На пять морей.

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Нитка маршрута
Поездка к пяти морям.
 
На пять морей.

Решили побывать на пяти морях.
И вот, вещи собраны, маршрут просчитан, автомобиль проверен, бак заправлен. В путь! Первый день всегда самый волнительный. Едешь и понимаешь, что все задуманное, все невиданное еще впереди, хотя в первый день наш путь проходил по уже проезженным дорогам. Первая ночевка была на Дону, близ г. Серафимович. Теплый вечер, ласковая вода могучей реки – отличный итог первого дня. Вдобавок по соседству расположилась компания из нескольких пожилых пар, которая задушевно напевала старые песни, добавляя романтики прекрасному вечеру. Утром снова в дорогу. Через Тамбов, Моршанск, Касимов двигаемся в сторону Мурома. Степной пейзаж поменялся, к дороге подступил лес, замелькали болота.
2
Деревеньки пошли сплошь «деревянные», с резными ставнями и наличниками. От славного города Мурома направились к Великому Устюгу, но по дороге сделали небольшой крюк, заехали в Палех – родину старинной лаковой миниатюры и палехской иконописи. Небольшой поселок, давший миру множество искусных мастеров и уникальную художественную школу. На подъезде к Палеху, в небольшой деревушке Афанасьевское, поразила старая колокольня, высотой около 80 м (точных данных найти не удалось), она настолько неожиданно возникает у дороги, что невольно останавливаешься.
В Заволжске пересекли Волгу и въехали в Костромскую область. «Кострома, Кострома – государыня моя..» встретила нас прекрасной природой средней России и многообразием своих дорог. Сначала мы неожиданно попали в целую полосу спусков-подъемов-серпантинов, что аж дух захватывало. Покрытие дороги на «5+++». Вкупе с прекрасным пейзажем за окном — просто сон автомобилиста. Примерно через сорок км. выехали на автодорогу Р98. Дорога пошла ровно, почти без перепадов, но качество резко упало до «3». В принципе, дорога без ям, но топорный латочный ремонт никак не способствовал комфортной езде. Еще было непонятно, что довольно широкое полотно было совершенно без разметки. Но как оказалось, это были цветочки. Доехали и до того, что дорога превратилась в этакий танкодром, ну или полосу препятствий. Что бы увернуться от бездонных ям, прямо таки вулканических разломов асфальта приходилось метаться от края к краю, длительные участки двигаться по обочине. Пару раз пришлось шарахнуться от груженных под завязку лихих лесовозов, которые с явным презрением смотрели на то, что там крутится у них под ногами. Сильно повеселил одинокий асфальтовый каток, стоящий посреди этого дорожного бедлама. И вдруг…о чудо! Не доезжая несколько десятков километров до Вологодской области, выскочили на отличную трассу: широкую, прямую, с отличным покрытием, какой она и сохранялась большую часть до Великого Устюга. Перед въездом в город, съехали с дороги, что бы переодеться из «походного» в «прогулочное» и тут нам армейское ускорение в переодевании придали тучи оводов, которые по ощущениям слетелись к нам со всей округи. В итоге, нарядные и жутко покусанные мы въехали в прекрасный старинный город. Полюбовавшись старинными церквями на набережной, поехали искать Вотчину Деда Мороза. Здесь, высветилась одна деталь. Участок карты в навигаторе, где находилась наша цель, не был прорисован, т.е. «белое пятно». Такое конечно бывает, но в очень диких местах. И поэтому было полной неожиданностью на карте 2014 года и в месте, которое только по официальным данным посещает до 200 000 человек в год. Кстати о «белых пятнах», их оказалось довольно много на Русском Севере, такого не было даже когда ездили на Байкал, хотя Сибирь значительно меньше обжита. Благодаря указателям мы все же добрались до места. Вотчина Деда Мороза оказался довольно завлекательный парк развлечений, интересный не только детворе, но и взрослым. И хотя нам и летом понравилось, я думаю, зимой там вообще бесподобно, всё-таки сказка то зимняя.
Недалеко от Великого Устюга заехали на Сухонские Опоки – природное чудо, которое еще называют сухонской жемчужиной – это крутой порог (говорят самый опасный на реке) и скалы, представляющие собой гигантский слоеный пирог.
1_13
1_15

