Абхазия / Самостоятельная поездка

Абхазия. Горный треккинг. Сентябрь 2016 - Черная вода

5 - 17 сентября 2016 г.
Я давно мечтал добраться до легендарной Черной воды Абхазии, о которой слышал лет уже десять, каждый раз посещая эту благодатную страну. Это повествование как раз о том, как сбываются мечты
Сухум - Восточная Гумиста - Сухум ГЭС – район пер.Дзыхва – пер.Уим – пер.Химса – р.Бзыбь – Черная Вода – р.Псыш – пер.Гвашхтва – долина р.Грибзы - пер.Чамашха – ПСХУ – пер.Гумистинский - Сухум (143.7 км)

Предтеча

Мое знакомство с Абхазией началось в 2008 году и в первый же приезд она меня поразила своим природным богатством, что я объясняю достаточно просто: повернулся на юг и перед тобою замечательное и достаточно чистое море, повернулся на север и вот перед тобою горы и такое ощущение, что до них рукой подать, что в общем то, так и есть. Немного найдется на нашей планете мест, где так близко соседствуют субтропики и ледники, где на отрезке всего в 40 км укладывается почти все разнообразие поясов растительного мира от цитрусовых на равнине до лишайниковых у вечного снега. Получается такое многофункциональное место для отдыха и активного и пассивного.

До этого трекинга все предыдущие были незначительные и носили скорее ознакомительный характер с особенностью местных гор, рек, водопадов и обильной лесной флоры, потому я и не прописал по ни одного отчета ранее, но этот трекинг выстраданный, долгожданный и успешный, поэтому он и заслуживает особого внимания и отношения с моей стороны. В 2010 году обследовал район Ауадхары радиальными вылазками с долины. Чего то особенного там нет, отдельного внимания конечно заслуживает оз.Мзы, с редчайшей для горных озер прозрачной, родниковой, ледяной водою, ну и к большой же редкости относиться то явление, что в этом озере присутствует форель, самому ловить не выпало шанса, но про знатные уловы местных рыбаков слышал от пастухов.

В том же году удалось на пару ночей выбраться и побродить по долине семи озер, особенно не впечатлился от того, что там увидел, но на обратном пути отклонившись от основной тропы, обнаружил выходящую на поверхность жилу месторождения слюды, камешки были большие и малые и интересные.

Тогда же у меня завязались устойчивые связи с местным населением, от которого и услышал рассказы про легендарную, лечебную черную воду. Что где то там далеко в горах под российской границей есть место, где из скалы вытекает чудодейственная вода, способная излечивать множество болезней, что идти туда неделю минимум по горам, долинам и заросшими колючкой и чепарыгой лесам. Меня конечно сразу пробило на эту тему, но конкретную информацию по местонахождению этого источника и как к нему добраться я не получил – из моего круга знакомых, а все уже очень взрослые и уважаемые люди, все прошли войну – никто не знает.

Итак, поселившись во мне однажды, мысли о черной воде меня никак не отпускали и наконец то по случайному стечению обстоятельств мне удалось напасть на конкретный след. Очень сильно в этом вопросе мне помог проводник и альпинист Алик из Сочи           (https://www.facebook.com/alik.sochi?fref=ts  ). Ну а потом и отчеты стали появляться в интернете тех, кто там побывал. Особенно помог отчет Паши Кольского, прошедшего в одиночку сложный путь к источнику и от него, больше всего порадовали GPS точки, эта информация была на вес золота (http://pavrkolus.livejournal.com/1407.html). А так же отдельное спасибо Диме Славину (http://www.marshruty.ru/travel/apsny_20days/ ).

2014 году добравшись в сентябре до Абхазии я имел уже забиты маршруты в своем джипсе и намечал совершить несколько выходов, но к сожалению, мне конкретно не повезло с погодой, дожди шли непрерывно каждый день, погода была очень не типичная для этих мест, единственно что я смог пройти это маршрут от Гегского водопада через одноименный перевал к озеру Рица, описание маршрута присутствует у Димы Славина. После первой ночи шел под непрерывным дождем и добравшись до Рицы застрял на двое суток в гостинице на даче Сталина (600р./сутки), но так и не дождался погоды, к тому же по верхам гор лег снег. В общем, по такой погоде не решился на долгий и неизвестный пока путь к Черной воде.

В 2016 году предпринял попытку номер два в июне месяце и опять не повезло с погодой: перевалы и северные склоны сплошь были в снегу, непрестанные ливни, очень высокая вода, холодно. Хватило меня от Рицы через Анчхо и Псху ровно до реки Псыш, оттуда повернул назад. Вариант пройти через Химсу на Сухум я к тому моменту уже не рассматривал.

Что странно, когда меня на посту в Псху расспрашивали пограничники о моем маршруте, то после моего подробного изложения просто покрутили пальцем у виска. Потом то мне стало все ясно. Но до Псыша же я дошел!  Итогом стало несколько травм, злость и обещание себе вернуться в сентябре этого же года и дойти. Знакомые в Псху сказали что мне конкретно не повезло с погодой, в июне 2015 в это же время было до +29, а у меня 10-15 градусов днем.

Словом дальше по изложению отчета о сентябрьском путешествии я для сравнения и наглядности буду выкладывать рядом фотографии местности июньские и сентябрьские – сами все увидите.

Пролог

После июньской неудачи, я решил в любом случае в этом же году в начале сентябри месяца прибыть в Абхазию и дойти до Черной воды. На этот раз маршрут планировал с заходом со стороны Сухума (Восточная Гумиста - Сухум ГЭС – район пер.Дзыхва – пер.Уим – пер.Химса – р.Бзыбь – Черная Вода – р.Псыш – пер.Гвашхтва – долина р.Грибзы - пер.Чамашха – ПСХУ – пер.Гумистинский). Варианты концовки марщрута рассматривались в зависимости от желания и времени ближе к концу маршрута: либо через Гумистинский перевал, либо через перевал Доу, либо через многократно мною уже хоженый перевал Анчхо.

Итак, участники три человека,  представлены на фото – Александр Прытков, Иван Картавщиков и Виктор Шевчик.

Снаряга стандартная для таких походов – единственно у каждого своя палатка, лучше спать одному и с комфортом, к тому же палатки были однушки и вес имели достаточно малый, а так же исходя из моего опыта трекинга по этим местам – гораздо проще будет находить место под три маленькие палатки, чем под одну большую, что в дальнейшем еще раз и подтвердилось. Два гарминовских навигатора с забитыми точками и треками и распечатанная в цвете и склеенная генштабовка местности по всему ходу маршрута, это уже чисто для эстетического удовольствия на привалах лицезреть воочию сколько же мы прошли и какие перевалы и горы кругом, да еще может для позиционирования на больших открытых участках местности.

