S: позже узнали, что в этом озере наши забросчики подтопили группу москвичей, с которыми мы общались около чума: 66-й объехать озеро по склону не может – слишком большой уклон, поэтому 66-й идет прямо по озеру). Потом спускаемся вниз (по левому берегу руч. Ворговый), в долину р. Гэнахадыта (правый приток р. Большая Хадыта). Поворачиваем направо (на северо-восток) в месте впадения руч. Ворговый в р. Гэнахадыта, едем по левому берегу р. Гэнахадыта до устья. Устье р. Гэнахадыта впадает в р. Большая Хадыта несколькими протоками, на основной протоке находится КПП Горно-хадытинского заказника, останавливаемся – вездеходчик  показывает разрешение на проезд, нас не трогают.

Далее вброд пересекаем р. Бол. Хадыта и поворачиваем налево (на запад) в сторону Хадытинских озер, двигаемся по левому берегу р. Бол. Хадыта, вверх по течению. Местами вездеход прет прямо по руслу. Впереди – афигенный вид: горы, снежники в лучах заходящего солнца.

Не доезжая озера, на левом берегу р. Бол. Хадыта, стоит чум. Перед чумом – крутой спуск, еще немного – и озеро.

На оз. Большой  Хадытаёганлор приехали в 21.00.

Весь путь протяженностью 50 км проехали за 4.5 ч. с такими вот перепадами:

График вездехода

ИТОГО расстояние от ост. пл. 110 км до истока р. Бол. Хадата  - 105 км,

из них 55 км проехали на ГАЗ-66, 50 км – на вездеходе.

На озере стоит три группы (2 – ниже  истока, одна – недалеко от нас).

Лагерь разбили прямо на левом берегу истока р. Бол. Хадыта.

Высота 223 м.

Рассчитались с Эдуардом, извинились перед ним: отдали 70 тыс. вместо 80  - эта та сумма, которая оговаривалась с Александром (10 тыс. удержали за моральный ущерб). Вездеходчик же часть этой суммы планировал отдать Александру (Зачем?)– но это уже их дела.

Долго не сидим – поели, замахнули и спать, спать, спать…

Вечером дождя нет, но как только скрылось солнце – сильно похолодало (руки мерзнут без перчаток).

05.08.15

05.08.ё5-2

P.S, спустя год, когда страсти утихли:

Все можно понять, все можно простить (мы ж не звери и не первый раз забрасываемся к черту на кулички, и понимали, что не в экопарк ехали, поэтому изначально и приняли самое активное участие в спасении машины) - когда люди, которые взяли ответственность за группу при доставке сами в адеквате...что совсем не вязалось с нашей ситуацией...

Вранье Александра, типа:

-66-й будет сопровождать вездеход (по телефону еще дома),
-сейчас съездим на станцию и вернемся с другой машиной (а вернулся с другой группой),
-мы забросим группу, а за вами вернется вездеход (только водителя вездехода при этом забыли предупредить),
-их беспомощность и растерянность (они реально не знали, что делать, выходы из ситуации предлагали наши мужики),
а главное - полная неподготовленность машины, отсутствие в ней элементарных вещей, просто убила нас...И дело не в самой ситуации,а в том, как из этой ситуации человек выходит.
А понять и простить до сих пор не получается, не находятся аргументы для оправдания...Таких товарищей надо "истреблять" с рынка забросчиков.

А вот вездеходчику Эдуарду  еще раз отдельное спасибо - мы только спустя год узнали, что Эдуард не имел к Александру вообще никакого отношения (!), он просто параллельно забрасывал другую группу. Оказался нормальным мужиком, по дороге успели подружиться, да и "пъяные" уфимцы о нем очень хорошо отзывались. А ведь мог (и имел полное право! ) просто уехать, а не спасать "лицо" конкурентов....
Активный отдых

2. Активная часть маршрута.

06.08.15.  (на оз. Бол. Хадытаеганлор)

Утро ясное. Дождя нет, но не жарко.

Рыбаки встали часов в 6, остальные нежились в спальниках часов до 10.

Собрали один катамаран.

Рыбаки разбежались по реке облавливать ямы. Лена занялась своим любим занятием – сбором грибов и ягод. Леха замышлял  баню (хотя пишут, что на озерах с дровами плохо).

Часов в 12 к нам подошли 2 мужика с ружьями в камуфляже  - лесники с кордона. Спросили, куда идем, предупредили о том, что не оставлять мусор , нельзя разбирать на дрова метеостанцию (вернее, то, что от нее осталось) – а планы то такие были у нас... Разрешение не спросили; пояснили, что передвигаться по реке и в 200 м от берега можно без разрешения + разрешены пешие маршруты, вот так.

Как показала разведка Лехи, для изготовления бани были все условия: рядом с нами стояли пустые железные бочки, валяется много металлолома, есть галечник; полазив по кустам – нашлись и дрова.

В бочке прорубили отверстие под топку, нашли материал под колосники, в бочку навалили камней – баня готова, топим.

Периодически возвращаются рыбаки: скидывают  улов и опять уходят.

Вечером познакомились с соседями – ими оказались «пьяные уфимцы» с вездехода: по факту нормальные мужики, в прошлом – водники-категорийники (руководитель группы – член уфимского водного клуба «Мустанг», нашлись общие знакомые).

У уфимцев на столе уже малосольный голец и жаренный налим. В ответ на угощение позвали их в баню.

Баня с купанием в озере удалась.

Ночью песни под гитару в лагере уфимцев.

07.08.15.  (на оз. Бол. Хадытаеганлор, рыбалка)

Утро опять ясное – погода идет в разрез с прогнозом Гисметео и это радует. В течении дня – сильный восточный ветер. Уровень воды упал.

На ночь рыбаки поставили закидушки на налима. Попался только один небольшой у Володи, остальные закидушки были оборваны – видимо ушли крокодилы…

Часов в 9 к нам подъехали 2 квадрациклиста – попросили соль. Едут из Воркуты, думали, что здесь тишина, а приехали – куча народа, + узнали, что егеря шмонают за отсутствие разрешения на транспорт. Пообщались и поехали рыбачить на Малое Хадытинское озеро.

Утром провожали уфимцев – часов до 12-ти.

Потом – рыбалка, отдых, разложение.

Леха прогулялся по ручью в районе метеостанции.

Вечером жарим налима и хариусов.

08.08.15.  (на оз. Хадатаеганлор, радиальный выплыв в верховья озер)

Утро ясное, без осадков. В течении дня - сильный восточный ветер. Уровень воды продолжает падать.

В 10 ч. часть группы на катамаране поехали рыбачить в верховья озера (Гулин, Иванов, Лоскутниковы. Пиманов), остальные остались в лагере.

До верховьев озер шли под мотором час (приблизительно 5 км).

Хадата-Юган-Лор (от хантыйского хадата — еловый, юган — река, лор — озеро) — система озёр на Полярном Урале в течении реки Большой Хадаты, у подножья хребта Изъяхой. Состоит из Большого и Малого озера, соединённых перемычкой длиной около километра и шириной 20-50 метров

Дима сходил и на малое озеро: там встретил квадрациклистов, которые вчера подъезжали к нашему лагерю.

На озере нашли золотой корень, правда мелкий.

Во время рыбалки Леха делал видеофиксацию на Гоупро (трое рыбачили с катамарана посередине озера, а он снимал): в какой-то момент, при вытаскивании, случайно столкнули камеру в воду. В следующие 30 минут рыбачили уже на камеру – доставали ее с помощью спининга. Достали. К сожалению, камера в момент падения оказалась выключенной…

Рыбачили до 18.00.

