Маленькое путешествие на север Томской области двух пожилых чудаков, предпринятое по поводу дырок
Каргасок - Усть-Тым - Неготка

Два старых глупых дятла
Планируют поход.

Пролог

Все началось с того, что обозревая с помощью Гугла долгими зимними вечерами необозримые просторы нашего края, мы с напарником обнаружили вот это:
100м1
50м1
20м

Кому, с какой целью понадобилось проделать ровные ряды отверстий диаметром от трех до пяти метров в болоте, в добрых двух десятках километрах от ближайшего жилья?! И при этом не оставить никаких иных следов!! Дебаты разгорелись нешутейные – в спор были вовлечены чада и домочадцы, знакомые и знакомые их знакомых. Но истина ускользала. В версиях недостатка не было: буровые работы отмели сразу – уж очень велик диаметр отверстия для буровой установки.
В конце концов, выкристаллизовались две основные версии причины возникновения данного феномена: первая – естественная, то есть, в процессе зарастания водоема образовались некие криницы (линзы), в силу каприза природы, величины и направления тока воды они и оказались расположенными симметрично; вторая – рукотворность объекта. Была и альтернативная версия, суть которой заключалась в шалостях «зеленых человечков», но она была подвергнута обструкции как антинаучная и всерьез не рассматривалась.
        Лагерь «естественников» ссылался на ясно видимый процесс зарастания бочажки в правом нижнем углу второго снимка, апеллируя к образующимся там кругляшкам кочек, как к подтверждению естественности происходящих преобразований открытого водоема в ряды дырок, как переходного этапа заболачивания.
        Лагерь «искусственников» указывал на неестественную для нашей природы симметрию в явлениях, не являющихся частью единого организма. Будь это процессом зарастания, то отверстия, несомненно, хотя бы отличались размерами, однако они одинаковы в сериях, будто проделаны одним инструментом. Что определенно указывает на их рукотворность.
        Очевидно, что обе версии достаточно слабо аргументированы, но это, как Вы понимаете, не мешало бушевать страстям. Так случилось, что линия фронта между двумя лагерями пролегла прямехонько через наш дружный экипаж и грозила перерасти в сюжет известной драмы Н.В. Гоголя про двух Иванов.

Тогда было принято судьбоносное решение организовать экспедицию (быстренько сходить туда и обратно) чтобы выяснить все на месте. Т.е. «Два старых глупых дятла решили отправиться в поход» чтобы выяснить, наконец ху ис ху или «кто такой Удод». Так, с присущей всем старым дятлам пафосностью, предприятие получило наименование «Северный поход».
        Срочно был сверстан план и проложен маршрут.
Общий план1

Под нужды похода был сконструирован и построен корабль, прикуплен ПЛМ китайской национальности, мощью в 5 лошадей. В последствии моторчик получил собственное имя «Китайчонок Ли». Так же была собрана по миру и распечатана добрая охапка топографических карт и гуглов. Оставалось только дождаться благоприятного расположения звезд и наступления очередного отпуска.
        Но дятлы не были бы дятлами, если бы просто ждали погоды сидя на печи – нет, дятлы организовали короткий, на недельку, испытательно-тренировочный сплав по р.Четь с целью тестирования оборудования, снаряжения, собственной дееспособности и проф. пригодности будущих потенциальных кандидатов в дятлы.

Испытательный полигон

Испытания снаряжения наглядно показали что:
А) снаряжение в наличии есть, оно не съедено мышами, не пропито и не заложено;
Б) снаряжение вполне функционально.

Испытания корабля показали что:
А) Корабль легко, за два с хвостиком часа собирается вшестером.
Б) Корабль получился довольно шустрым,

В) Весьма вместительным,

Г) Легким,

Д) Проходимым
Е) Тяговитым,
Ж) И безусловно красивым.

А еще выяснилось, что у дятлов подрастает замечательная смена.

Туда

Испытания окончены, пора собираться в дорогу. Как ни тешили мы себя тайными надеждами, что затея как-нибудь сама рассосется, а наступило-таки время укладываться…

Мы с напарником решили не мучить наши мелкие машинешки огромным количеством барахла и отвратительной дорогой, а сесть на рейсовый автобус до Каргаска. Мы заручились предварительным согласием владельца автобуса на перевозку нашего багажа. Это было совсем не лишне, т.к. мы полностью заняли все багажные отделения автобуса (не маленький кореец) и другие пассажиры размещали свой багаж в салоне. Благо, пассажиров было не слишком много и все смогли нормально разместиться. Автобус идет от Томска до Каргаска 10 часов. Бессонная ночь, а попробуйте уснуть, когда в салоне крутятся довольно громко идиотские сериалы со стрельбой и душераздирающими воплями, сопровождаемые сводящим с ума писком в динамиках – видимо что-то неладно с фильтром питания. Ну, сотрясений мозга, как и иных мозговых проблем у дятлов не бывает, и в 5 часов с минутками мы благополучно прибыли в славное село Каргасок (в переводе с чего-то – Медвежий мыс).
        Каргасок встретил нас холодным рассветом и плотным туманом над рекой. Сложив наши пожитки кучкой на крылечке, мы дремали в натопленном (!) помещении автовокзала.
        Продремав до 8-00, я направился на встречу с коллегами связистами. Мы с Сергеем очень благодарны руководству Каргасокского ЦТ Томского филиала ОАО "Ростелеком" за понимание, помощь и поддержку. Особая благодарность водителю Андрею за помощь и терпение.

Через некоторое время, с помощью Андрея - водителя «Соболя», закупив продукты и бензин, мы оказались на берегу Оби с удобным, выложенным плитами спуском к воде. Утренний кофе и за сборку корабля.
        Корабль собран,
        Загружен и готов к старту.
        Так началось наше путешествие по Великой Реке.

А Обь в районе Каргаска воистину велика – в среднем ширина реки около двух километров. К этому не просто привыкнуть: много – много неба, много - много воды и узенькая полоска берега.

Наш, в общем, немаленький кораблик порой казался крохотной скорлупкой, застывшей в этом бескрайнем отражении неба.

По этой причине, а так же по причине мучившей меня еще от Томска жестокой простуды, на ночевку встали довольно рано на широченном песке километрах в 20 от Каргаска. Ночь прошла для меня довольно тяжело – мало того, что к утру ударил приличный морозец, я всю ночь температурил и громко стучал зубами, не давая спать напарнику. Только перед самым рассветом забылся полуобморочным сном. Во сне глаза слепило солнце и гомонили гуси. Я снился себе Нильсом и страшно переживал, что могу уронить свои деревянные башмаки, прижимал колени к подбородку и переживал снова, что так трудно держаться, и я улечу вниз вместе с башмаками. Гуси кричали громко и тревожно вокруг меня. Я открыл глаза: желтая палатка - я не в небе, на земле и уже наступил новый день. Но гуси никуда не исчезли - они гогочут громко надо мной и вокруг. Может быть, я все-таки уже не на земле!? О, эта зыбкая грань между сном и явью! Кое-как выпростался из спальника и палатки прямиком в абсолютно нереальный туман. Туман густой настолько, что вытянутая рука расплывается где-то в районе локтя. Облако осязаемо плотное, неподвижное, но невысокое – пронизано рассеянным солнечным светом. А где-то совсем низко, кажется, касаясь крыльями тумана, кружит гусиная стая.
Проблему простуды пришлось решать быстро и радикально – при помощи антибиотика.

Вниз по Оби мы шли медленно, почти три дня. Мы приноравливались к кораблю, он привыкал к нам. На большой реке он вел себя совсем иначе, чем на Чети. Средняя скорость корабля составляла около 11 км/ч по GPS. Легкий встречный ветерок создавал нешуточную волну в некоторых местах. Кораблик смешно подпрыгивал на волне, фыркал и брызгал на Сергея уже заметно посвежевшей водичкой. Несколько раз пришлось уходить от ветра под берег.
На третью ночь остановились недалеко от устья Тыма. Уже видны были огни пристани Усть-Тыма.

Тым

Поселок расположен на правом берегу Оби и правом берегу Тыма, в самом месте их слияния, немного вытянут вдоль Тыма. Усть-Тым поразил меня способом заготовки дров (стоящими вдоль берега рядами поленниц), а также обилием плавсредств разнообразнейшего вида, размера и назначения. По-моему, количество единиц кораблей и лодок в несколько раз превышает численность населения поселка.

Закончен переход вниз по Оби длиной в 120 км, нам предстоит еще такой же по расстоянию переход, но уже вверх по Тыму. Поселок Усть-Тым последний населенный пункт на нашем пути. Километров в 80 выше есть еще поселок Нёготка, но он расположен на курье, несколько в стороне от реки. Заходить в него мы не планируем.
        Мы вошли в Тым и «встали». Скорость упала с 11 км/ч до 4 км/ч. Мы совсем не ожидали такого сильного течения. По топографическим картам, среднее течение в р. Тым составляет 0,6 м/с, то есть не более 2,5 км/час. Собственно, на этих данных и строились все расчеты по времени подъема и потребном количестве бензина. Ничуть не бывало! Течение ощутимо больше чем в Оби, что-то около 4 – 4,5 км/час, или 1,1-1,3 м/с. Ай-ай! Мы не договаривались так!!
        «Китайченок Ли» деловито урчит, баламутит винтом чайного цвета воду,
мимо нас медленно (слишком медленно) проплывают заросшие берега Тыма. Постепенно нам становится понятна причина столь аномально большого течения – Тым полон водой по самый край.
И вода все прибывает. Вода прибывала в реке все две недели, что мы были там, не смотря на то, что давно прекратились дожди.
        По реке несет бревна и всякий плавучий мусор. Кажется, не сентябрь на дворе – май. Но нет, это Север, здесь иные законы бытия, это удивительный, совсем ИНОЙ мир. Это огромная страна, будто нарисованная природой на абсолютно ровном песчаном холсте. За миллионы лет песок тщательно вымыт и выглажен до почти идеально ровной поверхности, где перепады высот больше метра – двух большая редкость, а цвет песка – светло желтый, без примесей ила или глины. В лесу слой почвы – мох, корешки, прошлогодняя хвоя - не превышает толщины 2-3 см. Даже болота, тот же мох, клюква и багульник, пропитанные водой имеют под собой твердую песчаную основу. В силу такой «зализанности» рельефа нет четких различий между болотом и НЕ болотом. Все в лесу пропитано водой, да и сам лес то переходит в болотные формы берез и пихт, то в открытые пространства, покрытые болотной осокой, мхом и багульником. За редким исключением, когда поднятия рельефа велики (от 1 до 2 м) – такие «горные» районы покрыты сосновыми гривами. По правому берегу Тыма, очевидно, таких поднятий больше, там много весьма обширных и протяженных сосновых боров. Весеннее половодье случается на Тыме в мае – июне и носит характер тотального водяного разлива, когда вся эта огромная страна процентов на 80 покрывается водяным зеркалом. По этой причине поймы у Тыма нет, как и нет берегов во время разлива. Обычно в июле происходит спад воды и к сентябрю уровень достигает межени. Нынче в этой стране с 9 июля и по начало сентября шли дожди. Тым передумал входить в летние берега, лишь чуть-чуть, сантиметров 60 недотянув до состояния весеннего половодья. Тым весьма не маленькая речка – ширина его от 150 до 200 метров, однако глубина не более 2 метров. Дно песчаное, как везде в этом краю, полностью лишенное ила и каких-либо отложений. Много мелей, но не много коряг. В целом, мы ожидали худших условий плавания. Километрах в тридцати выше Усть-Тыма по левому берегу несуществующий ныне поселок Белый Яр. А как, по-вашему, можно еще назвать деревню в таком месте? Этот яр и бор – исключение, которое лишь подтверждает общее правило.После Белого Яра или течение стало поменьше, или мы научились его обманывать, убегая от стрежня под другой берег, или то и другое, но продвижение несколько ускорилось до 5,5 – 6,0 км/час.
Мой друг и напарник: штурман, борт-стрелок и главный рыбак.
Нам-то с «китайченком» что – греби да греби, а штурману думать надо, однако.
        Несколько слов о рыбалке. Именно несколько слов, поскольку рыбалки в общем и не случилось. В этом было большое разочарование, так как почему-то (очевидно от рассказов бывалых) казалось, что рыба начнет выпрыгивать из речки, стоит только показать ей блесну. У меня было что ей показать! Запас блесен и резины был весьма обширен, однако все оказалось не в коня. Рыба категорически не клевала в Оби, да не сильно старались – все мысли только об одном: «вперед, вперед, в Тым – вот уж там развернемся!» Не клевала рыба и в Тыме, никакая, ни на что. Конечно же, всему виной большая вода и то, что она прибывала все время. На Оби еще встречал пару раз парней с палками, махавшими ими с тем же нулевым результатом, а в Тыме рыбаков не было. Уже прибыв на место, мы спросили местного жителя Алексея прямо и не двусмысленно: «Где рыба?». На что получили прямой и исчерпывающий ответ: «Рыба ушла в соры». Пока мы обдумывали, что бы это могло означать, парень с сомнением оглядел наши снасти, и предложил не смешить публику, а поставить сетку – на уху, мол, всяко наловите. Наше оскорбленное заявление о том, что мы спинигеры (спинингуи?) и к сетям питаем отвращение повергло парня в шок и прострацию, как если бы мы заявили, что щи хлебаем исключительно лаптем, а ложек категорически не приемлем. Алексей долго молчал, прихлебывая чаек, потом, (грех обижать блаженных), дипломатично, хоть и со скепсисом в голосе, заметил: «Так что ж, оно может и так чего клюнет.»
        Судьба Нёготки, Молодежного, Напаса – по-видимому, судьба практически всех отдаленных деревень и поселков Томской области, когда-то связанных с лесной отраслью. Население поселка около 700 чел. Школа, фельдшерский пункт, сколько-то еще бюджетных ставок – все остальные предоставлены самим себе.  Население приспособилось выживать за счет реки и леса. Благо край богат невероятно. Но, Боже мой! Какой это каторжный труд! Еще в Каргаске мне говорили, что на Тыме любителей нет – все профессионалы. Да, так оно и есть. Не выжить любителю здесь. Как бы ни был богат этот край – он совсем не спешит преподносить свои богатства на блюдечке.
        В период нашего там пребывания заканчивался сезон сбора грибов и был в разгаре сезон заготовки брусники. Сезон рыбалки еще не начинался, по причине половодья, как и сезон охоты на глухаря по причине на редкость теплой осени.
        Не все конечно так беспросветно, совсем без рыбки не сидели. То подъязков на хлеб наловим, то щучку на 4 кг выловим. А много ли двум старикам надо!?
        С охотой происходило примерно тоже. Утки по Тыму и озерам полно, рябчика в бору мало. Глухарь так и не вылетел из болот в бор до середины сентября – стояла очень теплая погода с теплыми ночами, никакого намека на скорую зиму – вот он и не спешил. Впрочем уток  нам не составляло труда добыть в достаточном количестве, чтобы иметь в котелке свежий приварок, а не надоевшую тушенку.
        Видели на Тыме стаю лебедей и несколько раз отдельные пары. Потрясающе красивые птицы! А вот медведей, которыми меня так запугивали и которыми славится Каргасокский район, не видели ни одного. По словам нашего местного гида Володи – медведь клюкву кушает, ему не до нас. Ну и слава Богу, мы тоже не сильно скучаем.
        Ни в бору, ни по берегу Тыма следов медведя не видели на всем отрезке пути в 125 км, только на обратном пути километрах в 10 от Усть-Тыма увидели на песке относительно свежий след небольшого медведя.

Так плыли мы по Тыму любуясь его красотами и на пятый день (36 моточасов) пришли в назначенное место – ручей Парголяк, к берегу которого примыкает большой Парголякский бор, переходящий на западе в Нёготский бор, а на востоке в Могильный бор. Обычно в это время Парголяк – мелкий ручей, но нынче это широкая курья. Место потрясающей красоты.

