Приполярный Урал / Водный туризм | Спортивный туризм | Рыбалка | Пешеходный туризм

Год цветущей елки на Приполярном Урале - сплав из Азии в Европу

7 июня - 24 августа 2010 г.
Тапсуй

Таежный, в ожидании заброски Таежный, в ожидании заброски
Михалыч, наш драйвер Михалыч, наш драйвер
Тапсуй в месте заброски Тапсуй в месте заброски
7 7
8 8
Лодку на воду! Лодку на воду!
10 10
11 11
12 12
13 13
Первая стоянка Первая стоянка
Все замечательно! Все замечательно!
Вечерний этюд Вечерний этюд
21 21
22 22
23 23
Типичный мансийский лабазик Типичный мансийский лабазик
25 25
26 26
Илья и Лиза Илья и Лиза
28 28
Не улетают, а убегают Не улетают, а убегают
30 30
31 31
33 33
34 34
35 35
Селтытпауль - семья манси Селтытпауль - семья манси
39 39
Мало народу здесь ходит Мало народу здесь ходит
43 43
Зато рыбалка отличная! Зато рыбалка отличная!
46 46
Хорошо сидим! Хорошо сидим!
51 51
Даже стирать надо в накомарнике Даже стирать надо в накомарнике
53 53
Сосны, уходящие в небо Сосны, уходящие в небо
55 55
56 56
57 57
58 58
59 59
45 45
60 60
Доброе утро! Доброе утро!
62 62
И сказала щука человеческим голосом.. И сказала щука человеческим голосом..
Автопортрет Автопортрет
И где же мы сейчас? И где же мы сейчас?
67 67
68 68
Канал Щукоедова - где же это озеро? Канал Щукоедова - где же это озеро?
Рыбное озеро - Восьмерка Рыбное озеро - Восьмерка
71 71
В гостях у Леонида и Татьяны В гостях у Леонида и Татьяны
73 73
74 74
Вот этот спиннинг потянет! Вот этот спиннинг потянет!
76 76
На крутом берегу На крутом берегу
Василий, хозяин отличной усадьбы и угодий Василий, хозяин отличной усадьбы и угодий
Избушка 5*! Избушка 5*!
80 80
81 81
82 82
С комарами вкуснее С комарами вкуснее
84 84
85 85
86 86
И на уху, и на жаркое хватит И на уху, и на жаркое хватит
7 июня.
Утром приехали в поселок Таежный или разъезд 135км, выгрузились на станции. Большой поселок, много машин, стоянка у магазина. Я пошла искать, кто довезет. Газельки не взяли - дорога, говорят, глинистая, не проедут. Парень на красной Ниве согласился - только надо было подождать его жену из магазина. Потом подождали еще соседа, набились с рюкзаками как селедки в бочку, поехали к ним домой. Оказалось, машина не его, хозяину она вечером понадобится, парень начал обзванивать знакомых, мы стояли и нервничали. Из дома вышли его отец, мать, куча детей. Пришел друг с бутылкой. Парень все звонил, нашел 5-ку в Советском, соседнем поселке, они обещали быть через час. Мы ждали уже 2ч, и +2ч к московскому времени, давно бы уже съездили. Мне не стоится, я должна действовать, увидела рядом белый УАЗик, сбегала, договорилась - машина высокой проходимости, хозяин немолодой, серьезный, наш первый драйвер ему тоже звонил, но он не стал связываться с алкашом. Тот, оказывается, нигде не работает, куча детей, а деньги на водку находит. В 15ч выехали на УАЗике. Хозяин возил лес в ту сторону, хорошо знает дороги. Грунтовка проходимая, но попадаются ямы с водой, Жигуль бы засел. Быстро проехали 50км до Тапсуя, до моста, рядом Тимкапауль, и всего за 1000р, вездеход обходится куда дороже и менее комфортабельно. Мы собирались забрасываться на Ингур, но сказали, что он узкий и непроходимый, весь в завалах.
Выгрузились у старого моста через Тапсуй, здесь же на полянке решили развести костер и перекусить. Неожиданно на берег вышла семья местных с кучей собак. Ну, поздоровались, спросили бы кто-откуда, и гуляйте себе дальше. Видят же, что люди вещи разбирают, не до них. Нет, это же бесплатный цирк с угощением. Я после дороги была еще на взводе, кружку свою не дала и немного поругалась с Волком насчет обычаев и отсутствия совести и такта у некоторых. А он опять: слово капитана - закон, заклинило его. Попили чаю, быстро раскидали вещи по гермам, отошли в 19.30. Наконец-то мы на воде! Тапсуй видится сказочно красивым. Сосны, кедры, извилистые берега, синее небо, солнце садится! Я пою во весь голос, впереди целое лето, трудности и приключения, дичь и глушь, и больше никаких проблем. Отошли 8км, на высоком л.б. сосновый бор, стоянка. Отмахиваясь от тучи комаров, ставим палатку, разводим костер, первый ужин. На спиннинг рыба не клюет, сказали, что рано еще, вот когда зацветет шиповник... Надо готовить сетку, на Ангаре она нас хорошо выручала. Легли в 23.30, еще светло.

8 июня.
Встали в 6.30. Спали отлично, мне приснилось, что я дома и никуда не уезжала. Не жарко, +8. Утро в сосновом лесу! Ясно, ветерок сдул мошкару. Перепаковали вещи, по назначению и необходимости, как было еще на Ангаре. На завтрак варю по городской привычке много, без учета раскладки, надо перестраиваться, экономить продукты и не обжираться. В 9.30 - контрольное время отчаливания. Прохладно.
Первые впечатления - новая палатка Ладога-2 просторная, высокая, я могу встать почти в полный рост, воздуха много, большие тамбуры, легкая, толстые дуги 10мм, но остаточная деформация есть. Ставится и собирается быстро даже в одиночку. Юбки для лодки пришлось удлиннять на 10см, иначе не налезали на кольца, теперь нормально, под юбку прячется фотик, теплее и можно не надевать штаны-непромокайки. Несколько раз за день шел небольшой дождик. Река узкая, петляет взад-вперед серпантином, березки еще свеже-зеленые. Дошли до устья Ингура, можно было пройти на лодке, но нас за те же деньги отвезли дальше, на 50 км, нормально. Встали на перекус, только налили чай - моторка, прямиком к нам, знакомиться. Манси Михаил, здесь их родовые угодья. Налили ему чаю, рыбак угостил нас копченым язем. Пошли дальше, Волк пытался кидать блесну - надо же еду добывать, и зацепил, пришлось лезть в ледяную воду. А он так спокойно вошел - как в ванну, и шарил по дну, пока судорога не начала прихватывать, блесну так и не нашел. Попробовали поставить сетку, но вода быстрая, травы нет, попался 1 рыб, уже хорошо - на уху пойдет. Собрались тучки, от свежего воздуха тянет ко сну. Михаил сказал, что самые комариные времена на Тапсуе в 20-х числах, но нас уже здесь не будет. У Волка болит голова - сетку распутывал без очков. Он ест цитрамон, как доктор Хаус викодин, я ругаюсь, но разве он послушает. Прошли еще мимо нескольких маленьких речек, берега кустисто-болотистые, и когда увидели приличное место около впадения речушки Сохрипья - сразу встали на стоянку. И тут же прилетела моторка с манси и прямиком к нам. Называется, ненаселенка - все под контролем. Рядом в км 1-2 избушки, слышно собак. Волк поймал вечером еще одну рыбку на сетку, и 1 утром. Первая уха - понемножку. Легли рано, в 8ч, спрятались от комаров, но спали плохо, прибегали собаки, Волк выскакивал на звук моторки.

9 июня.
Встали в 8ч, ясно, ветерок, спать с непривычки холодновато. Сварили уху, вещи собираются быстро по гермам - спальники, мягкие вещи, продукты, никого не надо ждать - красота! Хожу в накомарнике, все лицо уже обкусано, скорее бы дневка, баня. Но и так моемся каждый день, после ужина сразу грею котелок воды, традиция. Спорили о разных обычаях, конкретно - надо ли сразу звать к костру и поить чаем всех подряд, опять слегка поругались, вернее, ругается и обижается Волк, а я быстренько мирюсь. Мне интересно не принять чье-то мнение, как догму, а самой решить, что правильно, что нет, возможно, и согласиться с собеседником, если он меня убедит логически, а не в приказном порядке. А он говорит, что я не дослушиваю до конца и перебиваю. Надо за собой последить. Зашли к Илье и Лизе, которые живут рядом за поворотом. Дочка у них в Хулимсунте заканчивает 10-й класс, Лиза с Ивделя, живет здесь недавно, А Илья - всю жизнь. У них есть дизель, а значит свет, ну и конечно моторка. Тоже угостили нас копченой рыбой. Попросили передать привет Ольге Николаевне из Селтытпауля, через 40 км.
Пошли дальше, жуем рыбу, запиваем прозрачной водичкой из реки. Хорошо! Река петляет то на Запад, то на С-З, электронный компас в моих часах иногда глючит, вместо С показывает Ю, потому что нос лодки поворачивается, Волк сердится и матюгается (про себя). Говорим, что зрение - не основное чувство, достаточно слуха, осязания, мышечной памяти. Это когда я плюхаюсь в лодку с разбегу и на один борт, но перевернуть лодку не удается, Волк автоматически наклоняется и выравнивает ее. Волк требует видимого подчинения, скажи есть! и не спорь, а делай, как хочешь. А я пытаюсь отстаивать свое мнение, возникают конфликты, в прошлом году такого не было, я была незнакомая, и он играл другую роль, внимательного и заботливого. А я стараюсь быть Наблюдателем, как из окна поезда, оценивать свои чувства и эмоции, жить здесь и сейчас, к этому я пришла самостоятельно еще зимой, а потом встретила и у Зеланда позицию Внутреннего Смотрителя - как бы внешние события не меняют твою жизнь, ты их просто наблюдаешь.
Перед перекусом поймали первую щучку на блесну, среднего размера, и вечером устроили праздник 1-й щуки, сварили уху и зажарили по 2 филе. Вот оно, за чем мы едем за тысячи километров! Простор, тишина, свежепойманная жареная щука, костер, дом-палатка. Тучи комаров, всегда встречный ветер и холод прилагаются. Ночью в палатке +8, на улице +7. Встретили моторку с ребятами из Пионерского. Они ходили рыбачить на 250км вниз по Тапсую. Посоветовали не заходить к ближним манси, гости у них. Потом требовательный Волк долго искал стоянку - то кущи, то болотятина, то шиповник - не выдраться. Встали на маленькой косе, дорожку через шиповник Волк прорубил топором, улучшил природу. Всегда можно как-то устроиться. Наверху чистая полянка, много сухостоя. На ночь поставили сетку, большую финку-40-ку.Ночью не давала спать кукушка и какие-то птички. Мне спокойно и хорошо, а Волк грустный, глаза красные, жалуется на слабость, но только вечером, днем это танк и вечный двигатель.

10 июня
Встали поздно, в 9ч, хорошо спится, вылезать не хочется из теплого спальника, и мы никуда не торопимся. Ижевский коврик - рулез! 2 года мучилась на обычном. Сварила кофейку, выбрали сетку - 1 щука, 2 окуня и язь, все приличные. Сварила целый котелок ухи, чтобы на перекус осталось, головы даже пришлось вытаскивать, чтобы загрузить всю рыбу. Осталось и пожарить на утро, и на перекус. Рыба теперь наша основная еда. Ветровку из палаточного брезента не снимаю, в ней не холодно - не жарко и плаща в дождь не надо. Супер! Волк щеголяет в мембранке, но она все-таки промокает и ее надо беречь от костра. Отходим в 12.50.
Идем до Селтытпауля, родового поселения Анямовых. Е.Г., Евди, уже нет в живых, теперь там за старшую Ольга Николаевна. Там живет большая семья, все привыкли к гостям, часто бывают туристы, и иностранные тоже, их возят на моторке и для них есть гостевой дом. С гордостью говорят, что даже приезжало НТВ, сняли фильм о них. Все гостеприимно-разговорчивы. О.Н. сразу переоделась в национальное платье, чтобы сфотаться с нами. Нас пригласили в дом, угостили чаем и жареной картошкой. Миша, с которым мы уже знакомы, говорит, что они следят за людьми на реке, кто идет, что добывает. Оказалось, Миша служил в одной учебке с Волком и в одной части, в Хабаровском крае. Вижу - они кричат и обнимаются, бывает же такое, мир тесен. Подошли на моторке еще люди из этого селения, знакомимся, фотаемся, с трудом удается уйти. Уже 16.30, а мы еще не обедали, от жареной картошки только аппетит разыгрался, а у нас осталась уха и киснет сковородка жареной щуки. Находим удобное местечко, вылезаем, кипятим чай, на все уходит полчаса - минут 40. Пошли дальше, в устье маленькой речушки, где даже не развернуться, поставили сетку - пусто. Ну и ладно, мы сытые, выспались (до 9 спали), я говорю, что могу идти всю ночь, но Волк таких экстримов не одобряет, уже около 20ч начинаем искать стоянку. Одно светлое хорошее местечко Волк забраковал - топкий берег. Встали дальше, на вырубке у зимника. Рыбаки здесь бывают часто - валяются остатки армейских пайков, нашла даже целую пачку галет, и подобрала стеклянную литровую банку с крышкой - отсыпать уху на перекус, очень удобно, потом остается ее только разогреть. Рядом ручеек и фигвам полосатый, с печкой и лапником внутри. Еще в кустах нашли лучковую пилу, бросили в фигвам. Вечером варю гречку с морковкой, рыбы нет, и пришиваю потерянную пуговицу на ветровке (отстригла лишнюю у Волка), еще надо помыться - постирать, чтобы не накапливать. Прошли 25 км, хотя и в гости заходили, и не гнали.

11 июня.
Утром нагрела воды, помыла голову, а потом и целиком сполоснулась. Волк смеется, что дневку можно не устраивать. В 10.10 готовы отчалить. Очень много комаров - лезут в глаза, в уши, в кашу. Одно спасение - в палатке. И это, говорят, еще не комары, вот после 20-го... Ночью на улице +9, в палатке +10, Волк мерзнет, дрожит, надо достать ему флисовый костюм и шапочку, а то сегодня рубашку ночью на голову намотал и капюшон от спальника. А мне наоборот жарко, спальник новый, хороший.
Идем до речки Тарни. Зашли справа на берег - там озеро, я даже выломала Волку ветки, чтобы блесну покидал – но рыба не ловится. Берег заболочен, чтобы там ходить и ловить, нужны болотники, а у Волка их нету. Дальше узкая протока, деремся вверх против течения, через завал, выскакиваю, чтобы пропихнуть лодку, ноги мокрые, но все зря, с озером речушка не соединяется. Возвращаемся и идем по Тапсую дальше. Гадаем, где же мы находимся, спираль поворотов то влево, то вправо. Волк уже не доверяет моему электронному компасу, вытащил простой магнитный. Берег кустистые, заболоченные, березняк. Попадаются кедры, сосны, много подмытых и упавших в воду. Карта 2-х километровка старая, плохо согласуется с действительностью. Дошли еще до одной протоки, поставили большую сетку на выходе в заводи и пропихнулись в старицу. Волк покидал блесну и поставил еще и маленькую сетку. Сели на перекус. Пока мы ели, в сетку попался огромный язь, кг на 3, и маленькая сетка 30-ка выдержала! Теперь ужин есть, и уха, и жаркое. Рыбы не больше - не меньше, сколько надо на двоих. Идем дальше, говорим, что манси живут без красоты - в деревнях нет резных наличников, дома - обычные бараки, нет красивой старинной одежды, уборов, передающихся из поколения в поколение, нет национальной утвари. Язык еще правда сохранился, и с детьми стараются на нем говорить, когда они дома, не в интернате. А так - одежда новая, как у наших бабушек в деревне, ну может только покрой платья сохранился. Волк сегодня хотел дойти только до Тарни, но Лыраки недалеко, около 10км по карте, там должна быть избушка. Прошли с сожалением высокий бережок с фигвамом, потом Волк долго каялся, что там не встали. Идем 2ч, 3ч, а Лыраки нету! Ни избушки с лабазом, ни места для стоянки, бурелом или болото. И в 20ч Волк говорит - все, баста! приехали. Неплохая полянка, не очень круто, под кедрами, пойдет. Устали, у меня левая нога уже занемела. Быстро варю уху, жарю сковородку язя, в 23ч уже спим. Потеплело, в палатке +15, давление высокое, это радует. Комаров тьма, но вкус каши они не портят, замучишься их выковыривать. Комары все понизу, стоит присесть - облепляют, а когда бегаешь, вроде и терпимо. Мазь помогает ненадолго, да и комары все равно найдут ненамазанное место. Отмахиваюсь гривой и сдуваю комаров с носа и жалею, что нельзя отрастить хвост с кисточкой. Ночью около 3ч закуковала кукушка, послышался шум моторки. Волк услышал и проснулся, до меня звук дошел только минут через 5. Вот манси - 3 семьи всю речку под контролем держат. Волку не лень было одеться и спрятаться под тентом, чтобы вылезти, если они причалят. Прошли мимо, звук мотора еще долго то приближался, то удалялся, река петляет. Заснули опять.

12 июня.
Завтра дневка! Интересно, где же эта Лыраки и избушка, долго ли до них шкрябать, или мы сразу до Хулюма дойдем. На завтрак после обязательной пол-кружки крепкого кофе варю молочную кашу. Ночью ветром унесло с лодки пленку, хорошо - за кусты ниже зацепилась, сплавали, достали.  Вышли в 10.40. Дневник пишу уже в лодке, пока Волк кидает блесну, на берегу комары бы не дали сосредоточиться. Потом Волк пишет, я гребу, а он покрикивает - направление держи, левым зацеп! Он вообще в этом году чаще командует, иногда жестко. В 11.40 Волк видел мишку на берегу, он задумчиво бродил по травке, а увидев нас, махнул в лес. А еще через час слева открылась протока, поставили маленькую сетку, вошли, там старица, поставили 40-ку и поднялись по речушке, петляющей в болоте. И такое место открылось в соснячке - ветром продувается, комаров мало. Здесь стоянка рыбаков с дровами и кострищем, мусора нет, только бутылки и утиные крылышки, значит, были охотники. Ну, классное место! Еще нашли кусок сала в пакете, а раньше, на другой стоянке - ведро высыпанной картошки, пригодится. А когда мы проверили сетки (в маленькой 3 язя г по 300, в большой еще 4 больших хвоста), да еще Волк суповую щуку утром заблеснил, мы решили здесь дневку и устроить, порыбачить, помыться - постираться, а то в здешних болотах такого места можно больше и не встретить. Прикинули по карте - до Лыраки мы не дошли, но где-то рядом. Кто-то трещит в лесу - может, лось, может, ветер. Тучки бегают, но мы их просим уйти налево, км на 5. Пока помогает. По привычке сразу начала варить уху из голов и хвостов, но решили ограничиться жареной рыбой, уху отложить на вечер. Наелись от пуза, руками, язи вкусные, жирные - объедение, и чай со смородиновым листом, по берегам полно кустов. Призрак туристки, оставшейся дома, еще висит надо мной и стонет - а-а-а! Но у меня не было другого выхода, я не хотела рисковать вслепую. Жаль ее, конечно, не мерзнет к утру в палатке, не поливает ее дождиком, не облепляют комары и мошкара, не надо грести 8ч в день и еще км 5, пока найдем стоянку, да много чего, что для меня составляет смысл такой жизни - чем хуже, труднее, тем лучше. "Будет буря - мы поспорим!" На Ангаре все было слишком сказочно. За 11-12 июня прошли 45км, это мы так Лыраки ищем.
Вечером Волк ходил блеснить, а я его сопровождала, снимала мусор с блесны, рядом болото, а потом носила на кукане добычу - щуку. Солнышко светит через деревья, видно лучи. Выпадаешь из реального времени, просто скользишь. Упаковались в накомарники - лучшее средство от комаров, говорят, еще деготь хорошо помогает. Я потихоньку пою, а Волк кидает. Вечером ели уху и жареную рыбу, еще и на утро осталось.

