Казахстан / Автотуризм | Пешеходный туризм | Спортивный туризм

"правильная поездка" в Чарынский природный парк

10 - 13 июня 2014 г.
120 га каньонов, различных форм и цветов, мир причудливой геологии и оазисы реликтовой флоры на дне каньонов. Более всего это подходит для декораций фильмов вроде "парк юрского периода". Не смотря на то что туристические проспекты утверждаю что для посещения "Чарынских каньонов" достаточно одного дня. Это то же самое если сказать, что для посещения Эрмитажа достаточно 15 минут. Дорога из Алматы занимает 4 часа до каньонов, столько же обратно и остается лишь пару часов чтобы глянуть на одно из ущелий этой огромной и разнообразной территории каньонов. Минимум 2-3 дня желательно что бы "погрузиться" в этот удивительный парк.
пер. Кок-пек - "долина замков" Чарынский каньон - "глиняный каньон" - пос. Аксай - каньон Темирлик - "Желтый каньон" - реликтовая ясеневая роща - отель с горячим источником

1 день.  Алматы – придорожные курганы – «долина замков» Чарынского каньона – панорама с моста через реку Чарын -  каньон Темирлик.

Отправляемся к Чарынскому каньону одному из самых известных туристских объектов Алматинской области. Едем в двухдневный тур, поскольку за один день можно увидеть лишь «долину замков» Чарынского каньона.

В нашем путешествии мы прогуляемся по трем различным каньонам, посетим несколько панорамных точек с которых открывается отличный вид и заночуем в роще из реликтового ясеня, прямо на дне каньона.

Выехав из города Алматы, съезжаем на небольшую асфальтовую дорогу, бегущую по самым предгорьям и радующая глаз, замечательными пасторальными видами.

Эта дорога была проложена вместе с большим Алматинским каналом,  (длинна 168км,) и берущим свое начало в горном резервуаре-накопителе. БАК – последний крупномасштабный проект Советского Казахстана, был построен в 80 годы для снабжения водой возделываемых земель. Нужно заметить, что этот недешевый проект, окупился за десять лет, за счет выращенной продукции.

В отличие от перегруженной пыльной трассы мы проезжаем три часа дороги, едва ли встретив несколько машин. Остановка на живописном пригорке, с которого, в хорошую погоду, открывается замечательный вид на долину реки Или с кольцом окружающих гор. Идем размять ноги и сфотографироваться на фоне курганов Таукаратурык дотируемых 4-3 вв до н.э. Высотой около 10 метров, несколько курганов растянулись на перегибе полупустынной долины и Заилийских гор.

Еще через полчаса начинаем подъем на перевал Кок-Пек. Пейзаж за три часа езды поменялся кардинально. Выезжали из Алматы вокруг были луга и лесополосы, где то посредине пути растительность сменилась на редкую травку и кустарник, теперь дорога поднимается по серпантину между каменных гор. Перевал Кок-Пек, высота около 1000м. над у.м. Сразу за перевалом начинается Сюгатинское плато – ровная выжженная солнцем долина, окруженная хребтами степных гор. На перевале с десяток придорожных кафе, в одном из них кушаем Гуйру лагман, традиционное блюдо из меню, проживающих здесь уйгуров. Раскатанная лапша с жареными овощами и мясом. Подкрепившись, проезжаем еще с полчаса до «долины замков» Чарынского каньона. Оплачиваем около 4$/чел.  за посещение парка. Берем с собой питьевой воды, белокожие мажутся солнцезащитным кремом и начинаем спуск в каньон.

Чарынский каньон

Alvaro2012 350
Sh2
   Что бы пройти «долину замков» сверху донизу, по основному руслу, достаточно сорока минут. Для того что бы основательно излазить местные ландшафты – нужно пару дней. Замки, гроты, башни, колонны и т.д. и т.п. Кому, что подскажет фантазия.

Мы спускаемся до реки Чарын, в тени прибрежных деревьев устраиваем ланч. При тридцати градусах Чарынская прохладная вода в самый раз подходит для купания. Плещемся в заводи подальше от опасной стремнины. Чарын река пригодная для рафтинга, но лишь отдельными участками.

Подкрепившись и охладившись, поднимаемся к машине. Пока идем, одежда, которую намочили в речке, полностью высыхает на нас. Следующий пункт посещения – Чарынский мост. Здесь река Чарын делает несколько изгибов, а каньон весьма живописно показывает свое разнообразие. Хорошее место для съемки.

Чарынский каньон

Еще около часа езды. Сначала асфальт, потом грунтовка сквозь голую и казалось бы не обещающую никаких ландшафтов степь. Но вот подъехав к самому краю, видим как перед нами открывается разлом  каньона Темирлик, красный в лучах подступающего заката. На дне каньона растет реликтовый ясеневый лес, переживший в неизмененном виде период оледенения. Спускаемся по крутому серпантину грунтовки (только полный привод), и становимся на ночлег в одном из самых уютных мест для палаточного лагеря в этих краях.

по дороге к каньону Темирлик
весенние виды плато
обитатель этих мест - журавль красавка

каньон Темирлик
Timirlik_kon11

альтернативой ночевки в палатке будет размещение в гостевых домах в ясеневой роще, для этого потребуется проехать на 60км больше, что добавит еще пару часов ко времени тура

Время в пути – 5 часов
 пешком - 3 часа
 общее время тура - около 9 часов
 асфальтная дорога - 260 км.
бездорожье - 15 км.
ночевка в палатке

2 день. Прогулка по каньону Темирлик. Панорама Чарынского каньона. Визит в «Желтый каньон».

Утром нас ждет свежесваренный кофе и завтрак в ясеневой роще на берегу небольшой речки, под аккомпанемент  местных птиц. Кстати, в начале июня, кроны «разрывало» от соловьиного пения.
Отправляемся в прогулку по каньону. Часть группы идет гулять по несложному маршруту. А мы немного «поскачем» по скальным тропам каньона. Где ходят обычно, лишь горные козлы, о чем свидетельствуют свежие остатки их жизнедеятельности. Растительность из-за влажного и теплого микроклимата, созданного бастионами каньона, напоминает джунгли. Иногда, приходится искать проход сквозь заросли непомерно разросшейся травы и гигантских лопухов. Так же нужно смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею. Минут за сорок подходим к небольшому водопаду-затору. Здесь каньон сильно сужается и на реке образуется затор из деревьев принесенных весенними паводками, иногда этот бревенчатый нанос достигает сотни метров, пока еще более бурный паводок не снесет его. Мы становимся ниже водопада и желающие заныривают в природный джакузи, из пузырящейся воды.
Alvaro2012 419
Охладившись в горном потоке, выбираемся из каньона и возвращаемся к машине.
   Проехав около 20 минут по запутанным степным дорожкам, подъезжаем на край  Чарынского каньона.  Это панорамная точка, с которой можно видеть сразу большой участок каньона и бегущую  на двухсотметровой глубине ленту реки Чарын.
Чарынский каньон с панорамной точки

После фотосессии на панораме Чарына, начинаем спуск в «Желтый каньон». Здесь достаточно крутые наклоны и пару мест где слабонервным лучше пройти пешком. «Желтый каньон» отличается от двух предыдущих, фактурами и цветом. При определенном освещении, каменные склоны действительно отливают золотом. Спуск по желтому каньону занимает около получаса и заканчивается возле реки Чарын.
желтый каньон
Здесь мы заночуем.
[44] C , 12 год май бельгийцы для пано, 3 images, DSC_0751 - DSC
река Чарын

Среди посетивших три разных каньона, обычно нет единого мнения, какой из каньонов красивее и лучше. «долина замков» это храмы и башни, Темирлик – замечательное место для кемпинга и погружение в «парк юрского периода», «желтый каньон» - каменные фактуры и необычный цвета. А в целом это конечно не все «секреты» Чарынского природного парка, который занимает территорию больше 100 гектар, но можно хотя бы составить представление об этом замечательном месте за два дня путешествия.

Время езды – 1 час
 пешком - 5 часов
 общее время тура - около 8 часов
 асфальтная дорога - 0 км.
бездорожье - 35 км.

3 день. Город Чунджа - отель на горячих источниках.
Пакуем лагерь и выдвигаемся к следующему пункту нашего путешествия. Первые двадцать км подпрыгиваем по степной грунтовке вьющейся между ущелий каньонов, но вскоре выезжаем на серпантин асфальта. Пересекаем по мосту каньон Темирлик, где так замечательно провели дни, и выезжаем на абсолютно ровное и практически лишенное растительности плато. Врубаем кондер, за бортом больше 30 градусов. За час доезжаем до небольшого города Чунджа, Это уйгурский район. Здесь традиционно около половины населения -Уйгуры. Здесь у нас обед, в одном из кафе заказываем Гуйру лагман - это вручную раскатанная лапша плюс овощи жаренные с мясом. Такое спагетти по уйгурски, весьма вкусно. Пообедав едем на "горячие источники". Около 70 км идеального асфальта и мы возле нашего отеля. До границы с Китаем, отсюда всего 40 км. Ощущения странные, посреди подгорного плато стоят трехзвездочные отели, с соответствующими номерами, бассейнами, крытыми и открытыми. Бассейны с разной температурой.

Мы заселяемся и конечно же сразу купаться.Из откровенно термальных, где можно "свариться", мигрируем в более холодные и тридцать градусов на улице уже не кажутся такими уж жаркими. Вода содержит кучу природных минералов, по идее все это еще и полезно. Листовки с предписаниями по режиму приема ванн висят на стенах отеля.
После двухдневного тура, жары и степной пыли, такой оазис это подарок. И конечно, огромные степные звезды, во время ночного купания..это незабываемо.