Далее, через Нюксеницу, Каргополь к Пудожу. Тут у навигатора был очередной заскок. Начиная от поворота на Нюксеницу, и до Вельска он упорно не хотел «видеть» дороги и заворачивал нас на Вологду, хотя это был большой крюк. Не помогали переключения между «быстрой» и «короткой» дорогой (кто знает, тот поймет), аппарат не хотел следовать нашим желаниям и гнул свою линию. Пришлось отключить ему звук, дабы не слышать его нудных стенаний про : «Вы ушли с маршрута» и двигаться по указателям. В Вельске, вроде бы чуть выправился, пару раз потерял улицы, а на Архангельской трассе опять впал в ступор. Но как только с трассы свернули на Няндому, навигатор вернулся в нормальный режим. За Каргополем очередной сюрприз — пошла бетонка, сляпанная из небольших плит, уложенных не очень- то ровно, из-за чего получалось, что каждое колесо едет на разной высоте, и в салоне создавалось устойчивое ощущение «кофемолки». Довольно скоро бетонка кончилась и за ней кончилась дорога. Точнее дорога то была, но такая, какую в народе называют направление. Толстый слой пыли из под колес поднимался плотным облаком, и оно висело в воздухе подобно туману. Мысленно поблагодарив создателя кондиционера, за то что нет дилеммы глотать пыль при открытых или вариться при закрытых окнах. И еще спасибо природе за то, что было сухо, иначе представляю, в какую жижу превращается эта дорога после дождя. Все это недоразумение кончилось, как только пересекли границу Карелии. Бездорожье сменилось хорошей, асфальтированной дорогой. За Пудожем, двинулись вдоль Онежского озера к Медвежьегорску. Несколько раз пытались проехать к озеру, но неудачно, наконец, выехали прямо на берег Онеги возле устья реки Туба. Место попалось очень удачное, нам повезло затабориться прямо у воды. Погуляли по живописным берегам, порыбачили, даже искупались (но быстро). Вечер подарил изумительный закат над прекрасным озером. К обеду следующего дня с воды подул сильный ветер, небо стали затягивать тучи и мы решили двигаться дальше к первому морю из пяти планируемых. От Медвежьегорска 220 км. до Беломорска, а там, через несколько километров от города выехали прямо на берег Белого моря.
IMG_5474
IMG_5508
Расположились в двух шагах от полосы прибоя. И хотя другое название моря — Студеное и относится оно к бассейну Северного Ледовитого океана, вода показалась не такой уж и ледяной. Возможно, потому, что мы стояли на берегу обширной бухты и как показал вечерний отлив не очень глубокой, вода в ней хорошо прогревается. Место, где мы остановились, представляло собой небольшой песчаный пляж, с двух сторон зажатый огромными скалистыми плитами. Когда начался отлив, из воды стали обнажаться огромные плиты, похожие на гигантских черепах или спины доисторических чудовищ. Пошли погулять по берегу и так увлеклись этими необычными валунами и скалами, опомнились только тогда, когда оказалось, что ушли уже так далеко, что уже не стало видно, ни машины, ни палатки. После Беломорска поехали через Кемь, в Рабочеостровск, маленький поселок на берегу моря, из которого туристы и паломники едут на Соловки. Посетили старую церковь, на берегу, где снимали фильм «Остров». К сожалению, посещение оставило удручающее впечатление: выбитые окна, мусор, надписи в стиле «Здесь был..», в общем, в жизни оказалось не так романтично как на картинках. Непонятно, почему местные власти или кто там ответственный, так равнодушны к этому месту, которое посещает довольно много людей.
От Кеми, через Мончегорск, Оленегорск поехали на Мурманск. На подъезде к Мончегорску – красивая картинка за окном, хребет окутанный туманом. Остановились сфотографироваться возле красивого озера окутанного туманом. На улице почувствовали сильный запах какой то химии, списали все какие-то свежевспаханные насыпи на берегу. Но все оказалось намного проще. При выезде из города увидели, что романтический туман всего-то смог от комбината, который своими дымами окутывал всю округу.
Доехали до Мурманска и свернули к Териберке, где-то 80 км по асфальту, а потом еще 40 по грунтовке и мы на берегу Баренцева моря, отсюда прямой выход в океан.
1_66
Погуляли по берегу, пополоскали ноги в прибое, потом проехали к местной достопримечательности – водопаду, падающему практически в океан. Целый день провели на берегу океана, ночевать поехали на большое озеро в тундре, которое заприметили по пути к океану. Изюминку в романтическую ночевку привнесли тучи москита, которые слетелись на свежую кровь. Хорошо, что наш шатер был оборудован противомоскитными сетками, да время от времени поднимался легкий ветерок, а иначе бы эти микровампиры нас обглодали до костей.
Из тундры мы направились к Сортавала. В районе Юстозеро пообщались с местным жителем. Он настоятельно советовал нам двигаться по асфальту на Петрозаводск, а оттуда уже ехать на Сортавала, но узнав о нашей решимости проехать через Суоярви, покачал головой и пожелав: «Накрутитесь вы там, наглотаетесь» уехал восвояси. Внутренне собравшись от такого напутствия, двинулись вперед. И ни разу не пожалели, что поехали. Дорога хоть и без асфальта, но довольно крепкая, местами попадалась гребенка, но терпимая. Зато дикие места, по которым пролегал наш путь, эти сказочные карельские озера, природа стоили любого бездорожья. Не доезжая до Сортавала свернули к Рускеала. Четыре водопада Рускеала прославились в отечественном кинематографе. На одном из них снимали легендарный «А зори здесь тихие..», на другом современный фэнтезийный «Темный мир». От последнего возле водопада даже остались декорации. В нескольких километрах от водопадов Рускеальский Горный Парк: старый затопленный мраморный карьер, превращенный в туристический комплекс.
1_85
1_90

От Рускеала через Сортавала, Приозерск поехали на Санкт-Петербург. Впечатления от дороги незабываемые. Таких заворотов мы еще не видели, когда спуск появляется настолько неожиданно и так отвесно, что какие-то доли секунд дорога исчезает из виду и кажется, что машина зависла над пропастью, а затем, когда полотно появляется в поле зрения, то оказывается, что оно еще и уходит в сторону. Уже перед Приозерском, как только пересекли границу Ленинградской области, навигатор выкинул фортель: сначала уверенно повел в сторону. Ехали, ехали и тут въезжаем в какой-то городок через гаражный кооператив. Оказалось Кузнечное. Ладно, катим дальше, проезжаем небольшой поселок и ….въезжаем просто в лес. Точнее не просто в лес, а прямо в лес, в лес. Дороги не было, шел просто зимник. Навигатор уверено показывал только вперед и мы решили довериться железяке. Поехали вперед, сильно надеясь не наткнуться на встречную машину т.к. в таком случае даже разъехаться было бы негде, а так же не хотелось натолкнуться на какой ни будь брод или разрушенный мост. Но дорога, постепенно, перешла из зимника в нормальную гравийку, потом начала расширяться . в итоге при въезде в небольшую деревушку появился асфальт, а на выезде мы уже попали на шоссе. Правда, уже за Приозерском, в котором мы планировали поглазеть на Крепость Карела, но возвращаться не стали, поехали на Питер. Въехали в Санкт-Петербург, прокатились по западной части КАД, которая представляет собой систему дамб и мостов и пересекает Финский залив. На одном участке дорога ныряет в 2-х километровый тоннель на глубину почти 30 метров. Участок дороги очень впечатляет: едешь над морем, потом ныряешь под него, а после опять над морем. Заночевали на берегу залива, а утром поехали в Петергоф. Большую часть дня посвятили этому памятнику мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства, на фонтаны которого можно смотреть бесконечно. Из Петергофа, через Кингисепп двинулись к Чудскому озеру. Нашли замечательное место: в сосновому бору, с бесконечным песчаным пляжем. Несмотря на то что, несколько раз поливал сильный ливень, да еще и со шквалистым ветром, от души накупались в озере, которое оказалось неожиданно очень теплым, а может, показалось после студёных карельских озер. Наутро погода наладилась, выглянуло солнце, успокоился ветер. Еще накупавшись на дорожку двинулись в дорогу. Далее наш путь лежал вдоль западной границы России через Псков, Смоленск, Брянск, Орел, Курск, Белгород на Ростов. На участке от Невеля до д. Удвяты оказалась платная дорога. Причем дорога самая обыкновенная, двухполосная, не скоростная. Покрытие на 3 т.е. с ямами, трещинами и т.п., объездов вокруг населенных пунктов нет. И все удовольствие 240 руб. за 60 километров средненькой дороги. Когда на пропускном пункте я спросил у дамы, которая сдирала с меня оплату, не эта ли дорога Соловья-разбойника и не родственница ли она знаменитого сборщика пошлин за прямоезжие дороги, на что она мне недовольно буркнула, мол расценки установлены администрацией области, а если кому не нравиться, то нужно было внимательней изучать указатели и ехать в объезд. Спорить с дамой не стал, тем более, у двери будки дежурил наряд блюстителей, скорее всего, для более веского убеждения недовольных.
От Ростова-на-Дону повернули на Голубицкую. Тут нас начала преследовать напасть — пробки. Сначала пару часов проторчали в Аксае, потом еще больше часа не могли проехать развязки с южной окраины Ростова, только, вроде вышли на трассу, опять затор, ремонт дороги, и так практически до Тимашевска, то ремонт, то авария. От Тимашевска до Голубицкой прошли уже без остановок. Пару дней поплескались в Азовском море, поехали в Бетту. И тут опять двадцать пять. Точнее просто пять…Пять часов простояли в пробке за Новороссийском, образовавшейся в результате аварии на дороге. Еще пару дней поныряли в Черном море и поехали домой, правда, с небольшим крючком, через Цимлянское водохранилище, потом Волгу, но все же домой.
Итог поездки: за 21 день проехали пять морей (Белое, Баренцево, Балтийское, Азовское, Черное), пересекли 2 республики и 20 областей, в общей сложности 12 000 километров и еще огромный багаж отличных впечатлений и воспоминаний.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте