Велопоход по БАМу с посещением горячих источников. Знакомство с горячими источниками Северобайкальска.
Нитка маршрута
Северомуйск-Северобайкальск.
 
Северомуйск-Северобайкальск.

1 Разработка путешествия.

     Маршрут по горячим источникам (ГИ) Северобайеальска я задумал, побывав на горячих источниках Баргузинской долины.(www.marshruty.ru/travel/www.dolina.ru/) Я решил проехать по другой стороне Байкала. Под Северобайкальском есть 4 известных ГИ. Это Дзелинда, Гоуджекит, Хакусы и источники мыса Котельниковский. Но для их посещения велосипеда даже и не надо. Можно остановиться в Северобайкальске и совершать из него вылазки для посещения источников.

     С другой стороны, под Северобайкальском есть несколько Г.И., существование и точное  расположение которых сейчас уже не знает никто. Хотя они есть на Советской туристической карте Бурятии.  Один из пассажиров поезда Москва- Северобайкальск сказал, что в Северомуйске в том числе из тоннеля течет горячая речка.

    Обдумывая информацию, я пришел к выводу, что поход надо наоборот, начинать с Северомуйска. И ехать в Северобайкальск. Это будет и легче потому, что дорога будет идти к Байкалу с некоторым снижением высоты. Проще будет добраться до начала маршрута и выехать поездом по окончании похода. При этом я могу не успеть осмотреть все известные источники. Но они известны и без меня.

 

2 Выезд из дома и поезд.

    Приехал на Казанский вокзал где- то в 11.30. Пока ехал, познакомился с велосипедистом. Его друзья ездили по 110 дороге по северу Байкала. А сейчас ездят по Алтаю.

    На вокзале позвонил Сергею. Он должен был привезти купленный им. для меня фотоаппарат. Такой же, как у него, который он мне давал в поход по Байкалу.

    Встретились почти за час до отхода поезда, пошли к вагону. Проводницы прикапались, что на велик нет багажной квитанции. Начальник поезда без нее запретил сажать. И я за 30 минут до отправления поезда побежал с 2 платформы на 15-ю в кассы на 3 этаж. Там очередь, не пускают. В других кассах не оплачивают багаж. Побегал, поупрашивал, доплатил 300 руб. и побежал к поезду. Сергей стоял с великом. Не знаю, что бы я без него делал. В поезде по требованию проводников пришлось еще у велосипеда отвинчивать от рамы багажник.

     Вагон дурацкий. Есть кондиционер, а верхние полки с закрытым торцом. И туалет не био. В купе едет женщина до Вятских Полян и 2 дембеля  с гитарами. Поезд едет через Муром, но никто там не сходит.

    Пока ехал, оказалось, что я еду в прицепном вагоне. Всего 2 вагона идут до конца- до Нерюнгри. Остальные идут до Тынды. И бригада в основном Тындинская, кроме 2 вагонов. В Тынде можно пересесть на поезд, идущий дальше по БАМу в сторону Комсомольска-на-Амуре.

    Из пассажиров, севших в Москве до Северобайкальска я был один. Наверное, так далеко теперь не ездят. Но добраться до Северомуйска самолетом сложно. Надо лететь до Братска, дальше поездом. Переплачивать за авиабагаж, ждать в Братске поезда, мотаться с вещами из аэропорта на вокзал. По времени выигрыш небольшой, но кутерьма большая.  Когда ехал обратно, в вагоне была семейная парочка из Коломны. Они доехали до Хабаровска и дальше, видимо, самолетом.

     В процессе езды, в вагон подсели прибайкальцы. Но о туристических возможностях прибайкалья мало кто знал. В конце поездки разговорился с женщиной из Новой Чары. Она села в Северобайкальске. Звать ее Лидия Ивановна Вентцель. Она русская. Ее предки каким-то образом попали в Чару. Вышла замуж за немца и прожила всю жизнь в Чаре.

    Она рассказала, что Пуанда- плодородное  место и сейчас там много людей селятся. В озере Чкаловское много рыбы- ленок, сиг, окунь, сорога, карась. В озере Ничанга рыба зараженная фенозом. В озере Реплиндо тоже много рыбы. Недалеко от Чары есть горячие источники Дуктур (Луктур) там есть дом, бассейн. А в русле реки Куанда тоже есть горячие источники.

      Еще в Северобайкальске в поезд села группа геологов из Перми. Я вначале подумал, что это братья- туристы с рюкзаками. Пришел пообщаться и их руководитель дал мне на изучение карту и описание Каларского района Забайкальского края. Карта интересная, но ни в Северобайкальске, ни вМоскве, ни в Иркутске такой нет.

     Поезд ехал все время практически полный. Одни входили, другие выходили.

Немного посвободней стало после Тайшета. Много вышло вахтовиков. В том числе и ехавшая со мной в купе повар, работающая на строительстве дорог для трубопроводчиков.

 

3 Начало маршрута.

 

 

 9.7.15 Приехал на станцию Окусикан (пос. Северомуйск) в 18.40 местного. Снял с поезда рюкзак и велосипед. Поговорил с нашей молодой проводницей, пока стояли. Она учится на юриста и мечтает уйти с железной дороги. Девчонка адекватная, с юмором, крепкая. Но засиделась в девках.

      Поезд уехал, я приступил к сборке велосипеда. Собирал долго. В конце концов, умудрился простым велосипедным ключом сорвать резьбу на гайке заднего колеса! Из какой стали интересно китайцы делают велосипеды? На передней и задней вилках заметил утоньшение стали в местах крепления гаек колес! Пошел на станцию. Станция небольшая, но есть зал ожидания. Дежурная по станции молодая девчонка, не местная. Про местные достопримечательности не знает. Но разрешила, если что, переночевать на станции.

      Я пошел к пожарной охране. Нашел там Яковлева Александра- местного жителя и сына БАМовца. Тот рассказал, что горячий ручей, якобы вытекающий из тоннеля, может в начале и горячий. Но он течет из тоннеля по складкам породы и через песок. Вытекает внизу склона горы  у реки. По температуре у выхода ручей не такой уж и горячий. Просто зимой, когда кругом снег, у выходов ручья снега нет.

       Александр рассказал, как мне ехать через перевал, как попасть на "чертов мост". Пообещал помочь с гайкой и познакомить меня с отцом, чтобы тот рассказал мне что-нибудь интересное про БАМ.

    Солнце село, температура упала до 13 градусов. Шедшая с Байкала непогода раздвинулась углом гор и небо посветлело.  С  нашей стороны перевала

на небе были отдельные легкие кучевые облака.

      На вокзал пришел ждать ночного поезда тезка Николай,  спец по кондиционерам. Он обслужил  кондиционеры на станции. А уехать раньше часа ночи домой ему было не на чем. Он дал мне свой номер телефона и сказал :"Как приедешь в Северобайкальск, позвони!" Потом оптимистично  добавил :"Если приедешь!" Проболтали примерно до 12 ночи, затем я лег на коврик в спальный мешок на линолеум зала ожидания. Пол, может быть, был даже не бетонный, потому, что теплый. Температура в помещении +22. Поставил будильник на 7.00 местного и заснул.

      Проснулся от какого-то пиканья и подумал, что уже 7.00. Посмотрел на телефон, там 4.00. На улице вовсю светло. Подумал, что часы не правильно установил, и спросил у дежурной. Оказалось что точно 4.00. Лег спать дальше.

10.7.15

      Надоело лежать. Сослепу принял время на мобильнике вместо 5.45 за 6.45, встал, собрался. На улице +18. Напротив станции свалка металлолома. Походил по металлолому в поисках гайки для велосипеда. Снял переднюю ось со "Школьника", но без одной крепежной гайки. Затем снял ось с колясочного колеса. Видно, что сталь крепкая, резьба хорошая и сама ось длиннее, чем от «Школьника».

