республика Тува / Водный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Кантегир - река неоправданных надежд и тёплых изб. Путевые заметки о спортивном сплаве с элементами рыбалки на Кантегире.

1 - 24 августа 2013 г.
Кантегир - сплав по аномально высокой воде. Рыбалка на Кантегире: девиз сплава "Здесь рыбы нет". Зато на реке много уютных и тёплых избушек. Заброска на Кантегир на ГАЗ-66 была очень веселой.
Нитка маршрута
р. Кантегир
 

Сплав по р. Кантегир, с 7 по 24 августа 2013 г.

Нитка маршрута. Авто: Магнитогорск – Екатеринбург; поезд: Екатеринбург-Абакан; автозаброска: Абакан – п. Большой Он (микроавтобус) – далее пересадка на ГАЗ-66 до устья р. Самбыл (кордон заповедника «Убсунурская котловина»); сплав: р. Кантегир от устья р. Самбыл до подпора Саяно-Шушенского водохранилища; выход: катер с подпора до Джойского залива, далее микроавтобус до Абакана; поезд: Абакан-Екатеринбург; авто: Екатеринбург - Магнитогорск.

Участники:

К-2: Лоскутниковы Володя и Наташа,

К-4: Пиманов Алексей Камаев Владимир, Стогней Сергей, Минегубко Александр.

Путевые заметки (мои и Лехи ).

Предыстория.

Идею посетить Кантегир навеял Камаев – лет 20-ть назад он сплавлялся по этой речке, будучи еще студентом, а последние лет пять постоянно упоминал ее в своих ностальгических воспоминаниях.

В поисках очередного маршрута я решила рассмотреть ее в качестве одного из вариантов, который в последующем остался основным.

Судя по описаниям, речка была как раз то, что искали:  море рыбы, полуспортивная категория и достаточно непродолжительный по времени сплав:  река позволяла запланировать 12 дней на активную часть, из которых ходовыми могли быть 4-5 дней; все остальное время можно было распределять в зависимости от приоритетов участников: рыбалки/радиалки/отдых. Плюсом являлось и то, что заброска возможна колесами в воду.  К тому же, все спортивные варианты рек отпадали, так как для категорийного маршрута у нас не складывалась с командой – делали добор новичками, пенсионерами, случайными людьми,  опыт которых и определил планку при выборе категории.

Заброска.

При подготовке к походу, штудируя инет, выяснилось, что очень мало вменяемой и по настоящему ценной  информации о р. Кантегир. Это относится как к техническому описанию реки, так и к контактам забросчиков. Про реку слагают оды, называя ее «жемчужиной Тывы». Но какие-либо конкретные описания отсутствуют. Не получилось найти и  карт-километровок…

В каком-то из отчетов наткнулась на информацию о том, что заброской занимается госинспектор заповедника - Хлебников Александр, но телефонов не было. Написала письмо на официальный сайт заповедника – достаточно быстро ответили и дали контакты Александра.

Цены, озвученные им, показались  космическими: провоз группы с ж/д Абакана до г. Абазы на микроавтобусе – 10 тыс. с группы; ГАЗ-66  с Абазов до кордона – 7 тыс. с человека (правда, в эту сумму входит и пропускной билет в заповедник, стоимость которого 1500 руб вне зависимости от дней пребывания на «запретной» территории),  при этом минимальная загрузка авто должна быть не менее 8 человек;  выход с реки от подпора водохранилища на катере – 12 тыс. за катер; провоз группы с Джойского залива (куда доставляет катер) до Абакана – 10 тыс. с группы.

С одной стороны, были интернет-советы о том, что с заброской можно не париться: машину без проблем и намного дешевле можно найти на вокзале.

С другой стороны,  в некоторых источниках  проскальзывала инфа о том, что «случайные» забросчики  зачастую не довозили до нужной точки, и заброска заканчивалась переносом груза на себе. Такой вариант не устраивал большинство нашей команды (хотя Леха упорно сподвигал нас на пешку).

Так как желание посетить Кантегир было больше, чем предстоящие финансовые расходы и, при этом, особых альтернатив по надежности, по нашему мнению, не было - подписались на условия Хлебникова. 

За  две недели до похода по семейным обстоятельствам  сдал билеты Фомин;  потом за три дня до выхода, отсеялся один из случайных участников похода «по объявлению» из Ебурга  - в результате нас осталось шестеро. Так как это увеличило итак не хилый бюджет, задались целью (практически в последний момент…) хоть как то удешевиться – сократить расходы на микроавтобус  с Абакана до Абазов и  с Джойского залива до Абакана. Решили прозвонить такси г. Абакана, в автопарке которых имеются микроавтобусы. Первой, и сразу удачной, попыткой стал звонок в такси «Элита»: нам предложили микроавтобус  с прицепом за 5 тыс. рублей от Джойки до Абакана и 6 тыс рублей – от Абакана до п. Абазы.

После этого начали вести переговоры с Хлебниковым об отмене микроавтобуса  от Абакана и выхода с катера. Но не тут то было - последовала реакция:  катер будет стоить не 12 тыс. (льготная цена при «комплексной» заброске), а 22 тыс. (стандартная расценка на водохранилище)…Торги кончились тем, что Хлебников сделал скидку на заброску из Абакана на микроавтобус с 10 до 8 тыс. и согласился на отмену микроавтобуса на выход. Плюс, учитывая, что нас было шесть, предстояла доплата за два места в ГАЗ-66 в случае отсутствия попутчиков.

Про треки и лоцию.

Буквально за 3 дня до отъезда, в интернете нашла GPS-трек  р. Кантегир, большое спасибо ребятам, которые его выложили!! (www.telemark-team.ru/workdir/kanteg_gps.rar).

 Учитывая отсутствие в навигаторе карты данного региона, а также то, что не удалось найти вменяемой карты – километровки  (нашла только  2-х километровку, и не было последнего куска маршрута – от р. Инсуг до подпора), данный трек представлял огромную ценность и на маршруте сыграл свою положительную роль. По ходу маршрута делала и свои метки. По итогу слепила «сводную»  откорректированную лоцию и трек.

Дня за три до выезда наша квартира превратилась в базовый лагерь  - к нам привезли все рюкзаки, чтобы потом сократить время погрузки и уезжать с одной точки.

Поезд. 06.08.13 ночь -09.08.13 раннее утро.

6-го вечером после работ  выехали из Магнитки до Ебурга на наемном микрике.

Старт похода  начался с ДТП: во дворе дома, где грузились,  водитель протаранил задом припаркованную машину – не сильно, но крики были; после 15-тиминутных переговоров конфликт удалось замять без ментов. Но нервишки нам данная ситуация подергала… уже начали в голове прокручивать альтернативы, которых особо не было……

Водилу при погрузке явно огорчил вес багажа (хотя мы его честно до выезда предупреждали!) – но рюкзаки растолкали без проблем и ехали с комфортом, который обеспечивал достаточно  свежий 8-ми местный фольксваген. Шмоток получилось много – кроме общественной снаряги (два ката, весла, рама, бензуха и две гермы с продуктами, сумки  с питанием в поезд)  у некоторых товарищей было аж три рюкзака с личными вещами…

За микрик отдали 8 тыс. (это был самый дешевый вариант, менее 8  руб/км ).

В Ебург прибыли часа за 4 до отправления поезда. Здесь нас встретил Леха: он до Ебурга добирался самостоятельно из Челябинска.

Поезд «Москва – Абакан» задерживали на 30 минут, возникли опасения о сокращении времени стоянки. На нашу радость, поезд  прибыл на 1 й путь и время стоянки не  сократили. Грузились по отработанной схеме: мужчины таскали поочередно в вагон рюкзаки, а я караулила на вокзале остатки.

Багажные билеты не брали. При погрузке торопливо попрятали рюкзаки по полкам – не получилось замаскировать лишь неразборную раму от К-4, которая не сразу поместилась в проемах вагона (Р.S от Лехи: «та же долбанная перегородка в проходе... раму растусовали в один ряд и по диагонали всё таки затолкали между верхними полками»). Проводник оказался сговорчивым: предложил купить лотерейный билет РЖД и закрыть глаза на негабарит – такой «мирный» вариант с расходом в 200 руб. нас вполне устроил, так как психологических напрягов вначале отпуска, в виде уже привычных нам разборок, не хотелось. А хотелось же побыстрее устроится за столиком и открыть прихваченное в городе разливное пиво (его закупил Леха), которое, по новым правилам,  теперь считается запретным для поезда напитком.

