На Керети отличная погода
2.08.09

…Только мы вышли из поезда, как деловой походкой к нашей внушительной горке вещей подошел дядька с вопросом «Куда едем?»

Оказывается, у всех извозчиков вагоны (туристы) распределены, и мы достались ему (за 200 руб с носа). По пути нас завезли до единственного в Лоухах круглосуточного магазина. В очереди -  только местные жители, преимущественно мужского пола, и в общей массе – нетрезвые. «Как же, сегодня ведь день города!», - объяснил водила. Продавщица стоит за высокой решеткой из стальных прутьев, и просовывает сдачу между ними. Мы докупили минеральной воды, печенюшек, муки и сахара. Вернувшись в машину, увидели, что там изучают официальную карту пограничной зоны Карелии, которую показывал водитель.

Выгрузились на большой обтуризженой поляне, возле автомобильного моста между озерами Петриярви и Нюкки. Было примерно три часа ночи, но светло. Поставили палатки и завалились спать.
Со сборкой каркасно-надувной Свири вышла некоторая задержка. Прошлым летом ее дали попользоваться знакомым. В результате байдурку разбили. Купленные для замены новые части каркаса пришлось корректировать напильником в процессе сборки.

Серое небо к полудню поголубело и мы, больше не теряя времени, сели на воду. Пока шли по озерам, у нового экипажа (Сергей и Андрей) была возможность сгрестись. Они с успехом это проделали, сходу пройдя первые двоечные пороги: Щелевой и Керчуг.

В 18.30 (к этому времени от моста мы прошли уже примерно 18 км) глазам предстало удивительно красивое место на мысу озера Керчуг.

Мы единогласно решили организовать там свою первую стоянку.

Место оказалось еще и грибным! Мы не могли держать себя в руках – и набрали два пакета подосиновиков. Поужинали где-то в 2 ночи, в карельских сумерках.
03.08.2009

Подъем в 10 часов. Небо – серо-белая пелена. Вышли в 12.30, и

и только услышали порог Белый Клык, как наконец-то во всей красе явилось солнце!

Впереди уже слышался шум одного из троечных порогов – Мураша.

Тропа осмотра Тропа осмотра
Про тропу для осмотра этого порога стоит рассказать отдельно.
Метров 500-700 по левому берегу пришлось пробираться по торфяному суперзамесу, причем,  обойти его возможно только по кочковатому болотцу с чахлыми березками. Катя была без гидроносков, в одних сандалях…

Ряжевая стенка посередине порога должна была прибавить экстрима в его второй части, которую отделяло от первой небольшое улово. После стенки Мураш поворачивает на 90 градусов. Получилось так, что при нашем прохождении солнце светило прямо в глаза, полностью скрывая в своих лучах и без того прячущиеся в воде обливняки. Но мы увидели прохождение Оксаны и Михаила - опытного экипажа из Питера, и смогли сориентироваться.

Все мы успешно преодолели Мураш, и были встречены радостными криками катамаранщиков, которые были на стоянке за порогом.
Перед нами разливалось озеро Новое – одно из самых протяженных на маршруте. Из описания мы знали про стоянку на его третьем мысу, поэтому решили добраться туда, несмотря на  усилившийся встречный ветер. Стоянка была действительно неплохая, особенно после того, как мы убрали горы мусора… Просторная, не сильно комариная, со сложенным из валунов очагом, с огромной сосной посередине и потрясающим видом на закат.
04.08.09

Подъем в 8 часов, вышли в 10:30. С утра пасмурно, холодно и ветрено. Прошли порог Сухой под автомостом и за 40 мин., согласно описанию должны были дойти до ж/д моста. Мост действительно увидели через 40 мин.

Силы есть, и надо брать ряд порогов, среди которых трёшечные - Варацкий и Краснобыстрый.
Порог Долгий с почти 4-хкилометровой шиверой действительно утомляет, глаз «замыливается» и случаются нелепые ошибки, которые, благодаря замечательным особенностям нашей Щуки, не приводят к фатальным последствиям! Спасибо Михаилу Чернецкому и КБ Сталкер за их детище!
Осмотрев слив порога Варацкий, решаем идти именно по нему, ибо прохождение рядом, по валам для нас уже знакомо. Катамаран двойка со смешанным экипажем и дитём лет 3-4 лихо пролетает по бурным валам, а большая группа молодежи на каркасниках обносится. Что ж, наверное, это правильное решение, «каждый выбирает по себе».

Немного постояв в очереди перед порогом, и мы кричим «Вперед»! Андрей и Сергей на Каньоне от Вольного Ветра проходят ровно и уверенно, остальные экипажи тоже успешно преодолевают этот 1,5метровый и почти отвесный слив. Преодолеваем без осмотра порог Карежка, затем осматриваем и проходим Краснобыстрый. Название говорит само за себя - красивый и мощный порог.

В 17.30 ветер стих, вышло теплое августовское солнышко. Володя поймал пару рыбин на ужин, и было решено пройти Масляный, а затем искать стоянку. Порог Масляный прошли в 18.30 и просто упали от усталости и массы впечатлений, накопившихся за день, на маленькой полянке, видимо служащей местом отдыха рыбакам. Не спеша разбив лагерь, мы разложили мокрые вещи, а потом сварили чудесную уху по рецепту с секретом. Полулежа-полусидя на пенках нежились на теплом солнышке… День удался!

При осмотре поляны оказалось, что мы совсем чуть-чуть не дошли до следующего порога Широкий (плоская плита по всей ширине реки). День начался в 9 утра. Вышли на воду в 11, предварительно договорившись, кто кого снимает на видео.
Успешно завершив прохождение данного препятствия, пошли навстречу порогу Кривой-3.

То, что мы сходу влетели в порог, мы поняли по уходящей в лес тропе для осмотра по правому берегу. Порог этот оказался очень полноводным, как и наша Щука после его прохождения. Хотя никто не завис на валуне, не накренился и не черпанул, в каждой лодке было от 50 до70 губок воды. Пристали к берегу, отчерпались и двинулись дальше к порогу Морскому.
Перед этим порогом находится рыбоводная станции, на которой считают горбушу, идущую из моря вверх по течению реки на нерест. Реку перегораживает здоровая сеть, и тут появляется выбор: можно обноситься метров 50 по берегу, а можно заплатить за проход (30 рублей с байдарки). Перед сетями – кишащее «море» рыбы.

А для кого-то огромный аквариум в рыбном магазине.

При нас мужик выловил самца горбуши.

А потом еще и самку с икрой!

Коммент от Ромы: На мой взгляд, станция не рыбоводная, а туристоразводная. Это подтверждается наличием на середине реки лодки по приему денег, которая еще и сдачу выдает. Правда, без кассового чека.

Мы наблюдали, как вечно голодная чайка пыталась вытащить слишком тяжелую добычу из воды. Она жадно вцепилась в рыбину лапами и молотила крыльями воздух, но увы, не могла вытащить ее из воды. И так с этой рыбой и уплыла в порог.
Перекусив и осмотрев порог, мы решительно двинулись навстречу морю! На грандиозной скорости мимо проносился берег, мы еле успевали уворачиваться от камней, некоторые все-таки чиркали. Казалось, мы съезжаем по ледяной горке! Я вертела головой во все стороны, выглядывая коварные камни, и тут –ба – в черном блестящем гидрокостюме, в ластах и маске с трубкой на камне стоит водолаз! Тю-тю, думаю, приехали! Потом догадалась, это ж он по лицензии, подводной охотой занимался!
Ощущения действительно такие, будто только что съехали с длинной снежной горы и ну очень хочется еще разок. Вот такая Кереть речка – приезжайте, мол, еще, прокачу!

Набрали пресной воды во все имеющиеся емкости, и по мере продвижения, ради интереса, постоянно пробовали воду на вкус - уже соленая или еще пресная? Соленый вкус у воды появился только у выхода из Керетской губы.

Погода была замечательная и мы, сверяясь с картой, с большим удовольствием прошли около 15 км до замечательной «морской» стоянки (южный берег губы Чупа, 3 км после острова Бол. Горелый ).