      Перекусил всухомятку. От станции к рexm. Без названия идет тропа. Видимо, работники станции берут там воду. Набрал 1,5 л воды. А то на перевале без воды будет тяжко. Дежурная по станции сказала, что воду можно пить. Интересно что у них на железной дороге при приближении поезда говорят : «Будьте бдительны!» А у нас: «Будьте внимательны и осторожны!» Я думал, что объявления делает автомат, но после смены дежурной понял, что при объявлениях звучит живой голос.

     Дождался смены Александра (9.30). И мы поехали на его машине в поселок. Отец его заболел, и общаться по истории БАМа со мной не захотел. В хозмаге, конечно же, запчастей для велика нет.

    Северомуйск поселок большой. Есть дома еще БАМовской постройки. И есть новые для туннельщиков. Часть старых одноэтажных деревянных домов разобрана и сожжена. Часть в полуразобранном состоянии. И мне было удивительно, что никому не нужен брус от домов.

      Саня с семьей поехал на прием в диагностический поезд, который сегодня весь день стоял на станции и принимал больных поселка. А я пошел по поселку в надежде найти брошенный велосипед и пофотографировать местные достопримечательности. Побродив, я понял, что гайку я не найду. Только время потеряю. Вернулся пешком на станцию. Переставил гайку с заднего колеса на переднее. Снял с нее колпачок и завинтил другой стороной. Некоторое время она должна была выдержать. Пошел на перевал. Заднее колесо поставил неудачно, а переставить по-новой опасался,  чтобы вообще не сломалось. Прошел мимо выхода из тоннеля. Там стоит памятник и освещается даже днем 2 лампами. Издалека кажется, что это чуть ли не вечный огонь. Спустился к памятнику, сфоткал.

      Почти над тоннелем проходит ветка старой дороги. Конструкция как на "Чертовом " мосту. А именно под бетонными фермами путей находятся опоры в виде 4-х ногих пауков. Почему-то их поставили вместо сплошных бетонных опор. Наверное, так надежнее.

     На развилке дороги, у вагонетки, местный товарищ посоветовал ехать по правой дороге. А это, по сути, разобранная железка с крупным, с полкулака гравием. Она, конечно идет прямо и плавно поднимаясь, не как автодорога- вверх-вниз и вправо-влево. Но я выбрал более накатанную и без гравия грунтовку. У старой железной дороги тоже есть недостатки- у нее крутоватый подъем и избыточная высота.

     Абориген рассказал, что у "Чертова" моста есть озера. Я доехал до второго моста, «чертовой» конструкции, остановился у озера. Оно одно. Температура воздуха 23 градуса. Пообедал, заварил бомж-пакет с колбасой и попил чайку. Искупнулся по- грудь. Ехать дальше стало  бодрее. Берег у озера в его торце из крупного известнякового песка. Глубина небольшая. Верхний слой воды +20. Но не зайдешь глубоко и не ляжешь в воду- холодно. Может, это бывшая выработка породы.

    С Байкала на перевал пошли облака. Я попросил Батюшку- Байкал не гневаться, что я второй раз приехал, и не портить погоду.

      После второго моста  чертовой конструкции я каким- то образом попал на старую разобранную железку и поехал по ее щебенке, стреляя камнями из- под колес во все стороны. Прелесть дороги в том, что она плавно понижалась и я практически не крутил педали. Проезжая у главного "Чертового" моста я увидел, что автодорога находится с той стороны реки.

    Настоящий "Чертов" мост действительно адреналинистый. Поезд выезжает из тоннеля и по кривой едет по мосту. Захотелось прокатиться по нему. Кто-то сказал, что  грузовые поезда и электрички постоянно по нему ездят. А по прорытому Северомуйскому тоннелю  только пассажирские поезда ходят. Выход из тоннеля с моей дороги не виден. Что он кончился, я узнал по шуму поезда.

      Через некоторое время к моей старой жд дороге справа, через переезд подсоединилась автодорога. Поехал дальше. У нее после перекрестка есть 3 отворота налево, к горе. 1-й неезженный после дождя. Второй укатанный. Но я проехал мимо, думая, что это какой- то изгиб дороги. Доехал до третьего с лужей и понял, что поворачивать надо было на втором. Мне было лень возвращаться, и я поехал прямо, в надежде, что дороги сойдутся. На самом деле они не сходятся. Проехал мимо ж/д пункта обогрева 1438 км. (ж/д будки) . Ставень открыт.  Я подошел и увидел, что дверь на незахлопнутом замке. Зашел и расположился. В основном ж/д будки закрыты, в отличие от времени прохода по БАМу пешеходного туриста из Комсомольска на Амуре. (см. сайт «маршруты.ру»). За день по дороге проехало всего машин 15. И то большая часть к вечеру. В основном грузовые и в сторону Северомуйска.

     Было уже 19.30. В 21.00 начинает смеркаться. Я забацал на ужин-завтрак рис с бараниной, чаек. Сходил к протекающей недалеко реке. Помылся с мылом и набрал воды. Вечером от воды и ветра чудится бормотание, какие-то диалоги людей, как когда-то на Камчатском плато у Горелого вулкана.

      Дверь запер на топор, просунув топорище в ручку. Шпингалет показался хлипковатым. Окно заставил лавками, закрыв от утреннего света и чтобы не смотрели на меня в окно. Подмел и протер пол.

     Лег около 22 часов. Примерно в 00.15 послышались голоса. Как будто мужик и баба подошли к окну. И она, посмотрев в окно, сказала, ну зайдем. Зайти они не смогли и удалились. А я после этого просыпался  от всякой фигни. Домик стоит на камнях в 3 метрах от железки. И когда проходили поезда, казалось, что ты лежишь на рельсах. А они шли примерно раз в час.

    К утру продрог. Печь на ночь не топил. На рассвете температура в домике была 15 градусов. На улице 12 градусов. Щель в окне заиндевела от моего дыхания. Всего за день вчера проехал 26 км.

     С ночлегом мне повезло. Другого жилья здесь нет. На карте за тоннелем пос. Тоннельный, но реально его нет. Все жилье разобрали, остались только памятники. (Так говорил Саня.) Я даже поворота к нему не заметил.  Хотя на этом месте и в палатке переночевать достаточно хорошо. Место отделено от автодороши ямой и леском. Есть дрова, рядом река и поверхность почвы ровная.

11.07.15

      Утром сообразил, что сегодня суббота и можно не бояться, что приедет ж/д бригада и заругается. Разогрел кашу, позавтракал. Позавчера вечером, вчера днем с Байкала наплывал вал непогоды. Сегодня солнечно. Над Байкалом безоблачно. И наоборот, там, откуда я пришел, за перевалом,  висят облака. Вчера было жарко, но ветер, дувший в лицо, был не жарким и приятно охлаждал. Поехал по дороге, все нормально. Заехал на разъезд. На карте его нет, поэтому как называется, не скажу. У них зала ожидания нет. До ближайшей станции с залом 30 км. Поехал дальше.

      Меня обогнала иномарка, ехала медленно. Я даже попытался ехать с такой же скоростью. Велик стал барахлить. У него плохо крепилось заднее колесо. Хоть и завинчивал сильно, но гайка соскальзывала. Объехал стоящий микроавтобус, поинтересовался, не нужна ли помощь? Потом, когда подтягивал крепление колеса , микрик меня догнал. Водитель спросил  откуда и куда я еду и сказал, что в прошлом году в этой местности гуляла медведица с медвежатами и сегодня, когда  он ехал через перевал, ему дорогу перебежал медведь. Что я мог ему ответить? Повезло медведю, что он не перебежал передо мной, а то полетели бы клочки по закоулочкам.

      Подъехал к строящемуся мосту через реку. Вернее к ремонтируемому. Металлическую

конструкцию у него оставляют, а настил и заезд- съезд меняют. Хотел перейти реку по стоящему рядом ж/д мосту, но передумал и проехал по объезду. Объездной временный мост был недалеко и достаточно хороший. Недалеко дальше по дороге стоит уже отремонтированный мост. На подъезде к нему обнаружил, что переднее колесо спущено. Подъехал к реке, разобрал колесо. Оказалось, в камере дырка. Вначале показалось от гвоздя. А потом, когда стал вынимать из камеры, оказалось, что это что-то типа рыбной кости. Стал вынимать пассатижами, а она раскрошилась.  Заклеил, а насос не качает. Китайский велонасос вроде и качает, абстрактно, в трубку дует, но у него сломан клапан. Поэтому он больше выкачивает, чем качает. Надо было, конечно, взять советский насос.  