Тут мы и разбили лагерь – с одной стороны Парголяк, с другой бор.
А в бору вот какое счастье:
        По случаю прибытия штурман раскурил сигару. Говорит, что гаванская. Не знаю - вонючая, ужас!
Первым делом – разбить постоянный лагерь
Затем оборудовать баню,
Потом можно побаловать брюхо дарами леса
Видимо, на запах жареных грибочков, к нам пожаловала гостья

Озера

После непременной баньки и небольшого отдыха – экспедиция на озера. Первоначально планировалось совершить две пеших вылазки на озера Большое окуневое и Мартышкины озера (18-20 км) и собственно на оз. Голубое.
На Парголяке мы познакомились с местным жителем Володей (пос. Нёготка). Он любезно согласился свозить нас на озера на своем чудесном «пепелаце». Это предложение существенно облегчило нам задачу, да и честно говоря, не слишком горели желанием топать пешком.
       Озеро Большое Окуневое просто огромное, в длину больше 4 километров. За узким перешейком, что виднеется вдали, кроется акватория еще вдвое больше, чем в поле зрения. Весной в озеро по речушке заходит елец, а осенью скатывается обратно. Местное население ожидает этого исхода ельца с большим нетерпением. В месте выхода озера в речушку расставляют сети. Вместе с ельцом мигрирует и щука. Осенний елец – это нечто, кто понимает. Очевидно, процесс вылова как-то регулируется, потому что нет хитрости перегородить речушку всю, но тогда на другой год ельца не будет. К моменту нашего приезда сети уже стояли, рыбаки томились ожиданием, попутно заготавливая бруснику, а елец и в ус не дул! При температуре воздуха в 20 С и температуре воды выше 15 С ему совсем не хотелось думать о зимовальных ямах.
        Все озера потрясающе красивы.
        Чистое песчаное дно, без намека на ил или какие-либо отложения, только на глубине более метра редкая растительность. Вода кристально чистая и прозрачная на большую глубину. Впрочем, очень больших глубин на озерах и нет. Так озеро площадью более 2 кв. км. имеет максимальную глубину менее 3 м.
        Говорят, в этих озерах водится баснословных размеров окунь. Мне не удалось там ничего поймать ни на блесну, ни на джиг, ни на балансир. Один мелкий окунек подержался зубами за резинку и тот сбежал. Справедливости ради нужно сказать, что аборигены ловят окуня на озерах только зимой, когда больший объем воды в озере превращается в лед и жизненное пространство и кормовая база окуней сокращается на порядок. На мой вопрос, где лучше с лодки рыбачить, Володя честно ответил, что не слышал о таком, чтобы тут с лодки рыбачили.
        Озеро Голубое, северный берег.

Озеро Голубое находится под охраной Нёготских школьников. Берег озера украшен вот такой наглядной агитацией.
        Здорово, что даже в этом медвежьем краю есть кто-то, кто прививает детям любовь к природе и бережное к ней отношение. И что ребятишки не равнодушны к этой красоте.

