Нетипичная пеше-водная Карелия на майские

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Сплав по рекам Вама и Водла с пешей заброской, май 2016 г.
 
Паспорт маршрута

Район похода: Южная Карелия
Вид туризма: пеше-водный
Категория сложности: третья (3)
Маршрут: Москва - дер. Кубово (авто) - пор. Островец на р. Вама (пешком) - сплав по рр. Вама и Водла до точки в 6-и км ниже дер. Кубово - дер. Каршево (авто) - мост через р. Сустрежа (авто) - радиальный выход на мыс Бесов Нос (пешком) - Москва (авто)
Протяженность маршрута: пешая часть - 35 км основная, 30 км радиальная; водная часть - 110 км
Количество участников: 4 чел.
Средства передвижения: 2 надувных каяка ("Каньон-1" и "Колчим"), полиэтиленовый каяк, байдарка Викинг-3.8S
Уровень воды: высокий, постепенно падающий (весеннее половодье)
Сроки проведения: 30-е апреля - 8-е мая
Продолжительность активной части: 7 дней
 
Список участников

ФИО

Год рождения

Тур. опыт

Обязанности в походе

1

Гарбуз Давид Григорьевич

1978

Бол. Зеленчук-Теберда-Кубань (3У), Тумча (3У), Малка (2У), Бол. Инзер - Мал. Инзер - Лемеза (3Р), Манарага-Косью (3Р), Бол. Хонна-Макит - Нерал - Иркингда (3Р), Лоймоланйоки-Ууксу (3 с эл. 4Р), Хойто-Ока - Ия (3 с эл. 4Р)

руководитель, медик, завхоз, фото/видео

2

Павлик Сергей Владимирович

1989

Лоймоланйоки-Ууксу (3Р), Малка (2У), Манарага-Косью (2У), Чирко-Кемь - Охта (3Р)

3

Терещенко Дмитрий Александрович

1991

Приполярный Урал (3У), Чирко-Кемь (2У) летописец, фото/видео

4

Леванов Александр

1987

Суна 2У, Лоймоланйоки-Ууксу (3У)

Определяющие препятствия маршрута
На пешей части: переправа через р. Ильвама (на лодках)
На сплавной части: пор. Островец (левая протока 3 КС, правая - 2 КС), Пурпорог (3 КС), Падун (3 - 4 КС), Осиновский (левая протока 3 КС, правая - 3+ КС), Печки (правая протока - 3+ КС, техноген; входная ступень центральной протоки - 4 КС; центральная протока с обносом входной ступени - 3 КС), Поняловский (3 - 4 КС), Войбуч (3 - 4 КС), Песьянец (3 КС).
Страховка на порогах Островец, Пурпорог, Падун, Поняловский и Песьянец осуществлялась с воды, на пор. Падун - дополнительно спасконцом с берега, на пор. Войбуч - с воды силами параллельной группы. Пороги Осиновский и Печки - взаимостраховка в походной колонне.
 