      Недалеко станция, пошел пешком. В надежде, что может у кого из дежурных есть машина. Но там не станция, а разъезд- автомат без людей. Оказалась, что лучше было бы сбегать назад к ремонтируемому мосту, там было несколько машин. Пошел дальше. Шел долго. У 3 встречных  машин насосов нет. Как так можно ездить по пустынной дороге без насоса? Потом ребята автотуристы догнали, накачали колесо компрессором. Я их, правда, обманул. Сказал, что до поселка 17 км. а это так у меня было написано 77. Потом, когда понял, и сам расстроился.

      Доехал до Янчукана (ст. Кюхельбеккерская). Объезд станции почему-то идет наверх, в гору. Как будто там прямо по движению стоит стратегический объект. На самом деле оказалось, что у железной дороги зимой сильно наметает снег. Хотел проехать станцию без остановки, но потом перешел через железку узнать о горячих источниках.

     Как раз подходил поезд из Москвы. У встречающих разузнал, где находятся горячие источники. Оказалось, что троп от Янчукана на ГИ нет. А добираться туда удобней от ст.Каохты (возможно, на мотовозе, т.к. скорый там не тормозит). Точнее утренней электричкой с Нового Уояна. И идти до метеостанции, которой на карте нет, но по тропе, которая есть на карте, через протоки в сторону Ангары. И сплавляться на лодке.

    То есть приезжать надо было не на велике, а с резиновой лодкой. Или ехать на моторке от Янчукана. На ней, конечно, дорого. И вообще, один из источников сейчас из-за большой воды не виден. Я взял номер телефона местного проводника на будущее и поехал дальше. На краю Янчукана места для ночевки не было и я, набрав воды из ручья, заехал в поселок через официальный въезд. В поселке был недостроенный дом и дворец культуры. Но в них ночевать было не прикольно.

     Я решил найти брошенную дачу или баню. Нашел глухого старичка Николая. А он пригласил переночевать у него в квартире. Угостил чаем и рыбным супом. Николай сбегал в магазин в поисках соседа по квартире и купил шкалик. Я пить отказался. Пришел его сосед Саша. Присоединился к выпивке. Видимо, их посетила белочка. Потому, что они стали говорить, что, раз я с картами и фотоаппаратом, то шпион. Хотели вызвать милицию. Еле отбрехался.

    Пошел спать в 24 часа, хотя хотелось давно, но неудобно было от разговоров уходить. При кровати держал фонарик. Вдруг хозяева захотят проверить "шпиона". А хозяева на кухне слушали телек, включенный на полную мощность, пока соседи их не урезонили. Николай посоветовал пораньше встать и ехать пока не жарко. А сам дебоширил допоздна, мешал спать. А у невыспавшегося какая сила? За день проехал 35 км.

12.07.15

    С утра встал, как встают хозяева, в 06.00.  Собрался, отъехал от дома. Тормоза гремят. Оказалось, одна из колодок на переднем колесе стерлась до металла. Заменил колодку, отрегулировал тормоз. Показалось, что переднее колесо спустило. Помыкался в поисках насоса, все еще спят, кроме собравшихся на электричку. Подъехал к даче Володи, вчерашнего знакомого. Он рассказывал про ГИ. Володя подкачал колесо компрессором, затем пригласил на чай в домик на огороде. Покормил салом, овощами со своего огорода, молоком и творогом от своей козы. Короче, я полноценно позавтракал. Володя дал адрес товарища, с которым работал на железной дороге, живущего теперь в Верхней Заимке. Беседовать было хорошо, но надо было ехать дальше.

     Дорога хорошая. Плохие и хорошие участки в процентном отношении поменялись местами. Можно стало даже съезжать с горы, не тормозя. Подъехал к реке. На ж/д мосту написано Янчукан. Река быстрая, холодная. Постирал майку, закрепил на рюкзаке, чтобы просохла.

     Меня обогнало 2 машины, Нива и Урал. Жарко. Разделся, поехал. Солнце слева. Доехал до ручейка из болота. Он теплый, в отличие от реки. Помылся с мылом, постирал куртку и надел мокрую. Долго ехал, проехал неизвестный разъезд.

    Теперь меня обогнал мотоциклист на Харлеме. Весь в черной коже. Показал мне "Отлично". Затем пронесся мотоциклист на скоростном мотоцикле типа "Восход" увешанный снаряжением. Потом, когда я стал на обочине, подъехал третий на Харлеме. Остановился,  восхищался, что я не велике еду там, где он на мотоцикле. Сфотографировал меня, я его. А я восхищался, что он на мотоцикле проехал Китай, въехал в Россию, собирался проехать по Монголии, Алтаю. Сам он из Австрии.

      Дальше дорога пошла песчаная. Я думал, что это малый участок. И, в начале, так и было. Подъехал к следующей реке, оказалось, что это Янчукан и есть. А предыдущая была Янчуканка. Речка широкая. Температура воды 13 градусов, но на ощупь не холодная. Воздух 26, солнечно. Помылся, пообедал, поехал. Дорога стала полностью песчаной, велосипед вязнет. Подъехал к еще одной реке. Цвет коричневый, болотный. Как всегда, набрал воды, намочил ккртку, поехал. На дороге попеременно песок с твердыми участками. Доехал до поворота на Кумору. Устал донельзя, свернул к озеру. Налево, вдоль ЛЭП идет дорога. Но я по ней не поехал, а поехал дальше, как по карте. По старой дороге выехал к долгострою. Похоже, там строились дачи и дом отдыха, но почему-то строительство забросили.

     От усталости лег на нагретую кучу песка, полежал, отдохнул. Затем заселился в недостроенный дом. Налегке сходил глянуть на озеро. Не стал ужинать.  Поставил палатку на песок пола и лег спать часов в 10 вечера. Первый раз спал раздетый. За день проехал   70 км.

13.07.15

     Спал хорошо, без опаски, пока не выспался. Сходил к озеру. Температура воздуха 20 град. а воды 22. Озеро приятное. Песчаный берег. Есть столики. На правом берегу, вдалеке стояла палатка. Слева плавали рыбаки на резиновой лодке. Было утро понедельника,  народу никого. Из остатков запасов воды сварил завтрак. Перед выездом еще раз сходил на озеро, намочить одежду, чтобы не сразу жариться в дороге под солнцем. С моей стороны озера бризом надуло водоросли. Слышно было, как какая-то женщина, приехавшая с другом на мотоцикле, ругает своего парня за грязное озеро. У озера растет чабрец. Я его нарвал немного для лечебных нужд. Это второе место, где растет чабрец. Первое было у какого- то разъезда.

     Выехал поздно, часов в 11. До Нового Уояна еще попадаются участки с песком. Но, не смотря на это,  со свежими силами доехал быстро. По поселку лежит асфальт. В поселке вовсю кипит работа. Пилят бревна, грузят доски. Доехал до перекрестка. Встречный мужик показал мне, что до магазина направо, наверх. Я заехал на горку. Магазинчик маленький.  Кефир продается по 53р. 0,5 л. Но поскольку он был просроченный, его удешевили до 40 руб. Я купил 2 шт. Один тут же в прохладе магазина открыл. Внутри простокваша. Холодная, много не выпьешь.

     Спросил у продавщиц про Хорунжего (известный по отчетам местный велотурист). Продавщица сказала, что он живет напротив супермаркета. В супермаркете купил грушу и кефир 48р 1 л. Кефир с истекающим сроком годности. Хорунжего дома не было. У его соседей по 2-х этажному дому попросил налить бутыль. воды. Все местные отмечают в этом году необычную жару. Сам Хорунжий куда-то смотался. Он известный здесь путешественник. Вышла жена, я написал ей для мужа свой электронный адрес.