Рыбалка удалась!.

Обратный путь занял 40 мин. (встречный ветер в морду).

В лагерь вернулись к 19.00. В лагере ждал грибной суп из подберезовиков! (пока ездили, Лена насобирала грибов и ягод).

Вечером – очередная баня, копченая рыба, красная икра, компот и не только.

(Итог: на озере дрова есть!)

На ночь опять поставили закидушки на налима.

Ночью были заморозки – вещи, оставленный у палатки, к утру были заледеневшими.

09.08.15.  (на оз. Бол. Хадытаеганлор, радиальный выход на ледник ИГАН)

09.08.15

Утро ясное, без осадков. Продолжает дуть сильный восточный ветер. Уровень воды продолжает падать.

Утром на закидушки Макса попались 3 небольших налима.

Сегодня в планах – радиалка на ледник ИГАН (Институт географии АН СССР): считается самым крупным ледником Полярного Урала (наибольшая длина ледника 1800 м, ширина 1500 м, площадь 1,25 км2.), расположен в хребте Изья-Хой на восточном склоне горы Хар-Наурды-Кеу.

Группа делится:

Володя собирается идти рыбачить на противоположный берег озера; Стерликов остается в лагере, остальные готовы идти на ледник. Связь по рации.

В радиалку вышли в 11.30.

Переправились на катамаране на противоположный берег, в устье руч. Гидрологов (прямо напротив лагеря).

Перешли вброд руч. Гидрологов и пошли вдоль его левого берега с постепенным набором высота. Дойдя до выходов коренных пород, пошли направо, вверх по крутому склону.

На склоне живой курум от крупного до среднего – в дождливую погоду по такому куруму двигаться было бы проблематично. Стараемся идти по зеленке.

Чем выше поднимаемся – тем красивее открывается панорама на меандровую долину р. Большая Хадыта и на озера Хадытаеганлор.

Поднявшись на склон, по рации связываемся с базой – связь есть. Связываемся с рыбаком – рыбак хвалится уловом, высматриваем его сверху (он – внизу на небольшом снежнике под нами), машем руками и идем дальше.

Подходим к первому снежнику – находим воду и с жадностью  пьем. У воды отличный вкус!. Берем запас с собой на ИГАНКУ.

Дальше идем по краю гребня и выходим а плато. На плато – верховые болотца. Отсюда уже просматривается ледник ИГАН.

К леднику спускаемся через снежник. У подножия ледника – изумрудное озерцо и огромный моренный вал. Из озера  вытекает ручей Гидрологов, падающий потом  в глубокое ущелье.

До ледника от лагеря – 5.8 км, шли не торопясь 3 часа.

Сделав фото, идем обратно. На плато делаем перекус. Тут Диму заинтересовал снежник на южном берегу озера: на снежнике – черные точки одинаковой величины. Я сделала фото (фотик с зумом 42), и при просмотре выяснилось, что точки – это стадо оленей! Олени на снежнике с крутизной склона градусов 45!

Минут 40 ушло на наблюдение за оленями. Макс с Женей даже пытались разработать план перехвата оленей снизу. Ха-ха…

В лагерь вернулись в 17.30.

За день прошли 11.4 км. за 6 часов.

Набор высоты 625 м. (высота языка ледника – 855 м.).

График высот пешка

Через час на связь по рации вышел Володя: попросил забрать его на моторе, тяжело тащить добычу)))

По приезду рыбак вывалил на берег свой улов.  А еще набрал золотого корня.

Вечером собрали второй катамаран, в планах на завтра – начать сплав по Большой Хадыте.

10.08.15.  (сплав по р. Бол. Хыдата, рыбалка)

За ходовой день прошли 20 км.

ЧХВ – 4.20.

Средняя скорость движения – 4.7 км/ч.

10.08.15

Высота – 140 м. (упали на 83 м.)

(P.S: р. Большая Хадыта по картам пишется в 2-х вариантах: Б. Хадата и Б. Хадыта. Правильные, видимо, оба варианта).

Утро ясное, без осадков. Весь день солнце, но жары нет. Ветер утих. Уровень воды продолжает падать.

Перед нами прошло уже 4 группы. При этом, каждая группа надеялась, что на реке они будут одни.

До обеда – рыбалка  (рыбаки надеются на то, что ямы опять наполнились хариусом). Неожиданно начал ловиться голец прямо около лагеря, на правом берегу. Один небольшой голец умудрился попасться на закидушку Володи.

Неспешно собираемся.

Вдруг недалеко от лагеря увидели оленя: олень достаточно близко подошел к нам и с любопытством нас разглядывал, видимо не так давно был домашним.

(P.S: в Горно-хадытинском заказнике отстрел оленей запрещен, лицензии на отстрел не выдают, штраф за убитого оленя (как дикого, так и домашнего)  - 1500 рублей).

В 13.00 стартуем.

0-й км. Сплав начинаем с высоты 223 м.

Через 700 м начинаются разбои: протоки мелкие, поэтому больше тащим на себе, чем плывем, так  на протяжении 3-х км.

4-й км: перед большим островом в русле, на протяжении 200 м,  обливные и полуобливные камни – слалом на груженых четверках.

4.3-й км: на левой протоке – чум.  Справа впадает приток. Сразу за впадением притока – шивера с камнями в русле.

По пути останавливаемся на рыбалку в перспективных местах. Но уловы небольшие – сказывается то, что по реке до нас прошла толпа.

6-й км: очередной остров и мель, тащим. По левому берегу к воде подходит вездеходная дорога (по ней мы забрасывались на озера).

На островах – заросли карликового Иван-чая.  Карликовые березки разбавлены уже настоящими деревьями. Горы стремительно выполаживаются.

9-й км: на левом берегу очередной чум. Слева за чумом впадает руч. Гнейсовый, впадает несколькими протоками. В устье ручья остановились на рыбалку. Хороший клев.

Пока рыбачили, я с Лехами пошла в чум – хотели купить оленину. Но не купили – чум был уже разобран, олени стояли в заполненных упряжках – чум переходит на другое место (на оз. Бол. Сядатата), и мяса нет. Предложили нам прийти к ним вечером на озеро. Но нам не по пути))).

11-й км: впадение р. Гэнахыдата (ПБ), КПП Горно-хадытинского заказника (синие вагончики на  берегу). В вагончиках никого нет, проходим не останавливаясь.

Сразу за притоком – небольшая шивера.

12.4-й км: начало разбоев, череда беспорядочных островов и проток с камнями в русле. Периодически садимся на мель и тащим.

17.4-й км: конец разбоев. По берегам появились лиственницы.

18.3-й км: небольшой остров. Пошли правой протокой и попали в каменный сад – опять тащим.

В 18.30 (с опозданием) встали на перекус. Приняли решение искать стоянку. На воде холодно – все замерзли.

Прошли остров и в 19.00 зачалились: на ЛБ, в устье безымянного притока, в начале большой отмели по правому берегу. Место неплохое, есть костровище,  огромная терраса, заросшая голубикой и морошкой.

20 –й км. Лагерь (ЛБ).

Палатки поставили прямо на голубике. Кухню разместили около ручья в лесочке.

Пока обустраивали лагерь, Макс с Володей рыбачили – в 20.00  вернулся Володя с огромным черным хариусом, приблизительно на 1.2! Это был первый крупный экземпляр.  Макс был в шоке – эту рыбину должен был поймать он, причем еще в 2011 г!

Всем  рыбачить на крупняк!! Но крупняк ушел – клев кончился.

