Приполярный Урал / Водный туризм | Спортивный туризм | Рыбалка | Пешеходный туризм

Год цветущей елки на Приполярном Урале - сплав из Азии в Европу

7 июня - 24 августа 2010 г.
Ляпин.

Дядя Степа - семафор Дядя Степа - семафор
Избушка на Ляпине Избушка на Ляпине
Бывший рыбсовхоз Бывший рыбсовхоз
4 4
Цех по засолке рыбы Цех по засолке рыбы
Плавучая база Плавучая база
Катамаран из лодок Катамаран из лодок
Как ты меня замучила! Как ты меня замучила!
Опять щука! (А потом о-шесть, о-семь...) Опять щука! (А потом о-шесть, о-семь...)
Пристроились Пристроились
12 12
Перекус на кочках Перекус на кочках
43 43
45 45
Что это там прицепилось? Что это там прицепилось?
Белый теплоход Белый теплоход
15 15
А конфеты бесплатные сегодня дают? А конфеты бесплатные сегодня дают?
17 17
18 18
Остров для игры в индейцев Остров для игры в индейцев
Закат около Ломбовожа Закат около Ломбовожа
Ломбовож Ломбовож
22 22
Красавица! Красавица!
24 24
25 25
Новая технология Новая технология
Процесс пошел! Процесс пошел!
Девушка с рыбкой Девушка с рыбкой
Дневка Дневка
Стандартный размер Стандартный размер
Хулюмпауль Хулюмпауль
Пострадавший монстр Пострадавший монстр
31 31
32 32
Рыбацкое счастье Рыбацкое счастье
30 июня.
Утром вылезла первая, сварила кофе с гренками, пока Волк писал дневник в палатке. Почистили вчерашнюю рыбу. Я поставила целый котелок воды на уху (головы еле влезли), параллельно жарила рыбу и ела вареные головы без отрыва от процесса. Уху и рыбу поели и взяли на перекус. Хорошее место, ивы, песочек, комаров мало, но ночью было холодно. Вышли в 10.40. Мы в 8км от устья Ляпина. Сразу за поворотом домик на л.б., чистенький, люди бывают, даже часы тикают. Трава – коси-не хочу, по пояс уже. На другой стороне в протоке бывший рыбсовхоз в развалинах, никого нет, только стая собак нас встретила. Бывший цех для засолки рыбы, садки. Пошли дальше. На дорожку Волка попался большой окунь, потом щука, потом еще одна и одна очень большая. Волк выпрыгнул в грязь, вытянул туда же щуку, даже не дал мне потренироваться с сачком. И никаких затрат времени, все по ходу. Волк впечатлен, никогда не ловил столько крупной рыбы, а он ведь уже 30 лет в походы ходит. Очень хорошо ловится на поппера, к которому дополнительно прицеплен большой тройник. Поппера я купила в этом году, попробовать, и он себя оправдал. Мы уже заказываем заранее – 2 щуки и окунь, больше нам не съесть, и все – рыбалка закончена. Да еще я иногда устраиваю спортивную рыбалку, Волк ловит, а я с помощью сачка выпускаю. Берега Ляпина болотистые, кусты, ивы, выйти невозможно – ил. До 15ч прошли 7 км против течения. Перекус был буквально на кочках, на болоте. Попутный ветер хорошо несет, но рулить приходится. Думаю, не покрасить ли окна и двери дома осенью, что нужно перестроить и починить. Говорить с Волком неудобно – надо поворачивать голову, это мешает грести, поэтому разговариваю сама с собой. После 20 км появились елки, но место для стоянки, узкую полочку песка, еле-еле палатка уместилась, нашли с трудом напротив знака 30 км. Ходим по ней туда-сюда и здороваемся: Здрасте! И еще делаем Ку! Как в Кин-дза-дза. Не могу найти вторую бутылку с сухим молоком, что ни пробую – все мука. Откуда тогда столько муки? Ревизия откладывается до дневки. Вечером тьма злющих жгучих комаров, ветра нет. Варю геркулеску и чай, жарю рыбу. Рыбьи головы решили выбрасывать чайкам, рыбы много.