Из общественной снаряги немного - газ 3 баллона (типа дихлофос), одна плитка, еда у каждого своя персональная. Я шел на сублимированных продуктах (покупал на Экстриме в Москве), Александр себе кашки сам миксовал, у Виктора что то среднее. Общее - пуэр, кофе, сахар. В общем как то у нас у всех скромно было, но по факту хватило.
  Топоры и пилы брать не имеет смысла. Там где есть лес дров всегда достаточно.
5 сентября - 1-й день пути

002 002
003 003
004 004
007 007
011 011
Дорогу до Абхазии проделали на моей машине, ребята уговорили. Так конечно на троих получилось гораздо дешевле, но устали порядочно. Прибыли в Сухум поздно ночью на 5 сентября, стопнулись на ночь у Заура, там же и машину оставили. Спали под открытым небом, слушали шум моря. Рано по утру решаем что делать. После недолгих раздумий принимаем решение как можно быстрее оказаться в горах, так что даже кофе не попили и не позавтракали (на Маяке электричества не было, а тратить время на кафе не хотелось). Приехал Гурам, он договорился с каким то своим другом и на время поменялся с ним машиной (у абхазов вообще это между собою принято), ибо в его Вранглер мы пятером и 3 рюкзака никак не помещались. Залили горючку в пикап и поехали из Сухума на север. Путь наш лежал в сторону Шромы и далее мимо Камана на Ахалшени. Изначально планировали доехать до каманской отворотки, но ребята решили довезти нас дальше. Проехали первую развилку и повернули в сторону Ахалшени. Дорога была серпантинистая и местами даже для джипа проблемная, потому не доезжая Ахалшени на одном из сложных подъемов остановились и решили дальше идти ногами. Посидели полюбовались видами гор, налили спиртного по грамульке в стаканы (я пас), Заур произнес на абхазском тост за богов Абхазии, за то что бы нам сопутствовала удача, выпили , обнялись и мы тронулись в путь. У нас пол дня был набор высоты, не очень крутой, но первый день есть первый. В Ахалшени работали два лесоруба, думали спросить у них правильное направление, но не стали, решили сами искать тропку. От населенного пункта почти ничего не осталось – ржавые развалившиеся заборы, заросшие колючкой и кустами фундаменты разрушенных домов и такие же огороды, одичавшие плодовые деревья. В одном месте даже виноград попался и это было приятно, груша была почти не съедобная.
001
    Благополучно прошли Ахалшени и пошли дальше. Лесорубы на уазике нас потом подобрали где то в районе Гумы (населенного пункта по факту нет) и очень хорошо в подъем подвезли до следующей развилки – нам на  Восточную Гумисту. А сами они поехали валить лес в сторону Чедыма.

Под ногами была хорошая проезжая дорога. И пошел очень хороший затяжной серпантин. На серпантине резали много, было тяжелее на прямых, но гораздо результативнее по времени. После серпантина вышли вверх на хребет. Понятно, что сами были мокрые, первый день давал себя знать, к тому же испортилась погода, но радовало то, что карта сулила нам сплошной спуск до Гумисты, что и было нашей финальной точкой сегодня. Перед спуском вышли на довольно красивое место дороги – слева шла гора , справа крутой обрыв, возвышающийся над пропастью причудливым нагромождением камней,  очевидно что  этот момент мы никак не могли не запечатлеть

009

Ну а дальше к Сухум ГЭС на спуск шли легко, на расслабоне, после подъема было приятно даже. Дошли благополучно до Сухум ГЭС, сбросили на полянке перед спуском к Гумисте рюкзаки и провели разведку местности. Сам ГЭС получается находиться ниже по течению и немного назад под берегом, но мы туда решили не идти, нам надо было преодолеть первый брод и как можно ближе к началу тропы идущей на подъем в  сторону Дзыхвы найти место стоянки. Первая переправа была конечно очень аккуратная, потратили наверно минут 10 прежде чем нашли как то более-менее кажущийся подходящий путь, причем конечно заголялись по пояс - мочиться не хотелось. Спустя несколько дней это бы смотрелось уже смешно -  к тому времени мы почти сходу определяли что и как и без раздумий лезли в воду в чем шли.

010
013

Не доходя немного до тропы на Дзыхву, встали возле ручья на открытой поляне (урочище свиная балка), которой активно в течении лета пользовались пасечники – осталось много ящиков под ульи, сделанный навес, подобие походной кухни, посуда. В общем решили тут остановиться и заночевать. Приготовили ужин, настроение было хорошее, день прошел результативно, сильно дождем не мочило, прошли все что наметили.

Итог дня: пройдено 12.7 км,  подъем 506 метров, спуск 446.

6 сентября - 2-й день пути

028 028
029 029
031 031
Ночь дала обильный конденсат да к тому же после вчерашнего дождика вечером у нас просушиться не получилось, стояли в ущелье реки и было уже темно. Но утро выдалось весьма не плохое. Александр по своей жавороночьей привычке встал в 6 утра и сходил за водой к Гумисте. Все же на мой взгляд надо было вчера на Гумисте же и бить лагерь.
014
Выглянуло солнышко и мы неспешно готовя завтрак и просушивая снарягу втягивались в новый день. Я традиционно варю всем кофе по утрам (но это только в походах). В районе 9 часов утра мы тронулись в путь и попали в весьма экзотические субтропические абхазские леса, но пологий участок был не долго и начался нудный утомительный подъем.
016

Лес на подъеме не слишком густой и идти почти не мешает и колючек и зарослей в нижней части подъема с этой стороны было не много. Из деревьев преимущественно присутствуют буки. Подъем дается тяжело из-за частых крутых участков, организм только начинают снова входить в трекиннговый режим, сказывается долгое отсутствие в горах. Тропа читается с трудом, иногда попадаются конские следы, иногда уже с трудом видимые засечки на деревьях, постоянно сверяемся с направлением в джипсах и стараемся держать азимут. Остановки на привале на подъеме в этот день частые, футболки просто выжимаем, сидим минут десть кайфует, ребята курят трубки, пьем водичку. Как предупреждал Дима Славин воды нет до самой Дзыхвы, поэтому мы заблаговременно набрали с собою с утра на месте стоянки.

019

Подъем занял весь день и с набором высоты отчетливо было видно как меняется растительность, в какой то момент буковые леса остались позади и пошел хвойный лет, появилась кавказская черника высотою в человеческий рост, ягоды ее были приятны на вкус но более жесткие чем у обычной черники и более костянистые но подспорьем были великолепным на подъеме и жажду частично утолили и углеводов поставляли. Где то посреди подъема, шедший впереди Саша спугнул медведя, наверняка он лакомился черникой, как и мы, нам с Виктором рассмотреть этого зверя не получилось, косолапый задал стрекача и скрылся в чаще, по размерам он был ну никак не наши северные лесные медведи. Начался достаточно холодный затяжной дождь временами переходящий в ливень. Чехлы на рюкзаки и дождевые накидки на себя и дальше в гору, дождь шел все время пока не вышли на альпики. Ближе к альпикам на заросшей тропе попадались следы града, который просто лежал на зеленке и не таял, было реально холодно и к альпике по тропе приходилось довольно часто просто продираться сквозь заросли к тому же временами сама тропа просто исчезала.

030

Уже ближе к вечеру стали появляться в поле зрения горные хребты и пики и потихоньку мы выбрались на альпику, тут опять было достаточно много черники, но уже обычной низкорослой в нашем понимании, более приятной на вкус и более водянистой. Настроение стало улучшаться и через какое то время мы шли по нормальной топтанной тропе справа от скальной стены, появляются первые нормальные ручьи за весь ходовой день и мы с наслаждением напиваемся свежей холодной горной водички, дождь прекращается, тропа выполаживается, а затем фактически становиться пологой с незначительными спусками и подъемами. После второго крутого заворота хребта, нам наконец то открывается картина подножия перевала Дзыхвы, впереди среди густых зарослей травы и высоченного лопуха виднеется крыша балагана. Перед балаганом за 50 метров с этой стороны ручей, пересекаем и уже в темноте идем по пояс в лопухах, хлюпая мокрыми ботинками по заболоченной почве. За водой с фонариком ходили назад к этому же ручью, а утром при свете дня обнаружили с другой стороны балагана второй ручей в пяти метрах.

Балаган представлял собой довольно печальную картину, время и природа берет свое, крыша в частых дырах, буковая дранка местами в ней просто отсутствует, стены сложенные из наваленных друг на друга камней имеют очень много естественных сквозных отверстий что конечно не добавляет тепла, к тому же в балагане обнаружились следы хозяйственной деятельности медведя, возможно того самого что нам попался, мишка просто нагадил внутри балагана справа от входа, наверно обиделся что не нашел еды.

Готовим ужин, над спальным местом натягиваем на всякий случай тент забираемся в спальники и наконец то долгожданный полноценный отдых. Пожалуй это был один из самых тяжелых дней нашего путешествия.

Итог дня: пройдено 12.7 км,  подъем 1801 метр, спуск 185. Забавно что киллометраж первого и второго дня абсолютно совпал.

7 сентября - 3й день пути

076 076
077 077
079 079

Утро, порадовало. В 7 встали и поняли, что день будет удачным, завтрак, традиционно варю кофе, 7.50 из за хребта  выглянуло солнце и мы вытаскиваем снарягу на просушку, развешиваем все по крыше балагана, по открытым участкам, наслаждаемся видами.

034
037

Просушив вещи, упаковавшись и проведя рекогносцировку на местности понимаем, что начало пути будет не простым.  По описанию от Димы Славина мы понимали, что нам надо вернуться немного назад, наверное пара сотен метров и должен быть спуск вниз в зеленку и тропа там должна так же присутствовать. В общем, помыкались минут 10, но так не увидели на склоне ничего визуально убедительного, а крутизна спуска местами не радовала, да к тому же потеря высоты тоже не особо вдохновляла. Решение приняли быстро – пойдем траверсом прямо за балаган под скалой, вроде как просматривались проходы и даже местами как будто следы тропы. Путь оказался вполне проходимым, глядя от балагана немного смущала расщелина на пол пути но оказалось все вполне преодолимым. Это вид как бы немного назад уже за расщелиной

041

Ну а потом, зайдя за хребет, путь наш лежал исключительно через зеленку без тропы. Попадались разные участки, постоянно приходилось рубиться сквозь папоротники в человеческий рост, колючку, рододендроны. Не очень большие и крутые подъемы все время чередовались со спусками, все это продолжалось достаточно долго и утомительно, попалось достаточно много речек, некоторые в лоб не удавалось преодолеть из-за крутизны заросших склонов.

054

Поэтому приходилось, как правило, подниматься выше по течению, что бы обходить такие препятствия.

070
После очередного подъема и спуска по лесистому участку мы вышли на поляну. Место было достаточно просторное, удобное для стоянок и интересное. Попались следы кострища, а по генштабовкам здесь стояла отметка о наличии балагана, но даже его следов не удалось обнаружить - только предположительное место где он находился.
071
Передохнули, взяли азимут и пошли на штурм подъема очень густо заросшего рододендронами. Поднимались, наверное метров 150-200, как обезьяны цепляясь за кусты и вдруг очень неожиданно вышли при небольшом выполаживании на хорошее стояночное место под могучим буком, было видно, что когда то тут был сделан навес, место кострища, отдохнули и пошли дальше и буквально через 10 минут ходу нам попадается очень хорошо топтаная тропа,  скорее всего та самая начало которой мы не обнаружили под Дзыхвой. С тех пор весь оставшийся ходовой день мы  шли в сторону перевала Уим только по тропе и это было ну очень приятно. С погодой в этот день повезло, весь день солнце, когда по тропе вышли на альпики, немного стало затягивать, стало облачно.
073

Шли среди облаков, было очень красиво и необычно. В этот день не стали ломиться до конца, до Уима оставалось примерно час полтора хода, но по хребтам висели облака и выходить на перевал на ночевку в темноте в таких погодных условиях не хотелось. Решили остановиться, найдя ручей и набрав воды, место попалось не очень большое, но вполне смоги поставить все три палатки, правда справа буквально метр – полтора и почти отвесная пропасть, но это как то не смущало. Расположились почти с комфортом, дальше как обычно, газ, горелка, ужин и пуэрчик под занавес, ребята воспользовались небольшими своими алкогольными запасами, подняли тост за богов Абхазии.

078

Кругом была тишина и покой, в разрывы облаков открывались потрясающие виды в южную сторону, где то там был Сухум и теплое черное море.

080

Ближе к закату со стороны перевала, с севера появились разрывы в облачности, шел ясный чистый фронт и погода на завтра так же обещалась быть хорошей.

Итог дня: пройдено 6 км,  подъем 571 метр, спуск 530.

8 сентября - 4 й день пути

128 128
129 129
130 130

Утро порадовало, кругом куда не бросишь взгляд виды потрясающие, светит солнце, вещи на просушке (под утро опять роса)

083

Быстро готовим завтрак, пакуем вещи после просушки и собираемя в путь, впереди у нас два перевала, ждет интересный и наполненный день. В 9.08 начинаем выбирать оставшуюся высоту к Уиму, ближе к перевалу попадаются еще ручьи и так же присутствуют стояночные места. За час мы благополучно вышли на перевал и решили отдохнуть, тем более вид который нам открылся требовал отдельного внимания.

085

Это вид на запад на гору Уим с одноименного перевала, до нее совсем недалеко, но не пошли, под ногами было море крупной низкорослой черники и мы  просто не могли от нее оторваться. Ну а то что открылось нам в сторону севера было просто потрясающе. Гигантский цирк с какими то фантастическими декорациями, такое ощущение что до всего можно рукою дотянуться и понимаешь, что все это на очень приличном расстоянии. Пожалуй, за все это наше путешествие это была самая впечатляющая картина горной Абхазии во всей ее великолепии.

089

Пока отдыхали провели привязку к местности и разобрались что и где находиться. Здоровенная видимая на максимальном расстоянии гора прямо – это скальный массив Химса, за которым находиться не видимый отсюда одноимённый ледник. Ледник Химса кажется загадкой. На Бзыбском хребте не так много снежников: сказываются близость теплых долин и интенсивная солнечная радиация. А тут на открытом плато (2600—2900 м) ледник длиной около 3 км! Теплый, насыщенный влагой морской воздух, переваливая через хребет, встречает здесь мощный холодильник. Поэтому горы вокруг часто погружаются в туман и густые облака, недаром перевал Химса раньше пользовалось у пастухов недоброй славой: внезапно может испортиться погода, в тумане легко потерять тропу. Облака да туманы прикрывают ледник от разрушительного действия солнца.

Вариант прохода по хребту цирка справа к массиву без потери высоты отмели, не понятно было что там и как, да и на старых картах тропа там никогда не шла. Сориентировались – тропа идет вниз и чуть правее на дно котлована, а потом выбирается с самого низа вверх к низшей точке спускающегося слева хребта как бы под середину видимого массива Химсы – там и есть одноименный перевал. Вниз бежалось легко и приятно – тропка чистая, нигде не заросшая. В самом низу опять нарвались на заросли черники и на этот раз еще и брусники (больше нигде не попадалась) – три минуты на подкормку – очень приятно получалось когда закидываешь в рот одновременно смесь обеих ягод и вверх на подъем.

092

Прошли низшую точку по спуску, тут местами еще лежали остатки снега (надо же сентябрь, а не все растаяло) по руслу ручья и пошли на подъем. Преодолев основные крутые склоны мы вышли на весьма необычную площадку перед финальным участком подъема на Химсу. Для стоянки очень удобное место, почти ровная площадка, если бить лагерь то это то что надо. Рядом живописный водопад.

095

А поляна, просто какой то многогранный гербарий различных цветов - очень красиво и такого многообразия по флоре мы на протяжении всего пути нигде не встречали, даже золотой корень попался. Просто шикарное альпийское многотравие.

112

Минут 30 подъема и мы на перевале Химса. Чуть ниже назад и в сторону осталось красивое горное озеро, но бежать вниз к нему с перевала что бы обозреть вблизи никак не хотелось.

115

Вид с перевала в северную сторону не менее впечатляющий чем на перевал с Уима, открываются гигантские просторы идущие на спуск в сторону Бзыби.

118

На перевале все так же стоит крест, как и много лет назад (Славин) и все те же кучки патронов и гильз. Патроны калибра пятерка и наши и натовские и свежие есть и полностью изъеденные ржавчиной. Отдохнув и полюбовавшись видами, начинаем спуск вниз (2467 метров высочайшая точка по маршруту - позади), с этого момента и до самой реки  Бзыбь только вниз. К слову, все  хотели запечатлеть скальный массив Химсы во всей его красе, но висящие над ним шапки облаков никак его не хотели покидать. Тропа весело бежит вниз рядом шумит ручей потихоньку превращаясь в речку под тем же названием Химса вдоль которой нам и предстоит идти до самой Бзыби. В небольшой долине перед началом зеленки идя вдоль тропы расходимся – меня привлекло небольшое странноватое болотце чуть правее маршрута и присутствующие там ацангуары.

126
127

Виктор тем временем изучил озерцо слева по маршруту находящееся под скалою и вытекающий из него ручей. А Александр находился на тропе, ожидая нас. Пока он сидел, появилась группа из четырех туристов (2 парня и 2 девчонки), которые шли на подъем к Химсе с севера. Саша спросил - откуда идете? Те бросили в ответ - с «радиального». И укатили дальше, не останавливаясь. Мы когда с Виктором до Александра вернулись и услышали про это, немного были в шоке, я по крайней мере. В горах информация на вес золота, позволяет экономить силы, время, а частенько может и жизнь спасти. Да горы им судья не общительным.

Спускались мы как бы по левой стороне долины идущей вниз, было большое желание проверить есть ли балаган, обозначенный на генштабовке слева под скальным склоном, поэтому взяли левее и пошли на определенном этапе немного вверх. В этом месте тропа как таковая, читающаяся ранее очень четко, стала исчезать: то было несколько топтанных направлений людьми ли, зверем ли, то вообще ни одного. Балаган мы не обнаружили можно сказать, присутствовали остатки каменных стен более современных, чем те, что я обнаружил немного выше у болотца. А по мере продвижения под левой скалой вверх, долина реки Химса уходила резко вниз. Думали попробовать спуститься прямиком с левого склона среди густых зарослей кустарников вниз в долину к реке, но нарвались на такие густые заросли и встречающиеся среди них с десяток метров обрывы, что решили будет гораздо быстрее вернуться назад на плато добраться к месту начала снижения долины по руслу реки там и идти. В итоге это и подтвердилось, даже здесь недалеко от русла реки, спуск бывал местами достаточно крут и приходилось пользоваться кустами как веревками для безопасного снижения.

Крутой спуск завершился удачно и дальше мы шли берегом реки в основном звериными тропами, которые довольно часто приводили в заросли малины, с крупными красными сочными ягода и очень вкусными, но тропы как правило там и заканчивались, а время шло уже к вечеру. Характер местности вдоль реки такой: на крутом склоне с плато есть лес, а тут достаточно долго просто заросли травы. Уже на этом участке стало понятно, что если есть возможность, гораздо быстрее и экономичнее продвигаться по камням в русле или даже по самой реке по мелководью. Мы торопились, хотели до темноты дойти до слияния рек Химсы и Убыша (Кубыша), а с учетом что солнце садилось на юге сзади за Химсой ожидалось, что темнота может наступить достаточно быстро. К шести вечера примерно, вышли к поросшему лесом спуску к слиянию рек, быстро сбежали вниз и оказались на левом каменистом, чистом от растительности, но уж очень не ровном берегу Убыша. Мест для палаток обнаружилось всего два, переправляемся на правый берег, трава в рост, колючка, топчем место, но все же решаем посмотреть, что там чуть ниже  по берегу и находим нормальную стояночную площадку, палатки однушки встают без проблем, правда и здесь обнаруживаем следы жизнедеятельности медведя - заваливаем камнями. Ну почему как нормальная стоянка туристу - так ему туалет? Тут же под берегом делаем костер и уже в темноте готовим ужин, я набрался смелости и залез в ледяную воду Убыша, очень хотелось помыться.

Вечер у костра в любом случае приятен. Поужинали, много пили пуэрчика, сушились как могли понимая, что утром солнца в нашем ущелье закрытом с юга массивом Химсы можем вообще не дождаться.

Итог дня: пройдено 11.1 км,  подъем 689 метр, спуск 1042.

9 сентября - 5 й день пути

Встали в 6 с небольшим утра, мы в тени и солнышко в ближайшее время не ожидается, оно за хребтом, но день ясный. До Бзыби всего 4 км и хочется поскорее тронуться в путь.

132

В процессе утренних забот по лагерю, попыток просушить от конденсата палаток, приготовления завтрака, варки кофе, в общем сборов, солнце потихоньку поднималось и освещало вершины находящихся с севера, запада и востока хребтов, было тихо и очень красиво.

133
134
135

Не дождавшись солнца на нашей поляне, пакуем остатки мокрых вещей и бодренько начинаем свой путь к Бзыби, по правому берегу Химсы, очень хочется поскорее дойти. Местность по берегам Химсы лесная на открытых участках очень сильно заросшая кустарником и колючкой, по берегам такая же картина, а то и еще хуже, иногда тропили в зарослях выше человеческого роста. Тропа, попадающаяся в начале пути, периодически исчезает и после прохождения очередного лесного участка, упершись в заросшую поляну, исчезает окончательно. С этого момента идем ближе к берегу по густым зарослям, приходиться рубиться в прямом смысле слова. Возможно, тропа ушла вверх на хребет и лесом где то там спускается к Бзыби, но проверять это и лезть в гору не хочется.

137

Примерно с середины этой дистанции начинаем просто по возможности идти по руслу реки, периодически попадаются большие валуны и мы скачем по ним как горные бараны.

138

Частенько приходилось бродить, что говориться выше колена, ка здесь на фото ниже.

144

А после бродов приходилось иногда опасные и крутые изгибы Химсы срезать через заросли и булыжники, на фото снизу как раз после брода пришлось залазить в такую беду. Я там в одном месте неудачно свалился с одного камня, повиснув на треккинговых палках, в общем сломал нижнее колено одной из палок, благо алюминиевые, достал, подправил камнем вставил назад и пошел дальше. Был бы карбон - на раз бы.

142

Ну а ближе к устью Химсы, крутые повороты и резкие спады исчезли и мы просто с хорошей скоростью шли по воде, хлюпая треккинговыми ботинками, а  иногда по каменистым берегам и таким образом благополучно вышли к слиянию двух рек. Чуть выше (метров 100 наверно) по течению Бзыби есть остров, решили протоки бродить там. После хождения нескольких часов по бурнвм рекам Химсы, этот брод преодолели очень быстро. Течение конечно сильное, но уже и не так страшно и понятно как двигаться да и снизу весь мокрый.