Вечером – хе из пойманных по пути хариусов. Трофея – в бочку.

11.08.15.  (дневка, рыбалка).

Утро ясное, без осадков. Весь день солнце, но жары нет. Вечером небольшой дождь. Ветра нет.  Уровень воды продолжает падать.

Рыбачим – прет крупняк, но не в тех количествах, на которое надеялись.

Недорыбаки обгладывают ягодник.

На ручье нашли золотой корень. Много Иван-чая (он все такой же низкий).

Вечером после дождя – радуга.

12.08.15.  (сплав по р. Бол. Хадыта, рыбалка)

За ходовой день прошли 14 км.

ЧХВ – 4.20.

Средняя скорость движения – 4.6 км/ч.

Высота – 83 м. (упали на 57 м.)

12.08.15

Утром и весь день пасмурно. Морось. В течении дня кратковременные дожди.  Вечером без осадков. Ветра нет – над нами повисла туча.  Уровень воды продолжает падать.

20 –й км.: в 10.30 стартуем.

Сразу начинается шивера с камнями в русле, вплоть до притока Базовый.

21 –й км.: начало разбоев.

По дороге в перспективных местах рыбачим. В протоках между островами появились глубокие ямы с валунами на дне. Вода прозрачная.

Пруха началась у Орлова – он поймал своего первого на реке хариуса,  а потом поперло еще и еще)))

29-й км: руч. Базовый (ЛБ).Ручей полноводный, явно выраженный, галечные берега.

Останавливаемся рыбачить. Время 14.30. Хороший клев.

35 –й км.: конец разбоев (протяженность разбоев – 14 км). В разбоях мель.

Открылся вид на г. Пусьерка (буро-красные горы), слева на горе хорошо просматривается вездеходная дорога, ведущая на вершину.

В дальнейшем все горы такого же красноватого цвета.

После 35-го км. реки нормальных в обычном понимании стоянок практически нет (вставать либо на островах, либо на террасах, которых не так много).

В 17.30 начинаем искать стоянку. В планах было встать на ЛБ в районе г. Пусьерка в месте, где к реке выходит вездеходная дорога (приблизительно напротив устья р. Няхарнеяшор на ПБ).  По информации из интернета в этом районе находится балаган – предположили, что там должна быть хорошая рыбалка.

Зачалились на ЛБ  в устье ручья. Видим вездеходную дорогу, рядом впадает приток. Но место выглядит непригодным: высокая трава, заросли кустарника. Балаган нашли чуть дальше по ручью  - полуразвален.

Идем дальше. Проходим остров и сразу за островом чалимся на правый берег: туда, где к воде подходит старая вездеходная дорога. В 100 м. ниже –  протока, в которую впадает р. Няхарнеяшор (ПБ). Гора Пусьерка напротив.

Осмотрелись: за вездеходной дорогой правый берег (он же – левый берег р. Няхарнеяшор)  высокий, но ровный. Большая поляна (ягодник: голубика, водяника, брусника), костровище. Поляна обрывается заросшим оврагом к протоке р. Бол. Хадыта, в которую впадает р. Няхарнеяшор. Не очень удобный спуск к воде. Но в остальном место понравилось. Есть возможность совершать радиальные выходы (г. Пусъерка – если перечалиться на др. берег; массив Сыумкев – прямо со стороны стоянки, по ЛБ р. Няхарнеяшор идет старая заросшая вездеходная дорога в сторону массива ).

35.5–й км. Лагерь (ПБ). Устье р. Няхарнеяшор (ПБ). Время 18.00.

За день было поймано 58 крупных хариусов!

Вечером – тройная уха (58 голов!), хе и компот – ассорти . А также новое блюдо – назвали его «Полярная ночь» (жаренные потрошки хариуса: печень, сердце, икра и – новая фишка: желудки хариуса, размером с куриные).

Заметно увеличилось количество мошки и комаров – но они особо не достают (видимо влияет холодная погода). Хватает репеллентов.

Впервые за весь поход достаем фонарики – ночи стали заметно темнее (хотя светает рано, в 3-4 часа).

13.08.15.  (дневка, рыбалка).

Утром и весь день пасмурно. Но тепло. В течении дня кратковременные дожди.  Вечером небольшой дождь. Ветра нет –  тучи по - прежнему с нами.  Уровень воды продолжает падать.

Макс и Володя с утра ушли на рыбалку на дальний кордон (облавливать те места, которые прошли  вчера). Упороли от лагеря километров на 7. Ушли с рацией, поэтому в течении дня периодически с ними связывались.

Было желание прогуляться до г. Пусьерка (там находится старый карьер с жадеитом). Но как то не сложилось. Место медвежье, Орлов (у него было ружье) не выразил желания идти, после обеда зарядил дождь. Так и остались в лагере.

Собирали ягоды (брусника, голубика, черника, морошка, водяника – все прямо под ногами, далеко ходить не надо), грибы. В протоке, в овраге, нашли красную смородину.

После обеда нас пугнул вездеход – шел прямо по руслу реки вверх по течению. Попрятали фляги с рыбой, которые до этого стояли на берегу. Тревога оказалась ложной - выяснилось, что это были рыбаки -браконьеры.

Леха опять затеял баню. С дровами проблем нет, нашлась и металлическая бочка. Но баню пришлось ставить на высоком берегу вдали от берега (берега как такового нет – сразу начинается склон).

Рыбаки вернулись к 20.00, довольные уловом. Хариус в основном крупный. Во время рыбалки был найден утопленный цифровой фотоаппарат: внутри него булькала вода. Фотик не взяли, но вытащили флешку (возможно, получится разыскать владельца фотоаппарата).

Вечером – баня под дождем без купания.

14.08.15.  (сплав по р. Бол. Хадыта, рыбалка)

За ходовой день прошли 26  км., из них 7 км - на веслах, 19 км – на моторе.

Средняя скорость движения на веслах – 4.8 км/ч.

Средняя скорость движения на моторе – 7.8 км/ч.

Высота – 43 м. (упали на 40 м.)

14.08.15

Серое и сырое утро. Ненадолго выглянуло солнце. В течении дня кратковременные дожди, туман.  Уровень воды продолжает падать.

Пока было солнце – высушили вещи. Потом солнце резко скрылось, и заморосил дождь.

35.5–й км. В 12.15 стартуем.

Сразу начались разбои – на карте этакий узор из островов и проток. В разбоях и ямах  рыбачим. Неплохой клев.

Остановившись на одном из островов на рыбалку, обнаружили стоянку уфимцев – баня из куска полиэтилена и напиленные дрова, надпись «уфа» (дрова подрезали, как потом выяснилось – не зря). Перспективное место для рыбалки, но поймали всего пару штук крупного хариуса (хариус плескался, издеваясь, но отказывался брать – над водой летало куча поденки).

Берега стали пологими и болотистыми, заросшие мелким густым кустарником. Появилась елка (Хадыта в переводе означает «еловая»). В течении дня дует встречный ветер.

Пройдя 7 км, решили дальше идти на моторе. Хариус ловиться совсем перестал, мелей на реке стало заметно меньше.

42.8–й км. Старт на моторе.

55–й км. Кордон ГХЗ, правый берег (несколько домиков на берегу).

Время 18.30.

Приближаясь к кордону, увидели 2-х мужиков, которые вышли к воде явно встречать нас. Подъехав к ним поближе, с воды завязался разговор (как дела, много ли рыбы и т.п.), разрешение никого не интересовало.

После кордона в русле на повороте рек (в петлях) много плавающих стволов -  песчанно-илистые берега сильно подмыты (эрозия склонов); наблюдаем зависшие над берегом деревья, этакие висячие сады Семирамиды… Местами на склонах просматриваются обнаженные серые линзы вечной мерзлоты (грязный замерзший лед). Нет гальки на берегу (баню делать не из чего).

Встали на перекус на ЛБ. Напротив чалки, на ПБ, метрах в 300 от реки – забор, за которым пасутся овцебыки.

В 19.30 встаем на стоянку. Выбор мест ограничен, поэтому особо не разбираемся.

60.7–й км.  Лагерь (ПБ), галечная отмель.

Лагерь разбили на небольшой зеленой площадке, кухню разместили на гальке. С дровами проблема – но выручили дрова уфимцев (на них сготовили и ужин, и завтрак).

Спать ушли рано. Экономим спирт.

15.08.15.  (сплав по р. Бол. Хадыта – р. Щучья, рыбалка)

За ходовой день прошли 31.5 км., из них 12 км – по р. Б. Хадыта, 19.5 км – по р. Щучья.

ЧХВ (от стрелки) – 2.40

ЧХВ за день – 4.20

Средняя скорость движения на моторе – 7.5 км/ч.

15.08.15

С утра и весь день пасмурно, холодно. Появился восточный ветер (ждем прояснения погоды). В течении дня без осадков, ночью дождь.  Уровень воды продолжает падать.

В бочку набрали воду (в р. Щучья вода мутная).

60.7–й км.  В 11.00  стартуем.

Вода заметно помутнела. Глубоко (мотор уже не глушим, идем уверенно). Берега в основном илисто –песчаные (в верховьях берега галечные). Периодически посередине русла торчат стволы деревьев - создается ощущение, что деревья растут прямо из воды.

Практически не видим чаек (их было очень много в верховьях и, особенно, на озере – где они несли дежурство над нашими стоянками и подъедали остатки потрохов от рыбы).

По берегам появился Иван-чай нормального размера.

65.6–й км.  впадение р. Няравойхадыта (ЛБ): берег илистый, заросший кустарником, за которым низкий березовый лес (лагерь разбить негде).

Перед впадением в р. Щучья – 200 м. мель, мотор подняли, гребем при встречном ветре. Река заметно расширилась, вода практически стоячая. Вода коричневого оттенка.

В 12.30 достигаем устья р. Бол. Хадыта.

72–й км.  устье р. Большая Хадыта, впадение в р. Щучья. Мы все еще в границах горно-хадытинского заказник (на ПБ в устье стоит желтый указатель).

Устье р. Бол. Хадыта, как и берега р. Щучья – илистые. Зачалились на ЛБ в устье и ушли по колено в ил, ноги вытаскиваются с трудом, выше от берега – болота. Стоять лагерем здесь нельзя.

В устье пытаемся рыбачить, но глухо.

Итого по р. Бол. Хадыта пройдено 72 км, из них 30 км – на моторе

ЧХВ на всю реку – 15 ч.

Средняя скорость движения на веслах – 4.8 км/ч.

Средняя скорость движения на моторе – 7.8  м/ч. Максимальная скорость движения на моторе – 13 км/ч.

Заметки по р. Большая Хадыта:

несмотря на то, что река практически некатегорийная, все-таки техникой безопасности пренебрегать не стоит (наличие спасжилетов желательно):

-  при малом уровне воды на реке появляются элементы 2 к.с ( в верховьях – шиверы, русло осложненно крупными камнями, требуются усилия экипажа для маневра);

-  очень скользкие камни на дне (валуны), есть неожиданные  ямы – когда тащишь катамаран по мели, есть риск поскользнуться и упасть в воду;

- в русле р. Щучья очень много затопленных деревьев – плавунов (деревья – коряги с огромными корнями), есть риск напороться на них и продрать катамаран;

-  еще один фактор – практически полная автономность маршрута: в случае форс-мажора, спасателей рядом может не оказаться: кордон может быть пустым, групп может быть мало или не быть вообще.

Далее – описание р. Щучья. Второе название реки – Пыряяха.

0–й км.  устье р. Большая Хадыта. Высота 32 м.

Русло реки широкое, глубокое.

Пройдя километра 3, на ЛБ увидели олешка – стоял на берегу и смотрел на нас с вытаращенными глазами. Так и не убежал.

Левые берега р. Щучья – высокие, склоны изрезаны эрозией.

На ходу пытаемся рыбачить, но тишина – ни одной поклевки.

Идем на моторе, скорость  7-8 км/ч, местами разгоняемся до 10 км/ч. Встречный ветер. Без мотора на Щучьей  - труба…

19.4–й км.  впадение р. Малая Хадыта (ПБ). Приток явно выраженный. Устье реки широкое, ПБ реки высокий (можно разбить лагерь), ЛБ – заросший густым кустарником. В 300 м. от устья на ПБ р. Малая Хадыта стоит чум. Устье реки перегорожено сетью. Недалеко от устья на ЛБ М. Хадыты к воде подходит вездеходная дорога (как позже выяснили, эта дорога идет на кордон напрямую, срезая петли по реке).В устье реки – указатель о том, что это территория заказника (заказник заканчивается после М. Хадыты чуть ниже по течению).

До р. Малая Хадыта от устья р. Большая Хадыта шли 2.40

Зачалились на ПБ р. Щучья, сразу за впадением притока. Берега илистые – опять проваливаемся по колено в какую-то песочно-илисто-глинистую массу. Вылезаем на берег с трудом. Макс сразу побежал рыбачить (в 2011 г здесь неплохо ловилась щука). Лена с Димой пошли в чум (хотели купить оленину). Мы же пока обдумывали, где лучше разбить лагерь (этот берег отпадал из-за трудного подхода к воде).

Макс через пол часа вернулся ни с чем.

Лена с Димой вернулись из чума тоже без мяса – выяснилось, что это чум рыбаков, а не оленеводов. В чуме – дед, бабулька и внучка. Занимаются заготовкой рыбы на зиму – вялят щуку, окуня, ряпушку  (ловят по взрослому – сетями; устье р. Малая Хадыта как раз и перегорожена ихней сетью). По национальности это ненцы (в горах живут коми-зыряне, а в тундре – ненцы). В чуме генератор, спутниковая антенна, телевизор. Дед, кроме рыбалки, делает деревянные лодки (без гвоздей, маленький рубанок и ножовка – вот весь инструмент).

Решили разбить лагерь на противоположном ЛБ,  чуть выше устья р. М. Хадыта.

Перечалились. Берег пляжно-песчаный, как ни странно (ноги не проваливаются), дальше зеленая травяная площадка и  еловый лесок.

19.5–й км.   Лагерь (ЛБ). Время 15.40.

Уйдя 31 км от предыдущего места стоянки, практически, по - прямой, оказались от него через хребет.

Вышли на берег и сразу обнаружили медвежий след – медвежонок прошел дня 2 назад (рядом – чум, собаки, а мишки гуляют).

Пока шли на катамаране – все промерзли.

Палатки поставили на траве, в лесочке разместили костер. С дровами проблем нет – полно топляка и сушин, валяются прямо вдоль берега.

Вечерняя рыбалка на щук была безрезультатна. В устье Малой Хадыты поставили рамку – часа через 2 сняли в ней 2, а потом еще 4 ряпушки – ряпушки пустили на хе.

16.08.15.  (дневка, рыбалка на озерах)

С утра и весь день пасмурно, хмурые тучи. В течении дня без осадков, вечером снеговые тучи, ночью дождь.  Уровень воды продолжает падать.

