Нуса Тенгара (Малые Зондские о-ва)
Через Сумбаву и Флорес на о.Серайя

40 минут и аэропорт Денпасара. Благодаря изменению часового пояса до самолета на Биму имеем полтора часа. Через два часа объявляют о то, что отлет задерживается еще на два часа, и спустя 10 минут начинают посадку. Маленький допотопный Фоккер садится в таком же аэропорту Бима. На нас сразу же обрушивается масса хелперов и таксистов. Отбиться невозможно и вот мы уже едем в Сапе за 300 тысяч рупий. По пути выясняется, что бензин за наш счет. Много ругани и длительная разборка, мы стоим на своем и доезжаем за 300. В пристани Сапе описанной в ЛП как злачное место с грабителями тихо и спокойно, царит идиллическая обстановка. Паром опаздывает с отправлением на 4 часа, что позволяет нам уплыть на нем сегодня. Паром плывет 9 часов, из которых 7 мы спим на палатьях и сидениях вместе с тараканами.

28.4. Ночной Лабуанбаджо. Вписка в какое-то бунгало. Утром - в супермаркете берем три ящика пива, гитару и футбольный мяч. Арендуем лодку и отправляемся на необитаемый остров Серайя.

Белый пляж, спокойная вода, тишина и пустота. Внутреннее море Флорес - шикарное, теплое и спокойное. Замечательный сноркеллинг (это тот же дайвинг, только не надо нырять глубоко, плаваешь и смотришь на дно). Даже я, не умея плавать, надев очки и зайдя по плечи в воду, впервые в жизни увидел подводную жизнь. Никола нырял вовсю и только вечером узнал, что там, где он нырял, могли быть акулы. За холмом (50 метров) - другой берег острова, практически такой же, только совсем безлюдный. На нашем - семья лодочников, привезшая нас сюда, и три иностранца, один из которых - бельгиец болгаро-турецкого происхождения, очень общителен. Вечером феерическая победа русских со счетом 12-10 в международном футбольном матче. Закат и допивание пива под гитару.
Комодо

29.4. В первый день ночевки в палатке сломали дугу. Никакие крабы и насекомые внутрь не залезли, зато пришли олени, совсем непуганые, и стали задумчиво лизать ящик с мусором. Под утро уже полкоманды валялось просто в метре от линии мокрого песка. Восход. Вылез из спальника, окунулся и начался новый день.

В 9 часов появилась наша Big Boat, и мы плывем на Комодо. Тут, создавая водовороты, в узком проливе встречается теплое море Флорес и холодный Индийский океан. Почувствовав дорожную качку по привычке засыпаем и оказываемся на пристани у входа в Комодо Нашионал Парк. Тут в качестве оплаты за билет без проблем приняли отвергнутую в Денпасаре 100-долларовую купюру 1996 года.

Комодские драконы в количестве 6 штук обнаруживаются сразу же среди стоящих возле входа бунгало, видимо прикормлены тут. Гид доволен, говорит, что удачный день. Оставшийся двухкилометровый треккинг с показом драконьих нор, следов и криков птиц мог бы показаться излишним, но за сто метров до финиша поперек дороги бодро метнулась дикая свинья и сафари можно считать успешным. Скорость свиньи недвусмысленно показывает, какие именно свойства необходимы млекопитающим для выживания на драконьем острове. Последний кадр - загорающие на пляжу олени.

Вечерний сноркеллинг на Комодском пляжу Пантаи Мерах. Живности побольше вчерашнего, волны помощнее и вода похолоднее. Но главная особенность - красноватый песок. Разглядываем песчинки - мелко покрошенный красный коралл.

Ночуем на лодке, засыпая под покачивание волн и красивые индонезиййские песни арендовавших нашу гитару лодочников.
Ринка и Лабуанбаджо (о.Флорес)

30.4. Снова красивый рассвет, солнце встает из моря. Лодка трогается, а все пассажиры все еще в полудреме. Жареными бананами с кофе завтракаем, уже будучи причаленными к пристани острова Ринка. Казалось бы тоже самое, что и вчерашний Комодо, но понравилось больше. Нет досаждающей толпы продавцов сувениров, зато есть Фанта и Кока-кола из холодильника. Такие же прикормленные и полусонные драконы, валяющиеся в деревне, но тут рейнджер позволяет себе ткнуть их палкой и гиганты неторопливо переползают с места на место. В лесу встречаются никуда стремительно не убегающие, а мирно лежащие в лужах буйволы. И самое главное: два новых вида комодских варанов. Молодняк, ловко лазающий по деревьям и таким образом избегающий каннибализма своих старших сородичей, а также варан дикий, неподкормленный, мирно дремлющий в теньке посередине трека.

Обедаем пойманной вчера рыбиной и высаживаемся на красивом маленьком совсем необитаемом острове, который можно обойти вдоль пляжа и скал за 10 минут. Противоположный остров с незатейливой деревушкой так близок, а пролив так спокоен, что создается ощущение, будто ты отдыхаешь, например на Волге. Я наконец-то научился толково пользоваться маской и трубкой, и практически не вылезаю из воды. Впервые увиденный только в тридцать лет подводный мир завораживает. Он тут поярче, чем предыдущих два дня. Вечером возвращаемся в Лабуанбаджо.

1.5. Сегодня по всей России выходной день. У нас тоже. Какие-то попытки сделать что-нибудь активное ограничились утром поиском местных авиакасс. Дорожная схема Лабуанбаджо представляет собой огромный круг длиной порядка 3-4 километров с односторонним движением. По нему мы прокатились и частично прошлись трижды, прежде чем обнаружить наконец-то в 50 метрах от отеля офис авиакомпании Транснуса. Попутно побывали в абсолютно пустом (ни одного человека!) аэропорту, в заброшенном и недействующем офисе Мерпати (перестали летать сюда) и в офисе Джет Аир (отменившей все свои рейсы на Флоресе на ближайшие несколько дней). В Транснусе нам сообщили о том, что рейсы из Энде и Маумере тоже отменены и мы решили, что Келимуту нам более не по пути, и надо побыстрее уносить отсюда ноги при первой же возможности, то есть завтра рейсом из Лабуанбаджо в Денпасар.

Приняв решение, устроили дневку. А именно - сидение на террасе с видом на море, поедание помидорного салата и некоторых других блюд, холодный Бинтанг и карточные игры (беременность и китайский дурак).

Вечером на футбол. На местном футбольном поле крайне низкого качества, зато с сеткой на воротах, кажется собрался весь городок. Играли две школьные команды, синие и красные. Несмотря на счет 2-1 в пользу красных радовались и обнимались после матча синие. По окончанию матча все зрители вывалили на поле, разделились на кучки и каждая в своем углу занялась перебрасыванием мяча друг-другу без использования рук. Потом разделились на две команды, и наша победила соперников 6-1. Индонезийцы очень быстры, невообразимо гибки и вполне техничны. Но о тактике и игре в пас не имеют никакого представления. Для них гораздо важнее подольше и покрасивее повозиться с мячом, чем создать угрозу у ворот соперника.

После футбола - ужин. Белая индонезийская кошка (такая же короткохвостая как и ее сородичи) уже прикормлена барракудьим мясом, а продавцы деревянных варанов - наши старые друзья и собеседники. Очередной ящичек холодного пива Бинтанг идет на ура под непрекращающийся стук карт об стол.