Обратно

"Пора в обратный путь..."
        Устье речки Тындельки
        Устье речки Сангильки
        Прощай Тым. Попаду ли я когда-нибудь еще на твои берега? Одно знаю точно – этот суровый низинный край уже не отпустит очарованную им душу.
        Обратный путь занял примерно столько же времени, что и путь «туда» что-то около 37 моточасов или пять ходовых дней.
        На последнюю ночевку остановились километрах в 15 от Каргаска на огромном высоком песке, чуть ниже начала Казальцевской протоки. Обь в этом месте очень узкая, не больше 150-200 м.
        Вечером к нам обратился за помощью молодой человек лет 32-35. Они с женой возвращались с рыбалки и у его супруги вдруг разыгралась страшная мигрень. Ну разумеется, мы не могли смотреть равнодушно, как рушится крепкая ячейка общества. Ведь так оно все и начинается: «Дорогой, у меня ужасно болит голова». Потом: «Дорогая, я сегодня так устал». Потом… а потом сами знаете что бывает. Накрылась ячейка общества! Нет, мы не могли этого допустить, тем более – уж чего у двух старых пеньков в избытке, так это таблеток. Молодая российская семья была спасена в течение 12 минут. Молодой человек сначала не знал, как выразить свою благодарность, потом его осенило, и он припер котелок порезанной и посоленной нельмы. Я заглянул в себя и обнаружил там прямо зверский голод и категорическое предупреждение, что "основной продукт" не будет принят, кроме как в сопровождении соленой рыбки. Этого допустить было невозможно – резервная емкость с "основным продуктом" давно сиротливо ожидала своей участи у импровизированного стола. Справедливо рассудив, что бедной нельмушке уже не поможешь, подношение было благосклонно принято, а спустя полчаса стремительно сожрано с чавканьем и нечленораздельными возгласами.

На утро мы продолжили путь. Нам оставалось чуть больше двух часов ходу. Обычно мы уходили под низкий берег, где нет течения – это давало существенный выигрыш в скорости. Тут я видимо слишком увлекся и мы врюхались в широченную отмель ниже Казальцевской протоки. Мотор нахлебался песку, пришлось его глушить. Тут до меня, наконец, дошло – зачем кораблю якорь! До этого как-то невдомек было. Нас понесло – весла где–то на палубе под шмутьем, до любого берега километр – ручками грести, как раз в районе Усть-Тыма выгребем. Однако, весь поход Господь держал ладошки домиком над двумя старыми дятлами! Не покинул Он и на этот раз. Мы не успели даже напугаться – за кормой раздался зычный бас: «Бросай конец!», - что и было незамедлительно выполнено. Оставшийся час с хвостиком мы шли на буксире у вот такого замечательного кораблика и его бородатого шкипера Сергея. Спасибо ему огромное! А моторчик, что – он промылся, отдохнул и стал работать как ни в чем ни бывало, но уже дома.

И вот мы снова в Каргаске, снова автовокзал

и гармонирующее с ним милое сердцу путешественника заведение

А на соседней крыше живет вот такая кошка:
Вспоминается детство и Джанни Родари.

Эпилог

О Дырках. Впервые мысль о походе на Тым возникла еще в 2008 году после похода на Чичка-Юл. Уж очень много мы слышали об этом удивительном крае, так похожем и одновременно не похожем на другие районы Томской области. Вот как бурундук с барсуком – и у того и у другого полоски вдоль спины, а совсем разные звери – даже не родня. В силу разных причин подготовка этого похода растянулась на три года. Дырки же были обнаружены нами на завершающей стадии подготовки, когда готовился комплект навигационных документов. По чистой случайности местонахождение дырок, озеро Голубое, совпало с предполагаемым районом пешей части нашего похода.
        Первоначально планировалось направиться в окрестности п.Напас (озера и река Польто). Места тоже удивительные, судя по той информации, что удалось собрать, недаром озера Польто долгое время были природно-ландшафтным заказником. Однако расчет потребных ресурсов дал неутешительный результат - без дозаправки и пополнения запасов такое расстояние превышало возможности нашего корабля. Да и с дозаправкой расчетное ходовое время, пожалуй, превышало наши физические возможности. Поверьте, даже 70 моточасов это очень и очень немало! Так наши амбиции были несколько умерены и логично определился в качестве базы Парголяк с его бором и дорогами до озер Большое Окуневое, Мартышкины, Могильное и Голубое. А побывать хотелось именно на озерах.
        И только тогда, исследуя снимки уже определенного района пребывания, мы и наткнулись на Дырки. Согласитесь, снимки выглядят совершенно обескураживающе. Мы были заинтригованы сами и заинтриговали ими свое окружение. В этом, безусловно, был определенный элемент мистификации. Уж очень надоело отвечать на вопросы: «А вы зачем едете? За рыбой? За ягодой? За орехами? А чо в таку даль?» - « Да дырки смотреть едем! Может, зеленого человечка привезем».
        Самое смешное в этой истории то, что через некоторое время и мы сами были совершенно загипнотизированы мыслью об этих несчастных дырках и из шутки, недалекого розыгрыша, эта история с Дырками для нас самих вдруг стала целью похода.
А Дырок никаких на самом деле нет.
        Я смеялся до икоты, когда высадился на северном берегу Голубого, побродил по моховому болоту и обнаружил полное отсутствие всякого присутствия. К сожалению, мне в голову не пришло сфотографировать то место, хотя фотоаппарат лежал в кармане. Да и что там фотографировать!? Мох да багульник? Ведь Дырок то нет! Ошибиться по месту я никак не мог – там весь берег 300м. шириной, мимо не пройдешь. Сначала возникла мысль о мистификации, каком то розыгрыше. Ведь мы же по большему счету разыграли окружающих, а до этого кто-то (Гугл?) разыграл нас.
        На самом же деле все просто. Этим снимкам не один год. По достоверным сведениям, снимки сделаны в мае 2005г. За это время мох просто восстановился и следов не осталось.
Это болотце представляет собой твердую песчаную основу, покрытую слоем мха сантиметров в 30 с редкими кустиками мелкого багульника и веточками клюквы. Все это пропитано водой, собственно, вода медленно стекает по этому болотцу в озеро слоем сантиметров в 10. Не забудьте, там все выровнено – хоть ватерпас поверяй. Эта вода, фильтруясь во мху, питает озеро, а сток происходит через ручеек в восточной части озера. Песчаное дно болотца достаточно твердое, я ходил там в обычных сапогах.
        Таким образом, версия о появлении дырок в процессе зарастания водоема представляется мне не верной. Территория этого болотца никогда озером не была и зарастать там нечему. Мох, который там растет сродни мху, произрастающему в кедрачах. Этот мох не образует никаких отложений, напротив, он съедает всякую древесину и другую органику, которая падает в него. Нет там никаких отложений – только живой моховой ковер и под ним песок. Присмотритесь внимательно к снимкам – хорошо видно мелкое песчаное дно озера и тонкую линию песчаного берега.
Дырки конечно же были и происхождение их явно техногенного характера. Здесь http://www.oilforum.ru/topic/13123-kakoe-maksimalnoe-kolichestvo-skvazhin-na-kust/, и здесь http://gazneftnet.ru/?tag=burenie-kustov на мой взгляд, достаточно информации, чтобы понять размер и конфигурацию этих дырок. Кто их сделал конкретно, добытчики, разведчики или геофизики, - наверное, мы не узнаем. Какие-либо данные о разведке запасов углеводородов относятся к наиболее тщательно охраняемым секретам.
Проблема отсутствия нефти и газа на Тыме, насколько я знаю, давно будоражит умы. Так, когда -то считалось, что нефть и газ есть только в левобережье Оби. Потом было открыто месторождение на Вахе и стало не понятно, почему на Вахе нефть есть, а на Тыме ее нет, хотя эти речки близнецы-братья. Попытки нефтеразведки предпринимаются на Тыме с некоторой периодичностью.
        То, что нет иных следов, кроме дырок, объясняется тем, что работы велись зимой. А иначе и быть не могло – доставить туда оборудование летом практически не реально. Зимой же это не представляет никаких проблем. Зимник от Каргаска до Напаса работает и проходит, кстати, примерно в восьми километрах от Дырок.
        Если мы внимательно присмотримся к снимкам, то обнаружим, что Дырки заполнены темной(!) водой. Но ведь слой мха там всего 30 см. под ним же светло желтый чистый песок, никакие дыры в котором не могут существовать. Вода же там чистейшая. Темный цвет воды в Дырках может означать только одно – мох не был сорван, а лишь утоптан, примят буровым оборудованием. В этом случае мху не понадобилось много времени, чтобы восстановить форму и полностью скрыть все следы.
        Может быть, если бы мне пришло в голову пошарить, я смог бы обнаружить оголовки обсадных труб во мху. Но не пришло. Дятлы вообще славятся тем, что они умные, но потом.