Часов в 11 Володя с Лехой пошли в чум – нужны была информация по рыбе (недалеко от устья есть озера). В чум понесли коптилку, которую все равно собирались выкидывать в конце похода. В чуме узнали, что до первого маленького озера всего метров 300 от  правого притока, который чуть выше устья впадает в р. Щучья. Берега озер доступны (у нас по этому поводу были с сомнения – на карте вокруг озер болотины). На озерах ловится щука, окунь. Чум на этих озерах зимует (тоже ловят там рыбу).

Решили ехать на эти озера. Желающих было 5 человек (Дима, Макс, Леха, Володя и Наташа).

На катамаране против течения (на моторе) поднялись метров на 500 вверх по р. Щучья до места впадения ручья по правому берегу. Зачалились в устье ручья. Берег илистый – уходим по колено, на крутой заросший склон выбираемся с трудом.  Далее идем перпендикулярно р. Щучьей, по ЛБ ручья на север – по натоптанной тропе, срезая попрямее к озерам. Метров через 300 – первое маленькое озеро. Берега озера болотистые, заросшие, но легко проходимые. У озера были в 13.30.

Первый заброс – и тут же один крупный окунь (у Володи) и небольшая щучка (у Димы).

Рыбалка пошла. Мы с Лехой пасемся на ягодах (на склонах озера полно голубики) и бегаем фотографировать, когда видим очередной улов. Поймали 3 трофейных экземпляра  (1 – Володя, 2-Дима).

Рыбачили до 16.00. За это время 3-мя рыбаками было поймано 20 щук средних размеров и карандашей и 3 крупные щуки кг на 2.5.

Рыбу складывать было уже некуда, поэтому решили возвращаться в лагерь. Но Максу явно не хватило рыбалки – он предложил Володе пойти порыбачить на 2-е  - большое озеро (оно расположено метрах в 200  от маленького).  Мы забрали улов и пошли к катамарану, а они вдвоем, взяв рацию и GPS, пошли на большое озеро.

Вернулись в лагерь. Больших щук решили пустить на котлеты (мясорубка в походе все еще лежала нетронутая). К готовке подключились все: кто чистит, кто режет, кто крутит, кто жарит. В результате наделали целый котелок котлет (3 больших протвеня).

Минут через 30, как только мы вернулись в лагерь, по рации на связь выходит Макс и просит Диму вернуться на озера с удочкой: придя на большое озеро, у них сразу попер клев, и, вытаскивая щуку, Макс сломал свой дорогой спиннинг. Голос у Макса был жалобный - Дима не устоял. Взял перекус и с Лехой уехал на озеро.

Рыбаки вернулись часов в 8 вечера, как раз к котлетам. Пришли с уловом: было изловлено 38 щук (в основном средние и карандаши) и штук 6 крупных окуней.

По итогу:  всего на озерах было поймано 61 щук (из них 3 крупные). Неплохой улов. Вечером целый банкет с котлетами.

17.08.15.  (сплав по р. Щучья)

За ходовой день прошли 31.5 км.

Средняя скорость движения на моторе – 7  км/ч.

17.08.15

С утра и весь день пасмурно, холодно. Ветер в основном встречный. В течении дня кратковременный дождь, вечером ясно и холодный ветер; ночью заморозки.  Уровень воды продолжает падать.

19.5–й км.   В 11.30 стартуем.

Сегодня по плану дойти до моста (нужен запасной день для того, чтобы дозвониться до забросчиков – с ними была предварительная договоренность по дате, но нужно было сделать контрольный звонок по факту выезда; за пару дней до отъезда пропала связь; попытки связаться с ними по дороге также не удались).

Переправились на ПБ – напротив нашей стоянки находятся предметы быта ненцев (сани, лыжи) – решили пофоткать, а также напоследок заглянуть  в чум:  деду подарить ножовку, пусть ему будет проще  делать свои лодки (были корыстные цели ножовку обменять на вяленую ряпушку, но рыба была далеко на берегу, поэтому ножовку просто подарили). Дедок явно был доволен (хотя, судя по всему, ненцы – народ сдержанный и мало эмоциональный).

Заодно деда расспросила про жизнь: живут они постоянно в чуме, в город ездят только пару раз за продуктами: спускаются к Бованенковской трассе на лодке, оттуда их на машине забирают в Лабытнанги (только вот не спросила – как они потом с продуктами едут обратно: лодочный мотор нами замечен не был); зимуют тоже в чуме, правда переходят на другое место  - на те озера, где мы рыбачили на щуку (там рыбаки обнаружили «чумовые» предметы – брошенный снегоход, реи от чума, еще какие-то вещи); зимой также рыбачат, охотятся, дед готовит материал для лодок.

По дороге из чума едим голубику – ее море вокруг.

От чума стартуем в 12.00.

Река широкая, мутная, глубокая, а также скучная и тоскливая…

По берегам периодически видим рыбацкие моторки.

После впадения притока Малая Хадыта река делает огромную петлю в форме буква «М» (сначала идем на северо-восток, а потом разворачиваемся и идем в обратную сторону, на юго-запад ):

29 –й км.   По ПБ – галечная отмель: неплохое (практически единственное) место под стоянку с возможностью сделать баню.

30,5 –й км.   По  ЛБ неплохое место под стоянку: рядом ручьи, вытекающие из озер (судя по карте, озера недалеко и, наверняка, рыбные).

41 –й км.  впадение р. Марыко ( ПБ). Приток крупный. Устье притока перегорожено сетями.

В основном же, притоки р. Щучья – это заиленные русла, маловодные и выглядят так:

42 –й км.  впереди показалась (ненадолго) вышка сотовой связи.

46 –й км.  впереди показался мост (ненадолго, потом мы от него уходим).

На карте есть участок реки – большая петля, которую, судя по карте, можно срезать по короткой протоке. По факту эта короткая протока непроходима (по факту, после примыкания  короткой протоки к основной -  мост).

51 –й км.  мост через Бованенковскую трассу (110-й км). Находится как раз на выходе из этой петли после  короткой протоки. Финиш.

Зачалились на ПБ в 200 м ниже моста.  Сразу нарисовалась проблема: весь маршрут вода катастрофически падала, и, суда по всему, здесь вода упала совсем недавно. Ступили на берег – и сразу ушли по колено в вязкую жижу. Причем, Стерликова засосало не на шутку: еле вытащили ноги. Для выгрузки вещей накидали найденные неподалеку сушины, что-то еще,  все перемазались как свиньи.

Дима сразу пошел на мост звонить забросчику (связь есть только на мосту: МТС и Ростелеком).

Дозвонился: про нас не забыл, приедет завтра к 11.00.

Лагерь разбили прямо на берегу на зеленой траве. Только в этом месте к реке подходит автодорога (выезд на Бованенковсую трассу).

Итого по р. Щучья  пройдено 51 км ( на моторе)

ЧХВ на всю реку – 4,3 0.

Итого по за весь маршрут пройдено 123 км, из них:

По р. Бол. Хадата - 72 км,

По р. Щучья -51 км.

ЧХВ на весь маршрут – 19,30 ч.

В общей сложности на моторе прошли 100 км.

Расход бензина составил: на 10 км - 700 г. при средней скорости 7.5-8 км/ч.

(Мотор : Хонда, 2 л.с. весом приблизительно 8 кг).

Пока стояли – подъехала машина типа УАЗ – какой-то самодел. Пообщались.  Водила машины предложил свозить нас в магазин. Рассказал, что вчера с моста увозили большую сборную группу (наши знакомые москвичи и уфимцы) – оказывается, они сидели на мосту 2 дня, никак не могли уехать (потом кто-то им дал телефоны, и они вызвали машину из Лабытнанги). На Бованенковской трассе  рулит Газпром. Трасса достаточно оживленная – каждые пол часа едут машины + прямо около моста площадка, где дальнобои ночуют. НО: попутчиков никто не берет. Единственное, что могут себе позволить – это притормозить на мосту и поговорить пару минут. На всех машинах установлен Глонасс, попутчики  - повод для увольнения, а видимо зарплаты неплохие и есть за что держаться. Именно поэтому с выходом лучше договариваться заранее.

Магазин – это небольшой продуктовый киоск в тундре (1.5 км по Бованенковской трассе в сторону Лабытнанги, слева от дороги, на территории фактории): в это время киоск полупустой – еще не сезон (хлеба и пива например не было). Продают водку.

На выходе были мысли сделать баню – но эта идея осталась нереализованной из-за топкого берега. Теоретически Леха определил перспективность такой затеи: сразу за мостом на ПБ – каменная гряда (есть галька), дрова можно взять заранее с предыдущих стоянок, их теоретически можно найти и у моста.

Вечером наблюдаем, как по реке «гуляет» рыба  - ходят круги большие, маленькие. Но желающих достать удочки не нашлось – уже накидались от души. По итогу же, на р. Щучья не поймали ни одной рыбы (не считая ряпушки в количестве 6 шт, которая попалась в рамку в устье р. М. Хадыта). «Здесь рыбы нет» - так написано на мосту.

P.S :

Судя по карте, в районе моста есть перспективные места для рыбалки – рядом много озер. В случае, если по каким-то причинам задерживается выход – можно порыбачить.

Выход

3 .Выход с маршрута.

18.08.15.  (выход с маршрута в г. Лабутнанги.)

С утра ясное небо. Безветренно. Днем солнце и жарко. Без осадков.

Подъем в 8.00.

Ветер практически отсутствовал – на реке вода стала почти прозрачной (но все равно с коричневым оттенком).

К 11.00 все вещи собраны. Ждем машину  - машины нет. Изначально, до похода, время выезда было назначено на 14.00, потом мы попросили перенести время выезда на 11.00 (хотелось посмотреть Салехард).  Забросчик пообещал, что постарается приехать пораньше, если получится – но, видимо, не срослось.

Часов в 12 к берегу подъехал УАЗ буханка – думали наш, а это приехал рыбак с Лабытнанги. Хотя тоже занимается заброской. На всякий случай взяла у него телефон. От него узнали, что местные жители приезжают на это место рыбачить (сетями), тут же устраивают и пикники.

Машина подошла в 14.30 – причем вместо одного УАЗа приехало два: один УАЗ – буханка без багажника, 2-й – 5-ти местный УАЗ с багажником. Цена при этом не менялась.

Быстро загрузились.

В 15.00 выехали.

Бованенковская трасса находится в плачевном состоянии. Смотришь – вроде дорога, а едешь – одни ямы и колдобины. Следов ремонта нет вообще.

Трассу когда-то выкупил Газпром, видимо для строительства ж/д дороги (параллельно с трассой справа идет ж/д ветка Газпрома).  Едем со скоростью 15-20 км/ч. Иногда едем быстро – 30 км/ч.  Слева тундра. Справа, за железкой, синие горы.

По дороге нас преследуют чумовые облака самых фантастических форм (таких облаков нет у нас на Южном Урале).

Через 2 часа проехали 1-ю от моста ж/д станцию и мост. Еще через пол часа переезжаем мост через р. Лонготъеган (в верховьях этой реки мы застряли на шишиге). Слева от моста вдали, рядом с чумом пасется стадо оленей. Рядом с мостом слева – озера, в них видели парочку диких жирных гусей.

За мостом остановились на отдых, тут же у дороги, обнаружились ягоды (крупная спелая брусника, голубика, водяника) и грибы.

После р. Лонготъеган характер растительности постепенно меняется: тундра переходит в лесотундру, среди которой наблюдаю «выдавливание» коренных пород.  Местами формы останцев впечатляют. Некоторым останцам местные дали имена (останец «Танк», например,  с правой стороны дороги – жалко не тормознули, чтобы сделать фото).

Ближе к Лабытнанги горы отступают, местность становится более болотистой.

За 7 км. до станции РЖД «Обская» переезжаем через ж/д ветку Газпрома, далее эта ветка слева от нас. На  станции «Обская» газпромовская ветка примыкает к железной дороге РЖД.

На станции Обская  через переезд переезжаем ж/д пути РЖД и выезжаем на асфальт. Плохая дорога (110 км) закончилась. ПО асфальту едем всего километров 7.

Через 10 минут въезжаем в Лабытнанги. Еще через 10 мин – ж/д вокзал.

Время 21.00. На 117 км пути ушло 7 часов ( с 3-мя остановками в пути).

Лабытнанги – очень понравился город: отличные дороги, яркие домики, чисто.

Но познакомиться с ним поближе уже не получится. Поздновато..

Быстро выгрузились. Наш поезд уже стоял на 1-м пути (поезд отправляется утром, но станция начальная – стоит уже накануне вечером). По информации из интернета и, в том числе, со слов наших забросчиков, туристов при наличии билетов могут пустить в поезд и вечером. Дима пошел договариваться с проводниками. Вернулся с плохой вестью: именно сегодня в поезде проходит какая-то проверка, и речи о посадке быть не может. Так что в перспективе только ночь на вокзале.

Зал ожидания находится на 2-м этаже вокзала –  его уже обжили кучи туристов  (как минимум – 4 группы).

Вещи наверх поднимать не стали – оставили их внизу (накрыли тентом) под окнами (где они хорошо просматривалось из зала ожидания).

Отправили часть народа в магазины – надо было поужинать. Тут выясняется, что магазины в Лабытнанги работают до 22.00, круглосуточных магазинов нет! Сюрприз однако.. Бегая в поисках открытых магазинов застали в одном из магазинов на крыльце продавщицу – она уже закрывала дверь на ключ – хорошая женщина: пошла на нашу просьбу открыть и дать нам возможность хоть что-нибудь купить.

Разместились на вокзале – ждать всю ночь. Кто-то лег на креслах, кто-то на коврике на полу – причем это здесь разрешалось (в последнее время сталкивались с тем, что на вокзалах не разрешали спать, тем более на полу, а здесь – спите пожалуйста).

Желающие сходили в душ (100 руб/30 мин.). Ошарашили цены на комнаты отдыха: 1000 руб. с человека за 6 ч. – просто грабеж.

Что интересно: вокзальные часы (их в здании 3 шт) – показывают разное время, одни аж идут с запозданием на 30 мин. Задали вопрос охране –где правильное время, на что получили ответ: ориентируйтесь на свои часы))))

19.08.15.  (выход с маршрута, поезд)

В 8 утра все-таки охрана согнала с  пола – «Сейчас придет начальник вокзала, вставайте, пожалуйста».

Встали, все равно через 2 часа уже поезд.

К 9-ти пошли в магазины – надо было закупить еду в поезд. Еще один сюрприз: магазины работают не по расписанию, которое написано на двери, а так как им хочется… С трудом нашли работающий магазин.  Рассчитывали купить пивка подешевле, чем в буфете вокзала, но его, как и водку, продают только с 10.00. В киоске недалеко от вокзала купили вяленную ряпушку (хотя рассчитывали купить муксуна): киоск также работал вне расписания (открыться должен был в 9, а работал уже с 8). Вот такой он, северный олень.