Времяпребывание в поезде проходило по обычной программе: дрем от станции до станции под музыку, ожидание 30-минутных стоянок и  бега в поисках разливного пива с риском отставания от поезда. Барыбинск проезжали ночью – поэтому полакомиться рыбой не удалось. Жаль…

Про поезда.

Просьба к РЖД: верните на перроны бабушек! Мы хотим «травиться» ихними горячими пирожками и вареной картошкой! Ну очень нам без них плохо.

9-го ранним утром (по местному) прибыли в Абакан. Моросил дождь. Пасмурно и уныло. Но оптимизма в нас еще много – еще утешает и греет распечатанный накануне прогноз гисметео.

Нас уже ждал минивен (как заметил Леха – с кожаным салоном): Хюндай  с прицепом .

IMG_4399
 
Пока мужчины таскали вещи, я пообщалась  с «вокзальными» водилами, которые встречают прибывающие поезда и предлагают свои услуги. Для интереса поинтересовалась ценами. Да, дешевле (до п. Б.Он   по хорошей грунтовке предлагали довезти за 2 тыс.). НО: никто не изъявил желания везти дальше п. Большой Он  ДАЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ У НИХ ГАЗ-66, или же это предложение звучало уж очень неуверенно: «если высокая вода – можем не доехать». На вопрос «А как дальше?» прозвучал ответ « А дальше пешком, там недалеко». Недалеко – это километров 20-25.  Делаем выводы.

Загрузились в микрик: весь груз в прицепе, человеки же довольно комфортно разместились в салоне.

Сразу оформили все необходимые документы. По итогу нам выдали разрешение на въезд                               на территорию заповедника для проведения сплава  и в дополнение   6 билетов.

По дороге заехали в г. Абазы – Александру надо было заскочить домой. Мы же в это время докупили хлеб и пиво. Абаза - последнее место, где можно купить пиво, Стогней  об этом не догадывался….А вернее, он почему-то наивно предполагал, что пива, которое в Абазах купили на общак (для бани по приезду) должно было хватить чуть ли не на весь поход (а он типа водку не пьет).

Расстояние от Абакана до Абазов 180 км. Дорога -  асфальт.

Территория «Абазы – кордон на р. Кантегир»  находится в границах Хакасии. От кордона начинается Тыва, а потом, после впадения в Кантегир р. Таслая – Красноярский край.

Далее  поехали в сторону  п. Большой Он на базу Онинского лесничества по хорошо укатанной грунтовке. Там перегрузились на ГАЗ-66.

DSCN4439
DSCN4453

 Здесь же к нам присоединились три попутчика  - какие-то давние знакомые знакомых Александра (военком с сыном и другом), которых, как выяснилось, из политических соображений предполагалось вести бесплатно. С нас же Александр взял доплату за 7-го несуществующего человека (т.к. рентабельность 66-го – с  8 человек), отсутствие 8-го компенсировалось довеском пассажиров-зайцев. При таких раскладах 66-й обошелся нам в 49 тыс., включая расходы на пропуска в заповедник. После Володиных недовольств и ворчаний в адрес Александра по поводу бесплатных пассажиров, проезд которых фактически покрываем мы, получили бонусы в качестве бесплатной бани по приезду, неограниченной по времени, и бензина для бензухи.

Кунг 66-го предусмотрительно оборудован дополнительными держалками для рук, видимо снятыми с какого-то автобуса. Колеса вездеходовские, увеличивающие дорожный просвет.

Только отъехали от лесничества, дорога заметно ухудшилась – пошла колея,  залитая глубокими лужами - следы недельных дождей, которые шли накануне нашего приезда.  

От лесничества до кордона на р. Кантегир – около 30 км по практически абсолютному бездорожью: дорога неоднократно пересекала глубокие при нашем уровне воды броды через р. М.Он, частично шла прямо по руслу  реки. Периодически в кунг заливалась вода, периодически подпрыгивали от тряски – немного спасали поручни, за которые можно  было хоть как то фиксировать туловища. Головы опасно норовили пробить крышу кунга. Часть пути ехали в касках. Дорогу наблюдали из незастекленных «форточек», в которые с треском залетали ломающиеся ветви деревьев. Леха при этом умудрялся через эти форточки снимать видео с ГоуПро на штативе.

DSCN4460

 Перед одним из бродов 66-й тормознул: «голосовали» два туриста с нехилыми рюкзаками – видимо из числа тех людей, которые в инете распространяют инфу о том, что нет необходимости заранее искать забросчика.  Товарищи надеялись подсесть в 66-й за минимальные деньги и доехать хотя бы до перевала. Александр озвучил им свою стандартную расценку 7 тыс / чел – сказали дорого. Товарищи продолжали попытки попасть в машину: через окно кунга начали договориться через  нас. На что мы предложили по-честному компенсировать наш перерасход – 7 тыс., на что получили ответ «дорого..у нас столько нет…а вам-то какая  разница - вы же все равно туда едете и уже заплатили». Странные люди. Наверное евреи. Пошли нафиг. Поехали дальше, оставив без халявы голосовавших  товарищей. За заповедник их все же обул Александр на правах госинспектора. Нам было не понятно, как ребята собираются преодолевать броды (высота воды после дождей – метр-полтора, бродов несколько – мы потеряли им счет).

Незадолго до перевала начался курум – нам предложили прогуляться. Вещи поехали, а мы пешком следовали за  машиной, наблюдая со стороны за маневрами чудо-монстра  советской техники, и в какой-то мере оправдывали столь высокую цену заброски, которая, каким бы классом вождения не обладал шофер, все равно гробит технику и требует постоянных вложений.

DSCN4499
DSCN4504
DSCN4508

 Пока шли пешком за машиной, ели голубику (а на спирт не набрали!!!) и насобирали маслят. Верховые болота. Ноги проваливаются в ягель. Ясно. На дальнем плане горы. В больших количествах растет маралий корень. Вокруг красота.

На самом перевале дорога достаточно ровная.

DSCN4484
IMG_4412

После быстрого перекуса, сели в машину. На перевале начинается граница заповедника «Убсунурская котловина». Метров 500 ехали по плато с альпийскими лугами. На спуске опять вышли – появились огромные валуны, местами переходившие в 1.5-метровые ступени: 66-й медленно, но упорно (не понятно – как?!) продолжал двигаться вперед.  Леха как сайгак скакал впереди машины и снимал видео.

Сели в машину.  Вскоре показался Кантегир и дорога пошла параллельно реке по ее левому берегу, но лучше не стала: периодически раздавался стук мостов о камни.  Судя по огромным камням, раскиданным по руслу реке, я предположила, что находимся в районе пор. Москвичка.

Перед кордоном – последний короткий крутой подъем / спуск.

Дорога по бездорожью заняла около 6-ти часов и еще засветло (в 18.30 местного времени) добрались до конечного пункта назначения.

Мысли  Лехи по заброске  и не только:

«…В поезде нужно делать проверку всей техники и подгонку новых девайсов и крепежей. Диктофон держать наготове.           В принципе, после п. Большой Он пешая заброска возможна при спортивном подходе. От Саши узнали, что к верхнему Кантегиру есть тропа, ходу 20 км — 2 дня. По маршруту шишиги — 3 дня. Самое сложное — вначале, где малый Он имеет глубину более 1 метра. Для переправ можно собрать одну двойку. Разбить 2 лагеря: верхний и нижний. Заноситься в 2 захода — сначала личные вещи, потом общак, или наоборот. Половина пути — просто лесная дорога… При наличии мотора можно провести разведку на катамаране вверх по течению и возможно завести часть вещей по воде, пока есть».

Лично у меня на счет использования мотора большие сомнения: мелковато для мотора…

Место достаточно ровное и красивое (река с прозрачной водой, вокруг лес и горы). На базе несколько добротных жилых домиков, две бани. Электричество от генератора. Полный навес дров.

DSCN4511

Разгрузились на поляне около реки недалеко от домиков. За место под палатки деньги не взимаются. Предполагаю, что за дополнительную плату можно переночевать и в домиках (при наличии свободных мест), ценами не интересовались – нам было предложено переночевать бесплатно. Отказались (Пришлось бы теснить наших попутчиков, да и особой надобности в этом не было).

Вдали угрожающе повисли тучи. Позже Александр предложил нам часть вещей положить в кунг, что мы и сделали – тент натянуть негде, а по всем признакам собирался пойти ливень.

Пока обустраивались, Володя поймал первого некрупного хариуса. Хороший  знак.

В бонусную баню пошли уже затемно и задержались в ней часов до 2-х ночи. Охлаждались в Кантегире. Ночью пошел дождь.

 

Активная часть. 10.08.13-22.08.13

10.08.13. Участок пути: кордон – 1 км ниже р. Хара-хол (ПБ).

12 км за ХД.

Встали в 8.30 местного. Утро встретило плотным туманом, погоду на день предсказать трудно, гисметео пророчит грозу.

Открыв 66-й для разгрузки вещей, обнаружили  там спящего Стогнея -  он устроился среди кучи рюкзаков и остатков недоеденной закуски после вчерашних посиделок после бани.

Изначально в планах был радиальный выход на г. Ак-таскы 2134 м (судя по карте – совсем близко). Но выяснилось, что гулять по левому берегу реки на территории заповедника, как и делать стоянки на ЛБ вплоть до впадения в Кантегир правого притока р. Таслая, запрещено. Теоретически, вылазку можно было сделать, несмотря на запрет (10-го утром Александр уехал за другой группой и на кордоне остались только гости), но решили быть законопослушными – не нарываться - и начали сборку катамаранов. Вырубка леса тоже запрещена. Поэтому шанс втихушку срубить раму на кат практически отсутствует – лучше тащить готовые или рубить лес при заброске (до перевала) вне зоны заповедника, но из растительности по пути в основном хвойные породы.

 Володя периодически бегал с удочкой к реке – дразнили рыбаки, которые занимали один из домиков: их 10-тилитровый улов уже солился в холодном ручье, который впадает в р. Самбыл (уходили рыбачить вниз по Кантегиру). У нас же ореол рыбалки ограничивался местом стапеля – но были пойманы два некрупных экземпляра. «Только не отпускай! Берем!» - так кричала я. Хариусы практически сразу были съедены «за погоду».

В обед к нам подрулили гости – два брата (вышеупомянутые рыбаки из Кемеровской обл.). Уже несколько лет подряд они с друзьями приезжают на кордон, живут неделями: расслабляются, пьют и рыбачат. Произошел обмен: нам подогнали коптилку (аналог коптилки, которая не была взята из дома из-за габаритов и острых углов), Леха  расстался со своей «берестяной» кружкой, Володя подарил пару  мушек собственного производства; нам принесли арбуз, мы же налили спирт. Ребята подсказали, что в километрах 10-ти ниже по течению  есть неплохая стоянка на ПБ после впадения притока Хара-хол  (ПБ):  якобы там  у них накануне был неплохой улов. Информация зацепила.

Леха записал звук реки на диктофон (с целью в дальнейшем использовать его при монтаже видео). Потом привязал диктофон сверху палубы в полиэтиленовом пакете — чтобы писать по дороге (на ГоуПро звук убогий).                                              

В 16.00 отчалили. В планах уйти с кордона и дойти до описанной стоянки, так как оставаться здесь при отмене радиалки бессмысленно.

Впереди идет К-2, следом К-4.

200 м. до впадения Самбыла – сад камней, мелковато.

Для сравнения уровня воды: 1 фото – наш уровень в районе кордона, 2 фото – из интернет-отчета 2012 г (http://www.bylkov.ru/publ/10-1-0-1529):

 

Но уровень воды, видимо, высокий – берега залиты по кусты. Каты практически не шкрябали.

DSCN4518
DSCN4532

Далее, после впадения притока Самбыл, начинается непрерывная полоса препятствий, осложненная коварными обливниками в русле, не всегда определяемые по ходу движения, что требует от экипажа четких и слаженных маневров.  Какие-либо отдельные пороги выделить трудно. Общий фон  реки -  3 к.с. Времени на сработку экипажа практически нет: сели на кат и тут же поперло.

Cлалом. К-2 маневрирует между камней, К-4 прет напрямую, считая все камни обливными.

На К-4 идет притирка экипажа, а также выясняются полномочия членов: кто на судне командир, кто матрос. Командовать пытаются все хором. Но в лидеры рвется д. Саша – его команды слышны даже впереди идущему К-2. Нашелся и «козел отпущения»  - Стогней: его винили во всех совместных косяках .

Впадение реки Кучун (ЛБ) по большой воде явно не выражено (впадает под углом) – не сразу понимаешь, что это приток, а не разбой.

 Не доходя до Кучуна, «впередсморящий» экипаж К-2 «прошляпил» обливник – на четкий маневр не осталось времени: прошли по камню, прошкрябав шкуру правой гондолы с внутренней стороны и оставив на ней глубокий порез. От порыва внутренний баллон спасла рама. Стало понятно, что безобидные на первый взгляд «обливники / полуобливники» несут реальную угрозу: это, в основном, плохо окатанные глыбы  с острыми краями.  (Немного потребовалось времени, чтобы впоследствии подтвердился данный вывод).

Все разбои проходили левыми протоками – в них, в основном, несла основная струя.

Р. Хара-хол (Хара-хем) – ПБ -11 й км от кордона -  впадает двумя протоками.

Через километр от притока с воды на ПБ увидели стол, зачалились. Это была стоянка, описанная рыбаками. На берегу выложена каменка.

Раскаты грома подгоняли разгрузку. Время 18.00.

За ходовой день прошли 12 км – вполне достаточно с учетом позднего выхода.

Только успели натянуть тент и поставить палатки – пошел ливень. Шел с  час, потом показалось солнце.

Пытаемся рыбачить – пока не густо. Видимо, всю рыбу изловили рыбаки-советчики.

В 100 м от стоянки проходит лесная дорога.

Ночью дождь вернулся и лил до утра. Но все идет по плану гисметео. Не расстраиваемся.

Мысли Лехи по использованию камеры ГоуПро:

«На корме К2 был установлен штатив. Одну ножку закрепил штатной вязкой посередине поперечины,  две другие по бокам в конце внутренних продолин закрепил репиками за штатные петли — неплохо получилось. Если есть возможность, поснимать таймлапс,  чаще чем 10 сек — клёво облака получаются. Подзаряжать все девайсы, это разнообразит съёмку. Съёмку с каски нужно делать с разных точек (голов) вперёд и назад. Диктофон нужно ставить сразу, это усложняет монтаж, но звук получается отличный и можно записать всякие байки по ходу сплава. Камеру и ВР нужно хранить в отдельном контейнере с тканью или бумагой для просушки, иначе на воде будет запотевать при работе уже через 10-20 мин! ».                                                          

11.08.13. Участок пути: 1 км ниже р. Хара-хол (ПБ) – р. Чинчилиг (ПБ).

10 км за ХД.

Утро. Плотный туман. Какой сегодня день недели – уже успели забыть, да и зачем нам это знать.

Часов в 11 пробилось солнце, и начали сборы: стоянка оказалась не перспективной в плане рыбалки.

В 14.00 отчалили. На К-2 установлена камера, Леха с  К-4 регулирует съемку с пульта ( камеры хватает часа на 2).
 

Характер реки не изменился – сплошная шивера периодически разбавляется прижимами на поворотах русла. Участки спокойной воды очень короткие, местами практически отсутствуют. Сплав, несмотря на невысокую категорию, требует от гребцов постоянного внимания и точного маневра при уходе от камней, которых немало в русле. Причем, местами лежат просто «чемоданы». Уровень воды все еще высокий.

В 15.30 дошли до намеченной стоянки – приток Чинчилиг - ПБ - 22-й км от кордона.


DSCN4541

За ходовой день пройдено 10 км.

Приток впадает мощным потоком. Хорошо заметен с воды. Сразу после впадения на ПБ стоянка – большой галечный берег (по малой воде -  с песочком), стол, обустроено костровище. Достаточно места под палатки.

Берега Кантегира подтоплены.

Вечером начал ловиться хариус – попадались и достойные экземпляры грамм под 400.  Даже  я умудрилась поймать своих первых трех хариусов! А Володя был недоволен: его нещадно использовали горе-рыболовы: один кричит – «помоги снять рыбу», другой – «научи закидывать», третий «помоги распутать леску» и так весь вечер  -  в общем, не дали мы ему нормально порыбачить….

IMG_0462

Для сравнения уровня воды фото из интернет-отчета 2010 г (они считали, что у них уровень высокий..):

Пока рыбаки развлекались, Леха смастрячил баню мегалитного размерчика.

DSCN4556

Часов в пять началась гроза – но прошла быстро, не успев залить топившуюся каменку.

С учетом пойманного количеств рыбы решили завтра остаться на дневку.

 Довеском к ужину стал жареный и копченый хариус.

