Совместить две крайности - такая цель лежала в основе путешествия! Покорить "крышу Африки", испытать себя физически в рязряженном воздухе пятитысячника и... порелаксировать на белых пляжах Индийского океана, побродить по пиратским улочкам экзотического острова Занзибар.

Найроби - Аруша - Марангу - Мандару - Хоробмо - Кибо - пик Ухуру - Марангу - Дар-эс-Салам - Занзибар - Дар-эс-Салам - Аруша - Найроби
Описание маршрута

Шапка Кили видна с высоты 3700 м Шапка Кили видна с высоты 3700 м
Дорога до старта: Поездом втроем мы добрались до Москвы, там объединились с участником из столицы Алексеем Поляковым, и уже из аэропорта Домодедово все вместе вылетели самолетом компании Egyt Air по маршруту Москва – Каир – Найроби. Время нахождения в воздухе составило 9 часов, плюс пересадка 2 часа.
В аэропорту Найроби сразу же получили кенийскую визу. Из Найроби можно было улететь рейсом в аэропорт «Килиманджаро», но из-за экономичности нашей поездки отправились дальше рейсовым автобусом Найроби (Кения) – Аруша (Танзания). По пути, в местечке Наманга, прошли таможенный контроль и получили танзанийскую визу. Дорога заняла примерно 5 часов. Но надо быть готовым, что это удовольствие может затянуться до 10 часов, как это было на обратном пути из-за многократных поломок автобуса, так что время планировать надо с запасом.
Из Аруши также можно до начала любого маршрута добраться рейсовым автобусом. Кроме того, если покупать пермиты и гидов в Аруше, в стоимость входит и доставка из Аруши до начала маршрута. Однако мы проехались из Аруши до стартовой деревни Марангу на такси (1,5 часа).

День 0: 11.01.2009
Поверить в это сложно, но у нас ушел почти целый день на переговоры и торги с местными «хозяевами» гидов. Дело в том, что гора находится на территории национального парка, у которого есть свои жесткие правила. В частности, запрещено восхождение без определенного количества лицензированных гидов и носильщиков, а также надо соблюдать определенное количество дней на маршруте. Естественно, без оплаты госпошлины вход в парк также закрыт.
Соответственно «камнями преткновения» в долгом споре явились:
- количество гидов и носильщиков, а также повара. На группу 4-5 человек полагалось 3 гида-проводника, 10 портеров-носильщиков и 1 повар! Это было немыслимо, что я, руководитель группы (и единственный англоговорящий участник), пыталась доказать местному дельцу. Предполагалось, что носильщики понесут наш багаж, но мы категорически были согласны нести его самостоятельно. Кроме того, на маршруте Марангу проживание групп организовано в домиках, т.е. палатку, которую мы привезли с собой, также не придется нести. Остается еда, газ и вещи гидов.
Таким образом, кое-как мы сговорились на 5 носильщиках на группу, при условии, что весь свой личный груз мы понесем сами. Отмечу, что отследить количество наших портеров было практически невозможно, т.к. для них предусмотрены отдельные тропы, по которым туристам идти нельзя.
Снижение количества проводников удалось обосновать только до двух. Как нам объяснили, на последнем отрезке восхождения один из них должен был идти с передовой частью команды, а второй – с отстающей или же спускаться с больными до ближайшего лагеря. Повара взять пришлось, хотя им оказался по совместительству один из гидов.
- количество дней маршрута и сам маршрут. В отличие от стандартного маршрута мы потребовали дополнительную дневку в высотном лагере Кибо, а также разделение спуска не на 2, а на 3 дня. Кроме того, велись долгие переговоры по возможности дополнительных радиальных акклиматизационных выходов на маршруте. Но больше всего наших оппонентов удивило то, что маршрут мы собираемся начать прямо здесь, из деревни, тогда как предусмотрена транспортировка туристов до ворот Марангу, что в 6 км от деревни.
В результате добились следующего: маршрут будет продолжительностью 8 дней. Прибавятся выходы на кратер вулкана (в Мандару) и выход к пещере Мейера (в Кибо), а также трек до ворот.