     Дальше я поехал неправильно. Надо было ехать вдоль железки. А я вернулся на перекресток, и дальше по гравийке опять выехал на асфальт. То есть сделал крюк. После  песка и гравийки предыдущих дней асфальт дороги показался мне наградой за мучения. Даже в гору я шпарил на максимальной 7 скорости. Раньше валуны грунтовки казались мне малым злом. А теперь  поперечные трещины асфальта казались большими рытвинами. Может виной всему скорость движения?  Протектор загудел по асфальту. Почернела очистившаяся от пыли шина.

    Через 6 км дорога вновь стала песчано- гравийной. Я приуныл. Через 1 км опять асфальт. Я взбодрился, ехал со скоростью примерно 10 км./ч. На дороге появилось еще одно новшество- километровые столбы. Теперь не  просто едешь по дороге, а преодолеваешь километр за километром, отмечая про себя: "Вот еще километр промчался!" Или: "Еще один километр протащился!"

    В лицо дует раскаленный на асфальте воздух.  В дороге воды попадается мало. Ручьи примерно через 30 км. Проехал один засохший ручей. Засохнуть он засох, только в пятницу тек так, что забил три метровые трубы под дорогой и нанес песок сверху на дорогу. Следующий пересохший ручей в то же время снес стоявший на нем деревянный мост.

   Доехал до разъезда Огдында,  заехал. На нем есть люди.  Один железнодорожник сказал, что следующий ручей не пересохший, с водой. Посоветовал сходить на озеро. Это  20 минут дальше по дороге и на пересечении по ручью до озера. Второй посоветовал доехать до Дзелинды электричкой. Ждать ее еще 2 часа. Я сначала отказался, а потом он мне сказал, что до Ангои 40 км, потом до Дзелинды еще 18 км. То есть почти 60 км. А я рассчитывал на 30 км. И я согласился. В оставшееся время попил кефир и попытался сходить на озеро. Вернулся ни с чем. Не нашел ручей, хоть и шел, искал его больше 20 минут. Поговорил с железнодорожником, он предложил другой путь к озеру. Но, пойдя на озеро, я тогда опоздал бы на электричку. Подошла "Электричка". Это легкий электровоз и два вагона. Ходит для доставки  на работу железнодорожников, останавливается на каждом разъезде. Проводницы пригласили в свое купе .  Сел, поболтали. Остановились на ст. Ангоя. Ее строили азербайджанцы. Также, как и Кюхельбеккеровская, построенная армянами, станция отделана ракушечником. Вокзалу присвоено имя "имени Гейдара Алиева!". Архитектура станционных построек интересна, с восточным оттенком. Доехал до остановки «Профилакторий  "Дзелинда"». Это совсем еще не станция Дзелинда. Поезд здесь останавливается здесь только потому, что здесь жд профилакторий. И на велосипеде поехал по стрелке указателя в горку по асфальтированной дороге. Доехал до "Новой" Дзелинды, до профилактория местной железной дороги. И поехал дальше, на старую, халявную Дзелинду. Проехал до конца асфальта. Дорога в конце поворачивала налево вниз. Приехал в разрушенный поселок, где нет купальни, но много комаров. Пошел пешком по грунтовке в конце поселка, надеясь выйти к выходам горячих источников, но  она привела к железной дороге. Комары здешние не боятся дыма костра, только дыма спирали. На ручье у грунтовки,  где я брал воду для еды, облака комаров. Слегка помог крем от кровососов. Делать нечего, солнце к закату. Расположился на 2 этаже разграбленной двухэтажки. В комнате, в которой кто-то недавно жил, судя по тому, что она подметена. Велик оставил на 1 этаже.  Сначала развел костер в здании, тем более что было кострище, но столько было дыма, что решил варить на улице. Сварил ужин у крыльца. Попил чай и около 11 часов лег спать. За день проехал   62 км.

14.07.15

     Спалось хорошо. Проснулся на рассвете в 4 часа, но продремал еще. Заплакал от разряда мобильник.Разрядился в поиске отсутствующей сети.  Ночью моросил мелкий дождь. Это заметно только по мокрому асфальту. Температура воздуха 19 градусов. Намазался кремом и пошел за водой на ручей к комарам. Пока готовил завтрак, опять заморосил дождик. Небо пасмурное, но с перспективой на положительную погоду.   

     Выехал на горку, на поворот и поехал назад, к новой Дзелинде. На пути увидел мощный грунтовый отворот направо. Свернул на него. На небольшом удалении от асфальта, в лесочке, оказались бесплатные источники. Возле них стояли 2 машины с 2 семьями. Хозяин одной сказал, что народа еще мало. Практика показала, что это действительно так. Эта семья была из пос. Магистрального, находящегося в Иркутской области, 9 часов пути отсюда. Не догадался, надо было у них спросить, где они еще побывали. В семье муж с женой и 2 дочери. Старшая скромная, а младшая капризная.  Железнодорожник рассказал, что жилье в тех домах, где я ночевал, почти сдали в 90-е годы, но почему-то передумали. Вроде там тоже были выходы горячей воды, но просверлили скважину и вода ушла. Но и в скважине воды не было. А без горячей воды какой дом отдыха?  

      В другой машине на источниках были какие- то буддисты (одеты по-бурятски). Источники находятся в овражке. Вниз ведет тропа и, на случай непогоды, лестница. Спустился вниз к источникам. Там домик с 3 раздевалками и с купальней где-то 3х4, глубиной по- грудь. Температура воды 40 градусов. Есть еще 2 бассейна поменьше глубиной примерно по колено с температурой 42 и 36 градусов.  Дальше по тропе есть небольшие выходы горячей воды- лунки.     Погрелся в купальне, помылся с мылом на сливе воды. Пофоткал, померил температуру и в путь.

     Недоезжая станции Дзелинда работали путейцы. Я думал, кладут вторые пути. А это просто меняли магистраль. Обочина уставлена иномарками. Хорошо живут железнодорожники! Объехал ветерана автопрома ВАЗ 2102. Потом этот авто меня обогнал. Вышли ребята, поудивлялись велопоходу. Рассказали про горячий источник Кирика. Хорошо описали, как до него добраться и обещали отметить поворот на него березой.  Предложили водки, я отказался, а  на пожелание воды угостили квасом. Кваса было литра полтора в 2 литровой бутылке. Я его засунул в рюкзак и поехал. Через 8 км появился асфальт. Я на радостях хотел угоститься квасом.  А он в дороге выпал от тряски из рюкзака.  Такая досада! Я ведь его даже не попробовал. 

    Доехал до поворота на горячие источники. Действительно ребята пометили поворот. А вообще можно было и спутать. Поворот был не один по дороге. Поехал. Дорога более- менее ровная. В колеях вода, но едется хорошо. Долго ехал. На развилке свернул налево, как говорили. Но на следующей свернул направо, по наиболее наезженной дороге. Добрался до «трубы», на самом деле мостика. Вскоре на дороге оказался тупик и дальше тропа. Дошел пешком до сторожки. Переночевать можно, но комары! Похоже это для них любимое место. При купальне переодевалка. В ней кто-то оставил простыню со штампом Дзелинды. Бассейнчик примерно 2х2 метра, глубиной по-пояс. Рядом отделены выходы воды примерно 1х2 метра с поднимающимися пузырьками. Возможно радон. А отделены выходы от общего бассейна, наверное, из-за высокой температуры. Температура в бассейне 37 градусов. Местные называют это место Кирики. По топокарте так называется остров на реке. А по туристической карте источник называется Верхнезаимкинский.  Погрелся в источнике, пофоткал. Собрался на выезд. Началась тахикардия. Прилег полежать в сторожке, намазавшись от комаров мазью. Но мазь давала плохой эффект. Приехала на машине семья: две женщины, мужик и девчонка. Пока сидел в домике начал писать дневник. На столе лежал обрубок спирали сантиметра полтора. Я для интереса его разжег. И минут через 10 не стало слышно ни одного комара. Я оценил ошибку- что я купил мазь, но не купил спираль.     