1 июля.
Встали в 9ч. Кофе, уха, жареная рыба. Ночью было +9. Солнце, вроде бы лето началось. Вышли уже в 10.20. Так же быстро поймали 2 щучки и окуня и свернули рыбалку. Интересно здесь рыбачить – вон щука плывет, щас дойдет до блесны и дернет! Дрр! Вытаскивай. Труднее всего поймать ее сачком, если большая. Третья щука попалась уже позже, Волк ее выволок в грязь без всяких фокусов. Встали на ночь после 19ч, на острове после отметки 50км. Остров – только в индейцев играть, такие джунгли. Встали, поставили палатку, приняли по 5 капель и по общему согласию улеглись отдохнуть. Часик поспали, подошли на моторке рыбаки из соседней деревни Ломбовож, они встречали своих с теплохода, который ходит через день и здесь останавливается. Попили с ними чаю, посмотрели, на что они ловят: леска 1 мм, блесна из столовой ложки, тройник – натуральный якорь. И при нас они вытащили крокодила 1,5м ростом. Жуть! Вот есть еще такие реки, чистые, богатые, нетронутые. Волк тоже разошелся и поймал мне щуку на жарку, чтобы не скучала. Потом очередной монстр откусил ему леску выше поводка и рыбалку пришлось свернуть. Улеглись только в 12ч, еще светло. Да, со снастями мы промахнулись, леска 0,3 мм здесь не котируется.

2 июля.
Встали в 9ч, пока я занимаюсь костром, Волк бегает по берегу, ловит. Вышли в 11.30, пока дошли до д. Ломбовож, Волк поймал на поппера 4 щуки, и я пошла в деревню менять бартером на молоко 3 из них, четвертую пожалела. Меня встретили без энтузиазма, своих рыбаков полно. Но я все-таки нашла хозяйку, которая дала мне за моих красавцев 2л жирного желтого молока (могла бы и дать допить из банки), и я еще выторговала в придачу полведра картошки, у нас заканчивалась. А варенье они вроде и совсем здесь не варят, и творог не делают. Ломбовож – большой поселок, есть магазин, но все еще дороже, чем в Хулимсунте, раза в 2, чем у нас. Купила только моточек лески 0,8.
Потом мы зашли в протоку, Волк без напряга вытащил 2 щуки и отдал спиннинг мне, попробовать. И я лично поймала еще 3 тренировочных щуки. Это очень просто – выпускаю леску с катушки, щука дергает, и я сматываю леску обратно. Гораздо труднее выцепить щуку из воды сачком. Бывает, щука срывается с блесны уже в сачке, в последний момент. А то было – Волк намотал сетку от сачка щуке на морду и вытащил ее из воды прямо руками, я бы так не смогла. Потом он велел мне писать дневник, только сначала дать ему белую коробочку с блеснами. Я повернулась, и драгоценный дневник ухнул в воду. Тут реакция меня не подвела, я поймала дневник уже под водой, хорошо, что написанное не расплылось. Итого: 6 щук, 5 из них за полчаса.
Мы быстро перекусили и пошли дальше. Течение не очень сильное, идти на веслах можно, если встречного ветра нет, но ветер почему-то всегда «вмордувинд», куда бы мы не повернули. Зато он прическу не портит.
Встали на стоянку в 19ч на крутом бережку, где уже лежали заготовленные чурки хороших березовых и сосновых дров. Перечистили щук, поставили 4 штуки запекать, 1 на жарку завтра, 1 на уху. Только улеглись – подвалили рыбаки и встали прямо рядом с нами, другого места не нашли. Суббота, все на рыбалку едут.

3 июля.
Рыбаки уехали около 4ч утра. Когда я узнала, что они уедут рано, они мне сразу понравились. Просто они отмахали 100 км от Саранпауля на рыбалку, а их любимое место оказалось занято нами. Они только вечер постояли рядом, пошумели, поболтали, и то напрягает, а если такие же чужие 3 месяца рядом? Ото ж.
Всю ночь шел дождь, до 12ч стучал по тенту. А кушать хочется. Предложила Волку доесть печеную рыбу – она рядом, под тентом, или хлеб, но он волевым решением выгнал всех, включая себя, наружу, под дождь и на съедение комарам, которые продолжают летать и кусаться, несмотря на нелетную погоду. Небо все в тучах, ветра нет. Из сбереженной под тентом чурки Волк наколол щепок, раздул костерок, я сварила кофе и уху, жарить рыбу под дождем я отказалась. Пока варили и ели, и дождь перестал. Вот надо было раньше вылезать, здесь отмазки «что же поделаешь» и «как-нибудь все устроится» не работают. Впрочем, в обычной жизни это тоже фиговые листочки, для тех, кто понимает. Возможности ограничены только нашими намерениями.
Из-за дождя вышли в 3ч. Мы стояли около отметки 70км. Опять пошел дождь, сначала мелкий, потом сильнее. Заходили в пару избушек, все на замках, людей нет. Можно разжиться только полешком на растопку. По берегам еще много кустов, но уже встречаются косы с камушками, кедры и елки. Около 19ч устроили полдник, заценили копченых по новой технологии щук. В накомарнике есть неудобно. Только отплыли – дождь пошел сильнее, все мокрое, х/б штаны под непромокайками влажные, конденсат. Волк на поппера поймал еще 2 щуки, в прозрачной воде видно, как они прячутся в ямках и под корягами. И спиннинг свернули, у нас еще 2 щуки в виде полуфабриката едут. Шли до отметки 90 км, потом стали искать стоянку. Прошли маленькую, заросшую травой косу и через 2 км встали на отличном пляже, уже 21.30. По щуко-километрам норму выполнили. Быстро поставили палатку, развели костер, доели уху. Волк остался пить чай, а я сразу полезла в палатку, дождь усилился. Отбой в 0.30.

4 июля. Дневка.
Утром проснулась в 7.30 от жары. А у нас вся одежда мокрая и рыба киснет. Вылезла – солнышко, красота! Волк попробовал еще поспать, пока я возилась с сушилами, вырубала в ивняке дрыны, натягивала веревку. Поднялся сильный северный ветер, у меня все падало, пришлось звать на помощь капитана. Ветер усилился, стал сдувать и гнуть палатку. Колышки легко вырывает из песка и уносит на несколько метров, приходится вырубать деревянные дрынчики, присыпать их песком. Колышков всего 8, ни одного запасного. После кофе сварила вчерашнюю рыбу, просто с лаврушкой и перчиком, по полной миске. Потом я быстренько постирала, все привязали веревочками. Пересчитала бутылки, где же сухое молоко? Решила, что я сама нечаянно досыпала в молоко муку. Залезли поспать и подождать, может, ветер стихнет. Но он разбушевался, рвет палатку, все заносит песком. Даже оладьи не хочется печь, все в песке будет. Посмотрели карту, посчитали продукты, составляем список, что купить. Почти все осталось несъеденным, количество продуктов даже выросло в 1,5 раза, живем на одной рыбе. Но после Саранпауля пополнить запасы будет негде, это провиант как минимум на месяц. Нужны только конфеты, сушки, водка ( за месяц выпили на двоих 1,5 л), еще нужна толстая леска 0,5-0,6 мм, мы оказались катастрофически не готовы к размерам здешней рыбы. И надо посмотреть болотники или новые кроссовки Волку, его совсем развалились.
Вылезли, помыли в кустах Волка, я не решилась – холодно и комаров много. Только успела сварить уху на двойном бульоне и чай, опять пошел сильный дождь.
Ветер стих, и я вылезла пожарить рыбу и блины, а Волк остался спать. Он устает больше и запястье болит. С рыбой разобралась быстро, а теста замутила много. Не торопясь, жарила оладьи до 24ч. Холодно, +10, комаров нет. Разбудила Волка, он, позевывая, вылез, открыл топором сгущенку, с трудом оторвался, когда осталось на донышке – это мне. Наелись оладий и жареной щуки так, что утром в нас полезла только геркулеска.

5 июля.
Собрались быстро, комаров нет, ясно, солнышко, но холодновато, +14. Вышли в 10.15. Около 12ч дошли до Хулюмпауля – большой поселок, много домов, людей не видно. И в каждом поселке есть спутниковая тарелка и таксофон. Против ветра и против течения идти тяжело, течение явно не 0,4. Около Хулюмпауля залезли в узкую протоку, а течение там оказалось сильнее, чем в главном русле. Берега все лучше – еловый лес, кедры, песчаные косы, от болот уходим. На л.б. увидели тропу наверх, избушка – хоромы, но на замке. Видно провода, лампочка во дворе, газовая плита внутри. Дошли до знака 105 км и встали на перекус на острове, доели рыбу и часть блинов.
Зачем люди путешествуют? Хотят что-то открыть в себе, испытать свои силы, измениться и изменить свою мировую линию, набрать энергии. «Там хочу я забыть, что я слаб и обязан что-то делать не так, как хотелось бы мне, что привычкою к жизни спокойной я связан, что привычкою родственной связан вдвойне…»
У Волка гиперзрение и гиперслух. Он не может спать, если хлопает тент, слышит моторку на границе слышимости, отличает один шум от другого. Я восхищаюсь. Он находит улетевший колышек в 5 м от палатки и упавший карабинчик среди кучи вещей.
После перекуса Волк заблеснил 3 окуня. Я тоже попробовала – не получилось. Зашли в речушку по л.б., там он поймал еще 2 щучки, 45 и 48 см. Дотошный Волк поставил метки на ручку сачка и теперь все меряет. А потом клюнул крокодил, который в сачок бы не влез, рисковать не стали, потащили через всю речку на противоположный берег на песочек. Я гребла, Волк тащил, отпустив максимум лески. Щука упиралась и не хотела менять локацию. Подвели к берегу, Волк выбросил ее на песок, 68 см! И еще подранная с хвоста, ее прихватил монстр с размером пасти 30 см! Сколько же такой зверь весит, если ростом он около 2м? Сделали щуке вскрытие, печень здоровая, а жиру!
Дошли до отметки 115 км, а стоянки нет. Остров зарос кустами, слева болота, справа обрыв 3 м, потом наоборот. Искали стоянку до 22ч, прошли 32 км против течения при встречном ветре! В пути очень пригодились мои оладьи. Прошли п. Хошлог, люди здесь живут, много домов, какая-то база с флагом. Встали уже на закате, быстро напихала котелок рыбы (2 щуки) и просто сварила. Улеглись опять в полночь, это превращается уже в систему.