DSCN4560

12.08.13. Дневка на устье Чинчилиг.

Утром выяснилось, что Стогнея нет в палатке – нашли его спящим под тентом от  неснятой с вечера бани .

Рыбалка. Количество рыбы не удовлетворяет рыбаков.

Леха и Стогней сбегали на близлежащие горки – нафоткали красоты.

Заметки Лехи по радиалке:

«Начинаем подъём, склон крутоват, много поваленных деревьев. Когда вышли на гребень, стало легче: склон положе, есть звериные тропы.             Ближе к вершине пошла черника, немного недоспевшая. На вершине — курумник из небольших плоских камней, покрытых мхом. Фотик забыл, снимаю на телефон. По саянской традиции на вершине стоят карликовые кедры с шишками. Шишек много, но они ещё немного не доспели. Собираем с 2-х деревьев штук 30-40 и идём обратно.              На обратной дороге собираем немного черники. На полпути начинается дождь, в конце спуска заканчивается, но ноги полностью промокли. ЧМСЛ: выйти на радиалку раньше и сходить на 2200, обязательно брать фотик или камеру».                                                                                            

Вечером опять баня, гроза.

Всю ночь шел дождь.

 

13.08.13. Участок пути: р. Чинчилиг – 650 м не доходя р. Ары-хем (ЛБ).

1.5  км за ХД. Авария.

Подъем в 8.00

Мы с Володей по утрам ворчим – злимся на скорость сборов. В оправдание слышим, что торопиться то некуда. В общем,  так оно и есть – торопиться некуда. 

В 12.00 отчалили.

К-2 впереди, следом, метрах в 30,  К-4.

Препятствия по лоции – прижимы Длинный, Крутой, Угрюмый. Река несет, поэтому не успеваем следить, где из них какой. Периодически в русле появляются огромные камни-чемоданы.

На прижиме к скалам ПБ (предположительно – прижим Угрюмый), К-4, следуя командам д. Саши не обращать внимания на камни («все камни – обливные, самое страшное, что нас ждет – это сядем на камень») и, несмотря на отмашки с К-2, не затрудняет себя упражнениями с уходом влево,  идет прямо по обливнику. Тут же раздается скрежет – сели. К-2, идущий впереди, притормаживает. Корабль, после усилий экипажа, слез с камня, но на К-2 слышны крики – «чалимся-чалимся!». Оба ката экстренно зачалились на запретном  ЛБ. К моменту зачаливания К-4 его  левая гондола была наполовину спущена –  обливник оказался клыкоподобной глыбой сланца, спрятанной в воде, с острыми краями (видимо, следы последнего землетрясения).

Задрав катамаран, увидели огромную пробоину и шкуры, и баллона см. 50!

«Слезайте, граждане – приехали, конец…».

Это был самый короткий ходовой день – успели пройти аж 1.5 км: четыре часа сборов и 10 минут сплава .

DSCN4580
DSCN4579

На нашу удачу,  зачалились прямо на стоянке – увидели сложенное костровище, какое-то подобие стола. Площадка под палатки уже вытоптана.

Произойди это чуть дальше -  место было бы гораздо менее уютное (скальный  заросший склон).

Масштабы аварии говорили о том, что придется останавливаться на ночь. Благо – солнце! Быстро разгрузили кат, отстегнули подорванную гондолу, вытащили  резину и кинули все на просушку.

Часа через два массово приступили к ремонту:  кто-то клеит, кто-то шьет, кто-то фиксирует все это безобразие на видео. Управились часа за два.

GOPR0537

Незапланированная полудневка.

Метрах в 50 вверх по Кантегиру обнаружили охотничью полуразваленную избу. Во все с троны идут тропки. В лесу много маслят  и недоспелой брусники.

Рыбачим. Немного клюет.

Д. Саша насобирал огромное количество маслят и белых грибов  - зажарили их с лучком.

Вечером делали хариуса на решетке.

DSCN4589

Ночью пошел дождь.

 

14.08.13. Участок пути: 650 м не доходя р. Ары-хем – заимка Киселиха (ПБ).

25  км за ХД

Подъем в 8.00

В 12.00 отчалили.

Сразу проходим прижим к ЛБ, видимо это прижим Невидимый, который действительно невидим с воды и прячется за островом в левой протоке. Справа мель, непроход. Идем ближе к ЛБ.

Далее  впадает р. Ары-Хем (ЛБ). Сразу за притоком – два однотипных порога: Наука и Аркаша: пороги-прижимы, типичные для Кантегира. Особой сложности не представляют. Потом еще одна серия аналогичных прижимов.

В 15.00, пройдя 10 км – очередное экстренное зачаливание: К-4, проходя шахматку из обливников, на выходе сел между двух камней, которые не просматривались с воды и экипажем были замечены в последний момент (место действительно очень коварное при высокой воде: река на правом повороте буквальна перегорожена камнями, часть из которых залита; проходы между ними впритирочку  для четверки; при неудачном заходе и инерции судна, у К-4 мало шансов для чистого прохода:  зацепишь не один, так другой камень). В результате оборвались петли-проушины, связывающие раму с гондолой (не совсем удачная конструкция для катамарана при сплаве на слаломной реке).

 Зачалились на ПБ для штопки. Какой-то рок, однако .

Мысли Лехи:

«После вчерашнего стали осторожнее. Дядя Саша предложил выбрать командира — все выбрали его самого, но в порогах чётких команд было мало и с задержкой, поэтому шли как обычно... Налетели на камни, порвали 4 петли на этой же гондоле. Встали на перекус — шьёмся».

Неожиданно началась гроза – мы попрятались по кустам. Но Серега мужественно продолжал шить – на весу, не разбирая гондолу.

Мимо нас прошла группа на двух 4-х, первая группа за все время сплава: не считая москвичей, которые шли впереди двумя днями раньше и на стоянках разбрасывались «евразом» в виде футболок, сумок  и гамаков.

В 15.30 закончили ремонт, дождь тоже прекратился.

Прошли многоводный приток Таслая (ПБ). За ним кончается заповедник, заканчивается Тыва и начинается Красноярский край. Свобода от всех ограничений!

В 17.00 на ПБ с воды увидели домики: место оказалось свободным, решили останавливаться.

Это была заимка Киселиха (ПБ) – 49 й км от кордона.

DSCN4594

За ХД прошли 25 км.

Ясно,  вперемешку с дождем.

Затопили баню. На двери бани висит объявление с просьбой: «не мыться, а только париться», больше всего это расстраивает Стогнея – он так не привык.

На заимке два отапливаемых домика под ночлег: один большой (нары человек на 10) с огромной  верандой, другой поменьше (человека на 4), баня, оборудованное костровище. Все строения достаточно новые – построены из чистого кедрача. Нет загаженности. Целый ларь продуктов (можно взять, а можно и оставить самим что-нибудь лишнее). Пристанище построил Ярыгин. Никакие поборы за ночлег с туристов не взимаются: кто первый встал на ночь, тот и хозяин на данный момент. Хоть чем-то река радует…

DSCN4614
DSCN4607

Вечером была очередная баня с купанием в Кантегире.
IMG_4555

Мысли Лехи по бане:

«Баня человек на 5 с двумя печками: одна каменка, вторая чисто для воды. Труба общая. Если топить одну, во второй нужно закрывать поддувало для хорошей тяги. Затопили обе, пока топилось — сушили вещи. В большом доме уютная веранда, есть печка. Топил 4-ю баню часа три. Дрова сырые, горели не очень».

Ночью опять дождь. Но по прогнозу гисметео с завтрашнего дня ожидается резкое потепление и безоблачное небо.

Р.S. Лехи про  ГоуПро: «не оставлять камеру на берегу — сразу на просушку и зарядку».

15.08.13. Участок пути: заимка Киселиха – пор. Карбайский – р. Большой Карбай (ПБ, база Ярыгина).

15  км за ХД.

Подъем в 8.00.

Уже стало привычным, что в палатке по утрам не находим Стогнея – в этот раз он остался ночевать в бане .

Выход в 12.00.

Вскоре пошел дождь – все небо затянуло плотными облаками. Надежды на улучшение погоды в ближайшее время уже нет. В  течении ходового дня дождь то прекращался, то начинался вновь.

Трава и кусты по берегам реки полностью в воде. Вода стала с коричневым оттенком. Рыбы нет.

Р. Красная река (ЛБ): в одном из отчётов была инфа о том, что в устье хорошая стоянка и находится элитная база: не заметили ни того, ни другого. В устье ивняк и остров. А базу, видимо, спутали с базой Ярыгина, которая находится ниже по реке.

