Татры / Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Автопоездка в Польшу с элементами спелеологии

28 декабря 2006 г. - 7 января 2007 г.
Наша небольшая семья (двое взрослых и ребенок) отправились на Новый год в польские Татры чтобы встретить там 2007 год в компании друзей из Белорусии (3 человек) и команды Вроцлавского спелеоклуба. Польские спелеологи проводили там зимнюю школу по спелеоподготовке. Все пещеры были на территории национального парка, что вносило свою специфику. Добирались мы туда и обратно на машине друзей из Белорусии. Провели целый день в Кракове.
Дорога в Польшу
День 1 (Таможня «туда…»)

Проснувшись, понимаю, что проехали Минск. Иду в 12 вагон, куда должны были сесть ребята из Минска. В вагоне никого нет. Вернувшись пытаюсь позвонить и выясняю, что мой (как и любой другой) билайн не создан для общения в Белоруссии. Вытаскиваю Ольгин мегафон и шлю с него несколько призывных СМС. Письма уходят, а взамен получаем новость, что наш баланс в минусах. С легкой тревогой ожидаем Бреста. Подобное начало предполагает что угодно в продолжении.
В Бресте на вокзале есть почти все блага цивилизации – Интернет. Естественно, что встречающими и не пахнет. Читаю почту за последние 20 часов. Вот оно… «так как Миша не едет из-за срочной работы, то план меняется. Едем на моей машине. Заедем за вами на вокзал в Брест.» Начинаю звонить и получаю успокаивающую новость. Через час будем, ждите.
Через час добиваем доверху Nissan Юрки, который он только что забрал из ремонта и едем к границе. Все это время Наташка (жена Юрки – штурман в этом экипаже) держит на телефоне Кабанова старшего и корректирует наш подлет к границе. Вот и встреча. Пожали руки, обнялись. Отдали 20$ нужным людям и получили зеленый коридор. Зеленый коридор – очень хорошо. Примерно в 10 (или 50) раз сокращает время стояния в общем хвосте жаждущих попасть в предбанник Европы.
По зеленому коридору мы быстро минуем белорусские кордоны и попадаем на польского таможенника. Первый таможенник быстро оглядел нашу машину и спросил. Какая цель визита в Польшу? Мы сказали, что у нас там друзья и они позвали полазить по пещерам. Таможенник удивился и сказал, что этого не может быть. ??? Потом пояснил – не может быть друзей в Польше, т.к. поляк не может быть другом. «Поляк это не национальность, это профессия.» Очень патриотичный дядечка.
Затем господь послал нам таможенницу. Данная пана посмотрела на нашу машину со всех сторон, заставила поморгать всеми возможными фарами и сообщила, что поскольку у нашего стального коня не работает одна из задних фар, то путь в Европу нам заказан. Вопрос о том, что наша машина грязновата не поднимался, хотя мы его ждали и были к нему готовы. Мойка конечно не работала и машина осталась грязновата, но день пасмурный, вечер близок и родной цвет машины удачно тонируется грязными разводами. Тут новая подстава. Пока мы не знали, что сказать и суетливо бормотали, «как же ведь только что работала» шустрая пани забирает наш талон, чтобы аннулировать его и отправить нас назад.
Внимание, шоу начинается. Следующий таможенник сказал, что нам нужно отъехать назад и починить машину, после чего снова в очередь и не по «зеленому» коридору. Мы решили, что нужно немного отогнать машину, чтобы не мозолить глаза перед будкой, где нам ставили штампы в паспорта. Только не назад, а вперед, потому что сзади очередь. Оказывается аккумулятор сел. Отталкиваем машину на 7 метров вглубь Европы и начинаем решать проблему – бегать по машинам и спрашивать у шоферов лампочку и открывать доступ к фаре. А лампочки там и нет. Никакой! Даже платформы для ее подключения нет. Слева есть, а справа нет. Пустота, полный вакуум. Охренев, звоним мужику, который чинил машину перед поездкой. Попутно рождаются версии – машина японская, там не ставят две фары; это противотуманная фара она должна быть одна, прочее.
Девочки активно включаются в проблему. Они ловят таможенников мужиков по одному и водят показывать им, что нельзя починить то, чего нет. Мужики с улыбкой кивают. Но наш талон аннулирован и пока не будет нового нас не пустят дальше. Юрка идет на переговоры с белорусами, а с ним один из поляков.
Пока он ходит нам сообщают что: на ребенка должно быть специальное сидение (ребенку 6 лет и весит он за 30 кг.); ремни безопасности, а машина помыта. Девочки снова убалтывают панов, разыскивая ремни под обивкой кресла, а я сооружаю сидушку из пенки. Поляк качает головой: «Так не правильно,» - слышим мы. Не правильно, а что делать.
Возращается Юрка. Мы получаем штамп, что можно ехать. Сзади нас колют ненавистные взгляды тех идиотов, которых угораздило казаться в очереди позади нас и простоять закупоренными больше часа. Наташка дарит поляку шоколадную медальку и … мы начинаем резво толкать машину в сторону Европы (за время проведенное на границе мы разрядили аккамулятор). Все истерично ржут, кроме Юрика, который кричит, что мы медленно толкаем. В 50 метрах от поста останавливаем первую машину и цепляемся к ней. Завелись, тепло прощаемся с мужиком и дарим медальку.
Сразу за мостом еще пост, где очередной поляк показывает на наши фары и что-то лопочет. Что еще одна не работает?! Нет, надо потушить, а не то будет большой штраф. В Тересполе (город на границе) пытаемся менять деньги. Получается, что злотая - почти 10 рублей. Не радует, а говорят что здесь хороший курс. Поели и двинулись в сторону Варшавы. Время 18.00 по Москве, ехать 200 км.
Дороги в Польше плохие – узкие. Полицейских не много, но это не повод расслабляться. Ночевать планируем в Скирневицах. «Это где-то в 30 км,» - сказал Юра. После 1,5 часов плутания в Варшаве и 2 часов на дорогах, где нам даже полиция указывала, куда ехать, мы узнали, что до Скирневиц от Варшавы 80 км, а не 30.
Около 2.00 по Москве мы оказались в какой-то занюханной гостинице, где за 105 злотых (38 $) мы сняли номер на троих, отказавшись при этом от ужина.
День 2 (Долгий старт - поздний финиш)

Поднялись мы около 10.00 по местному времени. Юрка с Наташкой обещали уже быть, но видимо задерживались. Почти два часа собирались и около 12.00 решили поискать еды – завтрак. Спустились вниз и попытались узнать, где здесь кормят. Оказалось, что кормят рядом, но тогда мы не успеем сдать комнату, ведь уже без 10 минут 12.00. А комнаты здесь сдают с 12.00 до 12.00. Ничего себе порядочки. Снял комнату на день, а оказалось на 10 часов. Хорошо, хоть все вещи собраны. Тут и Юрка появился. Очень вовремя.
Для начала поехали помыть машину. Потом в гости к Наташиной родне. Легкий завтрак из бутербродов и яиц, знакомство с самым большим котом из всех, что я видел в жизни. Весит это чудо около 10 кг, зовут Тигр. Потом Юрика начали обучать бизнесу, а девочкам рекламировать косметику. Так что уехали мы оттуда только в 15.30, оставив 100$ на какую-то косметику и пообещав заехать на обратном пути.
Ехали мы часа три и встретился нам большой магазин. Что-то вроде нашего Метро. Как-то неправильно проскочили мы внутрь магазина, чтобы купить продуктов. И потерялись. Почти 3 часа мы потеряли в этом чудо-магазине, поимев кучу проблем. Так например, мы не имели членской карты, набрали в розницу товаров, которые продаются только упаковками. Под конец не могли все это запихать в машину, разбив банку селедки прямо на стоянке.
Потом была трасса Краков-Закопане. Дорога в 90 км из одних поворотов. Проехать ее в темноте, не рискуя здоровьем, быстрее, чем за пару часов – нереально.
Но вот и Закопаны. Осталось немного. Маршрут объяснен в СМСке девочки Аси, еще около 10 км. Вот по этому маршруту мы и ездили почти два часа, разряжая мобильные телефоны, проговаривая кучу денег, нервничая и допрашивая туземцев.
Около 3.00 встреча все-таки состоялась. Классический тирольский домик, был набит людьми и, судя по разбросанным шмоткам, среди них было много спелеологов. Все спали, и мы старались тоже побыстрее уснуть. Но именно в это время выходит на ночную охоту хозяин дома. Старенький дедушка, страдающий недержанием (судя по распространяемому им амбре). Старик нашел в холодильнике одну из банок нашей селедки (не знали мы тогда, где чей холодильник) и успел ее пометить (так метко выразился Юрик). После чего ввалился в комнату и обратился к нам с каким-то вопросом. «М… не понимаем, пана,» - отвечаем мы. Старик задумывается и переспрашивает, не англичане ли мы. «Нет, - мотаем мы головой, - мы Россия». «Россия,» - переспрашивает дед. Мы киваем и слышим в ответ на чистом русском без акцента: «Еб твою мать…» На этом общение заканчивается. Уходит старик, и мы уходим спать.
Но у дверей комнаты нас поджидает еще один местный жилец. Щенок, в том возрасте, когда ничего кроме умиления вызвать у людей он не может. Правда он настолько задрипан и неухожен, что мы как-то не умилились (все кроме Алисы). Мы меж собой назвали его Пуфик. Но… этот маленький поганец явился не просто так. Он весьма у мен и уже пришел за своим налогом. После пары попыток не пустить его в комнату Ольга решила опустить его на этаж ниже. И стоило взять его в руки как он начал громко и отчаянно скулить на весь дом, как будто его жестоко избивают. Этим он еще больше нас разозлил и дальнейшие визиты в нашу комнату для него стали нереальны.
В Польше
День 3 (И были пещеры)

Точнее одна пещера. С утра мы с Юркой спустились подкрепиться. Посомтрели как здесь щеночка кормят. В кормушке у него аппетитно блестело полкило вареной колбасы порубленной кусками.
За чаем узнали, что идет группа Криса в какую-то вертикальную пещеру около 200-300 метров. Смущало только то, что на дорогу они планируют почти 5 часов и на пещеру 10. А мы были сильно не выспавшиеся и замученные дорогой. Мысль идти или не идти с Крисом нас ломала не долго.
Но тут выяснилось, что кроме Криса сегодня с группой курсантов идет Мачек. И пещера у них поближе и сама поменьше. Весь выход на 7-8 часов. Для акклиматизации перед Снежной большего и не надо. Заручившись одобрением наших половинок, мы приняли окончательное решение и отправились.
Всего нас было шестеро: Мачек, три курсанта, я и Юрка. Перед входом в долину Мачек тормознул нас и провел разъяснительную беседу. Долина – национальный парк и заниматься там спелеологией дают только специальным людям (он к таким относится, у него даже документ есть), в отдельных пещерах и только по дополнительному согласованию. Естественно, что водить нас в пещеру при таких порядках – геморрой это немерянный. Поэтому нам следует войти в парк, как обычным туристам, спрятав всё, что может указать на нашу спелео принадлежность, и только купив билет и промаршировав зону контроля встретиться там с остальными участниками группы.
Все прошло прекрасно и мы пошли по заснеженной дорожке вдоль реки, обгоняя не спеша бредущих отдыхающих и обгоняемые санями с запряженными лошадками. Места красивые сами по себе, но поляки всячески старались их украсить еще какими-нибудь фенечками. Часовенки, художественно обтесанные коряги, статуэтки святых в нишах скал тут и там делают дорогу намного художественнее.
Через час мы притопали к бревну от которого вверх вела лестница. Она тянулась метров на 150-200. Довольно удобная лесенка с добротными перилами. Только на середине метров пять ее было снесено обвалом, пришлось облезать. Лестница закончилась на площадке 5 метров на 7 метров в конце которой железная дверь. Оказывается, эта дверь вела не в нашу пещеру. И именно из-за этой двери (точнее пещеры за ней) наверх вела такая шикарная лесенка. Наша пещерка начиналась в соседнем гроте в 15 метрах.
Сама пещера любопытна, но не более. Исследовать ее начали еще до второй мировой войны. Вначале это своеобразные горки по которым очень удобно топать вверх-вниз, за долгие годы там получилась самая натуральная тропа появилась. В нескольких местах приходится ложиться и ползти, но не более 2-3 метров. Где-то метров через 300 будет галерея покрыта скользкой глиной. По словам Мачека это место в случае сильных дождей затапливается на несколько метров за пару часов. Потом первая веревка вверх. Вся пещера – сплошные веревки вверх, на общую высоту 250 метров. Легко и быстро восходить, когда через каждые 2-3 метра идут здоровенные проушины фирмы Petzl, называемые «башмак» (крючья на эпоксидке, которые вколачиваются на 25 см в стену). Перед второй веревкой вверх идущие впереди курсанты «промахиваются» и убегают к сифону, где долго думают как им его штурмануть подручными средствами. Пришлось их возвращать. Восхождением вверх занимает около получаса (это метров двадцать и одно тяжелое место). Но следующий ствол уже полтинник, хотя и не сплошной трубой, но трудных мест три, съедает у нас полтора часа времени. Мы начинаем мерзнуть. В целом - симпатичная труба, но хочется движения. Наверху выходим к небольшому озерцу, которое поляки называют «бочка». Глубина 1,5-2,0 метра. На дне видны большие камни под слоем глины. Думается, что наступи и муть будет страшная. Маршрут идет по верху озерца и направо в щель. По тем же «башмакам». Мачек говорит, что на дне озера много железа, которое теряют неопытные проходители этого участка. «Бочка» обходится снова поверху, а потом еще одна веревочка вверх. Вот и приличный зал из которого четыре продолжения: одно вверх, одно вниз и два в стороны. Это все, дальше уже не цель.
Возвращаться ночью по парку забавно, но приятно. Мы шли, пару раз обгоняя одинокого егеря (служитель парка), что-то высвечивающего своим фонариком на обочине.
День 4 (Триединый Новый год)

Новый Год. Народу в домике прибыло. Безвозвратно исчезла горячая вода, что вызвало негодование девушек. Мачек сказал, что это не проблема с водопроводом, а проблема с хозяевами. Местные зарабатывают живые деньги, только с туристов, стараясь при этом заработать их побольше. Вот и экономят на горячей воде.
С утра люди не планируют выходы в пещеры, а гуляют по окрестностям.
Организацией праздника занимаются курсантки Мачека. Мы созерцаем. На обед сварили себе рис, получилось с перебором. Уже в сумраках выбрались погулять по одной из долинок. Вокруг все тает и течет. Погуляли, даже слепили снежную бабу в поле, думали выпендриться. Но как оказалось, снеговиков здесь делать умеют и без нас. Отошли в лес на 500 метров и сразу два красавца оба симпатичнее нашего. До Нового года снега хватит, а дальше – уже не факт. Мы и сюда привезли «нашу» погоду.
Новый год начался часиков в 20.00 по-местному времени, это 22.00 по нашему. Через два часа наступил московский Новый Год. Мы надели парики и окатили шампанским весь клуб. Развлечение не оставило поляков равнодушными (особенно их впечатлило шампанское, капающее с потолка) и потом, в течение вечера, они пару раз пытались отыграться – облив нас шампанским (в ходу у них было украинской шампанское с надписью на этикетке «Совеское Царское»).
Через час пришел белорусский Новый год. Кабанов начал знакомить поляков с белорусским дедом Морозом, который перешел границу вместе с ним в его рюкзаке. Дедушка был на литр и мало кого оставил равнодушным, но быстро кончился, последнюю шапочку мы с Кабановым поделили пополам.
А свой Новый год поляки, как оказалось, встречают у входа в долину, где находится национальный парк. Это традиция и мы пошли с ней познакомиться. Кроме нашего клуба туда подтянулась еще сотня разных людей, большей частью – спелеологов. Все притащили с собой вязанки ракет, петард и другой пиротехники. Фейрверк был знатный. Тем временем все пили шампанское, обнимались и говорили друг другу: «… с Новым роком!» В конце меня более всего порадовало, когда из группы стоящих кругом поляков раздался знакомый мотив с незнакомыми словами. Они пели гимн Вроцлавского клуба, который был сделан на мотив гимна СССР. Вот уж воистину бессмертное произведение. Особенно, когда в припеве раздавалось: «Эй, братья гротолазы» вместо «славься Отечесто».
Потом мы вернулись и пили и танцевали и преодолевали языковый барьер. Кабанов занимался агитацией и вполне успешно. Хотя утром жаловался что ему в голову забили несколько гвоздиков, забивали их, конечно, бутылками местной водки. Около 4.30, по местному времени, мы разбрелись спать. На остатки пиршества спустился старенький дедушка хозяин, наткнувшись на меня немного смутился и спросил на русском: «Пиво можно?» «Пей дед, с новым роком тебя!»
День 5 («Над нами километры воды»)

На улице идет дождь. Смыло вообще весь снег в окрестностях. Поблескивает мокрая травка. До весны далеко, а зимой уже и не пахнет. Народ активно собирается по домам. 2 января у многих – рабочий день. Прощаемся с Мачеком. Я даю ему переписать несколько старых и хорошо известных московских спелеофильмов. Алиска носится по дому с Марцелиной (дочь Мачека). Забавно на них смотреть. Обе кричат что-то друг другу не понимая не слова и отлично ладят.
Вечером поехали в Закапаны. Надо деньги поменять + город посмотреть + поесть чего-нибудь толкового. А там народу столько, что не в одном кафе нет мест. А в тех, где есть места, там уже нет еды. Дождь идет. Мерзко. Девочки утешились небольшим шопингом сувениров и питцой. Мы поехали домой. Поужинали в маленьком частном ресторанчике недалеко от нашего дома. Узнал, что фляке – суп из потрохов (кажется свиных).
Вечером договаривались о выходе в Снежную. Павел (он остался, чтобы побыть у нас проводником) предупреждает, что идти долго. Особенно тщательно сверяем часы, планируя ранний подъем.
День 6 (Великая мистификация)

Как это не странно, но наша минигруппа проснулась почти без опозданий. Только Юрку разбудили на 10 минут позднее плана, а остальные точно в 5.30. На этом плановое проведение мероприятия закончилось. Из дома мы выбрались в 6.40, а не в 6.00, как планировали. Главная причина – ни Юрка, ни Кабанчик с вечера не собрали вещей и метались в поисках того снаряжения, которое им понадобиться, запихивали все в рюкзак, пересыпали карбид и т.п. Мы с Павлом стойко их ждали, поминутно подгоняя.
Около 7.00 мы были на входе в парк. Как не странно, но нас никто не тормознул, хотя местные рейнджеры должны работать именно с 7.00. Поэтому уже через 10 минут я вытащил спрятанный транс из-под куртки и гордо помаршировал с ним за плечами ничего не тая и не пряча. Дорога все время шла в гору, но была она широка, ухожена, подъем совсем небольшой, а слой свежего снежка не составлял и трех сантиметров. Павел сказал идти по желтым маркерам, которых тут было в достатке, поэтому и заблудиться было негде. А выше пейзаж украсили великолепные скалы. Короче, это была очень приятная была дорога… Пока не кончилась тропа, точнее нам не пришло время ее покинуть. К этому моменту мы набрали метров 600-700 и из растительности остались только небольшие кустики, торчащие из-под снега. Слева на горе сверкал здоровенный крест. Павел сказал нам, что это символ Закопане и к нему летом часто ломятся туристы. Но мы неправильные туристы, поэтому пошли дальше вверх. Тропы не было и мы начали проваливаться в снег. Некоторые умники (их было абсолютное большинство) не имели бахил и поэтому снег, набиваясь им в ботинки, доставлял массу неудобств.
Мы выбрались под скальный лоб, с которого свисала веревка. Павел порадовал нас новостью, что идем правильно и нам еще 15-20 минут. Всего-то. Мы переоделись и переобулись в пещерные сапоги. К обвязкам подцепили только жумары. Как оказалось надеяться на этом подъеме на жумары – не лучшая мысль. Веревка была обледенелой и подъем оставил у каждого по несколько неприятных минут. Оказавшись наверху сразу узнали, что ветер там ого-го и все время в лицо. К тому же половину пространств покрывал жесткий наст. На котором и в ботинках было не сладко, а в сапогах – совсем грустно. Летящего в лицо снега хватало, чтобы за пять минут засыпать следы впереди идущих товарищей. Погода здесь оттягивалась. Вот в таких неприятных условиях мы набрали вверх еще почти 200 метров и потратили на это не 15 минут, а часа полтора.
На финише всех подходящих встречал Павел, когда группа собралась в полном составе, он объявил, что пещеры не видит и не видит способов ее найти. Кроме того, знания его слабы и стары. Первый и последний раз на Снежной он был 7 лет назад. Сюрприз.
Ситуация усугубилась новостью, что сам вход – не большая наклонная щель под камнями, который закрывается решеткой и полиэтиленом во избежания забивания ее снегом - идеальный снегоуловитель. Единственный шанс – кол у входа, но что-то его не видно. Потоптавшись минут двадцать по сугробам мы поняли, что ситуация грустная и самая перспективная дорога – назад по занесенным следам. Утешало, что она оказалось легче, до пещеры мы шли 4 часа с гаком (а планировали 2,5), может назад быстрее.
И пошли мы назад. Естественно идти вниз было, не в пример, легче. И уже через 2,5 часа, сделав всего одну остановку на обед, мы были на дороге. Потраченного времени было жаль всем, кроме меня. Кабанов утешился тем, что поляки подождали его для совместного добирания до Вроцлава. А Юрка был безутешен и мрачнел до самого вечера.
Была у нас мысль (пришла она в голову всем сразу и независимо), что нет никакой Снежной и все это великий блеф. И эту мысль мы сразу поведали братьям спелеологам. Братья по оружию поржали, но комментировать нашу догадку не стали.
Отобедали с девочками, которые долго гуляли по парку и проголодались в соседском ресторанчике и вечером снова поехали в Закопане. Погода располагала к прогулкам.
Закопан было не узнать. Мороз -10, снежок, ледок. Людей вдвое меньше, никаких очередей, везде свободные столики. Повсюду русская речь. Приехали русские и украинцы, которые тоже предпочитают могучий и вечно живой любому другому при международном общении. Долго гуляли по центру. Ольга накупила сувениров и покаталась на карусели. А я потерял (забыл в ресторанчике) подушку, которую она так тщательно и долго выбирала. Это несколько омрачило отъезд из Закопан.
День 7 (Прощальная прогулка)

С утра шел снег. Юрка с Наташкой собрались в Закопаны, чтобы поснимать городок днем. А заодно прицениться к местным лыжным трассам (стоимость удовольствия оказалась около 25 злотых за комплект лыжи=сноуборд + ботинки и 4 злотых за каждый подъем).
Мы же стойко топали сквозь идущий снег. По прошествии трех часов (или больше) было принято решение идти назад, пока ребенок может ходить. Прощальный обед в уже полюбившемся ресторанчике. Я заказываю «украинский борщ», который оказывается горячим ботвинником с поджаренным блинчиком. Для борщика - жидковато. Девочки берут «русские пироги» - вареники с картошкой и сыром. Наши знания местной-украинской кухни обогащаются.
В домике нас поджидал сюрприз. Маленький лохматый террорист навалил кучу на третьем этаже перед нашей дверью. В сумраке коридора ее не разглядели, и пара человек вляпалась. Юрка совершенно серьезно был настроен оторвать маленькому заср… что-нибудь, но он где-то спрятался и не высовывался (умен).
Потом до полуночи ждали хозяйку, чтобы отдать ей деньги за жилье. Она внучка деда и работает где-то в городе или просто по делам ездила. Долго упаковывали все что можно. Юрка уговаривал сходить на гору, но как-то вяло и безуспешно. Потом пошел один.
День 8:

Как и планировалось, встали в 7.00. Естественно, что на этом благие планы немного забуксовали и выехали мы только 8.45, но и это очень не плохой результат. Не торопясь, мы добрались до Кракова, осмотрев по дороге характерные красоты, созерцания которых были лишены по дороге туда.
Краков встретил теплом +2, +3, +5, +7 (не знаю, чему можно было верить, а чему нет, но цифры ошеломляли). С четвертого захода нашли отель позиционируемый, как сеть международных студенческих гостиниц. Находится он на улице «3 мая». Пообщались с его работниками и узнали, что селят только с 6.00 до 10.00 и с 16.00 до 24.00. а на часах только 12.20. Нашли неподалеку стоянку, договорились с мужиком на 15 злотых и пошли гулять, благо центр был не далеко.
Первым делом поменяли деньги и как всегда накололись с курсом (2,81 злотых за доллар, а через два часа видели 2,90). Потом нашли где перекусить (салат-бар «Розовый слон»), Юрка с Наташкой купили карту и мы поняли, что находимся почти в центре. Ура!
Исторический центра Кракова это район вокруг старого рынка. Там есть соборы, университет, торговые ряды и т.п. Естественно, что сейчас все это густо обросло лавочками, магазинчиками и кафе. В целом место очень приятное для прогулок и музеями насыщено сверх всякой меры. Я видел пять-шесть вывесок, но думаю, что реально их больше. Гуляли мы несколько часов и подустали. Естественно, что женщины время от времени налегали на сувениры, и это их бодрило, а в нас вселяло уныние. Не знаю, как Юрка с Наташей, а нам этот сувенирный день обошелся в 170 злотых. С грустью осознаю, что тратить деньги и силы на безделушки мне жаль. Прожрать не жаль, подарок купить не жаль, а заполнять шкаф и стены чашечками и картинками (если они еще окажутся на стенах, а не в ящиках) – мне жалко. Наверное, во мне живет еврей.
Наконец вернулись в гостиницу. Без проблем сумели снять два номера рядом. Ребятам достался на две койки с диванчиком, а нам на четыре кроватки. Еще там было по шкафу, по столику и по паре пуфиков. Все очень приличного качества и напрашивающееся сравнение с гостиницей «Старт» в Скирневицах не в пользу последней. В конце коридора нашлись кухня с холодильником, газовой плитой, электрическим чайником и несколькими тарелками. А также душевые кабины и туалет. Судя по количеству рулонов туалетной бумаги - туалет не пользуется популярностью. Коротко можно подвести такой итог – очень неплохое общежитие, немного уюта не хватает, типа: крючочков и полочек в душе, лифта, микроволновки.
Условились, что выезжаем завтра в 9.00. Значит, чтобы погулять по утреннему Кракову надо раньше встать, а для этого пораньше лечь.
День 9 («Спит средневековый город Краков»)

Наши будильники были заведены на 6.00, но Ольга проснулась в 4.00 и села сторожить наш сон, что-то печатая на компьютере.
В 6.00 мы встали, быстро собрались и вперед на прогулку. Утренний Краков пуст. Раньше всех открываются газетные киоски. По улочкам старого города снуют машины и рабочии, готовится новый туристический день. На этот раз мы не задержались на центральной площади, а быстро ушли в боковые улочки. Лишь мельком взглянули на огромную медную голову. В сумраке она особенно безжизненна.
Мы ходили почти два часа. Костелы, дома, монастырь, дома, парк. На одной площади увидели множество цветущих анютиных глазок. Для января это уже совсем перебор. Быстро возвращались в гостиницу, жуя традиционный бублик за один злотый.
Выехали почти вовремя и без особых проблем добрались до Скирневиц. Правда в дороге слетел один из шлангов в двигателе, из-за чего мы быстро потеряли часть нашего топлива и час времени, пытаясь понять, куда же нас ранило, что мы истекаем соляркой.
В Скирневицах нас ждал обед и Тигр (в общении со мной он просто душка). Алиска съела 4 куска курицы, проигнорировав все остальное из того, что было на столе. Потом Юрка засобирался с Кристиной и Наташкой в Варшаву. Он очень хотел купить себе 19-дюймовый LCD-монитор. В машине было еще место и мы отправили с ними Ольгу выделив ей денег на шопинг.
А я с ребенком при помощи Марека заселился в гостиницу «Polanija» качествам она была повыше, чем «Start», а по деньгам вышло тоже самое. Правда в номере было две кровати, а не три, но нас это не напрягло. Поселившись, мы с ребенком погуляли по городку. Посмотрели на центр, нашли пару памятников. Зашли в местный гастроном. Алиска попросила купить ей шпроты. Я взял банку с рыбными консервами на которой было написано «Sproty». Это оказалась килька в томатном соусе, имейте ввиду!!!
Потом сидели в гостинице, ожидая нашу маму.
Она появилась поздно в страшном возбуждении и начала показывать покупки. Два осенних пальто для нее, зимняя куртка для ребенка, женские сапоги в каких-то узорах, пара свитеров, фен и расшитые бисером тапочки для Алиски. За все это 170 $ - вот оно женское счастье. Показывая все это, она рассказала, что они попали в аварию, но пострадала только машина.
Домой в Россию
День 10 (Таможня «… и обратно»)

К 8.00 мы собрались и позавтракали. Тут приехал Марек и повез нас завтракать к ним домой. Потом мы с Юркой долго распихивали вещи. Для таких туристов как мы нужно выпускать машины с резиновыми корпусами.
Выехали не рано, но приемлемо. Наблюдали чудесную картину – толпа народа идущего из костела после субботней службы. В массе своей – люди 30-40 лет с детьми.
На краю Варшавы заехали в магазин, где менее суток назад затоваривались ребята. Юрка купил-таки монитор – LG 19 дюймов LCD, кажется за 295 $. Мы купили ребенку симпатичную куртку с сапожками под нее, тапочки племяннику, пару плюшевых коников и какой-то еды. Старались потратить последние злотые, а в итоге наменяли еще 60$.
Последний рывок на 180 км и вот граница. Поляки нас не задерживают, только Юрке в качестве НДС с монитора вернули не 50$, как планировали, а 35$. Такой вот местный бизнес, теряешь 15 $, зато не надо возвращаться в магазин, где купил товар.
Белорусская таможня была не в пример суровее. Увидев монитор, таможенники начали потирать руки. Извольте заплатить налог, господа. Налог? Какой налог? Ничего не знаем. А вот теперь знаете. Можете почитать приказ 57. На такой мониторчик налог 30 % от стоимости, но менее 110 евро + 5 евро еще за что-то. 115 евро это 150 $ налога за монитор, который обошелся около 250 $. Начинаются крики как же так, мы не знали, это не правильно, денег нет и т.п. Но шум в таком деле не помощник. О нашей проблеме за минуту становится известно всем и дача взятки уже невозможна. Таможенники пугают всеми карами, вплоть до высылки обратно в Польшу. Особенно усерден старый дед по имени Василий Васильевич. Пришел начальник смены, но только разводит руками. Юрка порывается выкинуть, а точнее подарить начальнику этот гребанный монитор на который он потратил столько времени, сил, а теперь еще и кучу лишних денег.
Нахожу в кармане деньги и прошу Юрку заплатить, т.к. иначе мы опоздаем на поезд в Москву. Но Юрка парень гордый и батьку Лукашенко не любит (за такое никто никого не полюбит). Он ворчит, ругается на всех, несправедливо обижает девчонок, потому что клокочет в нем… Уже в кассе он слышит, что на телевизоры другая ставка налога и кричит, что у него почти телевизор. Но эта ставка 500 евро, так что у нас все-таки монитор. Мы пытаемся еще быстрее покинуть таможенников потому, что в кабине лежит ноутбук, который мы, въезжая в Польшу по зеленому коридору, не задекларировали. А какой налог у батьки на ввоз ноутбуков можно только догадываться, думаю, что не меньше, чем на телевизор.
Наконец мы вырываемся на белорусские дороги, лишившись денег. Мда-… стоит серьезно подумать о реформировании этого соседа, плата за транзит нефти здесь тоже какая-то недобрая.
Брест сияет множеством огоньков, но уже не радует. Перетаскиваем вещи на вокзал и улыбаемся только при появлении Кабанова младшего. Грузимся в поезд, прощаемся и долго раскладываем вещи. Вот и Рождество.