День 1 12.01.2009
Набор высоты: 1500-2700м
Километраж: 18
Пос.Марангу – ворота Марангу – лагерь Мандару –кратер Маунди - лагерь Мандару
В 9ч. Выходим пешком из деревни Марангу, под рюкзаками. Солнце еще не сильно печет, но уже высоко. Идем по отличной грунтовой дороге с заметным набором высоты. По сторонам хижины аборигенов, туристские конторки, местная инфраструктура.
Через 6 км (1,5 часа) доходим до ворот – официального старта маршрута. Здесь нас ожидают носильщики и гиды, приехавшие на машине. Перед выходом на тропу регистрируемся в книге за стойкой с забавной надписью «Kilimanjaro Reception». Здесь же встречаем москвича, который до конца пути будет следовать с нами.
Групповое фото у таблички с обозначением высот и… вступаем на тропу среди джунглей. Земляная, утоптанная множеством ног туристов и портеров, дорога, по сторонам и сверху увитая буйной зеленью, лианами. Но разноцветных цветов почти нет, только зеленая листва. Как объяснили гиды – сейчас начался сезон засухи, а цветение будет только в сезон дождей (март-апрель). Благодаря тенистому лесу прохлада скрывает нас от лучей знойного солнца.
Спустя 2 часа привал. Перекусываем выданными нам заранее ланчами – сухпайками. Пьем приобретенную заранее бутылированную воду. В течение маршрута, чем выше, тем дороже она будет стоить. Поэтому мы еще в деревне купили ее в избытке и нагрузили своих портеров. На аппетитный запах прибегает мангуст, он совсем ручной, и мы кормим его кусочками хлеба.
Самое главное правило – идти медленно, pole-pole (что на суахили значит «потихоньку»), чтоб организм привыкал к высоте постепенно. Подъем плавный, но за первый день набираем 1200 м.
В 15.30ч. впереди сквозь деревья, большие лобелии, показываются строения – небольшие домики, вместо фундамента – деревянные столбики. Это наш первый лагерь. Лагерь Мандару (2700 м).
В Африке все всё делают не спеша. Поэтому до обеда у нас минимум 2 часа. Как раз, чтобы сходить на кратер вулкана Маунди. Он находится чуть выше и севернее по отношению к лагерю. Представляет собой неглубокую впадину, поросшую растительностью, почти правильной круглой формы. Обходим кратер по периметру. Проводник объясняет, что здесь – невидимая граница Кении и Танзании.
А еще по дороге к кратеру отлично видна верхушка пятитысячника Мавензи (5149 м)!
Возвращаясь в лагерь, застываем на месте от странных звуков. Подняв головы вверх, замечаем целую семейку колобусов – потрясающе красивых обезьян, черных с белоснежными пушистыми хвостами. Не обращая на нас внимания, они перескакивают с дерева на дерево за вкусными листиками, издавая при этом неприятные ухающие звуки. Да, ночью будет весело, подумали мы…
В лагерь к тому времени подтянулись другие группы. Со всех сторон слышались все языки мира. Народ обустраивался в домиках, делился первыми впечатлениями. С некоторыми туристами познакомились и мы – австралийцами, голландцами.
Наконец, пообедали походной похлебкой, рисом с мясом и фруктами.
Стемнело в 18ч. Специальный смотритель лагеря, вооруженный винтовкой, предупредил, что ночью могут появляться на территории дикие животные, поэтому без лишней надобности лучше не выходить.
Уже к 20ч. вся наша команда легла спать. Самочувствие у всех отличное. То ли свежий воздух, то ли усталость дня сказалась: ночью никто ни звука тропического леса не слышал.

