Цель, пройти наиболее не изученную часть уральского хребта, изучить уклад малых народов севера и взятие проб грунта по заданию Уральского отделения академии наук
Станция Елецкий – гора Пай-Ер - река Левая Пай-Ера - река Тань-Ю - озеро Варчаты - река Войкар – река Кокпела - озера Сортлор – река Нелкаёган - река Лаптапай – ручей Новысоим - река Хулга – поселок Ясунт – поселок Саранпауль
Технический отчет

На всем протяжении маршрута использовалось Уральское  время

Маршрут выбирался согласно целям и задачам экспедиции, проходя через месторождения платины и стойбища оленеводов. При взятии проб пески складывались в специально подготовленные мешочки, которые по приходу были переданы в Уральское отделение Российско академии наук.

12.07.13

ст. Елецкий – вездеходная дорога - брод через р. Правый Кечь-Пель

Ходовой день: 1
Погода:  утром +24ºC  дождь; днём +25ºC  дождь; вечером +20 ºC облачно
Пройденное расстояние: 19 км
Ночью шел дождь, который продолжал лить и утром. Поэтому, несмотря на ранний отбой вылизать из спальника не хотелось. Дождь к 10.00 прекратился  и группа поднялась. Вчерашняя тундра всех утомила, это тоже оправдывало поздний подъем. Утром было тепло. Позавтракав остатками вчерашнего пира, в 12.55 группа вышла с места стоянки. Шли по дороге. Первые километры дороги отсыпаны мелким щебнем. Далее дорога идет без покрытия, но хорошо накатана, болот  ручейков пересекает мало,  можно идти в трекинговых ботинках. Видно, что дорога находится в постоянной эксплуатации. У нас даже закралась мысль о возможной попутке, но попутки, к сожалению или к счастью не было.  В 14.30 пошёл дождь, который длился около часа. Дорогу от дождя почти не развезло. С востока только  тундра до самого горизонта, с запада горы. Бесконечный  простор и красота.  Шли довольно быстро с редкими отдыхами.  Михаил отстает, идет рядом  с Дмитрием, сказывается вчерашняя травма колена.  В 18.00 из-за плотного завтрака решили в место обеда устроить перекус.  В 19.00в попутном направлении  по дороге к нам выехал вездеход. Остановили его, спросили о правильности дороги, вездеходчик подтвердил, что это дорога на г. Пай-Ер.  Спросились подвезти, но к сожалению или к счастью у него не было места. Да и правильно, ведь в целях экспедиции четко прописали: «Пройти маршрут, используя только мускульную силу». В 21.40 вышли на брод через реку Правый Кечь-Пель, здесь дорога раздваивается . Вездеход не сильно от нас ушел вперед и мы видели как он уехал в низ по течению р.Прав. Кечь-Пель.  нам же надо вверх по течению, а дорога уходит на р. Лагорта  к базе геологов. На броде из вездехода вышли двое молодых парней. Позже мы сними познакомились. Звали их Саша и Ваня, по национальности они ханты. Идут домой, у них в 5 километрах по дороге стойбище, где живут их родители. А сами они учатся в Салехарде. Саша и Ваня были изрядно выпивши.  В 22.30 поужинав, мы с ними немного впили, за компанию. Они пригласили нас погостить у них в чуме, но видя их состояние (Саша еле стоял на ногах) мы любезно отказались и они пошли дальше. В 00:30 - отбой. Завтра подъём до оз.Кеч-Пельт-Т по р.Прав.Кеч-Пель. Дороги по берегу нет, придется идти по тундре или где возможно по руслу реки.

13.07.13

брод через р. Правый Кечь-Пель – р. Правый Кечь-Пель – озеро Кечь-Пель-Ты

Ходовой день: 2
Погода:  утром +18ºC  облачно; днём +22ºC  малооблачно; вечером +12 ºC ясно
Пройденное расстояние: 27 км

Встали в 7.45. Утром все как всегда: каша на завтрак , долгие сборы, обработка мазью ног, заклеивания мозолей. В общем, рядовое утро.  Вышли с места ночлега в 9.40. У Михаила колено не прошло, но идти может. В начале вдоль правого берега просматривалась какая-то старая дорога, шли по ней. Дорога идет не далеко, потом теряется.  Река не глубокая, около 40 сантиметров.  Берега реки покрыты  мхом и кустарником иногда  встречаются галечные косы. Когда на берегах кустарник то идем прямо по руслу реки, в остальном то по галечным косам, то по тундре вдоль берега. Михаилу идти тяжело, идет последним вместе с Дмитрием. В 13.20 вышли на слияние рек Средний Кечь-Пель и Правый Кечь-Пель. Продолжаем идти по р.Правый Кечь-Пель. Гора Пай-Ер виднеется на горизонте. Облака, проходя через хребет зацепляются за неё и заветная вершина скрывается от нас. Только бы при подъеме не было облаков. Очень сильно хочется посмотреть хребет.  Да и подниматься на Пай-Ер в облачность опасно. Обедали в 15.15. После разливов на реке начинается резкий подъем на плечо горы Пай-Ер . С этого места Андрей увидел дорогу идущую по плечу от самой реки. В 20.00 вышли на дорогу и по ней поднялись на плечо горы. Возможно, есть вездеходная дорога, идущая  после брода через реку Правый Кечь-Пель. Мы спрашивали у встретившихся вчерашних хантов , Саши и Вани, они сказали что дороги нет. Может, они просто не знаю. Откуда-то же эта дорога выходит? Тем не менее дорога по которой мы поднялись, на плече повернула на север в сторону р.Хорута.  Мы свернули с неё на реку Правый Кечь-Пель.  В 22.00 дойдя до реки, Михаил и Владимир занялись выполнять задание академии наук по взятию проб песка на наличие в нем платины. Андрей занялся фотосъемкой. А Дмитрий отдыхал. После пробы упаковали в рюкзак Михаилу. Он кстати к вечеру расходился, и Дмитрий шел последним в одиночестве. Поднялись вверх по реке до озера где в 01.10 встали на ночлег. Пай-ер открыт перед нами во всей его строгой красе. Возникают мысли о совершении ночного восхождения, но день был слишком тяжелый и накопившаяся усталость отметает их. Только бы завтра погода не подвела. Умывшись в оз.Кечь-Пель-Ты  ужинаем в 02.00. В 03.00 ложимся спать.

14.07.13

озеро Кечь-Пель-Ты – перевал Пай-Ерский (1Б) – г. Пай-Ер(1499) – р. Левая Пай-Ера

Ходовой день: 3
Погода:  утром +12ºC  малооблачно; днём +18ºC  ясно; вечером +12 ºC ясно
Пройденное расстояние: 11 км

Поднялись в 9.00, облака то скрывали вершину Пай-Ера, то ветер их срывал от туда. Даже пожалели, что не сделали ночное восхождение, те более что полярный день и на улице совсем не темно. «Верхняя» ночевка оказалась не такой холодной, как ожидалось. Завтрак в 10.30. Спали 6 часов –это уже стало нормой. Но, не смотря на это в хорошем настроение, с намерением сегодня взять вершину в 11.00 двинулись вверх на перевал западно-Пай-Ерский. Перевал имеет категорию 1Б. Крутизна приблизительно 45-500 , покрытие - крупный курумник (почти не сыпется, но очень много неустойчивых камней, которые шатаются или сходят при опоре на них. К 12.00 вышли на вершину перевала.  На перевале решили оставить рюкзаки и налегке, радиальным выходом подняться на вершину горы Пай-Ер.  к этому времени ветер согнал с вершины Пай-Ера последние облака и она открылась во всем её великолепии.  Подниматься вверх решили втроем. Андрей остался на перевале связи с болезнью ног, сказав, что пока спустит рюкзаки вниз с перевала и приготовит обед.  В 15.10 с перевала начали восхождение на гору Пай-Ер.  Характер покрытия, такой же, как и на перевале, присутствуют снежники, крутизна подъема 50-600. Шли медленно соблюдая технику безопасности и обходя  отвесные скальные образования. И вот в 17.00 мы благополучно поднялись на самую высокую гору полярного Урала.  Погода отличная. На вершине не нашли ни одной контрольной записки, только на металлической пластине прибитой к туру было нацарапано: «Вологда 13.07.13»,то есть за 1 день до нашего подъема здесь были туристы из Вологды, которые возможно и забрали записки не оставив взамен своих. Сделав небольшую фото-сессию, сфотографировав радиальные хребты с вершины и оставив контрольную  записку, отправились вниз. На вершине обнаружили зеркальце, которое взяли с собой в замен недавно утерянного. Особенно подъему был рад Владимир так как ещё в 2008 году ему из-за тумана не удалось подняться на заветную гору, а сегодня это случилось.  Довольные, в 17.20 направились вниз. Вниз Дима на удивление бежал первый. В 18.30 спустились на перевал Западно-пай-ерский. К этому времени Андрей перетащил к верхнему  озеру, волоком по снежнику, все рюкзаки и начел готовить обед или ужин согласно временному распорядку.  В 19.00 пообедав- поужинав направились вниз по реке Левая Пай-Ера.   И тут новое чуда, водопад на реке. Высота около120 метров. Водопад обходится по левому берегу реки. Владимир и Андрей спуск начали непосредственно у реки, Дмитрий и Михаил начали спуск около 50 метров от реки. Спуск крутизной около 60-700, встречаются отвесные скалы. Камни даже вдалеке от водопада мокрые и скользкие. Спуск трудный. К 22.00 спустились вниз устью водопада. Владимир и Андрей спустились первые, дождались  остальную часть группы и выдвинулись к планируемому месту стоянки на разливе реки.  23:20 вышли к разливу и встали на ночлег. Место для ночевки живописное, рядом с палатками течет приток реки образуя водопад. Порывистый ветер разогнал остальных комаров и это здорово. Помылись, поужинали и в 01.45 легли спать. Сегодня Андрей потерял крепление от камеры, но это не смертельно теперь будем снимать, держа камеру непосредственно в руках. Это событие не омрачило столь отличный и интересный день.

15.07.13

р. Левая Пай-Ера – впадение р. Левая Пай-Ера в р.Тань-Ю (Пятиречье)

Ходовой день: 4
Погода:  утром +15ºC  ясно; днём +20ºC  ясно; вечером +15 ºC малооблачно
Пройденное расстояние: 24 км

Подъем в 8.50. Утро задалось прекрасное и не только из-за погодных условий, но и из-за вчерашнего восхождения.  Порывистый ветер разогнал почти всех комаров, поели как нормальные люди, не прячась в палатки и накомарники. В 10.20 позавтракали и в 11.30 вышли с места ночлега в низ по течению реки Левая Пай-Ера. Река в верховьях характеризуется множественными разливами. Берега скалистые, достаточно пологие. Разливы легко обходятся, но иногда приходиться переходить с одного берега на другой. Это связано с тем, что в некоторых местах берега скалистые и движение по ним затруднено.  Река не глубокая, в среднем приблизительно 50 -70 см, каменистая. Поэтому переходить с берега на берег легко. Болота по берегам нет.  Шли довольно быстро. К обеду в 15.30 прошли 8 км. Дима опять отстает. Пока сварили, дождались Диму, поели было уже 17.20. В 17.30 вышли с обеда.  Очень долгие обеды, теряем много времени. Хотя и в этом есть плюс, успеваем хорошо отдохнуть.  У отметки 291,6 вышли на вездеходную дорогу, идущую по левому берегу реки. Видны следы присутствия геологов (мусор, запасные части к механизмам и т.д.).  Дальше пошли по дороге.  Дорога немного откланяется от берега реки, но идет вдоль неё, пересекая небольшие болотца. В принципе дорога сухая, хотя после дождя видимо её сильно развозит. Идем кто в чем, Михаил и Дмитрий в кроссовках, Андрей в трекинговых ботинках, Владимир в сапогах. Через 3 км дорога переходит на правый берег реки, и идет вдоль него до впадения с ручья Ямбо-Ты-Вис.  В 20.30 вышли к  бывшей стоянки геологов, здесь остались стоять 2 вагончика, первый жилой и второй складской. Стоянка расположена на 1 км выше слияния реки с ручьем. Геологическая партия в этом районе работала в 2006 г. Жилой вагончик в удовлетворительном состоянии, при необходимости можно переночевать. Осмотревшись, нашли в жилом вагончике бутылку с растительным маслом, которую взяли с собой. Надежда на рыбные дни ещё сохранилась и масло как раз понадобиться.  После  бывшей базы геологов дорога вновь переходит на левый берег. Пройдя бродом реку (глубина примерно60 см) Михаил и Владимир остановились для взятия пробы песков на содержание в них платины и через 30 минут снова пошли по дороге.  С этого места дорога хорошо накатана и сухая, идет в стороне от реки почти через вершину 404.0. У этой вершины Андрей и Михаил бегали к реке посмотреть на скалы – ворота Пай-Еры. Красивое место и не далеко от дороги. По дороге встречаются развилки, идем все время в левую сторону, вдоль реки. В устье Лев. Пай-Еры, на левом берегу видны следы установки еще одной базы, как позже выяснилось – туристической.  Здесь дорога опять раздваивается. Левая ветвь пересекает реку, правая идет вдоль неё - идем по правой.  В 23.50 встали на ночлег. Комаров в низине опять стало много. В 00.30 слышали звук мотора, видимо где-то проехал вездеход, дорог в этом месте очень много, и Пятиречье является одним из мест массовой заброски туристов. Завтра дневка и баня, поэтому поздняя установка лагеря  и поздний ужин ни расстраивают. В 01.30 поужинали.  В 02.00 все кроме Владимира легли спать. Владимир решил постирать одежду, чтобы завтра после бани одеть чистую и не омрачать отдых заботами о стирке. И к тому же ночью комаров почти нет. В 02:30 приехал в лагерь человек на квадроцикле, познакомились с ним. Это оказался смотритель туристической базы на Пятиречье – Рафаил. Так как все уже спали, разговаривал с ним Владимир. На первый взгляд хороший человек. Узнал от куда и куда мы идем, сказал что может помочь с продуктами если надо и позвал завтра нас в баню. Договорились, что завтра встретимся и всё обсудим. Владимир стирался до 4 утра. Завтра первая дневка с начала похода, очень радует.

16.07.13

впадение р. Левая Пай-Ера в р.Тань-Ю (Пятиречье). Дневка

Ходовой день: 5(Дневка)
Погода:  утром +25ºC  ясно; днём +28ºC  ясно; вечером +20 ºC малооблачно
Пройденное расстояние:0км
Встали в 10.00. Поднялись довольно легко. Сегодня еще много дел, надо подготовить катамаран, Михаил хотел испечь хлеб, а Андрей наловить рыбу.  Да и с баней еще не совсем понятно.  Комаров очень много, не смотря на жаркую погоду. Завтрак состоялся в 11.00. После завтрака Михаил и Владимир отправились на туристическую базу к Рафаилу, договариваться насчет бани. Андрей ушел на рыбалку, а Дмитрий остался в лагере.  Владимир с Михаилом прейдя в базу разбудили сторожа. База представляет собой три вагончика (балка) два из которых гостевые и 1 сторожа. Вагончики благоустроены. На территории стояли 3 квадроцикла. Также имеется дизельная электростанция и баня. Баню как потом рассказал Рафаил, он выкупил у геологов и притащил её сюда зимой. Рафаил нас добродушно встретил, напоил кофе со сгущенкой. рассказал что раньше эта база стояла на р.Лев Пай-Ера, как раз у развилки и сюда переехала только в этом году. Еще рассказывал, что люди часто безответственно относятся к природе, как недавно рядом с нашим лагерем браконьеры выловили всего хариуса по его словам 3столитровые бочки. Мы договорились, что придем к нему вечером в баню и еще поговорим. Обед в 16.00. к этому времени Андрей поймал всего 2 хариуса, и в правду всю рыбу выловили. Владимир и Дмитрий нарубили и принесли жердей для рамы катамарана, а Михаил сложил печь для выпечки хлеба. Пообедав ухой из свежее пойманных хариусов. Владимир и Дмитрий начали вязать раму катамарана, Михаил стал печь булочки, а Андрей пошел опять на рыбалку. Как только связали раму катамарана, Владимир пошел к Рафаилу чтобы затопить баню и натаскать воды.  В 20.00 баня была готова. первым пошел мыться Дмитрий. Андрей и Михаил остались в лагере. После этого Дмитрий отправился в лагерь, а Владимир остался дожидаться Михаила и Андрея.  Михаил к вечеру испек булочки с изюмом и сахаром. Он их принес в баню угостить нашего нового знакомого. Булочки получились просто объедение. Помывшись, попили чаю у Рафаила, подарили ему шоколадку, а он нам дал 2 банки тушеной оленины и полбулки хлеба. Хотя эти продукты нам особо для прохождения маршрута не нужны, но отказываться от подарков не стали. Угощал нас Рафаил салатом из огурцов и помидоров и овсяным печеньем со сгущенкой. Поговорили с Рафаилом о вымирании малых народов севера, он сам по национальности Хант. Рассказал, что много спиваются и многие не хотят вест традиционный образ жизни. Еще сказал, что ему очень хорошо живется в лесу в дали от цивилизации и что другой жизни ему не надо. На последок, он подарил нам книгу «Малые народы севера» со своим автографом, которую Михаил взял себе и обещал бережно донести до конца маршрута, а потом хранить её в своей библиотеке. У Рафаила просидели до 03.00. Выйдя на улицу почувствовали запах дыма. севернее нашего лагеря начался лесной пожар. Пока очаг был не большой. Рафаил сказал, что горит в болоте и возможно пожар не разойдется, тем более что он низовой. Тем не менее, это нас немного обеспокоило. Давно не было дождей и тайга очень сухая, огонь может разгореться.  В 03.30 отбой. Комаров ночью совсем нет.

17.07.13

впадение р. Левая Пай-Ера в р. Тань-Ю (Пятиречье) –р. Тань-Ю (изба 49.0)

Ходовой день: 6
Погода:  утром +20ºC  ясно; днём +25ºC  ясно; вечером +18 ºC ясно
Пройденное расстояние:28км

Поднялись в 9.00. Несмотря на ясную погоду  много комаров. Пожар все еще продолжался. Завтракали гречкой с рыбой , тем самым сэкономив еще сублимированного мяса. Собирались лениво и долго, Тело после вчерашней расслабляющей бани и позднего отбоя не хотело шевелиться. Хорошо, что сегодня начинается сплав, и не надо будет нести тяжелые рюкзаки. Утром мимо нас по реке Бур-Хойла проплыли два человека на байдарках –рыбаки. Поговорили с ними немного, сказали что поплывут до слияния с р. Лагорта-Ю а там вверх по ней и через попутные реки в р.Войкар. Тяжело им будет, раз в Тань-Ю воды нет, то там и подавно. В 13:00 героическими усилиями встали на воду. Проплыли до туристической базы, где вчера была баня, и вышли по фотографироваться.  Рафаил еще спал. Разбудив его  сфотографировались, попрощались и поплыли дальше. Сегодня предстоит еще много пройти и наверстать упущенное утром время. Воды в реке маловато, много мелей, опять же сказывается засуха. там где в 2008 году проплывали легко теперь приходиться искать фарватер или вовсе тащить катамаран. В 13.40 проплыли слияние с рекой Лагорта-Ю. здесь встретили наших утренних знакомых. пожелали им удачи и поплыли дальше. После впадения Лагорты-Ю река стала полноводней и поплыли быстрей, мелей почти не цепляли. В 15.25 остановились на обед на12 км ниже впадения Лагорты-Ю . Здесь после переката в русле реки имеется яма, по всем показателям в этом месте и должен стоять хариус. И не ошиблись, в данном месте поймали в общей сложности 12 хариусов весом от 300 г до 1300 г. Варили уху. Еще сэкономив провизию. Рыбалка на реке Тань-Ю  оказаласьгораздо лучше чем на р.Уса. Из-за рыбалки и с обеда выплыли только в 18:30. Чем дальше мы удалялись от Пятиречья, тем скорость течения реки становилась все медленнее. Мелей почти нет. Появляются большие глубокие плесы, глубиной около 3-4 м. Вода в реке прозрачная. На этих плесах можно наблюдать стайки окуней. Окуни ловятся легко на блесну. Проведешь блесной прямо у его носа, он и хватает её. Наловили около 16 окуней. Если учесть что в обед поймали хариусов, о полуголодные ужины кончились.  В 23.00 подплыли к избе расположенной у точки 49.0, там, где река образует петлю.  В избе и встали на ночлег. Изба просторная двухэтажная. На первом этаже есть печь, на втором балкон.  Во дворе стоят коптильни для холодного и горячего копчения. В избе видны следы хулиганства.  Попробовали растопить печь, так кто-то налил в  камни на печи машинного масла, да так что с первого взгляда не видно. В итоге в избе образовался такой туман, что пришлось еще около получаса её выветривать. Благо что не зима и не холодно. Поэтому готовить еду решили на улице.  Стекла на втором этаже выбиты. Решили спать на втором этаже, там посвежее. Для защиты от комаров поставили внутреннюю часть палатки.  На ужин приготовили хариусов и на завтра накоптили окуней. В избе нашли немного сало (около 150 г), 700 г ячневой крупы, 200г сухарей и 100 г соли. Всё добро взяли с собой. Впереди долгий путь и еда нам еще пригодиться. В 01.00 легли спать.

18.07.13

р. Тань-Ю (изба 49.0) - р. Тань-Ю (43.1)

Ходовой день: 7
Погода:  утром +23ºC  на небе дымка; днём +28ºC  ясно; вечером +20 ºC ясно
Пройденное расстояние:36 км

Сегодня был необычно ранний подъем, в 7:40. Наверное, стоит вставать  пораньше, на ночлег и раньше выходить, так будет эффективней.  Небольшой ветер разогнал немного комаров. Завтракали ухой из хариуса и копченым окунем. Рыбы в Тань-Ю много, собственного провианта  соответственно сэкономим тоже не мало. Если остальные реки, по которым пойдем дальше такие же, то провианта должно хватить на весь поход. В 11.00 встали на воду. Течение  реки на этом участке реки спокойное, без перекатов.  Много плесов, приходиться постоянно грести. При встречном ветре вообще идти тяжело. Берега в основном высокие глинистые, иногда встречаются каменистые косы. На них и встаем, чтобы размяться.  Погода стоит сухая и жаркая, но комары летают даже на воде, поэтому особо не позагораешь.  На обед встали в 14.25, на одной из каменистых кос. Пока готовился запеченный хариус, купались и загорали. С вечера приготовили каченных окуней, очень хорошо выручают во время движения по воде, можно достаточно плотно перекусить не останавливаясь. В общем, на сплаве отдыхаем и восстанавливаем силы. В 16.00 вышли с обеда. Сегодня надо максимально близко встать к озеру. Так как возможно придется ждать хорошей  погоды, чтобы его пройти. В ветер озеро проходить безнадежное и бесполезное занятие. берега не посредственно у озера болотистые и ночевать на них не очень уютно. в 22.40 встали на ночлег на правом берегу реки в березовой полосе леса. Берег сухой и ровный, только высокий. Спускаться к воде для выгрузки, загрузки и набора воды на приготовление пищи не очень удобно. Но все, же лучше чем спать в болоте.  Готовили на завтра копченых окуней. Андрей смастерил коптильню из целлофановой пленки и занялся приготовлением окуней. Ветер к ночи стал сильным и мешал процессу копчения. Всех это утомило,  было уже поздно и мы пошли спать. Но не Андрей, сказав, что он все равно доделает начатое. В итоге Андре лег в 04.00, закоптив окуней. Завтра опять поплывем с хорошим перекусом.

19.07.13

р. Тань-Ю (43.1) – оз. Варчаты –исток р.Варчатывис (беседка)

Ходовой день: 8
Погода:  утром +18ºC  ясно; днём +23ºC  облачно; вечером +18 ºC пасмурно
Пройденное расстояние:26 км

Встали не смотря на поздний подъем рано в 07.45. Сильный ветер восточный ветер со скоростью примерно 5 м/с  при таком ветре тяжело проходить озеро Варчатывис, так как поднимаются большие волны. День обещал быть тяжелым.  Со сборами не торопились ждали изменения погоды, но напрасно. В 12.00 встали на воду. Течение реки Тань-Ю у впадение в озеро совсем слабое. На участке реки там, где она проворачивает на восток, пришлось выходить на берег и «корабликом» проводить катамаран вдоль берега. В 14.30  конце этого поворота встали на обед. В 17.50 вышли на озеро. Ветер немного приутих. Решили проходить озеро, выжидать не чего. Вначале повернули на остров Халейный, как рекомендуют туристы, проходившие это озеро. Но  при таком направлении движения и таком направлении ветра возникла опасность, что нас прибьёт к западному берегу озера и от туда будет довольно тяжело выйти. Поэтому решили изменить курс движения на юг, из расчета, что восточный ветер нас снесет к выходу из озера. Так оно и случилось.  В процессе движения пытались пойти с использованием паруса, но, не имея опыта ходьбы под парусом, ничего не получилось.  В 20.20 выплыли на остров 47.9 с установленной на нем часовней. Остров располагается напротив бывшей туристической базы, ныне дом отдыха правительства нашей Родины.  Туда заплывать не стали.  Рядом с часовню на острове имеется площадка для отдыха с хорошим костровищем и навесом.  Осмотревшись и по фотографировавшись на острове, отправились дальше.  В 22.40 встали на ночлег в истоке реки Варчатывис. Там установлена беседка. Завхоз решил провести ревизию продуктов в столь удобном для этого месте, чтобы реально посчитать хватит ли нам их или нет. пытались выйти на связь, но безуспешно. Андрей и Дмитрий пошли на рыбалку. Поймали окуней. из них сварили на ужин уху.  Владимир с Михаилом перераспределили продукты, чтобы у всех было поровну. Владимир придумал новую схему дежурств. Так как Дмитрий на пеших участках маршрута все время отстает, то ему отвели утренние дежурства, на которые он по определению опоздать не может.  А обеденные и вечерние остались за остальными членами команды.  Такая схема понравилась всем. В беседки находился репеллент, наконец-то ужин был без комаров. Решили взять с собой немного репеллента, чтобы ужинать и спать спокойно.  В 03.00 отбой.

20.07.13

исток р.Варчатывис (беседка) – р.Войкар – сл. рек Лохорта и Кокпела

Ходовой день: 9
Погода:  утром +22ºC  облачно; днём +28ºC  ясно; вечером +19 ºC ясно
Пройденное расстояние:22 км из них пешком 10

Подъем в 09.00. Небольшой ветер  2-4 м/с. Спалось прекрасно. Вчерашняя ревизия показала, что еды должно хватить при учете хорошей рыбалки. Завхоз расход продуктов ведет вено, ничего лишнего не обнаружено и ничего не пропало. С поздним подъемом только к 12.00 встали на воду. Сегодня сплав до впадения реки Войкар и пешая часть маршрута до слияния Лохорты и Кокпелы. Может, встретим наших знакомых с Пятиречья. Вчера не доплыли  пару километров до избы, в которой живет егерь Андрей. Все о нем отзываются как о хорошем человеке. Хотелось с ним познакомиться и поговорить. К избе подплыли в 12.40, хозяина не оказалось. Очень жаль. Изба хорошая украшена резными деталями, на дверях висят лосиные рога, вдоль фасада множество спиннингов. У избы на реке стоят несколько лодок различной конструкции, видимо Андрей занимается организацией рыбалки. Оглядевшись и по фотографировавшись, поплыли дальше. Течение реки постепенно становиться больше, чем дальше отходим от озера. Пробуем рыбачить –успешно. В основном улов составляют окуни. На реке видели понтон с различными механизмами, видимо его сюда подняли  по большой воде. Проплыв примерно километров 10 с правого берега увидели вырезанного из дерева идола. Андрей сказал, что это скорей всего славянский покровитель путешественников. В этом месте искали дорогу на слияние, чтобы не идти по реке и не делать крюк. В 15.30 приплыли на впадение реки Войкар. Здесь установлена туристическая база. На тот момент база представляет собой два гостевых домика, дом хозяина и баня, пляс еще строилось два дома. На базе были отдыхающие. Они сказали, что хозяин уехал с частью отдыхающих на рыбалку. Спросили у них спутниковый телефон, телефона у них не оказалось. Через некоторое время приехал хозяин базы. Поинтересовались у него насчет дороги, он нам её показал, она начинается пря за базой. Состояние дороги сказал, что не знает, ездит по ней только зимой на снегоходе. Попросились пообедать на территории базы, на что он любезно разрешил нам приготовить обед на стационарном костравище и пообедать за столом на бугре. Спросили по егеря Андрея, хозяин базы сказал что он уехал за бензином и скоро будет. Мы разобрали катамаран. Михаил и Дмитрий  стали раскладывать баллоны для просушки, Владимир занялся костром, а Андрей приготовлением запеченного окуня. Стоимость одних суток пребывания на базе стоит 3500 рублей. Отдыхающие поинтересовались нашим маршрутом и удивились нашему пути. И тут случилось неожиданное, Андрей обнаружил пропажу фотоаппарата. А там же все снимки, там можно сказать наша история в картинках. Поразмыслив,  прикинули, что он наверняка оставил его на поляне у идола. Хорошо, что до того места  не так далеко, можно по берегу дойти пешком. решили пообедать , а потом он туда сходит. После обеда на базу приехал егерь. Подойдя к нам он сказал что дорога не очень хорошая, и мы потеряем много времени идя по ней,. Посоветовал идти вдоль правого берега реки Войкар. Так мы и поступили. Андрей попросил егеря довезти его до места где установлен идол, егерь согласился. В 19.00 андрей вернулся с фотоаппаратом.  В 19.50, поблагодарив хозяина базы, вышли  в верх по течению реки Войкар. правый берег реки пологий, каменистый. Идти и вправду легко. Шли быстро с почти без отдыха.  В 22.30 были на слиянии рек Лохорта и Кокпела. Там Михаил и Владимир, выполняя задание академии наук, взяли очередные пробы песка на содержание платины.  Андрей пошел искать брод через реки. Накиболеее оптимально идти бродом Лохорту и Кокпеллу нежели реку Войкар. течение в месте слияния сильное. Лохорта разливается на два рукава. первый по ходу движения не глубокий около 40 см, а второй по глубже сантиметров 60. кокпела оказалась совсем глубокой около 80 сантиметров. В «сухую» пройти не удалось все члены команды набрали воды в сапоги. На правом берегу реки Кокпела , почти у слияния с Лохортой, стоял лагерь рыбаков-туристов . они позвали нас еще видя как мы переходим брод.  В 23.20 благополучно прошли брод. Подойдя, познакомились с ними. Они как и все нами встреченные люди удивились нашему маршруту. предложили встать рядом с ними на ночлег. Мы не отказались. У них стояла готовая протопленная баня. Помывшись, сели за стол. Костромские туристы накормили нас ужином. Мы тоже достали некоторые наши припасы, и дали им еще в дорогу немного сухарей (у них кончились). Ужин получился веселый с туристскими байками  и анекдотами. Они оказываются, каждый год ездят примерно в эти районы на рыбалку. Все они из Костромы, старые друзья, работают на костромской ГРЭС. Ребята из Костромы подарили нам две футболки, каждому пару х/б перчаток и фаервол, для отпугивания медведей. Разговор длился до 03:00. Позже сидеть смысла не было, и мы разошлись спать. Комаров становиться все меньше, видимо жаркий июль подходит к концу и их активность снижается.

21.07.13

сл. рек Лохорта и Кокпела – р.Кокпела - впадение р. Тумбялава

Ходовой день: 10
Погода:  утром +24ºC  ясно;  днём +28ºC  ясно; вечером +22 ºC ясно
Пройденное расстояние: 15 км.

Поздний отбой – поздний подъем. Поздний подъем - поздний отбой. Это схема стала работать на все протяжение маршрута. Встали в 09.20. Спать было ужасно жарко. Ветра совсем нет, комаров не так много как на полярном Урале, но все, же раздеться до футболки не дают. Наши вчерашние знакомые встали раньше нас, и мы проснулись уже к завтраку. На завтрак у нас были рожки с куриными консервами. Костромские туристы уже заканчивали собираться, и, сделав с нами пару прощальных фото и обменявшись контактами, сели на свой катамаран и отправились вниз по течению реки Войкар. Мы тоже закончили соборы и к 11.30 вышли в путь. Костромские туристы сказали, что этот берег реки довольно пологий и каменистый и идти посоветовали по нему, а  остановиться на ночлег,  если получится на их месте у впадения реки Тумбялава.  Берег реки действительно пологий и каменистый. Там где были заросли кустарника или скалы вдоль берега, переходили на другой берег. Река в этих местах не глубокая, около 50 сантиметров. В 12.50 прошли впадение реки Погурей. Еще вчера нам начали попадаться уже спелые ягоды голубики, а здесь вдоль берега их целые поляны. Останавливаемся на них, чтобы заглушить чувство голода. Эти остановки вносят свой временной график в маршрут движения. Зато восполняем витаминный дефицит. После таких полян желание поесть фруктов постепенно проходит. Из еды хочется сладкого и молочного. В 16.10 встали на обед у скалы на правом берегу. Прямо перед скалой есть заводь глубиной около 2метров. На обеде купаемся и загораем. Комаров днем стало так мало, что можно даже ходить без футболки. Пока михаил и Владимир занимались костром, Андрей поймал хариусов для ухи и на малосол. В итоге обед длился 3часа 30 минут. Зато отдохнули хорошо. В 19.40 пошли дальше вверх по течению реки Кокпела.  Вдоль берегов на реке встречаются красивые скалы высотой около 10-15 метров.  Вся эта красота сглаживает тяжесть рюкзаков и усталость долгого пути. В 21.10 вышли на впадение реки Тюмбялава. Хоть и время раньше нашего обычного времени разбивки лагеря, решили встать на стоянке наших недавних знакомых. Стоянка располагается на высоком берегу в небольшом леске.  На ней оборудован стол, скамейки, собран каркас бани с выложенной внутри него печью и конечно есть костровище. Надо отдать должное Костромским туристам, после себя они оставили порядок – мусора нет, дрова аккуратно сложены. Красота. Пока ждали когда подойдет Дмитрий, Андрей поймал хариуса, Михаил и Владимир сделав костер, пошли мыться и стираться. Пытаемся выйти на связь. Сегодня это не удается.  Дождавшись Дмитрия и приготовив ужин, поужинали, попили чай с калганом и легли спать в 00.20. В надежде на ранний подъем.

22.07.13

Впадение р. Тумбялава в р. Кокпела – озера Сортлор – р. Нелкаёган

Ходовой день: 11
Погода:  утром +20ºC  ясно;  днём +27ºC  ясно; вечером +20 ºC облачно
Пройденное расстояние: 19 км.

И вот ранний подъем состоялся. В стали в 07.15. Ветра совсем нет, погода отличная. Сегодня у Владимира день рожденья. Значит завтра дневка. В 7.50 уже был готов завтрак. Команда поздравила Владимира и вручила в качестве подарка две упаковки сгущенки и пару трекинговых носков. Одну упаковку сразу же открыли с утренним чаем, а вторую ребята попросили Владимира вернуть им для сюрприза. В 9.40 вышли с места ночевки. Направляемся вверх по течению реки Тумбялава до пересекающей её дороги идущей на озера Сортлор. При передвижении вдоль реки Тумбялава переходим  с одного берега на другой, так как по берегам скалы и кусты. А так берега каменистые и идти по ним не тяжело. Глубина реки  в местах перехода не превышает 50 сантиметров. При движении вдоль Тумбялавы также встречаются поляны голубики, которые позволяют хорошо подкрепиться и отдохнуть.  В 12:50вышли на впадение в Тумбялаву ручья  Ийгалейёгарт. Пройдя еще 1 километр, встали на обед. Обед был по вчерашней схеме. Андрей пошел рыбачить , Владимир и Михаил занялись костром. Сегодня дежурит именинник.  Андрей в это раз ничего не поймал, но мы не отчаялись, готовили манную кашу. Дмитрий, подоспев к началу разжигания костра, принес еще дров.  Погода замечательная купались  и загорали. Температура воды +100С. Вода кажется теплая. Андрей и Владимир намозолили ноги, особенно Андрей. После обеда пошли искать вездеходную дорогу, но там где она указана на карте и отмечена в GPS её нет. То есть  GPS  показывает, что ты стоишь на дороге, а под ногами только мох и карликовая березка, а дороги нет. Владимир, Дмитрий  и Михаил оставив рюкзаки Андрею,  пошли на разведку. Андрей остался подлечить ноги. Дорогу нашёл Михаил. Она оказалась, пересекает реку в 400 метрах выше по течению, чем обозначена на карте. В итоге только в 17:00 мы вышли на вездеходную дорогу. Дорога хорошо видна, не заброшена. В основном сухая, но бывает, пересекает ручьи, текущие в озера.  Дорога идет совсем не так как указано на карте. Она идет непосредственно в близости от озер, огибая их с восточной стороны. При выходе с озер дорога идет по болоту, здесь лучше идти в сапогах. Пока шли по дороге, вдалеке шла гроза, которая и нас порадовала небольшим дождиком.  Дождь был кратковременный, и дорога осталось сухой, зато он сбил жару, и идти стало легче. На болоте, у озер Сортлор, встретили поляну морошки спелой мало, но всё равно немного полакомились. Продолжающаяся засуха совсем высушила тундру и тайгу, морошки почти нет, мох превратился в жесткий ковер. Хорошо, что в тенистых местах попадается голубика, хоть не совсем зрелая, но как говориться: «На безрыбье и рак рыба». Темп движения по дороге гораздо выше и поэтому уже в 20.30 были у брода через реку Нелкаёган. Река в этом месте шириной около 5 метров, глубина в среднем 50 сантиметров. В честь дня рожденья Владимира решили остановиться здесь на ночевку, а завтра устроить дневку. В 23.00 Состоялся праздничный ужин. Владимир достал свой «сюрприз» - банку консервированных персиков и бутылочку коньяка. Гулять, так гулять. Ребята еще раз поздравили Владимира и в 02.00 отправили его спать, а сами остались у костра готовить еще один сюрприз.

23.07.13

р. Нелкаёган (дневка)

Ходовой день: 12
Погода:  утром +25ºC  ясно;  днём +28ºC  ясно; вечером +19 ºC облачно
Пройденное расстояние: 0 км.

Подъем основной части группы состоялся в 8.40. Видимо уже выработанная привычка вставать около 09.00 сделала свое дело. Место, выбранное под  дневку, оказалось удачным. Хорошая ровная площадка под установку бани, находящаяся прямо у реки, много сухих дров, много крупных камней для печи и вообще просто красиво. В 10.00 позавтракали. Команда, кроме именинника,  приготовила за ночь торт! настоящий полноценный торт.  Коржи напекли из имеющейся муки, а в качестве крема использовали сгущенку. Праздник продолжается. С утра пытаемся выйти на связь, но по-прежнему безуспешно.  После завтрака Дима остался варить какао, а Андрей, Владимир и Михаил пошли класть печь для бани. Потом к ним присоединился и Дмитрий, который сходил в лес и нарубил жердей. из этих жердей Владимир  имихаил связали не плохой банный  каркас. Погода выдалась чудесная, и все эти мероприятия сопровождались купанием. Правда, глубина реки в этом месте не достаточно большая, поэтому купания заключалось простым лежанием в воде. Температура воды +11 ºC. Говорили много про дом, про родных и близких. Чувствуется, что вся команда соскучилась по семьям. Затопив баню. Михаил и Владимир и Дмитрий отправились спать. Андрей остался готовить еще один кулинарный изыск- плов.  В 15.30 проснулись Владимир, Дмитрий и Михаил. Андрей все еще занимался приготовлением плов. Дело не простое из сублимированных продуктов готовить плов. Плов получился просто чудесный, как будто готовили его самые лучшие повара из Узбекистана.  Дмитрий набрал различных лесных трав и приготовил салат. В17.20 сели за очередную трапезу. Трапезничали один час. Потом опять пошли спать теперь всей командой, кроме Дмитрия.  Дмитрий остался топить печь для бани и решил попутно сделать платину на реке, чтобы купаться было лучше. Встали в 20.00. Дмитрий к тому времени закончил свое техническое сооружение. Платина хоть на не много, но все, же подняла уровень реки. В 21.00 пошли в баню. Баня получилась замечательная. и восстановила нам не только тело, но и подняла моральный дух. В 23.00, после бани, сели пить чай с остатками торта. отдохнувшие, чистае, сытые и довольные в 00.20 легли спать.

24.07.13

р. Нелкаёган – р. Лаптапай – впадение руч. Новысоим

Ходовой день: 13
Погода:  утром +22ºC  малооблачно;  днём +24ºC  ясно; вечером +24ºC солнце в дымке Пройденное расстояние: 25 км.

В 07.10 подъем. Встали отдохнувшими,  и готовыми к дальнейшему продолжению маршрута. Решили, что теперь будем идти не по запланированному километражу, а по временному графику. То есть в 07.00 подъем, в 13.30-14.30 обед и в 20.30-21.30 встаем на ночлег.  После пешего пути почти у всех натерлись мозоли, поэтому утро начинается с их обработки и заклейки. В 07.50 –завтрак. Где-то  вдалеке горит лес. мы понять не можем даже направление пожара , до нас доходит лишь только запах дыма.   Хорошо бы конечно ночью прошел дождь, иначе так можно и в пожар угодить. В 09.10 вышли по дороге в сторону реки Лаптапай. дорога также хорошо просматривается. Местами идет по болотам. Часть группы идет в сапогах, а часть в ботинках, кому как удобней. В 12.20 вышли на реку Лаптапай. Здесь видны следы стойбища оленеводов, нарты, мусор, дрова. Но, похоже, в этом году их здесь не было. Делаем привал  с фотосессией.  Вдоль дороги до реки Лаптапай не встречаются источники с питьевой водой. Спускаемся к реке и утоляем жажду.  Река мелкая глубиной не более 50 сантиметров с мелями и каменистыми островами. На данном участке её сплав не возможен. Купаться также затруднительно, ложимся в воду, чтоб хоть как-то охладиться. Берега реки имеют тундровый покров (карликовая березка, мох), идти непосредственно по берегу неудобно. Поэтому возвращаемся на дорогу и идем вдоль реки по её левому берегу вниз по течению.  В 13.20 встаем на обед, как запланировали. Для приготовления обеда спускаемся к реке у небольшого леса, тут тебе и вода и дрова. Хочется отметить, что на всем протяжении маршрута нам удавалось найти дрова для приготовления еды. Это были карликовая березка или ива, а позже лиственница.  В 16.10 выходим с обеда. Вот бы нам еще время на обед как-нибудь сократить.  Дорога раздваивается правое ответвление идет на озера Евырлор, мы идем по левому ответвлению вдоль реки Лаптапай.  Дорога носит такой же характер, как и в начале сегодняшнего дня.  В 17.00 подходим к броду через реку Лаптапай. Теперь дорога будет идти по правому берегу вдоль хребта.  Здесь почва песочно-каменистая, дорога сухая. Те, кто шел в сапогах переодеваются в кроссовки. Где-то совсем рядом горит пожар, обдумываем различные действия группы, если вдруг на него выйдем. В 19.30  вышли на старую стоянку геологов. На ней ничего существенного не , только мусор и развалины. В 20.20 вышли на впадение в реку Лаптапай ручья Новысоим, здесь и решили ночевать. Лагерь поставили на острове реки Лаптапай. Остров покрыт плотным ковром голубики, палатки ставим прямо на ягоду.  Это просто подарок судьбы.  Из-за дыма совсем нет комаров. Хоть какой-то маленький плюс. В 21.30 ужинаем, к чаю голубика в сахаре, но совсем не много (экономим сахар). В 23:20-отбой, солнце в дымке от пожара.  Печально что тайга горит, но будем наедятся все обойдется.

25.07.13

руч. Новысоим – руч. Сяхырсоим – р. Чигимхарута – р. Пожемаю – руч. Вугырвож

Ходовой день: 14
Погода:  утром +20ºC  дым;  днём +22ºC  дым; вечером +19ºC дым                                        Пройденное расстояние: 17 км.

Подъем в 07.40. На улице вроде должно быть ясно, но дым скрывает солнце, и оно горит оранжевым диском на небе. По-прежнему, идут пожары и по-прежнему, мы не знаем где горит. Ветра совсем нет. Комаров тоже нет. По всей видимости, горит где-то с северо-запада от нас. В 08.20 завтрак. В 10.00 вышли с места ночлега на юго-восток. Сегодня, будем идти траверсом уральского хребта, пересекая множество ручьёв и рек. Поднявшись по ручью до того места где граница леса между ним и горами минимальна пошли на запад, чтобы подняться выше уровня леса. Так гораздо легче идти, чем по бурелому. В 11.00 вышли из леса, далее идем на юго-запад. Идти по горам просто прекрасно. Под ногами мелкий камень вперемешку с плотной землей.  Идешь как по асфальту. Местами редколесье. Комаров из-за дыма нет. Дышать не особо тяжело, уже привыкли. Единственное что тяжело это то, что приходится терять высоту, а потом её снова набирать при пересечении ручьев. И еще конечно когда идешь в дыму, то очень плохо видны красоты этих мест. Но мы все равно не унываем. В 14.25 встали на обед на реке Чигимхарута. Эти подъемы и спуски немного выматывают, и идти с обеда не спешили, отдыхаем. В итоге вышли с обеда только в 16.40.  Пройдя траверсом высоту 605, решили спуститься по ручью к реке Пожемаю. Этот спуск нам показался оптимальным. Так как если идти дальше по этой высоте, то потом придется спускаться к ручью Вугырвож в месте, где достаточно широкая полоса леса, а это замедлит темп движения.  Ручей в самом верху высохший, а чем ближе к реке изобилует густым кустарником по его берегам, и становиться полноводным глубиной до 60 сантиметров. Выйдя к реке Пожемаю продолжаем движение вверх по её течению. пройдя около 500 метров наткнулись на вездеходную дорогу. дорога местами теряется, идет то по правому то по левому берегу реки. На ней видны следы недавно прошедшего вездехода, поэтому еще как-то можно её увидеть.  Берега реки имеют галечные косы, а остальная часть покрыта кустарником. Вот по этим косам и идет дорога. Дорога имеет много бродов, но все проходимы глубиной не более 70 сантиметров. К 20.25 дошли до впадения ручья Вугырвож. Дорога идет дальше вдоль Пожемаю. Реши встать, прямо на слиянии, так как нашли хорошее место для стоянки, и ходового времени осталось всего полчаса. Решили, что идти траверсом хребта куда легче чем по реке. В 21.45 поужинали. Дмитрий опять набрал трав для салата. теперь его салат носит гордое название – «полевой». Нашли радиолу - розовую, в простонародье - золотой корень. Заварили в чай, получился тонизирующий вкусный напиток. Постирали одежду. В 22.45 легли спать. Пожар продолжается. Дождей нет, и не предвидится. Ищем в сложившейся ситуации плюсы. Во первых -  комаров нет, во вторых солнце не так сильно печет. Ну конечно это всего лишь малая капля позитива против негатива, который наносит лесу пожар. Может завтра все измениться.

26.07.13

руч. Вугырвож – траверс высоты 622,8 – руч. Няньворгаю – траверс высоты 644,8 –р.Мокрая Сыня

Ходовой день: 15
Погода:  утром +15ºC  дым;  днём +19ºC  дым; вечером +17ºC дым                                        Пройденное расстояние: 15 км.

Встали, как хотели в 06.30. Утром выпала роса. Зря вчера не высушили одежду, понадеявшись на теплую погоду.  Пришлось утром сушиться у костра. Хотя роса вселила небольшую надежду на возможность угасания пожара. Ветра совсем нет. Дым завис над нами. Позавтракали в 06.45. Провозились с сушкой одежды, и вышли только в 09.08. Поспешили с сушкой, получили дыры на одежде. Но дырки не катастрофичные, носить можно. Направляемся вверх по течению ручья Вугырвож, по левому берегу. Берега ручья пологие, травянистые, встречается кустарник. С правого берега в некоторых местах встречаются скалы.  Глубина ручья в основном не превышает 40 сантиметров, но встречаются и глубокие ямы. Видели в ручье хариусов, длиной тела примерно около 30 сантиметров. Течение 0,4 м/с. В 11.40 на 800 метров севернее точки «загон», свернули с ручья на запад, прошли до подножья высоты 622 и пошли по ней траверсом на юго-запад. Почва гор такая же, как и вчера, мелкий камень вперемешку с плотной пескообразной землей.  На горах встречаются островки леса, уже с кедрами. Идти довольно легко. В 12.10 над нами пролетел вертолет, но из-за дыма мы слышали только шум мотора. Он нас тоже наверняка не видел.  Предположили, что МЧС делает облет, связи с пожарами в лесу. В 14.05. вышли на ручей Няньворгаю. Решили встать на обед.  Обед длился по обыкновению 2 часа. За это время успевают высохнуть портянки и отдохнуть ноги. Несмотря на утреннюю росу, пожар не прекратился.  В 16.00 вышли с обеда на юго-запад траверсом высоты 644,8. При траверсе хребта стараемся не набирать лишнюю высоту. Идем по краю кромки леса, иногда заходя в редколесье.  В 18.00 вышли на реку Мокрая Сыня. Здесь по заданию РАН берем пробы песков на платину. Провозились с пробами целый час. Река имеет каменистое дно и берега, с практически полным отсутствием песка. Глубина реки достигает 80 сантиметров, но брод найти не тяжело. Течение около 1 м/с. Переправились без проблем. В 19.00 закончили взятие проб. Так как при дальнейшем движении по намеченному маршруту следующий источник с питьевой водой это река Колокольня. А она находиться на расстоянии 7 километров. То при такой скорости движения мы не успеем дойти до неё к 21.00, поэтому было решено встать на ночлег на реке Мокрая Сыня. И к завтрашнему вечеру выйти на реку Хулга, откуда у нас начнется сплав.  Искупавшись в реке (температура воды +17  ?С) в 20.00 сели ужинать.  В 21.20 легли спать. Пожар не прекращается. Солнце по прежнему в дыму.

27.07.13

р.Мокрая Сыня – траверс высоты 451,2 – ручей Вилузшор –траверс высоты 486,4 – р.Колокольня – траверс высоты 612,7 – р. Хулга (200)

Ходовой день: 16
Погода:  утром +14ºC  дым;  днём +19ºC  дым; вечером +15ºC дым                                        Пройденное расстояние: 15 км.

В 06.00 подъем. на улице по-прежнему дым. Даже трудно погоду угадать, толи ясно, толи облачно.  Утром опять выпала роса, но учитывая урок вчерашнего утра все вещи сухие. Андрей вчера поймал хариуса на 200 грамм, сегодня съели его слабосоленым. В 8.30 вышли с места ночлега, направляемся на юго-запад. Характер почвы под ногами такой же, как и вчера.  Пересекаемые ручьи либо мелководны, либо вовсе высохшие. В руслах ручьев встречаются снежники. Переходим ручьи, стараясь сильно не терять высоту, но и в горы не лезем.  В 11.20 вышли к реке Колокольня. Река глубиной 70 сантиметров, течение 1,1 м/с, берега покрыты лесом, кустарником.  Прошли реку вброд без особых трудностей.  Далее шли по лесу, до ближайшего правого притока реки, там, в 14.50  встали на обед. Приток течет в лесу, среди покрытых мхом камней. Берега покрыты кочками. Особо не поваляешься, не отдохнешь. Да еще и комары в лесу появились. Обедали 1,5 часа. При приготовлении пищи костер разводим на камнях посреди реки. Опасаемся, что от нашего костра может появиться еще один пожар. у ручья по карте показана дорога, идущая на реку Хулга. Пытались её найти, но безуспешно. Видимо дорогой никто уже давно не пользуется и она заросла. Поэтому отправились далее на юго-запад. Идем траверсом вершину 612,7. При подъеме на её склон почти сразу встретились с полосой зарослей арктической ивы.  Высота ив достигает 3 метров. Пробирались через неё очень долго.  Преодолев заросли, идем по склону в прежнем темпе. На земле встречаем множество следов лосей и медведей. Самих зверей пока не видно. Да и встречаться с медведем, честно говоря, не очень хочется. Преодолев последнюю лесополосу, в  17.45 вышли к реке Хулга. Река в месте нашего выхода достаточно полноводна для сплава. Берега покрыты лесом с каменистыми и песчаными пляжами. Вот и пройден Полярный Урал! Впереди нас ждет Приполярный и Северный Урал. Выбрали место для ночлега, разбили лагерь и стали готовиться к завтрашнему дню. Дмитрий пошел рубить жерди для рамы катамарана. Владимир Михаил и Андрей, поставив палатки, собрали дров для костра. Потом Владимир по обыкновению стал вязать раму для катамарана. Михаил и Андрей стали готовить ужин, а Дмитрий пошел в лес набрать кедровой шишки. Далее все желающие помылись, постирались.  В 20.00 ужин. После ужина выходим на связь с нашим оператором. Завтра сплав и все находятся в приподнятом настроении. В 22.00 отбой. Лесные пожары продолжаются, хотя дыма у реки меньше.

28.07.13

р. Хулга (200) – р. Хулга (62)

Ходовой день: 17
Погода:  утром +15ºC  дым;  днём +19ºC  дым; вечером +15ºC дым                                        Пройденное расстояние: 41 км.

Стали в 6.20. На улице по-прежнему дым, но вроде сквозь него проглядывает солнце. Погода наверное ясная. Ветра совсем нет. Это хорошо плыть по реке лучше в штиль. Течение тебя несет, а ветер не мешает. В 9:50 выплыли. В начале сплава река имеет различный характер. Мелкие перекаты граничат с глубокими ямами. На перекатах приходиться слазить с катамарана для его проводки. Температура воды 9,6  ?С. В 10.55 проплыли впадение реки Хаймадъю. Пожар преследует нас с самой реки  Лаптапай. Предполагаем, что горит где–то в Коми и ветром дым относит к нам. Видели вышедшего к водопою лося. Животное совсем не пуганное. Он проводил нас взглядом и убежал обратно в лес. В 13.30 проплыли впадение реки Верхняя Дзёляю. при движении по реке взяли проверенную на Усе схему: Грести парами. Пока кормовая пара гребет, пара находящаяся на  носу катамарана отдыхает. Идем примерно со скоростью6-7 км/ч. В 14.45 встаем на обед. На обеде к нам вышел северный олень. Оглядел нас подошел на 30 метров. Мы едим, и он что-то жует. Постоял еще немного и одним прыжком скрылся за кустами. очень красивое животное. Сегодня прямо какой-то день живой природы. После2 часового обеда, продолжаем  сплав по Хулге. В 19.00 в районе точки 68,7 наткнулись на затор на реке. Река в месте затора расходилась на два рукава. Правый показался нам более полноводный. Обнеся затор, поплыли по нему. Рукав сильно петляет. Берега болотистые. Вдоль берегов много завалов, некоторые приходиться обносить. На выходе правого рукава в реку Хулга налетели на дерево, чуть не перевернулись, Дима выпал с катамарана. На катамаране все вещи были привязаны, обошлось без потерь.  Рукав вышел ниже на 500 метров по течению впадения в Хулгу реки Тыкотлова. Так как времени было около 21.00, и Дмитрий был полностью промокший, решили вставать на ночлег. По отчетам на слиянии рек Тыкотлова и Хулга должна стоять изба. Избу пошли искать Владимир и Михаил.  Избы так и не нашли. Видимо, она стоит где-то в лесу .Приняли решение встать на ночлег на левом берегу реки Хулга, ниже на 50 метров от впадения в неё протоки по которой мы выплыли. Берег песчаный, дров много. Андрей пробовал ловить рыбу, но безрезультатно. Дима пошел за кедровыми шишками. Они очень пригождаются на катамаране. Пока отдыхаешь то можно пощелкать и утолить голод. Кроме шишки Дмитрий нашел гриб, который мы добавили в кашу. Владимир, гуляя по берегу, нашел малину. Это первая малина встретившаяся нам, уже красная, но еще не сладкая. в 22.30 ужин. Комаров вечером мало, но появилась мелкая мошка. Она досаждает меньше комаров, но раздеться не дает. Хорошо ещё погода стоит не жаркая.  После ужина досушили вещи и в 00:20 легли спать.

29.07.13

р. Хулга (62) – р. Хулга (50)

Ходовой день: 18
Погода:  утром +19ºC  дым;  днём +22ºC  дым; вечером +19ºC дым                                        Пройденное расстояние: 20 км.

Подъем в 07.00. Первым как договорились, встает Дмитрий и варит кашу. Теперь он утренний дежурный до конца похода. Пожар продолжается. Утром дым смешивается с туманом. совсем не понятно, солнечно сегодня будет или дождь пойдет. В 09.45 выплыли с места стоянки. Утром много времени занимают перевязочные процедуры. У Андрея к опухоли ног добавилось еще нагноение на большом пальце ноги. Думаем, когда дойдем до поселка Саранпауль, необходимо зайти в больницу. У Владимира тоже стали опухать ноги, но гораздо меньше чем у Андрея. Горную часть маршрута отменили, с таким здоровьем – это не реально. Будем сплавляться до самого поселка. Река сильно петляет, имеет много рукавов. Течение реки сталот заметнее ниже, но все, же есть. На реке встречаются крупные камни, что бы оплыть их требуется опыт. Поэтому такие участки не зависимости от очереди рулят катамараном Михаил и Владимир.  В ямах много окуня, рыбачим. Поймали щуку на 1360грамм и окуня на 760 грамм - это рекорд. В 12:00 подъехали к двум взрослым  манси с детьми. Взрослых звали Георгий и Вова, взяли у них чаю 7 пакетиков, поговорили про избы, ниже по течению реки Тыкотлова. Изба оказалась не на том берегу, где мы её искали, то есть она стоит прямо напротив впадения основного русла реки Тыкотлова, на левом берегу реки Хулга. Они поймали двух тайменей каждый примерно на 7 килограмм  и щуку на 1,5 килограмма. Щуку отдали нам. Для Манси это сорная рыба и они её не едят. Еще Вова и Георгий нам сказали, что вода в этом году в реке низкая и поэтому течение пусть небольшое, но будет до самого поселка. Позже, в конце нашего разговора с ними, к ним подъехал на моторке мужчина. Зовут его Олег. Оказался нашим земляком, сам он из Нижнего Тагила. Сказал что с ним еще двое человек и стоят они лагерем ниже по течению  у ручья Балбантывис, предложил встать рядом. Узнав, откуда мы идем, и куда направляемся, предложил помощь с продуктами питания.  Отказываться было не вежливо, и мы согласились. Нам он показался хорошим добрым человеком. По разговору видно что он очень ревностно относится к сохранению природы в её первозданном виде.  В 16:00 подплыли к лагерю, о котором говорил Олег.  Лагерь установлен на широкой песчаной косе выше по течению на 150 метров от впадения ручья Балбантывис. Напротив лагеря на реке рыбачили спутники Олега, один из них мужчина лет 60, а второй около 30 лет. Мы, объяснив ситуацию, встали на 50 метров ниже по течению от их лагеря. Мужчину постарше звали Анатолий, а молодого Сергей. Анатолий оказался заслуженный охотовед России, а Сергей пилот вертолета, бывший военный. Так как пришли на место ночлега рано, решили сходить радиальным выходом на озеро Балбанты. У Анатолия спросили, где расположена дорога на озеро Балбанты. Он сказал что дорога должна идти вдоль ручья Балбантывис. В 18.00 выплыли искать дорогу в сторону озеро Балбанты. Андрей остался ставить лагерь, связи с травмой ног с нами пойти не смог. В 20.30 прибыли в лагерь. Андрей к тому времени поставил палатки и разжег костер. Дорогу мы так и не нашли. Пройдя берег от ручья в обе стороны на 200 метров.  В  это время началась гроза. Очень были рады мы этому событию. Продлилась она около 40 минут. После грозы стало гораздо свежее. и дыма стало меньше. Может пожар всё же прекратится. В 21.00 приехал в лагерь Олег. Он угостил нас ужином. Мы спросили у них возможность поделиться с нами некоторыми лекарствами. Тагильские ребята нам не отказали.  Мы взяли у них заживляющую мазь, йод и лейкопластыри.  Ещё у них оказался спутниковый телефон, и мы полноценно вышли на связь с передачей всех координат и событий. наш оператор, Петр, собрал новости из наших семей и передал их нам. Это был один из самых радостных моментов похода. В 22.00 приготовив наш ужин, на который была уха, позвали наших новых знакомых, и отужинали вместе. Ужин за разговором затянулся до 02.00 ночи. Уж очень хотелось пообщаться с земляками.  Решили сделать на этом месте дневку.

30.07.13

р. Хулга (50)

Ходовой день: 19 (дневка)
Погода:  утром +15ºC  пасмурно;  днём +19ºC  мелкий дождь; вечером +16ºC дождь                                       Пройденное расстояние: 0 км.

Проснулись в 09.00. Ночью временами шел мелкий дождь. Дыма с утра совсем не стало, видимо пожар потух. Утром ветрено. Скорость ветра 2-4м/с. Есть надежда что облака растянет и погода наладиться. Хотя такая погода лучше, чем пожар. Сутра искупались, стало еще свежее. Завтрак сделали только к 12.00. Андрей решил на завтрак сделать котлеты из щуки и провозился с ним довольно долго, но это стоило того. Котлеты получились просто объедение. позвали на завтрак наших Тагильских друзей. Они сказали, что завтра за ними прилетит вертолет, и они тогда смогут нам отдать продукты, которые у них остались. Что ж будем ждать вертолет. В 14.00 мы пошли с ответным визитом к друзьям. У них на обед была вареная картошка с луком. Такой еды мы не ели целых 30 дней. В свою очередь мы принесли слабосоленого хариуса. Отобедав вместе, Олег предложил Анатооотлию и Сергею вместе с Михаилом и Андреем съездить на их моторных лодках до впадения реки Бадьянюрсоим в реку Хулга и наловить щук для еды. А сам поехал вверх по течению за более крупной рыбой.  Владимир остался в лагере, а Дмитрий поехал на другой берег реки Хулга в кедровник за шишкой. В 16.00 пошел мелкий дождь, продолжавшийся 1,5 часа.  В 19.00 пришел в лагерь Дмитрий, принес два полиэтиленовых мешка шишки. В 20.00 приехали Андрей, Михаил, Сергей и АНОООЬь . Улов составил три щуки и три окуня. Пока ребята были на добычи еды, Владимир заготовил дров на всю ночь.  В 22.00 ужин. На ужин уха. После ужина помогли соседям из Тагила вытащить и собрать лодки к завтрашнему отлету. Андрей запек щук, а Дмитрий обжег  кедровой шишки. Потом Андрей принёс рыбу ,Дмитрий -шишку. Устроили прощальную трапезу, закончившуюся интересной беседой. В 03.00 начался дождь , разбрелись по палаткам и легли спать.

31.07.13

р. Хулга (50) – р. Хулга (47) остров

Ходовой день:20
Погода:  утром +19ºC  дождь;  днём +22ºC  малооблачно; вечером +17ºC облачно                                Пройденное расстояние: 14 км.

Встали в 10.00. по палатке капает дождь. Вылезать из теплого спальника  на улицу совсем неохота. Ветра нет. Сегодня провожаем наших новых друзей. Дождемся пока за ними прилетит вертолет, поможем им загрузиться и сами отправимся в путь по реке Хулга.  Дождик в 11.00 перестал. Собираем их палатки и различное снаряжение. Вещей очень много. Вот что значит ездить на природу на вертолете. В 12.00 прилетел вертолет, начали загружаться. Нам оставили довольно много продуктов. Столько нам даже не надо. Загружались около часа. Выходили на связь с телефона Олега. Не хочется упускать возможность связаться с внешним миром. Потом обменялись адресами, сфотографировались на память, попрощались и они улетели. Мы приготовили обед и начали потихоньку собираться, распределяя вновь появившиеся продукты между собой. В 17.45 выплыли с места дневки. Вода поднялась на 10 сантиметров, течение стало сильней. Продуктов помимо рюкзаков, много на катамаране. Ну не выкидывать же картошку или капусту. Вот доедем до конца сплава, а там и подарим кому-нибудь излишки. В 19.15 проплыли впадение реки Бадьянюрсоим. Далее Хулга поворачивает на юг . Течение реки на плохое, если идти на веслах, то можно проходить около 6 километров за час.  Берега покрыты лесом, кустами. На поворотах реки встречаются песчаные и галечные косы. Мелей мало, хотя попадаются участки с мелкой водой и если осадка катамарана большая, то можно сесть на мель.  В 19.55 проплыли впадение реки Балбанью. Пока плывем - рыбачим. Поймали щук. В 20:40 встали на ночлег на большой галечной косе. Видимо когда вода большая то на месте нашего лагеря течет протока огибающая образующийся при этом остров. Ставим палатки подальше от берега, вдруг ночью вода еще поднимется. В 23.00 сели ужинать. На ужин сварили борщ из свежих овощей и сделали жаркое из щуки. Объелись и все, охая, расползлись по палаткам. В 01.00 отбой.

01.08.13

р. Хулга (47) остров - р. Хулга (39) впадение ручья Малый Яг-Йоль

Ходовой день: 21
Погода:  утром +20ºC  облачно;  днём +25ºC  малооблачно; вечером +16ºC облачно                                Пройденное расстояние: 41 км.

Подъем в 07.00. Ночью дождя не было, но уровень реки поднялся на 15 сантиметров. Видимо дождь идет где-то в горах. Наверное, он окончательно потушит пожар.  Течение еще прибавило скорости. В 08.30 завтрак. На завтрак снова пируем. Доедаем вчерашнее жаркое из щуки, так и не смогли его вчера одолеть, чай с медом, бутерброды с маслом. Ночью около лагеря кто-то ходил. Андрей встал, чтобы проверить, оказалось, целая стая куропаток ходила по зарослям лопуха, возле лагеря.  Поймать он конечно ни кого не поймал, да и зачем, еды и так хватает. А вот удивление это у него вызвало, такое количество птицы и так близко. В 10.00 выплыли с места стоянки. Продолжаем сплав по Хулге. На данном участке реки течение стало равномернее, хотя встречаются перекаты. Река течет в основном на юг, петляет не много. С начала сплава до настоящего момента река характеризуется не очень большой глубиной с частыми ямами, в которых водится окунь и щука. На берегах кустарник, часто попадаются косы из мелкой гальки, на которой хорошо устраивать ночлег, так как они продуваются от мошки и комаров и имеется «топляк» для использования в качестве дров. Берега  за линией кустарника болотистые. В 13.10 проплыли впадение реки Енгота-Ю.  В 14.45 встали на обед. Идем по временному графику.  Обедали по привычке 2 часа. Много времени уходит на питье чая. Сидим, пьём, беседуем. В 17.00 проплыли впадение реки Нерка-Ю. В 21.45 встали на ночлег на перекате после поворота реки Хулга на восток и перед поворотом на юг, у впадения ручья Малый Яг-Йоль. Перед остановкой встретили двух человек из поселка Саранпауль на лодке, мужчину  и женщину.  Они сказали, что до  поселка Саранпауль. 114 километров.  Владимир и андрей поймали четырех  щук. Это предвещало что на завтрак будут рыбные котлеты. В 23.00 на ужин жарили картошку, получилась не очень, подгорает, а некоторая сыровата, но всё равно это шик, тем более с копчёными свиными рёбрами (подарок от рыбаков),чай в неограниченном кол-ве, сухарики, пряники, кукуруза «Бондюэль»,стол «ломится» от яств. В 01.30-отбой. Над рекой туман, безветренно.

02.08.13

р. Хулга (39) впадение ручья Малый Яг-Йоль - р. Хулга (33)

Ходовой день: 22
Погода:  утром +18ºC  малооблачно;  днём +20ºC  облачно, дождь; вечером +15ºC облачно                                Пройденное расстояние: 40 км.

Подъем в 07.20. Ветра совсем нет. Андрей встал на час раньше всех и за это время вскипятил чай и нажарил котлет. Сливочное масло, доставшееся нам от рыбаков, почти все съели, осталась последняя пачка. В 08.00 перекусили вчерашним ужином с утренними котлетами. Так как картошки осталось мало, то сварили еще макароны. В 10.45 выплыли с места ночлега. В 12.30проплыли впадение реки Большая Хосая. Далее река Хулга поворачивает на юго-запад. В 14.15 впадение ручья. В 15.45-впадение реки  Малая Хосая. В устье этой реки встали на обед. Реки, впадающие с восточной стороны, текут из болот, и вода в них коричневого цвета.  А впадающие с запада в основном из гор и вода в них прозрачная. Поэтому на обед стараемся вставать у впадения рек с запада. Да и сама река Хулга в нижнем её течении становится гораздо мутнее. Теперь сырую воду из неё стараемся не пить. На местах стоянок, кипятим воду и набираем в бутылки.  В 17.10 выплыли после обеда.  Пошел небольшой дождь, но быстро прекратился. Впервые за весь поход увидели сосновый бор. Очень радовались, скоро родной Северный Урал. В 20.00 проплыли впадение реки Нияю. За сегодняшний день на берегах видели несколько изб. Все закрыты на замок или заняты. Чем ближе к поселку Саранпауль, тем чаще встречаются рыбаки. Они проплывают мимо или стоят на берегу. Общения либо совсем нет, либо ограничивается  приветствием. В 20.40-встали на ночлег на правом берегу у соснового бора, на три километра ниже впадения реки Нияю.  Вечером подул  слабый ветер, комаров на берегу совсем нет. Андрей и Владимир сходили в лес. В лесу видны останки старой избы. Наблюдаются следы пожара. Грибов нет, зато есть черника и немного голубики. Сегодня река характеризовалась большими поясами с маленьким течением, берега в кустарнике, на поворотах есть «косы» для стоянок, на катамаране гребли попарно, свободная пара обычно спала либо щелкали шишку. Средняя скорость передвижения 4 км/ч. В 22.00 ужин. Вот уже третий день обжираемся, аж живот уже болит. Надо будет как-то сдержать себя, хотя скоро сплав кончится и снова всё по раскладке. В 23.20 отбой. На улице также облачно.

03.08.13

р. Хулга (33) – р. Хулга (19)

Ходовой день: 23
Погода:  утром +20ºC  облачно;  днём +21ºC  облачно, дождь; вечером +18ºC пасмурно                         Пройденное расстояние: 55 км.

Подъем в 07.15. Пасмурно, ветра нет. Ночью шел дождь. Утро туманное, красивое. На сплаве дождь не страшен. Закутался в непромокаемый костюм и сиди, греби. Это идти в нем жарко, а сидеть нормально. Андрей опять встал раньше всех и сходил, набрал немного голубики. Добавили её в кашу, получилось замечательное блюдо. Андрей оправдывает свою должность заведующего прикладным хозяйством. В обязанности, которой входит поиск подножного корма. В 8.20 выплыли с места стоянии. Сегодня наконец-то получилось выплыть пораньше. В 10:20 проплыли впадение реки Хальмерью. В 14.30 встали на обед. Пошёл небольшой дождь. В 16.00 выплыли после обеда. Река стала носить спокойный характер, длинные плесы, очень редкие перекаты. Берега высокие, хорошие для стоянки. Направление реки преимущественно на юго-запад. Гребем так же попарно. Скорость передвижения в среднем 5 км/ч. В 20.30 встали на ночлег, не доплывая 7 км до Ясунта. Слышны звуки моторов лодок, продолжающиеся до 23.00. В 21.50 ужин.  Запекали картошку в фольге с салом ,съесть не смог ,полный живот. Опасаемся,  как бы к нам не пожаловали ночные гости. Все вещи убираем под тент палатки. В 23.40 отбой. Тепло, дождя нет. Завтра будем проплывать поселок Ясунт. В нем постараемся найти представителей малых  коренных народов  и взять у них интервью.

04.08.13

р. Хулга (19) – поселок Ясунт

Ходовой день: 24
Погода:  утром +18ºC  малооблачно;  днём +25ºC , ясно; вечером +20ºC, малооблачно

Встали в 06.00. над рекой и по берегам лежит плотный туман. На палатках и катамаране роса.  Ветра нет.  Сквозь туман проглядывается ясное небо. Похоже будет замечательный день. Позавтракали в 08.00. В 09.10 выплыли с места стоянки. Плыть не далеко, следующая остановка поселок Ясунт. В 10.00 подплыли к Ясунту.  Поселок располагается на высоком левом берегу реки Хулга, напротив впадения реки Манья. Вдоль берега, на привези, плавали несколько лодок. Какая-то женщина полоскала белье. На высоком берегу паслись две лошади. Когда подплыли к берегу на нем уже ни кого не было. Причалили и поднялись на бугор на котором стоит поселок. Во дворах домов никого не увидели. постучались в первый дом у реки. От туда вышел мужчина лет 60-65. Взяли у него интервью. Он рассказал от том какой здесь был поселок раньше, как живут сейчас. Сегодня поселок потихоньку вымирает как постоянное место обитание Манси. Только летом здесь устраивается этническое стойбище пол названием «МаньУскве». По сути это этнический лагерь для детей малых коренных народов.   Он нам показал в каком направлении находится лагерь. Мы попросили по охранять наш катамаран, а сами пошли в стойбище. В Стойбище нас встретили очень радушно, накормили рисовой кашей и чаем с вафлями. Директор стойбища, Любовь Павловна, провела нам экскурсию по стойбищу. Оказывается, у них здесь происходит возрождение традиций народа манси. Они учат детей их родному языку. Устраивают различные мастер классы по  древнему домоводству у девочек и охоте и воинстве у мальчиков. Мы решили остаться здесь на ночь и поучаствовать в мероприятиях, проводимых в стойбище.  Очень много интересных людей собралось в этом месте. Общались, пели, играли, ходили в баню. Мы восполнили всю необходимость в общении. Оставили им свои контакты, а они дали нам свои. В общем, много позитива. Думаем приехать сюда на следующий год, в качестве волонтеров. Правда вечером после захода солнца много мошки. Кто хотел из нашей команды позвонил домой, поговорил с семьей. После вечернего чая в 00.20 легли спать. Хорошее и энергичное место, это этическое стойбище «Мань Ускве».