В 7.20 мск. объявили посадку на поезд ( № 209МА «Лабытнанги – Москва»).

В наш вагон садится еще группа водников. Как и у нас, у них электронная регистрация. Проводники (студенты-практиканты)  путаются в списках, ища фамилии. В результате я отмечаю всех наших (а они уже втихую заносят перевес), параллельно садится и вторая группа. Но судя по милым рожицам проводников, проблем с ними у нас быть не должно (в соседнем вагоне слышим ор проводницы – тоже грузится группа с рюкзаками). Как позже выяснилось, у 2-й группы были оплачены багажные билеты, а при посадке в поезд проводники подумали, что мы одна группа и у нас все оплачено.

Отправляемся в 7.50 мск.

Вышли подышать на ст. Инта – набросилась бешеная мошка (такой мошки у нас не было в походе), быстро забежали обратно в поезд. Мы уже покинули Ямало-ненецкий округ и попали в Республику Коми.

На ст. Печора прибытие поезда встречает духовой оркестр – вышли послушать музыку.

Проезжаем  станцию со  смешным названием «Вылью», может следующая будет : «Налью»))))

На перронах полностью отсутствуют бабушки с пирожками, ягодками.

За окном поезда  мелькают краски осени.

В поезде стараемся отоспаться – впереди дорога в машине.

20.08.15.  (выход с маршрута, авто Сосногорск- Магнитогорск)

В Сосногорск прибываем в 00.30 мск.

Выгружаемся, Дима идет за машиной и пропадает на час – как позже выяснилось, разрядился аккумулятор из-за косячной магнитолы.

(Далее время местное - уральское).

Через час после прибытия поезда грузимся.

Выезжаем в 3.30.

Из Ухты по указателям едем на Сыктывкар по трассе Р-25. Трасса в хорошем состоянии с четкой разметкой. Трасса практически пустая.

На въезде в п. Чиньяворык останавливаемся на завтрак в кафешке «24 часа» - завтракаем плотно. Рядом заправка Лукойл.

Периодически пересекаем ж/д переезды – параллельно дороги идет ж/д ветка «Воркута-Москва».

На мосту через р. Ропча – реверсивное движение (ремонт моста), но проскакиваем быстро, машин совсем мало.

Попадаются смешные географическое названия – п. Кошки, п. Ляли. Периодически справа мелькает крупная река Вымь.

От Ухты до Сыктывкара по дороге много кафешек. По обочинам – лес, покрытый ягелем.

Сыктывкар  зацепили краем – обошли город по объездной дороге, далее по развязке едем на Киров. Объездная дорога – асфальт в заплатках. После развязки вышли на трассу Р-176 «Вятка». Дорога в идеальном состоянии, движение немного оживилось, появились фуры.

Проехали населенный пункт с очередным смешным названием – Летка, после него покинули Республику Коми – дальше уже Кировская область. Трасса хуже не стала.

В 12.00 в п. Даниловка остановились на обед в кафе «Фортуна» - народ в машине бунтовал. Неплохая кафешка с приемлемыми ценами и большими порциями (супер обожрались). Также в свободной продаже пиво и водка.

После Даниловки – перекресток: прямо – Мураши, налево – Киров, указателя на трассе не заметили, едем по навигатору. Трасса слабо загружена.

Не доезжая Кирова идут дорожные работы – перекрыта то одна полоса, то другая. Движение стало интенсивней.

В 14.00 въезжаем в Киров – навигатор ведет по городу (возможно, есть и объездная дорога). Переезжаем мост через р. Вятка (приток Камы). По Кирову крутимся минут 20. Выезжаем из города и едем по указателям на Казань, Ижевск. Движение становится односторонним (2 полосы в каждую сторону), отличный асфальт, трасса Р-169.

Дальше опять, что не название, то песня…Глушиха, Дресвяново, Плотники, Перелаз, Дворища, Кокуй, Медведок…

Опять пересекаем р. Вятка. Орешник, Вершинята, Теребиловка (не могу остановиться – это все названия деревень) и в 17.30 въезжаем в  г. Уржум: здесь плановая остановка – в городе много старых зданий. (Километров за 30 до Уржума – кусок плохой дороги – асфальт в заплатках, но на скорость в принципе не влияет).

Пофотографировали немного, оголодавшие мужики пошли в магазин.

Едем дальше. На выезде из Уржума остановились на пару минут – на обочинах растет гигантский  борщевик (его немало было и раньше на обочинах, по всей кировской области).

По пути трескаем бананы, булки и йогурт. Река Вятка продолжает нас сопровождать (теперь она слева от нас). В течении 40 км едем по раздолбанной дороге, но крупных ям нет – все предсказуемо.

Названия так и манят… Русский Турек, Шурма, Большой Рой, Рожки, Гоньба. Кроме этого, по дороге много стел, сохранившихся с советских времен –  например «Колхоз Вятка».

После нас. пункта Малмыж уходим в направлении п. Вятские поляны (чтобы не заезжать в Казань – Казань направо по  трассе Р- 242, мы же продолжаем движение по трассе Р-169). Дорога все еще плохая. В Вятских полянах переезжаем ж/д пути (ждем минут 15 поезд) идем в сторону Кукмора. Это уже Татарстан. Навигатор ведет зигзагами на трассу, ведущую в Набережные Челны (по указателя едем пока на Мамадыш) – нам по ней. В общем, как-то непонятно там ехали. Потом по указателю повернули на Набережные Челны на трассу М-7. Началось одностороннее движение, отличный асфальт, трасса стала более загруженной.

В 22.00 въехали в Набережные Челны, мост через р. Кама (Кама в этом месте достаточно широкая). Едем краем города. Движение все также одностороннее.  В ночном городе светится Чертово колесо – очень красиво, жалко, что поленилась сфотографировать. Далее,  по круговому движению уходим по указателю на Уфу, Мензелинск (указатель: Мензелинск – 40 км, Уфа- 287).

В д. Кузембетьево – ремонт моста через р. Брылык:  первый светофор, но успеваем пролететь его на «зеленый», через 15 минут – опять светофор – опять успеваем на «зеленый», через 300 м – еще светофор и опять везет: а по дороге в Ухту мы на этом участке потеряли 2 часа…

В 22.50 проезжаем развязку «Мензелинск – Уфа», уходим на Уфу на М-7 (направо).  Тут же ненадолго встреваем в пробку: в это место заходит рукав Нижнекамского водохранилища, идет ремонт моста через р. Мензеля.

В 23.20 остановились в недавно открывшейся кафе-столовой « М7 1107 км» на поздний ужин (как то проморгали с временем ужина…). Все вкусно, чисто и недорого.

21.08.15.  (выход с маршрута, авто Сосногорск- Магнитогорск)

Ночью в районе п. Ст. Байсарово пересекли границу Татарстана с Башкирией.

В 4.00 были на развязке Булгаково.

В 8.00 – Магнитогорск, мы дома.

Обратная дорога протяженностью 1830 км. заняла 28.30 ч.

Лоция р. Хадата -р. Щучья

Лоция (р. Большая Хадыта – р. Щучья).

Примечания: Лоция составлена по итогу похода с помощью GPS-навигатора. Засечки расстояний фиксировались в основном при движении, по ходу (т.е погрешность может быть до 200 м.). К тому же, общая протяженность рек может быть больше / меньше: в зависимости от того, по какой протоке идти - на маршруте много разбоев. Поэтому, итоговое расстояние по маршруту принято с учетом различных вариантов прохода  - плюс 2 км к показаниям навигатора. На протяжении всего маршрута писался трек.