Через 2 км  после впадения притока начинается порог-шивера Питон: явно не выделяется на общем фоне реки – все та же шивера, но с большим количеством камней. Особо не впечатлила.

В 13.00, пройдя приток Малый Карбай (ПБ), зачалились на ПБ  – решили сделать просмотр пор. Карбайский (в одном из отчетов была инфа о том, что именно отсюда делают просмотр порога).

Небольшая стоянка, от нее идет тропа, которая метров через 20 обрывается. Решили, что до порога еще далеко, а это только 1-я его ступень – весь просмотр отсюда нелогичен и нереален (возможно – из-за высокого уровня воды).

После этого предприняли еще две неудачные попытки для просмотра, после чего плюнули на просмотр. Пройдя 2-ю ступень, зачалились перед левым поворотом на ЛБ в заводи за 50 м до пор. Карбайский. 

Ориентир порога: по обоим берегам  начинаются скалы. Ориентиры типа «огромного скопления красных камней в русле» не явно выражены,  в плохую погоду у камней нет  характерного красного цвета, а в большую воду часть камней залита водой.

Пор. Карбайский – 62 й км от кордона (ЧХВ от кордона до порога - 6.30 ч.).

Над порогом висит шлейф из тумана. Шум воды слышен издалека. Уровень воды – высокий.

На входе в порог слева – камни, мель; справа – торчащий зуб, наполовину залитый водой. Посередине – узкий чистый язык, основная струя от которого несет в бочку по центру. Далее, струя от бочки бьет на огромный подводный камень по центру реки, разделяющий струю на две протоки: слева по нашей высокой воде просматривается проход (впритирку к огромному валуна на берегу ЛБ), справа – проход,  ведущий прямиком в огромную бочку.

Пока делали просмотр, начался дождь.

Порог решили обнести по следующим причинам.

Во-первых, не было желания заниматься спасработами в такую погоду.

Во-вторых, был риск  окончательно разодрать четверку, да и двоечку тоже.  

В-третьих, экипаж двойки  при аварии не смог бы обеспечить  нормальные спасработы для четверки. При самом худшем раскладе при оверкиле К-4: все 4 человека могут оказаться  в воде, плюс отдельно плывущий катамаран (5 точек спасения на один катамаран), добавим сюда мощное течение после бочки метров 200 (при паводковой воде) и форс-мажор в полный рост, т.е для нормальной страховки не хватает еще экипажа…

В-четвертых, учли предупреждения о том, что бочка сильно метаморфизировалась после землетрясения (вид с берега не  дает правильную оценку бочке).

Рассматривался вариант прохождения порога впритирку к ЛБ, не заходя в основную бочку справа – но для этого надо было  чисто зайти по центру (по основной струе, слева мель, справа зуб) с последующим четким маневром влево (а несет вправо в бочарину) –  т.е, в случае недоработки, оставался шанс попасть в бочку лагом.

При любых раскладах шансы безаварийно пройти порог мы оценили как 50 на 50.

Пока мы с в Володей взвешивали все «за» и «против», экипаж четверки объявил нам, что они обносятся. Володя склонялся к прохождению двойки впритирку к левому берегу. Я, тайно надеясь на прохождение по-полной, но при этом понимая, что Володю врятли заманишь в бочку.., потеряла интерес к прохождению порога (мимо бочки), и решение обноситься приняла спокойно. Стогней же растерянно ходил по берегу с приготовленной морковкой и стонал: «а как же порог, я же тренировался!» - что-то в этом духе.

Значит, будет повод сюда вернуться.

Вещи обнесли по хорошо натоптанной тропе ЛБ. Катамараны до бочки провели вдоль ЛБ, в конце обнесли.  Обнос закончили часам к четырем. Тут Камаев вспомнил, что оставил свою  каску на ПБ на месте последней чалки…

Дождь усилился, поэтому решили  не перекусывать и дойти до места запланированной стоянки - до устья р. Большой Карбай (ПБ).  По слухам в этом районе водится золотой корень – наша следующая цель.

Через 2 км, после поворота реки, на ПБ показались неожиданно изысканные домики. Это была база Ярыгина.

Жилая база Ярыгина (ПБ) – 64 й км от кордона. Правильнее назвать ее виллой Ярыгина.

Зачалились в устье  притока, рядом со стоящей моторкой. Лай собаки. По мостику к нам спешил мужчина: как выяснилось, сторож всего этого величия. Поинтересовались, можно ли где-нибудь поставить палатки – сторож дал согласие. Пересекли приток Большой Карбай и зачалили каты на большой поляне на нижней террасе, рядом с вертолетной площадкой.

Какое – то время бродили сомнения: стоит ли здесь останавливаться – близость  цивилизации смущала. Дольше всех колебался Леха. Но сторож, как и его пес, видимо испытывающие  лимит в общении, в буквальном смысле начали нас уговаривать: пес дружелюбно вилял хвостом и запрыгивал, поскуливая; сторож же предложил палатки поставить на подстриженной лужайке, также безвозмездно предложил большую крытую веранду с видом на Кантегир в качестве места для приготовления пищи, где можно воспользоваться газовой плитой, чайником и столом. Мы сломались, тем более это место было плановой дневкой.

DSCN4628

Из рассказов сторожа Андрея: базу построил Ярыгин (спортсмен – фамилия, которая не всем о чем-то говорила), но не для туристов, а для себя. Кроме сторожа, собаки  и помощника на базе сейчас никого нет. Сторож живет здесь круглый год с женой. Продукты им привозят раз в месяц или на аэроглиссере (ветродуйке), или на вертолете. Хлеб пекут сами. Есть спутниковый телефон – каждое утро сторож выходит на связь с хозяином. Базой командует сейчас брат Ярыгина - привозит сюда элитных гостей на охоту/рыбалку. Рядовое средство доставки – вертолетик.

На базе большая гостиница из цельного кедрача, бани, бассейн (в нем живет одинокий хариус), хозпостройки, теплица, музейный домик с табличкой «начало» (первая изба на этом месте). Есть электричество (от генератора) – вечерами, если на базе гости, включают аллею из фонариков. Чудесное зрелище: дикость реки и  глухой тайги  нарушается и преображается дорожкой из фонарей.

Все попытки поймать рыбу закончились неудачей – вода мутнела на глазах.

Всю ночь шел дождь.

16.08.13. Дневка на базе Ярыгина. Радиалка. 11 км за ХД (туда-обратно).

Утром опять плотный туман, падающий в виде мороси.

На веранде, среди рюкзаков, на полу обнаружили спящего и закиданного разными тряпочками Стогнея – ха-ха-ха. Слов нет.

Пацаны, которые вечером распивали чаи с хозяином, сообщили остальным  о том, что возможно сегодня сюда привезут компанию энергетиков – в этом случае нам придется сваливать. Контрольным было время – 9.00, в этот час Андрей выходил на связь с Ярыгиным.

Очень обрадовались, узнав, что гостей не будет и наша радиалка в силе.

Часам к 11 показался клочок неба. Решили выдвигаться.

Андрей предложил нам истопить баню к нашему возвращению (100 руб/ чел) – согласились, так как у самих бродили мысли напроситься. Обещали вернуться часам к 6.

Радиалка удалась.

За день прошли 11 км (туда-обратно, ЧХВ 4.30 ), поднялись на высотную отметку 1800, попаслись на голубике – ее просто море! На подъеме растут огромные кедрачи.

DSCN4640

Подъем непростой  - тропы нет, сплошные завалы. Потом крупный курум.

Нашли избушку, про которую нам говорил Андрей. Рядом с ней была какая-то непонятная лестница – предположения по ее назначению были самые разные, вплоть до того, что это спасалка от медведей (позже по возвращению, после прояснений Андрея, оказалось, что это продуктовый схрон от медведей, также отсюда притаившиеся охотники отслеживают свою будущую добычу).

Леха про радиалку:

«Задача №1 найти и пособирать корень, но хочется также дойти до верха — г. Хандыр 2257. После завтрака моросил дождь. Потом перестал, выжидаем некоторое время и решаем выходить. Андрей подсказал, как лучше зайти на хребет.

Подъём градусов 20-40, встречаются поваленные деревья.

На перевале - изба охотника, погода налаживается, выглядывает солнце. Здесь море черники. Встаём на перекус.

Дальше идти легче — склон положе, местами идём по тропе. Идём вдоль ручья, корень обычно растёт на границе леса.