День 2 13.01.2009
Набор высоты: 2700-3700м
Километраж: 12
Лагерь Мандару – лагерь Хоромбо
Подъем в 7ч. Сразу завтрак из каши, овощей и фруктов.
Сегодня нам разрешили идти каждому со своей скоростью, поэтому группа разделилась: Кирилл С. впереди, далее я и Леха П., в конце Илья С. и новичок Слава.
Природа вокруг изменилась. Буйные заросли сменились деревьями, постепенно уменьшающимися по высоте. Большинство из них было черными, выгоревшими на солнце. На горизонте появились сопки – древние кратера вулканов. А вокруг тропы – толстые кактусы. Сегодня солнце припекает вовсю, негде укрыться от палящих лучей. Навстречу радостно спускаются вереницы носильщиков с тюками на головах.
2 часа до ланча и 1,5 часа после. Погода стала резко меняться. Сначала поднялся ветер, а потом резко повалил град с колючим снегом и дождинками. Кое-как добежали оставшиеся километры до следующего лагеря – Хоромбо. Всё в тумане и мгле, а вернее – в облаке, полном осадков. Как позже выяснилось, на этой высоте днем всегда подобная погода. Но уже через 2 часа облака опустились ниже лагеря, над домиками воцарилось солнце и открылся потрясающий вид. Лагерь находился как бы на утесе, под которым простирался океан облаков, а вдали огни далекого города. Но самое главное – в противоположной стороне, в первый раз, открылась Килиманджаро, ее снежная шапка.
При ходьбе в лагере, даже неторопливой, ощущается одышка, дыхание утяжеленное. Подъем (по высоте 5 м, по горизонтали 30 м) от столовой до домика дается с усилием, появляется усталость.
Разговариваю с участниками из других групп – некоторые из-за самочувствия не пошли дальше, дожидаются друзей с вершины здесь, в Хоромбо.
Размещаемся в хижине на сваях. После позднего обеда ложимся спать.

День 3 14.01.2009
Высота: 3700 м
Километраж: 4
Лагерь Хоромбо
Устроили дневку, чтобы привыкнуть к высоте. С утра до обеда туман, дождь. Дальше лагеря не выходим. После обеда небо стремительно просветляется за счет ушедших вниз облаков. Температура воздуха +12+15 С.
Одну сторону лагеря окаймляет скала в виде драконьей спины. Совершаем прогулку вдоль гребня, откуда открывается потрясающий вид на долину и лагерь.
Остальное время проводим в общении с туристами. Кого тут только нет, но соотечественников больше не видно. Немножко учусь у гидов местному языку - суахили.

День 4 15.01.2009
Высота: 3700-4700 м
Километраж: 11
Лагерь Хоромбо – лагерь Кибо
Подъем в 7ч. Легкий завтрак и выход на маршрут в 8ч.
Деревья быстро заканчиваются, растения постепенно тоже. Пустынно-каменистый пейзаж. Идти сложнее, дыхание сбивается, несмотря на то что угол подъема по-прежнему небольшой, 15 градусов. Солнце очень яркое, но не греет. Одеваем теплую одежду. К тому же сильнейший ветер, т.к. пространство достаточно открытое.
В 10 ч. перекус. На месте ланча последний источник воды – выше не будет. Конечно, мы не умрем от жажды, просто в лагере цена воды будет еще больше.
После 20-минутного передыха идем дальше. До лагеря всего 3 км, но даются они уже с большим трудом. Приходится останавливаться, шаг все медленнее и медленнее. И только идущие навстречу пробегают, загадочно улыбаясь. Остается догадываться, покорили они вершину или нет.
И вот лагерь Кибо – самый высотный на Кили. Высота 4700 м, о чем свидетельствует столб с табличкой. Лагерь расположен на ровной площадке прямо перед самим пролетом на вершину, отличающейся от предыдущего маршрута более крутым склоном. Вместо большого количества хижин для туристов – всего один дом с 12-мечтными комнатами. С нами заселились голландцы и чехи.
Всего 12.30 ч. дня, но появляется обманчивая сонливость. Состояние у всех участников нашей команды удовлетворительное. Все признаки горной болезни налицо: сильнейшая головная боль, тошнота, слабость. Двигаться приходится чересчур медленно, т.к. каждое движение отнимает много энергии. С плохим самочувствием приходят и психологические изменения. Депрессия и апатия овладевают нами. Внутренний голос говорит, что если сейчас так плохо, что же будет по дороге на пик, ведь до вершины еще 1300м! Но судя по восходителям из других групп, некоторым еще хуже. Кто-то лежит не вставая. Кто-то в этот же день убегает вниз, в Хоромбо, лишь бы избавиться от непривычного физического ощущения.
После горячего обеда приходим немного в себя. Вечер проводим на свежем воздухе, вглядываясь в окружающие пейзажи. В 18ч. выпад достаточно обильный снег. Гиды волнуются – за последнее время снега вообще не было. Теперь их тропки наверх заметены. Но ближе к ночи облака немного развеялись, на темном небе показался белоснежный пик Килиманджаро, совсем рядом.
Еще одна интересная деталь: именно в этом районе Земного шара, близ экватора, видны одновременно созвездия Малой Медведицы и Южного креста.

День 5 16.01.2009
Высота: 4700-5000-4700 м
Километраж: 7
Полудневка в Хоромбо – радиальный выход до Пещеры Г.Мейера
Встаем в 9 ч. Но состояние разбитое. Из-за головной боли сон был не крепким. Однако чувствуется, что сутки проведенные на этой высоте, уже акклиматизировали организм лучше.
В 12ч. с одним из гидов, налегке, выходим по тропе вверх. Зигзагообразно поднимаемся по склону, запорошенному снегом. След в след, вереницей постепенно набираем высоту. Каких-то 300 м высоты набираем почти 2 часа. Завтра ночью предстоит преодолеть путь в 4 раза длиннее и выше. Чтобы не тратить силы, доходим лишь до пещерки с отметкой 5000м, отдыхаем там, пьем воду, и потихоньку спускаемся обратно. В 17ч. отбой.

День 6 17.01.2009
Высота: 4700-5896-4700 м
Километраж: 12
Кибо – пик Ухуру –Кибо
Подъем в 23.30ч, полчаса на горячий «завтрак», но аппетит плохой, тошнота и головная боль не проходят.
Ровно в полночь выходим на восхождение. Наша вереница фонариков первая. Температура – 5 С. Без ветра. Небо безоблачное. Каменистая тропа припорошена свежим сухим снегом. Очень-очень медленно, экономя силы и кислород, друг за другом идем по извилистой тропе, которую гид различает по выложенным из камней турам. Местами приходится поглядывать вверх по склону, т.к., по словам проводника, возможны камнепады.
Миновали пещеру Г.Мейера.
Примерно на высоте 500-5100 м у участника – Ильи Ставского – началось «двоиться» в глазах. Это был еще один симптом горной болезни. Пришлось отправить его с одним из гидов вниз, в лагерь (здесь-то наконец оценили потребность не в одном, а в двух гидах!). Продолжили восхождение без него.
Еще через 100 метров подъема вдруг проводник попросил остановиться, пока он посмотрит дорогу. Стоим 10, 20 минут. Понимаем, что немножко сбились с пути и потеряли дорогу. К тому же мы первые, за нами идут другие группы…
Пришлось ждать еще одного проводника, с которым вместе и отыскали дорогу. Но как мы замерзли за эти полчаса ожидания! Вышли на нужную тропу прямо у самой точки Гилмонта (5680 м)! Это знаменитое место, до которого многие доходят, а дальше уходят вниз, обратно, чувствуя, что до вершины уже не хватит сил и здоровья.
Здесь мы и передохнули минут 15. Попили горячей воды из термосов.
На этой высоте температура опустилась до -11 С, плюс ветер.
Самое интересное, что после точки Гилмонта тропа пошла почти без уклона. Мы вышли к огромному кратеру, крутой склон которого и днище были застланы снегом. Кратер обходили с левой стороны, с одной стороны был опасный резкий спуск по кратеру, с другой – высокие глыбы и скалы, которые приходилось обходить по обледенелой дорожке, очень осторожно.
Самочувствие последние 200 м высоты было тяжелое, разговаривать не было сил, ноги механически переставлялись сами. Двоих из нас не просто тошнило, но через каждые 3-5 минут рвало. Но лично у меня появилась убежденность, что до пика мы все равно доберемся.
Полтора часа ушло на последний подъем от Гилмонта. И вот, открылось просторное плато. Без острых скал, ровное место. Ровно в 6 часов утра мы (Конева Евгения, Спицын Кирилл, Поляков Алекесей) достигли самой высшей точки Африки – пика Ухуру (5896 м), о чем свидетельствовал столб с надписью. Через 10 минут начался рассвет, и мы увидели ледник. Торец ледника был несколько десятков метров, очень впечатляющее зрелище, особенно в лучах восходящего солнца.
На морозе фотоаппараты перестали работать. Удалось лишь сделать пару не очень качественных кадров.
Рассвет поражал своей насыщенностью цветов. Постепенно озарился кратер, а снег и лед просто переливались на солнце. В то время, как на земле, внизу, еще была ночь…Хотелось сделать что-то сверхъестественное, но даже крикнуть «Ура!» было трудно.
Сил оставалось все меньше, а предстоял еще спуск. Поэтому минут через 15 начали обратную дорогу, по которой попадались другие восходители.
Когда при свете дня мы увидели бесконечно длинный спуск вниз – возникла единственная мысль – как же мы сюда поднялись?! Подумалось, что восхождение делается специально ночью, чтоб не видеть всего пути наверх.
Спуск занял 3 часа. В 9 ч., раньше всех других часа на 2 мы пришли в Кибо. В хижине завалились спать. Восстановление сил требовалось срочно. Некоторые группы еще спустились в этот день до Хоромбо. Но мы предпочли отдохнуть на этой, уже акклиматизированной высоте.
Обед в 12 ч. Ужин – в 18 ч. Отбой - в 19.30 ч.

День 7 18.01.2009
Высота: 4700-2700 м
Километраж: 22
Кибо – Хоромбо – Мандару
Подъем в 7.30 ч. Спалось долго, но все же не крепко. Высота не позволяет организму отдыхать в полной мере. Поэтому с радостью начинаем спуск.
Обратно бежится легко. Через 3 часа уже в Хоромбо. Легкий ланч. Переодеваемся в более легкую одежду, и спускаемся дальше. Через 2,5 часа в Мандару. Перепад в 2000 м положительно сказывается и на сне, и на аппетите. Последний вечер у подножия горы проводим в воспоминаниях о своих ощущениях.
Отбой в 21 ч.

День 8 19.01.2009
Высота: 2700-1500 м
Километраж: 14
Мандару – поселок Марангу
Утром выдаем носильщикам чаевые, которые на радостях исполняют нам песню «Килиманджаро».
По дороге встречаем очень много туристов, среди них 3 русских команды. Просим их водрузить российский флаг на вершине, который мы забыли в хижине Кибо.
По дороге проводник рассказывает о лечебных травах, растущих здесь, легенды про вулканы, про страшные случаи на Килиманджаро.
В 12 ч. выходим к воротам Марангу, где нам выдают сертификаты о восхождении, а оттуда, под палящим солнцем еще полтора часа до деревни. Маршрут окончен. Осталось несколько дней дороги домой, в зиму, в другое полушарие, с небес на землю, в прямом и переносном смыслах.