Р. Большая Хадыта

км

Участок реки

Примечания

0-й

Исток реки, оз. Бол. Хадытаёганлор

Обычно стоят на ЛБ р. Большая Хадыта. Большая поляна, рядом карликовый лес; наверху – полуразрушенные здания метеостанции

11-й

Впадение р. Гэнахыдата (ПБ)

КПП ГХЗ

На ПБ в устье притока – синие вагончики.

12.4-й

Начало протяженных разбоев

Мель в протоках, обливные и полуобливные камни.

17.4-й

Конец разбоев

20-й

Стоянка в устье безымянного притока (ЛБ)

После острова в начале  галечной отмели по ПБ; Место неплохое, есть костровище,  огромная терраса, заросшая голубикой и морошкой

21-й

Начало разбоев

29-й

Руч. Базовый (ЛБ)

Полноводный, явно выраженный, с галечными берегами.

35-й

Конец разбоев

В протоках мель, камни в русле

36,5-й

Р. Няхарнеяшор (ПБ);

Неплохое место под стоянку (ПБ)

Устье р. – заросшее и находится в глубине леса;

В этом месте к реке по ПБ подходит вездеходная дорога; берег высокий, но ровный. Большая поляна (ягодник: голубика, водяника, брусника), в устье ручья – лесок, есть костровище.

43-й

Можно вставать на мотор

Местами еще есть мелководье – поэтому с осторожностью.

55-й

Кордон ГХЗ (ПБ)

Несколько домиков на берегу;

Виден с воды метров за 300 после поворота реки

65,6-й

Р. Няравойхадата (ЛБ)

72-й

Устье, стрелка с р. Щучья

Перед впадением в р. Щучья – 200 м. мель. Река заметно расширилась, вода практически стоячая. Вода коричневого оттенка.

Конец ГХЗ (на ПБ в устье стоит желтый указатель: предупреждает о начали заказника тех, кто поднимается на р. Бол. Хадата со стороны р. Щучья).

Устье р. Бол. Хадата, как и берега р. Щучья – илистые, берега болотистые –стоять лагерем негде

Итого по р. Б. Хадыта

72 км, ЧХВ  на реку 15 часов.

Р. Щучья

0-й

Устье р. Большая Хадыта

19.4-й

Впадение р. Малая Хадыта

Приток явно выраженный. Устье реки широкое, ПБ реки высокий (можно разбить лагерь), ЛБ – заросший густым кустарником);

Также можно разбить лагерь напротив устья: на ЛБ р. Хадата;

Недалеко озера (щука, окунь).

29-й

Галечная отмель на ПБ, неплохое место под стоянку (единст. галечная отмель на всю р. Щучья)

41-й

Впадение р. Марыко (ПБ)

Крупный приток

42-й

Башня сотовой связи – начинает на некоторое время просматриваться с воды

46-й

Мост – на некоторое время начинает просматриваться с воды

51-й

Мост, реку пересекает Бованенковская трасса (110-й км).

Финиш.

Стоянка –на ПБ в 200 м. ниже моста

В этом месте к реке подходит дорога – выезд на Бованенковскую трассу

Итого по р. Щучья

51 км, ЧХВ на реку  5 часов.

Итого весь маршрут

123 – 125 км

Контакты забросчиков, прочие телефоны

Контакты забросчиков, прочие телефоны:

Заброска к Хадатинским озерам

Антилогов Александр + Дима (шофер)

904-47-52-668

ГАЗ-66,

Забирает о ост.пл. 110 км

Забрасывал нас на маршрут.

Отвратительно!!

Алексей и Ира (жена)

904-47-55-499

902-82-70-568

большой вездеход на 12-14 чел.

забирает из Харпа, ост. пл. 110 км.

Связывались с ним до похода, но выбрали вариант с ГАЗ-66

Сухляк Валентин

982-26-92-860

908-86-13-950

Вездеход до 8 чел, но больше 6 не берет.

Связывались с ним до похода, но выбрали вариант с ГАЗ-66

вездеходчик (он же участковый) Лощинин (Лощин) Александр Григорьевич,

(82151) 95-6-98 или 95-6-77(дом.).

Россия, АР Коми, ст.Сивая Маска, пос. Мескашор, ул.Миронова, 23,

Шунайловы (братья из посёлка Харп,

(34948)-73186 Андрей и

(34948)-73098 Евгений

вездеход ГАЗ 71

вездеходчик Виктор Иванович

дом. 8-82145-61-306, моб. 8-912-552-16-89.

У него 2 переделанных вездехода ГАЗ-36: багажное отделение, спальный салон и пр.

Живет в Инте.

Сергей

961-55-26-813

УАЗ-буханка с багажником

Контакт взяли на мосту, пока ждали Константина

диспетчер

Тел. диспетчера: 908-86-11-578.

УАЗ

Ориентировочно цена 25 тыс. за автомашину УАЗ.

Контакты нашла после похода

Оформление пропусков в Горно-Хадатинский заказник

Департамент природно-ресурсного регулирования,
лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.

629008, г. Салехард,ул. Матросова, д. 29

Директор департамента Чеботарева Юлия Павловна

Приемная:

(34922) 4-16-25,

4-46-30

Факс (34922)  4-10-38

Пропусками занимается: Кузовков Владимир Валерьевич,

(34922)5-13-38, dprr@dprr.gov.yanao.ru

На имя Директора департамента пишется письмо в произ. форме ( данные о составе группы, нитка маршрута, сроки, ФИО руководителя группы, на каком транспорте заброска). Письмо отправляется на эл. ящик «для Кузовкова», на всякий случай позвонить ему же. В течении 2-х нед. Приходит разрешение – на эл. ящик.

t-n-b@yandex.ru

- контакты группы и их сайт, которая 2012 г. выходила с Хадаты на кордоне ГХЗ на трэколе.

P.S.

P. S после похода наткнулась на информацию в интернете - предположительно, это о наших забросчиках:

«Полярный Урал

Стоимость забросок на ГАЗ-66 с пл.110 км в сезон 2015 года составляет для группы до 6 человек: Лангот - 35 тыс.руб., Золотой ручей - 20 тыс.руб. оз.Эстото - 40 тыс.руб

ВЫШЕ ОПУБЛИКОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С НЕКАЧЕСТВЕННОЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ РАБОТОЙ ЗАБРОСЧИКА (САШИ И ДИМЫ) И В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ БУДЕТ УДАЛЕНА! Туристические группы прибывшие на пл.110 км. с 04.08.15 по 06.08.15 были не доставлены до места, происходило "кидание" дешевых групп и перевозка "дорогих". Туристы по 2 дня жили в утопленном ГАЗ-66 дожидаясь пока их довезут до места. Пострадала дорогостоящая аппаратура Заказчика... Все это вы еще узнаете из отчетов на просторах интернета... Думайте, когда гонитесь за дешевизной, как в известной сказке.»

Есть возможность сплав по р. Бол. Хадыта  закончить  на кордоне ГХЗ (исключить сплав по р. Щучья) – вывозят  на трэколе (видимо договариваются через егерей), так же, с выходом на Бованенковскую трассу (судя по карте – от кордона идет вездеходная дорога – через приток М. Хадата – и дальше, в сторону моста).

Это был для нас первый (и, надеюсь, последний) сплав с бочками рыбы - ни к чему все это, рыбу надо есть на реке...

Группа, которая потеряла фотоаппарат при сплава по Хадате в августе 2015  - пишите hnv.71@mail.ru, можем скинуть ваши фотки.