Цели и задачи мероприятия, выбор маршрута, подготовка снаряжения
Основной целью похода являлась тренировка группы и проверка снаряжения перед предстоящим летним походом на Плато Путорана. Основным средством сплава в походе по Путоранам предполагались паккаяки - относительно новое слово в туристском судостроении. В связи с этим перед нами стояли следующие задачи:
1. Проверка степени физической и психологической выносливости и готовности участников к прохождению пешей части маршрута.
2. Тестирование паккаяка "Колчим".
3. Тренировка совместных действий участников на маршруте (движение в походной колонне, страховка, работы по установке лагеря).
4. Отработка минимальной раскладки.
Выбор маршрутов для тренировки пешей заброски на воду с большим весом рюкзаков в апреле - мае достаточно ограничен. В северных и восточных районах, как правило, еще лежит снег, на Кавказе автономные пеше-водные маршруты практически отсутствуют (кроме 4-км пешего участка на Малке), кроме того, выбор осложнен жесткими сроками (30-е апреля - 10-е мая), ограничивающими продолжительность автомобильной или железнодорожной заброски. Соответственно, выбор в пользу Южной Карелии определялся следующими факторами:
- быстрая заброска до начала активной части маршрута;
- возможность включить в маршрут пешую часть;
- достаточно спортивные, но не опасные пороги до 4 КС;
- достаточная автономность некоторых маршрутов;
- широкий диапазон погодных условий в период проведения похода - от почти летней жары до снегопадов и зимних холодов, что давало возможность опробовать соответствие личное снаряжение суровому северному климату.
В Южной Карелии имеются несколько связок, позволяющих включить в программу похода пешую часть, например, Лоймоланйоки - Ууксу и Лоймоланйоки - Колласйоки. Однако волок с Лоймолы на Ууксу слишком короткий для запланированной тренировки, а категорийность каньона Колласйоки, особенно при высокой воде, превышает возможности нашей группы. В результате был выбран вариант, достаточно нестандартный для майских походов - связка рек Вама-Водла, которую как правило ходят летом от деревни Куганаволок на Водлозере или включая в связку реку Илекса. В этом случае маршрут проходит через нацпарк Водлозерский, в котором, как и в большинстве ООПТ, давно приспособились брать с туристов денежные поборы за право находиться в пределах их границ. Выброска с маршрута как правило осуществляется из деревни Водла. Было решено совместить сплав по Ваме и Водле с пешей заброской от деревни Кубово по старой лесовозной дороге, ведущей от деревни общим направлением на север и пересекающей р. Вама примерно в 5-и км ниже ее истока из Водлозера. Не доходя 2-х км до моста, от этой дороги ответвляется другая (не отмечена на картах, но видна на спутниковых снимках), в направлении на С.-З. к плотине, регулирующей исток Вамы. Эта второстепенная дорога идет параллельно Ваме в 300 - 500 м от берега, что дает возможность подойти к реке практически в любом месте. Такой вариант маршрута помимо возможности потренировать пешую заброску избавляет от общения с инспекторами нацпарка и поборов с их стороны. (Кроме того, старт от Куганаволока, предполагающий пересечение 10-км озерного участка, на майских праздниках может быть осложнен наличием льда на озере.) Постоянный пост инспекторов находится на плотине, на левом берегу Вамы, и при неожиданной встрече с обходом территории на вышеупомянутой дороге можно сказать, что маршрут планируется от моста, который находится на границе парка; таким образом, сплавляясь от моста вниз по течению, группа формально находится вне юрисдикции нацпарка. При начале сплава выше моста группа попадает на охраняемую территорию, но если выходить на реку в районе порога Островец или Раккой, шансов на то, что группа будет замечена на стоянке, нет практически никаких. Не доходя 15-и км до моста через Ваму дорога пересекает реку Ильвама, правый приток Вамы, впадающий в нее в 500-х м ниже моста. Ильвама представляется пригодной для сплава на каяках, а возможно, и на катамаранах, по крайней мере в начале мая, при высокой воде, однако возможно наличие большого количества бобровых плотин и завалов, труднообносимых по затопленному или заболоченному лесу. Забрасываться до дер. Кубово было решено личным автотранспортом, что обходилось дешевле покупки ЖД-билетов плюс услуги таксистов, и к тому же давало возможность на обратном пути посетить реку Черная и Онежское озеро с выходом на мыс Бесов нос, известный памятник эпохи неолита. Окончание водной части маршрута предполагалось в районе д. Кубово, т.е. в непосредственной близости от точки старта и стоянки автотранспорта. Такой вариант в отличие от выброски из Водлы помимо возможности легко добраться до оставленных в Кубово машин, позволяет пройти интересные пороги Войбуч и Песьянец, расположенные в левой протоке острова Войбуч. В результате маршрут был построен следующим образом: 
 
Москва - д. Кубово (авто) - мост через Ильваму - пор. Островец на р. Вама (пешком) - сплав по р. Вама и Водла до дер. Кубово или дер. Поршта (в 7-и км ниже Кубово, нежилая) - дер. Каршево (авто) - радиальный выход на м. Бесов нос - Москва (авто).
 
Поскольку в начале мая в Карелии как правило сохраняется достаточно существенный снежный покров, было решено взять на пешую часть "одноразовые" деревянные лыжи, для того, чтобы оставить их на месте стапеля. Однако ранняя весна 2016-го года позволила отказаться от использования лыж. При этом следует понимать, что отсутствие сплошного снега на майских праздниках в лесах Южной Карелии - скорее исключение, чем правило.
Пешая заброска предполагала ограничение веса рюкзаков в пределах 35 - 40 кг, что вполне реально при 10-дневной раскладке около 500 г/чел. в день и использовании индивидуальных судов со средним весом 12 - 15 кг. Вес личного снаряжения был ограничен в пределах 12-и кг. Распределение веса лодок выглядело следующим образом:
 
Колчим - 4.2 кг
Каньон-1 - 12 кг
Викинг-3.8S - 14 кг
Каяк (полиэтилен) - 22 кг
(Приводится вес пустых лодок, без весел, насосов и ремнаборов.)
 
Разница в весе компенсировалась за счет распределения общественного снаряжения.
 
Планируемый поход на Плато Путорана включал пешую часть длиной до 130-и км с предполагаемой сложностью сплавной части до 3 КС. Соответственно, вставал вопрос выбора максимально облегченной лодки, в то же время подходящей для прохождения порогов минимум 3 КС и достаточно вместительной для загрузки на автономное путешествие длительностью 20 - 30 дней. По нашему мнению, набирающие в последнее время популярность пакрафты недостаточно удовлетворяют второму и в особенности третьему требованиям. После поисков в Интернете нас заинтересовали лодки "Колчим" производства питерской компании ExpedBoats. "Колчим" является одним из немногих представителей нового класса судов - паккаяков, и, судя по характеристикам, указываемым производителем, отличаются от пакрафтов лучшей гидродинамикой и значительно большей обитаемостью при сравнимом весе. В нашем распоряжении была лодка из облегченной ткани ПВХ/ПУ с размерами 300х86х28 см. Исходный вес лодки составлял 3.4 кг. Лодка имеет открытый кокпит без самоотлива и штатного сиденья, но производитель может сделать как сиденье, так и закрытую деку по требованию заказчика. Наш экземпляр был куплен в компании "Голубая капелька" в базовом варианте и доработан для сплава по бурной воде: установлены бедренные упоры, фартук на переднюю треть, баллоны проклеены по нижней части дополнительным слоем ПВХ-тезы. От использования сиденья было решено отказаться и использовать посадку на герме с вещами. "Колчим" появился на рынке относительно недавно, и в сети пока нет упоминаний о его использовании на категорийных реках. Остальные модели использовавшихся нами лодок известны очень давно, многократно проверены на порожистых реках и в отдельном описании не нуждаются.
 
В состав личного снаряжения в обязательном порядке входили спасжилет, каска и полный гидрокостюм мокрого либо сухого типа.
 
Варианты заброски в начало активной части маршрута
Помимо заезда на личных авто наиболее простым вариантом представляется заброска на заранее заказанной машине от станции Подпорожье, где останавливаются все без исключения поезда, следующие маршрутами Москва - Петрозаводск и Москва - Мурманск. От Подпорожья до Пудожа - среднего качества асфальт, который вскоре после Пудожа сменяется грейдером, проходимым на любых машинах по крайней мере в сухую погоду и в отсутствие снега. Грейдер ведет через Кубово до дер. Водла. При плохой погоде и сохранении снежного покрова, очевидно, предпочтительнее полноприводные авто. 
 
Техническое описание и дневник маршрута
Утром 30-го апреля отправление из Москвы. Прибыли в Кубово 30-го вечером. Пешая часть начинается либо в восточном конце д. Кубово, либо от моста через р. Пихручей в 1.5 км от Кубово. Состояние дороги позволяет доехать до Пихручья на полноприводном транспорте. Мост в хорошем состоянии. Ночуем сразу за мостом на берегу Пихручья. 1-го мая Серега отгоняет машину по дороге назад, где оставляет ее на попечение доброго человека из Сезуана Кубово. Далее пешее движение по грунтовой дороге. В начале состояние дороги хорошее, но вскоре начинает ухудшаться, появляются частично затопленные участки, довольно глубокая грязь, местами снег или лед (фото 1 - 4). Вдоль дороги - молодой лес, выросший за последние 25 лет после хищнических вырубок, болота, местами еще не оттаявшие (фото 5). Мост через р. Ильвама разрушен (сожжен местным населением в ходе дележки лесных участков по заготовке грибов и ягод). От Кубово до моста через Ильваму - 22 км. Ильвама в районе переправы - глубокая речка с быстрым течением, шириной около 20-и м (фото 6, 7). Ночуем недалеко от остатков моста. 2-го мая с утра переправляемся. Для переправы использовалась лодка "Колчим" (фото 7), которую перетягивали через реку, используя спас-конец. Далее еще 15 км по хорошей дороге (много свежих медвежьих следов, фото 8), затем - чуть больше 500 м по азимуту через лес (фото 9) до пор. Островец. Ночевка перед порогом на правом берегу. Если пройти еще 1.5 км по дороге - можно выйти к порогу Раккой. 
 
IMG_7284
Фото 1.
 
IMG_7286
Фото 2. Транспортировка каяка на переноске.
 
IMG_7291
Фото 3. Местами сохранился снег. Вдоль дороги на всем протяжении - молодой лес, выросший за последние 25 лет после сплошной вырубки в советские времена.
 
IMG_7292
Фото 4. 
 
IMG_8511
Фото 5. Болота местами не оттаяли после зимы.
 
IMG_7295
Фото 6. Разрушенный мост через Ильваму.
 
IMG_7307
Фото 7. Переправа на лодке "Колчим".
 
IMG_8508
Фото 8. Михалыч.
 
IMG_8516
Фото 9. Вдоль Вамы лес не тронут порубками.
 
Река Вама - типичная карельская река с локальными порогами, разделенными протяженными плесами. Расход воды в период половодья - около 100 м^3/с. После выхода из Водлозера образует порог Устьинский, через 1 км после него - порог Раккой. По паводковой воде могут достигать 3 КС (нами не проходились). Пор. Островец расположен в двух протоках. Левая - короткая мощная шивера (3 КС), правая - более длинная, соответственно, с меньшим падением (2 КС). В случае прохождения левой протоки желателен просмотр по левому берегу. На слиянии проток - каменная гряда (в высокую воду затоплена), далее - выходная шивера (2 КС). Прохождение с утра 3-го мая. Вначале перечаливаемся с правого берега на левый для просмотра (довольно жесткий траверс сильной струи выше порога). Пластиковый человек Серега проходит левой протокой (фото 10), и встает на страховку за слиянием проток, остальные идут по правой. Далее следует серия порогов 2-й КС, разделенных плесами: Вам, Кривой, Казимир и Заостровский - ничего примечательного, местами может потребоваться маневр для ухода от обливняков. Четких ориентиров нет, просмотр не требуется. Следующий порог - Пур или Пурпорог - 3 КС, мощная шивера с локальными бочками, высокими валами, в паводок все обливные камни скрыты водой. Ориентир - рыбацкие заколы по левому берегу. Просмотр по левому берегу. "Викинг" обносится (зачем?), остальные проходят: сначала Серега, который встает на страховку в большом улове у правого берега, за ним - "Колчим" и "Каньон" (фото 11 - 13). Через 1 км - разрушенный мост, из воды торчат остатки ряжей, проходы между ними могут быть забиты плавником (два правых - чистые). Сразу за мостом пор. Боровой - шивера 2 КС, при низкой воде множество камней. В паводок камни залиты. Через 2 км - стрелка с Водлой. Расход Водлы в мае - более 200 м^3/с. Через 800 м - пор. Верхневамский - достаточно мощная шивера с высокими валами и обливными камнями в струе, 2 - 3 КС в зависимости от уровня воды. Можно идти сходу. Проходим походной колонной и встаем через 1 км после порога на левом берегу.
 
IMG_7343
Фото 10. В левой протоке Островца.
 
100
Фото 11. Каяк в Пурпороге.
 
101
2
Фото 11 - 12. "Колчим" в Пурпороге.
 
4
Фото 13. "Каньон" в Пурпороге.
 
 
4-е мая. Далее следуют пороги Нижневамский, Киньский, Щелики, разделенные длинными плесами - 2 КС, местами может потребоваться маневр, сходу. Пятый порог на Водле - Падун, 4 КС. Две протоки, разделенные маленьким каменистым островком. В правой - слив высотой 2 м, за ним - мощнейшая бочка с неравномерной структурой, есть участки, где может заварить как небольшое судно, так и свободноплывущего человека. Левая протока мелководна, в высокую воду можно попытаться разведать ее на предмет прохождения. Просмотр порога обязателен. В левой протоке могут быть рыбацкие заколы, а ниже порога летом вся река может быть перегорожена сетями, так что самосплав после киля в основном сливе потенциально опасен. После просмотра каяк и "Колчим" проходят по краю вдоль правого берега со страховкой спас-концом (фото 14 - 15), "Викинг" и "Каньон" обносятся. Через 1.5 км - порог Осиновец. Две протоки. В левой - шивера 2 - 3 КС в зависимости от уровня воды, необходим маневр между грядами обливняков. В правой протоке (4 КС) хаотичное чередование обливняков и локальных бочек, в конце - два последовательных слива с бочками и обливными камнями общей высотой не менее 1.5 м. В высокую воду возможен относительно простой проход правой протоки по левому краю, вдоль самого острова, обязательна страховка с воды, желателен сигнальщик. Каяк проходит по правой протоке (едва избегая оверкиля), надувнушки - левой. На небольшом острове после слияния проток встаем на полудневку и ночлег.
5-е мая. Через 5 км плеса после порога Осиновский - начало деревни Водла, еще через 1.5 км - порог Печки. Два острова, три протоки. В левой - высокий (1.5 м) мелководный слив, в половодье возможна разведка на предмет прохождения. В центральной протоке полутораметровый пологий слив с мощнейшей косой бочкой (фото 16), после которой следует серия высоких жестких валов, переходящих в шиверу, сильно засоренную обливняками (в высокую воду залиты). При прохождении полностью, вместе с входной ступенью - 4 КС. При обносе входной ступени - 2 - 3 КС. Правая протока - узкая зигзагообразная шивера 3 - 4 КС с большим падением, засоренная обливняками, с мощными отбойными валами и бочками между ними (фото 17). Представляет серьезную опасность в силу наличия нескольких рыбацких заколов, перегораживающих русло до половины и расположенных в шахматном порядке. В мае 2016-го г. заколы отсутствовали (по-видимому, были снесены ледоходом), при этом под водой угадывались их остатки в виде торчащих кольев и/или арматуры. Попадание в закол и оверкиль опасны для жизни. Каяк, "Колчим" и "Каньон" кильватерной колонной проходят центральную протоку с обносом входной ступени, "Викинг" обносит все целиком.
 
6
Фото 14. Каяк в Падуне.
103
 Фото 15. "Колчим" в Падуне.
 
IMG_7432
Фото 16. Входная ступень центральной протоки Печек. Пластиковый человек оценивает неравенство сил.
 
IMG_8650
Фото 17. Правая протока Печек.
 
Большая часть групп заканчивают маршрут после пор. Печки. Тем не менее, дальше на реке находятся еще несколько интересных порогов. Следующий после Печек пор. Волчий начинается через 400 м после выхода из Печек под автомобильным мостом. В условиях паводка желателен просмотр по правому берегу. Летом представляет собой слабую шиверу, в паводок - серию валов высотой до 2-х м (метрических, а не "карельских"), с несколькими бочками после них. Между бочками имеется проход на расстоянии 1/3 ширины реки от правого берега. Валы гладкие и достаточно пологие, катание по ним доставляет множество положительных эмоций, маневр вправо в обход бочек проблем не составляет. Прохождение по очереди всеми судами. Через 150 м  - пор. Поняловский. Летом - 3 КС, в половодье - 4 КС. Характер порога кардинально меняется в зависимости от уровня воды. Летом это шивера с локальными бочками под правым берегом и сериями валов по центру. Весной реку практически полностью перекрывает серия мощных глубоких бочек, на выходе из порога образуются высокие жесткие валы (фото 18). Просмотр обязателен (по правому берегу). "Надувнушки" обносятся, каяк проходит по канализации у правого берега (фото 19). Через 1 км - пор. Орешек - шивера с островом в конце, 2 КС. Далее начинается длинный плес длиной около 15-и км до пор. Березовец: две протоки, справа - слив порядка 0.5 м высотой, летом скорее всего непроходим из-за мелководности, слева - короткая шивера 1 - 2 КС. Каяк идет справа (фото 20), остальные - слева. Через 3 км после Березовского - стоянка на левом берегу.
 
IMG_7445
Фото 18. Одна из бочек в Поняловском.
 
104
Фото 19. Каякер проходит Поняловский по правому краю.
 
IMG_7466
Фото 20. Каякер в правой протоке Березовского.
 
6-е мая. Через 8 км после Березовского порога - начало д. Кубово. Еще через 2.5 км - остров, левая протока кажется полноводнее. По острову от восточной оконечности в направлении на Ю.-З. идет хорошая тропа, которая через 500 м пересекается с просекой, идущей в направлении с запада на восток и по которой можно выйти в начало порожистых участков как левой, так и правой протоки. В левой протоке расположены пороги Войбуч, Песьянец и Липки. Войбуч и Песьянец похожи по характеру - разгонная шивера, входной слив с мощными валами (в пор. Песьянец до 1.5 м высотой), затем - серия валов и гряды обливных камней. В высокую воду Войбуч можно оценить как 4, Песьянец - как 3+ КС. Третий порог, Липки, по высокой воде представляет собой слабую шиверу (1 КС). При малой воде могут обнажиться камни, тогда характер порога может значительно измениться. Правую протоку не просматривали, но, вероятно, два первых порога в ней могут представлять не меньший интерес, чем Войбуч. Есть смысл оставить вещи на западной оконечности острова и занести суда вверх по течению на правую протоку. Третий порог в правой протоке по характеру похож на Липки. Далее на реке - несколько перекатов, сложных препятствий нет. Войбуч и Песьянец пройдены всеми судами (фото 21 - 26), в обоих порогах каякер осуществлял страховку с воды. 
 
109
Фото 21. "Колчим" в пороге Войбуч.
 
105
Фото 22. Каякер в заходной ступени пор. Песьянец.
 
106
Фото 23. "Викинг" проходит Песьенец.
 
107
Фото 24. "Каньон" где-то в пороге Песьянец.
 
11
Фото 25. Колчим на заходе в Песьянец.
 
12
Фото 26. Колчим в средней части порога Песьянец.
 
Сплав был закончен в 7-и км ниже дер. Кубово, на правом берегу напротив заброшенной деревни Поршта. Сюда подходят ЛЭП и несколько грунтовок, выходящих на грейдер, ведущий в Кубово. Серега выходит пешком на грейдер и быстро ловит попутку до Кубово, где забирает машину и возвращается за остальными. Едем через Пудож до дер. Каршево, и далее по среднего качества грунтовке до моста через р. Сустрежа, где ночуем.
7-е мая. Радиальный выход на мыс Бесов нос осуществляли от р. Сустрежа (правый приток реки Черная), где оставили автомобиль с вещами. Радиалка примерно 15 км в одну сторону по грунтовой дороге очень плохого качества, разбитой и местами затопленной. Последние 1.5 км - по тропе вдоль берега Онежского озера. Лед на озере полностью растаял (хотя, возможно, оно и не замерзало в силу теплой зимы). Бес на месте (фото 27 - 29). Вечером после возвращения решаем выдвигаться в обратный путь, в Москву. После Вытегры проходим около 100 км по трассе А119 и останавливаемся на ночевку на реке Кема, где вскоре участвуем в поднятии из реки "десятки", улетевшей с откоса на наших глазах (труп).
 
IMG_8709
Фото 27. Берег Онежского озера в районе впадения реки Черная.
 
IMG_8729
Фото 28. На подходе к Бесову носу.
 
IMG_7608
 Фото 29. Бес, ящерица и еще какая-то мелочь.
 
8-е мая. По пути посещаем архитектурно-этнографический музей Вологодской области в дер. Семенково. Вечером на въезде в Москву попадаем в адскую пробку: народ двинулся присутствовать при Дне Победы. Приезжаем в ночь с 8-го на 9-е мая. 
В течение всего похода стояла аномально теплая погода с дневными температурами до 20-и градусов. Только в первую ночь наблюдался слабый заморозок, в остальные ночи держалась плюсовая температура. 
 
Выводы и рекомендации
Нашей группой пройден маршрут 3-й категории сложности по рекам Вама и Водла с нетипичной пешей заброской от д. Кубово. Такой вариант забороски позволяет потренироваться в пешем (как вариант - лыжном) движении с тяжелым грузом, а водная часть маршрута дает возможность провести тренировки по ТВТ перед летними походами.
Реки Вама и Водла в начале мая характеризуются высоким расходом воды, упрощающим маневрирование в порогах (большинство камней оказываются под водой), но в то же время увеличивающим мощность водных структур (бочек и валов). При полном прохождении всех препятствий (Падун, правая протока Осиновского, Печки, Поняловский) маршрут может оцениваться как 3 с элементами 4 КС.
Одной из основных задач похода был тест паккаяка "Колчим" производства компании ExpedBoats (https://vk.com/expedboats). В нашем распоряжении был каяк со следующими характеристиками: материал - ПВХ/ПУ, длина - 3 м, ширина - 0.86 м, диаметр баллона - 28 см, вес без доработок - 3.4 кг. Лодка признана в целом удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к судам, использующимся в длинных пеше-водных походах по Кольскому полуострову, Полярному Уралу и Сибири. Тем не менее, конструкция нуждается в ряде доработок, которые могут быть как заказаны производителю, так и выполнены своими руками. Можно подчеркнуть основные плюсы и минусы, выявленные в настоящем походе.
 
Достоинства:
1 - малый вес (3.4 кг исходно, 4.2 кг после усиления нижней части баллонов путем проклейки ПВХ-тезой, установки фартука из силиконки и бедренных упоров);
2 - высокая обитаемость и эргономичность распределения груза (этот параметр выгодно отличает "Колчим" от пакрафтов: большой размер кокпита позволяет легко загрузить лодку на месячный автономный поход, при этом сохраняется место для удобной посадки гребца);
3 - хорошая гидродинамика: вытянутая остроконечная форма дает преимущества как на бурной воде, так и на плесах, особенно при встречном ветре, при наличии упоров возможна работа кренами;
4 - хорошая ремонтопригодность;
5 - достаточно высокая прочность материала, хорошая устойчивость к шкуродерам.
 
Последний пункт добавлен после похода летом 2016-го г. по Плато Путорана в условиях аномально низкой воды.
 
Недостатки:
1 - отсутствие деки и самоотлива: после прохождения серии даже небольших валов лодка превращается в надувную ванну, что значительно снижает маневренность (хотя пассивная остойчивость даже несколько увеличивается);
2 - отсутствие в штатном исполнении подвесного сиденья: в случае посадки на герме с вещами дно лодки прогибается, что увеличивает осадку, повышает вероятность повреждения дна о камни и уменьшает скорость на гладкой воде.
 
"Колчим" в штатном исполнении не имеет бедренных упоров, сиденья и фартука. Кроме того, нижняя часть баллонов частично не защищена материалом днища. Мы рекомендуем проклеивать баллоны дополнительным слоем ПВХ- или ПУ-ткани, оборудовать лодку стандартными бедренными упорами, подвесным сиденьем и полной декой, которая может быть изготовлена из облегченных тканей типа таффеты или кордуры. Такая модернизация не должна привести к увеличению веса лодки более чем до 5.5 - 6 кг, что существенно меньше, чем вес большинства как двухслойных, так и монобаллонных лодок, представленных на рынке. В сочетании с высокими маневренностью и остойчивостью, хорошей ходкостью на гладкой воде и высокой обитаемостью эти качества позволяют рассматривать данную лодку (после ряда необходимых доработок) как перспективное судно для автономных пеше-водных походов вплоть до 4-й категории сложности.
 
Данное резюме является не рекламой, заказанной производителем, а результатом использования лодок "Колчим" в походе по р. Вама и Водла, и также по Плато Путорана летом 2016-го года.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Карелия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Давид Гарбуз