республика Алтай / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Тропами Горного Алтая вдоль Катуни и Чарыша

3 - 5 июля 2008 г.
Первый день марафона

Тропа с прижимами и террасами 29 км Тропа с прижимами и террасами 29 км
Функциональный мост в Каянче Функциональный мост в Каянче
Брод через Урсул Брод через Урсул
Каньон Урсула Каньон Урсула
Катунь нас бесжалостно прижала Катунь нас бесжалостно прижала
Сыпуха по пути к Урсулу Сыпуха по пути к Урсулу
Скромный наш обед в Хабаровке Скромный наш обед в Хабаровке
Утро наступило неожиданно! (Подъём в 4.30.) Страшно хотелось спать, и в голове крутились мысли «что я тут забыл?» Легкий перекус, и мы уже мчимся по прохладной каменистой дороге вдоль прекрасной Катуни! Самочувствие вполне стабилизировалось. Солнце ещё не взошло из-за гор. Прохлада шептала добавить темп. На противоположном склоне Катуни уже вторую неделю жил Пожар… Долго ли, коротко ли, а чему быть, того не миновать – мы добрались до водопадика на реке Бельтиртуюк. Он как всегда хорош хоть и вода малая! На спидометре 30 км и здесь дорога заканчивается, начинается тропа.
Тропа постоянно петляет и напрягает нас резкими изменениями в своем рельефе. Даже один раз умудряемся плутануть, но лёгкий перекус позволяет не допускать таких оплошностей – летим вниз к реке… Некоторые участники, которые обожают крутить передачу «3-9» и недавно «сели в контакты» умудряются летать через руль, но все благополучно заканчивается незначительными царапинами, а их и без этого цватает из-за колючих кустарников. Так, штурмуя горки, открывая и закрывая бесчисленные загоны, крадясь между кустарников-кактусов, переходя и переезжая броды, лавируя по «минным полям» мы подъехали к очень хрупкому, но очень функциональному мосту через Катунь. Видно, что его центральная часть недавно горела – лежат свежие доски. Сколько бы маршрутов не состоялось бы, сколько бы рыбы не выловили бы местные в Сумульте, сколько бы травы не было бы потоптанно скотом, если бы не существовало этого замечательного подвестного мостика… Хвала и почёт мостостроителям! Пусть мрут, как мухи, поджигатели и их семьи!
Здесь мы вновь выскакиваем на грунтовую дорогу (на спидометре 59 км) и держим путь в устье реки Урсул. Около турбазы, где чалятся водники для покупки алкоголя и чипсов, встречаем хиппов, собирающих коноплю. Порадовали их рассуждения о броде через Урсул:
– Как там, вода большая, бродить можно сейчас?
– Нет, что вы!..
– Почему?..
– Можно, только обязательно нужно будет ботинки снять…
И надеть сразу белые тапочки! Брод должен был быть нешуточный – в середине июня 2004 на этом броде чуть один из участников велосипед не утопил, не говоря уже о том, что сам не уплыл… Вода была ещё большая – по пояс – с течением… Посмотрим, что нас ждёт в этом году…
После турбазы дорога заканчивается и начинается осыпной склон до устья Урсула, а затем тропа вдоль Урсула до Степушки, где и расположен брод. На время прощаемся с Катунью. Вначале тропа скачет, то вверх, то вниз. Внизу в каньончике извивается и бурлит Урсул. Склоны усыпаны земляникой, но времени на остановку нет… После опасного осыпного обрыва начинается нормальная тропа, по которой можно ехать, часто останавливаясь и смотря по сторонам… Какая красотища кругом!!!
Долго ли, коротко ли, но довольно уставшими (отметка - 75 км), наша команда добралась до брода. Иван отправился мерить глубину, как истинный Сусанин с березовым посохом. Вода оказалась, для этого сезона очень маленькая. В самом глубоком месте он не замочил даже трусов. В общем, водная стихия отступила, и мы, практически не напрягаясь, перебродили эту довольно серьезную реку. Дарью же, как самую маленькую и лёгкую, чуть не унесло течением, после того, как у неё в самом опасном месте сломался проверенный дважды посох. Купаемся и едем дальше…
На правом берегу Урсула нас встретили аборигены из Степушки. Деревню вокруг окружают горы, и дорога, соединяющая её с цивилизацией, представляет собой жестокие качели! Долго ли, коротко ли, но выскочили мы на долгожданный асфальт трассы М-52 (отметка - 86 км). Радости нет предела!
Темп резко возрос, несмотря на то, что дорога пошла вверх на перевал. Штурмуем местный магазин, в селе Хабаровка. Расслабившись и сев обедать рядом с магазином, имели неприятности в лице местного населения. Один парень-алтаец сначала просил, затем требовал прокатиться, после категорического отказа даже начал угрожать отнять транспортное средство на трассе. Медленно удаляясь, предрекал нам взятие перевала "чертова атамана" после заката солнца, хотя время было всего около 18 часов. А мы совсем объевшись, отправились штурмовать перевал. В этот раз он дался довольно легко и даже показался легким (взяли его без остановок минут за 40). Еще немного ждём отставшего участника и словно птицы летим вниз! На спуске скорость временами достигает более 70 км в час. Накатом въезжаем в село Купчегень, где пополняем свои пищевые запасы на ужин и завтрак. Миновав отметку в 120 км, решаем встать на ночлег в устье реки Большой Ильгумень, хотя можно было бы докатить до Яломана. Заехав на турбазу и не застав хозяина, для того, чтобы он скинул цену (не хочется платить 900 р за каких-то 8 часов постоя), катим к пионерскому лагерю, где нас директрисса размещает в отдельном доме за вполне умеренную цену.
День выдался не очень простой. Несмотря на смешной пробег в 120 км (13 км/ч средняя, 9 часов в пути), все мы довольно прилично напряглись на жаре, да и рельеф не давал нам расслабиться. Приняв контрастную ванну в бодрящей реке Ильгумень и плотно поужинав гречкой, мы улеглись спать часов в десять.

Комментарии
Guest04.03.09, 14:48
Я хочу там жить! 
Повигу мне ваш маршрут.Я хочу там жить!
А. Лебедев04.03.09, 11:25
Алтай 
Красивый маршрут
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал Иван