13 июня. Дневка!
Спим до 9.30. Хорошо, что не жарко - около +15, все равно комары не дадут раздеться и позагорать.
Зашел разговор, кто правит миром. Волк упомянул Инсайдера - что эта гениальная личность знает все, было его интервью в инете, что это он устроил кризис и регулирует количество людей. Все богатства сосредоточены в руках 1% населения - это несправедливо, зачем им столько? Другое дело, что достанется у нас какому-нибудь бомжу 1000 баксов, он их пропьет и все. Деньги - это только средство, не цель, стараюсь сразу тратить их на хорошее дело. Приеду - посмотрю про Инсайдера. (Посмотрела - видимо, очередная секта с нестандартным подходом к аудитории. Путано и мутно.)
Попробовали запечь щучку на решетке - вкусно, и масла не надо, внутрь лук, морковку, лавровый листик. На сетку ничего не попалось, обловлено, здесь рыбаки часто бывают. Выкопали ямку, постирала. Поставила тесто на оладьи - традиция! Волк жалуется на слабость, что его качает. Отправила его спать и напекла оладьи. Сильный огонь, подгорает, надо было немного подождать. Волк похрапывает, не стала его будить, погуляла с фотиком по окрестностям и тоже залезла поспать. Вечером еще раз проверили сетку - пусто. У костра устроили кабинку из пленки и помылись, воду грели в больших пластиковых бутылках, найденных здесь же. Надо набирать полные, без воздуха, тогда они не горят. Отлично помылись, как в бане. Поехали блеснить, и на выходе из старицы - огромная щука! Удача! Сразу вернулись, голову и хвост на уху, остальное жарить, все-таки хорошее место. Стричь меня Волк отказался, комаров много, ходи так. Ну и ладно.

14 июня.
С утра дождь, проливной, принимался несколько раз. На выходе из старицы на блесну поймали большого язя и окуня. Ужин уже есть. Волк повеселел. Еще на блесну попалась щука, решили вечером запечь.
Прошли Хулюм и бывший Хулюмпауль, там заросли малины и Иван-чая, домов нет. Вечером долго искали стоянку – или крутой берег, или бурелом. Всего прошли 30км. Встали в лесу, подход к воде плохой, лодка стоит вертикально. Мы все грязные, в песке. Волк устал, поел и хотел залечь, но услышал вдалеке моторку и вылез из палатки – вдруг подойдут. Лежал бы, отдыхал, мало ли кто мимо идет, нет – вылез, дровишек в костер подбросил, на берегу рукой машет, а тот дядька мимо проехал, очень ему надо подходить. У нас потерялся найденный днем длинный крючок для подвешивания котелка, я не помнила, положила его или нет после перекуса. Волк расстроился, ругался, что он за всем не уследит. А я бы сказала – ладно, не переживай, найдем или сделаем. После этого я стала отвечать за костровое имущество и крючки каждый раз пересчитывать, это помогло не растерять их и находить даже в золе, потому что «должен быть тут»! Утром Волк проверял стоянку и нашел маленький крючок, для этого перерыл все кострище, обрадовался. Щука на решетке получилась суховатая, но быстро. Окунь и головы утром на уху пойдут. Давление к вечеру поднялось, дождя не будет. Спать мне жарко, а Волк как всегда мерзнет.