     Поехал на трассу. Обратно к трассе ехать труднее, потому, что надо подниматься на 3 подъема. А так дорога ничего, более-менее без изгибов и перепадов высот. Выехал на трассу, и километрах в 2 от поворота на источники поворот на Верхнюю Заимку. До заимки от трассы 8 километров с небольшим. Казалось бы на Заимку это к реке, то есть вниз. Но чтобы доехать, надо преодолеть 3 подъема. Само село симпатичное, мне понравилось. Дома крашеные, у села вспаханные поля. На въезде заскочил в первый магазин, купил кефир за 50 руб. Сел у магазина и стал уплетать с печеньем. Проезжавшие мотоциклисты зарились на меня. Подъехал к дому Кондратьевых. Недавно туда же подъехал на ГАЗ-53 сын хозяина Олег.

   Отца нет, он на рыбалке с внуком. Но Олег и сам много знает про местность. И от него, в частности, я узнал, что Кирики и Верхнезаимкинский горячий ключ одно и то же. Кроме того, узнал,что есть не описанные нигде источники у Змеиного озера. Это назад по трассе. Я было расстроился, что в этом сезоне туда уже не попаду, но Олег ехал на грузовике в ту сторону и предложил мне подвезти. Я согласился.

      Вернулся с рыбалки хозяин Анатолий Павлович.  Пригласил меня на ужин. Угощали вкусно. Глазуньей, салатом и копченой рыбой. Зелень была свежайшей со своего огорода. Сливки свои и густые, как сметана. Я попросил молочка с собой. Хозяйка налила мне в мою полтарашку. Пока ехали, говорили с Олегом обо всем.  Приехали на Змеиное озеро. Озеро мелковатое, дно каменистое, не поплаваешь. Вода 22 градуса. И воздух тоже 22 градуса. Уозера на ровной площадке  удобно остановиться в леске.

    Горячие источники я бы назвал горячей ванной. Глубина ее по-колено, размер примерно 2х3 м. температура 37 градусов. Но комаров!!! Они не обращали никакого внимания на мазь. Олег правильно посоветовал мне пользоваться спиралью. Только у меня ее еще не было. Источники находятся прямо за железнодрожной насыпью. Насыпь крутая. А если бы была поположе, или источники подальше, можно было бы лежа в ванне помахивать в приветствии рукой проезжавшим поездам.

     Решил костер не разводить, перекусить молоком. Поставил палатку, разогнал от входа комаров, забросил внутрь рюкзак, запрыгнул сам. Душно, жарко, вдали громыхает. Стал давить комаров. Откуда их столько? Многие с кровью. Похоже, что они проникли в палатку, сидя на моей одежде. Одел очки, т.к. не видно, с наружной стороны сетки они сидят или с внутренней. Испачкал кровью палатку. И пальцы стали кровавые, как у палача. За день проехал    39 км.

15.07.15

Утром встал, попил молоко. Жаль, мало оставил на завтрак. А то поел бы с гречневой кашей. Но чай с комарами не сваришь. Свернулся и в 6.30 поехал. Приехал опять в Дзелинду. Кроме 2 старых машин там еще была вахтовка с энергетиками и машина с девчонкой и 2 пацанами. Покупался. Вода во всех 3 бассейнах стала 43 градуса. Приготовил еду. Помог сосед из Магистрального. Он готовит на газе, а костер держит от медведей. И на его костре я и приготовил обед. Потом еще 2 раза чай готовил. Кипятил речную воду. Хоть сосед и говорил, что вода в реке радоновая, и он использует припасенную байкальскую. Жена соседа угостила меня дыней. Я в этом сезоне первый раз ее пробовал. Может, как все ранние, она была и нитратная, но очень вкусная.  Постирал на сливе одежду.  Попытался позагорать. Солнце светило ярко, но как будто сквозь дымку. Потом оказалось, что дымка действительно есть из-за пожаров. Где-то в 13.30, намочив одежду, поехал на трассу. Ехал, не отвлекаясь по сторонам по уже проезженному пути. Ехал и надеялся, что бутыль с квасом, выпав из рюкзака, все-таки укатилась на обочину и я попью кваску. Но чуда не произошло.

     Свернул на Заимку. Приехал на Заимку уже в 17.20. Опять поехал по холмам, устал сильно. Пока ехал по дороге, стали бежать сопли. Думал, простудился.

      Анатолий Павлович обрадовался моему приезду и поехал с женой за рыбой. Показал мне, где можно прилечь отдохнуть в новом доме. Он строит на участке рядом со старым домом, сделанным из толстых бревен. Я съездил за водкой. Купил Костромскую перцовку. Бурятская водка стоит примерно столько же, но без вкусовых добавок. После магазина прилег на кровать, в ожидании хозяев, и задремал. Затем слонялся, думал, чем помочь хозяевам. Можно было бы принести воды из колонки, но не нашел ведер. Поболтал с тетей хозяина. Она родом из Суво. В их родовом дореволюционном доме сейчас живут другие люди. А прежних хозяев раскулачили.

      Хозяева вернулись с рыбалки, привезли окуней.  Я взялся помочь почистить.  Комаров засилье. Все отмечают, что раньше такого не было. На ужин хозяйка пожарила рыбу и сделала салат из свежайших овощей с огорода. Я в прошлый раз рыбу не пробовал, т.к. после кефира могло бы пронести.Но сейчас рыба была классная. Поели, выпили водки кроме хозяина- не пьет. Водка сладкая, перец не особо чувствуется. Часов в 11 пошли спать. За день проехал     41 км.

16.07.15

     Спал в новом доме. Дом на фундаменте,  стены из бруса, с пластиковыми герметичными окнами . Есть котельная. Все продумано . У хозяина хороший китайский трактор за 200 т.р., куча инструмента, хороший огород. В общем, крепкое хозяйство. Про дома в Верхней Заимке Анатолий Павлович сказал, что их продают по цене до 2-х миллионов. И он отмечал , что Верхняя Заимка плодородное место. Он сам родом из Усть-Баргузина и сказал, что места похожи.

       Проснулся, как всегда, на рассвете. Накинул на голову куртку от света. В доме летали редкие комары. Стал орать петух и вторить ему индюк. Вспомнил, что не поставил на зарядку мобильник и др. технику. Встала на дойку хозяйка. Показала, где розетка. Коровы на Заимке, как видимо и вообще в Бурятии, ходят сами по себе, без пастуха. Их после дойки выгоняют из двора. Они кучкуются на краю села и дружно идут пастись. Вечером возвращаются аналогично.

    На Байкале туман. Сосед- рыбак сказал, что это к жаре. Встали хозяева, покормили пирожками с мясом и дали с собой пирожков. Кажется, Анатолий Павлович рассказал, что дорога «110», на которую было выделено много денег, построена так, как задумана. То есть в продолжение дороги по Баргузинской долине до знака 110 км. То есть улучшили дорогу на наименее трудном ее участке. И с самого начала планировалась она не полной, а наполовину длины и со съездами в обе стороны. Ее значение не проезд туристов и провоз грузов, а проезд и съезд к возможным очагам пожаров.

     Хозяева посоветовали заехать в село Холодное к тунгусам и в следующее за ним мелкое село. Там могут быть старые жители, помнящие давние времена. Поехал. То ли с утра, после отдыха, то ли почему другому, дорога показалась нетяжелой. Немного проехал по трассе- слева озеро. Погода жаркая. Решил намочить куртку. Озеро прохладное +15 воздух +25 градусов.  По карте посмотрел, недалеко у озера устье реки. Поэтому вода прохладная. Проехал дальше. В основном дорога асфальтированная, только на горках гравий. Остановился на обед на реке Холодной, за мостом. Река прелесть. Вода вкусная и кажется не холодной, хотя температура +13 градусов. За мостом тропа под кронами деревьев с запотевшими камнями. Позагорал, поснимался, на опоре моста сварил чай, поел пирожков, поехал дальше.

     В селе Холодном (указателя нет) 80 летний житель толком ничего интересного не сказал. Только, что недалеко дорога на перевал, а там есть ягоды. Куда после перевала по тропе идут туристы, он не знает. Тунгусы выродились, чистокровных нет. Под тунгусами понимают эвенков.  Выехал из села на трассу и увидел плакат, что в селе есть этнографический музей. Но обратно возвращаться не стал. Возле памятника 16-му тоннельному отряду, доел пирожки, сфоткал памятник. Фотоаппарат, к сожалению, не делал снимки с задержкой, поэтому сам себя не фотографировал. В Нижнеангарск въехал под железнодорожный мост направо и поехал вперед- вниз. Там, где я подъехал к Байкалу в Нижнеангарске, от косы, полуострова Ярки было уже далеко. И я на него не поехал. А у бульвара Победы, на побережье, на каменистом берегу народ купался. Хотя берег каменистый. Я пощупал воду- теплая.  

      Заехал в хозяйственный, там спирали от комаров по 70 руб. Олег говорил, что они стоят 50, поэтому покупать не стал. А в специализированном магазине для рыбаков, оказалось, что спирали стоят еще больше. Поехал по набережной в поисках морвокзала. Там любезная женщина, вернувшаяся из США, сфоткала меня на фоне памятника тюленю. Я ее тоже. Может быть, памятник поставили, пока ее не было. На набережной, ул Победы, у самолета-памятника Ан-2 доел пирожок, поехал в порт. Оттуда катера на Хакусы не ходят. Что я, впрочем и предполагал. Поехал на горку вдоль берега, выехал на основную трассу, покатил в Северобайкальск, фотографируя по дороге.

     Причал в Северобайкальске на въезде. Но нигде нет ни расписания, ни телефонов, ни цен. У ходивших там прохожих узнал, что катер ходит каждый день в 11 часов. Померил температуру воды в бухте- 20 градусов. Поехал в город, оплатить телефон. В «Связном» с МТС не работают. Предложили купить карту оплаты. Попытался ее запустить, не получилось. Офис МТС закрыт. Работает до 20.00. Николаю не позвонить. А билайна здесь совсем нет.     

     Поехал к порту. В одном из ответвлений от дороги к Байкалу нашел хорошее место для ночлега. Приготовил еду, лег спать. Ночью приезжала легковуха. Непонятно зачем. Ни звона стаканов, ни воздыханий слышно не было. Затем, после уезда первой, приехала еще одна. Пассажиры к палатке не подходили. За день проехал    77 км.

17.07.15

     Проснулся в 6.30. Погода солнечная, температура воздуха 20 градусов. Позавтракал гречкой с купленным накануне молоком. Помылся в Байкале. Правда, пришлось подождать, пока с берега уйдут накуренные или какие другие малахольные ребята. Вроде они пришли фотографироваться, но, громко разговаривая, с фотоаппаратом в руках,  бесцельно топтались по берегу. Может, голубые на привале?

     Скрылись они после начала развода в военной части по соседству. В 8.00 начался развод. После доклада командиру заиграл оркестр и началась строевая подготовка. Раньше на этой территории было здание порта с морвокзалом.

     Часов в 9 был в офисе МТС. Мне сделали дубликат сим-карты. С грехом пополам, через бесплатный телефон я положил на телефон 100 рублей. Но оказалось, что там недостача еще 30 рублей из-за того, что тариф с абонентской платой, и после окончания денег они с меня без моего ведома брали доверенный платеж. Я заплатил долг и перешел на тариф без абонентской платы.

    Пока писал дневник в походе, 2 раза ошибся, и считал, что сегодня 15-е. Но включил мобильник, там МТС само выставило дату и час. Оказалось, на 2 дня я тормознул.

     Позвонил Сергею. Он уже стал переживать из-за моего молчания. Позвонил Коле. Приехал к нему, встретились. Он озадачен сломом своего гаража и ликвидации огорода . Земля была занята без оформления. А сейчас там будут строить дома. Пока Николай не сломал забор, я попросился переночевать у него за забором. Но он предложил переночевать в гараже. А гараж у него как комната квартиры. Я свободно разместил велик, помимо стоявшей там машины. Сбоку на стене гаража есть полка вагона, на которой я и спал. Есть холодильник, телевизор. Масса инструмента.  За день проехал 5 км. 

18.07.15

     На сегодня запланировал поездку в Хакусы. После моего завтрака пришел Николай со своим знакомым Александром, повез Саню до вокзала, меня до порта. Я пошел на пирс, и оказалось, что на сегодня мест нет. Кроме меня подошла еще группа школьников, человек 15. Делать нечего, я записался на завтра и пошел на вокзал, на автобус до Гоуджекита. На вещевом рынке купил в крайнем левом кафе пирожок. Показалось дороговато, но вкус отличный. Когда пошел дальше, встретил Олега. Не сразу его узнал, потому, что не выспался, да и не ожидал. Олег спросил, не было ли на Змеином озере града. Я удивился, сказал, что гремело вдали, но осадков не было. А он сказал, что пока они с сыном ехали до Нового Уояна пошел град. И он даже думал, что град разобьет стекло. 

      Ждать автобус пришлось пол - часа. Туда  ходит микроавтобус. И, конечно же, мест не хватило. Рядом стоял левый микроавтобус. Водитель предлагал доехать – машина 1,5 тыс. руб. Народу было 9 человек. Договорились, со взрослых по 200 вместо 150 в рейсовом. Ехали с комфортом, не в давке. Дорога плохая, ехали 30 км/ч больше часа. Когда приехали, водитель предложил обратно проехать с ним в том же составе в 16 часов. Все согласились. Мы приехали на Гоуджекит около часа дня. И до четырех времени было достаточно.

      На курорте имеется основной павильон с 2 бассейнами примерно 3х5м. Входная температура примерно одинаковая. В одном 53. Во втором 52 градуса. А в бассейнах 43 и 38 градусов соответственно. Бассейны глубиной примерно по-грудь. Есть душ, раздевалки, кедровая бочка за отдельную плату. Проживание с купанием 1200 руб. в сутки. Мытье в течение часа 200 руб. Но часа достаточно. Вода сероводородная, тяжелая.

       На улице мангалы, дрова. Единственно, только за чистой водой далеко идти. Я пошел, но не туда свернул. Пошел  по основной дороге. Мужик на жигулях подъехал, подсказал и предложил набрать в этом же ручье, но на пересечении с дорогой. Отвез далековато. Я набрал воды, пошел обратно, нарвал у дороги ягод. Кажется, жимолость. Но за поворотом на базу ягод нет.

      Кроме павильона, на источниках еще есть аттракционы типа аквапарка. Зимой лыжня с подъемником. Водитель говорил, что пройдя на гору вдоль горнолыжного забора можно найти ягодник. Мне до 16 часов хватило и погреться и сходить за водой и перекусить ролтонами. В беседке у мангала кушала еще семья из Питера.

      Поехали назад. Я сидел с водителем. Туда дремал, а обратно разговорился. Он зарабатывает на перевозе туристов. Ездит на Гоуджекит,в  Байкальское, на Слюдяные озера.  Рассказал, где что интересное. Возит, в том числе и иностранцев. Как то раз, повез американца в ГУЛАГ. Лагерь находится по дороге на перевал за с. Холодным. От перевала есть затесы на деревьях. Привез туриста, показал, куда идти, договорился в 15 часов приехать, забрать. Приехал. Американца нет. А у них такое качество: если ты с ним договорился, то он будет ждать. Это наши туристы могут уехать на попутке. Водитель ждет, пиндоса нет. Уже стемнело, тащится америкос. Подошел, благодарит, что подождал. Говорит, что заблудился, так до лагеря и не добрался. Показал, что заплатит, попросил назавтра привезти и провести его. Водитель, конечно, согласился. Я спросил: «А что там осталось- то с тех пор? Небось все погнило?»  Водитель сказал, что в частности, сохранился карцер, подземное сырое темное помещение с ручными и ножными кандалами. Так вот в карцер он и привел иностранца. Тот попросил прикрутить ему кандалы и сфотографировать. Водитель закрутил все 4 кандала, сфотографировал америкоса, вышел, закрыл дверь, захлопнул дверь на засов. Как заорал гринго!!! Они же не понимают наш «Военноморской» юмор! Уже теперь водителю пришлось вернуться в карцер и гладить, успокаивая, туриста. Кому- то рассказал эту историю. Говорят, снимать американца надо было после возвращения.