6 июля.
Утром Волк спал, а мне стало скучно и захотелось чем-то заняться. Вылезла – мама! Не узнала пейзаж. Лодку ставили за 30м от палатки, а она рядом плавает! От дождей вода за ночь поднялась, где мы ее ставили, уже 0,5м глубины. Кострище в воде, вода в 1м от входа в палатку. А мы же на острове. Вот так могли бы проснуться в воде, и лодка уплыла, с деньгами и документами. Хорошо, что Волк автоматически посадил ее на колышек. Зато теперь удобно укладываться и посуду мыть, все рядом. Выпили кофе, доели вчерашнюю рыбу. Половину щуки пожарила с хлебом и зеленью – получились гамбургеры Биг-Щук. Сегодня объявляется День защиты полярных щук, надо доесть еще те 4 запеченые щуки и дожарить вчерашнюю. А душа уже просит простой гречки с морковкой. Вышли, рыбу не ловим, только смотрим – черные торпеды проплывают под лодкой в травке, как в аквариуме. Избушки все на замках, не заходим. На острове видели зайчика, сидел на берегу. На перекус встали на покосе, под кустиком. Потом прошли д.Ханглы, нежилую. На косе начала набирать камешки в коллекцию. Вдали уже видно горы. Прошли следующий поворот, коса заросла кустами и пришлось идти почти до Саранпауля, до отметки 145 км. На дороге-зимнике машины ездят, после раздумий встали на берегу напротив крана, на хорошем лужке с елочками. Сварила всю рыбу. Подошла моторка с местными, он бывший тренер лыжной команды, ходит на катах и по горам, на Народу, Саблю. Поговорили про маршрут, про походы. В Саранпауле всего 3,5 тыс. жителей. А сегодня праздник ночь на Ивана Купалу. Холодно, изморозь, купаться в росе не пошла. Около Саранпауля хорошо видны г.Сабля 1497м и г.Народная.

7 июля.
Утром не торопясь встали. В росе не повалялась – закрутилась по хозяйству. Саранпауль в 2 км. Вышли в 11ч. Сначала зашли на окраине за молоком. Хозяйка позавидовала мне, что она местная, а там, куда мы идем, никогда не была. Творог здесь делают редко, но в магазине есть Тюменский по 95р за 0,5 кг. Поднялась на горку в магазин, их много, частные. Хлеб быстро разбирают, был только в 1 магазине. Песок 57р за кг, но что делать. Докупила все по списку и даже больше: водка 0,5л -190р, сахар 2кг, сушки с маком, вафли, печенье, булочки, хлеб 3б, 2 уцененных Сникерса, чай.
Потом сходила в новый большой магазин «Купецъ» около спутниковой антенны, толстой лески в продаже не оказалось. Там же рядом в клубе ЦОД (Центр общественного доступа в Интернет). Много компов, хорошая скорость, Firefox стоит, 50р/ч. Я посмотрела почту, повисела в аське, зарядила мобильник и аккумуляторы к фотику. А Волку не повезло, когда он пришел, на улице начали что-то копать и отключили свет, пришлось ему в контору идти, девочке улыбаться. Она его за шоколадку пустила в инет, написал своим в аську оф-лайн. Попили молока с печеньем и пошли дальше. Через 0,5ч Полья пошла налево, а нам направо, по Хулге. Мне показалось, что течение слабее стало и река поуже. Берега такие же – кусты, песчаные косы. Несколько раз подходила моторка с молодежью, уже хантийской по типу лица. Они расспрашивали о маршруте, удивлялись. Волк утомился от беготни, жары и придираться к выбору ночлега долго не стал, остановился быстро. Доели уху, чай с булочкой, красота! А он обругал булочку невкусной и ушел спать. А я занялась хозяйством – помыла посуду, разобрала покупки, начала писать дневник. Вдруг подлетела моторка и прямо к нам, 2 рыбака с бутылкой. Отдали им на закуску печеную рыбу, которая уже 3 дня лежит, хлеб я зажала. Волк конечно вылез, пить с ними не стал, просто поговорили.