Мертвый город Свач

Между стен небеса.
(с) Юрий Шевчук

2014-05-03--15-56-32_hf_hf

Мертвый город Свач – одно из немногих мест о котором достаточно информации в сети, причем не только на сербском (черногорском), но и на русском языке.
Если не обращать внимание на некоторое несовпадение дат, то история этого места описана весьма подробно.

Переписывать многочисленные исторические даты я не буду. Вы их всё равно не запомните. ;-)
Скажу только, что история Свача связана с тремя историческими личностями, которые можно вписать в «легендарную историю», и двумя - из серии «исторические легенды».

= Личности легендарной истории города Свач =

Стефан Первый Неманя
Сербский правитель Стефан Неманя в 1183 году захватил город. Есть сведения, что город Стефан разрушил. Но именно при нем Свач начал активно строиться и развиваться.

Хан Батый - внук Чингиз-хана
В своем преследовании кипчаков Батый так увлекся, что довел тумены своих воинов до Адриатики. В 1242 году монголы разграбили и сравняли город с землей.

Елена, королева сербская, принцесса Анжуйская
Именно супруга сербского короля Стефана Уроша I Неманича активно способствовала тому, что город в очередной раз воскрес из тлена, возродился и окреп.
Но все же, после захвата и разрушения города турками в 1571 году, Свач так и не смог оправится.

= Личности исторических легенд города Свач =

Владимир и Коссара личности вполне исторические. Но вот случившееся с ними всё же больше всего похоже на прекрасную легенду.
Черногорский князь Владимир, чтобы спасти свой народ, добровольно сдался в плен болгарскому царю Симеону (македонскому царю Самуилу). В плену Владимир ослеп (или был ослеплен). Дочь царя Косара полюбила Владимира и дала обет построить в городе Щас храмов столько, сколько дней в году. Коссара сдержала обещание, и Владимир прозрел.

Уж даже не знаю, верить или нет в то, что в Сваче было 365 храмов. Но легенда хороша! :-)

Но вот незадача! При том, что об истории города написано много, я так и не нашел ни одного городского плана. А без него рассмотреть что-либо в развалинах, спрятавшихся среди кустов и колючих зарослей, очень сложно. Просто не понятно, где и что искать.
Сегодня достаточно хорошо можно рассмотреть руины только двух храмов.

Собор Святого Иоанна Крестителя

Городской кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя, построенный в 1300 году в честь покойного мужа королевы Елены Анжуйской.
Святой Иоанн Креститель был покровителем города, его лик чеканился на монетах Свача.

Храм имеет размеры: 22 м в длину 7 м в ширину, и построен на месте более древнего собора XI века, который был вероятно, разрушен ордынцами Батыя.
Собор Святого Иоанна установлен в направлении запад - восток. На восточной стороне церкви находится полукруглая апсидой, которая возведена на месте четырехугольной апсиды прежнего храма. Колокольня храма не сохранилась, хотя основание какой-то круглой башни (возможно именно колокольни) возле храма различить можно.  Стены сложены из тесаных каменных блоков, а крыша была деревянной. Храм стоял на каменной гряде над Щаским озером и являлся как-бы частью крепостной стены, руины которой сейчас еще можно обнаружить.

Церковь св. Марии

2014-05-03--16-05-56_hf

В середине XIV века была выстроена однонефная с деревянными сводами готическая францисканская церковь св. Марии (16,6 м в длину и 7,1 м в ширину). Это был самый большой городской храм. Церковь св. Марии тоже построена на основании более древнего сооружения. При раскопках, у западного фасада найдены надгробия епископа Марка (1262 год) и епископа Петра (1284 год).

2014-05-03--16-49-18_hf

С каменной гряды, на которой была воздвигнута крепостная стена, открывается прекрасный вид на озеро Щас, которое конечно уступает по размерам Скадарскому, но тоже весьма велико. Площадь Шацкого озера 364 га, глубина до 6,5 метров. В озере водятся 20 видов рыб. Здесь обитает 240 видов птиц, это больше половины всех видов пернатых в Европе. Вода в озере летом прогревается до температуры +28 градусов.

Озеро Щас
2014-05-03--15-57-50_hf_hf
Мой вам совет. Лучшее время для осмотра города Свач – зима. Летом среди развалин ходить совершенно невозможно. Все зарастает колючими дебрями в человеческий рост.

2014-05-03--16-23-04_hf
2014-05-03--16-43-42_hf
Нам тоже пришлось изрядно потрудиться, пробивая себе дорогу в зарослях зонтиками, которые пригодились нам уже по своему основному назначению, когда мы начали спускаться от мертвого города к машине.
Небеса опять разверзлись. Полил дождь.

2014-05-03--17-12-50_hf
Ресторан Shasi
2014-05-03--17-16-20_hf
Совсем недолгая поездка, и мы, скрываясь от дождя, вбегаем через кованую калитку в ресторанчик SHASI.
Не буду брать на себя роль ресторанного критика, однако отмечу, что в Шаси уютно, вкусно и не дорого.
А еще интерьеры весьма необычны. Ресторан словно прилепился к скале. С каменных стен, прямо в зале стекают родниковые ручьи, а в туалет можно пройти только протиснувшись вокруг куска скалы сразу за дверью. ;-)
Перед рестораном футбольное поле. Есть собственные лодки, на которых можно выйти в Щаское озеро … но все это по хорошей погоде.

Ресторан Shasi
А мы кушали рибью чорбу и смотрели на стену дождя за окном.