Постепенно правый берег становится крутым и скальным. Решаю перейти на левый, там явно получше. Д. Саша решил пойти своим путём — это золотая лихорадка уже действует. Лес становится реже, появился крупный курумник. Начали кричать — через некоторое время он отозвался и пошёл к нам.

Золотой корень нашли, чем выше тем крупнее. Собирали, кто сколько успел, и в 18:00 двинули назад.

DSCN4657

Спускались долго, трудно пройти мимо такого количества черники, заморосил дождь.

IMG_0485

ЧМСЛ: Выйти на радиалку раньше и не гадать с погодой.

Чётко обозначить правило: идём одной группой и не расходимся.

Возможен вариант с ночёвкой в избе охотника(3-4 чел) или в палатке (но её придется тащить), тогда можно и на гору сходить и корень/ягоду собрать и сразу его там обработать. Место на перевале вполне уютное, есть ручей. Снарягу и продукты нести только до избы, дальше гулять налегке.

Если на базе отдыхает народ, в принципе можно встать на правом берегу перед базой    сразу после скалы есть площадка, после базы тоже встать можно, но там места похуже на мой взгляд (хотя ближе начало маршрута за корнем)».                                                       

На  базу вернулись в 9 вечера -  спуск по крутому, заросшему склону по дождю был достаточно сложным – некоторые шли в сапогах, в них ноги скользили как по льду. Больше всех досталось д. Саше. Он был самый старший член нашей группы. Но молодец – не смотря на то, что всю дорогу «чудил», дошел самостоятельно!

Андрей начал уже за нас переживать. Сообщил нам, что мимо прошла большая группа (четыре четверки), в составе которой французы: ребята причаливали, тоже в поисках стоянки, но передумали оставаться. Рассказали о том, что при прохождении Карбайского перевернулись две четверки.

Для корня брали спирт (закладывали его в раскладку по пол литра на человека): планировали его заготавливать по рецепту д. Саши – собранный корень не сушить, а кидать сразу в емкость с разведенным спиртом. Данный способ оказался очень актуальным при отсутствии солнца. Но сегодня на корень сил ни у кого не осталось – отложили все на завтра.

Вечером – шикарная баня. В ней же потом высушили все мокрые вещи: пришлось обломать Стогнея - он уже рассчитывал остаться в бане на ночь.

17.08.13. Участок пути: база Ярыгина – Кантегирская застава – стоянка на ЛБ не доходя р. Туески .

 20  км за ХД.

Встали поздно – последствия вчерашней трудовой дневки.

Утром туман. 

В это утро обнаглевшего Стогнея обнаружили спящим на мягком диване в гостевой комнате с камином (!!), которая располагалась напротив веранды. Якобы, ему расположиться там разрешил Андрей. Это была ещё не вся его наглость: Стогней, принимая все за чистую монету, очень быстро откликнулся на «предложение» Андрея поплавать в бассейне: он залез в него сначала после бани, а потом еще и после утренней чашки кофе.  Это его купание до конца похода стало поводом для подколов.

Сборы долгие, вперемешку с чисткой корня и дележкой спирта, пайку которого увеличили на 200 мл на человека, чтобы не погубить добычу (при отсутствии солнца такое количество корня высушить нереально).

Андрей явно расстроен – предлагает остаться еще на один день. «Когда теперь еще кто-нибудь остановится». На дорожку наложил нам свежих огурцов и зелени из своей теплицы. Поздно спохватились, что можно было у него купить хлеб (попросить испечь) -наверняка б не отказал. Очень радушный человек!

Но у нас было желание дойти до какого-нибудь притока и порыбачить – отсутствие рыбы на реке, где ее должно быть много, напрягало.

В 14.30 отчалили.  Фото с хозяином.

DSCN4667

Река стала шире. Но шиверы продолжаются. Вода c коричневым отливом.

Приток Карасук (ЛБ) – устье реки заболочено. В устье стоят несколько свежих срубов. Заглянуть в них не удалось – перед притоком остров, шли правой протокой и поздно заметили домики.

Ручей Приисковый (ПБ) – стоянки нет, течет в лесу.

Перед Кантегирской заставой (80-й км от кордона) - (видим ее  только на карте и треке навигатора) – разбои, но течение бодрое.

Уровень воды паводковый – береговая трава и уже часть кустов в воде.

Пытаемся найти место под стоянку. Но с местами плохо – берега или скальные, или заросшие густым лесом. Появились моторки с рыбаками в поисках рыбы.

За день ни разу не видели солнца – только серое, сумрачное небо. Хотя и без дождя. По берегам видели лагеря нескольких групп – понаехали, блин…

Учитывая время и надвигающиеся грозные тучи,  встали на острове на ЛБ – он выглядел более-менее пригодным. Остров был достаточно высоким, а уровень воды, казалось, уже достиг своего максимума. На берегу моторка, но было понятно, что рыбаки собираются сваливать.

За ходовой день прошли 20 км (ЧХВ 1.40).

В плане безопасности место неудачное – есть шанс быть подмоченными, если уровень воды за ночь поднимется сантиметров на 50. Катамараны привязали, но они находились всего в метре от береговой линии (дальше ставить некуда – кусты).

Вечером заметно похолодало – одели на себя все теплые вещи. На ужин трескали салатик из свежих огурцов и добрым словом вспоминали сторожа Андрея.

Спать легли рано.  Кроме Стогнея: он до часу ночи сидел на берегу с фонариком и чистил золотой корень (остальные с этим занятием уже разделались).

Ночью лил дождь.

Я за ночь просыпалась раза три – близость и шум реки породила фобию по поводу всемирного затопа. В один из приступов достала и Володю: вылезли все-таки из палатки – оказалось, что корма нашей двойки уже плавала в воде…Оттащили оба ката от берега, насколько это было возможным. До утра оставалось часа три. Решили, что врятли за это время вода успеет еще сильно подняться.

 

18.08.13. Участок пути: стоянка на ЛБ не доходя р. Туески – изба (ПБ) в 2 км ниже р. Ататах.

36  км за ХД.

Подъем в 7.00. Туман.

Сборы по-спортивному – желание побыстрее свалить и первыми дойти до избы на притоке Ататах (берем под контроль появившиеся на реке группы: по-сути, в условиях паводка  и затяжных дождей начинается борьба за клочки плоского берега).

Отчалили в 10.00 – рекорд!

Вскоре прошли шиверу Туески – опять явно не выделяется на общем фоне реки, вижу отметку ее начала по треку навигатора.

Через 6 км по ПБ изба – закон подлости сработал: лучшая стоянка это та, до которой оставалось минут 10…. Зачалились из любознательности, посмотрели и пошли дальше. (Два аккуратных домика из кедрача - в одном из которых ручка из фаллического символа, и баня. Стогней по хозяйски облазил все чердаки). Дядя Саша тут же засуетился: «Все, встаем здесь!». Но нет, график однако.

GOPR3822

Туда-сюда бесцеремонно снуют моторки, прямо зачастили. Видимо, попали в зону доступности местных рыбаков.

На одном из участков видим торчащую из русла реки  каменку – совсем недавно она была еще на берегу реки.

Р. Ататах, база Ярыгина (ПБ) – 98 й км от кордона.

Очередная база Ярыгина находится на ПБ, сразу за впадением притока. Два домика, баня – но место занято!! – стоит аж две моторки…

Зачалились пообщаться в надежде на то, что они здесь ненадолго. Но по дымящемуся мангалу и застолью быстро поняли, что обломались… Выяснилось, что рыбаки остановились здесь до вторника (на 4 дня!) Расстроились даже – приток впадал в коричневый Кантегир мощным прозрачным потоком с голубой водой, и наблюдали, как на наших глазах излавливался НАШ хариус….

Пообщались, попрощались и пошли своей дорогой.

Сразу за притоком начинается Семишиверка (7 ступеней общей протяженностью 5 км). По лоции самая трудная ступень – первая. Она же обзывается порогом Дурным. Но высокий уровень воды, видимо, упростил шиверу, залив практически все камни: быстрое течение с валами до 0.5-1 метра. Покатушка, не более.

Прошли 1-ю ступень, короткий плес, вторую ступень и увидели после поворота реки металлический блеск крыши в лесу ПБ.  На берегу стояли 2 моторки - зачалились. Это была очередная изба (как позже выяснилось – изба бывшего рыбнадзора). Постояльцы (местные рыбаки) как раз ее освобождали – это обстоятельство очень радовало.

Изба рыбнадзора (ПБ)  - 100 й км от кордона.

Мы разгружались, а рыбаки грузились.

Берега практически нет – все под водой.  Домик – метрах в 20-ти, наверху.

Каты пришлось ставить в кустах. Погода неожиданно прояснилась.

DSCN4689

Все деревья по берегам - с причудливым прикидом из лишайников: видимо, отпечатки затяжных утренних туманов.

Изба не разочаровала: большая комната, лежаков - на 8 человек, большой  стол, пластиковые окна, печка. Под одной крышей с избой – баня. Между избой и баней крытая веранда. Рядом с избой  - сложенное костровище и навес с крышей: под ним мы замечательно провели время с «Кантегиркой», пока рыбаки укладывали свои вещи.

Леха принялся топить баню, остальные занялись дровами: гул  бензухи оглушил лес. Я взялась за инвентаризацию пищевых запасов.

После бани в ней же устроили  сушку вещей – Стогнею было запрещено оставаться в бане на ночь: баня была объявлена заповедником.

Спать не спешили. Завтра остаемся на дневку.

Ночью опять полил дождь. Как же он нас достал! Спим на мягких матрасах – кайф.

Надо заметить, что после р. Б.Карбай по берегам очень мало стоянок –  пригодными, особенно по большой воде, являются только как раз те места, где расположены избы. Берега же в основном залесённые (буреломный лес) или скальные. Поэтому, лучше ориентироваться на ночевку в избах. Одна проблемы – под выходные избы (начиная с р. Ататах) в основном заняты местными рыбаками, которые в состоянии  добираться до них  на моторках.

19.08.13. Дневка.

Ранним утром я вышла из избы в поисках воды, подошла к навесу и чем-то случайно брякнула по столу. После этого услышала грохот – оказывается, на одной из скамеек спал Стогней, и он, испугавшись моего стука, свалился на землю. Я же испугалась его совиных выпученных глаз  .

Утренний обложной туман  уже привычен.

Я сожгла гисметео, по прогнозу которого  у нас 4-й день «ясно-без осадков и плюс 26-29».

Часов в 11 пошел дождь – зарядил на целый день, испортив все наши планы по поводу радиалок. Сыро, мокро, противно. Пьем, балуем себя оладушками, лежим как аристократы на мягких матрасах, в общем - разложение по-полному. Развлекаемся тем, что слушаем записи с диктофона Лехи, которые писались по ходу – веселимся от того, что происходило на К-4.

Вечером баня.

 Р.S от Лехи: «Стогней проявил инициативу — набил камней между печкой и перегородкой, чтобы увеличить жар. При нагреве кирпичная кладка полопалась... но не сильно. Стогней получил очередной нагоняй от Володи».

20.08.13. Опять дневка.

За ночь вода поднялась на пол метра! Катамараны пришлось еще дальше затащить в кусты и поставить вертикально.

Утром туман. Ясности с погодой никакой…

К 12 часам неожиданно показалось голубое небо: практически без единого облака – так не бывает!! Решили сниматься, но тут в команде вдруг возникли разногласия: идти дальше отказался д. Саши по причине неизвестной болезни (??).

Остались…Я злилась на эту избу до конца дня. Все мои аргументы по поводу того, что всего в двух часах от нас другая изба – с притоком! – не помогли…..

В обед к берегу подошло две моторки: это рыбаки. Пришли с расчетом поселиться в избе – а тут мы.  Но сошлись на том, что они нас не потеснят. Из гостеприимства нам пришлось подвинуться и освободить часть нар.

У рыбаков с рыбалкой тоже не клеилось: уезжали  на моторке  чуть выше/ чуть ниже – «уж на уху то по любому наловим», но приехали ни с чем…

Вечером слушали рыбацкие байки. С их слов, в этом году аномально высокий уровень воды – они рыбачат на Кантегире уже 10 лет и такой реку видят впервые.  От них узнали, что реки Ататах  и Инь-Сук – это излюбленные рыбацкие притоки. Выше Ататаха обычно   на моторках не пройти (только ветродуйка Ярыгина, но она еще не стала для большинства доступным средством передвижения). Этот год – исключение: выше Ататата можно подняться и на обычной моторке. Рыбаки жалуются на плохую жизнь в местных населенных пунктах. Но как то берут сомнения, видя японские моторы на лодках…

Стогней «уговорил» Леху на радиалку.

Дальше пишет  Леха.

«После обеда уже сухо — выходим со Стогнеем на ближайший гребень. Сразу становится понятно, что на левом берегу места более перспективные в плане пешки, но уже поздно — идём наверх. Склон крутой, завален горелым лесом. Идти тяжело, ещё солнце жарит. Черники нет, но чем выше, тем больше красной и чёрной смородины — начинаем есть и собирать (на «Кантегирку»). До верха чуток не дошли — контрольное время. На спуске ещё больше ягоды, встретили родник. Вышли чуть ниже стоянки, по берегу идти тяжко — тоже весь завален деревьями, высокая трава. Пока ходили, народ  (от скуки) решил напиться... Дольше всех не мог угомониться Камаев:  нахохотался у рыбаков до невменяемого состояния... Репутация была сильно подмочена ночью ...Изба протекла…..Такого номера я ещё не видел...

ЧМСЛ: Если выходить с утра, можно прогуляться по клёвым хребтам на левом берегу, там должна быть черника».

Поздно вечером (пока веселились) впервые за весь поход увидели звездное небо и огромное полнолуние.

21.08.13. Участок пути: изба (ПБ) в 2 км ниже р. Ататах – р.Чизолет (ЛБ), подпор водохранилища.

26  км за ХД.

Подъем в 7.00.

В 9.40, несмотря на туман, вышли. Река расширилась, но течение такое же мощное.

Прошли остатки Семишиверки. Ничего сложного.

Через 12 км - приток Такмагаш (ПБ): очередные избы, с виду тоже в идеальном состоянии.

Р. Такмагаш (ПБ) - 112 км от кордона.

В 12.00, через 7 км от предыдущего притока, зачалились на ПБ, в нескольких метрах до впадения р. Иньсук – еще одна база, построенная Ярыгиным. Место очень красивое: В устье Иньсука по ПБ скальная стенка, на дальнем плане горы. Приток впадает мощным потоком с достаточно прозрачной водой. Рядом с домиками – заросли спелой малины.  

Р. Инсуг (ПБ) – 119 км от кордона.

У всех в голове бродит скрытый гнев по поводу того, что не пришлось здесь пожить. Все про себя ругают д. Сашу.

P.S. Лехи: «Лучше всё таки было свалить на Инсуг, там клёвое место и можно разместиться... для этого надо было убедить дядю Сашу, но аргументов тогда не нашлось».

А ведь я говорила всем им  про это!!!

DSCN4735

Неожиданно начал клевать хариус. В срочном порядке задерживаемся на перекус. Параллельно – экскурсия: впечатлила баня с огромной моечной.

 Мимо прошла большая группа (четыре К-4!). Заволновались – впереди подпор, где с местами плохо… А у Володи ловятся хариусы. Уже 7 штук. Я их тут же укладываю в хе.

Время -  час, решили все бросать и идти.

После впадения левого притока Казанашка через 3 км должен быть пор. Иньсукский – 1 ст., не залитая подпором.

Но порога нет:  в одном месте был короткий участок  с валами – видимо это и была 1 ступень. После нее начинается подпор – течение очень слабое, русло широченное. К-4 отстал – грести не хотят и  пашет один Стогней.

На ЛБ, рядом с безымянным ручьем, увидели катер, который прямо с воды снимал группу (ту многочисленную, которая прошла мимо, когда мы рыбачили на Инсуке). Мы  с Володей подошли к катеру. Из разговора с «водителем», узнали, что этот же катер завтра придет за нами и что у нас будут попутчики – человек 18 омичей (пойдем с перегрузом); у него же уточнили про приток Чизолет – есть ли там места под стоянку  (так как это место выглядело абсолютно непригодным – на берегу глыбы камней).  Выяснилось, что нам и так надо идти до Чизолета (через топляк) – это стандартное место встречи, со слов водилы, берег там не намного лучше этого.

Идем дальше. Вода стоит, русло широкое. Впереди топляк перегораживает все русло, в голове сомнения – надо ли туда лезть и не прошли ли еще приток. Ни в одном из отчетов не было инфы о том, что группы идут через топляк:  все пишут о том, что надо вставать сразу, как вода перестает течь…. 

Но у меня на треке навигатора Чизолет впереди, в 2 км по прямой.

К-4, идущий сзади и не владеющий инфой, сомневается: туда ли мы идем, по рации слышим робкий совет – «а может уже на берег».