    Я с вокзала пошел в центр, в магазине встретил Николая с семьей. Тот удивился, что я в городе. Я объяснил ситуацию и он сказал, что через час можно приходить. Я прошелся возле вещевого рынка. Купил пирожок и помидор на ужин. Пришел к Николаю. Там на огороде в беседке, отдыхают после работы еще его сосед и соседка. Сергей, сосед по огороду угостил меня вином. Потом я приготовил ужин и пораньше лег спать. Вечером позвонила диспетчер и сказала, что я записан на катер с черным верхом. Цена проезда 1300 руб.

19.07.15

     Проснулся в 8.00. зашел в огород. Там за столом 2 блондинки. Я вначале подумал, что это жена Николая и дочь. Подивился, конечно, что так рано. Разжег мангал. Одна из девах спрашивает: «Мужчина, а вы что делаете»? Я говорю: «Завтрак готовлю». Она: «Вы меня обманываете»! Я: «Как обманываю? Вот крупа, тушенка, котелок с водой». Она: «А почему у меня на огороде»? Оказалось, что это дочь товарища Николая, Сергея с подругой после ночного времяпровождения. Я не стал спрашивать, почему она не поливает огород раз он ее.

     Обе были в трансе. Одна говорит, что ее отец убьет после ночных тусовок, вторая- что муж. Узнали, что я турист, сказали, что хотят на Кубу. Я сказал, что тогда  уж лучше в Мексику слетать, посмотреть на пирамиды. А на Кубе кроме латиносов с длинным хреном смотреть не на что. На это одна из них сказала, что они же молодые женщины! Первый раз так близко столкнулся с гламурными девицами.

      Вечером Николай сказал, что, может, не успеет с дачи заехать отвезти меня в порт . Я сказал, что сам дойду. На самом деле идти недалеко и в 10.05 я пошел на пристань.  Подошел где-то в 10.50, катера еще нет.  На причале стоит женщина, тоже ждет катер на Хакусы. Она сама из Тюмени. Приехала к кому-то из родственников в эти края и решила смотаться на Байкал. Предложила корешиться. Я согласился. Катер проехал Байкал быстро, 40 км за 50 минут. Катер питерского производства по финской лицензии, двигатель Ямаха. За нами плелся 12 местный катер советской постройки. Приехали, поставили палатку в бесплатной зоне. Это недалеко, за речкой. Соседями оказались Иркутяне, семейная пара. Еще дальше стоял палаточный лагерь из 4-5 палаток. Мимо проходили их обитатели и говорили по-русски с акцентом. Я спросил, откуда они? Парень сказал, что из Польши.

      На обед я заварил ролтоны. После обеда мы пошли по побережью в сторону бухты Аяя. До нее 18 км и засветло мы вряд ли бы дошли. Точнее, дошли бы к вечеру, но шли налегке, без палатки, ночевать негде. Тропа вдоль Байкала для ходьбы сносная. Дошли до 1-й бухты, до речки Бирая. Речка холодная, течет зигзагом.  По дороге поснимали красивые виды. У бухты немного позагорали и пошли обратно. Вернулись, расспросили соседей из Иркутска про источники базы отдыха. Вообще- то для посещения источников надо приобрести пластиковую карту за 200 рублей на неограниченное количество посещений. Но Иркутяне предложили пройти по их картам. Иркутяне прошли на Хакусы от Нижнеангарска по косе полуострова Ярки. А там переправились на лодке.

        Мы с Таней пошли на источники. Администратор по дороге стала выяснять про оплату за купание. Иркутяне показали карты.  А я сказал, что иду посмотреть. Зашли через турникет, как в метро вдвоем на 1 карту. Погрелись, я померил температуру, но не куда было записать. В купальне грелись староверы (бородатые мужики).  

     Соседи рекомендовали идти в бассейн с теплой одеждой. Не верилось, что будет прохладно. Пошли назад, уже зябко. Сами источники в ложбине да и на побережье ветерок с гор подул. По дороге из источников я свернул в туалет. Мимо него идет мощная тропа вдоль горячей речки. Куда ведет, непонятно. Потом оказалось, что это тот самый «чистый» ручей возле палатки, из которого мы пили.

     Вечером Татьяна обнаружила, что после моего отъезда у нее не будет денег на пребывание на базе отдыха (1200 руб. с бассейном, но без питания) Она рассчитывала, что с нее здесь возьмут карточкой. Но карточкой администрации брать невыгодно. И она решила уехать со мной. Администратор определила отъезд на завтра на 15 часов. Потом узнали, что последний катер будет в 18 часов, но переделать отъезд на него уже не смогли.

       Пришли к палатке, темнеет. Поставили чай, я приготовил лежак. Себе на коврике, Тане постелил пуховик. Сверху разложил спальник как одеяло. Под голову я положил рюкзак, Таня пакет с вещами. Пока кипятилась вода на чай я, продрог. То ли после горячих ванн, то ли от ветерка с гор. Попили чай и в палатку. Там уже комары. Поставил ненадолго спираль. Это помогло. Спать было неудобно и прохладно.

20.07.15

    Под утро палатка запотела. Снаружи было 12 градусов и вода в Байкале тоже 12 градусов. Но выглянувшее из-за гор солнце греет быстро. Поставил вариться рис со свиной тушенкой. У Польского лагеря одиноко ходила по берегу стройная девушка. Жалею, что не подошел поболтать.

     Разбудил Таню. Поели и пошли на источники с картами соседей. Они тоже уже встали, но позволили использовать их карты.Вообще олин отдыхающий подсказал другой способ посещения источников на халяву. Турникет работает от электричества. А его на ночь выключают. В это время проход свободен.

       На входе на источники дежурная мерила давление отдыхающим. Сказала, что купание снижает давление. В источниках я принял душ, погрелся в бассейне №1 и пошел мерить температуру в других бассейнах. Померил в первом, втором, четвертом. Померил температуру входной воды в 3-м и положил термометр в воду. Но кто-то активно погрузился в бассейн и волной термометр качнуло в сливную горловину. Достать его ни со стороны бассейна, ни со стороны слива не получилось. Так я расстался с термометром.

     Пофоткались. Правда память в фотике закончилась, а он никак об этом не известил. Погрелись в горячей купальне. Я заснял на видео в купальне падающие через крышу лучи, проходящие через пар и отражающиеся водой ручья.

      Разговорился в бассейне с туристами из Тюмени. Они шли из Иркутска на катамаране! Причем без паруса! Попадали и в шторм и в дождь. Но зато осмотрели все прибрежные достопримечательности. В том числе и горячие источники в заповеднике, на которые я вряд ли когда попаду. У Тюменьцев я взял координаты. Они сказали, что в Тюмени много горячих источников, а не только 2, про которые пишет интернет (один загороженный частный, а второй дикий, но далеко от дорог).  Таня поговорила с пассажирами круизного судна, бросившего якорь в бухте. Судно небольшое. Стоимость плаванья 12,5 тыс. руб. в сутки. У многих в России зарплата меньше. Но я считаю, что людей, могущих позволить себе такой отдых достаточно много. Еще Таня выяснила, что работа на базе без выходных для женщин около 10 тыс., для мужика 25 тыс. и это со своим питанием и, может быть, даже  со своим проживанием. Во всяком случае, мужики, которые собирают там дома из бруса, живут в палатках. Пошли «Домой».  Доели, не погрев, рис с тушенкой. Поставили чай, заварив смородиной с берегов Байкала. Я собрал рюкзак. До выезда оставалось 3 часа и мы пошли по берегу в другую сторону бухты. Там стоит еще одна база отдыха. Стоимость проживания на ней 3 тыс. руб. с питанием. Работник базы сказал, что у них мало народа, поэтому спокойнее. А кухня из свежей рыбы. За отдельную плату они устраивают рыбалку.