15 июня.
Год как мы с Волком познакомились. Не буду напоминать. Утром хотела выкинуть головешку от костра в воду и заехала Волку по хребту, головешка разломилась в воздухе. Обиделся, хотя и смеялся вместе со мной. Вышли в 11.40. Солнышко, тепло, появилась мошка.
Друг Волка паяет дома медтехнику, приборы, влияющие на внутренние процессы с помощью бинауральных ритмов. Технология Hemi-Sync (Хемисинк), разработанная Робертом Монро, означает процедуру, в которой участники добровольно прослушивают набор сложных аудиоритмов, в комбинации с музыкой и различными видами шума, выполняя при этом определенный вид концентрации. В большинстве случаев процесс Hemi-Sync включает в себя дыхательные упражнения, направленную релаксацию, внушение и визуализацию. Области применения – релаксация, медитация, избавление от вредных привычек, нормализация работы сердца, а так же суперпамять, выделение астрального тела и развитие ясновидения. Питерский завод Омега еще этим занимается. Волк восхищался, а я сразу подумала про «Обитаемый остров» и ретрансляторы, которые эти частоты гнать будут и людей зомбировать. Мне кажется, эти приборы помогают тем, кто в них верит.
Я люблю поболтать, особенно, если хорошее настроение, но Волк слушает молча или говорит, что его это не интересует. Хотя меня часто спрашивает – ты где? О чем думаешь? Это значит, я задумалась и гребу неэффективно, не тяну. Я привычно отвечаю – да так, и налегаю на весла. Тоже стараюсь «не светиться», сохраняю статус кво.
У небольшого ручейка Волк кинул спиннинг – зацеп, бревно. И вдруг бревно зашевелилось – это огромная щука, кг на 5! Волк прыгнул на берег, провалился в ил по колено, на лодку такого крокодила не вытащить на тонкой леске. Вывел щуку к берегу, тут леска оборвалась и пришлось быстро топить добычу в иле у берега и выбрасывать подальше к кустам. Волк весь в иле, щука в иле, мешок давай! Надеемся, что блесна внутри щуки, и переводим дух. На сегодня рыбалка закончена, с сожалением проходим заливчики и ручьи. Волк и щука с трудом делят пространство сзади.
Пытаемся определиться по карте и компасу – вроде прошли Нюрюмью. За ней маленькое озерцо, но туда не пролезть. Река стала шире, поворотов меньше, людей нет. Нашли первую избушку на берегу, другие, видно, хорошо спрятаны или уже развалились. Часов в 18 вышли к еще одной реке слева, может это Нюрюмья? Хорошая стоянка и на одном и на другом берегу. Выбрали светлый березнячок с подходом к воде. Здесь недавно были люди, мы нашли 2 полупустых пакета со сгущенкой (вскрыли и облизали), 3 куска хлеба (зажарили). Разделали нашего крокодила – запекли 2 филе, 2 сковородки рыбы нажарили, голова не влезла в котелок, пришлось разрубать топором. После 5 капель опять всплыл вопрос о чужаках – почему? Волк не ответил. Я ушла по берегу, нашла болото с прошлогодней клюквой, попаслась там. Когда вернулась, Волк уже укупорился в палатку. Эмоции требовали выхода, я с лодки сама поставила маленькую сетку рядом, взяла спиннинг и уехала на старицу. Покидала – не клюет, потом зацепила и вернулась. Всю ночь Волк вертелся как ежик, натягивал капюшон на голову. И чего он так мерзнет? Ну подумаешь, +10 в палатке, зато дождика нет, безоблачно.

16 июня
Встали в 9ч. Сетка пустая и грязная – ну хоть потренировалась. Сварила уху, пожарила окуня. Есть что-то и не хочется, заелись. Отошли в 11.20. Посушили морковку и лук, немного смыли грязь от  прежних ночевок, все нормально.
Шли до протоки к озеру, там Волк бросил блесну – крокодил! Выскочил на берег и уже туда выбросил щуку. Пошла в пару к ранее пойманному окуньку. Решили все-таки зайти в левую протоку посмотреть на озеро. Шли минут 40, время от времени вылезали на берег и выглядывали – где же озеро. Вроде видно его рядом, а протока петляет, параллельно идет – не дойдешь. И вот выбрались. Щуки прямо выпрыгивают из-под лодки! Поставили сеточку, пока ставили, набилась куча рыбы – язи, караси. Крупные! Пришлось быстренько сетку снять. На перекус пошли на горку, где стоят сушила, коптильня, рядом сложены сети. Люди приезжают за рыбой, как в свой холодильник. Мы доели уху и закусили запеченной рыбой. Потом Волк на блесну поймал еще щучку и раз 5 сорвалось. Озеро это – кошмар рыбака, невозможно остановиться, но куда нам мешок рыбы? Вышли по каналу Щукоедова в речку.
Волк еще раз кинул блесну – клюнул такой крокодил! Не успели вывести на берег, оборвал блесну и ушел. Этот был еще больше вчерашнего, вот читали же мы, что здесь щука до 10кг мальком считается, не поверили. Идем до избушек на п.б., по карте они нежилые, но там живут Леонид и Татьяна, они охраняют типа санаторий-базу отдыха, где останавливаются туристы. Попили с ними чаю с вкуснейшим домашним хлебом, подарили им 1 щуку. У них живет ирландская овчарка Джим – чудо, как хорош. Поговорили об утонувших здесь рыбаках, которых искали в мае неделю или две, а нашли, когда вода схлынула, Леонид и нашел. Лодка была перевернута, мотор стоял на скорости, скорее всего, резко развернулись и не справились с управлением, опыта было мало. Леонид угостил нас еще рыбой копченой, домашним хлебом, приглашал остаться в баньке попариться, но Волк решил идти дальше. Шли еще час и встали в устье речушки на оборудованной стоянке рыбаков. Они часто бывают в устьях, здесь рыба хорошо ловится. Место светлое, сухое, хороший подход к воде – надо же рыбу переработать. Я быстро пошкурила язей, Волк – щуку, костер прогорел до углей и конвейер заработал: Волк чистит, я жарю. Еще 2 хвоста поставили коптить на решетке. Получилось 2 сковородки жареной щуки – тут же заглотили. Потом пожарила 3 сковородки язей и отложила котелок голов и хвостов на уху. Варить ее было уже лениво, просто отварила головы с лаврушкой и перчиком. Вкусно, главное закрыть глаза и не думать, что ты ешь чью-то голову. Потом креативный Волк, впечатленный размерами здешних крокодилов, сделал спиннинг из подручных материалов: дрын, проволока, заботливо припасенная старая катушка и толстая леска, которая выдержит 30кг. Побросал – но что-то не заладилось. Я как всегда помылась горячей водой и спать. День прошел не зря.

17 июня.
Встали поздно, в 9ч. Уже по традиции первая вылезаю, развожу костер, варю кофе капитану. На завтрак вареная рыба, жареная – только по кусочку, чтобы сковородка закрылась, больше не лезет, чай с огромным куском свежего белого хлеба. Волк опять грустный – переел, беда с ним. Темная скрытная личность, Штирлиц на пенсии, непонятно о чем думает, ничего не рассказывает. Утром хотела помыться, нагрела воду – моторка, рыбак. Потом еще одна лодка, с Ворьи. Объяснили им, где рыбные озера (хи-хи, это местным-то), показали их на карте. Потрепались, и они уплыли. Было уже 12ч, Волк меня полил из кружки как из душа и в 13ч наконец вышли. Вчера первый день загорала в лодке, на берегу комары раздеться не дают. От них уже получаешь своеобразный кайф – приятное покусывание, а потом еще и почешешься… Шиповник зацвел, значит, началось лето, щука отдохнула от метания икры и будет активно охотиться.
Волк опробовал свой спиннинг на крокодила, а щука клюнула маленькая, суповая. Таких он уже вытаскивает не глядя, как окуней. Потом взяла очень большая, подтянул ее и почти вытащил – отвязалась леска! Привязал самую тяжелую блесну 24г с незацепляйкой и брезгливо так вытянул еще одну щучку, типа, что это там прицепилось. А я все это время гребла. Прошли устье Ворьи – широкая быстрая река, издалека видно песчаную косу, мы туда не пошли. За Ворьей попадалось еще много песчаных кос, но все они были сырые, вода недавно только ушла. В 15ч зарядил дождь, штаны-непромокайки не надели и напрасно – сначала вроде сухо, а часа через 2 вода начинает сочиться на спину за шиворот и под юбку сзади, скапливается под кольцом, его надо приподнимать. Уже в 20ч вылезли на крутой бережок и развели костер. Дождь не прекращался, не было смысла идти дальше. По дороге прошли протоку, около которой на берегу нашли садок с карасями и старую лодку. Где-то рядом человек. Позже оказалось, что рядом была охотничья избушка, но мы ее не заметили. Мы немного просушились, допили перцовку, доели рыбу с чаем, почистили щук. Я опять начала приставать к Волку с разговорами, стоя снаружи палатки, потому что если я лягу – он сразу заснет и разговора не получится. Типа, мы как в компьютерной игре, уровень проходим, а кто-то нами управляет. Волк вспомнил, что когда он был на Тунгуске, выбирали президента, и он придумал, чтобы кандидатов запустить на байдарках по глухой реке и посмотреть, кто дойдет первый. Или «Последний герой» в таких условиях провести, а не на тропическом острове. Волк спит в термобелье, все мерзнет, хотя в палатке уже +17. Туча комаров – еще одна игра, кто больше их выбьет, как гоблинов в Spell Forse. А они как будто снаружи телепортируются или оживают, как терминаторы.

18 июня.
Встали в 9ч, ясно. Все сушим, сушеная морковка в герме подмокла, надо ее тоже в пластиковую бутылку пересыпать. Подошел рыбак на моторке, познакомились, предложили чаю, рыбы, мужик близко живет, пригласил зайти в гости. Это вчера был его садок и охотничья избушка рядом. Молодой, около 40лет,  живет здесь уже 10 лет с напарником-манси. Охотится, рыбачит, так и говорит – мои озера, мои избушки. У него есть Буран, спутниковая тарелка телик смотреть, движок, несколько лодок. А Устин Анемгуров умер, лет 7 назад, похоронен на берегу.
В этом походе я уже не слежу за временем, не жду – скорее бы стоянка или перекус, могу идти на веслах хоть допоздна, но это и не надо, мы особо не торопимся, делаем 25-30км в день. Уже прошли 256км, скоро выйдем в Сосьву. Волк каждый день тщательно меряет проволочкой пройденное расстояние, отмечает стоянку на карте. И когда идем, отмечает все повороты, загогулины и речушки, чтобы точно привязаться к карте, GPS у нас нет, а не помешал бы. Магазин будет только в Хулимсунте. Сам поход серьезнее, в прошлом году было много людей, магазинов, меньше комаров, теплее, мы загорали и купались до сентября каждый день. А тут обещали похолодание до +4 ночью и дожди. Вот Волк говорит, что люди уходят в тайгу после тюрьмы или скрываются здесь, а я бы и сама с удовольствием годик здесь пожила, а не только лето, кто бы предложил.
К 14ч дошли до переката, здесь островок и 2 лодки на берегу. По тропе поднялись к избушке Василия. Избушка далеко от берега, чтобы вода весной не заливала, Все построено капитально – даже собачья будка рубленая. Есть вертолетная площадка, баня (наверху недостроенная бильярдная), 2 коптильни, строится новая изба. Все основательно, по-русски, добротно и красиво! С Василием живет Андрей, манси, фактически это его родовые угодья. Василий рассказал, как ходил зимой пешком за продуктами, мороз был -48, спал в лесу у костра. Хлеб он печет сам. Мы поделились лекарствами из аптечки, все равно зря возим, летом не болеем, А Василий дал нам сахару, каравай хлеба, чтобы хватило до Хулимсунта, и 3 огромных язя, на черный день. Им пришлось хвосты обрубить, чтобы в мешок влезли. Местные ездят за продуктами в Советский, в Хулимсунте вертолетное снабжение, все очень дорого. Пошли дальше, встретили моторку, там был напарник Василия Андрей и еще 2 человека, которых мы встречаем на реке уже третий раз. Усть-Тапсуй и Сосьва уже близко, осталось 12км, но мы туда не пошли – завтра. Стали собираться тучки, мы прошли еще до 19ч и встали на крутом берегу. Заморосил дождик. На ужин гречка и остатки запеченной рыбы, разгрузочный день.
Волк задал провокационный вопрос – если муж ходит налево – что делать? Я думаю, все зависит от их отношений. Если женщине важен формальный статус, тогда ей безразлично поведение мужа и оно даже будет оправдывать ее ответную измену. Если же она верит и любит, то это предательство и прощать нельзя. Человек конечно не собственность, но близкие отношения могут быть только у двоих. Спрашиваю Волка, что он сам думает – говорит, у меня сплошной негатив, смеется. Так и есть, для меня такая ситуация недопустима и положительного решения не имеет. А на провокационные вопросы больше решила не отвечать.
Улеглись рано, в 22ч, с желанием встать на другой день пораньше, но под дождик проспали до 9ч.

19 июня
Вышли только в 12ч. Тучки, накрапывает дождь. Обещанного похолодания не произошло. Волк пытался блеснить – не клюет. К 15ч дошли до Усть-Тапсуя. На высоком берегу нас встретили 3 мужика – старший Владимир, Антон и Анатолий. Изба, лабазики на берегу. Собаки даже не гавкнули, привыкли к гостям. Здесь на отмель на противоположном берегу регулярно выходит медведица с медвежатами, бесплатное кино, но нам она не показалась.Поговорили и распрощались, чай пить не пригласили. Пошли уже по Северной Сосьве. Она широкая, полноводная, крутые берега, поросшие елками, длинные косы. До Хулимсунта 90км, а я считала – 60. Ширина Сосьвы 120м, а Тапсуй был всего 50. Тучки отъехали налево, как и заказывали, ветер с севера, холодный. На перекус хлеб с салом, копченая рыба, чай. Дошли до избы на л.б., через 12км от устья Тапсуя, там баня и навесик, но все грязное, нежилое, останавливаться не стали. Около избушки видела бурундучка, сфотать не успела. Баня большая, не протопишь, лучше сами сделаем. Избушки сразу и не найдешь, они в глубине, но если быть внимательным, можно заметить тропинку наверх, какие-то следы, дрючки, бутылки. Волк всегда их замечает. По пути останавливались у ручьев, Волк кидал блесну, на одном месте поймал подряд 2 большие щуки. Вечером долго искали место для стоянки, ходили от берега к берегу, наконец. выбрались под старый кедр и опять удача! Первые грибы, маслята, причем нигде нет, только здесь. Спасибо нашим Хранителям! Тучки исправно идут налево транзитом, комары сдуваются ветром, рыба сама прыгает в лодку! Пожарила одну щуку, пошла учиться бросать спиннинг – конечно, не клюет, еще и зацепила. Кошмар какой-то, ну что здесь сложного? На этом моя рыбалка закончилась. Вечером холодновато, северный ветер. Легли в 12ч, еще светло, солнце над горизонтом. Сегодня прошли по Тапсую 11км, по Сосьве 15км.