147

Тут же на подъеме обнаруживаем второй по маршруту балаган, внешне скорее похоже на потрепанный шалаш, внутри грязно, припасов никаких, ни аджики, ни сыра, ни вина (как это было у Славина) – сказать спасибо не кому! В пакетике только соль старую размокшую обнаружили.  На крайний случай, если от дождя, то в нем можно заночевать, порядок немного навести только, но крыша местами тоже дырявая, тент точно пригодиться. Отдыхаем на лавочке возле него, солнце к середине дня печет достаточно сильно. Позиционируемся, смотрим карту думаем как двигаться в сторону перевала Аданге. Бзыбь в этом месте показалась достаточно бурной, потому решили начать по правому берегу.

148

У нас было все время в подъем, но не круто, потому приемлемо, Склоны здесь поросшие лесом, буки вековые пихты а по низу то чепарыга, сквозь которую так же рубились, то папоротники в рост. Моменты отдыха.

149

Остановились сегодня чуть раньше обычного, не упирались в темноту. Где то в районе 17.45 показалось, что начинает затягивать тучами а тут первый раз за столько дней пути попалась просто огромная (относительно) поляна не берегу (дров предостаточно), палаток с десяток точно можно было установить. Оценив и место и тот факт, что завтра мы к середине дня по любому будем на Черной воде, мы решаем бить лагерь, сушить, не досушенное с утра, и отдыхать. Медведь тут тоже успел отметиться, че ж они так не равнодушны к ровным чистым площадкам? Тучи, к счастью, куда-то убрались, опять было солнышко. Все было просто отлично. Вечер у костра.

151

Итог дня: пройдено 8.4 км,  подъем 211 метр, спуск 404.

10 сентября - 6 й день пути

181 181
183 183
188 188
Утро, шум реки и солнце, мы уже привыкли к этому великолепию. Встали в районе 7 утра, кругом традиционная утренняя роса, ждем солнышко на нашей поляне и начинаем обычную просушку палаток, того что мокрое и готовку завтрака.
153

По прямой до Черной воды нам оставалось примерно 6 километров. Собираемся и начинаем идти, близость цели добавляет сил и скорости, хочется быстрее дойти. Характер оставшегося пути самый легкий и благоприятный за весь маршрут, подъема фактически нет. Очень часто срезаем по безводным в это время года второстепенным руслам.

155

Иногда лесом, но в этой части он более проходим, папоротники особых препятствий не представляют.

158

А встречающееся множество ручьев, как правило,  легко переходиться или имеют естественные переправы.

156

Далее по ходу маршрута, с уменьшением к верховьям, как правило абсолютно чистых притоков, вода в Бзыби постепенно становиться ржавого цвета. Если в районе балагана (устье Химсы) она была чистая и прозрачная и даже на последнем месте стоянки еще более-менее, то спустя км 7 от балагана минерализация ее становиться визуальной. А камни в участках оголившегося русла в связи с низким уровнем воды были просто буро-оранжевого цвета.

160

К этому времени за 6 дней пути лично для меня горная вода из рек начала приедаться, реально чувствовалось, она бедновата на минералы и на вкус конечно никакая. И когда попалась притока со слабым вкусом минеральной воды – она показалась необыкновенно вкусной.

161

Ближе к источнику мы просто шли исключительно или по рыжим камням или по руслу реки, здесь она не глубокая и бродится, не смотря на течение, легко почти везде. И вдруг выйдя из-за очередного поворота мы недалеко от берега увидели крышу балагана, тут же пошли к нему - 10 метров от берега, тропа почти как дорога, балаган очень основательный, с летней кухней, скамеечками, лавочками, обустроенным кострищем (костер еще не до конца погас - с утра над нами пролетал в сторону Сухума вертолет отсюда), а внутри оказалось  хорошо оборудованное спальное место человек на 5 , даже лежал пружинный односпальный матрас, в бочке куча посуды и куча припасов - сахар, хлеб, картошка, соленья, орехи, стояли две бутылки пива и отрытая но не оприходованная банка сгущённого молока, а на двери висел пакет с печеньем и сыром. Такое изобилие продуктов немного повергало в стопор, после недели на сублиматах то. Наглеть не стали, так как не понятно было где хозяева, потому отведав немного сыра с хлебом и медом, мы тронулись дальше. Черная вода должна была быть рядом но ее еще надо было найти, а сколько до нее -  не ясно, потому и рюкзаки взяли с собою. Сотни через четыре метров нам попался приток с северного склона, абсолютно прозрачной воды, который впадал в рыжую Бзыбь - зрелище очень красивое.

163
Тут же на правом берегу этого притока хорошо оборудованное стояночное место под сенью пихт, стол, скамейки, посуда, каркас шалаша. Продолжаем подниматься по Бзыби, попадается очень интересная скала, с сочащимися капельками воды, пробуем - очень не обычный, никогда ранее не изведанный вкус  - вяжет.
165
Оставляем рюкзаки на очередном булыжнике и карабкаемся дальше и минут через 7 выходим под правый берег, который выглядит здесь как здоровенный покрытый ржавым металлом конгломерат - мы дошли до Черной Воды! От последней притоки сюда примерно 400 метров.

173

Воду можно набирать прямо здесь, но лучше подняться вверх – слева вверху через кусты и перед нами купели оранжевого цвета и грот.

177
182

Пробуем воду, она здесь настолько вяжущая, что больше грамм 50 и не выпить. Вообще по Черной Воде мне в Псху говорили, что пить ее надо грамм по 20 в день, больше можно, но не рекомендуется и вроде как от большего количества толку не будет и не в коем случае не пить алкоголь. Случаи рассказывали тоже разные. Сергей (Кубанец как его дед Василий назвал) с Псху рассказывал, что когда то привозили детей очень сильно больных псориазом и через какое то время увозили здоровых, еще рассказывал про какого то богатого армянина который живет за границей, но каждый год по осени прибывает в Сухум, оттуда вертолетом сюда подлечиться. Вообще Сергей же и дал рекомендации - недельку на Черной воде пожить, потом вдоль северной притоки немного подняться вверх - там минеральные источники и недельку там. Еще дед Василий (встретили на Грибзе, Славин его тоже встречал), рассказал, что лично он сам был свидетелем, как два человека вылечили цирроз печени. Верить не верить - это личный вопрос. Я верю.
Устроили недолгие сиденья в купелях, вода все ж холодная, с намазыванием всех частей тела оранжевой глиной. Жаль конечно, что  не нашлось сегодня никого тут из знающих людей, что бы можно было получить толковые рекомендации.
В итоге, получив неимоверную гамму впечатлений от этого исключительно уникального и зачетного места и  поняв что хозяева балагана судя по всему улетели вертолетом утром в Сухум, мы решаем ночевку устроить в балагане, тем более что наличие всяких вкусностей там сулило определенно хороший вечер. Набрали с собою водички во все что было мы тронулись назад к балагану.

184
185
186

Получилось что встали мы во второй половине дня в 16.00 примерно. Просушка, постирушки, отдых. Было здорово, реально. К вечеру решили побаловать себя кулинарными изысками - сварили в котелке картофель в мундирах и подали это великолепие с ядреными абхазскими солениями (помидорчики + перчики + лук), с аджикой на наш стол, ко всему же этому первый раз хлеб за 6 дней пути и соблазнились одною бутылкой пива.
За ужином я озвучил - Рубикон пройден. Трудно описать мои ощущения, я столько лет искал это место и столько попыток сделал, что бы до него дойти. Было какое то и удовлетворение и опустошение одновременно, а еще было грустно - одной мечтой стало меньше.

Итог дня: пройдено 6.9 км,  подъем 345 метр, спуск 49.

11 сентября - 7 й день пути

204 204
205 205
207 207

Ночь была какая-то странная, возможно от того что отвыкли спать в таком закрытом со всех сторон помещении. Саша встал посреди ночи, сидел час на улице курил трубу, смотрел на звезды.

187
Я тоже посреди ночи выбирался, не спалось. В итоге с утра слегка проспали и подъем был в 7.30
 189
Накануне набрали Черной воды,  ребята во флаги,  я в литровую бутылку. Самое интересное, что подтвердилось то, о чем мне говорили раньше  - вода меняет свои свойства,  теряет концентрацию и силу удаляясь от источника. Уже этим утром можно было легко выпить грамм 100 , так изменились вяжущие свойства.  Мне рассказывали что во времена СССР ее пробовали самолетом возить в Москву для членов ЦК - бесполезно,  она почти полностью становилась другой.
 190

Быстро готовим свой стандартный завтрак, собираем снарягу (благо все в балагане было ночью, без конденсата ,сушить ничего не надо). Резво трогаемся в обратный путь, дорога известная в лес вообще почти не заходим, бодро идем по руслу и каменистым берегам. В этом месте попались под берегом большие глыбы по виду с вкраплениями железа (как ржавчина местами), но магнитная стрелка на обычном компасе на них никак не среагировала.

192

Где то в районе урочища Скеу на Бзыби встретили двух рыбаков,  оба вертолетчика,  прилетели накануне вертолетом с Сухума. Где то здесь же находиться еще один балаган, описание есть у Паши Кольского, но мы про него не знали и потому не искали. Это Ахтамар, наловил форели речной,  Саша у него выпросил одну рыбку,  тут ее сырую и съел,  такой уж у нас Саша.  Кстати вертолеты с Сухума летают на воду почти каждый день - пока шли регулярно видели - утром туда,  к вечеру обратно. Кто то делает хорошие деньги на желании богатых туристов слетать за глотком здоровья.

193
Бродим очень много, потому и скорость высокая

195
196

Выйдя в начале десятого утра к 13.46 мы пробежали примерно 10 км и достигли балагана на слиянии Химсы и Бзыби, стопнулись на отдых и рекогносцировку.

197

Очень хотелось бы сегодня дойти до реки Псыш, по треку оставалось до него 4 км, но по характеру местности было видно что Бзыбь становиться дальше все мощнее от впадающих притоков и бродить становиться просто опасно. Ну а от Псыша мне местность была уже знакома.

201

Первый километр от балагана дается легко, начинаем как обычно на берегу, принимая звериные тропы за человеческие, но быстро скатываемся к руслу и начинаем забеги по камням и брожение по воде, но уже гораздо выше колен. Течение очень мощное. Ну а потом началась какая то полная жопа. Через километр река становиться слишком бурной и глубокой.  Дальше три километра в основном шли по крутым склонам, либо в таком чапорыжнике, что порою просто опускались руки и останавливались ноги, реально приходилось прорываться сквозь кусты. В который раз я убедился, что  идти группой это очень существенный плюс. Постоянно меняясь на тропежке, мы потихоньку добрались до Псыша. Вышли в папоротники и рельеф более менее выположился.

203

Прокляли все, но дошли. Вымоталась в хлам. В 17.35 мы прибыли к переправе на Псыше. Бьем лагерь, мест стояночных достаточно, три палатки встают без проблем, дров куча. Место зачетное.

206

18.57 ужин закончен, сидим возле костра, варим пуэр, делимся впечатлениями.

208

Ну а тут и случай обкатать ночную съемку на моем Meizu Pro5 выпал. Попытки наверное с 10 й опытным путем получилось весьма неплохо.

209

Итог дня: пройдено 15.3 км,  подъем 170 метр, спуск 688.

12 сентября - 8 й день пути

226 226
227 227
228 228

Утро на Псыше, солнце за хребтами, река в ущелье с севера на юг. Ночью роса. Вещи сушить бесполезно в такой ситуации. Быстро готовим завтрак, собираемся, пакуем мокрые палатки. День предстоит тяжелый, долгий путь и почти все время подъем, почти все время заросли и кусты – зеленка до выходов на альпики под ГКХ, хотим попробовать одним днем дойти до Грибзы, лично я хочу очень, помня о замечательных балаганах в тех местах и потрясающе красивой и просторной долины реки Грибза.

211
Для сравнения состояние Псыша на сентябрь и июнь 2017

210

Переходим Псыш по естественным переправам и начинаем наш путь.

214

День был тот еще.  В июне я от Псыша до Грибзы прошел за два дня,  но тогда поливали холодные ливни сутками и была полная жопа. А тут с утра девятого дня я думал - сможем мы сделать для себя почти невозможное - дойти за день от Псыша до Грибзы?  Тропы от Псыша до альпиков через два урочища как таковой нет, а это значит подъемы и спуски лесом, по крутым склонам, через колючку, заросли кустов, тут еще добавилось от местного колорита – лес то тут вековой и очень много стало попадаться бурелома. Идешь траверсом по склону – вниз уклон градусов 60 и упираешься в упавшую пихту в три обхвата толщиной, под ней никак, на нее никак, или вверх или вниз в обход и опять на траверс. И таких объектов очень много.

До урочища Гвахштва добрались нормально, основной крутяк как раз после него и пошел. А это на одном из выходов на склон – тут траверсом не пройти, впереди была сыпучка на крутейшем склоне – пришлось спускаться вниз – тоже не подарок – как обезьяны держались за кусты, да повезло еще - за упавшие стволы деревьев.

216

Подходя к последней речке в лесу перед выходом на альпики, я уже знал что не надо это делать - пробуя пройти тропой забитой в старых генштабовских картах. Тут мне еще Сергей в Псху объяснял, что лучше максимально набрать высоту, идя вдоль русла реки по камням, а там уже коротким отрезком выходить на альпики. Когда в июне идя к Псышу, я в этом убедился, специально прошел в том направлении по нитке старой тропы (тропы естественно нет, засечки попадаются), а обратно набирал высоту по ручью. Меня как раз к началу крутого подъема и недалеко от ручья окончательно вымотал холодный ливень, тогда  я и найдя более-менее подходящую пихту, закрывающую от дождя подровнял под нею площадку и ночевал. Это как раз мое место. Примерно в сотне метров от ручья и в 800 от альпиков.

218

Далее 800 метров по протяженности крутой подъем на несколько сотен метров по высоте. Кроме крутизны все остальное хорошо, зарослей нет, почти нет колючек, лес становиться просторный. С выходом на альпики подъем еще не заканчивается, что не очень хорошо – альпики здесь густо поросшие травою в пояс высотою. Тропа на подъеме не читается. Начинает попадаться кавказская черника и мы часто обессилевшие валимся возле очередного куста и начинаем жадно ее поедать. Иногда возникая такая ассоциация по организму – полностью села батарея. Силы в ногах еще есть, но энергия на нуле, короткие привалы  помогают на пять минут.

220

Уже ближе к вечеру - Мы преодолели всю зеленку и подъемы по ней,  вышли на альпики под ГКХ,  сил уже почти нет,  а еще метров 300 подъема, где то там перевал Гвашхтва и спуск в долину реки Грибзы. Время течет как река,  силы уже давно все закончились

Вид в сторону Чедыма

221

То же, но июне месяце

Под ГКХ мы все же вышли, время поджимало, а еще надо было добежать до перевала и уйти в долину. Благо набора высоты уже не было, стала появляться тропа, набрали скорость. Перед перевалом за несколько сотен метров  попадается березовый лесок и мы почти неожиданно (такая же ситуация и у Славина по месту описана) нарываемся на грибы, в основном добротные, крупные подосиновики, но немного попадается и подберезовиков, собираем быстро пакет и бежим дальше, если будут силы и время – сготовим. Перевал показался уже в предзакатных сумерках. Ровно в шесть вечера мы на перевала, до полной темноты час, но спуск идет на север, значит тут стемнеет очень быстро.

На спуск с перевала нам оставался час,  почти бежали вниз, спуск на север, в лесном участке,  темно стало быстро. Как не переломали руки-ноги, до сих пор не понимаю. Но вышли где то в 7 вечера в долину к балаганам в полной темноте,  немного спасала почти полная луна. А в долине внизу жизнь - коровы мычат, собаки лают. Нас встретили, напоил молоком (о это была сказка - парное молоко!) Илья - парень лет 12, оказался сыном Сергея (Кубанца), моего июньского знакомца с ПСХУ,  дед Василий проводил нас до свободного балагана и устроил на ночлег.

А потом пришел Паша,  парень лет 26 , пригласил в свой балаган,  накормил сыром и молочным супом, а еще хлеб был обалденный.  и мы решили сделать себе с утра подарок - полудневку,  тем более Саша захотел поучаствовать в этой горно-сельской жизни по полной - остался ночевать в балагане у Паши и с 5 утра доил коров,  поил телят и участвовал в священнодействии - готовке сыра.

Итог дня: пройдено 11.8 км,  подъем 1070 метр, спуск 792.

13 сентября - 9 й день пути

Утро девятого дня. Грибза, полудневка, здесь какая то благодать, так хорошо и спокойно и очень красиво.

233
234

Я с Витей ночевал в этом (средний из трех) балагане, утром примерно в 8 утра не спеша разложили все вещи еще мокрые с Псыша на просушку.

229

Ну а Александр окунулся в полноценную сельскую жизнь. Сообщил по утру свои ощущения - процесс дался не легко, потому что для такого труда надо иметь достаточно сильные и разработанные пальцы, но все же что то надоил.

Устроив себе ванные процедуры в ручье, я постелил на большой пень в тени нашего балагана пенку, забрался на  него и долго, долго, наверное, часа полтора просто сидел, наслаждался окружающими меня видами, так хорошо было и красиво. Состояние покоя и наверное счастья. В нашей жизни бывают моменты кратковременного счастья, которые мы получаем с другими людьми, а еще, я глубоко убежден, есть места, где вполне можно быть счастливым. Здесь в эти полтора часа тишины и покоя я был счастлив.

232
235
236

Ближе к 12 часам дня решили угостить радушного хозяина Павла своим фирменным блюдом – борщом. Дело в том что борщ  мы всегда берем в походы, сами сублимируем компоненты (в основном этим хлопотным делом конечно занимается у нас почти всегда исключительно Александр). Получается такой крупный, но достаточно легкий пакетик – литра на три котелка. Ни и в этот поход у нас было взято три штучки, устраивали себе иногда по вечерам праздники, когда совсем грустно становилось от нагрузок и нашей еды.

239

Ну а это в балагане Павла.  Илья,  Виктор возле очага,  за Ильей - Саша,  ближе к выходу хозяин Паша. Виктор контролирует процесс готовки борща. Причем Павел выдал нам перед готовкой копченые ребрышки серны (у нас стандартно идет вяленая говядина в борще) и они добавили конечно определенной приятности блюду. Туда же пошла аджика в небольшом количестве в качестве добавки и как очень приятная добавка вместо майонеза - настоящая свежайшая, густейшая сметана. Борщ получился зачетный!
237

Ну а это я показываю фотографии реки Грибза по состоянию на начала июня, делюсь своими впечатлениями.

Обед был просто убойный – борщ, сырники, молоко, сыр, хлеб. Но всякое изобилие имеет смою меру и свое время, нам пора было в путь. И в районе часа дня, поблагодарив хозяина за радушный и очень хлебосольный прием мы собрали свои рюкзаки и двинулись в по долине Грибза в сторону тропы к очередному перевалу.

Легко прошли всю долину, сходу, не замочив ног, по камешками перешли через Грибзу и ушли к двум балаганам под западным склоном долины, здесь тропа наверх к перевалу Чамашха.

243

Уходим с Грибзы. Последние фото этого гостеприимного места, сзади тропа и крутой подъем на перевал Чамашха, после него только спуск к селению ПСХУ,  но это еще 20 км после подъема.

За час - полтора мы по хорошо топтанной тропе выходим на альпики, тут чуть выше есть добротный балаган, я стоял в нем в июне среди снегов перед спуском на Грибзу. На фото снизу состояние склона на 30 мая 2017.

От этой точки идет траверс под склоном (видно начало тропы) в сторону перевала, метров 500 примерно.

246
245

А это где то посредине пути от начала альпиков к Чамашхе.

Характер тропы изменился, зарослей не было больше вообще никаких, это и понятно если по тропе ходят коровы. На перевале обелиск и группа туристов приехали в горы за черникой. Мы конечно немного про себя посмеялись - последняя черника нам попадалась перед выходом к ГКХ по пути к перевалу Гвашхтва.

250

Вид с перевала по направлению к Псху, четко виден траверс тропы.

В часе ходьбы от перевала обнаружили уазик-буханку и водителя, туристы оказывается почти до самого перевала смогли доехать на этом транспортном средстве. Посмотрели на транспортное средство с завистью и побежали дальше на спуск. С этой точки идет исключительно дорога и исключительно сброс высоты. Очень хотелось добраться до Псху, еще при первом прохождении сразу за селением я обнаружил очень приятное стояночное место под вековыми буками, с кострищем и лавочками на берегу реки. Но в связи с поздним выходом мы просто тривиально не успевали дойти до Псху.

Речек на этом пути встречается достаточно много, переходятся в это время элементарно, даже обувь нигде не намочили. Пройдя пол пути по каменистой дорого, почувствовали результат такого перехода на ногах. Все же ночью когда бежали на спуске к Грибзе ноги посбивали и тут уже начинал чувствоваться дискомфорт. У всех почти одновременно появляется мысль - лишь бы поехал Уазик и подобрал нас. Ну и нам повезло, пол часа не прошло как нас подобрали, правда сидели не пойми как на куче вещей и еще наши рюкзаки и народу много и водитель какой то отчаянный сорвиголова - сходу влетал в русла рек. С высоты 1427 метров по треку наша скорость передвижения выросла аж до 10 км/час (максимум была 15).  В общем уазик по камням и валунам прыгал, как горный козел, а мы примерно так же, но уже в самом уазике. Таким образом мы преодолели остававшуюся нам треть пути до стоянки перед Псху и где то после 18 часов поблагодарив за помощь благополучно высадились и стали разбивать лагерь.

251

Разбили лагерь, приготовили ужин, покушали, костер, ночь, пуэрчик.

20.13 вечера, шумит река сбоку, темно и мы ложимся спать.

Итог дня: пройдено 16.6 км,  подъем 525 метр, спуск 1127.

14 сентября - 10 й день пути

Итак, утро 10 дня, светит солнце.  Нам на Гудаутский перевал. Быстрые сборы и в путь. ПСХУ,  оказалось чертовски длинным.  Вернее прежде чем мы до него дошли - пришлось протопать пару километров. От места стоянки прошли мимо местной лесопилки, первых домов,  а потом дома исчезли и только дорога.  Было желание проскочить мимо КПП, дабы не тратить время,  но местные пограничники нас заметили и предложили у них зачекиниться, оба знакомые мне по июню, один как в июне кашлял и курил сигарету за сигаретой, так и сейчас ничего не поменялось, записали наши паспортные данные и пожелали успешно добраться до побережья. Рассказали еще страшную историю, как тут семья пошла через Гудаутский перевал без GPS и потерялась и потом ее долго искали МЧС, нашил бедолаг живыми.

252

После КПП (развилка дорог), наша дорога забирает к югу и мы оказываемся на автомобильном мостике через речку, фотографируемся. Переходим и на спуск. Дорога еще пару км идет вне населенного пункта, появляется еще одна речка и мы быстро идем вдоль нее и наконец Псху. Старая церковь и новая.

256
260
 Школа
257

Два единственных современных здания в Псху - Храм образования и Храм религии.
Нам не показалось, что псхинцы общительные, местных жителей попалось немного и на контакт сами не шли. Женщины завидев нас издали куда то исчезали. Только в одном месте в районе аэродрома, девушка в монашеском одеянии со странными глазами, читающая молитвы, завидев нас, поклонилась нам в пояс и поздоровалась.  Да еще два мужика, в поте лица копающиеся у обочины с лопатами, сами с нами поздоровались, а когда узнали какой путь мы прошли, отнеслись к этому весьма уважительно и  захотели дальше поболтать, но тут уже нам надо было торопиться.
Отдохнули на лавочке возле нового храма в тенечке, магазины рядом были закрыты, но мы и напрягаться не стали и времени тратить на поиски продавца.

258

Попались пацаны, подсказавшие как правильно идти на Битагу. Несомненным плюсом было то, что пока шли по Псху полакомились яблоками и немного грушами – во дворах вдоль дорог их полно.

255

Прошли Псху идем к берегу Бзыби, стала попадаться лещина, орехов конечно было не много, судя по всему основная масса уже собрана, но нам все же немного досталось. Очень вкусно было на ходу закидывать в рот парочку свежих почищенных орехов.
Дорога серпантинила на спуске, попалась лесовозная машина на подъеме, в одном месте на развилке неправильно свернули и вышли на берег Бзыби, тут присутствовали беседки и новый канатный мост через реку, но нам здесь переходить не надо, здесь гораздо ниже устья Решавы.

261

Тут же обнаружилась компания закусывающих и выпивающих, приехавших сюда на машинах.  Решили спросить, но внятной информации не получили, кроме того, что ниже в Битаге надо лучше это же сделать у местных жителей. Зато нарвались на угощение - лаваш, сало, домашнее вино и еще хлеба с собою дали в дорогу. Это было очень хорошо, единственно я пожалел, что выпил вино (целая кружка домашнего), оно точно никак не способствовало дальнейшему продвижения, надо было слить в маленькую бутылочку и оставить на вечер у костра.
     Чуть назад по тропе и переход через ручей по бревну.

263

Далее вдоль берега дорога идет долго, примерно 5 километров с небольшими наборами высоты и спусками. Попадались весьма экзотические участки тропы - деревья из-за обильной постоянной влажности на берегу густо поросшие мхом.

268

В Битаге завернув от реки к какому то дому спросили у девушки про ситуацию на том берегу, она нам рассказала про балаган в сторону перевала Доу и по моему мнению дала неправильную информацию что от этого же балагана есть тропа и на Гудаутский перевал. Наконец мы добрались до старого подвесного моста (козий мост). Переходим и отдыхаем.

273

После переправы возник небольшой спор куда идти. Виктор апеллировал к
информации от девушки. Я сказал, что в Абхазии любую информацию надо перепроверять не один раз или источник должен быть очень надежный (девушка в шортах на огороде несла какую то чушь на мой взгляд, тем более в июне мне Сергей с Псху подробно описал путь через Гудаутский, который он лично ходил немереное количество раз и в июне же он меня отговорил здесь возвращаться, по причине того, что очень высокая вода и мне потом перед памятником Курочкину 8 бродов никак не перейти ), опыт у меня был и идти в сторону Доу никак не хотелось, понимая что потом все равно придется разворачиваться.  Как последний аргумент я достал старую генштабовку и показал, что от балагана выше от моста по Бзыби никогда не было никаких троп в сторону Гудаутского. Дальше все было нормально. Шли по хорошей тропе вниз вдоль реки в сторону устья Решавы, тропа четкая, абсолютно не заросшая, видно что народ ею пользуется. Потом начался подъем и заворот вверх вдоль Решавы в сторону Гудаутского. Из описания Славина помнилось, что стояночных мест с водою не особенно много. Буквально внизу перед самым подъемом и потом уже наверху перед самым перевалом.
     На высоте 740 метров нам попадается очень хорошее стояночное место, большая поляна под буками, кострище, рядом река, старый порванный треккинговый ботинок и другие следы, оставленные туристами. Принимаем решение здесь остановиться, время 16 дня, но пройдено много, перевал оставляем на утро.

277

Бьем лагерь, я и Виктор купаемся, костер и ужин, к вечеру начинают появляться тучи - это первый раз за весь путь - со второго дня было исключительно солнце. Пуэра выпили в этот вечер литра три. В 19 с небольшим вечера ложимся спать - мы в ущелье и тут уже сумрачно.

Итог дня: пройдено 20 км,  подъем 436 метр, спуск 785.

15 сентября - 11 й день пути

Утро, подъем, накрапывает дождик. Нас ждет набор высоты 700 метров, хорошо что вчера встали здесь, ведь  следующая пригодная стоянка уже перед самым перевалом после вершины 1450. Собираем мокрую снарягу, нам по большому счету уже все равно, не знаю как, но мы надеемся к ночи быть у моря. Кругом все мокрое то ли от дождя, то ли от росы. Дождик периодически исчезает. Очень бодро начинаем подъем.

279
280

Проходим заросшие участки тропы и оказываемся в просторном буковом лесу.

282

Достаточно оперативно забрались на перевал,  правда уже под дождем, который и преследовал нас весь день, переходя периодически в ливень.

284
Потом был спуск,  встреча с абхазами которые заготавливают лес,  горячий чай из шиповника под жестяной крышей,  жареная только что пойманная форель, печальный поток воды с неба и решение не ждать машину лесорубов,  которая то ли придет то-ли нет,  а если придет то не факт, что в этот же день пойдет назад,  решение идти дальше.
285

О чем мы и не пожалели  - впереди было 8 бродов по самое "не хочу", выход к водопадам и дороге, долгий путь по заброшенному селению Хабю.

286
288
289

Неожиданная встреча с пчеловодами, стол,  огурчики, хлеб,  вино,  покупка меда,  долгий путь с Алмазханом на его могучем Урале , груженном бревнами бука,  на Урале с отсутствующими тормозами под ливнем порой на краю 200 метровой пропасти,  но нам уже было все равно, мы настолько устали, мы ехали к морю.

291

Потом нас где то ждало такси и мы, поблагодарив Алмазхана перегрузились в него и потом долго ехали к побережью и в Сухум.

Итог дня: пройдено 22,2 км,  подъем 1135 метр, спуск 1496.