Северный Урал / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

"Путешествие к великанам". Плато Маньпупунер.

1 - 14 августа 2009 г.
Нитка маршрута: г. Ивдель - р. Ауспия - перевал Дятлова - г. Холатчахль - о. Лунтхусаптур - г. Отортен - старая Мансийская дорога - г. Янывондырсяхал - р. Печора - плато Маньпупунер - обратно тем же маршрутом.

"Путешествие к великанам". Плато Маньпупунер 2009

Пешеходный поход на плато Маньпупунер (Северный Урал)

03.08.09 – 13.08.09.

Участники похода:

Павел (Москва): адмирал

Константин (Челябинск): писарь, фотограф

Артем (Челябинск): врач

Алексей (Екатеринбург): замполит

Александр (Челябинск): фотограф

Итак, начнем.

Да, в процессе чтения, у Вас может сложиться устойчивое ощущение, что мы – группа хронических алкоголиков оторвавшихся от жен и использующих все свободное время на активные возлияния… Может оно и так, но сами себя мы таковыми не считаем 8:))

Этот поход готовился долго и тщательно, наверное пол года, ну или ни как не меньше. Хотя основные приготовления (как всегда) производились в последний момент.

Вообще, тема Маньпупунера, мною разрабатывалась довольно-таки давно (лет этак десять), но все как-то «не судьба» была… То туда, то сюда. Но о Пупах я никогда не забывал.

Впервые я узнал о плато (как, наверное, и многие из Вас) из книги Рундквиста «100 дней на Урале». И после ее прочтения я был буквально очарован этим почтеннейшим и сказочным местом.

Тем более, что на пути к Болванам находится не менее интересное место – перевал Дятлова и иже с ним вершины Холатчахль и Отортен.

Сколько мною было «съедено» отчетов и статей о плато, намного больше было прочитано материалов о гибели печально известной группы Дятлова. Так что на «перевал девяти» меня тянуло не менее (а может и более), чем собственно на плато Маньпупунер.

Но, обо всем по-порядку…

31 июля 2009 г.

Из Челябинска мы стартовали втроем: Саша, Артем и собственно я.

На Южном автовокзале Екатеринбурга нас встретил Алексей и «чудом» распихавшись в «Ниве» (четыре рыла и три огромных рюкзака) мы поехали к Лёхе в гости.

Давно не виделись… пиво… разговоры… гитара… спать легли в два часа ночи.

1 августа 2009 г.

4.30 – подъем. С Лёхой падаем на машину (оставшиеся суслики продолжили дрыхнуть), едем в аэропорт Кольцово встречать Пашу, он у нас из Москвы прилетел.

В дороге завтракаю пивом, здоровье поправляется, жизнь налаживается!!

В 6.30 встречаем Пашку и едем обратно к Алексею.

Будим мужиков и отправляемся за покупками.

Стоим в пробках, немного нервничаем – не опоздать бы к поезду…

Часам к одиннадцати пребываем в Ашан. Набираем продукты в тележку. По мере ее заполнения, с ужасом начинаю думать, о том каким образом мы будем все это распихивать в наши и без того безразмерные рюкзаки…

В очередной раз повеселил Артем – в качестве сменной обуви на бивуак, он взял обыкновенные резиновые тапочки… Начинаем подыскивать ему вторую обувь, чтобы было сурово и дешево. Резиновые сапоги были сразу отметены (не было размеров – у Артема несколько нестандартный размер ноги: 45-46…). Начали искать калоши, но от них тоже пришлось отказаться по той же причине… В результате Артем взял таки в качестве сменной обуви тапочки (о чем мы в последствии ни сколько не пожалели, но об этом позже).

Затарившись, решаем пообедать в местной кафешке (дабы не тратить время дома на готовку). Каждый набирает в поднос столько, как будто едим в последний раз (это, кстати, практически соответствовало истине – в следующий раз поесть человеческой пищи, предстояло, только, на выходе с маршрута в цивилизацию).

Естественно жадность до добра не доводит – на кассе нам выставили счет на 2,5 т.р. И как следствие половина всей накупленной «наки» остается на подносах. Но у Артема ни чего не пропадает: на кассе были выпрошены контейнеры, в которые и были свалены остатки «ништяков» (на потом).

Возвращаемся к Лёхе, высыпаем все продукты на пол (а их было практически 40 кг.) и начинаем их делить. Ко всему прочему народ разваливает из рюкзаков всю свою снарягу, туда же на пол, и в небольшой комнате у нас получается маленький апокалипсис…

После окончания дележа продуктов начинаем хилые попытки упихать в рюкзаки все то, что было вывалено на пол… Как ни странно, но примерно через час в комнате стояли пять готовых рюкзаков и один большой пакет (с едой в паровоз). Так что еще осталось время посидеть за столом и доесть все, что осталось у Лёхи в холодильнике.

Рюкзаки вышли примерно по 25-27 кг. Не так много, для такой автономки. А всё потому, что еда рассчитана Пашкой до граммов (забегая вперед скажу, что продуктов на финише маршрута осталось еще дня на четыре, но лучше вынести жратву с маршрута, чем остаться без нее на середине). Шли исключительно на сублиматах: соевое мясо, сухари, сушеная картошка и сусли, поэтому вес у рюкзаков вышел таким приемлемым.

Перекусываем и едем на ж/д вокзал.

Паровоз Свердловск – Приобье отходит из Екатеринбурга в 18.10 (по Москве). Путь до станции Ивдель-1 занимает ровно 12 часов. Встречаемся на вокзале с группой Пермяков, с которыми я заранее списался по вопросу совместной заброски до Ауспии. Грузимся  в поезд, трогаемся.

По дороге шикуем: доедаем остатки обеда, запиваем беленькой (спирта еще успеем напиться…).

В вагоне жарко: окна не открываются, духота сводит с ума. Спать ложимся в 12 ночи, как ни странно – высыпаемся.

2 августа 2009 г.

В 8 утра по местному прибываем в славный град Ивдель, где возле вокзала нас уже ждет заранее заказанная вахтовка.

Для любознательных указываю телефон директора АТП, где была заказана вахтовка:

8 (34386) 2-13-75 директор АТП.

8 (34316) 2-20-40 МЧС Ивдель – здесь так же можно заказать вахтовку. Стоимость одинаковая.

Возле машины встречаемся с группами из Перми и Челябинска, с которыми я заранее договорился о заброске (так получается дешевле). В итоге нас оказывается 21 человек. Как ни странно помещаются все и даже с относительным комфортом. Хотя в АТП мне напели, что максимум вахтовка берет 18 человек.

Стартуем от вокзала в 8.30, едем в Ивдельское МЧС. Там отмечаемся и указываем приблизительные сроки возвращения. Процедура не отнимает много времени, так что советую не пренебрегать ею.

Затем едем в Ивдельское АТП, дабы заплатить за проезд. Оставляем там 12 т.р., хотя с директором АТП я договаривался на 9 т.р. Кассир, сославшись на директора, рассказала нам, что цены изменились буквально вчера, и выразила нам свои соболезнования по этому поводу. Ну, как говориться, это не первое кидалово на такого рода услугах в небольших городах, и не последнее к сожалению. Но выбирать не приходится, да и в принципе на такую большую толпу изменение стоимости почувствовалось не сильно.

Выехали из Ивделя в районе 9 часов утра. Практически сразу пошла грунтовка, но трясло терпимо, тем более, что весь личный состав перед выездом забежал в киоск и затарился «негрустином» в дорогу.

Погода стоит отличная (вопреки ожиданиям синоптиков), воды в реках мало (а форсировали мы их прямо по воде), так что без каких-либо усилий мы добрались до Вижая (брошенного поселка).

Не таким уж и брошенным он оказался, там еще живут люди, но очень мало.

Тормознули на обед. Кто хотел искупался и перекусил.

Итого в 17.00 вечера (через восемь часов после старта) мы прибыли к броду через Ауспию (конечную точку нашего колесного маршрута). На броде стояли геологи на МТЛБ-5 (тягач легкобронированный), они ждали соляру и не просто ждали, а «активно», так что некоторые из них еле стояли на ногах.

Наш водитель предложил докинуть нас подальше до вертолетной площадки (порядка 2-3 км.), за отдельную плату естественно.

Скидываемся по полтиннику и едем дальше. По пути пересекаем развилку (для тех, кто пойдет пешком – на развилке налево), и буквально минут через десять попадаем на конечную остановку.

Быстро выгружаемся, подтягиваем рюкзаки и первыми (остальные тормознули на перекус) выходим вверх по дороге.

Минут через тридцать (примерно 1,5-2 км.) дорога уходит резко налево (вдоль по течению Ауспии), а прямо уходит натоптанная тропа. Так вот идти нужно налево, по дороге!!! Там еще на развилке достаточно приболоченно, так что не пролетите.

Далее пошла прямая, нахоженная дорога. Идти по ней легко и непринужденно. По пути попался один свороток к Ауспии (на лево). Ходить на него не нужно, двигаемся прямо.

Затем (километра через 2-3 (ходка)) дорога выходит на поляну, с нее налево уходит тропа и сразу спускается к широкому ручью.

Теперь понимаем, что водила мог бы забросить нас и подальше, километров на пять. Вот же зараза… Рюкзак тяжеловат, да и идти первые дни всегда труднее.

Хотя тропа – одно удовольствие: практически сухая, без резких спусков и подъемов.

Одолевают комары. Вот это лажа!! Я их за все лето пару штук всего видел, как то на редкость мало их в этом году было. Теперь то я понял где они все отсиживались… Приходится надевать накомарники (благо мы ими закупились, и вам пренебрегать не советую…).

По дороге, когда тропа выходит в Ауспии, встречаем старую геологическую стоянку (или как ее еще называют «стоянка с чайником»). Масса всяческих непонятных каркасов из тонких елей, отличное костровище, река рядом, но палатки ставить некуда, поэтому топаем дальше.

Минут через сорок пять (один переход) выходим на запланированную стоянку. Поляна, к сожалению, занята большой детской группой (мы так и забыли спросить откуда они), поэтому приходится искать место под палатки.

На ужин неучтенка – макароны, с единственной на поход банкой тушенки (дальше планируется только соя и колбаса на перекусах). Отужинав и запив это дело моей настойкой на клюкве, мы переместились к соседнему костру (т.к. у них была гитара). Спирт с собой не взяли, дабы не травмировать ранимые детские души.

Возле костра – руководитель, да пара-тройка  подростков женского и мужского пола. Гитару сразу вручили нам, и я развлекал их песнями и анекдотами аж до двух часов ночи. Саня с Лёхой попросили у соседей чуни от ОЗК и пошли бродить вдоль берега с удочкой. Вернулись с пустыми руками.

Прощаемся и идем укладываться. Завтра – ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА!!!

P.S.

1) Итак стартовало нас четыре группы:

- Пермяки (9 человек), далее будем их так и именовать;

- Пермяки (2 человека), собираются идти до Торрепореиза и сбрасываться от туда на байдарке, будем именовать их байдарочниками.

- Челябинцы (5 человек) их будем именовать соответственно – Челябинцы.

- Ну и собственно мы (5 человек) – Суровые Уральские Парни (СУП).

2) Море комаров (мошки тоже много, но меньше чем комаров). Так что советую запасаться репеллентами, накомарниками и хлопчатобумажными перчатками, хотя бы на лесную зону (в тундре их обычно сдувало ветром).

Передвигаться-то еще куда ни шло, но во время отдыха, вся эта веселая звенящая  компания начинает активно и довольно чувствительно атаковать. Будьте бдительны!

3) Несколько раз встречал в отчетах о затруднениях в начале маршрута от Ауспии. Некоторые начинают ломиться прямо по бурелому вверх по течению реки, некоторые идут левым берегом. Зачем? Прямо от реки, перпендикулярно вверх (как продолжение) идет отличная дорога, практически без развилок, которая выводит прямо к перевалу Дятлова. Не ищите трудных путей.

4) Тропа, ближе к стоянке, оказалась завалена, извиняюсь за выражение – фекалиями… Я не думал, что сюда выбираются люди, способные на такое. Неужели трудно сделать два шага в сторону!! Что за свиньи… Нет слов… Даже у нас на Таганае (куда ходит очень много людей, не имеющих к туризму ни малейшего отношения) и то такого не встречается.

Ну, прошу прощение за отступление, просто накипело…

Пройдено – 11,3 км.

Ходовое время – 2,34 ч.

Средняя скорость – 4,4 км/ч.

Максимальная высота – 345 мнум.

03 августа 2009 г.

Первым проснулся Саша, часов полвосьмого. Развел костер и поставил воду под кашу.

Погода – песня и обещает быть таковой в течении дня.

Часов в восемь вылезли из палаток к завтраку: гречневая каша с чесноком.

На тропу встали поздновато – часов в полдесятого (с непривычки долго прособирались…).

Тропа, надо сказать, по сравнению со вчерашней, практически сразу испоганилась – грязь, лужи, корни и куча поваленных деревьев. Скорость сильно упала – приходится обходить все это дело стороной – лезть в кашу заранее не охота…

Идти трудно, но можно. Практически сразу от стоянки начинается подъем, пока достаточно пологий. Достают комары – только останавливаешься, и все – звенящая компания кровососов облепляет тебя с ног до головы.

В три перехода осилили расстояние до «стоянки с ложкой». Там обедали Челябинцы, обогнавшие нас с утра.

Неплохая стоянка с большим количеством мест под палатки. К ложке, вилке и штопору, теперь добавились нож и рюмка. Все это вырезано из дерева, причем достаточно искусно, для походных инструментов. У вилки, к сожалению, отвалился один зуб…

Фотографируемся и решаем встать на обед чуть выше, по правому истоку Ауспии или на «стоянку с кедрами», если дойдем (с неё обычно стартуют на перевал Дятлова, до него от поляны порядка двух километров).

Минут через десять проходим неплохую стоянку, на которой обедают два мужичка (отец с сыном) с Пермского края. Речь о них еще пойдет, только намного дальше. Они- то нам и сказали, что до стоянки с кедрами – рукой подать.

К слову сказать – вдоль Ауспии достаточное количество мест под стоянки, проблем с водой и дровами – нет, единственное, не везде можно поставить палатки.

И действительно, минут через 15-20 выходим на «поляну с кедрами» - ее легко узнать: с краю поляны растут три высоких кедра, а если спуститься чуть ниже, по левой тропке, там протекает ручей.

Т.е. от «стоянки с ложкой» до «поляны с кедрами» порядка двух километров (примерено один переход).

Встаем на обед. Весь день печет солнце, очень жарко. Раздеваемся и плещемся в ручье. На комаров и мошку пофигу – по стоянке гоняем в трусах, сушимся. Штаны по колено в грязи – немного отмываем их и развешиваем на тросике. Все моментом высыхает – солнышко сегодня в ударе.

Разводим костер, мошки и комаров становится немного меньше, но и так все с ног до головы покрыты укусами. Причем укусы мошки саднят намного сильнее, чем комариные.

Варим компот, режем перекус. Надо сказать, Паша разработал правильный перекус – колбаса, сало, сыр, шоколад и сухофрукты с орехами. Это как-то даже поднимает боевой дух – топаешь (по крайней мере первую половину дня) и знаешь, что тебя скоро ждет «нака» и дойти обязательно надо и как можно быстрее.

Внезапно с разных сторон наплывают свинцовые тучи. Резко начинаем сборы. Успеваем, дождь застает уже в дороге. Сильный ливень, но судя по всему не долгий. От дождя частично спасает листва, поэтому вымокнуть сильно не успеваем.

Дорога от стоянки уходит резко вверх. Тайга постепенно начинает сменяться низкорослыми березами, чувствуется приближение тундры. Тропа сильно размокла от дождя и стала скользкой.

Минут через тридцать выходим к границе леса – дальше тундровая зона и собственно перевал Дятлова. Дождь кончился, в дали виднеются останцы с обелиском на вершине.

Путь от «стоянки с кедрами» до перевала Дятлова я запомнил надолго: тропа достаточно крутая и скользкая от дождя, я еще не совсем вошел в ритм похода, да и рюкзак был еще достаточно тяжеловат, поэтому весь переход я буквально полз, стиснув зубы, и останавливаясь на передых каждые пятьдесят метров.

Тем более, тяжелее было видеть перед собою цель – останцы с табличками, к которым так долго стремился, и до которых осталось рукой подать.

Всем остальным переход дался намного легче, не знаю, что со мною случилось, но я здорово задержал всю группу. И мне стыдно за это…

Но вот и наконец – ОН, легендарный перевал Дятлова!!

Достаю свою неучтенку – поллитру коньяка и два сникерса. Поминаем погибших, фотографируемся.

Интересное место. Сколько я сюда стремился, а чувств никаких… Видимо «перегорел» по дороге… Да и устал достаточно.