      Я прошел дальше. Берег песчаный. В озере у берега мелкая галька, удобная для ходьбы, затем песок. Глубина небольшая. Во всяком случае, я далеко не заходил, и глубже чем по грудь не было. Я искупнулся и разлегся загорать. Таня осматривала все владения лагеря.

     К 15 часам подошли на причал. Без 10 минут отошел медленный катер. Затем подошел наш. Загрузились, поехали, обогнали медленный. Приехали, подождали на остановке автобус Нижнеангарск- Северобайкальск (он ходит раз в полчаса). Проезд до вокзала стоит 20 руб. А Таня вчера, приехав в Северобайкальск, и не зная, до куда ей надо ехать на автобусе, проехала до пристани Нижнеангарска за 63 рубля.    

     Пошли искать столовую. В здании администрации есть столовая, но она работает только до 15 часов. Пошли опять на вещевой рынок в кафе. Зашли в первое, похоже, что я покупал пирожки не в нем. Это было узбекское кафе. Заказали там солянку и шницель. Обошлось в 700-800 рублей на двоих. Все вкусное. А шницель оказался не отбивной, а паровой с кучей гарниров. Пара ложек гречки, пара риса, картошка, капуста, помидоры, огурцы. Я налопался до отвала. Таня для второго попросила у официантки пластиковый контейнер для еды и положила еду туда.

      Пошли на вокзал в турбюро узнать насчет экскурсий на день к водопадам. Горящих экскурсий не было. Таня решила не ездить на водопад вообще ни здесь, ни от Иркутска, где это сподручней. А поехать домой с заездом к знакомым в Кемерово. И выбрала оптимальный вариант- выехать завтра скорым в плацкарте. А переночевать в комнате отдыха за 700 руб. После покупки билетов мы разошлись. Я пошел к Коле. По дороге купил холодного Братского пива. Пришел, а Коля сам пьет жигулевское, а Сергей квас. Я попил, пошел спать- прошлой ночью не выспался. Колю его начальник попросил с утра подвезти куда-то. Поэтому он заранее извинился, что утром разбудит, чтобы выгнать машину.

21.07.15

Ночью много раз просыпался. Вроде мне все равно, когда вставать, но лучше в 8.00. Я так и сделал. Приехал Коля и сказал, что товарищ, просивший с утра подвезти, утром о просьбе и не помнил. Только сон ему испортил. Еще Николай сказал что можно разбирать велик в гараже, он меня подвезет. К 12 я был готов. К этому времени я закупил бурятский бальзам в «Городском  маркете» как сувенир, а также продукты в дорогу.

     Поехали на вокзал. Приехали в 12.30.  Николай, поняв, что приехали рано,( а я попросил привезти в это время исходя из того, что разбирать велик буду на вокзале), отвез меня обратно. И, взяв еще 2 соседей, мы поехали на пристань купаться. Вода теплая, градусов 22. Песчаный берег переходит в каменистое дно, протяженностью метров 10. А затем продолжается песок. Вода прозрачная. Народу немного, но подтягивались.

     Вернулись домой, я перекусил, отдохнул и в 15часов мы поехали на вокзал. Коля помог мне донести велик и помог убедить проводницу, что велосипед в разобранном виде не багаж. Он сам раньше работал бригадиром поезда. Проводница спросила, до конца ли я еду и махнула рукой.  Попрощались, но времени было еще много, и, после размещения в вагоне, я пошел в центр. Купил магнитики. А потом на вокзале купил Байкальский чай и карту местности. Карта оказалась без мыса Котельниковского. Хотя на витрине была с ним.

4 Конец маршрута.

 

     Поезд на этот раз был без кондиционера. Но охлаждался за счет форточек, да и ночью прохладно. На Падунских водопадах (в Братске) в час ночи по Москве было +14.

      Обратно поезд шел тоже практически полный. В Тынде, по словам проводников,  село человек 30 и к Тайшету они практически все вышли. Погода на обратном пути была прохладная. И это хорошо с учетом того, что вагон был без кондиционера. На 2-й день пути на закате появились облака. В Новосибирске было 19-20 и моросил дождик. В Барабинске было +17. Но солнечно. В Тюмени вечером пасмурно и +15.  Сходил  в Барабинске за время стоянки в сетевой магазин «Мария РА» . Там самые дешевые продукты на дороге. Кефир за 48 руб. и слоеный пирожок с мясом за 32 руб. в Омске кефир дорогой.

       В Омске на противоположную полку заселилась девчонка лет 25. Она ехала в Петербург прошвырнуться в отпуске с подругой. Снизу ехала мать с пацаном лет 12 к бабушке на Украину. Да, до Омска ехал из Братска парень, кажется студент.

    В Москву приехали рано. Где-то через полчаса электричка на Голутвин. В Воскресенске до электрички на Михнево часа полтора. В это время я собрал велосипед. Ушло около часа. Ехал на велосипеде через Зевалово, через яблони и вишни и думал, что все- таки природа Подмосковья щедрее на фрукты. Не зря Николай в Северобайкальске сетовал, что у них нет черешен. Хотя, может быть, просто закончился сезон.

 

Выводы и рекомендации.

     В результате оказалось, что было принято правильное решение. Прошвырнувшиcь  по известным  Г.И. я вряд ли бы добрался до Северомуйска, посмотрел на грандиозный тоннель. Гордость БАМа великое достижение железной дороги и страны в целом. В том числе и потому, что дорога из Северобайкальска и Северомуйск шла бы в гору, теряя проезжие качества.

      В итоге  похода мне не хватило пару дней на посещение ГИ на мысе Котельниковском, самом дальнем и малопосещаемом, в силу дороговизны проезда к нему и проживания на нем.

    Специально на мыс Котельниковский никто не возит туристов.  По дороге заходят катера маршрута Иркутск- Нижнеангарск. Но чтобы сойти на берег на шлюпке нужна оплатить пребывание на базе отдыха.

    На мыс по берегу ходят пешком. На карте есть 2 тропы. Но по какой идти,  и качество тропы знают только жители села. Байкальского.

    Вообще, для изучения этой части Байкала нужен отдельный поход в т.ч. с лодкой для переправы с полуострова Ярки в сторону Хакус, посещения бухты Аяя. И с походом до мыса Котельниковского.

Всего за поход проехал примерно 350 км.

Недостаток подготовки- плохой насос, не взял гайку на ступицу.

Фотоаппарат, все- таки надо брать с автоспуском или брать попутчика или попутчицу.

После похода оказалось, что у одной спицы заднего колеса отломилась головка. Но при езде это никак не отразилось. Похоже, что в следующем году придется велосипед переоборудовать на Советскую раму.

Данные карты «Бурятия. Уникальные объекты природы» изд. Свердловской картографической фабрики, 1991г.,  к сожалению, не точны. Многие горячие источники обозначены просто ключами.

   Например, нанесены источники Верхне-Заимкинские и Корикейские. А это один источник Кирики. И Корикейские источники описаны холодными. ГИ Дзелинда тоже описаны как холодные и нанесены совсем с другой стороны дороги. В итоге про Асиндинские  Делюн-Уранские, Чуронские источники и Тункинскую скважину никто не мог ничего сказать

 

КОНЕЦ ОТЧЕТА.

.


Комментарии
Клетчатый20.01.17, 22:42
Артемий, а я ведь готовился к походу и по вашим отчетам! Нет ли у вас координат Олега? 
Пытался отправить ему письмо, но , видимо, при записи где- то ошибся и приходит уведомление что такого адреса нет.
Клетчатый15.01.16, 21:56
Спасибо за отзыв, Артемий! Я стараюсь побольше описать условий прохождения. 
Всяческих, неизвестно, какие пригодятся следующему походнику в этих краях. На байдарках хорошо, но их надо везти. А, в принципе, можно привезти и прошвырнуться по берегу от Котельничьего до Хакус.
Мать честная...ну до чего мир-то тесен)))Посмотрел ваши фото...Мы с Олегом Кондратьевым вместе служили в армии. 
..А в этом году я его встретил на вокзале СБК,он в полиции вокзала работает)))А теперь вот на ваших фото)))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте