Автомобильная поездка по северной Норвегии(острова Вестеролен и Лофотены) с перелетом из Тромсё на Шпицберген (Лонгьербьен) и обратно, экскурсии на Шпицбергене, остров Сенья.
Москва - Финляндия - Швеция- Норвегия: Острова Вестеролен - Лофотены - Тромсё - Шпицберген: Лонгьербьен -Баренцбург- Норвегия: Тромсё - о.Сенья - Финляндия - Москва

Предисловие.

Участники маршрута: Данилова Мария, Нестеров Андрей

Все началось еще зимой 2013 года. Решение поехать в Норвегию было принято без каких-нибудь других вариантов. Хотелось достаточно бюджетной поездки, но в Скандинавию, а не на Кольский, где мы гуляли 2 года подряд.

Соображения были такие: едем по северной части Норвегии, с палаткой (по кемпингам и без них), заезжаем через Финляндию – далее Киркинес, Нордкин, Нордкап, по побережью до Лофотенских островов, гуляем там – и домой.

Однако, составляя и обсуждая маршрут, я неосторожно высказалась: « А ведь мы едем мимо Тромсё, а от него самолеты на Шпицберген летают…..»  Тут надо отметить, что желание посмотреть Шпицберген сидит в нашем подсознании очень давно. Но как-то ехать только на Шпицберген, дней на пять-шесть, не укладывалось ни в какие наши планы. А тут вроде должно бы все получиться.

Срочно пересматриваем маршрут (наш первоначальный план + Шпицберген не укладывается по времени в сроки). Узнаем  все подробности (прибегая к помощи известной нам по Исландии турфирме «Джаз –Тур»)  и заказываем билеты на самолет из Тромсё, проживание и экскурсии на Шпицбергене.

В результате получилась такая нитка маршрута:

1.через Финляндию и Швецию – на острова Вестеролен и Лофотены,

2. потом до Тромсё, оттуда самолетом в Лонгьир (правильнее Лонгьирбьен - норвежское поселение на Шпицбергене), 3 полных дня и две половинки – там,

3.обратно в Тромсё -  и оттуда заехать на остров Сенья, про который я вычитала, что там очень красиво и стоит там побывать. Это предполагалось «отдыхательной» частью маршрута.

4. через Финляндию – домой.

И вот наступил июль.

Часть первая.Дорога в Норвегию и острова Вестеролен

10 июля 2013 года. Среда.   Нулевой день.

Назван нулевым днем путешествия, поскольку дорогу по ленинградке путешествием назвать сложно.

Здесь писать особо нечего. Выехали из дома в 5 утра.

Как-то очень удачно проскочили неизменную пробку в В.Волочке (всего за 30 минут).

Даже не стали пробовать  объезжать ее.

Заскочили на озеро на Валдае, но купаться не стали, просто чуть подышали воздухом.

Немного постояли на питерском КАДе.

В 20-30 мы уже  в мотеле «Кировские дачи» в Выборге, откуда завтра очень удобно стартовать к Брусничному.

Проехали – 890 км.

Сразу отмечаю, что километраж будет приблизительным, т.к. пересчитывался из миль, которые стоят на спидометре нашего «Форя».

11 июля 2013 года. Четверг.   Первый день.

В 745  выезжаем из мотеля. Заправляем машину под завязку на первой же заправке по дороге к Брусничному (до 1-го КПП). Оказалось, правда, что по дороге есть еще 2 заправки, последняя почти перед самой границей.

Проходим Российскую границу, далее - хвост перед финскими пограничниками. Подъехав к финской границе, после ответа финским погранцам, что мы едем в Норвегию, а в Финляндии будем ночевать всего одни раз, таможня даже не стала проверять нашу машину. Даже не подошли!!! Спрашивается: и зачем я колбасу в спальники прятала?!

В общем обе границы мы миновали примерно за 1,5 часа.

В 1020   - мы в Финляндии. Ставлю навигатор на Оулу – пусть ведет, как хочет, и едем по Финляндии. Дороги небольшие, теплая погода, солнышко, машин мало – красота, да и только.

В 1140 встаем на обед и переупаковку вещей на озере Kirvesselka (на конце а с двумя точками сверху). Надо же колбасу из спальников вызволять!

Первый обед в Финляндии

В 13 часов выезжаем с обеда. Решаем, что сегодня до Оулу гнать не будем, остановимся где-нибудь около 19 часов (пока еще по московскому времени).

По дороге заехали на заправку – и тут оказалось, что далеко не любой пластиковой картой можно оплатить в их автоматах. Маэстро не работает вообще (кстати, нигде за границей не работает, даже в магазинах, даже снять с нее деньги не получается!). И на финских заправках (как потом оказалось, что и на многих норвежских) – работают только карты с чипами. Хорошо, что у нас такая карта была, иначе пришлось бы искать заправки с операторами.

Около 19 часов  просто по указателю нашли очень милый кемпинг, в стороне от дороги на заливах озера Пюхяярве. Стоимость для машины и палатки – 21 евро, душ бесплатно. Народу – очень мало, тишина и спокойствие.

В кемпинге в Финляндии

До Оулу не доехали около 200 км. Общий пробег примерно 450 км

Схема проезда в первый день поездки
Маршрут 11 июля

12 июля 2013 года. Пятница.   Второй день.

Выезжаем из кемпинга в 945 – теперь уже по финскому времени. Погода пока радует. Около 12 часов объезжаем Оулу.
    Заскакиваем в магазин в районе г. Келло – затариваемся шашлыками и одноразовыми мангалами, и, проехав немного,  в 15 часов встаем на обед на вполне себе культурной  придорожной стоянке. Жарим шашлыки из курицы и радуемся жизни.

Мангал на обочине

Выезжаем со стоянки в 1615

В 1630  пересекаем границу, практически не заметив этого обстоятельства, и катим дальше по Швеции. Наш путь к трассе Е10, которая ведет к побережью Норвегии в районе г. Narvik, откуда до цели первого этапа путешествия рукой подать.

Напоминаем себе, что мы уже отдыхаем. Поэтому гонку устраивать не будем. Тем более что хотелось с приятностью проехаться вдоль озера Торметраск в Швеции.

Поэтому останавливаемся на ночевку в 19 часов по финскому времени (или в 18 – по норвежскому)  в кемпинге  на трассе Е10 прямо на Полярном круге. Ставим палатки.  Народу никого. Хозяева кемпинга – корейцы! Хорошее здание с кухней, туалетом и душем – все  входит в цену. Цена за машину и палатку  -  80 шведских крон. Домики у них тоже есть,  сколько это стоит – мы не выясняли. Ставим  лагерь.

Дальше все наше путешествие пройдет за полярным кругом и ночи не будет, Правда солнышко как-то подозрительно спряталось за облаками.

Проехали  примерно 470 км.

Полярный круг. Швеция.

2-й день путешествия.
Маршрут 12 июля

13 июля 2013 года. Суббота.   Третий день.

Выезжаем из кемпинга на Полярном круге в 840 (Здесь и далее время – норвежское).  Погода хмурая, начинаем накрапывать дождь. Неожиданно встречные машины начинают нам отчаянно мигать фарами. Мы в некоторой растерянности не можем понять, что у нас не так. Но, оказывается, за поворотом  по дороге разгуливает олень. Это встречные водители  предупреждали  нас о помехе на дороге. Олень, погуляв по середине дороги, нехотя уходит в лес. Едем дальше.

Доезжаем до озера Турнетреск. Едем вдоль озера. Озеро огромное и очень красивое, но все окрестные горы затянуты облаками и  временами моросит дождь.

В 1245  встаем на стоянке со столиками на обед. Нам надо съесть второй купленный еще в Финляндии шашлык. Разводим мангал. Решаем тент не натягивать: лень, дождь моросящий, и  идет не все время.

Обед. Шашлыкинг на озере.
Обед на озера Турнетреск

В 1410  выезжаем с обеда и движемся дальше вдоль озера. Отмечаем,  что вдоль дороги на озере вполне можно найти места для стоянки с палаткой.

В 1515 подъезжаем к очень красивому водопаду Silverfallet, падающему прямо в озеро. Почти полчаса ходим вдоль водопада – действительно есть на что посмотреть.

И вид снизу.
Водопад Silverfallet

Над нами – большой кемпинг, явно - горнолыжные подъемники, полно прогулочных и велосипедных дорожек. В общем, курорт! Название – если мы правильно произносим – Бьёркиден.

К 16 часам мы вскарабкиваемся наверх, и на плато пересекаем границу Швеции и Норвегии.   Шведы почему-то останавливают некоторые машины, которые едут из Норвегии. На норвежской границе – никого. Не останавливаясь, въезжаем в Норвегию.

Небольшая прогулка по каменистому плато. Наверху – полно каких-то домиков. Что они здесь делают, мы так и не поняли. Живут, наверно.

Въехали в Норвегию

В 17 часов спускаемся к  фьорду в районе Нарвика. В Нарвик мы не поедем. В общем, мы туда в этой поездке не собирались – он остается в стороне от нашего маршрута. Если бы еще погода была получше – может и скатались бы. Но погода – полный кошмар. Туман, дождь. Оставляем Нарвик до следующей поездки.

Решаем ехать в кемпинг в Харстад – он нам более-менее по дороге.

В 1930 мы в Харстаде. Погода немного улучшилась – хотя бы не льет дождь, но все затянуто. В кемпинге полно народа. Находим свободное место – ставим палатку. Рядом в палатке семья с двумя детьми, младший – еще грудной младенец. Вот молодцы!

За ними  – палатка мотоциклиста.  Полно кемперов.  Полный набор.

Кемпинг В Харстад
Стоимость для двух человек с машиной и палаткой – 190 норвежских крон (далее NOK).

Проехали – 455 км
Виды на побережье – очень красивые, не смотря на погоду

Харстад. Вид на море

Путь на 3-й день.
Маршрут 13 июля.
Всю ночь лил дождь.

14 июля 2013 года. Воскресенье.   Четвертый  день.

Встали в 630. Пробивается солнце, но кругом ходят тучи. Выезжаем из кемпинга в 830.

Заезжаем в сам городок Харстад, находим мини-банк, снимаем наличные. Все-таки совсем без наличных путешествовать как-то стремно. Окончательно убеждаюсь, что карта Маэстро за границей не работает.

Сегодня мы собираемся поехать на остров Андёйя, на самую конечную точку острова –  в г. Анденес. Решаем  проехать  по дороге № 83 через перевальчик и на паром между Revsnes и Flesnes, чтобы не ехать по той дороге, по которой приехали вчера. Надеемся, что паром там ходит часто.

Дорога очень красивая. Спускаемся  к фьорду с другой стороны от Харстада. Названия фьордов писать не буду. Фотографии имеют географические привязки – можно посмотреть на карте. А как правильно эти названия произносятся  - это большой вопрос.

На пути к парому по дороге № 83

Оказалось, что паром ходит часто. В 940 мы подъехали к парому, а в 955 уже заезжали на паром. Стоимость (машина  с водителем + пассажир) – 123 NOK.

Первый паром

Какое-то время еще постояли, минут 20 паром шел через фьорд,  и в 1020 мы уже выехали с парома. Дорога снова уходит наверх.