Оказалось, мы поднялись на перевал в пятидесятилетнюю годовщину со дня печальных событий. Обнаружилось это, только тогда, когда мы прочитали надписи на табличках и были очень удивлены, что ни кто из нас не подумал о годовщине раньше. Хотя дата 1-2 февраля 1959 года прочно засела у меня в памяти на всю жизнь. Однако же…

Над головой ходят тучки, но пока не плачут. Решаем уйти за Холатчахль («гора мертвецов» с мансийского), ближе к истоку Лозьвы, где мы решили заночевать. Бросить там рюкзаки и сбегать радиалочку на вершину.

Холатчахль – вершина, примыкающая к перевалу Дятлова, сама по себе ни чего интересного не представляет (ИМХО). Известной стала именно после трагедии 1959 года. Очень много вымыслов и нелепых предположений появилось позднее, при расследовании причин гибели группы Дятлова, связывающих трагические события с мифом о гибели на горе девятерых мансийских охотников, притащивших на «святую» гору особу женского пола и поплатившихся за это жизнями.

Ну, так это или нет, сказать не берусь, да и вряд ли сейчас, спустя полвека, кто-то докопается до истинных причин гибели Дятловцев. Но если вам интересно, очень неплохо и достаточно аргументировано, события пятьдесят девятого года изложил в своем документальном труде питерец Евгений Буянов. Его вы без труда сможете найти в сети интернет.

Взваливаем на седловину. Времени между тем уже половина восьмого. Уходим за Холатчахль, немного сбрасываем высоту. Впереди виднеется вытянутый от массива горы овраг, в котором вполне может протекать искомый нами ручей.

Начинается дождь. Проходим метров триста и обнаруживаем на дне оврага воду! Рядом вполне подходящая для ночлега поляна. Практически все небо затягивает серьезными ливневыми тучами. Решаем ставить лагерь и радиалить (если позволит погода) – с утра.

Тем временем дождь прекратился, и рядом с нами появилась радуга. Необыкновенное зрелище.

Под ногами много грибов. На ужин будет знатный супчик!! Ставим палатки, осматриваемся: вверх по течению ручья виднеется водопад и достаточно крупный снежник. Идем фотографироваться.

Немного не успеваем – опять начинается дождь, бежим в палатки. Решаем доустановить штормовые растяжки (мало ли что…). Варим супец на горелке, сушняка вокруг нет (да и вообще деревьев рядом практически нету…). Тундра… А к границе леса спускаться неохота – потеряешь высоту, завтра набирать придется…

Кстати насчет газа – принципиальной необходимости в нем нет, всегда можно спуститься к лесу. Другое дело непогода и потеря высоты. Высоту терять в большинстве случаев очень некстати, а если на тундру плотно садится облако, тут уж делать нечего, приходится готовить на газу. Так что газ я все-таки рекомендую, но в небольшом количестве. Нами было сожжено едва – ли треть от того количества которое мы взяли (примерно три-четыре 230 граммовых баллона на 5 человек). Готовили на нем в трех точках – вблизи Холатчахля, на оз. Лунтхусаптур, на «сарае» и на некоторых перекусах. Остальные ночевки и обеды у нас проходили с костром.

Да, по поводу грибов: по крайней мере у нас, они изобиловали в огромных количествах, достаточно было нагибаться за ними в процессе ходьбы (ни разу не искали их специально). Готовили грибы практически каждый день, очень вкусно и практично получалось. Ни когда бы не подумал, что в тундровой зоне может быть столько грибов… Однако…

По поводу питания в целом, на данном маршруте, я еще сделаю отступление, но чуть позже.

Вокруг удивительные по красоте пейзажи. Садимся ужинать. Грибной супчик под кедровку…

Чего-то кедровка, которую я ставил, мужикам не понравилась, но тем не менее лучше, чем простой спирт.

Погода – песня. Ужинаем, любуемся закатом, разговариваем, только костра, для полного счастья не хватает.

Солнце уходит за хребет, становится холодно. Пьем чай с галетами. Леха с Пашей уходят спать, я веду путевые заметки. Артем с Сашей обсуждают облака и трагедию группы Дятлова.

Нужно ложиться спать, завтра с утра - Холатчахль.

P.S. Руки, лицо и шея сильно покусаны мошкой, все чешется и болит. Зараза…

04 августа 2009 г.

Сидим в облаке на высоте 858 мнум. под озером Лунтхусаптур, что у подножия

г. Отортен. Мелкая противная морось, несомая ветром, летает над гладью воды, холодно…

Мужики готовят на горелке гороховую кашу (чую, ночью будет «концерт»…).

Но, обо всем по порядку.

Проснулись рано – в шесть часов утра. За бортом отличная погода – солнышко и легкий ветерок.

С Пашей выползаем из палатки, разводим костер из небольшого количества кем-то оставленных дров. Готовим рисовую кашу на завтрак.

Помаленьку к костру подтягивается оставшийся личный состав. Завтракаем, начинаем сборы. В восемь утра стартуем на вершину г. Холатчахль.

Подъем по курумнику достаточно прост, единственное, дает о себе знать вчерашняя усталость.

Через 35 минут мы на вершине. Вершина представляет из себя достаточно большое тундровое плато, с редко разбросанными скальными останцами, один из которых и являет из себя верхнюю точку.

Фотографируемся, читаем записки из тура, съедаем по конфете.

Внезапно замечаем белку, которая достаточно резво скачет в нашу сторону. Метрах в тридцати от нас она останавливается и замирает на камешке. Саша пытается ее фотографировать, но близко она не подпускает.

Так и осталось загадкой, что эта белка забыла на вершине, ведь тут только тундра, камни и полное отсутствие деревьев.

Спустились минут за тридцать. Склон представляет собой некрутой курумник из средних и мелких живых камней, что значительно снижает темп. Встаем под рюкзаки и выдвигаемся в сторону Отортена.

Тропа закончилась еще вчера на перевале Дятлова, так что двигаемся по открытой тундре. Двигаться достаточно легко, изредка попадаются заросли ивняка, через который приходится продираться.

Путь представляет собой «стиральную доску»: то вверх, то вниз. Но подъемы и спуски достаточно пологие, поэтому темп можно держать хороший.

Идется легче чем вчера, но ботинки толком не просохли, поэтому достаточно быстро «сбиваю ноги». Идешь как по гвоздям, скрипя зубами. Скоро встаем на обед, там можно будет заклеить стопы пластырем.

В 13.00, через три ходки (примерно через три часа после выхода) достигаем плато Поритайтсори и становимся на перекус. Пока закипает вода на горелке (кстати, вода была недалеко, метрах в трехстах от нашего маршрута, мы ее пометили на GPS), заклеиваю лейкопластырем потрескавшиеся от влаги ступни.

Сильный ветер. На небе сгущаются тучи, некоторые вершины полностью закрыты, но дождя пока нет. Обедаем, и примерно в 15.00 становимся на маршрут. Ногам естественно легче, но определенный дискомфорт все же присутствует.

Подъем, спуск, подъем, спуск, на горизонте замечаем Челябинцев идущих откуда-то снизу. Итого, к 18.00, спускаемся к озеру Лунтхусаптур. Вершина Отортен в облаке,  похоже скоро, оно сядет и на нас.

На подходе к озеру, далеко в облаке, заметили двух оленей, мирно щипающих травку. Ниже вышли на стаю куропаток. Саша пытался бить их из рогатки. Безрезультатно.

Вдалеке, на берегу озера, встречаем часть челябинской команды в количестве двух человек (один уже купается в озере, несмотря на сильный ветер и холод). Планирую повторить его подвиг чуть ближе к ночи.

Озеро Лунтхусаптур, достаточно большое (честно говоря, я ожидал увидеть максимум большую лужу). Очень красивое место (некоторые стоят чуть ниже по течению Лозьвы, которая берет начало непосредственно из озера). Так что настоятельно рекомендую хотя бы сделать радиалку к нему.

Находится оно на склоне Отортена, в «цирке», или как еще можно сказать «в котле». Такие озера я видел на фотографиях с Приполярного Урала и не предполагал, что похожие озера есть значительно южнее.

Ставим палатки, закрепляем дополнительные растяжки от ветра. Садится облако, становится еще прохладнее. Мужики готовят еду на свежем воздухе, я в палатке веду записи. Ветер треплет палатку. Начался мелкий дождь. Видимость метров сто. Челябинцы наконец собрались все вместе, поставили палатки чуть дальше по берегу. Собираются сегодня отмечать день рождения одного из товарисчей.

Еда готова, дождик закончился, но облако по-прежнему низко.

Ужинаем. Саша зашивает свои тапки, у которых начали отваливаться подошвы.

Завтра на Отортен и полудневка со стиркой и помывкой.

Ходовое время – 5 ч.

Средняя скорость – 3,5 км/ч.

05 августа 2009 г.

Проснулись сегодня поздно, в районе 8.30. Первым проснулся Паша и вылез из палатки в холодное облако, которое так ни куда за ночь и не делось. Морозящий ветер гоняет клочки облака над озером, только снега не хватает для всей полноты ощущений.

Вечером замочили пакетики с гречкой в воде (дабы сэкономить газ), ставим кашу на горелку и начинаем собираться.

Вокруг все затянуто, видимость метров сто. Мдя, Отортен нам сегодня точно не светит… Решаем взойти на него, на обратном пути, а сегодня сделать завтрашнюю норму пути.

Во время завтрака к нам подошел представитель группы Челябинцев и предложил идти двумя группами, т.к. у них нет GPS'а, а по компасу в такую погоду далеко не утопаешь.

Стартуем в 10 часов утра, резко уходим вверх на седло между Отортеном и Моттевчахлем. На перевале холодно: резкий порывистый ветер и плотная морось «приятно» забирающаяся под одежду.

Идется жарко, но только останавливаешься и ледяной ветер тут же высасывает из тела все накопленное тепло. Поэтому останавливаться на отдых стараемся меньше и в укрытых от ветра местах.

Передвигаемся по открытой тундре, вперемешку с обширными курумами. Затяжные подъемы и не менее затяжные спуски. Курум достаточно мелкий, практически все камни живые и мокрые от осевшей на них мороси, что существенно снижает скорость движения. Поскальзываемся, падаем, материмся. А куда деваться, идти то надо…

Примерно через три с половиной часа (три ходки), становимся на обед.

Небольшое «но»: воды от оз. Лунтхусаптур до «сарая» не ждите ( а это порядка 4-5 часов пути), так что запасайтесь.

Костер разводим из сухого ивняка, которого в долине валом. Костер – это ЖИЗНЬ!! Облако осталось выше, морось прекратилась. Греемся возле огня, кипятим оставшуюся воду, в надежде, что возле сарая она есть.

Обедаем. Сегодня обед пришелся особенно по душе. Как всегда: сыр, колбаса, сало, шоколад и сухофрукты. И компот! Но воды у нас осталось совсем ничего, поэтому компота выходит всего по кружке.

Удивили Челябинцы: они тащат с собой тушенку в жести и кусковой сахар (это из того, что я увидел). Мы идем исключительно на сублиматах и то сгибаемся под весом автономных рюкзаков… А ребята… Крепкие одним словом!

Стартуем в 15.45 в сторону сарая, который уже вот-вот должен появиться в зоне видимости. Метров триста пробираемся через ивняк, который можно было изначально обойти выше, но тогда обед состоялся бы на ветру и без костра.

Высокие кусты (в рост человека), которые растут исключительно в мешанине из воды и грязи. Материмся, продираемся, и, перевалив очередную седловину, выходим к так называемой «Горе Щебня» (издали действительно напоминает). Несколько дальше, под ней, виднеется сарай, рядом с ним две палатки. Из трубы сарая вьется дымок, значит будет у кого спросить, где вода!!

Сбрасываем рюкзаки, обсуждаем дальнейший план действий. Из сарая выходят два оренбуржца, спрашиваем у них где вода, и получив долгожданный ответ несемся к роднику (который находится буквально в пятидесяти метрах от «избушки»). Родник между камней несколько загажен, так как вода практически стоячая и некоторые умники моют посуду прямо в нем.

Пьем досыта, все-таки сегодня весь день приходилось себя ущемлять.

Очень хочется спрятаться от ветра в сарае, где явно теплее, чем на улице. Но за пятнадцать минут общения с нами, оренбуржцы ни разу не предложили войти, не обращая внимания на проявленные с нашей стороны признаки дискомфорта.

В конце концов сам испрашиваю разрешения и прохожу внутрь. Внутри тепло и сухо. Старый геологический сарай, теперь он служит на благо проходящих туристов.

Внутри печка, несколько сидушек из старых ведер и натянутые веревки для сушки вещей. Минимум комфорта и отличное укрытие от ветра и холода.

В «избушке» встречаем еще двоих: один с Оренбурга, и один из Екатеринбурга, Алексей.

Более подробно я опишу сарай чуть позже (на обратном пути мы встали на ночевку рядом с ним).

Оренбуржцы идут с Пупов, поэтому выспрашиваем некоторые подробности маршрута.

Через пятнадцать минут, откланявшись, становимся на тропу. Сегодня еще нужно дойти до притока Маньской Волосницы.

Пройдя километр, выскакиваем на дорогу помеченную турами. Как впоследствии оказалось, идет она сразу же от сарая, обнаружили мы это на обратном пути спустившись по ней непосредственно к «избушке». Так что глядите наш обратный маршрут GPS и сразу от сарая вставайте на дорогу, по крайней мере, пару-тройку километров вы по ней проскочите.

Двигаемся по тропе от силы двадцать минут, т.к. она не совсем укладывается в наш маршрут. Она идет по краю плато, но зачем же делать такой крюк. Да и дорога, надо сказать, по сравнению со старым мансийским трактом, так себе: мало утоптанная, больше похожая на вездеходный след.

Внезапно из облака выскочил олень, всего метрах в ста от нас. Постоял, осмотрелся и убежал дальше, по своим делам.

Берем очередной перевал, и взорам нашим предстают ПУПЫ!!! Очень далеко, километрах в тридцати-сорока, но их все равно отчетливо видно на фоне тяжелого серого неба. Удивительная картина, ходу до них осталось всего – ничего: два-три дня.

Спускаемся в седловину и под прямым углом к нашему маршруту уходим влево, к притоку Маньской Волосницы. Там по описаниям должна быть вода.

Прилично теряем высоту, завтра лезть обратно… Впереди замечаем овражек, спускаемся к нему. Воды нет…

Паша с Саней, прихватив пятилитровку с котлами уходят вниз по течению предполагаемого притока. Минут через двадцать возвращаются с водой. Ищем место под стоянку.

Поиски затягиваются: практически везде высокий кустарник и полянки изрытые кочками.

Минут через пятнадцать находим подходящее место. С дровами проблем нет – вокруг множество елочек, маленьких, в силу высоты над уровнем моря. Среди них много сушняка.

Готовим ужин. Низко, над нами, по-прежнему гуляют тучки, но дождя вроде бы пока не намечается.

Режем грибы. Саша сегодня упорно их собирал на всем маршруте движения, аккуратно складывая в карман своего рюкзака. Артем помогал ему, чем мог, за что им отдельное СПАСИБО!

Сначала мы сготовили грибной суп. А в другом котле в это время готовилась большая партия тушеных грибов.

Что за объедение, что за праздник живота!!! Тушеные грибы ели вместе с пюре, даже мяса и хлеба не надо! Гламур и пафос!

Объелись. Я сидел пригревшись возле костра и пытался вести записи, прилагая все силы, чтобы не заснуть. Начал ловить себя на том, что пишу уже абсолютно неразборчивые каракули с закрытыми глазами. Все – спать!

Вырубился мгновенно. Основную часть дня описывал уже с утра на свежую голову. Не хотелось оставлять на вечер.

P.S. Меня укусила мошка, когда не помню. Сначала это был волдырь, а на утро синяк диаметром 4 сантиметра. Опасайтесь мошки!

Пройдено: 23,2 км.

Ходовое время – 6,5 ч.

Средняя скорость – 3,5 км/ч.

06 августа 2009 г.

И опять же – встали поздно, в районе 10 утра (сказывается вчерашний переход).

С большим трудом заставляю себя вылезти из палатки – снаружи уже готова гороховая каша.

Собирались, как обычно, долго, стартовали только в 13.00 пополудни. Начали набирать высоту, которую вчера потеряли.

Поднявшись на перевал, внизу, замечаем Челябинцев, в количестве 7 человек (вчера их было пятеро 8)). А мы-то думали они уже давно вперед нас упороли.

Обойдя вершину 918 чуть справа, встречаемся с ними на седле. Оказывается, к ним присоединились байдарочники из Перми, которые с нами забрасывались. Посидели, поговорили и разошлись, практически под прямым углом. Челябинцы забрали левее, а мы продолжили путь прямо. Обогнув справа большое поле курума, вдалеке внизу замечаем старый мансийский тракт (мансийскую дорогу, кому как нравится).

Начинаем затяжной спуск к началу тракта. Спускаться легко, в пути собираем грибы и ягоды. Но не дает покоя одна тяжелая мысль – на обратном пути этот долгий спуск будет подъемом…

Помаленьку ловим едва заметную тропку (которая издалека казалась, чуть ли не грунтовкой). Но со временем она исправляется в уверенную, натоптанную тропу.

Некрутой подъем, и мы на вершине очередного холма. На ней установлен крест, обозначающий границу «Европы-Азии». Далеко впереди опять показываются Болваны.

Идти по дороге одно удовольствие, после всего того «ноголома» из которого мы выбрались. Скорость сразу возрастает практически в полтора-два раза.

Пару километров тропа идет по тундре: плавные спуски и плавные подъемы. Погода стоит отличная – вдалеке видны тучи, но у нас пока солнце.

Далее тропа ныряет в лес. На границе с ним (метров за сто), слева от дороги (пролететь довольно трудно), старая мансийская стоянка, приспособленная под одну-две палатки. Судя по описаниям, в трехстах метрах западнее есть вода, но мы не проверяли.

Очень, надо сказать, живописная стоянка.

В зоне леса, тропа остается «на уровне». Изредка опускаясь в низины, ее пересекают множество небольших ручьев. Вот тут, как раз, и поджидают сюрпризы – коктейль из воды и грязи, это, чтобы вам, господа туристы, жизнь медом не казалась.

Тут же промокают ботинки (которые берег сухими с утра), штаны по колено обрастают грязью. Но если брать в процентном соотношении «сухо-грязно», то «грязно» всего процентов 20 от общей протяженности тропы по лесу, до очередного выхода в тундру.

Минут через двадцать-тридцать (один переход) от границы леса, на дороге попадается хорошо оборудованная стоянка с водой. При желании, на ней может разместится достаточно большая группа.

Встречаем на ней обедающего Алексея (из Екатеринбурга), который обогнал нас с утра. Остановились на передых. Алексей рассказал, что держит путь до Торрепореиза. Ходит сюда частенько, отдыхать и рыбачить.

У нас обед запланирован чуть дальше (как выяснилось позже, лучше бы здесь отобедали), поэтому перекурив, становимся на маршрут.

Далее тропа значительно портится. Ее пересекает множество ручьев, от чего она естественно лучше не становится.

Делаем переход и ищем место под обед. Увы, таковое найти нелегко – грязь, вода и трава в человеческий рост по обочинам. Поэтому останавливаемся на небольшом куруме вблизи от ручья.

Внезапно небо разродилось-таки дождем. Растягиваем тент, курим.

Благо дождик быстро закончился. Разводим костерок, ставим котлы под компот.

Ай, какие у нас все-таки замечательные перекусы!! Жалко сушеных яблок под компот (Артемовой неучтенки) становится все меньше… А компот это роскошь, которой не следует пренебрегать.

Отобедали, собираемся идти дальше. Нас обгоняют Челябинцы, которые прут без обеда и Алексей, который отобедал до дождичка.

Стартуем. Минут через двадцать-тридцать зона леса заканчивается, начинается тундра. По ней идти намного легче – тропа сухая и отлично натоптанная.

Весь день, слева от нас, величественно проплывает массив горы Койп («бубен» с мансийского). Красавец, практически весь покрытый породой, без вкрапления тундровых пятен, он то пропадал в облаках, то вновь представал пред нашими взорами.

Мы начинаем плавно огибать вершину Янывондырсяхл слева. Минут через тридцать, под некрутым уклоном вверх, дорога опять ныряет в лес.

Вот тут (по моему мнению) самая хреновая часть мансийского тракта (хотя на обратном пути мы этот участок даже не заметили).

Сначала мы потеряли тропу. Нашли быстро, но тут же врюхались в заросли ивняка (в рост человека, а иногда и выше). А ивняк, как полагается растет в... «правильно», в коктейле из воды и грязи.

Мало того, что приходится продираться сквозь густые заросли и в ботинках вовсю хлюпает вода, так еще и тропа постоянно теряется и ее приходится искать. А подарок этот длится на протяжении полу-ходки (минут тридцать), хотя может быть и меньше (могло от усталости показаться).

Этот ивняк так достал, что мы даже решили вечером топить костер исключительно им, причем, только зеленым.

Спустя час, тропа становится лучше. Судя по описаниям, мы только сейчас входим в зону леса, толи мы неправильно поняли, толи описания не верны…

Проходим плохо оборудованную стоянку с ручьем, с максимум одним местом под палатку.

По описанию, минут через двадцать впереди, хорошая стоянка. Но впереди нас уже Челябинцы, которые вполне могли ее занять.

Решаем не искушать судьбу и сбегать на разведку без рюкзаков, тем более что уже начинает темнеть, и неплохо было бы разбить лагерь посветлу.

Я и Саша уходим вперед налегке. Мужики остаются на стоянке, кормить внезапно налетевшую армию комаров.

Грязь, вода, грязь, вода, комары… Хотя идти без рюкзака намного легче. Протопали минут двадцать, никакого лагеря не видать. Более того мы вышли в зону тундры, поэтому решаем возвращаться.

Темнеет. Начало десятого. Ставим лагерь, рубим дрова. Еле-еле втиснули две палатки. Место неудобное – все в корнях, та еще ночка будет… Но больше палатки втыкать некуда – вокруг высокая трава и вода.

Разводим костер, становится веселее. Комары куда-то пропали, на небе ни облачка. Кушаем грибной суп, пьем клюковку. Песня!!!

Сушимся, разговариваем, время летит незаметно: уже оказывается час ночи. На небе появилась полная луна-прожектор. Надо идти спать.

Вечером над нами пролетел вертолет и чуть позже, в стороне Пупов, был слышен непонятный рокот. Ну да ладно…

Укладываемся на отдых. Под спиной как всегда камни, но что удивительно к утру обычно высыпаешься. После таких нагрузок проблем с бессонницей нет – только лег и тут же отрубился.

По ночам тепло, даже в моем стареньком летнем спальнике, я ни разу не мерз.

Пройдено: 20 км.

Ходовое время – 5,5 ч.

Средняя скорость – 3,6 км/ч.

07 августа 2009 г.

Проснулись в 8 утра. Вскипятили воду на дровах оставшихся со вчера. Попили супчику – горячую кружку Knorr. Вкусно, но пусто как-то…

Очень долго собирались, стартовали только в 11.25. Где наши старты в 9.00? Видимо усталость дает о себе знать…

Становимся на маршрут. Минут через двадцать, навстречу попадается парнишка с Екатеринбурга. Выспрашиваем некоторые тонкости предстоящей дороги. Как и ребята с Оренбурга, он слышал о лесниках, которые караулят на Вологодской грани (просека ведущая к Пупам). Стригут по 1000 р. с носа, так что дорога на Вологодскую грань – заказана, придется делать радиалку с истока Печоры.

Самое интересное, что очень много людей слышали о лесниках, но никто их своими глазами не видел 8)).

За разговором нас догоняют байдарочники из Перми. Дают нам координаты хорошей стоянки на Печере и координаты тропы ведущей от нее к Пупам.

Далее двигаемся вместе с ними.

Практически сразу после встречи вышли из леса, далее практически все время до стоянки двигались по открытой местности.

Идется легко, тропа превратилась в вездеходную колею. На перевалах резкий порывистый ветер. Дождь сменяется солнцем и наоборот. Достаточно прохладно.

Через две ходки (примерно 1,5 часа) дорога раздваивается – одна уходит резко вверх и вправо, вторая вниз и влево на седло в направлении Печоры.

Начинаем двигаться направо, через десять минут понимаем, что идем не совсем туда и отворачиваем влево, чтобы выйти на отброшенную нами дорогу.

Спустившись к ней, обнаруживаем, что она пропадает метров через двести-триста. Далее – азимут (вернее – координаты).

Продолжаем движение к стоянке, держимся границы леса, не заходя в него, уклон вправо (внизу у Печеры, как нас предупредили - «ужос» из ивняка и воды с грязью).

Доходим до точки (на границе леса) и по ЖПС резко забираем вправо – там должна быть стоянка. Двигаться по лесу легко – редкие невысокие березы и полное отсутствие подлеска.

Минут через десять выходим на стоянку: отличная поляна с большим количеством мест под палатки, рядом – исток Печоры. На небе по-прежнему – то тучи, то солнышко.

Пермяки решают идти выше, под плато (им все равно забираться на него с рюкзаками, и топать дальше на Торрепореиз).

Они угощают нас пемиканом!!! Мясо!!! Я сразу выпросил рецепт. Мы угостили их смесью из сухофруктов и отдали второй комплект карт. Все остались крайне довольны.

Обедаем. Светит солнышко, благодать!

Время 17.00. Решаем поспать перед ужином, даже не верится, что никуда не надо ломится после обеда.

Зарываемся в спальники, начинается мелкий дождь, спим под унылую барабанную дробь по крыше палатки.

Проснулись часов в восемь вечера.

Мужики отправились за дровами (кстати с ними тут проблема – одна береза и в основном зеленая). А я решил пофилонить в палатке – записать события сегодняшнего дня.

Через пол часа потянуло дымом от костра, значит надыбали чего-то…

Ну все, записи прекращаю – попробую выйти сполоснуться в Печоре, а на ужин суп с мясом!!

P.S. Долго сомневался, но все-таки сходил на Печору помыться.

Просил мужиков плеснуть спирта для храбрости, но мужики мне ни капли не сочувствовали, поэтому с «топливом» опрокинули…

Разделся до трусов (чтобы не делать этого под дождем), накинул плащ-палатку и рванул к реке. Помылся весь, даже голову помыл. Правда заняло это много времени, т.к. мыло естественно с тела ваще не смывается. Дождь, холодно, но ощущение свежести офигительное! После семи дней без душа…

Очень пригодились Артемовы тапочки: стоять на холодных камнях босиком удовольствие то ещё…

Вернулся в палатку, оделся, принял спирту. Неописуемо хорошо!!!

Дальше мясной супчик с кедровкой под тентом, так как небо затянуло окончательно.

Больше мой сегодняшний подвиг не повторил ни кто 8)).

Небольшое отступление (пока не забыл):

- во многих отчетах встречаются описания выхода с маршрута «на нулях», иногда даже соль заканчивается. А основной запас продуктов заканчивается уже к Пупам.

Я скажу так – нужно кушать продукты по запланированному графику, не давая себе поблажек, мол завтра съедим поменьше, а сегодня шиканем. Нифига – кушать завтра будет хотеться не меньше, чем сегодня. Хорошо подумайте о завтрашнем дне, прежде чем заточить чего-нибудь сегодня.

Это первое. Второе: обязательно нужно планировать продукты на запасные дни, которые в случае непогоды придется пережидать в  палатке. И сидя в палатке, вы будите кушать продукты, запланированные на завтрашний день и т.д.

Вот откуда берутся «вылеты» по продуктам.

И если кому интересно: спирту мы взяли в расчете 100 гр. на душу в день. Т.е. на вечер выходило по 200 гр. водки в одно лицо. Вполне достаточно, чтобы с утра не болеть с похмелья. Итого мы взяли 6 литров спирта на 4-х человек (адмирал у нас не пьющий), что не так уж и тяжело для группы.

Пройдено – 11 км.

Ходовое время – 2,5 ч.

Средняя скорость – 3,6 км/ч.

08 августа 2009 г. (День Х).

Всю ночь порол дождь. Проснувшись под утро, выглянул из палатки – в такую погоду на Пупах ловить нечего. Спим дальше.

Часов в девять дождь прекратился. Выглянул из палатки – небо в тучах, но в стороне Болванов иногда проносятся кусочки голубого неба. Это уже обнадеживает.

Готовим завтрак на горелке и в путь.

Стартовали в полдень. Сразу от стоянки начинается хорошо утоптанная тропа, забирающая немного вправо.

Минут через тридцать встречаем Челябинцев. Они радиалили на Пупы вчера, а сегодня уже вышли в обратный путь. Поговорили минут десять и разбежались.

Далее по дороге встречаются две развилки, идти нужно направо, т.е. в сторону Печоры.

Примерно через час от начала движения (1 ходка), выходим к Печере на «стоянку с баней». Через речку – мост.

Живописнейшая полянка, идеальная под лагерь. И баня, должно быть отличнейшая. Радиалить на Пупы можно и от сюда, единственное, дальше придется тащить рюкзаки.

От стоянки тропа пошла вверх. Подъем не напрягающий, в лесу тропа хорошо читается, а если не читается, то на этот случай, она промаркирована вешками.

По описанию, она должна идти до самого плато.

Через час выходим к границе леса – вокруг искореженные высокогорьем березки и ивняк (так его!). Дальше – тундра.

Сердце начинает колотится усиленнее. Вот-вот мы увидим чудо, к которому так стремились!

Но вот крайний подъем, и наконец, медленно открывающаяся волшебная картина – все великаны предстают пред нами как на ладони!

Не берусь описывать словами ощущения, когда воочию видишь свою мечту (десятилетней выдержки)… Бесподобное зрелище – цель нашего маршрута!

Сегодня наш GPS выдал, что мы протопали отметку в 100 км. Это тоже нехилое событие, которое безотлагательно следует сполоснуть.

Медленно, как бы смакуя, начинаем спуск к Болванам.

Отличная погода – солнышко с голубым небом, немного подпорченная сильным ветром, буквально сбивающим с ног (но это уже придирки).

Да, далеко не каждому так катит с погодой. Маньпупунер капризен в этом плане.

Здорово! Великолепно! Вблизи – это нечто!! Тридцати-сорока метровые исполины нависают над тобой, как великаны из древних легенд. А какие причудливые формы создала матушка-природа…

Это не передать словами, поэтому слов восхищения больше не будет. Сходите туда, сами все увидите!

Осматриваем плато. Перебегаем от одного великана к другому короткими перебежками. Сильный ветер валит с ног.

Находим небольшую полянку, практически без ветра. Присаживаемся на перекус.

Я выкатываю свою «наку» – литровую бутылку пива. Семь дней я ее пер на себе в качестве сюрприз - продукта. Каждое утро, собирая рюкзак, хотелось запустить ею в кусты (а то как же – лишний кг. весу…). Но я упорно пер ее дальше.

Мало конечно, зато как вкусно. Мужики порадовались, по крайней мере, я – точно.

Кушаем, обсуждаем впечатления.

Окончив трапезу, спускаемся на нижнее плато с останцами, не менее интересное, чем основное.

Ползаем по останцам, собираемся в обратный путь. Вечереет.

Не буду описывать дорогу назад – то же самое.

Придя на «стоянку с баней», встречаем там Алексея из Екатеринбурга. Идти на Торрепореиз он уже раздумал, идет обратно. Тут же сполоснулись в Печоре. Бодряк! Отлично!!

Вернулись в лагерь – все на месте (палатки мы не складывали и вещи не прятали).

Развели костер, сходили сфотографироваться на брошенный вездеход (метров сто от стоянки).

Ужинаем, пьем кедровку. К стоянке выходят Пермяки (основная группа из девяти человек, с которыми мы забрасывались). А мы то уже и не чаяли их увидеть.

Сегодня, в честь праздника, двойная порция спирта! «Экватор» отмечали долго и бурно. Общались с Пермяками. Пели песни. Нажрался… Ну ничего, сегодня можно.

Пора спать, завтра в обратную дорогу ДОМОЙ!!!

P.S. Ночью, после бурных возлияний, пошел к Печоре испить водицы (организм затребовал). Поскользнулся и по колени хлопнулся в воду. Вернувшись в палатку, сдуру, засунул мокрые шерстяные  носки в спальник под спину. Всю ночь мучился от ощущения сырости и прохлады. Наутро эффект нулевой – носки как были мокрыми, так и остались. Надо было сушить на животе…

09 августа 2009 г.

Проснулись поздно. На часах 9 утра.

Еле заставил себя вылезти из палатки – сказывается вчерашний праздник души.

Пока завтракали и собирались, на часах набежало 12 часов. Пора бросать эту порочную практику и вставать пораньше…

На небе сплошная хмарь, Пермяки, вставшие лагерем рядом с нами, на соседней поляне, собираются в радиалку к Пупам. Не знаю, что у них получится в такую погоду…

Стартуем. Идем вдоль Печеры по направлению к истоку по хорошо нахоженной тропе. Надо было и позавчера по ней идти.

Небольшой подъем. Тут же оказываемся в облаке, поднимается ветер, становится прохладно.

Метрах в пятидесяти от маршрута замечаем «старую стоянку манси с нартами», решаем заскочить. Печка, непонятные каркасы, тренога для навеса и собственно нарты. Судя по состоянию дерева, стоянке этой не меньше века.

Уходим резко вправо по GPS. Вскоре появляется мансийский тракт.

Идется хорошо. Места уже знакомые, примерно знаешь, что тебя ждет впереди.

Паша, Леха и Сашка убежали немного вперед, мы с Артемом слегка поотстали. В дороге завели с ним душевную беседу о доме, и кто, чего сейчас бы съел. В результате сошлись на яичнице, слабосоленой селедочке с лучком, картошечкой, да под водочку… Ммммммм…

Так за разговорами, не спеша, в 18.30 встаем на ночевку. Хорошо оборудованная стоянка в лесной зоне, я про нее уже упоминал (примерно в двух километрах не доходя до стоянки манси).

