Тульская область / Водный туризм | Спортивный туризм
 

Набеги к соседям - Тульская область - Скнига

8 - 9 мая 2010 г.
Река, которой прощаешь и населенку и шкуродеры, а после прохождения ее практически в межень, хочется вернуться еще раз, но уже по большой воде.
 

01 мост в Сенино 01 мост в Сенино
02 начало маршрута 02 начало маршрута
03 перекат 03 перекат
05 в лесу 05 в лесу
07 каменная коса 07 каменная коса
10 быстрина 10 быстрина
11 перед обносом 11 перед обносом
12 по берегу 12 по берегу
14 вход в "водопад" 14 вход в "водопад"
15 "водопад" 15 "водопад"
16 может в гольф? 16 может в гольф?
17 обнос однозначный 17 обнос однозначный
19 остатки моста 19 остатки моста
20 река под кустами 20 река под кустами
21 источник перед М2 21 источник перед М2
22 обрыв перед М2 22 обрыв перед М2
23 проход есть 23 проход есть
24 черемуха в цвету 24 черемуха в цвету
25 непонятные кольца 25 непонятные кольца
26 спокойствие майского леса 26 спокойствие майского леса
28 шивера 28 шивера
29 необозначенный на карте мост 29 необозначенный на карте мост
30 ручей 30 ручей
32 усадьба 32 усадьба
34 пришвартоваться что-ли...? 34 пришвартоваться что-ли...?
36 протока вокруг острова 36 протока вокруг острова
37 погода начала портиться 37 погода начала портиться
40 еще бы 5 см воды... 40 еще бы 5 см воды...
41 тут только пешком 41 тут только пешком
43 завал в старице 43 завал в старице
45 перед Яковлево 45 перед Яковлево
Предисловие
Скнига – один из хорошо известных водникам паводковых притоков Оки. Речка начинается в 5-6 километрах от станции Пахомово железнодорожной ветки Тула-Москва, течет практически строго на север и впадает в Оку уже в Московской области неподалеку от Серпухова. Основное отличие Скниги от аналогичных Вашаны или Крушмы (судя по отчетам коллег) – возможность ее прохождения в межень. Правда точка старта, при этом сдвигается от села Дмитриевского к пересечению реки автотрассой М2. Так как май в этом году выдался сухой и маловодный, да и просто потому, что уже давно хотелось сходить на Скнигу, наш выбор в этот раз пал именно на нее.

Наименование реки: Скнига.
Сложность: фон 1 кс, максимально 1 кс.
Дата прохождения: 8-9 мая 2010 г.
Погода: ясно, солнечно +25 градусов днем, +15 ночью, вечером непродолжительная гроза с градом.
Маршрут водной части: от села Сенино до пересечения реки с ж/д веткой Тула-Москва.
Протяженность маршрута: 29 км.
Ходовых часов: с 11-30 до 18-45 в первый день с перерывами, с 10-00 до 14-30 во второй день с перерывами.
Заброска: поездом от Орла до Тулы, электричкой от Тулы до Тарусской, такси от Тарусской до дер. Сенино.
Выброска: электричкой от пл. 107 км до Тулы, поездом от Тулы до Орла.
Течение (скорость): быстрая речка, перекаты практически через каждые 100 м.
Ширина реки: от 3 до 8-10 м в разливах.
Дно: по большей части каменистое, известняковое, попадаются крупные камни в русле, ближе к концу маршрута преобладает глина, земля.
Цвет воды: мутноватый.
Берега: один берег часто высокий, попадаются обрывы, ближе к концу маршрута есть участки «реки в овраге», леса и перелески продолжаются от Сенино до мостов старого Симферопольского шоссе, после них река приобретает более равнинный характер.
Естественные препятствия: множество перекатов, мелей, камни в русле, завалы, часть из препятствий непроходима.
Искусственные препятствия: автомосты и ж/д мост проходимы, мелкие мостики порой требуют обноса или волока.
Участники: Олег -Snake- Скрипкин (г. Орел) и Артем Breqwas Куликов (г. Москва).

Впечатления
 Писать о Скниге занятие неблагодарное. Во-первых, потому что написано про эту реку уже много (например, лоции Михаила Трускова, Димы Шварца). А во-вторых, потому что Скнигу невозможно описать в многообразии и похожести ее перекатов и порожков, которые следуют практически друг за другом. На орловских реках каждое препятствие разделено километровыми плесами, интересные перекаты могут встретиться всего пару-тройку раз за ходовой день. По окончании похода в памяти четко всплывают понравившиеся места, на фотохронике сплава им посвящены целые серии снимков с разных ракурсов. А со Скнигой все иначе. После этой реки осталось цельное приятное послевкусие, которое не смогли испортить ни малая вода, ни населенка, ни гроза. Это тот случай, когда за высоким общим фоном не видно пиков или провалов.

А теперь, раз уж лоцию написать не получится, попробую изложить свои впечатления от реки. Из малых тульских рек мы с моим напарником побывали пока только на Солове и Снежеди. Скнига отличается от них разительно. Признаться, не ожидал увидеть такую шуструю и перекатистую реку. Невольно чувствуешь белую зависть к тулякам.

Мы начали свой поход раздельно. Я – от деревни Сенино, Артем присоединился ко мне у моста на трассе М2. В точке моего старта Скнига в ширину едва превышает длину моей одноместной Щуки. Воды мало, дно ощущается постоянно. Течение реки быстрое, перекаты идут через каждые 50-100 метров. Очень часто лодку приходится проводить на поводу или веслом. Погода солнечная, жаркая и полностью располагает к таким прогулкам по речному руслу. Дно – каменистое, часто в русле попадаются крупные камни диаметром около полуметра. Берега высокие или как минимум приподнятые, живописно покрыты деревьями. Населенка ощущается, но не мозолит глаза. То крыша мелькнет, то столбы, то мосток. Мусора на удивление мало для дачной местности. Он представлен в основном чем-то крупным – покрышками, металлическими конструкциями, а вот особенно надоедливых бутылок / банок / пакетов немного. В разливах ширина реки доходит до 10-12 метров. Скнига понравилась мне сразу, возникло непреодолимое желание вернуться сюда по высокой воде и наконец-то съездить ранней весной на аналогичные Вашану или Крушму (на которых я, к стыду своему, пока не был).

Препятствия на Скниге скорее всего достаточно быстро меняются от года к году, отличить их друг от друга сложно. Меня удивил где-то посередине пути к трассе М2 настоящий мини-водопад с перепадом воды почти в метр. Река сначала огибала двумя рукавами большую ракиту, потом спустя 3-4 метра устремлялась вниз и еще через пару метров ныряла в бурелом плавника. Если бы не завалы перед ракитой и ниже водопада, то препятствие было бы вполне проходимо. Я ограничился обносом.

На пути до трассы мне пришлось сделать еще несколько волоков, но вызваны они были не упавшими деревьями, а заторами из дровяного мусора на зигзагообразных спокойных участках Скниги. Продраться сквозь них нет никакой возможности. Я шел до моста в быстром спринтерском режиме, боясь опоздать к месту  встречи с моим компаньоном, но все же не мог налюбоваться лесистыми берегами и нарадоваться хорошей тяге. В какой-то момент я понял, что я прощаю Скниге все: и шум оживленной автотрассы где-то неподалеку, и дачи и поселки, выходящие почти к берегам, и даже отдыхающих на квадроциклах с ходу проносящихся по бродам. Лично мне Скнига полюбилась.

Около двух часов дня я достиг моста трассы М2 практически не опоздав на встречу с Артемом. Далее темп продвижение по реке замедлился, много времени мы тратили на любование окрестностями. На протяжении всего маршрута нас сопровождает густой аромат цветущей черемухи. Лодки все осыпаны ее белыми лепестками. Если природа вызвала у меня легкое дежа-вю Мещеры, то цветущая черемуха однозначно напомнила уральскую Сакмару в мае.

После моста М2 через полчаса неспешного хода встретилась весьма интересная переправа. Мостков попадается довольно много на всем протяжении маршрута разной степени проходимости. А этот был из бетонных колец для колодцев. Причем кольца стояли вертикально, горловинами вверх и между ними пришлось протискивать лодку, приподняв один борт. Сам мост на кольца не настелен, а лежит рядышком на бетонных блоках. Странное порождение инженерной мысли.

Еще через полчаса проплываем под основательным бетонным автомостом, не обозначенным на тульской двухкилометровке. Несмотря на отличную погоду отдыхающих на удивление немного, рыбаков вообще почти нет. Через полтора часа после М2 на левом берегу начинаются усадьбы. Фотографии самой заметной из них я уже видел на Яндекс-фотках: одетый в камень берег, дуб на выступе над рекой, изящный спуск к реке и крыши построек поодаль. Около некоторых «дворцов» явно видны следы спрямления и углубления русла реки для нужд хозяев. Учитывая характер Скниги, вряд ли она оставит это без последствий, скорее всего земснарядом придется пользоваться снова и снова.

Участок усадеб заканчивается, но места все равно идут достаточно населенные. На берег высаживаемся редко, тем не менее, чувствуется, что удаленную от посторонних глаз и одновременно симпатичную стоянку найти будет трудно. Одно из подходящих мест мы заметили уже перед Яковлево – сосновый лес в 20-30 метрах от правого берега, деревни неблизко. Время у нас было, и мы решили пройти еще с час, надеясь достичь мостов старого Симферопольского шоссе.

Яковлево миновали в 18-15. Впервые за весь поход идиллию нарушает типичная деревенская помойка, не доходящая, впрочем, до реки. Спустя еще полчаса видим по правому берегу за пойменным лугом сосновый борок на холме и буквально не можем пройти мимо. Все что нам нужно после дня гребли – это пронести вдвоем лодки по берегу метров 300 от реки и желательно наверх. По-моему это становится нашим «пунктиком» - удивить случайных прохожих видом байдарок посереди леса. Пока перетаскиваемся, находим родник, а еще понимаем, что погода, начавшая портиться час назад уже окончательно сформировалась в предгрозовую.

Дождь с градом застает нас на опушке леса. Больше часа пережидаем грозу, потом разбиваем лагерь, разводим костер, варим суп и уже ночью за неторопливой беседой у огня выпиваем по несколько кружек терпкого чая.

Комментарии
Editor30.07.10, 08:23
Спасибо за вновь фундаментальный отчёт! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1