Далее 83-я дорога вливается в 85-ю,  и далее по 82-й дороге через  Сортланд по мосту мы перебираемся на остров Андёйя.
   Идея была – объехать Андёйя по кругу: туда по основной  82-й дороге, а вернуться по противоположной стороне по  974 дороге.

Итак, едем по 82-й дороге. Виды – радуют глаз. Да и погода более-менее нормальная установилась. Прохладно,  солнце часто  пробивается через  высокие облака,  и вокруг все видно.

По дороге останавливаемся посмотреть церковь в Дверберге. Церковь стоит  недалеко от побережья с великолепным видом на фьорд.

Церковь в Дверберге

В 1330 мы на самой оконечности острова в городке Анденес.  Смотрим маяк, огромный мол, выложенный из природного камня.

Анденес. Маяк и защитная дамба.
Вид с мола на маяк в Анденес.

Виды вокруг – просто потрясающие. На другой стороне  фьорда Андфьорден видны скалистые берега острова Сенья.

От Анденеса прекрасный вид на скалистый берег Андёя, обрывающийся, кажется, прямо в открытое море.

В 15 часов уезжаем из Анденеса по 974 дороге, которая идет по северному берегу острова.

В 1515  встаем на обед после поселка  Блейк. Долго жарим огроменный кусок мяса. Похоже, этот кусок мяса нам придется есть 2 дня. В результате выехали с обеда в 1650..

Дорога пошла между скалами и морем. Ехали меньше получаса, когда в 1715  наткнулись на удивительно красивое место: скалы, маяк. Пробродили там аж до 1830. Странно, что у этого места даже нет нормальной площадки для машин, хотя народу там останавливается очень много.

Дорога

И маяк

Скажи мне как геоморфолог - геоморфологу - как такое могло получ

Оттуда мы приехали
Вид на скалы в районе Анденес с 974 дороги

Весь остров объезжать не стали. Свернули снова на 82–ю дорогу и поехали к кемпингу, который присмотрели, когда ехали к Анденесу. Кемпинг расположен на  узком кончике фьорда.  Вид на фьорд – замечательный. Все домики – под травяными крышами.   Подъехали в  кемпинг в  19 30,  про домик спрашивать не стали, встали с палаткой рядом с большой группой немцев, которые приехали с каяками.

Группа немцев оказалась очень веселой и всю ночь развлекала нас своим пением

Стоимость – 170 NOK. Координаты:  680 52?,966 с.ш. 15036?,214 в.д.

Проехали -243 км.

Путь 4-го дня.
Маршрут 14 июля.

15 июля 2013 года. Понедельник.   Пятый  день.

Встали в 740. Обсудили маршрут сегодняшнего дня: едем на север острова Лангёя – до местечка Стё, потом на самый юг этого архипелага – на остров Хадселёя и  из городка Мелбу – паромом переправляемся на Лофотены.

В 940 отправляемся в путь.

В 10 30 переправляемся по мосту через пролив и едем на север по 820-й дороге.

Мост через пролив

Далее по 821 дороге, а с нее сворачиваем на 939 в сторону городка Альсвог.

Около 11 часов останавливаемся, и некоторое время гуляем по берегу очаровательного фьорда. Он начался как-то неожиданно, после небольшого перевала. Мы остановились сначала посмотреть на него сверху, а потом, чуть спустившись вниз, решили прогуляться по берегу. Уж больно место было зачарованное какое-то, как в сказке!

Погуляв немного, поехали дальше. В 1140 мы  проезжаем  небольшой городок Альсвог. Милый, уютный городок с очень интересно оформленными домиками.

В городке Альсвог.
В городке Альсвог

И - дальше вдоль  восточного побережья острова.

Доезжаем до конца дороги: небольшие городки Лангенес и Стё.

Городок Лангенес

В 1245 мы доехали до конечной точки. Дальше дороги нет. Скалы обрываются прямо в море.

В Стё – есть кемпинг. Можно даже с палаткой остановиться. Хотя, наверно, в ветряную погоду там будет не слишком уютно.  Можно, конечно, среди камней спрятаться.   Но в награду -  очень красивые виды.

Погуляли от кемпинга  по молу в сторону моря, посмотрели, как рыбацкий кораблик уходит из гавани в море. Полюбовались морским побережьем.

Побережье в Стё

В 1315 двинулись обратно – теперь по западной стороне острова – через городок Мире по 821 дороге.

Городок Мюре
В городке Myre.

Движемся в сторону острова Хадселёя.

В 14 часов встали на обед, поднявшись немного от моря. Опять начинает портиться погода. Опять лень ставить тент. Поэтому обедать приходится так:

Пикник на обочине и под дождем

В 1515 выезжаем с обеда и едем на остров Хадселёя. Через мост переезжаем на остров и решаем объехать его по 881-й дороге  с севера- западной стороны, чтобы увидеть и хвост острова Ландёя и Лофотены.

В 1650 подъезжаем к смотровой точке, на которую ведет не слишком явная тропинка, теряющаяся на побережье. Я начинаю говорить, что нужно бы переобуться, чтобы удобнее лазать по камням, но тут замечаю тропинку в зарослях, и мы почти бегом лезем на смотровую точку. Виды такие, что ни на минуту не пожалели, что полезли через мокрую траву и кустарник. Немного дело портит низкая облачность

Вид на оконечность острова Ландёя.

Съемки с видом на Лофотены
С видом на Лофотены

В 1755 подъехали к парому Мелбу – Фискебёл ( да простят меня норвежцы за русское произношение их названий).

Паром ждали минут 20, погрузка, и в 19 часов на другой стороне  фьорда Хадселфьорден.

Начинаем путь по Лофотенам!

Однако наступает  время искать кемпинг. Решаем ехать в Лауквика. По нескольким соображениям: он на побережье открытого моря, и от них был ответ, что с палатками встать можно.

Для начала, выскочив на трассу Е10, Андрей зачем-то устроил гонку с каким-то норвежским горячим парнем, вместо того, чтобы остановиться и пофотографировать, хотя виды там были потрясающие.  Решаем, что мы еще будем здесь проезжать и тогда все снимем. Это, конечно, ошибка. Погода в этих местах непредсказуема, и надо пользоваться моментом, когда облака поднимаются и хорошо видны горы. Когда мы ехали обратно (через несколько дней), в этих местах все оказалось затянуто низкой облачностью,  и фотографий этого куска дороги у нас так и нет.

Сворачиваем с основной трассы и едем в Лауквика. Кстати, там по дороге еще один кемпинг есть. Но он – не на открытом море и мы движемся дальше – к Лауквика.

Подъезжаем около 20 часов к побережью около Лауквика.  Вместо того, чтобы ехать по указателям на кемпинг, двигаемся по навигатору. Но у меня, видимо, были забиты неправильные координаты и мы попадаем куда-то к домам.  Решаем съездить к морю, а потом поехать по указателям. Гуляем по побережью.  Конечно, хотелось бы встать с палаткой прямо здесь, недалеко от маяка, но места подходящего нет.

Маяк около Лауквика.

Вид на Норвежское море около Лауквика.

Да и погода… Едем к кемпингу Скипергарден- кемпинг. Кемпинг очень уютный. От моря территория  закрыта деревьями – так что, при сегодняшней погоде, обойдемся без вида на море.

В кемпинге нам предлагают рыбный ужин. Решаем попробовать. Ставим лагерь и идем на ужин. Рыбный ужин с хорошим вином и с показом по телевизору видов Лофотен – можно ли лучше закончить сегодняшний день!

Стоимость ужина (с выпивкой) – 475 NOK . Правда я не стала себе брать полную порцию – мне столько не съесть.

Стоимость стоянки в кемпинге – 140 NOK

Проехали (без учета парома) – 243 км.

Наш путь на 5-й день
Маршрут 15 июля

Часть вторая. Лофотены

16 июля 2013 года. Вторник.   Шестой  день.

Встали в 630. Попили кофе,  и пошли через территорию кемпинга прогуляться к морю. Там на побережье, оказалось, из какой-то выброшенной штормом  посудины сделали ветровую арфу. По посудине натянуты струны, и при сильном ветре она поет.

Вернулись в лагерь, позавтракали и долго, не канонически собирались. Решили попробовать проехать дорогой вдоль моря и вернуться снова к парому, чтобы повторить вчерашний путь по Е10 – где мы вчера проскочили  без остановки.  Дорога там красивая. Погода, правда, не балует: дождя нет, но горы все затянуты.

В 9 часов выезжаем из кемпинга, пытаемся ткнуться на береговую дорогу, но – нас останавливают очень вежливые дорожные рабочие, которые объясняют, что эта дорога закрыта на ремонт. Ну, нет, так нет. Возвращаемся к Е10 тем же путем, что приехали вчера.

В 10 часов подъезжаем к обзорной точке на Е10 и около получаса лазаем и фотографируем. Красиво, но было бы намного лучше, если бы не низкая облачность.

Со смотровой площадки
Виды со смотровой площадки на Е10.

В 11 часов мы в административном центре Лофотенских островов – городе Сволваре.

Вообще-то у нас запланирована вылазка  к скале «Зуб дракона», но что-то лезть туда сегодня неохота. 2 часа болтаемся по городу, порту,  сувенирным магазинам.

Порт в Свольвар
Порт в Сволваре

Решаем, что на «Зуб» сегодня не полезем – настроения нет, да и погода очень неустойчивая.  Съездим лучше вокруг острова Гимсёя. Он у нас в планах был.

В 13 часов выезжаем из Сволвара.

По дороге останавливаемся фотографировать и просто приходим в восторг от этих мест

Заливы и скалы - так по всем Лофотенам

После моста на о. Гимсёя, сворачиваем направо – на  861-ю дорогу, идущую по восточной стороне острова.

И мосты

Примерно к 14 часам доезжаем почти до северной оконечности острова и вместо скалистых берегов видим чудесный песчаный пляж. Гуляем по пляжу. Купаться не решились по причине сильного холодного ветра (пока разденешься – промерзнуть успеешь), но ногами по воде походили. Водичка хорошая – освежающая.

Песочек!!!
Пляж на острове Гимсёя

На этом острове, кроме всего прочего,  расположена, как пишут, самая северная площадка для игры в гольф. Мы на это место глянули издалека, но решили туда не ездить – все равно мы в гольф не играем.

Проехав по 862-й дороге, мы перебрались на 861-ю дорогу, и, обогнув остров с западной стороны, вернулись на Е10.

Решили, что на сегодня хватит – начинает накапливаться усталость от обилия впечатлений и пора сделать хотя бы подобие полу-дневки.

Примерно в 1530 на  трассе Е10 находим кемпинг Lofoten Turistsenter, расположенный недалеко от довольно большого озера, Steirapollen и, выяснив, что у них есть свободный домик, решаем денек отдохнуть от постановки лагеря. Заселяемся в домик и радуемся благам цивилизации.

Стоимость домика  на два – три человека – 650 NOK. Прихожая, гостиная, кухня, спальня, санузел.

Проехали всего 105 км.

6-й день путешествия
Маршрут 16 июля.

17 июля 2013 года. Среда.   Седьмой день.

Выехали из кемпинга в 9 утра. Едем обратно в Сволвар – надо же все-таки залезть к «Зубу Дракона».

По дороге – опять  останавливаемся и фотографируем всякие красивые места

В 1020, благодаря точным координатам начало тропы на Зуб, которые были найдены в отчете votez , за что ему огромное спасибо, мы выходим к Зубу. На площадке стоит полно машин и собирается несколько групп, обвешенные веревками и крючьями – скалолазы – они полезут на сам «Зуб дракона». Они полезут, а мы на них посмотрим от основания Зуба.

Должна еще раз сказать, что, если бы не точные координаты (с нашим  «знанием» английского и полным незнанием норвежского языка), мы бы этот выход на тропу весь день проискали бы.

Поэтому, чтобы не искать в чужом отчете,  повторю координаты из отчета: (Lat 68.244339 Long 14.577831, в более правильной системе 68°14'39.75"N 14°34'40.92"E, справа от автостоянки (там какая-то школа). Тропки две и надо выбрать ту, что идет сразу резко вверх.. Добавляю: и приводит на лоб, вдоль которого натянута цепь для подъема). Если кому-то нужно более точное описание подъема, то можно почерпнуть его из отчета votez, хотя там более-менее все очевидно.

Тропа начинается  с подъема по довольно крутому каменному лбу, но на нем навешена железная цепь, цепляясь за которую, легко проходишь этот подъем. Дальше тропа – то довольно крутая, то вполне себе пологая. Зато виды открываются – просто великолепные. Опять же по описанию  votez , доходим до развилки у большого камня и идем по правой тропе, которая ведет  к Зубу. Левая тропа – к Чертовому мосту, туда мы решили не ходить. Хватит нам для первого выхода по горным тропам и Зуба.

Зуб Дракона с тропы
Вид на Зуб Дракона с тропы.

Вид на Свольвар
Вид на Сволвар сверху – почти от Зуба.

Последний кусок тропы достаточно крутой и  не совсем безопасный. Без всякого горного опыта я бы туда ходить не рекомендовала. Вверх еще полбеды – спускаться будет куда хуже. Думая про себя:  опять лезем наверх, стараясь не представлять себе, как я буду тут спускаться, мы  в 12 часов добираемся до основания Зуба. Час сорок ушло у нас на подъем.

Сидим и смотрим,  как карабкаются наверх скалолазы. Пока лазают одни группы, продолжают подходить новые. Очень популярное место.

Мы так не полезем!
Зуб Дракона

В 13 часов начинаем спуск. Благополучно пройдя крутой и не очень приятный кусок, доходим до почти ровного места и устраиваем небольшой перекус с отдыхом минут на  тридцать.

В 1530 – мы у машины. Радуемся, что сегодня погода нас пропустила. За наше упрямство даже солнышко посветило. Но ноги  гудят и отваливаются. Понимаем, что решение не лазать еще и Чертовому мосту было правильное.

В Сволваре подъезжаем к парому, который ходит в Бодё и, на всякий случай, выясняем расписание. Вдруг все же решим идти на пароме в Бодё.

Останавливаемся в городке Кабелвёг, чтобы сфотографировать местную церковь.

Костел в городке Кабелвог.
Костел в Кабелвёг

Объезжаем еще одно колечко вокруг с выездом к морю в районе  Digemiset.

В 18 часов едем в сторону поселка Eggum. Там, по описаниям, какой-то природный объект с каменными скульптурами. Погода начинает портиться. Идет мелкий дождь, дует сильный ветер, все опять затягивает низкой облачностью

В Eggum гуляем с 19 до 20 часов. Природа красивая, но, если честно, каменные скульптуры впечатления не произвели. Да и погода не радует.

Побережье около Эггума
Побережье в Eggum

И даже с каменными скульптурами
Каменная скульптура

В принципе здесь есть некое подобие кемпинга и кафе. Но вставать в таком кемпинге можно только с кемпером. В принципе можно и с палаткой, но машину рядом не поставишь. А в такую погоду, на продувном месте, бегать от машины к палатке как-то не хочется. Заходим в кафе, берем кофе и пожевать. Хозяева – опять корейцы! Похоже, что они всюду. Решаем ехать дальше  в сторону Москинеса и О , и по дороге искать место для ночевки или кемпинг.

В 20 часов выезжаем. По дороге проезжаем мимо музея викингов в Борге. Но музей  уже закрыт. Решаем, что заедем сюда на обратной дороге. В этот музей попасть очень хочется.

Здесь идет сплошная населенка – без кемпинга не приткнешься.  И кемпингов на основной дороге нет, показаны какие-то в стороне. Решаем ехать сегодня до О, чтобы завтра уже просто погулять в тех местах.

В районе  Flafostad появляются места для стоянки и кемпинги, но мы уже решили ехать до конца дороги.

За ним великолепная система мостов в сторону селения Fredvang, но решаем, что по ней покатаемся на обратной дороге, а то уже довольно поздно, а день был напряженный.

Потрясающая система мостов - мы даже по ней прокатились специаль

После въезда на остров Москенесёя просто поражают виды дороги и скал вдоль моря. Но поскольку все затянуто, даже не останавливаемся фотографировать. Вдруг на обратной дороге погода улучшится.

В 2215 мы доезжаем до О. Сам поселок в стороне, а дорога заканчивается большой площадкой для автомобилей. Можно было оставить автомобиль и отойти с палаткой, но опять лень таскать от машины вещи.  А в поселке Москинес мы видели указатель на кемпинг. Возвращаемся в Москинес и 22 15  встаем в кемпинге.  На ресепшине уже никого, но мы ставим лагерь – расплатимся завтра утром. Все замечательно, только найти сухое место для палатки оказалось несколько проблематично. Но нам все же удалось отыскать почти сухой кусочек в болоте  и даже машину поставить рядом с палаткой.

Кемпинг в Москинес.
Кемпинг в Москинесе

Но место, в котором расположен кемпинг, изумительно красивое!

Ужинаем, а потом, в результате похода за питьевой водой, Андрей пытается своей головой разбить большой камень. Попытка почти удалась. Правда камень остался цел, а у Андрея оказался огромный фингал под глазом,  рассеченная бровь и разбитые очки. Лечим глазик и ложимся спать. Решаем, что завтра оставляем машину и палатку в кемпинге и идем гулять пешком до О и в окрестных горках. И следующую ночь ночуем здесь же. Тогда завтра не надо будет вечером ставить лагерь.   А пройти 4 км до О можно и ногами.

Стоимость кемпинга за 2 ночи -360 NOK

Проехали -214 км.

7-й  день путешествия
Маршрут 17 июля.

18 июля 2013 года. Четверг.   Восьмой день.

Встала в 730. Дождь льет, как из ведра. Попила кофейку под тентом.  На запах кофе выполз из палатки Андрей.  Вид у него, после вчерашнего бодания с камнем….

К 9 утра дождь заканчивается, но кругом ходят тучи. Все равно пойдем пешком.

В 1140  утра выходим на пешую прогулку в сторону к О. Идем мимо очаровательных небольших поселков. Территории около домов украшены  маленькими фигурками рыбацких домиков. Просто прелесть.

Очаровательное оформление около домов

Дорога очень красивая, но погода портит впечатление и почти не дает фотографировать – все затянуто.

На дороге из Москинес в О.
Дорога из Москинес в О.

В 1340 неторопливо доходим до О.

А это мы входим в последний населенный пункт на Лофотенах, котор

Проходим автомобильную площадку и по тропе идем к берегу.   Видим, что вдалеке народ стоит в палатках, даже наверху на склоне чьи-то палатки видны.

Выходим на мыс. Виды потрясающие даже в плохую погоду. Что же здесь в хорошую погоду видно?  Разбредаемся в разные стороны. Ощущение – что стоишь на краю света, хотя видна сквозь облачность цепочка островов, убегающая в море. Становится понятно, почему здесь дорога кончается. Дальше – только обрывистые берега.

На краю света

Край света

Через некоторое время подваливает целая толпа туристов – видимо автобус подъехал – и очарование одиночества на берегу исчезает.

Решаем залезть чуть-чуть наверх, чтобы посмотреть на озеро, вдоль которого уходит тропа одного из пешеходных маршрутов в этих местах.

Горное озеро рядом с О.
Вид на озеро

Устраиваем небольшой перекус на камушках.  Прилетает чайка и начинает нахально  клянчить у нас еду. Приходится с ней делиться, а то орет очень противно.

Перекус

Андрей бежит на обрыв – фотографировать.

Спускаемся снова к автомобильной площадке. Здесь небольшой сувенирный магазинчик. Покупаем кое-что и рассматриваем вывешенную карту этих мест с указанием пешеходных маршрутов. Далеко пойти мы не сможем – времени нет, а вот еще в одно место решаем чуть-чуть подняться: посмотреть на водопад и еще одно горное озеро.

Примерно в 17 часов уходим из О в сторону Москинеса. Погода вроде начинает налаживаться, иногда даже солнышко проглядывает. В музей рыбы решили не ходить – настроения не музейное.

По дороге мы приглядели возможную стоянку без кемпинга около пос. Тинд. Стоять мы здесь уже не будем, но вдруг кому пригодится. Если ехать из Москинеса, то перед самой табличкой «Tind», сразу за крутым поворотом дороги, после речки, впадающей в море, есть очень незаметный поворот за разрушенное (скорее всего производственное) здание.

Тинд
 Там вполне приличная полянка на пару машин и 2-3 палатки. И речка рядом течет. Случайно туда полезли – посмотреть: нет  ли тропы оттуда куда-нибудь наверх.
Дорога к водопаду, падающему  и растекающегося дальше сразу в два озера,  начинается на единственном перекрестке на этом отрезке дороги в поселке Сёрваген, не доходя (если ехать из О) до озера Сёрвогватн. Там даже на машине можно почти до самого водопада доехать.

Лезем к водопаду.

Водопад!
От водопада великолепный вид на озеро и море

Озеро и море

Решили залезть еще немного повыше по тропе – там еще одно озеро должно быть. Поднимаемся по тропе. Эта тропа вообще-то уходит на  примерно 15-км маршрут, который можно пройти по горам почти до конца этого острова. Но на это у нас времени нет. Нужен еще одни день, а нас поджимают сроки вылета на Шпицберген. Послезавтра вечером нам  уже надо быть в Тромсё, а у нас еще посещение музея викингов запланировано на обратную дорогу.

Выходим на берег верхнего озера. На берегу табличка, из которой можно понять, что это озеро используется как источник питьевой воды, и в нем  запрещено купаться. При этом никаких заграждений не стоит.

На горном озере

Побалдев немного на берегу озера, идем вниз. Решаем нижнее озеро обойти кругом – чем идти по шоссе, лучше прогуляемся вокруг озера. Там идет почти проезжая дорога, хотя проезд по ней перекрыт. Это – как бы зона пешеходных прогулок для жителей и гостей близлежащих поселков.

Обходим озеро, выходим снова на трассу и шлепаем по шоссе к нашему кемпингу в Москинесе. Примерно в 2030 – мы приходим  к нашей палатке, еле передвигая ноги. Прикинули, что прошли в сумме около 15 км.

Завтра начинается дорога в сторону Тромсё.

Пешеходные прогулки на 8-й день путешествия
Пешеходные прогулки между Москинес и О.

19 июля 2013 года. Пятница.   Девятый день.

Вскочили в 6 часов утра, потому что ярко светило солнце. Пока собирались и завтракали снова начало натягивать облачность. Решили все-таки еще раз съездить в О, а вдруг видно будет лучше, чем вчера. В 810 выезжаем из кемпинга и через 15 минут мы уже на автомобильной стоянке в О. Видимость, конечно, лучше, чем вчера, но не настолько хорошая, чтобы опять бегать к морю. Полчаса поболтались  недалеко от площадки и двинулись в обратный путь, останавливаясь на всех возможных обзорных площадках

Дорога из Москинеса к материку
Доехав до поразивших нас по дороге  системы мостов, решаем по ним прокатиться.

Между двух мостов
Между двух мостов на дороге к Fradvang

Едем дальше,  и в 1110 мы в Борге подъезжаем к музею викингов. Попав в музей, мы понимаем,  как хорошо, что мы запланировали лишний день на дорогу в Тромсё.

По музею мы проходили около 3, 5 часа. Сначала – просто музей с находками из быта викингов, потом короткий, на 20 минут игровой фильм из жизни викингов, потом  долго бродили по реконструкции дома викингов – просто восторг.

Дом викингов
Дом викингов снаружи

Можно даже еду приготовить
И внутри.

Потом идем около полутора километров до озера, где можно прокатиться на реконструированном корабле викингов. По дороге еще постреляли из лука, покидали боевой топорик, посмотрели кузницу и пошли грести веслами на корабле:

И как они на этом по морям ходили?
На корабле викингов

В общем, в этом месте можно гулять целый день. Но, труба зовет, и, перекусив в кафешке музея,  в 1435 едем дальше.

В 1630 мы на том отрезке Е10, который по дороге туда не удалось сфотографировать из-за гонки с горячим норвежским парнем. Но, видимо, не судьба. Сегодня вообще все затянуто облачностью.

В 19 часов встаем в кемпинге в Sandtorg. Кемпинг, скорее это гостиница, но есть место под палатки и кемперы. С палатками – только мы и еще несколько кемперов.  Ставим палатку почти на берегу.

В кемпинге
 К счастью, ветра нет, поскольку вся площадка открытая и в ветреную погоду здесь будет не слишком комфортно.  Правда,  кемпинг самый дешевый из всех, где мы ночевали – 100 NOK и даже с бесплатным душем. Воспользоваться им нам не удалось по причине того, что народ из кемпера затеял стирку,  и слили всю горячую воду. Правда, утром душ все-таки мы принять успели.
 Проехали за день – 277 км.

Вся приливная зона засыпана какими-то белыми кораллами. Кораллы за Полярным кругом?

На берегу обнаружили страшную, выкинутую на берег рыбину:

Чудо морское на берегу

9-й день путешествия
Маршрут 19 июля

20 июля 2013 года. Суббота.   Десятый  день.

Встали в 730. Все затянуто, моросит то сильнее, то слабее. Поскольку народ еще не проснулся, бежим в душ, пока есть горячая вода. Собираемся, завтракаем,  и примерно в 10 утра выезжаем.

В 1120 мы в   Бьерквик поворачиваем на дорогу Е6. Дорога начинает забираться  наверх. Выезжаем на красивое, заросшее лесом плато с огромным количеством озер, вокруг окруженное высокими горами.

На материке
Примерно в 12 часов  натыкаемся на вывеску « Polar Zoo». Про частный полярный зоопарк я читала в Москве, но почему-то мне казалось, что он находится где-то в другом месте. Сворачиваем по указателю и находим этот зоопарк (если не ошибаюсь от основной трассы примерно 4 км). Специально координаты точки я не снимала, но все фотографии с геопривязками.

Полярный зоопарк

Идем гулять по зоопарку. Стоимость входных билетов – 170 NOK на нос. Но, если вы будете в этих краях, то очень рекомендую прогуляться по зоопарку. Огромная территория с большими вольерами. Сначала мы думали, что никого там и не увидим. Но увидели:

Лисичка

Медведь

Волк

Рысь

В общем, прогуляли мы там до 1340, можно было и дольше гулять, но все-таки хотелось бы быть в Тромсё не слишком поздно.

Тут выясняется, что у Андрея кружится голова. Как он ехал до этого – непонятно.  (Как выяснилось позже, одни из запасных очков оказались слишком сильными,  и он ехал с большим напряжением. Когда очки поменяли на нормальные – все встало на свои места. Но выяснили мы это только вечером.)

Приходится мне садиться за руль. Скажу честно, что в таких поездках, я гораздо больше люблю сидеть на пассажирском сидении: смотреть по сторонам, отмечать по карте, где мы находимся, снимать видео. Но, ничего не поделаешь, придется вести машину. Правда, удовольствие от вождения машины по этим горным дорогам тоже очень велико.

С 1530 до 1630  останавливаемся на обед на стоянке около дороги.

В 1640 останавливаемся на смотровой площадке, с которой видна дорога, сворачивающая с Е6 в сторону Тромсё.

Вперед, к Тромсё!

В 18 часов мы уже в кемпинге в Тромсё. Поскольку кемпинг находится в черте города, то, конечно, ни о каких домиках, не заказанных заранее, не может идти и речи. С палаткой – мест полно, но на машине к ним не подъедешь – они на другой стороне речки, через которую есть только пешеходный мостик. Но выбора у нас нет, т.к. нам надо быть рядом с аэропортом, чтобы завтра в спокойном режиме ехать к самолету.

Оставляем машину на стоянке в кемпинге, ставим палатку. Оставляем в машине все барахло, кроме спального, поскольку есть можно приготовить и около машины – рядом площадка для барбекю.  Решаем, что ужинать будем позже, а сначала съездим на разведку в аэропорт.

Ставлю навигатор на аэропорт и через тоннель под фьордом и дальше по острову, мы через 20 минут уже  в аэропорту. Смотрим, где стоянки для машин, где регистрация на самолет и едем обратно в кемпинг.

На обратной дороге опять ныряем в тоннель и тут понимаем, что мы попали куда-то не туда.  Система дорог, с кольцевыми развязками,  с кучей указателей (на норвежском, естественно). И, как не сложно догадаться, навигатор под землей не работает. Приходится выбрать первое попавшееся направление, только чтобы выбраться на поверхность. Выезжаем где-то в центре острова, ставим навигатор на мост через фьорд, и, покрутившись по городу, наконец, попадаем на другую сторону фьорда через мост. Понимаем, что эти норвеги, чтобы машины не ездили из одного конца острова на другой через жилые улицы, сделали систему дорог под землей!!!!

Вернувшись в кемпинг, готовим ужин под моросящим дождем и ужинаем, наблюдая, какие бывают интересные приспособления для авто, чтобы ночевать в кемпинге, но без домика.

Так некоторые ночуют в кемпинге в Тромсё. Палатка на крыше.

Перепаковываем вещи: что нужно взять с собой, а что оставить в машине в Тромсё.

Ложимся спать под равномерный звук дождя, стучащий по тенту над палаткой.  Интересно, как все это мокрое барахло будет себя вести в машине, пока мы будем на Шпицбергене? Протухнет окончательно или все-таки не совсем? Но сушиться негде и некогда.

Итог дня: проехали примерно 315 км,  с посещением полярного зоопарка.

Стоимость стоянки в кемпинге с палаткой на двоих: -  230 NOK.  Кстати, я пожалела, что не заказала из Москвы проживание в домике – сегодня это было бы гораздо удобнее. С машиной и палаткой этот кемпинг не лучшее место.

10-й день путешествия
Маршрут 20 июля.

Фотографии по этой части поездки можно посмотреть здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201302

И здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201303

Часть третья. Шпицберген

1 июля 2013 года. Воскресенье.   Одиннадцатый  день. Перелет на Шпицберген.

Всю ночь лил дождь. Встаем в 730 и первое, что делаем: сливаем с тента  над палаткой ведра два воды. Собираем совершенно мокрый тент, влажную палатку и спальники – все это будет лежать в машине целых 5 дней.

Решаем, что по такой погоде лучше позавтракать в кафе в кемпинге в Тромсё. Хотя дождь и утих, но все кругом мокрое и неохота возиться с установкой плиты и приготовлением завтрака.

Кафе в кемпинге работает круглосуточно. Выясняем, что можно взять полный завтрак по 90 NOK на нос – «шведский» стол.  Завтракаем и  примерно в 945 едем в аэропорт.

По знакомому уже маршруту через тоннель, который в сторону аэропорта не имеет никаких развязок под землей, через полчаса,  в 1015 мы подъезжаем к парковкам аэропорта. Самолет у нас вылетает в 1220, так что, как казалось, времени у нас предостаточно, чтобы найти место на дешевой парковке, сделать небольшую переброску вещей в машине и снять клеммы аккумулятора.

Дешевую парковку мы нашли еще вчера, но почему-то не попробовали взять билет на эту парковку. Подходим к парковочному автомату, суем в него все подряд имеющиеся пластиковые карты, он что-то нам вещает по-норвежски, но билет не дает. Андрей бежит в здание аэропорта и пытается выяснить, как можно взять билет на эту парковку. Сотрудник аэропорта куда-то звонит по телефону, что-то выясняет, но так и не может объяснить, что нужно сделать. Так для нас и осталось загадкой, что же надо сделать с этим чертовым автоматом, чтобы взять билет на  эту парковку.  То ли  на этом агрегате не работают наши пластиковые карты, то ли виноват наш плохой английский – мы так и не поняли.

(Если кто-нибудь знает, как обращаться с этими агрегатами  на стоянке около аэропорта в Тромсё – буду очень благодарна за разъяснение. Мне просто любопытно, что же мы сделали не правильно.)

Сотрудник аэропорта предлагает поставить машину на другую, более дорогую парковку.

Пока Андрей пытается выяснить, что нам делать с машиной – время идет, и вылет нашего самолета приближается. Я присматриваюсь, где бы поставить машину вне парковок – в принципе место есть, но не слишком удобное, на 5 дней так бросать машину не хочется.

В результате едем на более дорогую парковку – под крышей.

Там наш пластик прекрасно срабатывает, шлагбаум открывается, мы заезжаем, не взяв билет (оказалось потом, что надо было, после того, как откроются ворота,  до проезда на парковку, нажать еще одну кнопочку, чтобы получить талон. Эта ошибка, видимо,  впоследствии  стоила нам дополнительных денег – взяли с нас за стоянку по максимуму).

Но все это мы выяснили уже по прилету обратно. А сейчас – оставляем на всякий случай на передней панели машины записку, что мы не поняли, как брать билет, дату ,когда поставили машину и когда ее заберем. Решаем, что как мы будем вызволять машину с парковки по прилету со Шпицбергена, мы решим, когда прилетим. А сейчас и думать об этом не будем. Бежим на посадку.

Ровно в 1220  мы вылетаем из Тромсё. Облачность, ничего не видно. К сожалению, мой треккер в самолете траекторию не пишет.

При подлете к Шпицбергену (Свальборду по-норвежски) немного растягивает облачность и становится видно горы и  огромные ледники этого удивительного острова.

В 1355  ровно по расписанию,  сделав лихой вираж между горами,  мы приземляемся в норвежской столице Шпицбергена – городе Лонгьербьене (далее коротко – Лонгьир – вообще-то, как это правильно произносить – не знаю, но нам так удобнее)

Выходим  из самолета – ни паспортного, ни таможенного контроля на прилете нет – это считается как бы международная зона, но под управлением Норвегии. Естественно, первое, что мы видим в здании аэропорта – это хозяина этих мест:

Встречающий в аэропорту

От аэропорта к прилетам самолета приезжает автобус, который развозит гостей города по гостиницам. Цена не слабая – за 10 минут проезда на автобусе – по 60 NOK с носа.

Наша гостиница   Mary Anns Polarrigg – первая остановка автобуса. Вылезаем и с изумлением оглядываемся по сторонам: кругом какие-то промышленные склады, а за ними – бараки, обшитые толем.  Мы, конечно, хотели гостиницу подешевле, но это как-то уж слишком….

Перед гостиницей

Андрей бежит выяснить, где же вход в гостиницу и возвращается довольный. Оказалось, что внутри этих бараков вполне даже современная обстановка.

Уже позже мы узнали, что эта гостиница считается достопримечательностью Лонгьира.  Это действительно бывшие бараки для шахтеров, которые переделаны под гостиницу, а для экзотики внешний вид оставлен таким, как он был в период проживания в нем шахтеров. Самый дешевый номер на двоих:  узкая комнатка, двух ярусная кровать, столик, вешалка, удобства в коридоре. Правда, санузлов много на коридор – очередей в туалет и душ не наблюдалось, хотя гостиница  была заполнена под завязку. Номер, который мы оплатили еще в Москве, стоил на 5 дней(4 ночи) – 720 евро.  В номере, конечно, тесно, но есть большие холлы для отдыха, кухня,  в которой можно готовить себе еду, ресторан.

В холле гостиницы
Комната отдыха гостиницы

Заселяемся в гостиницу и идем гулять по городу – столица все же (хотя правильнее, пожалуй, это – большой поселок).

Вот такой полярный город

Все затянуто облачностью, временами начинает моросить дождь. Температура – около 9 градусов. Чего тут удивляться - 78 градусов 13 минут (с копейками) северной широты.

Поболтались по городу, зашли в туристический центр и музей, в котором можно много чего посмотреть про Шпицберген,  и который расположен в довольно интересном  современном здании, вместе с Полярным институтом.

Туристическая информация, музей и Полярный институт
 Зашли в магазины – почти все уже закрыто. Поискали какую-нибудь кафешку – ничего не нашли, и решили, что закупим продукты на завтра, чтобы готовить ужин в гостинице, а сегодня, в честь прибытия на Шпицберген, сходим в ресторан в нашей гостинице

Ресторан, он же - место для завтраков
Ресторан гостиницы

Интерьеры ресторана гостиницы
Интерьеры ресторана

Просадив в ресторане за довольно скромный ужин с выпивкой 850 NOK, довольные  укладываемся по койкам, представляя себя шахтерами в Лонгьире.

Вообще-то, если раньше это был действительно в основном шахтерский поселок, то сейчас большинство шахт закрыто (осталось только две шахты, немного в стороне от города), и город живет  преимущественно за счет туризма.  Народ сюда едет из самых разных стран. Русских – мало.  Может, нам  не повезло, но за 5 дней мы встретили только двоих туристов из России (и то в последний день нашего пребывания в Лонгьире).

Завтра мы идем на корабле по фьорду Isfjorden  в Баренцбург – российское поселение на Шпицбергене. Уж там точно будут русские, если не туристы, то сотрудники, работающие в Баренцбурге.

Фотографии этого дня здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201304

22 июля 2013 года. Понедельник.   Двенадцатый  день.

Морская экскурсия к леднику Эсмарк и в Баренцбург

Встаем, завтракаем в отеле, в том же прекрасном ресторанчике, где вчера отмечали прибытие на Шпицберген, и в 830 за нами заезжает автобус, который везет нас на кораблик,  на котором мы пойдем через Исфьорд к леднику и потом в Баренцбург – русское поселение на Шпицбергене.

Погода – полный кошмар: все в тумане, временами моросит. Заходим на кораблик. С нами проводят короткий инструктаж: что делать, если что…

Короткая лекция с демонстрацией о том, как спастись в ледяной во
Инструктаж

Я так понимаю, что это для того, чтобы потом легче было на воде людей искать. Вряд ли долго в этой ледяной воде даже в таком одеянии продержишься.

В 9 утра  выходим в море: через Исфьорд на другую сторону фьорда и немного на юг.  Берегов практически не видно – все в тумане. Довольно свежий ветерок, и когда мы выходим на середину фьорда, то кораблик начинает довольно сильно болтать на волнах. Отмечаем, что корабль – наш с Андреем ровесник:

Конечно, в хорошую погоду тут должно быть видно во все стороны – фьорд не слишком широкий. Но сейчас вот так:

Идем по Исфьорду

Все равно почти все время торчим на открытой палубе под ветром и небольшим дождем,

На корабле

время от времени уходя погреться в закрытое помещение, условно будем считать это кубриком. Там стоят столы и кресла, есть буфет и здесь же нас должны днем покормить.

Около 1330  часов – высадка группы туристов, которая приехала с палатками к леднику, чтобы совершать там пешие вылазки. Спускают шлюпку, и она отвозит группу на берег – там стоит палаточный стационарный лагерь.

Высадка тех, кто приехал в лагерь

Поскольку мы зашли в узкий   залив, то ветер немного утих, и команда начинает готовить нам обед и разводят прямо на палубе мангал, на котором будут жарить китовое мясо.

А тем временем готовится шалык из китового мяса

В 1340 мы около ледника Эсмарк. Завораживающее зрелище. Очень интересная картинка границы ледниковой и морской воды около ледника:

Граница пресной(ледниковой) и морской воды
Да и сам ледник впечатляет

Кромка ледника Эсмарк

Отходим немного от ледника,  и под прикрытием берегов нас кормят очень вкусным обедом.  Дальше – путь к Баренцбургу, для чего надо снова пересекать Исфьорд поперек.

Как только мы выходит в открытое пространство, кораблик начинает довольно ощутимо прыгать по волнам. Некоторые пассажиры начинают жалеть, что слишком плотно пообедали.

Примерно в 1430  мы подходим к Баренцбургу.

Подходим к Баренцбургу
Баренцбург

Не знаю,  почему  нам в Москве рассказывали, что Барнецбург производит плохое впечатление. Вполне себе живой поселок, продолжается добыча угля (не знаю, правда, куда они его потом везут). Сообщение с Баренцбургом – только по морю, аэропорта в нем нет, только вертолетная площадка. Сотрудники, которые работают в Баренцбурге добираются сюда через Лонгьир,  и потом по морю.

Но поселок очень даже нормальный, дома ремонтируются,  строятся новые, а старые постройки  оставлены скорее как памятники.

Плакаты в поселке советские. Может они не знают о том, что в России уже давно коммунизм не строят?

А здесь - все еще коммунизм строят!

Здесь для сравнения даем фотографию Баренцбурга, сделанную в 30-х годах прошлого столетия. Фотография сохранилась в архиве Нестерова В.С. (отца Андрея), который работал в эти времена в Баренцбурге:

Баренцбург в 30-е годы прошлого столетия
Барнецбург в 30-е годы прошлого столетия

Прогулялись почти бегом по Баренцбургу, зашли в музей, который рассказывает про историю Баренцбурга и геологические исследовании Шпицбергена.. Музей маленький, но интересный. Жаль, что было очень мало времени. Я бы с удовольствием  подольше в нем погуляла. Забежали в этом же здании в сувениры – и  обратно на корабль.

В 16 часов отправляемся в обратный путь –к Лонгьиру. Идем вдоль берега, поэтому качает не так сильно. Берега очень интересные. Жаль, что все макушки гор затянуты туманом.

А это остатки некогда существовавшего советского шахтерского поселения  Грумант-Сити. В  книге про Баренцбург говорится, что этот поселок собираются восстанавливать. Поживем – увидим.

Остатки старого советского поселка Грумант-Сити
Грумант-сити
Этот же поселок в 30-е годы прошлого столетия:

Грумант-Сити в 30-е годы прошлого столетия
Грумант-сити в 30-е годы прошлого столетия

В 1810  мы в Лонгьире. Нас отвозят в гостиницу. Готовим себе ужин, и, устроившись в уютной гостиной, ужинаем и отогреваемся после столь мокрой прогулки.

Жаль, что с погодой не повезло – видимость очень плохая..  Зато испытали на себе настоящую северную летнюю прогулку по морю.  Поездка очень интересная, мы в полном восторге.

В очередной раз радуюсь, что взяла сюда зимнюю куртку и штаны, в которых зимой гуляю по лесу на лыжах – очень пригодилось.

Примерно такая экскурсия на 12-й день путешествия
Маршрут 22 июля.
Все  фотографии этого дня здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/2013Esmark

23 июля 2013 года. Вторник.   Тринадцатый  день.

День рождения Андрея.  Поход через ледник Lars к горе Trollsteinen.

День рождения Андрея у нас принято праздновать как-нибудь необычно: залезть куда-нибудь повыше или заплыть подальше. В этот раз необычностей хватало с лихвой: во- первых, мы на Шпицбергене, а во-вторых, на сегодня запланирован пешеходный выход в близлежащие горки – на ледник  и гору Троллстейнен. То, что мы должны лезть на гору,  мы обнаружили только вчера, рассмотрев внимательно план экскурсии.

В 9 утра за нами заезжает машина и везет на верхнюю часть Лонгьира, откуда должен начаться трекинг.  Собирается группа, и с нами проводят короткий ликбез двое проводников. У обоих за плечами карабины, а у одного с собой еще и очаровательная овчарка.

Инструктаж.

Просят не отрываться от группы, поскольку есть вероятность встречи с белым медведем. Думаю, что в это время года это все же маловероятно, но из города выходить без оружия очень не рекомендуют.  Нам раздают сухой паек и что-то типа «кошек» на ботинки для ходьбы по леднику.  Забегая вперед, скажу, что эти приспособления нам не понадобились. Ледник пологий и для ходьбы по нему вполне достаточно хороших горных ботинок или кроссовок для трекинга.

За наше пребывание в Лонгьире несколько раз слышали про то, что встретить белого медведя недалеко от города вполне возможно и, что для некоторых туристов, которые решили забраться на близлежащую к городу горку, это кончилось трагедией.

Правда и то, что мы своими глазами белого медведя так и не увидали, даже следов свежих не видели. Но может быть это и не так уж и плохо.

В 930  выходим на маршрут. Переходим  по камням небольшую  речку, текущую с ледника, на который мы идем.  Дальше тропа начинает подниматься довольно круто наверх. Погода не слишком хорошая: дождя нет, но опять все затянуто облаками. Но вниз обзор хороший.

Вид на Лонгьир

То, чего я опасалась еще в Москве: что я не смогу идти достаточно быстро наверх, конечно и случилось.  Я отстаю от группы, и догоняю их, когда они останавливаются отдохнуть. Второй проводник с собакой идет сзади – одну меня не оставляют. К третьему переходу, примерно к 12 часам мы подходим к леднику. Здесь наши проводники объясняют нам, что на вершину горы мы за группой не успеем – у них определенные сроки, за которые они должны подняться на вершину. Предлагают нам несколько вариантов, один из которых – подойти к подножию горы, а потом прогуляться вверх по леднику с одним из проводников. Мы смотрим на верхушку горы – конечно, мы без проблем поднялись бы туда, но чуть за большее время, чем бежит группа. Но понимаем, что одних нас туда не пустят – проводники отвечают за людей, которых повели в горы, да и макушка горы полностью затянута облаками. И чего туда лезть, если сверху ничего не увидишь?

В облаке - гора Trollsneinen
Вид на гору Троллстейнен с ледника

Решаем, что индивидуальная прогулка с проводником по леднику ничуть не хуже, а может оказаться и  интереснее, чем бег на гору. Предлагаю Андрею идти с группой наверх, но он отказывается. Говорит, что лучше тоже погуляет по леднику. Вот если бы это была самая высокая гора на Шпицбергене, тогда бы он туда полез.

Потихоньку, никуда уже не торопясь, идем по леднику  к подножию горы. Около подножия горы, на очень интересных образованиях, напоминающих огромные кротовые норы (на самом деле – наносы песка и мелких камней на  лед)  устраиваем перекус. Пьем воду – за день рождения.

Под намытым песком - лед.

Сначала вылезает солнце, пробившись между тучами, а потом все снова затягивает облаками. Временами видно бегущую наверх, на гору, нашу группу.

После перекуса идем по леднику вверх, к началу ледника и доходим почти до начала крутого ледопада, сползающего с соседней горы.

Перебираемся через ручьи, текущие в глубоких трещинах ледника. Ручьи очень интересные: наблюдаются промывы назад – против течения, временами наблюдаются пульсации воды небольшими почти фонтанами.  В общем, восторг полный – ничуть не жалеем, что не полезли вверх. Тем более что временами картина наблюдается следующая:

Ежики в тумане

Ручьи с ледника
Ручьи на леднике

Голубая вода на леднике
Голубой лед ледника

Перебираемся  обратно, на ту сторону ледника, с которой мы начали свой маршрут и тут нам проводник предлагает спуститься вниз по другому языку ледника. Но очень плохо видно, какой крутизны там спуск,  и мы отказываемся. Наверно зря. Сейчас я думаю, что вряд ли проводник предложил бы что-то трудное. Но в том тумане, в котором мы вылезли на кромку второго языка ледника, нам показалось, что спуск слишком крутой.

Через небольшой водораздел, представляющий собой небольшой  пологий подъем и спуск, идем к той точке, где расстались с группой.   Проводник показывает камни, на которых отпечатались древние растения, которые когда- то, миллионы лет назад, росли на Шпицбергене. На водоразделе снега нет, и растут чудесные северные цветы:

В 14 часов  встречаемся с группой,  и быстро скатывается вниз, к городу. В 15 часов мы уже у машины, нас везут в нашу гостиницу.

Наш маршрут по леднику:

Наши перемещения по леднику на  13-й день поездки

Переодеваемся и идем по магазинам. Закупаем сувениры, еду и вино – вечером выпьем за день рождения.  Заходим в турагенство и пытаемся выяснить: нельзя ли поменять нашу последнюю завтрашнюю экскурсию на скоростной лодке на экскурсию на Пирамиден. Оказалось, что можно, но с очень большими финансовыми потерями, поскольку экскурсия на Пирамиден, которая будет завтра, организуется другой турфирмой и удастся ли сдать имеющиеся у нас билеты на скоростную лодку – не ясно. В Москве Андрей решил, что на Пирамиден ехать не хочет – что смотреть на заброшенный  поселок. Но здесь, почитав про эту экскурсию, мы поняли, что там очень интересная природа вокруг и заход к очень большому леднику. Но, не получается и ладно. Кстати, на следующий день, после экскурсии на скоростной лодке, мы ничуть не пожалели, что не поменяли экскурсии. Эх, опять пары дней не хватает!

Относим продукты в гостиницу,   готовим ужин, и в удобных креслах гостиной  ужинаем и пьем  вино из Южной Австралии на 78 градусе северной широты.

После ужина идем прогуляться вдоль старой трассы для вагонеток, в которых возили уголь в те времена, когда здесь еще работала шахта. Светит солнце! Виден другой берег Исфьорда! Жизнь прекрасна и удивительна!

Старая вагонетка для угля
Линия – как живая. Кажется, что если включить механизма, то все  оживет и задвигается.

Рассматриваем в бинокль другой берег Исфьорда, фотографируем и идем обратно в гостиницу .

Противоположная сторона Исфьорда

Наконец-то светит  ночное солнце. Правда спать приходится при плотно задернутых занавесках.

Все фотографии этого дня здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/2013Lars

24 июля 2013 года. Среда.   Четырнадцатый  день.

Прогулки около города и на скоростной лодке к леднику Ван Пост.

Поскольку экскурсия на скоростной лодке у нас начинается с 14 часов, мы решаем прогуляться в окрестностях Лонгьира.

Идем наверх, гуляем по склонам, окружающим  город. Погода с утра хорошая, но уже начинает натягивать облачность. Боимся, как бы не отменилась наша экскурсия.

Андрей лезет на склон до каких-то остатков  шахтных сооружений и

Остатки механизмов на горе
оттуда фотографирует город.

И вид на Исфьорд

Горы на другой стороне Исфьорда

Прогулявшись по склонам, идем в магазин. Еще вчера мы приглядели  норвежскую водку «Викинг», которую хотели купить в качестве сувенира для дневки в Москве.

Заходим в магазин, в котором вчера покупали вино и тут оказывается, что водку продают только по билетам на самолет, исключительно для вывоза со Шпицбергена. Билеты, естественно, лежат в гостинице. Решаем, что сбегаем  за водкой завтра с утра перед самолетом. Сегодня уже не успеть – пора собираться на экскурсию.

В 14 часов нас забирают из гостиницы, везут на базу и наряжают почти как космонавтов. Кстати, я потом ничуть не пожалела, что под этот костюм надела еще и свою зимнюю курточку – вполне хорошо было на лодке.

Ну почти космонавты!

В 1450  мы выходим в море.   Сидения в лодке очень удобные. Сидишь верхом, как на лошади, сзади спинка, на которую можно опереться, спереди поручень, за который удобно держаться. Лодка идет с остановками, капитан (он же гид) рассказывает о берегах, которые мы видим, про геологию этих мест. Правда, с нашим знанием английского, понимаем мы «с пятого на десятое», но все равно очень интересно.

Поскольку идем близко к берегу, рассматриваем птиц на воде и зверушек на берегу.

Около одного из очень интересных образований, причаливаем к берегу, чтобы набрать куски ангидрида, который большими пластами пронизывает высокий берег.

Мы очень быстро перестаем жалеть, что не удалось поменять экскурсию на Пирамиден. Очень интересно.

Пристаем к берегу для обеда. Капитан достает термос с горячей водой и пакеты с супами. Супы оказываются очень вкусными, я такие ни разу  у нас не встречала. Пьем чай, кофе.

Обед  на берегу с видом на ледник, к которому мы пойдем.

Ледник на горизонте

Пообедав, садимся в лодку и движемся к леднику Ван Пост.

Вблизи ледника в море плавает большое количество мини-айсбергов. Один из них, с громким шумом, прямо у нас на глазах переворачивается. К сожалению, на видео это снять не успели. По дну лодки колотятся мелкие льдинки.

Эта фиговина только что перевернулась и развалилась

Подходим к леднику на безопасное расстояние, ближе подходить категорически запрещено. Рассказывают, что был несчастный случай, когда лодка подошла слишком близко, и в этот момент откололся большой кусок ледника.

Ледник время от времени угрожающее трещит, но, к сожалению, на наших глазах куски от него не отваливаются. Но зрелище – великолепное.

Высота ледника 10-15 метров

Высота ледника у воды около 10-15  метров.

Полюбовавшись на ледник, отправляемся в обратный путь.

Обратно идем вдоль противоположного берега, вдоль вот таких берегов:

Потом лодка набирает скорость до 52 км/час и, прыгая по волнам, мы  в 2015  оказываемся на пристани в Лонгьире.  Едем снимать наше водное обмундирование, и в 2040  мы уже в гостинице.

Экскурсия очень интересная – рекомендую. Но осталось сожаление, что так и не попали в Пирамиден.

Идем в наш ресторан, выпиваем по 100 грамм виски( для сугрева) за Шпицберген, готовим ужин, ужинаем, собираем вещи, чтобы завтра с этим не возиться, и в 12 ночи ложимся спать.

Маршрут 14-го дня путешествия
Маршрут 24 июня на скоростной лодке.

Все фотографии этого дня здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/2013ISFJORDSAFARITOTHEGLACIERVONPOSTB

25 июля 2013 года. Четверг.   Пятнадцатый  день.

День отлета со Шпицбергена.

Утром быстро встаем, завтракаем, фотографируемся на шкуре белого медведя при входе в ресторан

На шкуре белого медведя

и бежим в магазин за водкой «Викинг», которую нам вчера без билетов не продали. Покупаем водку, на распечатку об электронных билетах нам ставят штампик.

Возвращаемся в гостиницу. На ресепшн получаем в подарок  рекламную книжку с описанием всех экскурсий по Шпицбергену, на которую облизывались уже два дня. Книжка с фотографиями, экскурсии этого года – но, какая разница, что взять на память.

Едем в аэропорт на том же автобусе, который нас привозил из аэропорта. Ждем самолет и ровно в 1445 вылетаем обратно на материк. Весь полет проходил за облаками, но при подлете к Тромсё небо неожиданно оказывается безоблачным, и мы разворачиваемся на посадку над великолепными горными массивами.

При выходе в аэропорт нас долго трясут таможенники, но ничего интересного, кроме камней со Шпицбергена и кучи сувениров, не обнаруживают.

Идем к машине, пакуемся,  и без проблем, вставив пластиковую карту, оплачиваем выезд с парковки. За наше неумение обращаться с платежными терминалами на дешевой парковке, приходится заплатить лишние деньги. Стоянка в результате нам стоили 980 NOK (а дешевая стоянка обошлась бы в 550).

Едем к подъемнику в Тромсё. Опять заблудились в хитросплетении подземных дорог Тромсё, выскочили на поверхность и проехали через мост.

Подъезд к  фуникулеру в Тромсё довольно хитрый, по узеньким улочкам. Но навигатор выводит нас очень точно.  (Координаты площадки у фуникулера:  690 38?,464 и 180 59?,171).   В 18 часов поднимаемся на смотровую площадку в Тромсё. Светит солнце!

Норвегия. Вид со смотровой площадки на Тромсё
Виды со смотровой площадки в Тромсё

Гулять там можно довольно долго. Полно троп, которые ведут в разные стороны. Но нам сегодня надо отъехать от Тромсё, встать в кемпинге и высушить мокрые вещи, которыми полна наша машина.

В 19 часов спускаемся вниз, к машине и отправляемся искать кемпинг по дороге, указатель на который мы видели, когда ехали к Тромсё.

В 1945 останавливаемся в кемпинге Ramfjord Camping на самом конце фьорда, свернув немного на  294-ю дорогу.

Кемпинг очаровательный, стоит в очень красивом месте, много мест под палатки. Развешиваем сушить мокрые вещи,  и любуемся на вечерние краски над фьордом.

Сушимся

Северная ночь в Норвегии

Небо опять затягивает тучами, но дождя нет.

Народ по отливу идет ловить рыбу. В очередной раз жалеем, что не взяли рыболовное снаряжение. Для ловли в море разрешений не нужно, а рыба сама прыгает на крючок.

Наездили от аэропорта до кемпинга, с блужданиями по тоннелям в Тромсё и заездом к подъемнику  - примерно 47 км.

Стоимость кемпинга – 180 NOK, душ бесплатный.

Завтра едем на остров Сенья - в  заключительную часть путешествия.

Маршрут после прилета со Шбицбергена - 15-й день путешествия
Автомобильная часть маршрута 25 июля

Часть четвертая. Остров Сенья и возвращение домой.

26 июля 2013 года. Пятница.   Шестадцатый  день.

Встали в 830. Все затянуто облаками, но дождя нет. Поняли, как нам вчера повезло с погодой на смотровой площадке в Тромсё. Сегодня все макушки гор затянуты облаками.

В 1045 выезжаем из кемпинга.

В 1140 мы в в Нордкьесботн сворачиваем на дорогу Е6. На ней останавливаемся на знакомой уже смотровой площадке над фьордом с видом на дорогу к Тромсё.

В 1235 – остановка на знакомой  смотровой-торговой площадке с сувенирными чумами.  Покупать ничего не стали.

Сувенирно-смотровая площадка

Вид  с о. Сенья на другую сторону фьорда

В 1310 сворачиваем на 855-ю дорогу на о. Сенья. Короткая техническая остановка заканчивается сбором грибов под мои вопли: «Берем только на суп!»

В 1415  переезжаем мост из г. Финнснес в Силсанд. Мы на острове Сенья.

Сворачиваем направо на 861 дорогу.  Очень красивый фьорд, великолепные виды на противоположный берег, куда-то делись облака, светит солнце.

Пора бы останавливаться на обед, но вдоль всей дороги – сплошная населенка, все повороты в сторону ведут к домам.

Едем дальше,  и в 1510 находим съезд в небольшой заброшенный карьерчик, в котором и встаем на обед (координаты: 69024?, 406  18001?, 485). Кстати, дальше от этого места на дороге очень много съездов для стоянки.

Первый же отход в сторону от стоянки кончается криком: «Грибы! Много!». Тяжело вздохнув, понимаю, что отвертеться от жарки грибов мне не удастся.

Объедаемся грибами и еще забираем с собой на ужин. Похоже, что в этом году на грибы я смотреть больше не смогу.

Выехали с обеда в 1735. В 1755  сворачиваем на 862 дорогу. Долина вдоль дороги тоже вся заселена. Едем до конца дороги по FV 274 и в 1825 мы в конечной точке. Дальше дороги нет.

Конец дороги 274.  Дальше дороги нет.

Едем обратно с несколькими остановками, чтобы полюбоваться прекрасными видами. Погода- сказка: солнце, тепло,  великолепная видимость во все стороны.

Возвращаемся на 862-ю дорогу и продолжаем путь по ней к побережью. Дорога поднимается на плато и идет некоторое время в горной части. По дороге  около озер находим ручеек и набираем питьевой воды, которую всю израсходовали на приготовление  грибного обеда.

Дальше – небольшой серпантин вниз и, примерно в 1930 мы оказываемся на берегу  фьорда Meforden.

Тут-то все и началось. Дальнейшее движение по дороге движением назвать трудно. Мы раскрыли рты, схватились за видео-фото технику и ехали с остановками через каждые 0,5- 1 км.

Писать тут не о чем. Смотрите фотографии.

Дорога вдоль моря

На берегу  фьорда Meforden.

Дорога вьется между морем и скалами, временами уходя в тоннели. Над дорогой  в некоторых местах сделаны навесы, защищающие от камнепадов и, видимо, лавин зимой. Стоят знаки, что дорога может быть закрыта для движения. Да, зимой тут наверно,  проехать не просто.

Проехав тоннель, спускаемся еще к одному фьорду. Видим стоянку, почти культурную, на которой явно собирается ночевать большое количество народа. Решаем ехать дальше. Хочется посмотреть побольше, пока погода не испортилась. Да и стоять в толпе не хочется.

Снова останавливаемся, чтобы сфотографировать этот кусочек фьорда.

Пересекаем еще один хребет и в  спускаемся к фьорду Ersfjorden.  Попадаем на великолепную смотровую площадку с деревянным помостом, который спускается на прибрежные камни. Гуляем там  с 21 до 2140. Радуемся, что решили ехать вперед, хотя уже начинает накапливаться усталость, в основном от избытка впечатлений.

Двое

Смотровая площадка на берегу  фьорда Ersfjorden.

От   Bergsfjorden начинается очень красивый серпантин на очередной перевал. Наверху великолепная многоуровневая смотровая площадка.  Здесь мы гуляем минут 15 в районе 22 часов.

Еще одна смотровая площадка
С вот такими видами с этой площадки:

Вид со смотровой площадки

Спускаемся с перевала, проезжаем поворот на Svanelmoen (в ту сторону мы поедем завтра), а сейчас продолжаем движение по 862-й дороге.

Переезжаем мост через узкий хвост фьорда. Останавливаемся посмотреть на мини-Мальстрим под мостом. Около моста девушки, явно корейского происхождения, ловят рыбу на спиннинг со скоростью одна рыба в минуту. Начинаешь невольно задумываться: а может викинги тоже были корейцы? Что-то очень часто они нам тут встречаются.

Тут мы, наконец, понимаем, что обалдели уже по настоящему. Надо срочно вставать на ночлег. Во-первых, уже 10 часов вечера. Во-вторых, впечатления уже просто не воспринимаются. Даже если завтра не будет солнечной погоды, мы уже много чего увидели.

Через полчаса, чуть не доезжая  до поселка Хамн, проехав коротенький тоннель, даже скорее пробитый в большой скале проезд, мы находим маленькую площадку, где можно приткнуть машину и палатку.

В 2240 начинаем ставить лагерь под скалой, напоминающей большого тролля

Вот так и ночевали

Тролль над нашим лагерем

Готовим грибной ужин, пьем по рюмке водки за великолепную природу Сеньи, и прикидываем, что последние 50 км мы ехали около 3-х часов.

Если это называется – «отдыхательная» часть поездки – то, наверно, я что-то не так понимаю.

Ночью любуемся удивительными красками неба над морем. Хоть в этой части нашей поездки нам пока везет с погодой!

Ночное солнце

Проехали  всего за день -  примерно 260 км.  Ехали почти 12 часов. Сегодня – первая стоянка без кемпинга.

Весь маршрут 16-й день путешествия
Это весь маршрут 26 июля.

Маршрут по о. Сенья на 16-й день
А это – то, что мы проехали 26-го по Сенье

27 июля 2013 года. Суббота.   Семнадцатый  день.

После вчерашнего длинного и столь богатого впечатлениями дня, собираемся довольно долго. Хотя я и встала в 730, а Андрей примерно через час после меня, выезжаем   со стоянки только в 1105.  Удивительно, но факт – опять солнечный день! Видимо, погода решила нас на прощанье побаловать.

Перед выездом обнаружилось, что у нас сгорел преобразователь на 220 вольт, так что питание трекера, который пишет наш маршрут, придется экономить, и включать только при фотографировании. Да и телефоны у нас от прикуривателя не заряжаются.

Не проехав и километра, опять останавливаемся, чтобы фотографировать эти удивительные места. На островах  рядом с дорогой – прелестная гостиница.

Гостиница на островах

А дорога  - вот такая:

Дорога

Подъезжаем к мысу, на нем домики, полно мест под палатку и великолепные виды:

Дальше дорога некоторое время идет практически по равнине, а потом начинается серпантин на следующий перевал. Скоро, видимо, эту дорогу закроют. Сквозь этот хребет строится тоннель. Жаль, серпантин очень красивый, и на перевале – великолепная смотровая точка. И много мест для лагеря с палатками.

Вид с перевала

Потом дорога опускается вниз, объезжает вокруг фьорда (строится мост через фьорд, на который будет выезд из тоннеля),  снова поднимается серпантином наверх и последний спуск к  конечной точке 86 дороги -  п. Torsken  В 1215  мы бродим по кемпингу в Торскене ( там в основном домики, но можно встать и с палаткой). Но кемпинг нам здесь не нужен,  и мы, подъехав к крайней точке поселка,  фотографируем виды моря в сторону острова Андёйя.

В дымке - остров Андёй, на котором мы были в начале путешествия

В 1310 едем обратно.  Проехав первый перевал, останавливаемся на фьорде. У Андрея есть желание слазать посмотреть, что за сооружение он видел на склоне. На самом хвосте фьорда сворачиваем на грунтовку, немного поднимаемся наверх, находим хорошую площадку (кстати, прекрасное место для лагеря с палаткой, даже вода рядом в ручьях, координаты: 690 21?, 006 и 170 11?, 266 ). Андрей полез обследовать, что за сооружение на горе.  Оказалось, что это резервуары и насосная станция для подачи питьевой воды, от которых идет водопровод.  Пока он бегал, я с удовольствием умываюсь в горном ручье.

Внутри - система для подачи питьевой воды

От этих сооружений прекрасный вид на фьорд:

Набираем из ручья питьевой воды про запас. Кто нас знает, где мы сегодня будем ночевать?

Проезжаем место нашей ночевки и через пять минут обнаруживаем вывеску: Парк троллей. Как мы ее вчера не заметили?

С 1420 до 1450  гуляем по парку троллей. Очаровательное место.

В парке троллей

В парке встречаем украинскую семью: папа с детишками, которые уже несколько лет живут в Норвегии.  (Координаты парка троллей Senja Trollet: 69024?, 623 и 170 15?, 815).

В 1530  - мы на развилке. Нам надо ехать к Grunnfarnes (такая была задумка), но у нас на исходе бензин, а будут ли на этой дороге заправки – неизвестно. Поэтому мы решаем ехать по направлению к Silsand, уж там точно заправки есть.

В 16 – 1615  мы заправляем машину на окраине Silsand, и едем обратно.

Проехав  поворот на  Grunnfarnes,  в 16 45на обочине дороги встаем на обед. Тут Андрей начинает как-то подозрительно осматривать правое заднее колесо, которое почему-то начало греться. Решив, что когда окончательно сломается, тогда и будем думать, обедаем и в 1825 движемся дальше.

Вылезаем наверх:  сначала  идут заросшие лесом места

А потом -  на великолепное  каменистое плато с большим горным озером.

Каменистое плато на перевале по дороге к  Gruufarnes

Очень хочется остановиться здесь на ночевку, но надо доехать до конца дороги сегодня.

Ныряем в очередной тоннель, и после него попадаем на совершенно обалденный серпантин, который спускается с высоты более 300 м прямо к морю.

Классный серпантинчик!

Около дороги лежит олень и лениво провожает нас взглядом.

Дальше вдоль берега моря, то по серпантинам, то по тоннелям  в 1930 мы доезжаем до крайней точки дороги – Grunnfarnes. Это древнее рыбацкое поселение, на котором велись даже археологические работы.

Еще раз  посмотрев в сторону острова Андёя, едем искать стоянку на ночь. И тут Андрей предлагает вернуться обратно наверх, на каменное плато. Я с радостью соглашаюсь – уж больно у меня душа лежит к таким местам.

Сфотографировали с подъема перед тоннелем этот кусочек Норвегии

Еще один вид в сторону острова Андёй

Едем на место ночевки. Поднимаемся от моря по серпантину, все тот же олень около дороги, ныряем в последний тоннель, и, проехав после него около 0,5 км, находим съезд с дороги по камням, где есть небольшая ровная площадка под палатку.  В 2100 ставим лагерь. Осуществляется мечта – переночевать на таком каменистом плато! Одна беда – ни одного кустика в ближайшей окрестности

Ночевка на плато

Ужинаем и любуемся  ночными красками.

Итого проехали сегодня  около 160 км.

Маршрут 17-го дня путешествий
Маршрут 27 июля ( без заезда на заправку)

28 июля 2013 года. Воскресенье.   Восемнадцатый  день.

День отдыха.

Как известно из всего нашего опыта, самая опасная для группы ситуация – это, когда я просыпаюсь раньше всех, и в хорошем месте в одиночку сажусь пить кофе.

Итак, сижу я утром,  пью кофе и размышляю, пока спит Андрей: «Погода хорошая, места замечательные. А почему бы на пару часиков не слазать наверх и глянуть на эти места с горушки?» Вообще-то мы собирались проехать по другому побережью Сеньи, в сторону  Skrollsvika.  Но побережья мы уже насмотрелись достаточно, и все побережья Норвегии все равно не объехать. А тут – мы в прекрасных горах.

В 830  Андрей вылезает из палатки,  и предлагаю ему  позавтракать, собрать лагерь, и ненадолго слазать налегке наверх. Тем более, что рядом с лагерем висит плакат, на котором показана карта этих мест с промаркированными тропами. Далеко мы, конечно, не пойдем, на это уже нет времени.

И, как всегда в таких случаях, Андрей поддерживает мое предложение.

В итоге в 945, позавтракав и собрав лагерь,  искупавшись в горном озерке:

Утреннее купание в горном озерке

оставляем машину на стоянке около дороги и отправляемся наверх. С собой ничего не берем – ни еды, ни питья. Ведь мы же идем совсем чуть-чуть: вот до того снежничка поднимемся, глянем на этот чудесный мир сверху – и обратно.

Конечно, тут же решили, что ходить по маркированным тропам – неинтересно, и практически «в лоб» лезем наверх.

Места очаровательные, и чем выше мы поднимаемся, тем больше и больше понимаем, что надо подняться еще немножко выше – будет еще лучше вид.

Поднимаемся от дороги

Красота: камушки, цветочки, великолепные виды, открывающиеся по мере подъема наверх.

Я на камушке сижу...

Обходим по низу снежничек, до которого собирались подняться, и решаем идти выше.  Поднимаемся – открываются новые и новые перспективы. Видно, что в долинах, спускающихся к морю лежит густой туман. А здесь, наверху – солнце!

Во всех долинах застряли облака

Как хорошо, что мы решили ночевать наверху. А то бы проснулись в густом тумане.

Олень пошел глянуть - зачем мы сюда забрели

Доходим до маркированной тропы, которая почему-то обходим большой снежник, ведущий на перевал, стороной. На дальних снежниках видно стадо оленей, но до них очень далеко.

Решаем подняться до перевала и посмотреть на ту сторону, в которой лежит большой национальный парк.

Осторожно переходим на снежник и видим на горизонте торчащие рога. Олень. Олень любопытный, спустился вниз посмотреть на нас, обнаружил, что мы идем в его сторону, и убежал.

В 13 часов мы вылезаем на перевал (это называется - сбегаем на пару часиков), и дух захватывает от видов на территорию национального парка.

Вид с перевала

Очень хочется пойти дальше, но благоразумие берет верх. В стороне на большом снежнике – огромное стадо оленей. Но они так далеко, что фотоаппарат их уже не возьмет.

Зато получилось сфотографировать массив, представляющий собой целую пасть дракона!

Вот где целая пасть дракона!

Погуляв по перевалу и полюбовавшись видами,  в 1340 начинаем спускаться вниз, к машине. Идем сначала по маркированной тропе, но поскольку она ведет немного не в ту сторону, сваливаемся напрямик, к выезду из тоннеля. По дороге возвращаемся к машине. В 1500 мы у машины, готовим обед и с грустью констатируем, что пора уезжать из этих прекрасных мест. Опять пары дней не хватает – здесь бы бросить машину и пойти с рюкзаками в какой-нибудь кольцевой маршрут, которых здесь можно проложить великое множество.

Но пора двигаться к дому.  Время отдыха подходит к концу. Нам еще надо порядочно проехать, чтобы попасть домой.

Итак, мы прогуляли почти 5 часов, примерно по такому маршруту:

Примерный трек нашей вылазки

В 1655 выезжаем из этих великолепных мест, в 1730  мы в Finnsnes, в 1815 на трассе Е6, в 1930 сворачиваем в сторону Alta.

Решаем, что сегодня еще будем ночевать на побережье, не доезжая до поворота на Финляндию,  и в 20 часов встаем лагерем на очень удобной стоянке в начале залива  Storfjorden.  Это – просто стоянка, но оборудованная беседками, туалетом и даже горячей водой в умывальниках.

Места для постановки палаток – полно. Рядом с нами располагается  с палаткой пара поляков и большая группа наших ребят из Питера, которые только приехали в Норвегию.

Любуемся последними в этом году вечерними и ночными красками Норвегии. Завтра мы уже должны быть в Финляндии.

Последняя ночевка в Норвегии

Вид на горы со стоянки

И вид на море

Проехали – примерно 140 км. Имейте в виду, что едем мы теперь не быстро, часто

Маршрут 18-го дня путешествия
Автомобильная часть маршрута 28 июля
останавливаясь, поскольку очень сильно греется колесо. Будем надеяться, что колесо дотерпит до дома.

29 июля 2013 года. Понедельник.   Девятнадцатый  день.

День отъезда из Норвегии и начало  дороги домой.

Встали в 730. Долго общаемся с ребятами из Питера. Солнечный день, температура 23 градуса, уезжать не хочется, но надо.

Выезжаем в 950. Едем вдоль фьорда, останавливаемся сделать последние фотографии этих чудесных мест

Последние виды фьордов в этом году

Вот и все. В 1050  сворачиваем на Е8 на Финляндию. Дальше писать особенно не о чем.

Останавливаемся пофотографировать те места, где Андрей впервые на машине в 2004 году катался по этим краям.

Движемся к Финляндии

В 12 часов -  пересекаем границу с Финляндией.

Заезжаем в магазин, закупаем продукты на последние 2 дня.

Останавливаемся в сувенирном магазинчике

Это уже в Финляндии

Встаем на ночевку, съехав по грунтовки в лес в 1915 (время уже финское). Около лагеря в лесу бродит олень.

Финский олень пришел в гости к нам в лагерь

Проехали – примерно 280 км.

30 июля 2013 года. Вторник.   Двадцатый  день.

Выехали в 815.  По дороге толпами гуляют олени, и уходить с дороги не желают.

В 850 остановка для умывание на стоянке около речки.

С 14 до 16 часов жарим шашлыки в песчаном карьере после Пудосярви.

На ночевку встаем в 2050  в карьере около дороги №6  за поворотом на Нурмес.

Проехали -  примерно 660 км.

31 июля 2013 года. Среда.   Двадцать первый  день.

Невероятно ранний выезд в 8 утра.

В  13 часов – мы на границе через Светогорск. Финнов проходим за 5 минут.  Наших минут за 20 – 25. Таможенник просит открыть машину, сует в нее нос и тут же просит срочно закрыть ее обратно. Все знают, как пахнут мокрые грязные шерстяные носки? То-то.

Перекусываем в кафе и в  1410 (т.е. в 1510 по Москве) движемся в сторону Питера.

Дальше – неинтересно: пробка на КАД, пробка на выезде из Питера.

Короче, в 22 часа берем последний свободный номер в мотеле «Белые ночи» в пос. Трубников Бор.  Мотель слева от нас, но есть разрыв и можно свернуть. Номер – супер, даже с джакузи и всего за 1900 руб. Но нам уже не до Джакузи: ужинаем, принимаем душ и валимся спать.

Проехали: 610 км ,  пробки в районе Питера.

1 августа 2013 года. Четверг.   Двадцать второй  день (на самом деле 23-й день, считая нулевой).

Выезд в 715.

Традиционное чаепитие  чая из самоваров в д. Крестцы в 1015.

11 – 1145 – традиционное купание  на Валдае.

В 1330 – встаем в медленно ползущей пробке в В.Волочке. Пробуем объехать пробку по найденному мной маршруту. Объехали. Об этом эпизоде сделан короткий ролик.

В 1410  - вырвались из В.Волочка. В обратную сторону наблюдаем пробку к Волочку километров на двадцать. Нет,  нам до европейских дорог – как до Пекина раком.

С 17 до 1730 в Эммаусе обед в любимой столовой «Березка». Там же набираем готовый ужин – дома-то шаром покати.

Из Клина сворачиваем  и объездными путями едем к Пятницкому шоссе,  и в  2045 встаем в медленно ползущую пробку на МКАДе. Сразу почувствовали, что мы дома, в Москве.

После трех недель чистого воздуха чуть в этой пробке не задохнулись.

В 22 часа мы наконец-то дома.

За день проехали (а где-то проползли) 655 км.

Фотографии по этой части поездки можно посмотреть здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/2013Senya

Возвращение домой:  19- 21-й дни путешествия
Дорога к дому с 29 по 31 июля.

Итоги поездки.

1. Полный восторг – такого насыщенного маршрута у нас давно не было. И, пожалуй, можно было еще чуть-чуть погулять
  1. Проехали на машине  6 468 км (плюс к этому еще: самолетом, паромами, пешком, и морскими прогулками – не считали)
  1. В центре острова Сенья полно очень интересных пешеходных маршрутов. И вообще, посещение этого острова я бы очень рекомендовала. Он не менее интересен, чем Лофотены.
  1.  Машина нас не подвела. Колесо мы отремонтировали уже в Москве.
  1. Финансовая составляющая

- карты Маэстро не работают за границей  СОВСЕМ

- карты ВИЗА нужны с чипом (карты просто с магнитной полосой на многих  автоматических заправках не работают, хотя в магазинах  - без проблем)

- поездка оказалась дорогая за счет Шпицбергена:

Затраты на Шпицберген без учета сувениров  - 125737 руб на двоих

Автомобильная часть – 102445 руб на двоих, из них

Бензин – 43 640 руб на двоих

Еда (с учетом взятой из Москвы) – 28700 руб на двоих

Кемпинги  - 17 838 руб на двоих.

Остаток – это всякие развлечения и экскурсии.

Т.е., если бы мы поехали в запланированный первоначально маршрут, и поэкономили бы на кемпингах, что мы и собирались делать, то действительно поездка была бы не слишком дорогая. А Шпицберген практически удвоил расходы.

Но!  Мы сделали то, что нам захотелось, и очень довольны столь содержательной поездкой.

В Норвегии  осталось еще много интересного, что мы не успели посмотреть. Например: исходный план поездки, с некоторыми вариациями. Да и горная часть Норвегии далеко не вся обследована.

А еще:  появилась новая мечта – круиз вокруг Шпицбергена! А там и до Гренландии недалеко…..

Фильм про эту поездку можно посмотреть здесь:
Это ссылка на первую часть фильма, далее по ссылкам  можно пройти все 4 части.
Фильм делали для себя - так что, уж простите, но он получился длинным.