Судя по рассказам Пермяков, большая группа детей (с которыми мы встретились в начале маршрута), от этого лагеря свернули на Койп. По азимуту. Респект им большой.

На подходе к стоянке зарядил мелкий, противный дождь. Затем село облако. Влажность…

Натягиваем тент, разводим костер. Ужинаем супом на МЯСЕ!

Уже входит в традицию, что нас подкармливают пермяки. Вчера, в очередной раз, пожаловавшись им на тяжелую жизнь без мяса, получаем в подарок средний пакетик сушеного фарша.

Решаем, продолжать эту традицию и дальше, напрашиваясь на «мясные подачки».

Супец получился «что надо»! Да под кедровочку! Облако уже не так в тягость и жить хорошо.

Довольно долго просидели у костра за разговорами. Где еще так душевно посидишь…

Итого:

Пройдено – порядка 20 км. (не напрягаясь).

Средняя скорость – 3,9 км/ч.

10 августа 2009 г.

8.30 утра. Стоим в облаке. Улучшений не намечается…

Пока собирались – уже 12.00.

Встаем на маршрут. Несколько километров проходим по мансийской тропе, скоро «халява» закончится…

Доходим до указателя «Европа-Азия», дальше по GPS до перевала Дятлова по бездорожью.

Переваливаем слева вершину 918. Следуем строго по своему треку, на нас опять село облако. Холодно. В лицо, подгоняемая ветром, летит противная морось. Курум мокрый, двигаться приходится с осторожностью.

На очередном седле, где у нас был запланирован обед, решаем по-быстрому заточить сухофрукты и валить дальше (долго сидеть на ледяном ветру нет никакого желания).

Пока доставали продукты, в облаках над нами появилась большая проплешина чистого неба. Сидеть на солнышке намного приятнее, поэтому решаем съесть все, что было запланировано. Единственное, не стали кипятить чай, запивать пришлось запасенной водой.

Опять налетает облако, хватаем «грелки» и в путь (по коням! сказали рюкзаки и запрыгнули на спины…).

Часа через полтора мы уже возле сарая. Из трубы вьется дымок. В нем Алексей из Екатеринбурга готовит обед.

На горелке сготовили чаю (на печке – нереально). Внутри тепло, все наши вымокшие вещи начинают исходить паром.

Сделали попытку сходить за дровами. В облаке ходить далеко опасно, рядом же с дровами большая напруга… Приходится топить кем-то нарубленным зеленым лапником. Горит хреново, но горит.

Алексей угощает нас столовой ложкой пемикана, который мы кидаем в тушеные грибы (пока шли – опять насобирали полный пакет).

На ужин – тушеные собственно грибы и картофельное пюре. Объедение!!!

У нас кончается чай. Алексей выделяет нам восемь пакетиков. Отлично, на завтра хватит.

Внутри сарая тепло и уютно. Разговариваем, травим анекдоты.

Пора наводить порядок в палатках (в сарае ночевать не рискнули), скоро спать, а завтра очередной переход приближающий нас к дому.

В конце дня, небо одарило нас прекрасным закатом. Надеюсь, завтра погода будет получше.

О «птичках»: собираясь в эти края, захватите с собой рем. материалы. Сарай нуждается в ремонте. Мы об этом не знали и очень пожалели. Так что если вы возьмете с собой гвоздей, полиэтилена и дверные петли и немного подлатаете избушку, многие поколения будущих туристов, скажут вам большое спасибо!

P.S. Все чаще в голове крутятся мысли о семье, о доме, от них становится еще тяжелее. Поскорее бы увидеть родных и близких!

Итого:

Пройдено – порядка 15 км.

Средняя скорость – 3,9 км/ч.

11 августа 2009 г.

Проснулись в 9.00.

В сарае спал Алесей. Печка погасла, дым из трубы не идет.

Через пол часа удалось ее раскочегарить. Варим кашу. Тело и уютно.

По утрам становится стандартной процедура наматывания эластичных бинтов на голеностопы. Чего-то в этом походе они меня подводят…

Алексей попросился с нами – верхушки в облаках – по компасу идти проблематично.

Стартуем в 12.00. Сегодняшняя цель – оз. Лунтхусаптур.

Алексей практически сразу от нас отделяется – на небе появляются первые просветы.

Топаем дальше. На очередном перевале нас немного подсыпает снегом, главное чтобы он не разошелся.

На спуске, метрах в 30 от нас замечаем куропатку (или нечто на нее похожее). С Артемом начинаем преследование с периодическими бросками небольших камней. Облом… Улетела… Суп из куропатки обломался…

Дорогу описывать бессмысленно – то же самое: облако, видимость метров двести сильный ветер. Идем по приборам.

На седле Отортен – Моттевчахль мужики решают пообедать. Я их отговариваю: дует сильный ветер, да и идти до озера осталось совсем ничего. Но, против коллектива не попрешь… Сажусь за рюкзаки, пережидаю обед (свою порцию решаю оставить к вечеру на закуску).

В районе шести вечера спускаемся к озеру Лунтхусаптур.

Ставим палатки. Забираемся внутрь, переодеваемся. Очень холодно.

Сразу же вымениваю свою пайку колбасы на Лехину вечернюю порцию спирта. Пытаюсь поделить ее на всех, но поддержки не нахожу. В результате, уже через полчаса, начинаю чувствовать себя веселее и «остроумнее» остальной команды.

Сегодня насобирали очень много грибов. Ужин намечается знатный!

Сидим в палатках, ветер качает их как сумасшедший. Травим байки и анекдоты. Душевноооо!

Из соседней палатки подтягиваются Саша с Артемом. Грибочки на подходе, скоро ужин.

12 августа 2009 г.

Да, насыщенный сегодня получился денек…

Проснулись в 8.30.

Вчера долго сидели, обожрались тушеных грибов (2 полных котла), с картофельным пюре.

Сегодня введен жестки мораторий на сбор грибов… На них уже без слез смотреть невозможно…

Всю ночь ветер пытался сломать наши многострадальные палатки. Не смог-таки…

К утру тучки развеялись, но Отортен по-прежнему остается  в облаке. Ловить там к сожалению нечего, а «ждать у моря погоды» - нет времени…

Собираемся, стартуем в 11.30.

Взбираемся на седло, оборачиваемся: Отортен, как будто ждал нашего ухода, оправдывая свое название – «не ходи туда». Стоило нам отойти от него на приличное расстояние, как на тебе – его уже освещает солнышко, а от облака не осталось и следа… Идти, к сожалению, на него уже поздно. Выпала эта вершинка из нашего плана. Печально, но что поделать…

Погода летная – вовсю светит солнышко; портит картину сильный боковой ветер.

Через два перехода (примерно 2,5 ч. ходу) поднимаемся на плато Поритайтсори. Вдалеке уже маячит Холатчахль, а за ним и перевал Дятлова.

На склоне Холатчахля встречаем двух парней, стартовавших на Пупы. Первые люди попавшиеся за четыре дня после радиалки на Болваны (исключая Алексея). Постояли, поговорили немного. Выяснилось, что забрасывались они на МЧС’ной вахтовке вдвоем, т.е. заплатили по 6 тыс. руб. с носа. Дела…

Спускаемся к перевалу Дятлова, встречаем группу из пяти человек с Нижнего Тагила. Мрачные такие, суровые, неприветливо здороваются и топают дальше. Странные какие-то…

На перевале, рядом с останцами, встречаем Алексея, он общается с мужичком в камуфляже и с миноискателем. Расспрашиваем у мужичка, что, да как. Оказалось на днях, сюда прибыла ежегодная экспедиция Свердловского регионального общественного фонда
«Памяти группы Дятлова», энтузиастов со всей страны, которые до сих пор пытаются найти какие-нибудь зацепки в деле о гибели группы Дятлова.

Для общего развития:

Свердловский региональный общественный фонд «Памяти группы Дятлова»

г. Екатеринбург, 620078, Первомайская 114-1, тел.(343)3745554,

e-mail: kuncevich@mail.ru

8 августа 2009 года из Екатеринбурга стартовала 2-я экспедиция Фонда в район перевала Дятлова. Основные задачи экспедиции:

- Точное установление места палатки группы (с точностью до 50-100 метров).

- Продолжение исследования зоны в районе кедра.

Руководитель экспедиции Кунцевич Юрий Константинович. В состав участников входят Юдин Юрий Ефимович и Шаравин Михаил Петрович, общее количество участников 13 человек.

Как сообщил "Уралинформбюро" председатель оргкомитета экспедиции Алексей Коськин, был обнаружен перочинный ножик, который вероятно принадлежал либо одному из погибших туристов, либо кому-то из спасателей, работавших на месте ЧП в 1959 году. Также удалось найти металлические шипы, которые набивались на альпинистские ботинки. Примечательно, что, по предположениям экспертов, ни у спасателей, ни у туристов такой обуви не было. Также найдены куски расплавленного алюминия. Все это помогли обнаружить металлоискатели. Основания полагать, что эти вещи именно тех времен: перевал Дятлова — отдаленное место, куда не всякий дойдет.

Во время экспедиции было с точностью до 100 метров установлено и место палатки группы, исследованы зоны вокруг кедра и ручья. Именно там были найдены тела нескольких туристов.

Эксперты экспедиции пришли к выводу, что причина гибели группы Дятлова была не естественной. До появления спасателей на месте ЧП побывали какие-то люди, между ними и туристами что-то происходило.

Но это опять же домыслы и догадки…

Оказалось, что экспедиционная группа расположилась на стоянке «у трех кедров», где мы планировали встать на ночевку.

Спустя полчаса мы были на ней. Поляну не узнать – отлично оборудованный лагерь, несколько палаток, и куча напиленных бензопилой дров.

И в этом лагере мы встречаем Юрия Юдина! Да, да – того самого десятого члена группы Дятлова, который сошел с маршрута на заброске, в поселке Второй Северный. Вот так встреча! Живая легенда, да еще в таком месте!

Приятный высокий мужчина, в свои семьдесят с гаком лет дошел от Ауспии до стоянки сам, на своих двоих. Держится молодцом.

На наших мужиков эта встреча не произвела особого впечатления, а мне запала глубоко в душу, хотя и не была продолжительной.

Каково же было желание встать лагерем рядом, но не хотелось мешаться, поэтому решаем двигать дальше на «стоянку с ложкой».

Там нас ждало разочарование – стоянка занята большой группой киндеров. Приходится топать дальше, а времени между тем уже восьмой час вечера. Делать нечего – вперед!

В районе половины десятого вечера, находим неплохую стоянку на берегу Ауспии. До нее попадалась масса стоянок, но либо без воды, либо палатки было воткнуть некуда.

Отмахали мы сегодня 23 километра. Сказывается усталость.

Разводим костер, готовим ужин. Леха сразу же хватает удочку и убегает вниз по течению.

Я, пока не стемнело, лезу мыться в Ауспию. Вода ледяная, но как же здорово! Вылез чистенький, будто заново родившийся.

Кричим Лёху к ужину. Приходит довольный, как ребенок, в руках держит хариуса.

Солим его в тарелке, завтра будем пробовать.

У мужиков тут же проснулся энтузиазм, завтра решили встать в пять утра на рыбалку, а я решил отоспаться. На сим заканчиваю – спать охота…

P.S. С утра, на озере нашли немного морошки. Попробовали – на вкус брусника, только послаще.

13 августа 2009 г.

Проснулся в районе восьми утра. Лёха, Саня и Артем в пять утра утопали ловить рыбу, вернулись ни с чем…

Завтракаем, уминаем засоленного вчера хариуса. ВЕЩЬ!!! Нежное и мягкое мясо, объедение, большое спасибо Лёхе!

Собираем лагерь, Лёха – с удочкой, его не оторвать от процесса.

Опа! Еще одного вытащил – профессионализм не пропьешь!! Крупнее вчерашнего, ай да молодца! Запекаем его в фольге (пожертвованной Артемкой) на углях. Вкуснотища! Но мало…

Стартуем в 11.30.

Уже второй день, как кончился чай (кто бы мог подумать, что останется даже спирт, а чай закончится…).

С утра заваривали литься малины и смородины. Вкусно конечно, но чаю охота…

Через ходку притормаживаем на стоянке. Леха с удочкой уходит вдоль берега. Мы остаемся на стоянке кормить комаров (от которых мы так отвыкли в тундровой зоне).

Через полчаса Алексей возвращается. В этот раз – ничего. Бывает…

Стартуем дальше. Идется тяжело, последние километры домой, всегда даются с трудом.

Еще через одну ходку выходим на «стоянку геологов» или на «стоянку с чайником», кому как угодно. Все завалено различным мусором. Свинарник. Одолевает гнус.

Лёха с Саней опять уходят вниз по течению. Я развожу костер, чтобы хоть как-то разогнать комаров. Благо с дровами тут проблем нет.

Решаем отобедать. Через полтора часа возвращаются рыбаки, с пустыми руками. Опять же – бывает…

Через три ходки (примерно 2,5 часа) выходим к «броду» на Ауспии. На берегу два МТЛБ, куча мужиков и детей (мужского пола). Они собираются на базу Илыча.

На противоположном берегу стоит УАЗ, возле него отираются два мужичка. И все… Похоже уехать сегодня до Ивделя – несудьба… А так хочется…

GPS показало 210 км. с начала маршрута.

Время между тем уже восьмой час. Сидим на берегу, соображаем, что будем делать дальше. Настроение не ахти, а тут еще мужики с МТЛБ подзуживать начали (чем немало нас взбесили).

Решили вставать лагерем на стоянке возле брода. Неплохая стояночка, единственное, рядом стоит здоровенная бочка, видимо с солярой (или из под нее), от которой ужасно воняет.

Перетащили рюкзаки, начали распаковываться. Тут один из рыбаков, с противоположного берега крикнул:

- Мужики, у вас водка имеется?

Я естественно заподозрил неладное:

- А вы с какой целью интересуетесь?

- Пойдем хариуса соленого кушать!, - ответили мне с того берега.

Естественно бросаем всё и  вброд переходим Ауспию.

Ботинки, каким-то чудом остававшиеся весь день сухими, полностью промокают.

Уносим с собою оставшийся литр кедровки.

Рыбаки оказались ваще молодцы! Выкатили нам вареные яйца, помидоры, хлеб (свежий хлеб!!), колбасы и майонеза. Все здоровые продукты, по которым так соскучился…

Мы сначала стеснялись, но после их фразы: «рубайте мужики, мы тут частенько вашего брата подкармливаем», накинулись на их припасы, не забывая подливать в их (и свои конечно же) кружки оставшуюся кедровку.

Пока суть, да дело, рыбаки нам рассказали, что выше, по дороге, стоит «буханка», которая, видимо, боится ехать дальше.

Я с Пашкой стартуем проверить вариант.

Возле «буханки» стояли два человека, отец с сыном из Лысьвы, которых мы встретили на Ауспии в начале маршрута.

Просимся с ними до Ивдели и получаем утвердительный ответ. Причем отъезжают они уже сейчас.

Вот это судьба: подойди мы на десять минут позже – куковать бы нам на Ауспии еще не известно сколько…

Возвращаемся за рюкзаками, благодарим рыбаков за угощение, и бежим обратно к «буханке».

Стартуем в 20.30. Внутри тепло и уютно, и очень приятно осознавать то, что больше ни куда не надо идти пешком.

По пути пытались уснуть, но в такой тряске это оказалось почти невозможно.

По дороге проникся большим уважением к «буханке», которая подчас ныряла в такие ямы, которые под силу разве что Уралам.

В Ивдель прибыли в два часа ночи. Как раз по пути оказалось отделение МЧС, в которое мы заскочили отметиться о прибытии.

Затем вокзал, где мы и распрощались с Лысьвенцами.

Вот тут нас ждало разочарование: вокзал оказался убогим, в нем не оказалось, не то что душа, но даже туалета в нем не было…

Паровоз на Екатеринбург только в 9.00 утра. Покупаем билеты (каким-то чудом нам достаются соседние места) и топаем в ночной магазин – хочется всего и побольше!!!

Закупаемся. Празднуем окончание похода и Сашин день рождения. Он весь поход протаскал с собою литровую бутылку коньяка, с целью выкатиться на свои именины. Кто же знал, что 14-го августа мы уже будем в Ивдели… Хороший коньяк получился, выдержанный… Знал бы, так в камере хранения его оставил 8)).

Пашка, Лёха и Санька после еды пытаются заснуть на неудобных вокзальных креслах. Я с Артемом допиваем пиво, решаем взять дежурство на себя. В итоге поспать так и не удалось.

В девять утра грузимся на паровоз и отчаливаем в сторону Еката.

На сим заканчиваю. Скоро мы будем дома!!

Видеоролик здесь: http://smotri.com/video/view/?id=u15132942303

P.S. Если возникнут какие-нибудь вопросы: oktavo@mail.ru - милости просим.
       P.S.S. (16.07.2010) GPS трек к сожалению затерялся по независящим от меня причинам...