Доверяемся треку (этого участка на карте все равно нет).

Ближе к ПБ скопление плавуна наименьшее, метров 10…15.. – идем туда. Раздвигая топляк веслами и носом катамарана, пробиваемся. Все оказалось не так страшно: лес уже обтесался водой и стволы, хоть и огромные, но гладкие.  К-4 тормозит, видим, что все еще сомневаются. По рации сообщаем им, как идти. От стоячей воды, в которой, как в зеркале, отражаются горы, кружится голова.

Вскоре где-то вдали слышим шум падающей воды – но приток не просматривается, его близость показывает навигатор. Целимся на ЛБ, в  заливчик – там впадает Чизолет. Ура!

Р.Чизолет (ЛБ), антистапель  - 126 –й км от кордона.

На берегу никого нет. Мы первые!

По стоячей воде прошли 1.5 км. Они нам показались вечностью.

К-2 зачалился первым. К-4 отстал – гребут еле-еле или вообще не гребут.

Берег - огромные гранитные глыбы. Разведка показала, что среди камней есть место ровно на 2 палатки впритирку друг к другу + уже обжитое среди камней костровище.

Поднявшись чуть выше в сторону ручья, обнаружили небольшую «смотровую» площадку – на ней можно разместить еще 2 палатки.  На притоке – небольшой водопадик.

Подошла четверка.

Разгрузились. Солнце аж печет, зараза!

DSCN4763
DSCN4778
DSCN4789

Торопимся по максимуму все высушить.

Через час, когда уже разобрали каты, увидели идущую группу – видимо, находившуюся в поисках стоянки. Группа была человек из 16!!!! Да, здесь им места явно не хватит – а что дальше – непонятно. Ребята зачалились. Первый вопрос – а где пор. Иньсук? – Вы его уже давно прошли… Это были омичи с тремя французами в команде – те самые, которые перевернули 2 катамарана в Карбайском. Они же будут нашими попутчиками на катере.  Пообщались, замахнули, посоветовали им далеко не идти – по информации, чем дальше, тем  хуже .

Также мимо прошел катер, закончивший погрузку группы – за ним прицепом шел неразобранный катамаран… Мы юмора не поняли.

Наслаждаемся солнцем, купаемся, вспоминаем закон подлости – вот мы сейчас уедем, а здесь установится погода…Обидно.

DSCN4806

Но часов в пять пошел дождь – рано расслабились. Часть вещей подмочило (у тех товарищей, кто вовремя не успел собрать шмотки). Хорошо, что, несмотря на солнце, натянули тент, и высушенная снаряга уже была там (опыт, однако).

Вечером неожиданно начал ловиться крупный окунь и все ринулись рыбачить.

DSCN4788

Окунь был либо голодный, либо не пуганный: я стояла на берегу, наблюдая за стайкой мальков, а окуни прямо с налета прыгали на берег, охотясь за мелочью и, в принципе, сами могли стать легкой добычей, если б я сразу сообразила что это выпрыгивает рыба.

Время позднее, куча рыбы. Возникли терки по поводу ее чистки. Я взяла самоотвод, потому как всю предыдущую рыбу тащила на себе, а окуней чистить вообще не люблю – очень колючие! Стрелки перешли на Стогнея, на что последовало возмутительное «А почему я!?». На свой вопрос получил такой же возмутительный  ответ – «А кто же еще?». (типа – все заняты: оба Володи рыбачит. Леха снимает на видео, д. Саше по возрасту не положено, а ты один бездельничаешь). Стогнею было предложено  рыбу только выпотрошить. Но хорошо, что «он так не привык» – он привык окуней чистить.

Уже затемно варили уху. Сначала решили ее оставить на утро (чтоб настоялась), но потом ….ложка за ложкой, откуда – то рюмочки появились и понеслось… На утро уху оставили только Камаеву – он ушел спать раньше и не учувствовал в ночном безобразии.

Весь вечер Стогней ходил и шуршал: строил какой-то шалаш-пристрой к палатке, а потом. улегся под ним спать.

 Ночью пошел дождь.

22.08.13. Участок пути:  р. Чизолет – Джойский залив.

60 км на катере.

Подъем в 7.00.

Быстрые сборы.

В 8.30 подошел катер, на пол часа раньше назначенного времени, так как грузилось две группы. Нас забирали первыми – поэтому воспользовались возможностью спрятать вещи в грузовой отсек — судя по тучам, собирался дождь.  На погрузку ушло минут 30.

DSCN4811

Омичей подобрали метрах в 500 ниже, на ЛБ – они, бедолаги, палатки не ставили  - негде, спали прямо на камнях, накрывшись тентом. 

На катере туалета нет — нужно причаливать к берегу. Катер шел с перегрузом. Только отошли от

Берега, пошел дождь, который так и не кончился до конца пути.

Плавника практически нет. Появился небольшой затор часа через полтора. Теоретически, можно выходить самостоятельно, на моторе (минимум 2 дня пути, учитывая стоячую воду).  По берегам  в воде стоит затопленный лес – печальное зрелище. Правда с ночевками на берегу  совсем плохо.

DSCN4827
DSCN4844

Р.S Леха: «ЧМСЛ: Как вариант, можно стоять на Инсуге со всеми удобствами (одно судно уже можно разобрать), выходить пораньше и сразу на катер в начале подпора, второе судно сушить на катере... Для этого желательно иметь запасной день и ночёвку в Абакане. Как вариант, можно пройти эти 60 км на моторе с ночёвкой или без, где то порыбачить. Ночевать при этом можно прямо на катамаране, в гамаках или делать ровные площадки из жердей. Здесь одно судно тоже можно разобрать, а раму использовать под площадку для ночёвки».       

Через три часа, в 12.20 местного,  дошли до точки выхода – Джойского залива (ПБ). Пока плыли, не удалось связаться с заказной машиной, которая нас должна была встречать, поэтому бродили сомнения – встретят / не встретят.

Выгрузились. Помогли с разгрузкой омичам. На берегу увидели газель с прицепом. Володя пошел интересоваться – выяснилось, что встречают нас! Шофера звали Михаил. Выяснилось, что такси «Элит» специализируется на заброске туристов, рыбаков. В наличии есть и ГАЗ-66, катер.

Только погрузились в газель, пошел ливень!

Омичей никто не встречал. Мы предложили часть человек забрать с собой (были свободные места) – взяли троих. Выяснилось, что у омичей еще не были куплены билеты…

Дорога по началу – километров 15 грунтовки.  Незадолго до ГЭС начинается асфальт.

 Около Саяно-Шушенской  ГЭС остановились – ГЭС впечатлила.

DSCN4861

От Джойки до Абакана – около 120 км, ехали часа 4.

Леха: « В Абакане были недолго, часа 3-4. Успели пообедать и немножко затариться по продуктам и напиткам. Разливное искали долго — не видно возле вокзала, пришлось погулять. Поезд опять подали на первый путь — кайф! Грузились по партизански, чтобы не привлекать внимание проводников, т. е. вещи складировали на перроне в 2-х местах подальше от вагона. Проводник хватился, когда мы понесли уже последнюю сумку с катамараном…ЧМСЛ: Хотелось бы побольше погулять по Абакану, посетить краеведческий музей и т. п., для этого нужно приезжать в первой половине дня или ночевать в городе».

Поезд. 22.08.13 вечер - 24.08.13 утро.

В  поезде Леха с Камаевым устроили сушку.

Опять пришлось купить лотерейный билет - проводник улыбчивый, но намек поняли.

Леха: «В обратную сторону расписание поезда Абакан-Москва удобнее: Барабинск и Новосиб проезжали в светлое время суток. Как ни странно, но в Барабинске рыба на перроне была, несмотря на присутствие полиции. В Новосибе на привокзальной площади справа есть замечательный магазинчик — около 20 сортов разливного...».

24-го утром прибыли в Ебург – здесь уже ждал микрик.

                                                              

Контакты забросчиков.

Хлебников Александр Владимирович

8-913-052-01-70

 

Абаза-Самбыл

8 т абакан-абаза

7 т/чел ГАЗ-66

Катер 12 т

такси «Элит» г. Абакана.

Михаил

908-32-66-540

 

Джойка-Черемушки-Абакан

Абакан-п.Б.Он

5000 руб

 

6000 руб

Такси  г. Абакана «Хорошее такси»

(было запасным вариантом)

8 (3902) 22-37-00

 

Абакан-Абаза

6600 руб.

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте

Прикрепленные файлы