Пеший поход с горной составляющей и немного спелеологии. Броды можно считать за водную часть)). Сложность похода 2К.С., хотя в некоторые дни был полный...
Нитка маршрута
Волжский- Краснодар- Каменномостский- Руфабго- Духан- Мезмай- Гуамка- Буква- Буквинская балка- Цица- Балка Агулова- Чеше- Отдалённый- ГКХ- Псезаупсе- Марьино- Лазаревское- Туапсе-Волжский
 
Состав группы

1. Рябухин Роман Николаевич - руководитель
2. Волк Елена Николаевна - медик
3. Лядвиг Анастасия Сергеевна - фотограф
4. Старцева Светлана Игоревна - завхоз
5. Приданов Илья Юрьевич - реммастер
6. Бенглянц Гарегин Вартанович - хронометрист
День 0. 27.04.13 отправление из Волгограда

Все вещи собраны, все участники уже подтянулись. Несмотря на ранний подъём выглядят все ещё бодро. Поезд отходит в 08.40. После загрузки в вагон вышли на перрон поглазеть на нашу велосипедную группу, которая отправлялась с соседней платформы покорять степные просторы Волгоградской области. Наш путь лежит намного дальше, поэтому особой зависти не испытывали. Поезд тронулся, а это значит, что поход начался! Уррра!!!. Поездная романтика сильным разнообразием не блещет, посему задерживаться на передвижении по стране не будем. Прибыли в Краснодар в половине двенадцатого ночи. Автобус до Каменномостского только в 06.50, поэтому нас ждёт почти бессонная ночь на Краснодарском вокзале. Нас уже встречал наш товарищ-турист Алексей Халдеев. С ним отправил первую партию желающих погулять по ночному Краснодару, а мы с Ильёй почти по домашнему разложились в зале ожидания и мирно отрубились. К сожалению, сон был недолог, до первого прихода полиции. Нет, наш внешний вид подозрений не вызывал, но для подстраховки ребята будили всех спящих, чтобы их не обокрали ночью. Часа в три ночи сменились и я тоже устроил Илье небольшую экскурсию по центру Краснодара. 
День 1. 28.04.13. Выход на маршрут. Каменномостский- Руфабго

Подъём: да и не спали то вобщем
Выход: 11.30
Погода: Весь день солнечно, +25
Перед выездом из Краснодара закупили условно свежего хлеба, потому что сложно было расчитывать на него в Каменномостском. Автобус оказался корейским междугородником на 36 мест, но с очень маленьким багажником, поэтому рюкзаки пришлось размещать в салоне. До Майкопа почти все мирно посапывали друг у друга на плечах. На Майкопском автовокзале по непонятным причинам нас всех пересадили в другой автобус, где нам удалось занять багажник, поэтому до Каменномостского дремали с комфортом. Сразу после Майкопа стали видны заснеженные горные вершины, что придавало особой бодрости участникам группы. У меня сон как рукой сняло. В половине двенадцатого наконец пошли под рюкзаком. От конечной автобуса(рядом с ж/д станцией) Вышли на трассу и прошли в сторону Даховской до моста через Белую. Там где трасса подходит к реке будет ответвление вправо-вниз. Там и будет мост. Сразу у моста первая достопримечательность - Хаджохская теснина. Всё за забором и вход платный, это точно не для нас. Обошли кругом этот аттракцион для матрасников и двинулись вверх по течению реки Белой по хорошей тропе. Вид с неё на теснину ничуть не хуже, много смотровых площадок. Вскоре теснина расширяется до обычного каньона. Местами тропа проходит по узкой полке между каменной стеной и сыпучим обрывом. В мокрую погоду  требуется преодолевать очень осторожно. Местами на скале висит трос, вроде бы даже без заусенцев, держаться можно за него смело. Через 2,5км после посёлка тропа выводит к следующему матрасному аттракциону- Водопады Руфабго. С противоположного берега Белой ведёт платный пешеходный мост. К нему подходит автодорога, рядом стоянка. Прошли толпу отдыхающих и пошли вверх по течению ручья мимо красивых водопадов. До четвёртого мощного водопада (Девичьи косы, по моему) ведёт оборудованная тропа с мостовыми переходами через ручей. Очень много фотографируемся, привал у каждого водопада. Далее тропа переходит на правый берег ручья через небольшой бродик(проскочили посуху, по камням) и круто уходит вверх по склону параллельно ручью. За этот водопад матрасно-отдыхающие проходят редко. Сразу после подъёма будет разветвление троп. Одна влево через ручей - к двум оставшимся водопадам, вторая вправо-вверх до грунтовки. Поворачиваем налево и пересекаем ручей. Рядом стекает левый приток - ручей "Енот"(мы его назвали так в 2011году). После этого ручья тропа выходит на стоянку с кострищем. Встаём на ней на обед, ужин и ночёвку уже в 15.30. Так как впереди на маршруте есть тёмные места, провели тренировку с верёвками. Одели системы и погуляли по небольшому склону вверх и вниз со страховкой.  С дровами на этой стоянке не густо, надо поискать, поэтому гуляли за дровами аж на другой стороне ручья. Остаток дня и всю ночь компенсировали недостаток сна в организме.
Итого:
За день пройдено 3,5км
Набор высоты 150 метров
День 2. 29.04.13. Руфабго-Духан

Подъём в 07.00
Выход в 10.00
Погода: Весь день тепло +28, ясно
Согласно плану похода второй день акклиматизационный, поэтому километраж небольшой. Продолжили движение вверх по ручью. Через 200 метров дорога забирает вверх-влево и огибает скалу, затем спускается к ручью Руфабго выше впадения в него ручья Бачурина. Дальше тропа переходит на левый берег, круто идёт вверх по валунам и под скалой по узкой тропе спускается к Бачурина. Для наших рюкзаков тропа имела слишком неудобную конфигурацию, поэтому вернулись немного назад и пробрались к месту слияния двух ручьёв. Без проблем пересекли оба ручья и вышли на тропу, ведущую к шестому водопаду, расположенному на ручье Бачурина. От воды тропа далеко не уводит, идёт круто вверх и через 200 метров выводит к шестому водопаду в небольшом ущелье. Опять много фотографировались, водопад очень красивый. От водопада с левого берега ручья вверх уводит очень крутая тропа, которая через 250 метров выводит на грунтовую дорогу. По ней продолжаем движение на запад. Вскоре дорога сначала сближается с ручьём, а потом и сливается с ним, то есть вода течёт прям по дороге. Идти сложно, постоянно пересекаем основную струю, идём по выступающим камням. Движение сильно замедлилось, но зато от воды прохладно. Примерно через три км после шестого водопада от ручья отделяется дорога и уходит влево-вверх. Это и есть наша дорога до Духана. Предстоит долгий тягучий подъем с 650м до 1000м. Сразу становится очень жарко, Ручей-кондиционер остался внизу. дорога идёт местами крутым серпантином. Дорога каменисто-грунтовая. В дождливую погоду будет очень скользкой. Через 4,5км после ручья примыкает дорога слева-снизу, ещё через 300 м развилка. Основная дорога уходит влево, к пещере ведёт дорога направо. После поворота направо через 250 м на очередной развилке повернули налево(на запад) и шли прямо до самой пещеры. Справа от дороги прям над пещерой огромная стоянка на несколько групп. Весь путь от развилки до пещеры промаркирован волчатником. Встали на обед и ночёвку в 16.00. Очень вымотал подъем по жаре, да ещё и акклиматизация. После обеда сил прибавилось, провели ещё одну тренировку с верёвкой и полезли в пещеру. Вообще, тут большая путаница с названиями Аминовских пещер. Я называю Духаном самую восточную из пещер, там где лестница на водопаде у входа. Сам вход представляет собой широкий туннель неправильной формы из которого на свет божий вытекает ручей. Через 30 метров туннель кончается двухметровым водопадом, наверх ведёт крепко сколоченная лестница. Дальше туннель сужается, потолок опускается, но идти всё ещё можно в полный рост. Воды в ручье в этом году мало, поэтому гулять можно почти как посуху. После небольшого сужения туннель разветвляется. Левее уходит такой же туннель с ручьём, а направо сухой узкий ход, заканчивающийся тупиком. Основной туннель постепенно понижается и сужается. В одном месте примыкает ещё один ручеёк через узкое отверстие в стене, оттуда хорошо слышен водопад. Дальше туннель продолжает сужаться и понижаться, превращаясь в шкурник. Дальше его мы не исследовали, так как вода в ручье сильно уж холодная, без гидрокостюма и околеть можно. Особо больших натёчных образований в пещере нет, молодая ещё. Технически пещера не сложная, подходит для посещения новичками. Все остались довольны посещением пещеры. Оказалось, что у троих из нашей группы это был первый опыт заземления. К расположенной недалеко пещере Саксофон даже и не подходили из-за чрезмерной усталости. Вечером отметили первое заземление наших новичков и отрубились без задних ног.
Итого: 
За день пройдено 10 км
Набор высоты 500 метров
День 3. 30.04.13. Духан - Мезмай

Подъём в 07.00
Выход в 10.30
Погода: Весь день тепло +26, ясно
 
На удивление, ночью удалось отдохнуть. Видимо процесс акклиматизации почти завершён. Больших наборов высоты сегодня не предвидится, но километраж достаточный. Выходим от пещеры тем же путём, что и пришли. Выходим на развилку к основной дороге и продолжаем движение  в южном направлении. Дорога слегка идёт в подъём, под ногами очень часто голый камень, в дождь будет скользко. Через пятьсот метров дорога выходит на живописную поляну и тут же уходит вправо в лес. Едва заметная дорожка идёт по поляне. Двигаем по ней, она короче. Идём вдоль границы леса и в конце поляны дорога превращается в натоптанную тропу. Ещё метров через 500 тропа резко уходит вниз. Спуск достаточно крутой, под ногами иногда сыпуха. Спуск кончается у развороченной лесовозной дороги с дикими колеями. Поворачиваем налево и идём по главной до самой Пятигорской поляны. Вскоре дорога начинает идти в гору, подъём из-за плохой дороги даётся очень тяжело. Через 2,5км после тропы дорога начинает огибать пятигорскую поляну, поворачивает направо (На запад). На этом повороте есть примыкание дороги снизу. Мы сворачиваем на запад и идём практически без набора высоты. Через 1,5 км наконец выходим из леса и доходим до высоты 1201 - наша максимальная на сегодня. Впервые за поход вырвались из леса, наслаждаемся видами заснеженных вершин. Немного позагорав на лугу, двигаемся дальше. Дорога идёт дальше на запад по Хребту Гуама, ошибиться сложно. Через 4 км практически без изменения высоты дорога выводит на гравийку, укатанную до состояния асфальта. Эта дорога довольно круто спускается к посёлку Мезмай, петляя серпантинами. Местами можно срезать эти серпантины по ещё более крутым грунтовкам. До посёлка сброс высоты 600 метров на 5ти километрах пути. После входа в посёлок следует держаться главной дороги(самой накатанной). Она выводит к мосту через речку Мезмай, сразу за которым есть магазин. Внимание, хлеб бывает в магазине не каждый день. Несколько раз в неделю его утром привозят и довольно быстро раскупают. К обеду мало что остаётся. От моста поворачиваем на северо-запад и через 150 метров выходим к бывшей станции узкоколейки "Мезмай". Здесь Ещё один магазин, с хлебом та же самая история. Продолжаем движение вдоль недействующей узкоколейки. После выхода из посёлка - мост через реку Курджипс. Отойдя от него метров триста встали на ночёвку в 18.00.  Берег реки крутой, но места спуска найти можно. День был хоть технически и несложный, но километраж не маленький, поэтому ужинали уже на автопилоте.
 
Итого
За день пройдёно 20 км
Набор высоты 200 метров, сброс высоты 600 метров.
День 4. 01.05.13. Мезмай - Холодный родник

Подъём: 06.30
Выход: 11.00
Погода: Весь день солнечно, +27
 
С самого утра установилась жаркая душная погода, не прибавляющая к бодрости ни капли. Но всё равно пришлось совершить подвиг: к открытию магазинов в 09.00 сбегать в Мезмай за хлебом. К моему приходу запасы хлеба на полках уже успели ополовинить. Взял 10 буханок хлеба, ибо он намного вкуснее припасённых сухарей. Надеюсь никого не оставил без хлеба в посёлке. В 11.00 выдвинулись вниз по долине реки Курджипс вдоль узкоколейки. Местами рельсы со шпалами нависают над осыпавшейся землёй, переходить страшновато. Рюкзак, по ощущениям, и не собирается становиться легче, но надежда ещё остаётся.Через два километра рельсы неожиданно обрываются. Впереди последствия оползня, прошедшего несколько лет назад. Зрелище устрашающее: пропущенные через мясорубку деревья, камни, земля, остатки рельс. Навстречу уже двигаются матрасники из Гуамского ущелья- они без рюкзаков, поэтому прошли завал быстро. Нам же пришлось повыбирать траекторию движения, местами страховали друг друга. Сразу за завалом - начало Гуамского ущелья. Каменные стены вплотную подбираются к реке, двигаемся по узкой полке между скалами и обрывом. Место очень красивое - внизу с ужасающей силой Курджипс продирается по порогам(хотя возникла мысль по нему сплавиться), вверх уходит абсолютно вертикальная стена. Самое неприятное- навстречу повалило громадное число "отдыхающих", стало слишком людно. Через 300 метров от начала ущелья выходим к мосту через Сухую балку. Потрясающей красоты место. река Сухой балки прорезает скалы, образуя очень узкое ущелье с небольшими заводями. Мост находится метрах в 20 над дном этого ущелья. По левому берегу Сухой балки уходит извилистая узкая тропа, вдоль которой по скале протянут трос. Судя по первым метрам этой тропы, без снаряжения там делать нечего, системой надо пристёгиваться к тросу хотя-бы. А изначально была мысль продраться по этой тропе вверх по балке. После продолжительной фотосессии продолжаем путь. Картина ни слева, ни справа не меняется: скалы и ущелье. Встречный поток людей только усиливается. Через километр после моста доходим до самой страшной части Гуамского ущелья: экскурсионный поезд! Единственный участок узкоколейки, по которому осуществляется движение поездов пролегает от этого места до конца ущелья у посёлка Гуамка. Поезд этот не несёт никакой смысловой нагрузки, кроме как заколачивание денег. Пешеходное движение на этом участке строжайше запрещено в период, когда осуществляются экскурсии. По моему, это с 09.00 до 19.00. Стоимость: 100 рублей в один конец. Никакого удовольствия от поезда получить нельзя. Едет со скоростью 6-7 км/час, ужасно скрипит, свистит и гремит, да и возникают сильные сомнения в безопасности- ведь вогоновожатые во время движения сидят на подножке вагонов со стороны скальной стены. Поезд едет всего лишь 1,5км. На конечной опять толпы народа и несколько лотков с сувенирами. Отсюда же вверх уходит тропа в сторону Лаго-Наки. Нам туда! Поднявшись метров на 30 от железки сели на перекус возле ручья. Почему то предстоящий крутой подъем уже никого не пугает, все рвутся в бой. Повалявшись немного кверху пузом, стартуем наверх. Сначала тропа очень натоптанная, широкая. Затем возможно мы свернули не на то ответвление, сошли с главной дороги. Тропа пошла круто вверх огибая скалы со стороны Гуамского ущелья. Вскоре мы вышли к скалолазным трассам. Судя по навигатору мы были всего в 100 метрах от дороги, проходящей наверху, поэтому решили брать склон в лоб между крутыми скалами. На удивление и это решение не встретило никакого сопротивления со стороны экипажа. Удивительные люди! После довольно тяжелой пахоты выползли к небольшой смотровой площадке в 15 метрах от дороги. Полюбовались на посёлок Гуамка. После проведённой нами тренировки, дорога крутой уже не показалась, поэтому взвинтили темп и пошли вверх по тягуну. Дорога серпантином набирает высоту с 700 метров до 1000 метров и через шесть км выводит к Холодному роднику. По пути будет несколько развилок - идти всегда по главной дороге. В районе Холодного родника дорога делает крутой разворот на 180 градусов, огибая начало Сухой балки. Здесь же установлен памятник партизанскому отряду им. Гастелло. От памятника дорога ведёт вниз и через 100 метров заканчивается уютной стоянкой у Холодного родника с кристально чистой водой. Сегодня уже не сильно устали, привыкли к нагрузкам. Встали на ночёвку в 19.10. Вечером услышали вдалеке чей то рык, похожий на медвежий. Стало немного не по себе, но здравый смысл убедил, что бояться его прихода не стоит. На часы уже никто не смотрел, после ужина поотрубались.
Итого:
Прошли за день 16 км
Набор высоты 400 метров.
 
День 5. 02.05.13. Холодный родник- Буквинская балка

DSC_0507 DSC_0507
Подъём: 06.30
Выход: 09.30
Погода: Весь день солнечно, +25
 
Сегодня наконец научились побыстрее собираться, поэтому вышли ещё в прохладе. В районе Холодного родника дорога огибает сухую балку, разворачиваясь на 180 градусов. Идём на запад- северо- запад. В месте, где дорога полого поворачивает на юг наверх направо уходит дорога на Лагонакский хребет. Начинаем штурмовать этот подъём. На 2,5 километрах надо набрать 500 метров. Эта дорога очень часто используется экскурсионными уазиками, возящими матрасников на Лаго-Наки. Под ногами опять то камень, то грунт, в дождь будет скользко. В несколько переходов берём этот подъём и оказываемся на хребте у подножья г.Буква. Высота 1500, выходим из леса на открытое пространство. Решаем сделать небольшую радиалочку до вершины. Без рюкзаков мы очень быстро оказались на высоте 1700 метров. С вершины Буквы открывается живописный вид на плато Лаго-Наки. Хорошо виден ГКХ, видно место нашей будущей днёвки. Зависли минут на 30, сложно было оторваться от видов. К часу дня спустились до наших рюкзаков. К северу от Буквы на хребте развилка. Одна дорога идет по хребту, вторая уходит вправо, траверсом Буквы и падает вниз. Идём по правой. Наступает самая тёмная часть маршрута, Куда и как идти не совсем ясно. Первоначальный план: идти по лесовозной дороге по направлению к Буквинской балке, после окончания дороги спускаться в балку и вниз по ней до Цицы. Сначала дорога идет хорошо укатанная, хотя и сбрасывает сильно вниз. Доходим до поляны с брошенным трактором. Левее дорога уходит дальше вниз. Этой дорогой уже точно давно не пользовались. Много поваленных деревьев, проросла трава, спускаться неудобно. Через 500 метров от поляны развилка - одна дорога уходит влево-вверх, вторая прямо и круто вниз. Эти две дороги впоследствии сходятся, образуя кольцо, поэтому набирать высоту смысла нет. Сбрасываемся вниз. Сначала дорога идёт на Ю-З, потом на юг. В месте поворота дороги обратно на восток призадумались: До дна балки напрямую 500 метров, но по совсем диким местам. Устроили разведку: В 150 метрах на восток уходит параллельно балке совсем уж заросшая дорога. Местами на ней уже выросли молодые деревья. Решаем двигаться по ней. Очень много крапивы, прожигающей прям через штаны. Через 700 метров дорога заканчивается в 100 метрах от обрыва на западе и в 200 метрах от дна балки. Начинаем продираться к балке. Сильно мешают сплошные заросли крапивы, малины и прочих колюче-вьющихся растений. Немножко поднимаемся и оказываемся в сосновой рощице. Сразу становится легче дышать. Спуск в балку довольно крутой в этом месте, местами обрывы. Начинаем траверсом осторожно спускаться. Несколько раз из под ног вырывались неплохие валуны и с шумом скатывались вниз, место опасное. Склон травянисто-каменистый, местами заросли кустарника. Ближе к дну балки склон становится круче, пришлось даже прокинуть верёвку для страховки. Спустившись в балку с удивлением обнаружили, что ручья на дне нет, хоть это обещали и генштаб и OSM.Дно балки представляет собой нагромождение валунов и мелких камней. Где то под ними наверняка есть вода. Местами в низинках встречаются линзы с явно свежей водой: под камнями слабое течение есть. Ну а ручей тут течёт наверное только в сильный дождь и при таянии снегов. Начинаем движение вниз по ручью. Двигаться следует осторожно, попадаются живые камни. Сначала путь ведёт некруто вниз, стены балки смыкаются, образуя ущелье, и через 150 метров мы выходим к настоящему высохшему водопаду, высотой метров 5. Да, не зря взяли системы и верёвки. По описанию, составленному в начале апреля, какая-то группа спускалась по балке и "несколько раз провешивали страховку". Тут уже не страховку провешивать надо, а дюльфером спускаться! Хорошо, что в предыдущие дни удалось потренироваться обращаться с верёвкой. Закрепили верёвку на дереве и начали спуск. Спустились мы с Ильей, потом спустились наши рюкзаки. Пока принимал остальных участников, Илья сбегал на разведку и увидел через 150 метров ещё один водопад. Твою мать! Сверху всех этих сюрпризов не видно, балка немного петляет. На втором водопаде(метра 3 высотой) организовали спуск уже намного быстрее, половине группы удалось спуститься по склону слева. И уже совершенно не удивились, дойдя метров через 100 к третьему водопаду! Метра 2,5 - 3, можно и так спуститься, но группа уже устала, по верёвке надёжнее. Между тем начинало вечереть, следовало бы подумать о ночлеге. Решили пока светло идти по балке - впереди вроде препятствий не просматривалось. Но через 200 метров крутого спуска вышли к грандиозному пересохшему водопаду метров 30 высотой. Пускать на него новичков даже со страховкой страшно. В этом месте балка прорезает 100 метровую отвесную стену. Тут же справа  начинается крутой спуск по лесу. Лес упирается в скальную стену У подножья стены есть множество горизонтальных полок. Высота около 1000 метров. По узкой полке над обрывом пробрались к подножью, решено ночевать здесь. Встали в 19.00. Палатки ставить негде, поэтому будем спать в спальниках под открытым небом. Устали смертельно и физически и морально. Впервые за поход не выполнен план по маршруту. Разведку отложили до утра. Хоть с дровами проблем не возникало, сушняка много. Горизонтальных мест мало, сначала долго искали место под костёр, нашли между двух больших камней. Поужинали на большой наклонной каменной плите. Теперь встала проблема с размещением на ночь. Я себе нашёл хорошую нычку на стыке плиты и большого валуна - получилась ложбинка, из которой даже самые буйные ночью не выкатятся. Гарик ,Лена и Илья расположились выше меня между деревьями, а Свету и Настю положили на месте костра- и тепло будет и камень укатиться не даст. Хоть костёр и заливали, но один уголёк всё же таки попортил коврик. Не знаю как остальные, а я отрубился почти мгновенно.
 
Итого:
За день пройдено 10 км
Набор высоты 500 метров, сброс высоты 500 метров
День 6. 03.05.13. Буквинская балка - река Цица

Подъём: 05.30
Выход: 09.00
Погода: Весь день солнечно, +27
 
Подъём устроили ранний, чтобы за день всё успеть. Ночью к Гарику приходило непонятное животное - то ли енот, то ли другое подобное существо. В темноте особо не разберёшь. Остальным снились странные сны, навеяные необычной обстановкой. Сразу от лагеря, справа от водопада, начинается крутой спуск: сыпуха, местами грунт и скальные выходы, ступеньки. Решили спускать людей на страховке. Достали 30ти метровую верёвку и стали выпускать через восьмёрку. Я шёл первым, расчищал тропу, спустил несколько хороших живых камней. Вообще склон очень камнеопасный. Хорошо хоть в конце этого участка есть небольшая ниша в скале, в которой и прятались от камней спустившиеся участники. Затем шёл участок склона метров 30 заросший кустарником и удобной полкой и кустами самшита в конце. Собрались все на этой полке. Дальше снова 30 метров сыпухи и скальных выходов. Вокруг растут ёлки, буки и много самшита. На этом участке снова спускались со страховкой. В конце снова небольшая полка с поваленным деревом. Не дожидаясь остальной группы начал разведку пути дальше. Отсюда вниз уходить уже просто каменная река, приходящая в движение при каждом шаге. Камни не крупные, почти сыпуха, но очень густые кусты непонятного происхождения и несколько скальных ступенек по  метру - полтора. Поэтому принято решение дюльферить на этом участке. Прокинутого полтиника почти хватило до дна ручья. Оставался только участок мелкой сыпухи метров 20. Вернулся наверх за рюкзаком, обрадовал людей скорым окончанием спуска и снова пошёл вниз. Тут и вспомнил, что на группу только две восьмёрки - не расчитывали на такую жесть. Придётся еще несколько раз спуститься-подняться. Наконец и взятые Гариком рации пригодились. Раритетные рации "Гродно" постоянно ловили переговоры то ли связистов, то ли дальнобойшиков. До глубины мозга проникли позывные: "7278...278...Краснодар...Край Краснодарский". Сначала было даже как то не по себе, а потом привыкли. И вот половина группы уже внизу, рюкзаки почти все тоже там, мы с Гариком уже по разу сбегали вниз за восьмёрками. На спуск пошла Настя. И тут посреди спуска услышали её страшные крики. Чуть не ринулся вниз за ней, но вовремя сообразил, что спущу на неё кучу камней. Докричались до неё, вроде бы говорить и двигаться может, отошла от верёвки. В общем нашёл её под скальным выступом с окровавленной головой. В этом месте спуска как раз была ступенька с человеческий рост. Восьмёрка подстраховывалась репиком и в этом месте он закусил за изоленту на верёвке. И пока Настя боролась с репиком. расшевеленный верёвкой камень беззвучно скатился ей на голову. К моему приходу Настя успела расчехлить свою аптечку и останавливала кровь коллагеновой губкой (классная вещь, полезная). Пару минут ушло на установление характера повреждений. Вроде бы только рассечение на верхней части лба под волосами, хотя и глубокое. Первый шок прошёл, рану перебинтовали и Настя пошла вниз налегке до ручья, где уже развернут полевой госпиталь. Когда я наконец спустился вниз с верёвками, пациента уже усиленно реанимировали. Рана глубокая, лучше бы зашить, но нечем, а до ближайшей цивилизации ещё топать и топать. Поэтому рану очень долго сжимали для остановки кровотечения. Симптомов сотрясения нет, но ничего определённого сказать нельзя. Отправился пока на разведку. Судя по карте, метрах в двухстах должна быть лесовозная дорога. Может когда-то она и была там, но сейчас всё заросло. Вынужденная остановка затянулась на 4 часа. Решено двигаться по руслу высохшего ручья вниз и искать, где начинается дорога. После спуска левый берег ручья сильно выположился, правый остался крутым. После вынужденной стоянки в шесть вечера двинулись вниз, сегодняшняя цель - добраться до воды. Метров через пятьсот сложного спуска по валунам наконец нашли слева дорогу средней заброшенности. Судя по следам по ней ходят только медведи, поэтому начали шуметь и много рассказывать разных историй, чтоб местные обитатели могли избежать встречи с нами. Наконец спуск закончился возле реки Цица, недалеко от новопостроенной турбазы. Решили больше никуда не ходить, ночевать здесь, лечить стрессы и раны. Встали на ночёвку в 19.00 Группа порадовала, несмотря на нештатную ситуацию, все работали чётко и оперативно. Пациент тоже вёл себя адекватно, хотя и пытался немного геройствовать. Наутро решено устроить медкомиссию по результатам которой будет ясен наш дальнейший план действий. Часиков все уже отрубились
 
Итого:
За день пройдено 4 км
Сброс высоты 500 метров.
 
День 7. 04.05.13. Цица - оз. Чеше

Подъём: 07.00
Выход: 11.00
Погода: Весь день солнечно, +28
По результатам медкомиссии Настя признана условно здоровой, рана затянулась, сотрясения нет. Но больничный закрывать пока не стали, сегодня пойдёт ещё разгруженной. Сегодняшняя цель - дойти до днёвки. Хотя из-за вчерашнего происшетвия и сложностей с Буквинской балкой один день мы потеряли, днёвку отменять не стал, очень сильно сказывается моральная и физическая усталость. Недалеко от слияния рек Цица и Серебрячка недавно построили турбазу в три домика. Мимо неё дорога уходит на юго-запад. Идём по ней сначала вдоль Цицы, затем через мостик выходим к Серебрячке и через 3 км выходим к водозабору и хорошо накатанной гравийко-грунтовке. По ней идём снова на юго-восток. Хочется кинуть камнем в проносящиеся мимо квадроциклы- слишком шумные и пыльные. Через 1,5 км после водозабора подходим к подъему в балку Агулова. Тропа перед балкой уходит назад и вверх довольно таки круто. На кортоком переходе набираем 200 метров. Где то через километр пути тропа выполаживается, но становится не такой явной, местами пропадает. Продолжаем подъём и недалеко перед поляной находим выход карстового ручья. Вода из стенки карстовой воронки вытекает и в другой стенке пропадает, на поверхности только метров 10. Это первый доступный источник воды от реки Серебрячки. Несмотря на данные карты, воды в балке Агуова нет. Решили сделать привал с перекусом. После съетой еды и выпитого каркаде всех разморило и вырубило почти на полчаса. Поэтому с обеда вышли в 4 часа дня, а подниматься ещё много. Вскоре вышли на живописную поляну. По описаниям, с неё начинается подъем на плато Черногорье. Начали подъем сразу в начале поляны, держа курс на ложбину между скалами наверху. Вперемешку на подъеме попадаются медвежьи и человечьи следы, склон очень крутой, но в основном грунтово-травянистый. От поляны до плато подниматься 400 метров. Наконец добрались до плато и увидели первый снег в карстовой воронке. Конец подъема характерен скальными выходами справа и слева. Поверхность плато закарстованна, до озера Чеше путь пролегает по перемычкам между воронками. Сами воронки достигают метров 150 в диаметре и метров 30 в глубину. GPS очень облегчал жизнь, шли по одному из маршрутов обозначенном на OSM. Продвигались очень медленно, так как тропы нет, линия движения не очевидна. Путь в два километра от конца подъема занял почти два часа. Наконец лес резко кончился и в одной из воронок увидели озеро Чеше. Место очень красивое, но мест под стоянку мало. Мы встали на одной из перемычек между воронками. С дровами тоже не густо, приходится погулять по крутым склонам воронок. Все безмерно довольны, что дошли до столь желанной днёвки. Встали на ночёвку в 20.00. Рядом со стоянкой большой снежник, ветер дул с его стороны, поэтому достали наконец свои тёплые вещи. Отрубились поздно, за временем не следили.
Итого:
За день пройдено 14 км
Набор высоты 1000 метров.
День 8. 05.05.13. Оз. Чеше, днёвка.

Подъём: утром
Погода: Утром солнечно, днём и вечером переменная облачность, +20
 
Поднялись фиг знает во сколько. План на днёвку: есть, гулять до г. Черногор, есть, делать баню, есть, отдыхать. После завтрака пошли до горы Черногор. При солнечном свете пейзажи ещё живописнее. Идти около километра по альпийским лугам опять же по перемычкам между воронками. Опять очень упрощает жизнь вражеский шайтан-глаз(GPS). Можно держаться обрыва плато, он тоже приведёт к горе. С самой горы открывается потрясающий вид на Лаго-Наки, Фишт, Главный Кавказский Хребет. Место блокирует всякую физическую активность, хочется просто сидеть и медетировать. На самой верхушке небольшая заросль сухого можжевельника, что придаёт месту еще немного сказочности. Отвисали в районе часа, провели обзорную экскурсию по Лаго-Наки и ГКХ. Обратно двигались в самом приподнятом настроении. По приходу тут же разделились на две конманды: на кухню и делать баню. С камнями для печки проблем не возникло, а вот с жердями на каркас пришлось повозиться- очень мало прямых стволов. Извели почти все гвозди и нервы, но каркас слепили. Топили в основном еловыми ветками, самое распространённое топливо на Чеше. Характерная особенность ели - очень сильно коптит, не очень приятно готовить на таком костре, да и не высидишь долго рядом. Между делом решили совместить катание по снегу с купанием. С южной стороны воронки с озером остался большой снежник до самой воды. Озеро уже успело прогреться градусов до 12-14. Разведали трассу, чтоб не было камней и стали скатываться на фольгированном поджопнике прямо в озеро. После пары прокатов уже была готова бобслейная трасса. Ощущения очень интересные. Сначала едешь по холодному снегу, а после прохладная вода уже кажется тёплой. Пока парни строили баню, наши девчата умудрились из подручных средств сварганить тортик и даже сделали под него в снежнике холодильник. К вечеру все устали почти как от ходового дня, положение спасла только баня. Вечером- праздничный ужин с тортом.
День 9. 06.05.13. Оз. Чеше - пос. Отдалённый.

Подъём: 06.30
Выход: 10.30
Погода: Весь день солнечно, +25
Утром все наконец почувствовали себя отдохнувшими. Настю окончательно выписали из лазарета и вернули в строй. Сильно порадовали полегчавшие за днёвку рюкзаки. Дорога между воронок к началу спуска далась намного легче, чем два дня назад. Солнце жарит с самого утра. Там, где позавчера был снег, уже сухая земля. Спускались в балку Агулова тем же путём, что и поднимались, иногда по своим же следам. Очень быстро оказались на поляне и вышли на тропу. Дальше наш путь лежит по этой тропе на запад. Тропа идёт в небольшой подъём и метров через 600 выводит к ручью. Это первый источник воды на пути от озера Чеше. Постепенно тропа превращается в старую лесовозную дорогу и выводит к перевальчику. Дальше только спускаться. Спуск сразу очень крутой, хоть и по дороге, сильная нагрузка на колени. Вскоре дорога начинает ветвиться, ни одно из ответвлений не соответствует ни генштабу, ни OSM. Так что выбираем ближайшую к нужному курсу. Стараемся держаться ближе к ручью, обозначенному на карте. Но скорее всего все эти ветви сходятся рано или поздно. Местами дорога заросла молодыми деревьями, так что путь превращается в сплошной слалом. На одном из ручейков посреди спуска устроили перекус. Надо дать ногам отдохнуть. Длительный спуск негативно сказывается на состоянии старых мозолей на ступнях. Техника приготовления чая уже отработана, поэтому выдвинулись дальше довольно быстро. Постепенно состояние дороги улучшается, появляются следы техники. Очень много боковых ответвлений, придерживаемся самой накатанной дороги. Наконец дорога совсем выполаживается и серпантином выводит к пос. Верхние Тубы. Вышли к узкоколейке и двинули по ней в сторону Отдалённого. Железная дорога совершенно не производит впечатление рабочей: рельсы кривые, зазоры большие. И тем не менее по этой дороге осуществляется пассажирское движение от Отдалённого до Черниговской. Через 3 км рельсы выводят к совмещённому автомобильно-железнодорожному мосту через Пшеху. Сразу за мостом пос. Отдалённый. Первым делом идём до магазина. Странное дело, от магазинной еды уже отвыкли, долго смотрим на прилавки и не можем придумать, что бы нам взять. Добрая продавщица достала нам из под полы буханку хлеба из неприкосновенных запасов. Хлеб завозиться в посёлок редко и быстро разбирается. Так же взяли свежих овощей и всяческих ништяков для поднятия настроения. Далее прошли по посёлку до речушки, впадающей в Пшеху. Вверх по течению этой речушки идёт дорога, которая через 700 метров выводит к газопроводу. Отмерив положенные 50 метров от трубы, устроились на ночёвку на берегу той же речушки.
Итого:
За день пройдено 18 км.
Сброс высоты 1100 метров.
День 10. 07.05.13. Пос. Отдалённый - р. Псезаупсе

Подъём: 06.30
Выход: 10.00
Погода: Весь день солнечно, +27
С самого утра стоит душная погода, что не предвещает лёгкого пути. Первые три километра дорога идёт совсем рядом с газопроводом сначала полого, потом с набором высоты. На километре пути набираем почти 300 метров. После небольшого перевальчика дорога вместе с газопроводом резко уходит вниз к броду через р. Тугупс. Речку перешли посуху, по завалу брёвен. Сразу за рекой выходим на грунтовую дорогу. По этой дороге и идём следующие 6 км. Дорога серпантином поднимается к ГКХ. Куда она ведёт не понятно, по всем картам она обрывается На ГКХ в районе Лаго-Наки. Дорога пересекает несколько ручьёв, образующих реку Тугупс и выходит паралельно ГКХ. На крутом повороте почти на 180 градусов вверх отходит крутая дорога к гребню хребта. Эта дорога идёт почти в лоб вверх. Очень удивительно было увидеть на ней следы колёсного транспорта, непонятно, что за пепелацы тут двигаются. Где-то через километр выходим снова к газопроводу, до вершины хребта рукой подать, но набирать ещё метров 100 высоты. Наконец набираем 1340м, мы на хребте. Открываются потрясающие пейзажные картины по обе стороны. Через 300 метров выходим к большой поляне с остатками какой-то военной инфраструктуры. Здесь же развилка - на северо-запад дорога идёт по вершине хребта, на юго-запад -вниз, к морю. Первоначально маршрут планировал продолжить по хребту и выйти в район посёлка Аше, но непредвиденная задержка слегка скорректировала планы. Наш путь лежит вниз, поэтому прощаемся с заснеженными вершинами и спускаемся вниз.  Сразу начинают попадаться таблички Сочинского национального парка, запрещающие практически всё, включая туризм на их территории без пропуска. Закрываем на это глаза и спускаемся дальше. Дорога идёт не слишком крутым серпантином по лесному склону.  Где-то внизу слышен шум воды, но до первой проточной воды сбрасывать 500 метров высоты. Через 4 км от вершины хребта дорога выполаживается и пересекает довольно широкий ручей. С переменным успехом почти посуху перебрались, но радовались рано, через 700 метров брод реки Псезаупсе. После долгой разведки нашли место, где можно посуху перебраться по камням и брёвнам. Но времени потеряли достаточно. Сразу за бродом - шикарная оборудованная стоянка. Тут же уходит дорога на гору Аутль. Сразу после стоянки ещё один ручей, проскочили по камням довольно быстро. Времени до заката ещё порядочно, поэтому решили идти дальше к морю ещё километра 3-4. Первый километр от брода - сплошная паутина труднопроезжаемых и труднопроползаемых дорог. Идём по следам двух уазиков, обогнавших нас на обеде. Километра через 3 дорога спускается серпантином к ручью. Сразу за ним на высоком берегу неплохая стоянка на пару палаток. С дороги почти не видно лагеря. Вечерело, поэтому тут и заночевали в 19.40. С водой и дровами проблем не было, доставляли неудобства только колючие плоды каштана, просто так не присядешь отдохнуть. На ручье обнаружены глубокие запрудки, так что устроили полную помывку экипажа. Ну а отрубились некоторые ещё до ужина, поэтому дежурные будили турьё не только к завтраку, но и к ужину)).
Итого:
За день пройдено 18 км.
Набор высоты 800 метров
Сброс высоты 500 метров.
День 11. 08.05.13. р. Псезаупсе- Пос. Марьино

Подъём: 06.00
Выход: 09.30
Погода: Весь день солнечно, +25
Крайний ходовой день! Все идут налегке, боевые раны затянулись, посему настроение у группы отменное. От места ночёвки дорога идёт по полке в склоне над рекой Псезаупсе. Саму реку не видно из-за леса, но слышно отчётливо. Местами через дорогу протекают довольно бурные ручьи, на одном из них даже разувались, что-бы пересечь. Дорога постоянно идёт то вверх, то вниз, огибая большие балки. Почти сразу после выхода с ночёвки опять встретились с газовой трубой и не расставались с ней до речки Широкой. На спуске к этой речке нас и поймали газовики на трёхмостовом белом(!!!) Урале. Пожурили нас за нахождение в нац.парке и в охранной зоне  газопровода без пропуска, переписали, да отпустили с миром. Перекусили у воды без горячего чая, так-как разжигать даже горелку в нескольких метрах от газопровода не очень хотелось. По словам газовиков нас ждало ещё 7 небольших бродов. Их оказалось далеко не семь, и далеко не мелких - им то на Урале проще . Дорога спустилась в долину рек Широкая и Псезаупсе и постоянно петляет от одного края к другому, в бесчисленных местах пересекая речки. Обойти броды по берегу реки почти нереально, так как вода постоянно упирается в отвесные скальные выступы. Половину бродов речки Широкой прошли по камням посуху, а на трёх или четырёх пришлось разуваться- уж очень хотелось сохранить обувь сухой. При слиянии рек дорога ветвится. Обе ветки идут вдоль Псезаупсе, но одна поверху, вторая через броды. По верхней идти нам не советовали - там проводятся работы на газопроводе, злые начальники не пустят. Поэтому идём по низу. На реке Псезаупсе легче совершать броды по Ураловской колее- там камни не такие скользкие. Течение очень сильное, поэтому даже по колено в воде идти против течения очень сложно. Иногда броды разделяет метров 20, но обойти никак нельзя- скалы. Броду к третьему технику отработали, потери времени свели к минимуму. Крайний брод на реке самый глубокий. Мы с Ильёй пошли по колее и оказались по пояс в воде. Течение очень сильное, были бы полегче, могло бы и стянуть. Поэтому остаток группы пускаем искать другое место для брода. Метров за сто выше по течению речка делится на несколько рукавов, расширяется воды не так много. Тут остальные и перебрались. Сушиться смысла не было, решили идти дальше и  искать место для ночёвки ближе к посёлку Марьино. Прошли пустующий кордон национального парка - больше пугали нас егерями и прочей нечистой силой. Сразу за кордоном - посёлок 30-й км. Тут развилка почти равнозначных дорог . Одна из них идёт через посёлок, а наша - наверх к посёлку Марьино. Дорога местами вырублена в склоне, видны следы обвалов. Ручьи, которые жирно прорисованы на карте уже давно иссякли, да и склоны крутоваты для лагеря. Встать на ночёвку удалось только на Овсянниковом ручье на правом его берегу, рядом с мостом в 19.30. Тут есть уютная, но маленькая плошадка высоко над дорогой и водой. Для нашей группы хватит. До посёлка совсем не далеко, но его не видно за поворотом балки. Пока группа обживается на площадке, я как руководитель пошёл на разведку в магазин и на автобусную остановку. Сразу за поворотом дороги обнаружил кладбище и начало посёлка и асфальта. Посёлок представляет собой одну улицу, которая полупетлёй спускается к автобусной остановке. Между кладбищем и остановкой 120 метров высоты. Магазина в посёлке не оказалось, ближайший в 4 км в ауле Тхагапш. На остановке висит расписание автобусов. Ходят до Лазаревского примерно каждые 2 часа. К моему приходу ужин был почти готов. Так как на завтра подъём ранний, отрубались после ужина по готовности.
Итого:
За день пройдено 15 км
Сброс высоты 500 метров
День 11+1. 09.05.13. Пос. Марьино - Туапсе, м. Кадош.

Подъём: 05.00
Выход: 07.30
Погода: Весь день солнечно, +25
  Завтракали ещё в утренних сумерках - надо было поскорее добраться до остановки. Собрались тоже на удивление быстро, да и до посёлка добрались на одном дыхании. В общем, к восьми были уже на остановке. Насколько помню - автобус был в 9. Что порадовало, общественный транспорт ходит строго по расписанию. Дорога до Лазоревского хоть и очень хорошего качества, но очень узкая. Нам оставалось только надеяться на мастерство водителя, ибо на 100 метров пути минимум три крутых закрытых поворота, где автобус едва помещался в своей полосе. Хотя по прямой до Лазоревского два раза шапку кинуть, по серпантинам мы двигались часа полтора. Что бы развлечь нашу группу пообещал пиво первому, кто увидит море из окна автобуса. Но ответственней всех к заданию подошёл я сам)). На море решили новых мест не искать, а поехали на проверенное место-  в Туапсе на мыс Кадош - там хотя бы железной дороги под ухом не будет. Очень удачно попали на электричку в Лазаревском, отправление в 10.55. К 12 мы уже в туапсинском автобусе едем до остановки СРЗ. Так как вечером планируется празднование удачного окончания похода - оставляем Гарика со Светой на пляже, а остальные по магазинам. Душа требует пива, свежих овощей и мяса. Нагрузились - мама не горюй. А ведь это мы на легке пошли, нам ещё по рюкзакам раскидывать. Вобщем, с помощью разваливающегося рюкзака и какой то матери мы доставили припасы до впадения двух ручьёв в море на м. Кадош. У моря стоянки засрали окончательно, поэтому отошли по ручью вверх и встали на хорошей и условно чистой стоянке метрах в 150 от моря. В ручьях воды оказалось намного меньше, чем в прошлом году, да и мути стало больше. Употребляли только после длительного кипячения. Нормальных дров в округе крайне мало, но мы- степные жители, поэтому привыкли искать дрова вдалеке от стоянки. Удалось свалить сухую сосну и сухой бук практически на вершине склона долины. Хорошо хоть при транспортировке гравитация помогала. На удивление народа немного, несмотря на праздник. Мы сами про то, что сегодня День Победы вспомнили только в Лазаревском. Поход отшибает способность следить за датами и днями недели. Рядом на стоянке встали двое автостопщиков со Ставрополя, а на другой соседней стоянке утром появились геологи, отогревающиеся перед отправкой на север. Вобщем очень культурное окружение попалось. Остаток дня и вечера провели в купании-загорании, поедании шашлыка и потреблении вина и пива. В общем, из режима туристов перешли в режим отдыхающих.
Итого:
За день пройдено ногами километра 3
Высота 0 метров над уровнем моря.
День 11+2.10.05.13. Мыс. Кадош- Туапсе, вокзал, домой.

Подъём: не раньше 9
Выход: 18.00
Погода: Весь день солнечно, +25
Резервный день, поезд только в 21.46.
 На утро выяснилось, что не все желудки вынесли резкую смену рациона питания и жирное мясо организмом принято не было. Поэтому я остался сторожить лазарет, а остатки группы в количестве 4х человек пошли пыриться на скалу Кисилёва. Ну а я, вспомнив Челентано, решил выплеснуть неизрасходованную энергию - рубил и колол оставшиеся толстые стволы срубленных вчера деревьев. Без физической нагрузки краски дня меркнут, вошло в привычку за поход. К приходу группы остатки шашлыка были уже готовы, лазарет очнулся и стал возвращаться к нормальной жизни. Не спеша собрались, искупались крайний раз в море и пошли гулять по городу. Окончательно убедился, что Туапсе - город низких приор. На улице Карла Маркса их было замечено 6 штук. Причём покидать эту улицу они явно не способны из-за отсутствия клиренса. Поэтому вынуждены кататься кругами вокруг аллеи. Я думаю, национальность водителей прогнозируема. Туапсе всегда нравится мне своей компактностью и аккуратностью. На удивление очень чисто и зелено в городе. Не спеша прогуливаясь добрались до вокзала и отправили гонцов до магазина. Рядом с автовокзалом есть большой торговый центр а в нём то ли Магнит, то ли ещё какая-то сетевая хрень. Всем совётую - там продаётся вкусное тёмное пиво "Антон Груби". Без происшествий загрузились в поезд, ну а дальше ничего интересного до Волгограда. Всё, поход окончен. Я всё сказал!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2
Опубликовал Роман Рябухин